Способы и приемы привлечения внимания. Способы привлечения внимания. Здравствуйте, дорогие друзья

Для успешного взаимодействия необходимо настроить собеседника на правильное восприятие информации, пробудить интерес к теме разговора, сформировать готовность к восприятию сообщения. Для этого необходимо владеть приемами управления вниманием человека.

Для успешного взаимодействия необходимо настроить собеседника на правильное восприятие информации, пробудить интерес к теме разговора и к происходящим событиям, сформировать готовность к пониманию и анализу сообщения. Для этого инициатору необходимо владеть приемами активизации и управления вниманием человека. Под активизацией внимания понимаются пробуждение активности восприятия человека, усиление его мыслительной деятельности и чувств.

Конечно, наиболее надежный способ привлечь внимание человека — начать говорить с ним о том, что его волнует. Однако нельзя не учитывать и то, как вы говорите. Вы можете сделать вашу речь выразительной, чувственной и эмоциональной, а можете говорить безлико и безразлично; ясно, что воздействие на слушателя при этом будет различным.

Средство, с помощью которого вы доносите ваше сообщение до партнера — ваш голос. Возможно, вы довольны своим голосом, но следует помнить, что человек слышит свой голос иначе, чем слышат его другие; ведь звук проходит и через воздушные каналы, соединяющие наши рот и уши. Поэтому нередко человек, который впервые слышит свой записанный голос, не сразу узнает его. Ваш голос может стать мощным и эффективным инструментом воздействия и передачи информации, а может оказаться инструментом пытки для слушателя, если сделать его монотонным и неприятным для слуха.

Можно без преувеличения сказать, что голос человека — это место, где встречаются его сознательное (содержание речи) и бессознательное (характеристики голоса). Для слушателя порой важно не столько то, что мы говорим, сколько то, как мы это делаем.

1. Прием «нейтральной фразы». Он заключается в том, что общение с собеседником инициатор начинает с фразы, напрямую не связанной с интересующей его темой, но имеющей отношение к собеседнику.

2. Наиболее простым средством привлечения внимания собеседника является повышение голоса. Речь, конечно, не идет о повышении до крика. Это недопустимо не только по морально-этическим, но и тактическим соображениям, так как крик любого человека — явный признак его слабости и бессилия. Но при этом нельзя не признать, что некоторое повышение голоса, особенно в начале фразы, не только привлекает внимание, но и оказывает дополнительное воздействие на партнера.

3. Прием «завлечения». Суть его заключается в том, что инициатор общения вначале произносит что-то трудно воспринимаемое, например, очень тихо. Собеседнику для понимания приходится предпринимать усилия, которые предполагают концентрацию внимания. При этом необходимо отметить, что прием может оказаться эффективным только в том случае, если инициатору общения уже удалось произвести на собеседника значительное впечатление своим профессионализмом и уверенностью в своих силах.

4. Важным способом фокусировки внимания является прием установления зрительного контакта между говорящим и слушающим. Очень многие пользуются этим приемом, зная его эффективность: они обводят аудиторию взглядом, смотрят пристально на кого-нибудь одного, фиксируют взглядом нескольких человек в аудитории.

Установление зрительного контакта широко используется в любом общении (не только в массовом, но и в межличностном, деловом и т. д.) Пристально глядя на человека, вы привлекаете его внимание; постоянно уходя от чьего-то взгляда, вы показываете, что не желаете общаться. Зрительный контакт используется не только для привлечения внимания, но и для того, чтобы его удерживать в процессе общения.

5. Прием «акцентировки». Он используется в тех случаях, когда необходимо обратить особое внимание партнера на самые важные (с точки зрения говорящего) моменты в сообщении. Данный прием можно реализовать с помощью прямой и косвенной акцентировки.

Прямая акцентировка достигается за счет употребления таких фраз, как, например, «прошу обратить внимание», «важно отметить, что…», «необходимо подчеркнуть, что…» и т. д. Косвенная акцентировка происходит, если места, к которым нужно привлечь внимание, выделяются из общего строя общения так, чтобы контрастировать с окружающим фоном и автоматически привлекать внимание.

6. Еще один прием поддержания внимания — это «навязывание ритма». Внимание человека постоянно колеблется (флуктуирует), и если намеренно не прилагать усилий к тому, чтобы все время его настраивать, то оно неотвратимо будет «убегать», переключаться на что-то другое. Особенно способствует такому переключению монотонная, однообразная речь. Когда собеседник говорит именно так, даже заинтересованный слушатель с трудом удерживает внимание, и чем больше он пытается сосредоточиться, тем сильнее его клонит в сон.

Именно здесь и применяется прием «навязывания ритма». Постоянное изменение характеристик голоса и речи — наиболее простой способ задать нужный ритм разговора. Говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то скороговоркой, то нейтрально, собеседник как бы навязывает слушающему свою последовательность переключения внимания, не дает ему возможности расслабиться и что-то пропустить.

