Степени социальной дезадаптации. Выделяют две стадии социальной дезадаптации. Виды психологической дезадаптации

Благоприятный психологический климат в любом коллективе является необходимым условием хорошего самочувствия человека. Состоявшаяся взрослая личность уже обладает опытом общения с людьми и может выстраивать свою траекторию отношений, ощущая себя комфортно. А вот подростки больше подвержены различным отклонениям во взаимоотношениях. Дезадаптация - это особое психологическое состояние, при котором человек не чувствует себя комфортно в той среде, где находится. Такие проблемы нельзя игнорировать, так как они могут привести к серьёзным последствиям: депрессии, нарушениям психики и заболеваниям.

Дезадаптация подростков

На начальном этапе формирования психики подростку необходимо чётко осознавать свою значимость и исключительность. Он находится на пороге формирования идеалов и стереотипов, которые впоследствии станут нормой его поведения. В этот период важно заметить его индивидуальные положительные черты и сделать акцент ребёнка на них, так как он в силу возраста ещё неспособен адекватно оценивать себя. Для подростка важно всё, что в нём есть, и он с одинаковым интересом будет практиковать любые модели поведения. Но если вовремя обратить внимание на положительные стороны его характера и показать, как их можно использовать в общении, то можно предостеречь подростка от многих ошибок. В том случае, когда ребёнок не знает, как пользоваться тем багажом эмоций, желаний и ожиданий, которые бушуют у него внутри, возможна дезадаптация. Это чаще происходит тогда, когда подростку не оказывается должного внимания в школе и дома.

Виды дезадаптации

В человек наиболее чувствителен к внешним оценкам и мнениям окружающих, поэтому для него важно принятие его во всех кругах общения. Дезадаптация - это кажущееся ребёнку несоответствие мнений: его о себе и близких людей о нём. Наиболее часто встречаются такие виды нестабильных психологических состояний в подростковом возрасте, как семейная и школьная дезадаптация. В первом случае ребёнок не ощущает себя нужным и любимым в семье или наблюдает грубые нарушения нравственных норм поведения. Во втором случае подросток испытывает неуверенность из-за несоответствия ожиданий родителей и учителей его успешности в обучении.

Меры профилактики

Во избежание проблем совсем необязательно нахваливать ребёнка по поводу и без такового. Важно вовремя заметить положительные стремления и поощрять, стимулировать их. А отрицательные поступки - подвергать корректному осуждению и разъяснению. Родителям не стоит сразу расстраиваться, если они замечают негативные проявления - подростки пробуют практически всё, что видят. Во-первых - ребёнка в таком возрасте нужно оградить от отрицательных эмоциональных зрелищ, а во-вторых - адекватно реагировать на все поступки, таким образом В школе в первые годы обучения важно осуществлять индивидуальный подход к подростку в соответствии с его уровнем психологического и умственного развития, чтобы не возникла дезадаптация. Это возможно только при совместных усилиях педагогического состава и членов семьи.

Дезадаптированная личность как объект психосоциальной работы

Цели и задачи изучения темы

Лекция 19.09.2012

Представителей разных групп населения как объектов психосоциальной помощи

Тема 2. Психологическая характеристика

Основной целью является рассмотрение психологических особенностей представителей тех социальных категорий, которые, прежде всего, нуждаются в психологической помощи и являются объектами психосоциальной работы.

Сформировать представления о дезадаптации как о предмете
психосоциальной работы;

Дать представление об основных социальных категориях,
нуждающихся в психологической поддержке;

рассмотреть основные виды, причины и последствия поведенческих девиаций;

рассмотреть основные виды, причины и последствия аддиктивного поведения (наркомании, токсикомании, алкогольной зависимости);

рассмотреть психологические особенности инвалидов, психологию больных с неизбежным летальным исходом;

дать представление о посттравматическом синдроме, последствиях психических травм детства;

рассмотреть психологическое содержание кризисного состояния человека, его виды и признаки;

Рассмотреть психологические проблемы семьи (кризисы,
конфликты, трудности, нарушения, распад) как источник личностной
дезадаптации.

Каждый человек независимо от возраста является объектом социализации, содержание которой определяется заинтересованностью


общества в том, чтобы человек успешно овладел следующими социальными ролями:

мужчины и женщины (поло-ролевая социализация);

семьянина - был бы способен к созданию прочной семьи (семейная социализация);

труженика - мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни общества (профессиональная социализация);

Гражданина - был бы законопослушным гражданином общества
(политическая социализация).

Требования к человеку предъявляет не только общество в целом, но и конкретные группы и организации, в которые включен индивид.

Социализация человека всегда протекает в определенных условиях, кроме того, человек сам влияет на создание этих условий и может стать не только субъектом или объектом социализации, но и жертвой обстоятельств или условий. Проблемы, связанные с социализацией, могут явно не влиять на успешность человека в реализации общественно значимых функций, но через определенный период времени, иногда довольно значительный, они «всплывают», что приводит к немотивированным поступкам и решениям, к дефектам социализации, нарушениям социальной адаптации.

