Станция новокузнецкая история. Станция метро новокузнецкая. Станция новокузнецкая

Новокузнецкая — уникальная станция Московского метро. Строилась во время войны и была открыта в 1943 году, что не могло не отразиться на внешнем облике станции.
Внимательный человек может запросто провести час на станции, читая и перечитывая ее как старую идеологическую, но мастерски написанную книгу.

Открытая во время войны станция должна была показать преемственность и единую историю СССР и прошлой России. Удивительно, но русские князья и царские полководцы вдруг изображались героями на барельефах станции. Стоит вспомнить, что в 1920-30-е гг. на волне призыва «Отречемся от старого мира» многие дореволюционные герои ушли в небытие. В частности, те же Александр Невский и Дмитрий Донской стали просто удельными князьями, а про царских военноначальников и вообще в школе могли не упоминать. В частности, мощи Александра Невского какое-то время даже выставлялись в бывшем Страстном монастыре, тогдашнем Антирелигиозном музее на всеобщее обозрение и призваны были наглядно демонстрировать тленность остатков святых. В преддверие войны старых героев стали робко воскрешать. Эйзенштейн, например, снял фильм «Александр Невский» (правда, фильм сразу же перестали демонстрировать после подписания пакта с Германией в 1939 г.).

Одним из главных, толчков к пересмотру истории стала речь Сталина 7 ноября 1941 г. перед уходящими на фронт войсками.

Новокузнецкая, по сути, является иллюстрацией к этой речи.

Война, которую вы ведёте, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Димитрия Донского….


Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского….

Александра Суворова, Михаила Кутузова
[приведены фотографии не всех барельефов, но именно в порядке перечисления Сталиным они представлены на станции]


…. Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, рабочие и работницы, колхозники и колхозницы, работники интеллигентного труда, братья и сестры в тылу нашего врага, временно попавшие под иго немецких разбойников, наши славные партизаны и партизанки, разрушающие тылы немецких захватчиков!

…Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!
[как видите, все точно по речи, и «знамя Ленина» здесь]

Враг рассчитывал на то, что после первого же удара наша армия будет рассеяна, наша страна будет поставлена на колени. Но враг жестоко просчитался. Несмотря на временные неуспехи, наша армия и наш флот геройски отбивают атаки врага на протяжении всего фронта, нанося ему тяжелый урон, а наша страна, - вся наша страна, - организовалась в единый боевой лагерь, чтобы вместе с нашей армией и нашим флотом осуществить разгром немецких захватчиков.

Помимо героической борьбы советских людей с врагом станция должна была продемонстрировать величие страны и будущую счастливую эпоху мирного созидания. Что хорошо отражено на потолочных мозаиках. Монументальные панно из смальты языком художественной мозаики рассказывают о мирной жизни: люди убирают урожай, строят дома, ведут детей в школу. Эти панно были сделаны в блокадном Ленинграде умиравшим от голода мастером мозаики Владимиром Александровичем Фроловым и с великим риском доставлены в Москву по «дороге жизни» — через Ладогу. В блокадном Ленинграде, голодный и больной, он по эскизам А.Дейнеки выкладывал эти мозаики. Закончил работу совершенно обессиленный. Тем не менее проводил бетонные картуши с мозаикой до Ладоги и проследил за их погрузкой. А после этого умер. Похоронен Фролов в Ленинграде, на Смоленском кладбище, в братской могиле профессоров.

Интересные воспоминания о строительстве станции оставила архитектор Надежда Быкова, жена одного из авторов проекта станции Ивана Таранова.

Третьей моей станцией, которую я опять делала с И. Г. Тарановым, была «Новокузнецкая». Консультировал нас академик Иван Владиславович Жолтовский. Это быд художник с необычайно тонким вкусом. Он мог легко согласиться с мнением молодого автора, умел и тактично, не навязывая своего решения, подсказать очень ценное. По предложению Жолтовского появились на «Новокузнецкой» мраморные скамьи с волютами. Он поддержал нашу идею установки ряда торшеров вдоль центральной линии подземного зала, одобрил рисунок свода, тему которого мы позаимствовали из римской гробницы Валериев.

Мы заканчивали «Новокузнецкую» уже во время войны. Заготовленные для нее архитектурные детали были спрятаны в подвал. Муж вернулся в Москву из эвакуации раньше меня. В письме написал мне, что обнаружил оставшиеся не у дел прекрасные мозаичные плафоны А. А. Дейнеки, предназначавшиеся для «Павелецкой» и что намеревается использовать их в нашей станции. Мне не хотелось отягащать мозаикой легкий свод, но я не успела отговорить мужа. Когда приехала в Москву, плафоны уже были установлены…

Стоит отметить, что упомянутые мраморные скамьи с волютами были изготовлены из мрамора, снятого со взорванного Храма Христа Спасителя (что в общем-то было не худшей судьбой для мрамора в то время как часть мемориальных плит с именами героев войны 1812 г. раскрошили и посыпали дорожки в московских парках).