7. Прием «своевременного использования пауз» подготавливает партнера, выделяет мысль и позволяет оценить важность сказанного.

Использование пауз полезно для инициатора беседы в следующем ряде случаев:

  • Перед тем как начать говорить. Пауза дает возможность слушателю подготовиться к восприятию, настраивает его внимание на слушание и позволяет говорящему собраться с мыслями.
  • Для управления вниманием и усиления значения сказанного. Если вопрос, фраза или мысль имеют особую важность, но их можно не услышать или понять неправильно, применение пауз весьма полезно перед ними. В данном случае она сравнимо с остановкой гида перед особенно интересной картиной.
  • Вместо знаков препинания, когда паузы используются для структурирования речи и увеличения степени ее понятности.
  • При смене характера беседы. В данном случае пауза разделяет ее процедуры, не позволяет смешивать различные этапы деловой встречи.
8. Прием «переформулировки» — действенное средство поддержания внимания и усиления воздействия. Уже высказанная ранее мысль переформулируется инициатором по-новому, иными словами и выражениями. Это тем более целесообразно, когда речь идет о сложных или очень значимых для собеседника вопросах. При отказе собеседника ответить на поставленный вопрос рекомендуется не настаивать на ответе, а переформулировать вопрос.

9. Прием «провокации». На короткое время у собеседника вызывается реакция несогласия с излагаемой информацией. У него тотчас же появляется желание ее исправить, уточнить.

10. Прием «гиперболы». Не бойтесь прибегнуть к преувеличению, чтобы заострить внимание слушателя, но потом не забудьте четко изложить свою позицию по затронутой проблеме.

11. Прием «прогноза». Основываясь на реальных фактах, предлагайте собеседнику прогнозы ожидаемых событий.

12. Прием «трехходовки». Применяется, когда собеседник вспылил. Выполняется в следующем порядке:

  • проговаривается его состояние: «Я вижу, что вы возмущены, вас что-то задело»;
  • проговаривается свое собственное состояние: «Я тоже немного взволнован(а)»;
  • после небольшой паузы проговаривается оценка ситуации: «Если беседа так пойдет и дальше, у нас ничего не выйдет. Давайте успокоимся».
Управлять вниманием в деловом общении — важная задача не только для говорящего, но и для слушающего. Если он намерен увидеть и услышать именно то, что имеет отношение к делу, он должен уметь управлять своим вниманием. Разнообразные приемы активного слушания направлены именно на приобретение этого навыка.

Введение

Заключение

Список литературы

Введение


Сутью и обоснованием выбора данной темы является тот факт что концентрация внимания аудитории на выступающем - необходимое условие для того, чтобы информация напрямую попадала в мозг людей. Если внимание публики занято мыслями о своих делах и проблемах, разговором с соседом, разглядыванием каких-нибудь материалов и оратор не сумел его захватить, любая речь бессмысленна.

Без внимания никакое воздействие на сознание и на эмоции публики невозможно. Самая мощная пушка бесполезна, если она не наведена на цель, ее снаряды будут рассеяны по воробьям. Так и сила оратора будет распыляться, если он не сумел захватить внимание слушателей.

Между тем хорошо известно из психологии, что внимание людей капризно и непостоянно, само по себе оно сконцентрировано не будет, но хороший оратор обязан грамотно им управлять. И важно делать это тонко и, как ни странно звучит, незаметно для публики - у хорошего оратора никакие приемы не бросаются в глаза.

Для этого в своей работе выделяются такие подтемы:

-способы привлечения внимания

-способы удержания внимания

1. Способы привлечения и удержания внимания


Во-первых, любой движущийся предмет. Когда вы появляетесь перед публикой, сам факт появления нового движущегося объекта уже завладевает вниманием людей, хотя бы на несколько секунд - но для начала и этого достаточно. Я всегда говорю людям на тренинге - выступление начинается, не когда вы открываете рот и начинаете говорить, а когда появляетесь в поле зрения публики. В момент вашего появления все люди в аудитории повернут голову на вас - ага, вот кто у нас следующий, ну, давай, давай, сейчас посмотрим, на что ты способен… И вы спокойно и уверенно, по-хозяйски шагаете на сцену и занимаете центральное место для выступления.

Во-вторых, выразительная жестикуляция. Руки - тоже движущийся объект, который хорошо цепляет внимание людей. Жестикуляция выполняет очень важную функцию - она дает пищу для глаз. Обычно мы в общении перегружаем информацией звуковой канал, а зрительный канал у публики скучает. Ну, посмотрели люди, как вы вышли, как вы одеты, как вы держитесь, ну и все. Дальше глаза скучают. Плакаты, слайды, и наглядные пособия далеко не всегда есть в запасе. А между тем, зрительный канал способен воспринимать в 10 раз больше информации, чем звуковой!