Современные ученые придерживаются мнения, что основное качество продуктивной личности, приобретаемое в процессе социализации - адаптивность. Под адаптивностью понимается способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с самим собой и окружающими людьми, как в благоприятных, так и неблагоприятных жизненных ситуациях. Формирование адаптивности как жизненного качества должно быть основной целью и результатом психосоциальной работы. Адаптивность предполагает принятие жизни и себя как ее части во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия жизни - быть ее автором и творцом. С позиций социализации человек выступает в трех ипостасях - объекта, субъекта, а иногда и «жертвы» как в стихийной, так и в направляемой, социально-контролируемой социализации.



Адаптивная личность - это личность, способная оптимально для себя приспособиться к условиям функционирования в изменяющейся среде и в дальнейшем психически, личностно и социально развиваться. Критериями адаптивной личности служат: способность контролировать события, понимать причины стресса, осознавать действия, которые необходимо предпринять; способность к мобилизации новых ресурсов, внешних и внутренних источников помощи; гибкость в решении проблем; низкий уровень тревожности; проявления индивидуальной эмоциональной, интеллектуальной и когнитивной организации жизни; наличие баланса напряженности- расслабленности.

Если человек не умеет приспосабливаться и гибко реагировать на изменения внешней среды, в том числе социальной, может произойти дезадаптация, нарушение приспособления организма к условиям


существования. Нарушения проявляются в ригидности (негибкости), социальной «тупости», социальной дезинтеграции и изолированности личности. В психиатрии под дезадаптацией понимается утрата приспособляемости к условиям социальной среды по причине психического заболевания (например, невроза).

Дезадаптация может возникнуть вследствие кратковременных и сильных травмирующих воздействий среды на человека или менее интенсивных, но продолжительных. В результате возникают различные сбои в деятельности: снижение производительности труда и его качества, нарушения дисциплины труда, повышение аварийности и травматизма. Критериями психофизиологической дезадаптации считаются проблемы, связанные с состоянием здоровья, настроением, тревожностью, степенью утомляемости, активностью поведения. Стойкие нарушения психической адаптации проявляются в клинически выраженных психопатологических синдромах и (или) в отказе от деятельности.

В зависимости от жизненной сферы выделены следующие виды социальной дезадаптации.

Физическая дезадаптация связана с врожденными или приобретенными физическими особенностями индивида, снижающими трудоспособность, затрудняющими передвижение в пространстве, самообслуживание и др.

Психологическая дезадаптация понимается как нарушение в психоэмоциональной сфере человека, сопровождающееся искаженной оценкой ситуации, рассогласованием целей, средств и результата деятельности, утратой самоконтроля, неадекватным поведением.

Экономическая дезадаптация выражается в неспособности человека или группы, например семьи, удовлетворить свои потребности в пище, жилье, одежде в данных экономических условиях. Иными словами, экономическая дезадаптация - это бедность, низкий уровень жизни.

Профессиональная дезадаптация проявляется в отсутствии работы, несоответствии между уровнем подготовки и выполняемой деятельностью, хронической неудовлетворенности работой, во вредном воздействии профессиональной деятельности, отсутствии на рабочем месте необходимых условий.

Социально-бытовая дезадаптация выражается в том, что условия быта не отвечают потребностям человека. Например, в результате военного конфликта человек приобретает статус беженца и, попадая в лагерь беженцев, оказывается совершенно неприспособленным к полевым условиям жизни.

Правовая дезадаптация проявляется в неопределенности или утрате правового статуса в обществе. В этом случае человек не может реализовать свои права и не получает гарантированных государством социальных благ. Например, лица без определенного места жительства (бомж), утратившие документы и жилье, теряют статус гражданина, избирателя, инвалида, пенсионера.


Ситуационно-ролевая дезадаптация означает такое состояние личности или группы, которое не позволяет ей успешно справляться с определенной социальной ролью, необходимой в складывающейся ситуации. О ситуационно-ролевой дезадаптации свидетельствуют:

1) неприятие социальной роли, т.е. внутреннее несогласие с ней, нежелание ее выполнять;

2)противоречие выполнения этой роли ожиданиям конкретной социальной группы, общества в целом, выраженным в нормах и ценностях;

3)возникновение острых межролевых противоречий при выполнении социальной роли.

Например, вследствие утраты работы человек приобретает непривычный для себя статус безработного, при этом он теряет и определенный уровень финансового обеспечения, а привычка покупать дорогие продукты, одежду и обувь остается. Рано или поздно это противоречие порождает конфликт между потребностями и невозможностью их удовлетворения и как следствие приводит к фрустрации.

Социокультурная дезадаптация характеризуется неспособностью или неготовностью, а также нежеланием субъекта социализации усвоить необходимый объем знаний, ценностей, социальных и культурных норм, принятых в обществе. Например, женщина, воспользовавшись услугами Интернета, выходит замуж за иностранца, попадая в новую для себя социокультурную ситуацию. Слабое знание или незнание языка, законов, традиций и норм построения взаимоотношений в данной стране зачастую приводит к социальной изоляции и депривации, порождает ущербность моральных установок, смысложизненных ориентации, вызывает социокультурную дезадаптацию, девиантное поведение и другие социальные патологии.