Новокузнецкая не так проста, как это может показаться в суете дня. Это практически музей, достойный отдельного посещения не в часы пик.

Любите метро! И оно раскроет вам свои страницы, а заодно и ответит вам взаимностью: не кинет вас в толпу и поезда будет подавать свободными =)

Станция «Новокузнецкая»

Станция была открыта для пассажиров 20 ноября 1943 года в составе Замоскворецкой линии метро. За время существования название не менялось.

Станция открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена во время Великой Отечественной войны 20 ноября 1943 года на действующем перегоне «Площадь Свердлова» (ныне - «Театральная») - «Павелецкая». С 1 января 1943 года поезда на уже действующем участке «Театральная» - «Автозаводская» следовали через «Новокузнецкую» без остановки. Изначально название писалось через дефис - «Ново-Кузнецкая». В проекте носила название «Климентовский переулок».

Название - по Новокузнецкой улице и не имеет никакого отношения к городу Новокузнецк, который в то время назывался Сталинск.

Проект станции в 1946 году году удостоен Сталинской премии 1-й степени.

Имеется наземный вестибюль в форме ротонды, облицованный изнутри мрамором «уфалей» (авторы - И. Г. Таранов, Н. А. Быкова). Внутреннюю отделку вестибюля украшают барельефы работы Г. И. Мотовилова, а также мозаика В. А. Фролова «Парад физкультурников». Выход из вестибюля на Пятницкую улицу.

Из центра зала по эскалаторным наклонам можно осуществить пересадку в оба зала станции «Третьяковская» Калужско-Рижской и Калининской линий. Переход в южный зал сооружён в 1970 году, в этих целях центральной зал «Новокузнецкой» был удлинён. Построенные при этом пилоны заметно отличаются от старых. Переход в северный зал из центральной части станции открыт в 1985 году. В 1996 году был сооружён дополнительный переход в южный зал станции «Третьяковская».

Станция «Новокузнецкая » расположена в районе Замоскворечье на территории Центрального административного округа города Москвы.

Выход в город на улицу

Вопреки известному мнению, название станции "Новокузнецкая" не имеет никакого отношения к городу Новокузнецк, ибо тот в то время назывался Сталинск. В проекте станция носила название "Климентовский переулок", а "на выходе" станцию "окрестили" по Новокузнецкой улице. Изначально название писалось через дефис — "Ново-Кузнецкая", но потом упростили и получилось то, что мы имеем сейчас.


1. Итак, Станция открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена во время Великой Отечественной войны 20 ноября 1943 года на действующем перегоне "Площадь Свердлова" ("Театральная") — "Павелецкая".

2. Имеется наземный вестибюль в форме ротонды, облицованный изнутри мрамором «уфалей» (авторы — И. Г. Таранов, Н. А. Быкова). Внутреннюю отделку вестибюля украшают барельефы работы Г. И. Мотовилова, а также мозаика В. А. Фролова "Парад физкультурников". Выход из вестибюля на Пятницкую улицу.

3. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 37,5 метров). Авторы проекта — И. Г. Таранов и Н. А. Быкова. Построена по типовому проекту. Диаметр центрального зала — 9,5 метров, диаметр боковых залов — 8,5 метров. Отделка из чугунных тюбингов.

4. Внутренний интерьер станции богат элементами художественного оформления. Тема оформления — стойкость и борьба советского народа в годы Великой Отечественной войны. Из центра зала по эскалаторным наклонам можно осуществить пересадку в оба зала станции "Третьяковская" Калужско-Рижской и Калининской линий.

5. Переход в южный зал сооружён в 1970 году, в этих целях центральный зал "Новокузнецкой" был удлинён. Построенные при этом пилоны заметно отличаются от старых. Переход в северный зал из центральной части станции открыт в 1985 году. В 1996 году был сооружён дополнительный переход в южный зал станции "Третьяковская". В переходе в южный зал станции «Третьяковская» находится мозаичное панно «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков» (автор — Б. В. Покровский); до удлинения центрального зала в 1970 году (в связи со строительством перехода) панно находилось в его южном торце.

6. Пилоны и свод станции облицованы прохоро-баландинским мрамором и украшены барельефами, изображающими эпизоды боевых операций.