В-третьих, контакт глазами. Есть ораторы, которым некомфортно смотреть в зал, поэтому они начинают шарить глазами по сторонам и теряют контакт с аудиторией. Важное правило для любого оратора - держать глазами аудиторию, в основном центральный сектор, иногда - боковые сектора зала. Держите глазами публику!

В-четвертых, сильный и уверенный голос оратора. Звук голоса сам по себе является сильным раздражителем и не дает "засыпать" залу, даже если содержанием вы не удивляете. Если у вас негромкий голос, и вы полагаете, что публике и так слышно, вы заставляете людей, особенно на задних рядах, напрягать внимание и прислушиваться. А внимание так устроено, что оно скоро утомляется, и люди в зале перестают прислушиваться, и уходят мыслями в себя.

В-пятых, энергетика речи. Энергетика - это эмоциональный заряд человека, его увлеченность, экспрессивность. Энергетика держит внимание людей лучше, чем многое другое. Заряженный по энергетике человек становится сильнейшим магнитом для зала, от него невозможно отвести глаз, он выразителен, он интересен, он привлекателен. И наоборот, в вялом состоянии нельзя выходить на публику и говорить, это лучший способ усыпить зал и далее при своем появлении вызывать только зевотный позыв.


2. Контакты с аудиторией: удержание внимания


От длинных монологов слушатели быстро устают. И начинают подремывать, считать ворон за окном, витать в своих мыслях… Оратору можно, конечно, утешать себя тем, что его слова, возможно, действуют прямо на подсознание. И продолжать делать то, что так убаюкивающее воздействует на аудиторию…

Но можно начать делать что-то другое. Бороться за внимание слушателей. Использовать самые разные средства, чтобы это внимание не только захватить, но и удержать.

Самый простой и эффективный способ - это все время что-то менять в своем выступлении.

Изменять интонации. Делать свой рассказ эмоционально насыщенным (ничто так не убаюкивает, как монотонный, одноцветный голос оратора).

Поднимать и опускать энергетику. То успокаивать аудиторию… то заводить её так, чтобы она чуть ли не бесновалась!

Передвигаться по аудитории, подходить к первому ряду, отходить назад… активно жестикулировать. Движущиеся объекты привлекают больше внимания!

Менять способ донесения информации: 3 минуты - слайды, 4 минуты - лекция, 2 минуты - история из жизни, 3 минуты - вопросы в зал…

Как только оратор начинает делать что-то новое - происходит всплеск интереса к тому, что происходит. Всё новое подсознательно притягивает внимание человека (хотя бы для того, чтобы оценить, не опасно ли это для жизни).

Разнообразие - это общая идея. А вот как именно это разнообразие можно создавать, мы и поговорим.

Один из самых простых приемов - это имитация диалога. Просто вы в своем выступлении начинаете беседовать с воображаемым собеседником. Отвечая на его вопросы, задавая ему свои. Создавая спектакль одного актера!

Это позволяет оживить речь, сделать её более разговорной, живой, стимулирует внимание слушателей (они становятся как бы свидетелями спора/беседы).

Построить подобный диалог помогают фразы:

"Мне могут возразить…"

"Иногда спрашивают…"

"Иногда мне приходится слышать такие, например, высказывания… на что я обычно отвечаю"

"Есть три вопроса, которые мне обычно задают…"

Вот, например фрагмент оправдательной речи Брута после убийства Цезаря (в интерпретации Шекспира), в котором он использовал этот приём (в этой речи есть также риторические вопросы к слушателям, про которые мы поговорим в следующей рассылке).

"…Если в этом собрании есть хоть один человек, искренне любивший Цезаря, то я говорю ему: любовь Брута к Цезарю была не меньше, чем его. И если этот друг спросит, почему Брут восстал против Цезаря, то вот мой ответ: не потому, что я любил Цезаря меньше, но потому, что я любил Рим больше. Что вы предпочли бы: чтоб Цезарь был жив, а вы умерли рабами, или чтобы Цезарь был мёртв и вы все жили свободными людьми? …"

После этой пламенной речи народ начал чествовать Брута, как народного героя. Правда, не прошло и 10 минут, как после ответной речи Антония тот же народ бросился с горящими факелами жечь дом Брута.

"Юлий Цезарь" Шекспира почти наполовину состоит из подобных фрагментов, где мнение и действия толпы определяются искусством оратора, тем, насколько красиво оратор манипулирует мышлением толпы.

аудитория внимание оратор управление

Заключение


Управлять вниманием в деловом общении - важная задача не только для говорящего, но и для слушающего. Если он намерен увидеть и услышать именно то, что имеет отношение к делу, он должен уметь управлять своим вниманием. Разнообразные приемы активного слушания направлены именно на приобретение этого навыка.

Итак, важно помнить, что для того, чтобы захватить аудиторию во время начала публичного выступления есть немало взаимодействующих факторов, воздействующих на психику, подсознание и внимание слушателей, которые должен знать каждый оратор.