По продолжительности дезадаптация может быть временной и устойчивой. Если человек оказывается в проблемной ситуации и должен адаптироваться (имеет соответствующую мотивацию, и социальная среда ждет от него исполнения определенных действий), то это означает, что он находится в состоянии временной дезадаптации. Временная дезадаптация характерна, например, для людей, которые оказались в новых учебных заведениях или производственных группах, где их роли и взаимоотношения с другими членами еще не определились, поскольку находятся в процессе становления. Адаптация как система действий, постепенно развертывающихся во времени и пространстве, может привести к ликвидации временной дезадаптированности. Однако действия человека могут и не дать желательных результатов, тогда состояние дезадаптации постепенно перейдет в устойчивую форму.

По своей природе дезадаптация может быть обусловлена как индивидуальными особенностями человека, так и социальными условиями, природными явлениями.


Дезадаптация - это психическое состояние, возникающее из-за несоответствия психосоциального или психофизиологического статуса человека требованиям изменившейся, возможно, критической социальной ситуации. В зависимости от природы и характера дезадаптации выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут встречаться как отдельно, так и в сложном сочетании.

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями в психическом развитии и его патологиями, а также нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. Патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставание в умственном развитии, дефекты анализаторов и т.д.). Проявляется она чаще всего в форме психогенной дезадаптации (фобии, тики, навязчивые дурные привычки, энурез и т.д.), причины которой кроются в неблагоприятной социальной или семейной ситуации.

Среди форм патогенной дезадаптации выделяются проблемы социальной адаптации умственно отсталых людей. У олигофренов отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям. При адекватных их психическому развитию методах социализации они в состоянии осваивать определенные социальные программы, получать некоторые профессии, трудиться в меру своих возможностей и быть полезными членами общества. Вместе с тем умственная неполноценность этих людей, безусловно, затрудняет их социальную адаптацию и требует специальных социально-психологических условий и коррекционно-развивающих программ.

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями, которые проявляются в определенной нестандартности поведения человека в ситуациях социального взаимодействия, требуют индивидуального подхода в работе с ними, а в отдельных случаях - специальных коррекционных психологических программ (например, психосоциальная дезадаптация вследствие насилия, психической травмы, тяжелого стресса и т.д.). По своей природе и характеру формы психосоциальной дезадаптации делятся на устойчивые и временные, неустойчивые.

Устойчивые формы психосоциальной дезадаптации могут
возникнуть за счет таких индивидуально-психологических особенностей, как
акцентуация характера, снижение порога эмпатийности,

индифферентность интересов, низкая познавательная активность, неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и эмоционально-коммуникативной сферы: импульсивность, расторможенность, безволие, податливость чужому влиянию, аддиктивность. К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно отнести, прежде всего, психофизиологические особенности кризисных периодов развития, неравномерное психическое развитие, состояния, вызванные


психотравмирующими обстоятельствами: утратой значимых отношений, трудоспособности или здоровья, влюбленностью, разводом, потерей близких и т.д.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок. Например, молодой человек, прошедший военную службу в одной из «горячих точек», привык жить по законам военного времени. Демобилизовавшись из армии, испытывает серьезные трудности в адаптации к условиям мирного существования. Он хорошо усвоил роль воина, защитника, но ему незнакомы социальные роли труженика, семьянина, ему трудно найти свое место в системе межличностных отношений, в обществе, отстаивать свою точку зрения без давления и напора. В любом незнакомом человеке он видит потенциальную угрозу и врага. Он нуждается в изменении сознания: ему нужны «фронтовые сто грамм», и тогда все знакомо. Защищая честь и достоинство, он чаще всего бессознательно совершает противоправные поступки (при помощи кулаков и грубой силы) и как следствие несет за это административное, а иногда и уголовное наказание.

При социальной запущенности наряду с асоциальным поведением характерны резко деформированная система ценностно-нормативных представлений, ценностных ориентации, социальных установок, негативное отношение к труду, стремление к нетрудовым доходам и «красивой жизни» за счет сомнительных и незаконных средств к существованию, приобщение к бродяжничеству, наркомании, алкоголизму, правонарушениям. Референтные связи и ориентации этих людей глубоко отчуждены от всех лиц и социальных институтов с позитивной социальной направленностью. Социальная дезадаптация проявляется не только в разрыве социальных связей человека, формировании иных ценностных ориентаций, но и в нарушении важнейших видов деятельности: учебной, трудовой, социальной, бытовой.

Понятием «дезадаптация» обозначается и отклоняющееся поведение - результат неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации. Формы дезадаптации различны: аддиктивное поведение в результате приема химических веществ, в том числе алкоголя, табака, наркотических трав, лекарственных препаратов, делинквентное и суицидальное поведение, проституция и т.п.

Социальная дезадаптация

Социальная дезадаптация - это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли , соответствующей его возможностям.