7. На потолке, напротив каждого из проходов к платформам, расположены мозаичные панно, выполненные В. А. Фроловым по эскизам А. А. Дейнеки в блокадном Ленинграде (после гибели художника вывезены из осаждённого города моряками Ладожской флотилии) и посвящённых героическому труду советских людей в тылу.

8. Панно с мирными сюжетами были задуманы ещё до войны и предназначались первоначально для станции "Павелецкая". Зал пересекает ряд торшеров, расположенных под панно.

9. Путевые стены покрыты чёрным мрамором (внизу).

10. Потолочный фриз средней части посадочного зала изображает эпизоды боевых операций. Скульпторы — А. Е. Зеленский, Н. В. Томский, С. Л. Рабинович, Н. М. Штамм.

16. Особое место занимают великолепные скамьи из белого сибирского мрамора, которые ошибочно приписываются храму Христа Спасителя.

17. Боковые залы станции освещаются подвесными люстрами, а центральный зал бронзовыми торшерами.

18. Бронзовые скульптурные вставки работы скульптора Н.В.Томского. В центре - щит в обрамлении знамен, оружия и лавровых венков.

Проект станции в 1946 году году удостоен Сталинской премии 1-й степени.

Станции Московского метрополитена отснятые мной в разное время в рамках проекта "". Кто еще не видел, заходите.

Всё самое оперативное можно смотреть у меня в

Кто бы мог подумать, что каждый день москвичи бывают в совершенно уникальном месте, каким является станция метро "Новокузнецкая"? Но, тем не менее, это так. Станция построена по проекту архитекторов Быковой и Таранова. Открыта в 1943 году, в середине Великой Отечественной войны, что сказалось на ее внешнем виде.

Станция символизирует собой связь прошедших веков и настоящего. На ее барельефах изображены исторические личности и за делами и словами которых наблюдала вся Россия и Москва. "Новокузнецкая" запечатлела Минина и Пожарского, Суворова, Александра Невского, Дмитрия Донского, Михаила Кутузова и, конечно, Ленина и традиционные фигуры того времени - пролетариев из различных профессий.

На потолочных панно станции метро "Новокузнецкая" изображены сцены из жизни утопического коммунистического общества - уборка богатого урожая, строительство домов и т.п. Мозаики эти можно по праву назвать бесценными, ведь они были изготовлены в 1942 году В. А. Фроловым по эскизам знаменитого в блокадном Ленинграде. Сначала он работал вместе с тремя сотрудниками мастерской, однако завершал работу уже в одиночестве. Все это время мастерская не отапливалась и освещалась лишь при помощи

Закончив работу и проводив грузовики с панно до знаменитой "дороги жизни" на Ладоге, Владимир Александрович умер от истощения и голода, как и многие блокадники. И лишь недавно на станции появилась мемориальная доска в его честь. Кроме "Новокузнецкой", работы Фролова можно еще увидеть на "Маяковской", а также в Петербурге: в соборе Воскресения Христова в усыпальнице Петропавловской крепости и на доме Набоковых.

Архитекторы, проектировавшие станцию, Н. А. Быкова и И. Г. Таранов, были супругами. Станция метро "Новокузнецкая" была их вторым совместным детищем после "Сокольников". Этот творческий тандем талантливых архитекторов также подарил "ВДНХ", "Спортивную", "Измайловскую", "Щелковскую" и "проспект Вернадского".

Надежда Александровна в своих воспоминаниях писала, что изначально мозаичные панно были предназначены для "Павелецкой", однако в ходе ее строительства и отделки было решено не использовать плафоны в интерьере, и они оказались ненужными. Ее муж вернулся в Москву из эвакуации и написал ей об этих панно. И хотя она была против их использования, отговорить мужа уже не смогла.

Интересная деталь -скамьи, установленные на станции, сделаны из мрамора, снятого со старого храма Христа Спасителя, который был взорван. Поэтому в следующий раз, оказавшись на станции, обратите на них внимание.

Иллюстрация к истории России в периоды войн и мирного времени - вот что такое "Новокузнецкая". Метро столицы без нее сегодня представить просто невозможно: ведь она расположена в центре Москвы, на Пятницкой улице, входит в крупный пересадочный узел вместе со станциями "Третьяковская" Калининской и Калужско-Рижской линий. Рядом с наземным вестибюлем станции расположен небольшой сквер. Суточный пассажиропоток по входу и выходу на станцию составляет соответственно 43 и 36 тысяч человек. И мало кто из них задумывается об истории создания удивительной станции метро "Новокузнецкая".