Список литературы


1.С. Кара-Мурза "Манипуляция сознанием" 2009

2.Игнатьев Д. Настольная энциклопедия Public Relations. / Д. Игнатьев, А. Бекетов, Ф. Сарокваша. - М., 2006. - 229 с.

.Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов / Г.Г. Почепцов. - М.: Рефл-бук, 2010. - 624 с.

.Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. - М., 2003. - 246 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Для успешного взаимодействия необходимо настроить собеседника на правильное восприятие информации, пробудить интерес к теме разговора, сформировать готовность к восприятию сообщения. Для этого необходимо владеть приемами управления вниманием человека.

Под активизацией внимания понимаются пробуждение активности восприятия человека, усиление его мыслительной деятельности и чувств .

Конечно, наиболее надежный способ привлечь внимание человека - начать говорить с ним о том, что его волнует. Однако нельзя не учитывать и то, как говорите. Средство, с помощью которого доносится сообщение до партнера, - голос.

Можно без преувеличения сказать, что голос человека - это место, где встречаются его сознательное (содержание речи) и бессознательное (характеристики голоса). Для слушателя порой важно не столько то, что мы говорим, сколько то, как мы это делаем.

Прием «нейтральной фразы». Он заключается в том, что общение с собеседником инициатор начинает с фразы, напрямую не связанной с интересующей его темой, но имеющей отношение к собеседнику.

Наиболее простым средством привлечения внимания собеседника является повышение голоса. Речь, конечно, не идет о повышении до крика. Это недопустимо не только по морально-этическим, но и тактическим соображениям, так как крик любого человека - явный признак его слабости и бессилия. Но при этом нельзя не признать, что некоторое повышение голоса, особенно в начале фразы, не только привлекает внимание, но и оказывает дополнительное воздействие на партнера.

Прием «завлечения». Суть его заключается в том, что инициатор общения вначале произносит что-то трудно воспринимаемое, например, очень тихо. Собеседнику для понимания приходится предпринимать усилия, которые предполагают концентрацию внимания. При этом необходимо отметить, что прием может оказаться эффективным только в том случае, если инициатору общения уже удалось произвести на собеседника значительное впечатление своим профессионализмом и уверенностью в своих силах.

Важным способом фокусировки внимания является прием установления зрительного контакта между говорящим и слушающим. Очень многие пользуются этим приемом, зная его эффективность: они обводят аудиторию взглядом, смотрят пристально на кого-нибудь одного, фиксируют взглядом нескольких человек в аудитории. Установление зрительного контакта широко используется в любом общении (не только в массовом, но и в межличностном, деловом и т. д.). Пристально глядя на человека, вы привлекаете его внимание; постоянно уходя от чьего-то взгляда, вы показываете, что не желаете общаться. Зрительный контакт используется не только для привлечения внимания, но и для того, чтобы его удерживать в процессе общения.

Прием «акцентировки». Он используется в тех случаях, когда необходимо обратить особое внимание партнера на самые важные (с точки зрения говорящего) моменты в сообщении. Данный прием можно реализовать с помощью прямой и косвенной акцентировки. Прямая акцентировка достигается за счет употребления таких фраз, как, например, «прошу обратить внимание», «важно отметить, что...», «необходимо подчеркнуть, что...» и т. д. Косвенная акцентировка происходит, если места, к которым нужно привлечь внимание, выделяются из общего строя общения так, чтобы контрастировать с окружающим фоном и автоматически привлекать внимание.

Еще один прием поддержания внимания - это «навязывание ритма». Внимание человека постоянно колеблется (флуктуирует), и если намеренно не прилагать усилий к тому, чтобы все время его настраивать, то оно неотвратимо будет «убегать», переключаться на что-то другое. Особенно способствует такому переключению монотонная, однообразная речь. Когда собеседник говорит именно так, даже заинтересованный слушатель с трудом удерживает внимание, и чем больше он пытается сосредоточиться, тем сильнее его клонит в сон. Именно здесь и применяется прием «навязывания ритма». Постоянное изменение характеристик голоса и речи - наиболее простой способ задать нужный ритм разговора. Говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то скороговоркой, то нейтрально, собеседник как бы навязывает слушающему свою последовательность переключения внимания, не дает ему возможности расслабиться и что-то пропустить.

Прием «своевременного использования пауз» подготавливает партнера, выделяет мысль и позволяет оценить важность сказанного.

Использование пауз полезно для инициатора беседы в следующем ряде случаев:

Перед тем как начать говорить. Пауза дает возможность слушателю подготовиться к восприятию, настраивает его внимание на слушание и позволяет говорящему собраться с мыслями.

Для управления вниманием и усиления значения сказанного. Если вопрос, фраза или мысль имеют особую важность, но их можно не услышать или понять неправильно, применение пауз весьма полезно перед ними. В данном случае она сравнимо с остановкой гида перед особенно интересной картиной.