Социальная дезадаптация имеет четыре уровня, отражающих глубину дезадаптированности человека:

  1. нижний уровень - скрытый, латентный уровень проявления признаков дезадаптации
  2. «половинный» уровень - начинают проявляться дезадаптивные «пертурбации» . Некоторые отклонения становятся возвратными: то возникают, обнаруживают себя, то исчезают, чтобы вновь появиться.
  3. устойчиво входящий - отражает глубину, достаточную для разрушения прежних адаптивных связей и механизмов
  4. закрепившаяся дезадаптация - имеет очевидные признаки результативности

См. также

Литература

  • Шлак Л. Л., журнал «Социологические исследования», № 3, 2011, с. 50-55

Ссылки

  • http://www.ahmerov.com/book_732_chapter_6_Glava_2._So%D1%81ialnaja_dezadapta%D1%81ija_nesovershennoletnikh.html

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальная дезадаптация" в других словарях:

    СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ - появление социально неодобряемых форм поведения … Судебная патопсихология (термины книги)

    Дезадаптация социальная освобожденных из мест лишения свободы - Это уменьшение или даже отсутствие возможностей отбывших наказание приспособится в постпенитенциарный период к условиям жизни на свободе. Если социальная адаптация представляет собой соответствие поведения индивида требованиям окружающей среды,… … Энциклопедия современной юридической психологии

    ДЕЗАДАПТАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ СРЕДОВАЯ - – нарушения социализации личности, которые применительно к особенностям возрастного психосоциального развития дифференцируются как семейная, профессиональная (школьная) и социальная дезадаптации, т. к. эти нарушения проявляются в основных сферах… …

    Дезадаптация личности - – понятие концепции общего адаптационного синдрома Г. Селье. Согласно этой концепции, конфликт рассматривается как следствие несоответствия потребностей личности ограничивающим требованиям социальной среды. В результате этого конфликта происходит … Словарь-справочник по социальной работе

    Дезадаптация социальная - нарушение детьми и подростками норм морали и права, деформация системы внутренней регуляции, ценностных ориентации, соц. установок. В Д. с. прослеживаются две стадии: педагогическая и соц. запущенность учащихся и воспитанников. Пед. запущенные… … Педагогический словарь

    ДЕЗАДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - использование ребенком, подростком или взрослым деструктивных для общества и развития личности стратегий самореализации … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    адаптация социальная - (от лат. adapto приспособляю и socialis общественный) 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от… … Большая психологическая энциклопедия

    АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - (от лат. adaptatio – приспособление, socialis – общественный) – постоянный процесс приспособления индивида к условиям социальной среды, результат этого процесса. Основные типы А. с.: активная, пассивная. Эффективность А. с. в значительной степени … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Стадии алкоголизма - Первая стадия (стадия психической зависимости). Патологическое влечение к алкоголю является главным среди начальных признаков. Алкоголь становится средством, постоянно необходимым, чтобы поднять настроение, чувствовать себя уверенно и свободно,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Акцентуированные личностные черты МКБ 10 Z73.173.1 Запрос «Акцентуация» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Акцентуация (от лат. accentus ударение), Акцентуация характера, Акцентуация личности, Акцентуированная личностная … Википедия

Социальная дезадаптация - это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация проявляется в широком перечне отклонений в поведении подростка: дромомания (бродяжничество), ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, венерические заболевания, противоправные действия, нарушения морали. Подростки переживают болезненное взросление - разрыв между взрослым и детским периодом - создается некая пустота, которую надо чем-то заполнить. Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Они легко переходят границу моральных и правовых норм. Соответственно, социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

Актуальность проблемы дезадаптации подростков связана с резким увеличением девиантного поведения в этой возрастной группе. Социальная дезадаптация имеет биологические, личностно-психологические и психопатологические корни, тесно связана с явлениями семейной и школьной дезадаптации, являясь ее следствием. Социальная дезадаптация - явление многогранное, в основе которого лежит не один, а множество факторов . К числу таковых некоторые специалисты относят:

A. индивидуальные;

B. психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность);

C. социально-психологические факторы;

D. личностные факторы;

E. социальные факторы.

Факторы социальной дезадаптации

Индивидуальные факторы, действующие на уровне психобиологических предпосылок, затрудняющие социальную адаптацию индивида: тяжелые или хронические соматические заболевания, врожденные уродства, нарушения двигательной сферы, нарушения и снижение функций сенсорных систем, несформированность высших психических функций, резедуально-органические поражения ЦНС с церебрастенией, снижением волевой активности, целенаправленности, продуктивности познавательных процессов, синдромом двигательной расторможенности, патологические черты характера, патологический протекающий пубертат, невратические реакции и неврозы, эндогенные психические заболевания. Природа преступности и делинквентности рассматривается наряду с формами отклоняющегося поведения, такими как неврозы, психоастении, состояние навязчивости, сексуальные расстройства. Лиц с отклоняющимся поведением, включая нервно-психические отклонения и социальную девиацию, отличают чувства повышенной тревожности, агрессивность, регидность, комплекс неполноценности. Особое внимание уделяется природе агрессивности, которая служит первопричиной насильственных преступлений. Агрессия - это поведение, целью которого является нанесение вреда некоторому объекту или человеку, возникающее в результате того, что по различным причинам не получают реализации некоторые изначальные врожденные неосознаваемые влечения, что и вызывает к жизни агрессивную энергию разрушения. Подавление этих влечений, жесткая блокировка их реализации, начиная с раннего детства, порождает чувства тревожности, неполноценности и агрессивности, что ведет к социально-дезадаптивным формам поведения.

