Сравнение строения почки и побега вывод. Урок – лабораторная работа «Побег и почки. Чем отличаются генеративные почки от вегетативных

Размеры первого самолета с двигателем были более чем скромными. Длина его составляла 6,4 метра, а высота - 2,7 метра. «Флайер-1», сконструированный и построенный в далеком 1903 году братьями Райт, был способен поднять в воздух лишь одного человека. Размах крыльев первого летательного аппарата был чуть более 12 метров, а площадь крыла - 47 квадратных метра. Конечно, с того момента авиация шагнула далеко вперед. Современные лайнеры поражают своими габаритами, мощностью, грузоподъемностью. Самые большие самолеты в мире способны перевезти несколько сотен тонн груза, а пассажирские гиганты за рейс перевозят более 800 пассажиров. Поговорим о тяжеловесах современной авиации.

Лидер по длине крыла

Прежде чем переходить к гигантам, вспомним уникальный Hughes H-4 Hercules. Именно он уже более 70 лет удерживает лидерство по размаху крыльев, а по высоте с ним сравнялся лишь современный Airbus А380-800.

История у самолета непростая. В начале Второй мировой войны правительство США заказало фирме «Hughes Aircraft» построить самолет-амфибию для грузопассажирских перевозок. Да, он должен был не только летать, но и уметь плавать. Главная цель, заявленная заказчиком - потратить минимум стратегического сырья, то есть сделать его не из металла, а из дерева.

«Летающая лодка» была призвана стать крупнейшим из всех существующих самолетов. Но поиски идеального решения затянулись, а самолет-амфибия был построен лишь спустя два года после завершения войны. Аппарат, получивший знаменитое прозвище «Еловый Гусь», полностью был сделан из фанеры. По оценкам на разработку и строительство самолета потребовалось 22 миллиона долларов из бюджета США, еще 18 миллионов вложил владелец компании Говард Хьюз.

Размеры «Геркулеса» в семь раз превышали параметры любого самолета. Длина составила 66,45 метра, высота - 24 метра, а размах крыла - 97,5 метра. Он весил 136 тонн, грузоподъемность составляла 59 тонн. Летающая лодка была способна вместить более 700 солдат.

По проекту самолет мог развивать скорость до 378 км/ч, набирать высоту более семи тысяч метров и пролетать 5,6 тысячи км. Но испытать его предельные возможности так и не удалось. Первый и единственный экспериментальный полет «Геркулес» совершил в ноябре 1947 года в гавани Лос-Анджелеса. Сделав несколько проходов по гавани, самолет-амфибия оторвался от воды и пролетел около двух километров на высоте 21 метра и скорости порядка 120 км/ч. После идеально совершенной посадки «Геркулес» вернулся в свой ангар, где его поддерживали в рабочем состоянии до 1976 года. Сегодня увидеть деревянного гиганта можно в музее штата Орегон США.

Рекордсмены пассажирских перевозок

Среди самых больших современных лайнеров в сегменте пассажирских авиаперевозок выделяются две модели самолетов-конкурентов: Боинг 747 и Аэробус А380. Первый держит пальму первенства по длине, второй стал бесспорным лидером по вместимости.

Лидер по габаритам

Длиннейшим пассажирским лайнером сегодня является Boeing 747-8. Кроме того, он является и крупнейшим коммерческим самолетом, когда-либо построенным в США.

Широкофюзеляжный двухпалубный Boeing 747-8 почти на метр превосходит длину предыдущего лидера Airbus A340-600. Длина фюзеляжа составляет 76 метров, высота - более 19 метров. Размах крыльев этого гиганта составляет почти 68,5 метра.

Лайнер был анонсирован в 2005 году, а первый полет состоялся через пять лет. Ключевыми отличиями его от прежних моделей Boeing 747 стали удлиненный фюзеляж, новое крыло, двигатели и бортовые системы. Существенные доработки привели к тому, что он стал самым тихим и экономичным лайнером семейства. Визитная карточка Боинга, горб в передней части корпуса, осталась, здесь располагается верхняя палуба.

На борту лайнера умещаются до 581 пассажира. Лайнер способен преодолевать до 14,1 тысячи километров со скоростью 917 км/ч. Максимальная скорость Boeing 747-8 достигает 950 км/ч, что делает его лидером среди пассажирских дозвуковых лайнеров.