Вместо знаков препинания, когда паузы используются для структурирования речи и увеличения степени ее понятности.

При смене характера беседы. В данном случае пауза разделяет ее процедуры, не позволяет смешивать различные этапы деловой встречи.

Прием «переформулировки» - действенное средство поддержания внимания и усиления воздействия. Уже высказанная ранее мысль переформулируется инициатором по-новому, иными словами и выражениями. Это тем более целесообразно, когда речь идет о сложных или очень значимых для собеседника вопросах. При отказе собеседника ответить на поставленный вопрос рекомендуется не настаивать на ответе, а переформулировать вопрос.

Прием «провокации». На короткое время у собеседника вызывается реакция несогласия с излагаемой информацией. У него тотчас же появляется желание ее исправить, уточнить.

Прием «гиперболы». Не бойтесь прибегнуть к преувеличению, чтобы заострить внимание слушателя, но потом не забудьте четко изложить свою позицию по затронутой проблеме.

Прием «прогноза». Основываясь на реальных фактах, предлагайте собеседнику прогнозы ожидаемых событий.

Прием «трехходовки». Применяется, когда собеседник вспылил. Выполняется в следующем порядке:

  • 1)проговаривается его состояние: «Я вижу, что вы возмущены, вас что-то задело»;
  • 2)проговаривается свое собственное состояние: «Я тоже немного взволнован»;
  • 3)после небольшой паузы проговаривается оценка ситуации: «Если беседа так пойдет и дальше, у нас ничего не выйдет. Давайте успокоимся».

Управлять вниманием в деловом общении - важная задача не только для говорящего, но и для слушающего. Если он намерен увидеть и услышать именно то, что имеет отношение к делу, он должен уметь управлять своим вниманием. Разнообразные приемы активного слушания направлены именно на приобретение этого навыка.

«Никогда, никакими словами
вы не заставите читателей
познавать мир через скуку»
- Алексей Толстой

Знакома ли вам такая ситуация: вы старательно готовились к публичному выступлению. Но вот проходит четверть часа, и вы замечаете: кто-то уже рассматривает новый телефон соседа; другой в тайне зевает и глядит в потолок; а третий и вовсе улыбается своим мыслям. В зале начинаются движения, разговоры и гул. Как же быть?

Важно всегда помнить: только увлекательные речи обостряют внимание слушателей, позволяя оратору добиваться успеха. Знание своей аудитории и безупречная речь - первый шаг на пути к признанию.

В этой статье мы собрали и систематизировали для вас лучшие приемы ораторского искусства:

Прием 1. Используйте вопросно-ответный план выступления

Смело рассуждайте вслух над поставленной перед вами задачей. Задавайте аудитории вопросы, рассказывайте много новых, неизвестных фактов, выдвигайте возможные сомнения, приходите вместе к определенным выводам. Этот прием побуждает каждого слушателя вникнуть в суть рассматриваемого вопроса.

На заметку: в маленькой аудитории, от оратора в большей степени ждут непосредственного, живого общения, нежели длинного монолога.

Прием 2. Обращайтесь к разным погодным условиям

Говоря о каком-либо событии, усильте свою речь, сославшись, например, на теплую, солнечную, сухую погоду: «…даже природа радуется в этот торжественный день вместе с нами».

Прием 3. Добавьте юмора

Довольно часто в серьезную, деловую по содержанию речь вводят , анекдоты и т.п. Юмор - лучшее средство разрядки скованности, оживления внимания слушателя. После удачной шутки большая часть из присутствующих начинает улыбаться, испытывать доверие к оратору, у аудитории появляется интерес к речи.

Имейте в виду: люди в больших аудиториях, как правило, солидаризируются, единодушно либо одобряют, принимают оратора, либо напротив - критикуют. И это, несмотря на то, что с самого начала каждый из слушателей по-разному был настроен на речь.

Прием 4. Обращайтесь к речи предыдущего оратора

Чтобы достичь взаимопонимания с аудиторией:

  • цитируйте предыдущего оратора;
  • обыгрывайте его выражения и слова;
  • соглашайтесь или не соглашайтесь с его мнением.

Прием 5. Ссылайтесь на авторитетные источники

Высказывания крупных ученых; изречения видных деятелей; ссылка на популярные издания - как нельзя лучше подкрепят вас в вашей позиции - вызовут доверие, увлекут слушателя.

Прием 6. Выбирайте тему и слова обращения с учетом обстановки

Оратор, не обдумавший план выступления, часто «уходит» от главной темы доклада. Продуманный текст исключает повторений, заминок, делает речь более уверенной. Оцените, соответствует ли ваше выступление:

  • обстановке;
  • возрасту слушателей;
  • установкам аудитории;
  • уровню знаний слушателей.