Одним из проявлений индивидуального фактора социальной дезадаптации является возникновение и существование психосоматических расстройств у дезадаптированных подростков. В основе формирования психо-соматической дезадаптации человека лежит нарушение функции всей системы адаптации. Значительное место в формировании механизмов функционирования личности принадлежит процессам адаптации к условиям окружающей среды, в частности, к ее социальному компоненту.

Экологические, экономические, демографические и иные неблагоприятные социальные факторы последних лет привели к значительным изменениям здоровья детско-подростковой популяции. Подавляющее большинство детей еще в возрасте до одного года обнаруживают функционально-органические недостаточности головного мозга в диапазоне от легчайших, выявляющих себя лишь в условиях неблагоприятной среды или сопутствующих заболеваний, до очевидных дефектов и аномалий психофизического развития. Усиленное внимание органов образования и здравоохранения к вопросам охраны здоровья обучающихся имеет под собой серьезные основания. Число детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья среди новорожденных составляет 85%. Среди детей поступающих в первый класс свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 30% обнаруживают расстройство нервнопсихической сферы еще в младшей группе детского сада. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в два раза, достигнув 30%. Во многих случаях нарушение здоровья носят пограничный характер. Число детей и подростков со слабо выраженными проблемами постоянно возрастает. Заболевания приводят к снижению работоспособности, пропуску учебных занятий, снижению их результативности, нарушению системы отношений со взрослыми (учителями, родителями) и сверстниками, возникает сложная зависимость психологического и соматического. Переживания по поводу указанных изменений могут нарушить функционирование внутренних органов и их систем. Возможен переход соматогении в психогению и наоборот с возникновением в ряде случаев "порочного круга". Помочь выйти больному из "порочного круга" могут психотерапевтические воздействия в комплексе с другими методами лечения.

Психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность), проявляющиеся в дефектах школьного и семейного воспитания. Они выражаются в отсутствии индивидуального подхода к подростку на уроке, неадекватности предпринимаемых педагогами воспитательных мер, несправедливом, грубом, оскорбительном отношении учителя, занижении оценок, отказе в своевременной помощи при обоснованном пропуске занятий, в непонимании душевного состояния учащегося. Сюда же относятся тяжелый эмоциональный климат в семье, алкоголизация родителей, настроенность семьи против школы, школьная дезадаптация старших братьев и сестер. При педагогической запущенности, несмотря на отставания в учебе, пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками, у подростков не наблюдается резкой деформации ценностно- нормативных представлений. Для них высокой остается ценность труда, они ориентированы на выбор и получение профессии (как правило, рабочей), для них небезразлично общественное мнение окружающих, сохранены социально- значимые референтные связи. Подростки испытывают затруднения в саморегуляции не столько на когнитивном (познавательном), сколько на аффективном и волевом уровне. То есть различные поступки и асоциальные проявления у них связаны не столько с незнанием, непониманием или неприятием общепринятых социальных норм, сколько с неспособностью тормозить себя, свои аффективные вспышки или противостоять влиянию окружающих.

Педагогически запущенные подростки при соответствующей психолого-педагогической поддержке могут быть реабилитированы уже в условиях школьного учебно- воспитательного процесса, где ключевыми факторами могут стать “авансирование доверием”, опора на полезные интересы, которые связаны не столько с учебной деятельностью, сколько с будущими профессиональными планами и намерениями, также перестройки на более эмоционально теплые отношения дезадаптивных учащихся с учителями и сверстниками .

Социально-психологические факторы, раскрывающие неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе. Одной из важных социальных ситуаций для личности подростка является школа как целая система значимых для подростка отношений. Под определением школьной дезадаптации подразумевается невозможность адекватного школьного обучения соответственно природным способностям, также адекватного взаимодействия подростка с окружением в условиях индивидуальной микросоциальной среды, в которой он существует. В основе возникновения школьной дезадаптации лежат различные факторы социального, психологического и педагогического характера. Школьная дезадаптация является одной из форм более сложного явления - социальной дезадаптации несовершеннолетних. Свыше одного миллиона подростков бродяжничает. Число детей-сирот превысило пятьсот тысяч, сорок процентов детей подвергается насилию в семьях, столько же испытывают насилие в школах, смертность подростков от суицида возросла на 60%. Противоправное поведение подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых. 95% дезадаптированных подростков имеют психические отклонения. Лишь 10% нуждающихся в психокорреционной помощи могут ее получить. При исследовании подростков 13-14 лет, родители которых обращались за психиатрической помощью, определялись личностные свойства несовершеннолетних, социальные условия их воспитания, роль биологического фактора (раннего резидуально-органического поражения центральной нервной системы), влияние ранней психической депривации в формировании социальной дезадаптации. Имеются наблюдения, согласно которым семейная депривация решающее значение оказывает на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте, проявляясь в виде патохарактерологических реакций с признаками активного и пассивного протеста, детской агрессивности.