Boeing 747-8 выпускается в трех вариантах: грузовой, пассажирский и президентский. Сегодня самыми длинными в мире самолетами пользуются , Air China, Korean Air, Cathay Pacific Airways, UPS Airlines и другими. Именно он удерживает первенство по заказам VIP-версий самолета, предназначенных для полетов первых лиц государства, государственных деятелей и политиков.

Рекордсмен по пассажирской вместимости

На протяжении 37 лет лидерство по трем параметрам: размеру, весу и вместительности, - удерживал пассажирский Boeing 747. Все изменилось в 2005 году, когда в небо взлетел Airbus A380. С тех пор именно он удерживает лидерство по пассажирской вместимости.

На борту лайнера могут одновременно находиться до 853 пассажиров, в то время как Boeing 747 вмещает до 600 человек.

На разработку лайнера ушло около десяти лет и 12 миллиардов евро. Как заявляли в «Airbus S.A.S», чтобы окупить проект, нужно продать 420 самолетов. На конец 2017 года было заказано 317 самолетов, более 220 из них - уже эксплуатируются авиакомпаниями.

Первый коммерческий рейс А380 совершил в 2007 году из Сингапура в Сидней под флагом Singapore Airlines. В честь этого события пассажиров угощали шампанским и вручали памятные сертификаты.

Габариты рекордсмена не менее внушительны: высота 24 метра, длина почти 73 метра, размах крыла почти 80 метров. Он весит 280 тонн, и может поднять еще столько же. Самым сложным вопросом, по словам разработчиков, был, как сделать такого гиганта как можно легче. Для решения задачи при строительстве применялись легкие композиционные материалы.

Несмотря на свои размеры, A380 является самым экономичным среди гигантов, расход топлива на 20% ниже Boeing 747. Он может преодолеть без посадки до 15,4 тысячи километров со скоростью 1020 км/ч.

Тяжеловесы в мире авиации

Перейдем к самым большим и тяжеловесным грузовым самолетом. Линейка лидеров здесь не менялась с 80-х годов прошлого века, когда на «пьедестал» вошел Ан-225. Среди серийных версий грузовых моделей первенство держит его прототип - Ан-124. Хотя американские авиаконструкторы последними разработками уже нагоняют лидеров.

Рекордсмен по грузоперевозкам

Самым грузоподъемным самолетом в мире официально признан Ан-225, получивший название «Мрия» («Мечта»). Вершина мысли советских конструкторов поставила порядка 250 мировых рекордов, многие из которых не превзойдены и по сей день.

Ан-225 был разработан и построен в Конструкторском бюро имени Антонова. Самолёт предназначался для решения специфичных задач при реализации советской космической программы «Буран». В частности, он должен был перевозить тяжелые компоненты космического корабля и ракеты-носителя, а также использоваться в качестве первой ступени системы старта космического корабля.

За основу конструкторы взяли Ан-124, это придало ему качества универсального грузового самолёта. А принципиальные улучшения позволили достичь рекордных показателей грузоподъемности: «Мрия» может транспортировать до 250 тонн на расстояние до четырех тысяч километров.

Свой первый полет Ан-225 совершил в 1988 году, а через год демонстрация его возможностей произвела фурор на Парижской авиавыставке.

Ан-225 поражает размерами. Его длина составляет 84 метра, высота более 18 метров (высота пятиэтажного дома), размах крыльев превышает 88 метров. Вес пустого самолета - 250 тонн.

«Мрия» способен перевозить сверхтяжелые грузы как в герметичной кабине, так и снаружи на фюзеляже. Длина грузовой кабиной составляет 43 метра, ширина - 6,4 метра, высота - 4,4 метра. На такой площади свободно разместятся 50 легковых автомобилей. Вторая палуба вмещает 6 членов экипажа и 88 пассажиров.

На сегодняшний день «Мрия» существует в единственном экземпляре. Самолет используется для перевозки грузов и при проведении спасательных операций. Второй самолет планировался к выпуску, но так и остался в полусобранном состоянии. Из-за отсутствия заказчика достройка и модернизация второго Ан-225 по-прежнему под вопросом.