Не забывайте время от времени по обстановке повторять обращения:

  • Дорогие друзья!
  • Юные друзья!
  • Уважаемые дамы и господа!
  • Глубокоуважаемые коллеги!

Используйте разные формулировки.

Прием 7. Голосовые приемы

Монотонная речь - усыпляет. Очень быстрая речь - вызывает желание перестать слушать. Одним является пауза - придает значимость сказанному, удерживает внимание.

  • повышения тона голоса;
  • изменения громкости голоса;
  • изменения темпа речи.

Пример 8. Приводите примеры из личной жизни или художественной литературы

Легко оживляют выступления: пословицы, поговорки, примеры из художественной литературы или просто из жизни.

Каждый ваш слушатель - это личность со своим темпераментом, особенностями характера, своими жизненными установками, состоянием нервной системы. Перед вами стоит очень непростая задача - удержать внимание аудитории до конца выступления. Мы надеемся, что вы нашли верное решение, как заинтересовать всех и каждого - как установить контакт с любой аудиторией.

А какие ораторские приемы известны вам? Оставляйте свои комментарии в строке ниже.

Удачных вам выступлений!

Психология внимания. Способы привлечения внимания на уроках.

Внимание - избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем. Это некая деятельность организма, упорядочивающая поток информации от внешних и внутренних источников, вычленяющая наиболее важную часть информации из этого потока.

Физиология внимания.

Однако внимание – не только внутренняя способность. Внимание чаще всего начинается с двигательного компонента. Так, если мы собираемся внимательно разглядывать что-нибудь, мы принимаем соответствующую позу, придаем известное положение голове, нужным образом приспособляем и фиксируем глаза. В акте внимательного слушания не меньшую роль играют приспособительные и ориентировочные движения уха, шеи и головы. Смысл и назначение этих движений всегда сводятся к тому, чтобы поставить в наиболее удобное и выгодное положение воспринимающие органы, на долю которых выпадает самая ответственная работа. Но эти активные двигательные реакции составляют только половину дела. Другая, не менее важная половина заключается в прекращении всех прочих, не связанных с предстоящей деятельностью движений и реакций.

Такие движения вызывают определенные мышечные зажимы, физиологическое напряжение, которое накопившись приводит к утомлению и как следствие – изменение концентрации внимания и отвлекаемость. Утомление имеет разнообразные проявления на уровнях:

1) поведенческом – снижение производительности труда, уменьшение скорости и точности работы;

2) физиологическом – затруднение выработки условных связей, повышение инерционности в динамике нервных процессов;

3) психологическом – снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере.

Наиболее уязвимыми моментами для возникновения утомления и переутомления организма являются следующие периоды: адаптация к учебным нагрузкам (начало учебного года, четверти); окончание четверти, учебного года и недели. Кроме того, утомление возникает ежедневно, к третьему или четвертому уроку, cначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня.

Для того, чтобы избежать подобного, следует

· учитывать возрастные особенности детей. Дети младшего возраста сами сменят позу и отвлекутся. Дети более старшего возраста волевым усилием могут продолжать удерживать внимание, но эффективность будет ниже.

· следует соблюдать ритмическую структуру занятия с чередованием различных видов деятельности , чтобы напряжения в мышечных системах в течение урока переключалось на различные области

· возможно применение специальных упражнений. Смысл их всех лежит в кратковременном, но сильном по интенсивности напряжении-расслаблении всех или отдельных групп мышц. Для детей эти упражнения можно разнообразить зрительными и фантазийными элементами. Упражнения на все тело – «космонавты», на шейный отдел – «жираф», на руки – «игры с песком», дыхательная гимнастика – «воздушный шарик » и т. д.

Внимание и рассеянность

С психологической точки зрения приходится различать две совершенно несходные стороны в рассеянности. Рассеянность может проистекать действительно из слабости внимания, из неумения собрать, сосредоточить и сконцентрировать установку на чем-нибудь одном. Поэтому она может означать известную приостановленность и разлаженность всего механизма поведения и в этом смысле при сколько-нибудь заметных чертах принимает явный патологический характер и относится к области ненормального. СДВГ . Однако рассеянность, с которой большею частью приходится иметь дело педагогу и которая проявляется на каждом шагу в жизни нормального человека, представляет из себя необходимого и полезного спутника внимания. Быть внимательным к чему-либо одному непременно предполагает быть рассеянным по отношению ко всему остальному. Зависимость приобретает совершенно математический характер прямой пропорциональности, и мы можем прямо сказать: чем больше сила внимания, тем больше и сила рассеяния. Иными словами, чем точнее и совершеннее установка на одной какой-нибудь реакции, тем менее приспособленным оказывается организм к другим. В известных анекдотах о рассеянности ученых и вообще людей, занятых какой-либо одной мыслью, этот психологический закон связи внимания и рассеяния находит самое блестящее подтверждение. Рассеянность ученого, рассеянность исследователя всегда означают необычайную собранность его мысли в одной точке. В этом смысле с научной точки зрения правильно будет говорить не о воспитании внимания и борьбе с рассеянностью, но о правильном воспитании того и другого вместе. Поэтому здесь важно говорить о способах привлечения и контроля внимания педагогом.