Личностные факторы, которые проявляются в активном избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения. Ценностно-нормативные представления, то есть представления о правовых, этических нормах и ценностях, выполняющих функции внутренних поведенческих регуляторов, включают когнитивные (знания), аффективные (отношения) и волевые поведенческие компоненты. При этом асоциальное и противоправное поведение индивида может быть обусловлено дефектами системы внутренней регуляции на любом - когнитивном, эмоционально-волевом, поведенческом - уровне. В возрасте 13-14 лет поведенческие расстройства становятся доминирующими, появляется склонность к группированию с асоциальными подростками более старшего возраста с криминальным поведением, присоединяются явления токсикомании. Поводом для обращения родителей к психиатру были нарушения поведения, школьная и социальная дезадаптация, явления токсикомании. Токсикомания подростков имеет неблагоприятный прогноз, и через 6-8 месяцев после ее начала резко возрастают признаки психоорганического синдрома с интеллектуально-мнестическими расстройствами, стойкими нарушениями настроения в виде дисфорий и бездумной эйфории с усилением делинквентности. Проблема дезадаптации и связанной с ней токсикомании у подростков во многом определяется социальными условиями - семейными, микросредовыми, отсутствием адекватной профессиональной и трудовой реабилитации. Расширение в школе возможностей для занятий разнообразным производительным трудом, ранняя профессиональная ориентация благоприятно сказывается на воспитании педагогически запущенных, трудновоспитуемых учащихся. Труд - реальная сфера приложения сил педагогически запущенного учащегося, в которой он способен поднять свой авторитет среди одноклассников, преодолеть свою изоляцию и неудовлетворенность. Развитие этих качеств и опора на них позволяют предупреждать отчуждения и социальную дезадаптацию трудновоспитуемых в школьных коллективах, компенсировать неуспехи в учебной деятельности .

Социальные факторы: неблагоприятные материально-бытовые условия жизни определяющиеся социальными и социально-экономическими условиями общества. Проблемы подростков всегда были актуальны, но никогда не стояли так остро, как в настоящее время в условиях нестабильной социальной и политической ситуации, неразрешенного экономического кризиса, ослабления роли семьи, девальвации морально-нравственных норм, резко противоположных форм материального обеспечения. Отмечается недоступность всем подросткам многих форм обучения, сокращение числа учебных заведений, мест отдыха для подростков. Социальная запущенность по сравнению с педагогической характеризуется прежде всего низким уровнем развития профессиональных намерений и ориентаций, также полезных интересов, знаний, навыков, еще более активным сопротивлением педагогическим требованиям и требованиям коллектива, нежеланием считаться с нормами коллективной жизни. Отчуждение социально запущенных подростков от таких важнейших институтов социализации как семья и школа, приводит к затруднениям в профессиональном самоопределении, заметно снижает их способность к усвоению ценностно- нормативных представлений, норм морали и права, способность оценивать себя и других с этих позиций, руководствоваться общепринятыми нормами в своем поведении.

Если проблемы подростка не решаются, то они углубляются, приобретают комплексность, то есть такой несовершеннолетний имеет несколько форм проявления дезадаптиции. Именно такие подростки составляют особо тяжелую группу социально-дезадаптированных. Среди множества причин, приводящих подростков к тяжелой социальной дезадаптации, основными становятся остаточные явления органической паталогии ЦНС, патохарактерологическое или невротическое развитие личности, либо педагогическая запущенность. Немалую значимость в объяснении причин и характера социальной дезадаптации играет система самооценок и ожидаемых оценок индивида, то, что относится к престижным механизмам саморегуляции поведения подростков и отклоняющегося поведения в первую очередь.

Заключение

Сущность психофизиологической стрессовой реакции заключается в «подготовительном возбуждении, активизации, необходимой для готовности к физическому напряжению, которая, исходя из эволюционных представлений, на ранних этапах развития дала возможность человеку выжить в первобытных условиях». У современного же человека, в условиях преимущественно психо-социальной стимуляции, стрессовая активация расценивается, как примитивный защитный механизм, и после активизации организма для физической деятельности такая деятельность редко следует, так как бывает мало оправдана, а «задействованные» функциональные механизмы могут создавать дополнительные условия для быстрого истощения организма.

Следует отметить, что с точки зрения физиологических механизмов восприятие стрессора, его интерпретация, «эмоциональная окрашенность», равно как и последующая перестройка деятельности важнейших систем организма для обеспечения адаптивного поведения - осуществляются на уровне лимбико-ретикулярного комплекса неспецифическими интегративными аппаратами мозга, которые регулируют вегетативные, эндокринные, гуморальные сдвиги и функциональные состояния мозга - т.е. практически все звенья и «оси» стрессовой реакции.