Крупнейший серийный тяжеловес

Из тяжеловесов, выпускаемых серийно, самым грузоподъемным в мире считается еще одна разработка КБ им. Антонова Ан-124, или «Руслан». До появления Airbus A380 по свом размерам он уступал лишь Boeing 747.

"Руслан" изначально создавался для военных целей. С его помощью планировали перевозить комплексы пуска баллистических ракет, тяжелую боевую технику и военных. Первое испытание «Руслана» состоялось в 1982 году. Три года он использовался исключительно в интересах армии. Тяжеловес был способен перевезти до 120 тонн груза, до 440 парашютистов или 880 солдат со снаряжением.

С 1985 года «Руслан» перешел на обслуживание гражданских перевозок, совершив первую «доставку» из Владивостока в Якутию 152-тонного карьерного самосвала. Из необычных «заказов» стоит отметить доставку из Лондона в Москву 140 тонн аппаратуры легендарной Pink Floyd, перевозку более 50 тонн золота из ОАЭ в Швейцарию. Майкл Джексон также воспользовался возможностями «Русланов», перевезя на трех самолетах 310 тонн своих грузов.

По размерам Ан-124 несколько короче «Мрии» (69 метров), но выше (21 метр). Размах крыла превышает 73 метра. Масса пустого самолета 178 тонн.

На верхней палубе располагаются кабины экипажа (на 8 человек) и две пассажирские кабины (7+21 человек). Нижняя палуба - герметичная грузовая кабина по длине короче Ан-225 и составляет 36,5 метра.

Производство «Русланов» остановили в 2004 году. Всего было выпущено 55 самолетов этой модели. После часть из них модернизировали: обновили фюзеляж и крыло, заменили некоторые системы и блоки, нарастили грузоподъемность.

«Русланы» могут перевезти груз до 120 тонн на расстояние 4,8 тысячи километров. Если груз втрое легче, дальность полета составит до 12 тысяч километров. Максимальная скорость, которую может развивать лайнер - 865 км/ч.

Западный аналог Ан-124

Ближайшим конкурентом российского серийного тяжеловеса считается американский военно-транспортный самолёт Lockheed C-5 Galaxy. Это третий по грузоподъемности гигант авиаперевозок в мире после «Мрии» и «Руслана».

Первый полет Lockheed C-5 Galaxy произвел в 1968 году. Довольно скоро он стал основным средством для транспортировки военных сил и техники в места военных действий. Всего было выпущено несколько модификаций самолета. Последняя - C-5M Super Galaxy - способна перевезти почти 130 тонн груза (для сравнения столько весят в сумме 150 автомобилей Фольксваген Жук).

Высота корпуса тут составляет почти 20 метров, длина - 75,5 метра, а размах крыла - 67,9 метра.

Размеры самолета не менее внушительны, чем его способности. Длина самолета составляет 75,5 метра, высота - почти 20 метров, размах крыла - чуть менее 68 метров. В грузовой кабине длиной 37 метров и диаметром в 5,8 метра могут поместиться 270 солдат и еще 118 тонн полезного груза. На верхней палубе - кабина для экипажа на пять человек и места для пассажиров. Дальность полета с максимальной нагрузкой составляет 5,5 тысячи километров со скоростью до 888 км/ч.

Перспективный гигант

Авиаконструкторы не устают соревноваться в выпуске гигантов. Так, в 2011 году был заявлен, а спустя шесть лет - представлен самый большой двухфюзеляжный транспортный самолет Stratolaunch Model 351, разработанный компанией Scaled Composites. Новый «титан» размахом крыльев, составляющих 117 метров, превосходит и «Мрию», и даже знаменитого «Геркулеса».

Длина самолета более 72 метров при высоте 15 метров. По проекту он сможет поднять до 250 тонн груза на внешней подвеске. Предназначение Stratolaunch Model 351 - стать платформой для воздушного запуска ракет.

Сейчас самолет проходит необходимые тестирования. На 2019 год запланирован ввод его в эксплуатацию.

С тех пор, как человек смог изобрести самолет и подняться в воздух, данная сфера промышленности развивалась невероятно быстро. Сейчас самый большой пассажирский боинг может вместить почти тысячу человеку, что еще несколько десятилетий назад казалось просто невозможным.