Развитие внимания. Виды внимания.

Развитие внимание проходит по линии изменения характера его произвольности. Детское внимание направляется и руководится почти всецело интересом, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадение двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагаются в качестве обязательных. Внимание детей Дошкольного возраста носит непроизвольный характер и отличается легкой отвлекаемостью. Это имеет двоякое значение.

Непроизвольное внимание (пассивное)

Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное. Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека. Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность. Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться. Причины возникновения непроизвольного внимания:

· Неожиданность раздражителя.

· Относительная сила раздражителя.

· Новизна раздражителя.

· Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.

· Контрастность предметов или явлений.

· Внутреннее состояние человека.

Опытный воспитатель обязательно справится с ситуацией, вызвавшей непроизвольное внимание детей, используя его же механизм. Чтобы вернуть ребят на занятие, взрослый введет в его ход какой-то новый, необычный элемент. Например, в гости к детям в тот момент, когда они отвлеклись на постороннее событие, придет какой-то сказочный персонаж, инсценированный воспитателем, или "почтальон" принесет важное послание. Непроизвольное внимание детей вновь сработает. При этом его объектом станет занятие.

Произвольное внимание

На шестом году жизни ребенок сам начинает управлять собственным вниманием, заставляя себя сосредоточиваться на чем-либо важном и нужном, жертвуя занимательным и интересным. К младшему школьному возрасту у ребенка появляется навык волевого усилия для привлечения и сохранения внимания. Такое внимание называется произвольным.

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

· чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же

· вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.

Возможности управления непроизвольным и произвольным, внутренним и внешним вниманием различны у школьников разного возраста.

В младшем школьном возрасте легко возникает непроизвольное внимание в отношении внешних объектов, поэтому младшие школьники часто отвлекаются. Кроме того, устойчивость произвольного внимания у них кратковременна. Дети 7 - 8 лет могут удерживать произвольное внимание с высокой степенью интенсивности только 10 -15 минут. Экспериментально доказано, что младшие школьники не способны сосредоточенно выполнять подряд 7 - 8 упражнений, даже если на это планировать 8 – 10 минут. Уже на пятом упражнении наблюдается большое число отвлечений. В соответствии с особенностями данного периода развития психики, школьники младших классов с трудом концентрируют внимание на собственных мыслях и представлениях. Важно помнить, что дети этого возраста оценивают себя, исходя из той оценки, которую дают им взрослые, что и вызывает интерес к учебным занятиям, формирует «компетенцию» как аспект самосознания, которое, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, составляет центральное психическое новообразование младшего школьника.

Ученики среднего звена обладают способностью удерживать произвольное внимание в течение 40-45 минут, но только при сильном интересе к выполняемой деятельности. Несмотря на это отвлекаемость у них повышенная. Это может быть вызвано многими причинами: импульсивностью поведения, нетерпеливостью, стремлением к самостоятельности, ростом потребности в двигательной активности. Дети этого возраста легко ориентируются на конечный результат деятельности, но безразличны к ее процессу, качеству выполнения действий.

Учителю следует: использовать разнообразные проблемные методы обучения, пользоваться социальной активностью подростка, поддерживать диалог с учениками, проводить индивидуальное обучение, максимально обогатив содержание учебного материала жизненно необходимыми, социально-культурными и социально-экономическими сведениями, которые бы соответствовали современному уровню развития общества.

Старшеклассники обладают значимыми мотивами для длительного удержания внимания и действуют сознательно. У них ярко выражено стремление к самопознанию и самосовершенствованию, поэтому они внимательно относятся к любой информации (рассказ, показ, упражнения). Если для младших школьников и подростков главным фактором, организующим внимание, является форма подачи учебного материала, то для старшеклассников важным становится содержание.

Как развивается произвольное внимание? Средства, с помощью которых ребенок начинает управлять своим вниманием, он получает в процессе взаимодействия с взрослыми. Родители, воспитатели включают ребенка в такие новые виды деятельности, как игры по правилам, конструирование и т. п. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.

Позднее ребенок начинает сам обозначать словами те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата. Так он овладевает одним из главных средств управления вниманием - умением словесно сформулировать то, на что он будет ориентироваться. На протяжении дошкольного возраста использование ребенком речи для организации собственного внимания резко возрастает. Выполняя задание по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в 10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

Часто бывает так, что занятия, которые вначале требовали волевых усилий для сосредоточения внимания, становятся затем интересными и увлекают ребенка. Произвольное внимание при этом переходит в послепроизвольное , в котором смешиваются характерные признаки как произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным послепроизвольное внимание сходно активностью, целенаправленностью, а с непроизвольным - отсутствием усилий для его сохранения.