В рамках общего понятия «стресс» выделяется понятие «эмоциональный стресс»;, под которым традиционно понимается комплекс психических проявлений стресса. Еще не так давно в работах, посвященных исследованию эмоционального стресса, подразумевалось, что этот термин обозначает адаптационные эмоциональные реакции, сопровождающие вредные для организма физиологические и психологические сдвиги. Однако накопленные в результате многочисленных исследований данные показали, что и при отрицательных, и при положительных эмоциональных переживаниях наблюдаются сходные психологические и физиологические реакции. Поэтому считается, что эмоциональный стресс правильнее определять, как широкий круг изменений психических проявлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических и других коррелятов стресса.

Несмотря на теоретическую корректность, приведенное определение выглядит чрезмерно обобщенным, чтобы рассматриваться в качестве методологической основы научного исследования. Возможно, более перспективным является выделение внутри комплекса проявлений эмоционального стресса отдельных звеньев. При таком подходе на первый план выступает роль психологического стрессора - фактора, порождающего стресс-реакцию, в которой эмоциональный компонент доминирует. Но психологический стрессор лишь тогда обретает «стрессогенность», когда становится значимым для индивида, другими словами, когда происходит его столкновение с человеческой личностью. При этом определяющим становится весь комплекс психологических, мотивационных, социальных установок индивидуума, а применительно к повседневным событиям - его особенности личности и требования, предъявляемые социальным окружением.

Для клиницистов важную роль в диагностике последствий стрессовых ситуаций играют проявления психической дезадаптации, проявляющейся в тех или иных психических расстройствах, расстройстве деятельности вегетативной нервной системы и нарушении сомногенных механизмов (нарушении сна).

В психиатрии выделяются в отдельный пункт расстройства адаптации (F43.2), иногда определяемые как невротическая или адаптационная реакция, которые проявляются состоянием субъективного дистресса и эмоционального беспокойства, препятствуют социальному функционированию и продуктивной деятельности и возникают в период адаптации к значительному изменению в жизни или стрессовому жизненному событию. Развитие симптомов происходит в течение одного месяца после воздействия психо-социального стрессора, который не является необычным или связанным с катастрофой. Симптомы не продолжаются более шести месяцев после прекращения действия стресса или его последствий, за исключением F43.21 (пролонгированная депрессивная реакция). Симптомы могут быть вариабельными по форме и тяжести.

Известно, что существенные социальные и экономические изменения последнего времени предъявляют повышенные требования к адаптационным возможностям индивида, создают условия длительного эмоционального напряжения, что, в свою очередь, является одной из ведущих причин возникновения пограничных психических расстройств . Совокупность биологических, психологических особенностей лиц молодого возраста создает ситуацию «повышенного риска» возникновения пограничных расстройств . Именно степень психической зрелости определяет степень перенапряжения биосоциальных механизмов психической адаптации, повышенную восприимчивость к различным патогенным воздействиям и стрессодоступность в целом.

Современная система психиатрической помощи амбулаторного, и тем более стационарного уровня направлена прежде всего на оказание помощи пациентам с выраженной синдромальной симптоматикой. В то же время предболезненные состояния при весьма существенной распространенности в населении, практически выпадают из поля зрения врачей-психиатров и наблюдаются у терапевтов, неврологов и других специалистов соматического профиля. Поэтому существенно возрастает значение сбора максимума информации, позволяющей более полно определять и состояние пациента. Ведущим признаком «предболезни» является дезадаптация, проявляющаяся в структурах семейных, учебных, межличностных отношений. По-нятие «предболезнь» сегодня широко изучается разными силовыми ведомствами, оно включает не только клиническое значение, но и вероятностное. Эти обстоятельства создают условия как для выделения «групп повышенного риска» возникновения пограничных психических расстройств, что, в свою очередь, обусловливает необходимость профилактических и коррекционных мероприятий. Необходимость обращения к специалисту-психиатру, как правило, вызывает достаточно отрицательные психологические переживания как пациента, так и его родственников, в связи с традиционно негативным отношением к психиатрическому консультированию.

Степень отрицательного воздействия на процесс адаптации и роль социальных факторов в возникновении пограничных расстройств зависит от характерологических особенностей личности, ее запросов, установок и отношения к личным и общественным интересам. Следует учитывать значительное усиление психотравмирующего фактора на фоне ослабленности физического состояния у лиц с неблагополучным соматическим состоянием. Довольно резкое изменение жизненного стереотипа, возрастание физических и психологических нагрузок создает ситуации эмоционального напряжения, что может приводить к нарушениям адаптации в коллективе, создавая ситуации «замкнутого круга», усиливая риск развития пограничных расстройств, а в ряде случаев - к усилению имевшейся скрытой патологии головного мозга.

Настоятельная необходимость перестройки поведенческого стереотипа может вести и ведет к видоизменению временных ритмов деятельности головного мозга, что, в свою очередь, способствует проявлению компенсированных в обычных условиях психопатологических радикалов, нарушению сна, вегетативным расстройствам.