Размеры и вместимость самого большого пассажирского боинга

Самый большой пассажирский боинг - это Boeing 747. Свой почетный титул данный самолет удерживает уже несколько десятилетий. Американский самолет начали эксплуатировать в 1970 году, и с тех пор он считался самым масштабным и большим воздушным судном для перевозки пассажиров.

Свой почетный титул Boeing 747 потерял только лишь в 2005 году, когда в эксплуатацию был введен самолет Airbus A380.

Вместимость самого огромного самолета компании "Боинг" - порядка семисот человек в зависимости от модификации самолета. Из-за огромной популярности данного воздушного судна, компания Boeing поспешила выпустить как можно больше моделей, распространив их по всему миру. Всего было выпущено порядка 1500 этих гигантов, каждый из которых находился в эксплуатации по несколько лет.

Несмотря на огромные размеры, Boeing 747 - это пример наивысшего качества воздушного судна и полной продуманности конструкции. Длина самого самолета изначально составляла 70,6 метров, а размах крыльев 59,6 метров. Сейчас длина самолета увеличилась вплоть до 76-ти метров. Такой гигант мог развивать скорость вплоть до 955 километров в час, что в 1970 году казалось немыслимым показателем.

Поскольку компания Boeing все время проводит модификации своей самой знаменитой модели, максимальная скорость современного "Боинга 747" составляет 988 километров в час.

Другие крупные пассажирские самолеты мира

Сейчас самым большим пассажирским самолетом считается Airbus A380. Свой почетный статус самолет получил лишь в 2005 году, сместив предыдущего лидера Boeing 747.

Вместимость Airobus A380 - 852 пассажира, что кажется просто немыслимой цифрой. Сами пассажиры располагаются на двух палубах в салонах высочайшего класса. В производстве данного самолета принимали участие Великобритания, Италия и Франция. Еще одно крупное воздушное судно от компании Airbus - А340-600. Данный лайнер может вмещать чуть меньше 700 пассажиров, но зато способен пролетать без дополнительной заправки более 14-ти тысяч километров.

Компания Boeing гордится и самолетом 777-300 ER. Данная модель может вмещать до 550-ти пассажиров. При этом, самолет является абсолютным рекордсменом в деле продолжительности перелета без дополнительной подзаправки. Самолет может пролететь без остановок 21 тысячу километров, что недостижимо для любых других моделей воздушного транспорта.

Внушительные размеры самых больших самолетов мира говорят лишь об амбициозности современных авиаконструкторов. Скорее всего, человечество не остановится на достигнутом, и в мире появится еще немало огромных боингов, поражающих не только качеством своего оснащения,но и невероятными, непостижимыми доселе размерами.

Сравните строение почки и побега. Сделайте вывод.

Ответы:

Тут всё просто! Слушай:Побег- это стебель с расположенными на нём листьями и почками, а почка- это зачаток побега. Уже чувствуется взаимосвязь между этими терминами.Ладно! Рассмотрим строение в отдельности каждого и сравним:Побег: Сам побег состоит из стебля, почечного кольца, листьев, пазушных почек и верхушечной почки. На узлах располагаются черенки с листовой пластинкой. Почка: Зачаточный стебель, имеющий конус нарастания, зачаточные цветки, соцветия или листья. Кстати, вот как раз последнее- зачатки цветков и соцветий есть не у каждой почки! Это очень важно, тут главное не перепутать всё!Почки бывают двух видов: 1. Генеративные- те, у которых внутри только листья!2. Вегетативные- те, у которых и листья и зачатки соцветий и плодов! Вывод: Так вот! Почка и Побег- это два взаимосвязанных между собой термина.Почка- будущий побег, а побег- это вегетативный орган растения, на котором располагаются почки. Это как бы непрерывный цикл... Почки -> Побег; Побег-> Почки!Думаю, объяснила понятно!

Похожие вопросы

  • Помогте пожалуйста! Выпишите сначала простые предложения с однородными членами а потом с сложные предложенияю СТАВТЕ ГДЕ НУЖНО ЗАПЯТЫЕ. Прокричала иволга щелкнул в кустах соловей. Крупные капли дождя застучали зашлепали по листьям. Острым клювом дятел долбит деревья и добывает из-под коры жучков и личинок.Повар готовил обед а собаки у двери кухни. Сова охотится не днем а ночью. Утро было морозное но лужи не замерзли.