Объем . Доказано, что в среднем взрослый человек сосредоточивает свое внимание не более чем на семи объектах. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как это было в четыре-пять лет), а даже три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Но объем внимания сужается, если ребенок воспринимает одновременно несколько незнакомых ему предметов или же предметов, которые близко расположены друг к другу или, наоборот, рассредоточены на большой площади. Например, если ребенку предъявляется две сходные картинки, то происходит "спутывание" воспринимаемых объектов.

К шести годам не только увеличивается количество объектов, которые ребенок способен одновременно воспринять, изменяется и круг предметов, которые привлекают внимание детей. Если в три-четыре года внимание ребенка привлекали яркие, необычные предметы, то в шестилетнем возрасте - внешне ничем не примечательные объекты. Интерес ребенка все чаще может вызвать загадка, вопрос. Да и в тех объектах, которые нравились ребенку раньше, он начинает замечать иное. Его все больше интересует сам человек, его деятельность, а не столько внешне яркие, необычные предметы. В облике человека, его поведении, одежде ребенок замечает детали.

Устойчивость внимания показывает, как долго ребенок может поддерживать достаточный уровень сосредоточенности психики на объекте или выполняемой деятельности.

Если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30 - 50 минут, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Как указывает известный детский психолог, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. При организации обучения детей шести лет важно учитывать следующие особенности устойчивости внимания.

Установлено, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут. Оптимально, если урок у шестилетних детей длится 35 минут, а перемены - не менее 20 минут. В неделю у шестилетних детей может быть не более 20 уроков. Из них 8 уроков отводится на предметы эстетического и трудового цикла. Специалисты выявили, что в условиях шестидневной учебной недели наивысшая работоспособность у шестилеток во вторник и среду. В эти дни целесообразно проводить по четыре урока, а в остальные дни - по три. В середине недели или в ее конце рекомендуется «облегченный день»: один урок (занятие), требующий большого напряжения внимания, два других - полегче (музыка и пение, ознакомление с окружающим миром, физкультура, изобразительное искусство). Четверг можно сделать вообще свободным от занятий, посвятив его играм, спортивным развлечениям.

Концентрация внимания определяет, насколько сильно, интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, а также насколько он способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам. Чаще всего сила сосредоточения у дошкольников невелика, ее важно развивать.

Переключение внимания определяется скоростью преднамеренного перехода ребенка с одного объекта или вида деятельности на другой. При этом перевод внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое реализуется волевым усилием.

Распределение внимания предполагает его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов. Именно это свойство дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. В дошкольном возрасте переключение и распределение внимания развиты слабо и требуют тренировки.

Таким образом:

· следует соблюдать режим дня и периоды работоспособности ребенка для оптимизации обучения;

· само занятие должно быть выстроено с учетом психофизиологических особенностей детей этого возраста (интерес, наглядность, переключение внимания, физическая разгрузка);

· педагог должен управлять вниманием детей, а не следовать за ним.

Гимнастика для глаз.

2. Для снятия утомляемости и облегче­ния работы на близком расстоянии (чтение, письмо) смотреть перед собой 2–3 с. Потом, держа указательный палец правой руки на уровне средней линии лица на расстоянии 25–30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него в течение 3–5 с. Опустить руку. Повторить 10–12 раз.

3. Поставить указательный палец пра­вой руки по средней линии лица на рассто­янии 30 см, смотреть на конец пальца 3–5 с. Прикрыть левой ладонью левый глаз на 3–5 с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3–5 с. Повторить то же самое начиная с левой руки. Повто­рить 5–6 раз.

При выполнении учениками учебного задания:

1. Выбирать оптимальный темп работы для данной группы учеников. Низкий темп расхолаживает, рассредоточивает внимание, высокий - не дает времени сосредоточиться, может вызывать утомление, что тоже приводит к снижению интенсивности внимания.

2. Планировать оптимальный объем работы на урок. Слишком большой объем порождает рассеянность, создает условия для формирования неустойчивого внимания как следствие однообразия или утомления, а слишком малый объем - неполную загрузку и появление пауз вследствие отвлечения учеников.

3. Вводить соревновательные элементы или игры в процесс урока. При этом необходимо помнить, что сильное эмоциональное возбуждение мешает сосредоточить внимание на технической части упражнения.

4. Стимулировать внимание учеников в отдельные моменты урока, подчеркивая важность выполняемых действий.

5. Постепенно раскрывать в разучиваемом упражнении все новые и новые нюансы. Показывать различные варианты выполнения данного упражнения.

6. Устранять причины отрицательного отношения учеников к разучиваемым упражнениям, возникшим, например, из-за боязни.

7. Заранее организовать место для занятия, чтобы не возникали потери времени на поиск спортивного инвентаря , организацию рабочего места (подготовку гимнастического снаряда и т. д.).