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока. Познакомиться со строением побега и почек. Научиться определять типы листорасположения.

Оборудование к уроку.

Учителя

  • Интерактивная доска Interwrite. (Раздел “Галерея” - строение зуба)
  • Мультимедийный проектор Epson.
  • Компьютер (компьютер Irbis, системный блок К-систем)
  • Презентация к уроку.
  • Таблица “Строение почек”.
  • Таблички с названием терминов и магниты.
  • Демонстрационные побеги.
  • Капуста белокочанная.
  • Капуста цветная.

Учащихся

  • Чашки Петри.
  • Лабораторные колбы с побегами деревьев.
  • Половинки кочанов Капусты брюссельской.
  • Лупы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здоровается с учащимися, проверяет отсутствующих.

“У природы нет плохой погоды, всякая погода благодать. Но даже если в этот день на улице плохая погода, то у меня всегда хорошее настроение. Ведь сегодня будем говорить о весне, о побегах и почках”. Объявляет тему урока (см. слайд № 1) и записывает его на доске, так как доска интерактивная, то дальше в записи урока будет использоваться цветовые записи, которые оформляет учитель.

Побег и почки.

Ученики: Записывают тему урока в тетрадь.

Учитель: Объявляет задачи урока (см. слайд № 2)

  • познакомиться со строением побегов,
  • листовых и цветочных почек;
  • научиться распознавать типы листорасположения.

2. Проверка знаний учащихся.

А. Блиц – опрос (фронтальный опрос учителем случайно выбранных учащихся, проходя по классу)

Учитель: Предлагает учащимся вспомнить материал прошлого урока и приготовиться к работе. Фронтальный опрос на знание терминологии.

  • Придаточные корни
  • Пикировка
  • Окучивание
  • Главный корень
  • Боковые корни
  • Назовите функции корня
  • Зоны корневых волосков
  • Корневого чехлика

Ученики: Дают определения.

Б. Мозговой штурм (фронтальный опрос, с элементами эвристической беседы)

Учитель: “Давайте вспомним, какие существуют виды корней?”

Ученики: Главный, боковые, придаточные.

Просит дать определение придаточных корней.

Ученики: Дают определение (корни, растущие от стебля)

Учитель: “Назовите типы корневых систем”

Ученики: Отвечают (стержневая и мочковатая системы).

Учитель: Просит учащихся объяснить отличие стержневой системы и мочковатой.

Ученики: Дают ответ (в стержневой хорошо развит и заметен главный корень)

Учитель: Уточняет ответы по слайду № 4.

“Задание усложняю. Определите типы корневых систем по иллюстрациям растений”.

Ученики: Дают ответы по иллюстрациям слайда № 5 (Сурепка обыкновенная – стержневой тип, Одуванчик лекарственный – стержневой тип, Тимофеевка луговая – мочковатый тип, Подорожник лекарственный – мочковатый тип).

3. Изучение нового материала.

Учитель: См. слайд № 6.

“Ребята, внимание – проблема! В конце урока вы должны ответить на вопрос: Почему почка – зачаточный побег? А что же такое побег?

Ученики: Дают ответ и записывают вместе с учителей в тетрадь определение.

Побег – это стебель, с расположенными на нем листьями и почками.

Учитель: “Рассмотрим строение побега”. Разбор по слайду № 7 (стебель, почки, листья)

Виды почек (боковые, верхушечные), пазуха листа, пазушная почка, междоузлие, узел.

На доске учитель вывешивает названия объектов побега. Делает рисунок с подписями на доске, а ученики в тетради.

Ученики: Рисунок в тетради с подписями (только левый рисунок)

  • Верхушечная почка – почка на верхушке побега.
  • Пазуха листа - угол между стеблем и листом.
  • Узел – участок на стебле, от которого отходит лист и почка.
  • Пазушная почка – почка, расположенная в пазухе листа.
  • Междоузлие – участок стебля между соседними узлами.

Учитель: Рассказ о типах междоузлий с использованием рисунка презентации (см. слайд № 9)

Ученики: Записывают схему вслед за учителем в тетрадь.

Учитель: “Листья в особом порядке располагаются на стебле”.

Рассказ учителя по слайду презентации № 10.

Делает рисунки на доске.

Ученики: Выполняют схему с подписями в тетради.

Закрепление полученных результатов.

Учитель: Рассказывает по слайду № 11 о листовой мозаике.

Предлагает по схеме определить типы листорасположений.

По слайду № 12 определяют.

№ 1 очередное

№ 2 мутовчатое

№ 3 супротивное

Учитель: “Теперь определите типы листорасположения по фотографиям растений”.

По слайду № 13 определяют.

№ 1 мутовчатое

№ 2 супротивное

№ 3 очередное

Изучение нового материала.

Учитель: “В состав побега входят почки. Давайте разберем их виды и строение”.

Рассказывает по слайду № 14.

Ученики: В тетрадь делают вслед за учителем записи.

Учитель: “Сравните строение вегетативной и генеративной почек, какой вывод можно сделать по итогам сравнения”.

Ученики: Сравнивают почки и делают выводы.

Учитель: Показывает разрез Капусты белокочанной.

Ученики: Ответ (листовая почка). Объясняют (зачаточные листья, зачаточные почки, конус нарастания)

Учитель: Показывает разрез Капусты цветной.

“Что вам напоминает этот объект и почему вы пришли к этому выводу?”

Ученики: Ответ (цветочная почка). Объясняют (зачаточные листья, зачаточные бутоны, конус нарастания).

Закрепление материала.

Учитель: Предлагает дополнить слайд № 15. Ученики называют, учитель записывает на интерактивной доске.

Отвечают по рисунку.

  • Правый рисунок (верхушечная и боковая почка)
  • Левый рисунок (зачаточные листья, зачаточный стебель с конусом нарастания)

Учитель: По слайду № 16 определить типы почек.

Ученики: Отвечают по рисунку.

А цветочная

Б листовая

Учитель: “Теперь вы знаете строение почек. Ответьте на проблемный вопрос, который был задан в начале урока. Почему почка является зачаточным побегом?”

Ученики: Отвечают (у нее есть стебель, листья и почки).

Учитель: Предлагает учащимся выполнить лабораторную работу “Строение побега и почек”.

Ученики: В тетради делают записи.

Лабораторная работа “Строение побега и почек”

Цель:

(дети сами называют ее и записывают)

Оборудование:

(ученики перечисляют и записывают оборудование, которое стоит на их столах.)

Ход работы

(ученики описывают свои действия, делают рисунки и подписи к ним)

Вывод. Почка – зачаточный побег. У побега есть стебель, листья и почки.

Учитель: Подводит итоги урока, объявляет оценки ученикам. Задает домашнее задание с записью его на доске.

1. Какое строение имеет зародыш семени?

В зародыше различают зародышевые корешок, стебелёк, почечку и семядоли.

2. Какую ткань называют образовательной?

Образовательная ткань состоит из мелких, плотно прилегающих одна к другой живых клеток, которые постоянно делятся.

Лабораторная работа. Строение почек. Расположение почек на стебле

1. Рассмотрите побеги разных растений. Определите, как расположены почки на стебле, и зарисуйте их.

2. Отделите почки от побега, рассмотрите их внешнее строение. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?

От воздействия неблагоприятных условий внешней среды почки снаружи защищают плотные кожистые почечные чешуи.

3. Разрежьте вегетативную почку вдоль, рассмотрите её под лупой. С помощью рисунка 19 найдите чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные листья и конус нарастания. Зарисуйте вегетативную почку в разрезе и подпишите названия её частей.

4. Изучите генеративную почку. Что общего у вегетативных и цветочных почек и чем они различаются? Используйте для сравнения рисунок 19.

Общее: снаружи почки покрыты плотными кожистыми почечными чешуями, защищающими их от воздействия неблагоприятных условий внешней среды. В лупу на продольном разрезе почки хорошо виден зачаточный стебель, на верхушке которого находится конус нарастания. На стебле почки расположены очень мелкие зачаточные листья. В пазухах этих листьев находятся зачаточные почки.

Отличия: Внутри одних почек на зачаточном стебле расположены только зачаточные листья. Такие почки называют вегетативными или листовыми. Генеративные, или цветочные, почки представляют собой зачаточные бутоны или соцветия,

5. Сравните строение почки и побега. Сделайте вывод.

Стебель с расположенными на нём листьями и почками называют побегом. В почке тоже есть стебель, на котором расположены очень мелкие зачаточные листья. В пазухах этих листьев находятся зачаточные почки. Таким образом, почка представляет собой зачаточный, еще не развившийся побег.

Вопросы

1. Что такое побег? Из каких частей он состоит?

Побег – это стебель с расположенными на нём листьями и почками. Стебель - осевая часть побега, листья - боковые. Участки стебля, на которых развиваются листья, называют узлами, а участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега - междоузлиями.

2. Какие виды листорасположения вы знаете?

У растений наблюдается очерёдное (спиральное), супротивное, мутовчатое листорасположение.

3. Что такое почка?

Почка представляет собой зачаточный, еще не развившийся побег.

4. Как различают почки?

Генеративные, или цветочные, почки крупнее вегетативных и имеют более округлую форму.

5. Как почки могут располагаться на побегах? Установите взаимосвязь между нахождением почек на побеге и месторасположением.

На вершине побега обычно имеется верхушечная почка, а в пазухах листьев - пазушные почки.

Расположение пазушных почек повторяет расположение листьев на стебле. Тополь, вишня, берёза, черёмуха, орешник имеют очерёдное расположение почек. Почки расположены супротивно на побегах сирени, бузины, жасмина, жимолости и комнатных растений фуксии, пилеи, колеуса, для которых характерно такое же листорасположение.

6. Какое строение имеет вегетативная почка?

На стебле почки расположены очень мелкие зачаточные листья. В пазухах этих листьев находятся зачаточные почки.

7. Чем отличаются генеративные почки от вегетативных?

Генеративные, или цветочные, почки в отличии от вегетативных кроме зачаточных листьев на зачаточном стебле зачаточные бутоны или соцветия.

8. Как происходит рост побега в длину?

Развитие побега начинается с распускания почек. Когда почечные чешуи опадают, начинается интенсивный рост побега. Побег удлиняется за счёт деления клеток конуса нарастания (образовательная ткань). Молодые клетки растут, образуя новые участки стебля с листьями и почками. По мере удаления от верхушечной точки роста способность клеток к делению ослабевает и вскоре совсем утрачивается. Новые клетки превращаются в клетки покровной, основной, механической или проводящей ткани побега в зависимости от места расположения.

Подумайте

Когда среднесуточная температура установится выше +5°С, начинается вегетация растений, сопровождаемая активным весенним сокодвижением, то есть подачей воды с растворенными в ней питательными веществами от корней вверх по сосудам древесины. При этом скорость передвижения воды у древесных растений поразительно велика: около 40 см в минуту. Значит, за 5 минут вода в сосудах поднимается на высоту двух метров. Об интенсивности весеннего сокодвижения можно судить по выделению хорошо всем известного березового сока.

Если обрезку деревьев проводят до начала сокодвижения, то поверхность срезов бывает сухой и к ней легко пристает замазка. А при обрезке во время сокодвижения она влажная, поэтому замазка прилипает плохо. Спустя некоторое время сок начнет как бы фонтанировать, отторгая садовый вар.

"Плачущие" деревья понапрасну истощаются. Кроме того, стекающий по коре сок становится питательной средой для различных вредных микроорганизмов. В частности, здесь поселяется сажистый гриб, из-за которого поверхность ствола и ветвей становится черной. При этом закупориваются устьица коры, нарушается воздухообмен, из-за чего деревья выглядят угнетенными, а в последующем снижается природная зимостойкость.

Задания

1. Поставьте в воду ветку какого-нибудь дерева или кустарника и наблюдайте за развитием побегов из почек. Запишите, когда ветка поставлена в воду, когда у неё набухли почки, раскрылись чешуи, появился побег и распустились листья.

2. Прорастите в горшочке с землёй два семени фасоли или гороха. Когда стебли у растений достигнут 7-10 см в высоту, срежьте у одного из них верхушку. Наблюдайте, что произойдёт с растениями через одну-две недели.

3. Обрежьте верхушку фикуса или другого комнатного растения. Наблюдайте, как растут побеги.

4. Проанализируйте результаты наблюдений. Сделайте выводы.

Если удалить верхушечную почку, то побег перестаёт расти в длину, но зато у него появляются боковые побеги. Если срезать верхушку бокового побега, он тоже перестанет расти в длину и начнёт ветвиться.