При оценке факторов риска для развития невротических и соматоформных расстройств следует учитывать, что невроз является результатом взаимодействия психотравмирующих факторов и особенностей личности, поэтому при оценке состояния пациента следует учитывать оба момента. Психогения, приводящая к развитию невроза, должна быть прежде всего индивидуально значимой. Установлено, что к стрессогенному эффекту могут приводить как тяжелые и драматические ситуации, так и относительно большое количество разнообразных менее тяжелых событий, но происходящих в течение достаточно длительного времени. При наличии длительного конфликта (как подходящей почвы для развития заболевания) внешнее стрессовое событие может обусловить кульминацию конфликта и привести к манифестации заболевания. В то же время, оценивая индивидуальную значимость психогении, необходимо принимать во внимание не только особенности личности молодого человека и способность его к формированию адекватных механизмов психологической защиты, но и комплекс других факторов: возраст и соматическое состояние, интеллектуальный уровень, моральный качества, социальный статус, экономическое положение.

Практически обязательным компонентом дезадаптации является нарушение в работе вегетативной нервной системы, обеспечивающей условия для нормальной работы всего организма. Проявления «вегетативной дезадаптации»; весьма разнообразны и могут затрагивать работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, терморегуляции, потоотделения и других важных функций организма . В самом начале патологических проявлений в вегетативной сфере имеющиеся симптомы являются компенсаторными по своей сути, но по мере их сохранения могут существенно усиливать имеющуюся психическую дезадаптацию, а также вызывать ее.

Другим проявлением дезадаптации является развитие соматических расстройств, которые, как правило, относят к психосоматическим (язвенная болезнь, гастрит, бронхиальная астма и др.).

В результате всего вышесказанного на фоне нарушения адаптации появляются расстройства с преобладанием либо психического, либо вегетативного, либо соматического компонента.

Важно отметить, что лечение болезней соматического профиля, в основе которых лежит острая или хроническая стрессовая ситуация, невозможна только «терапевтическими» препаратами, влияющими на конкретный орган или систему, так как нарушения в работе организма, как правило, в данной ситуации затрагивают практически все системы, участвующие в запуске и поддержании патологического процесса. При любых проявлениях дезадаптации организма и вне зависимости от соматического диагноза необходимо уделять внимание коррекции психической и вегетативной составляющей плохого самочувствия.

Различные психопатологические синдромы часто сопряжены с основой нарушения адаптации, представляют собой большое многообразие и могут быть проявлением как пограничных психических состояний, так и более серьезных. Потому каждый синдром требует специализированного психиатрического подхода, но не всегда в практике интерниста возможно воспользоваться консультацией психиатра. Поэтому хотелось бы остановиться на коррекции наиболее распространенного проявления дезадаптации - повышенной тревожности, которая имеет широкое распространение.

Тревога - это свойство человека, отражающее состояние беспокойства, способное проявляться на психическом и соматическом уровнях и изменять свою выраженность в зависимости от обстоятельств (в обычной жизни, в условиях стресса и т.д.). Клинически тревога проявляется психическими (беспокойством, ощущением «опасности», раздражительностью, ощущением напряженности, нарушением ночного сна, ухудшением памяти) и вегетосоматическими (тахикардия, алгии в груди, иногда в мышцах, гипергидроз, гипосаливация, приступы жара или холода, увеличение или уменьшение аппетита дискомфорт в эпигастральной области,.дизурия и др.) симптомами. Тревога при нарушении адаптации часто является ключевым фактором, способная вызвать психовегетосоматическую дезадаптацию, развивать ее, модифицировать и усиливать.

Подходя к вопросу лечения «болезней адаптации», необходимо несколько слов сказать об одном «эффективном» методе самолечения - употреблении алкоголя. Известно, что алкоголь повышает активность гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), основного ингибиторного нейротрансмиттера мозга. Благодаря этому свойству алкоголь обладает высоким противотревожным эффектом. Лица, страдающие от симптомов тревоги, часто не понимают, что это симптомы болезни и интуитивно начинают прибегать к алкоголю для купирования неприятных ощущений. Подобная тактика самолечения дает быстрый, но кратковременный эффект и в конечном итоге к бесконтрольному употреблению алкоголя и последующему усилению тревоги и депрессии. Говоря об алкоголизме вообще, важно отметить, что сегодня в лечении алкоголизма и его профилактике основная роль отводится коррекции психопатологических синдромов и прежде всего тревож-но-депрессивного круга. Поэтому очень актуально при лечении проблем дезадаптации активно уточнять практику употребления пациентами алкоголя как средства «снятия проблем».

Лечение болезней дезадаптации необходимо начинать с влияния именно на тревогу. Сегодня существует большой спектр подходов, способных ее уменьшать и одновременно оказывать положительное влияние на течение вегетативных и соматических расстройств. Прежде всего это нефармакологические методы: релаксационный тренинг, биологическая обратная связь, когнитивная психотерапия, поведенческая психотерапия и другие виды психотерапии.

Фармакологический подход к лечению тревоги предполагает использование разнообразных психотропных препаратов: бензодиазепиновые анксиолитики, небензодиазепиновые анксиолитики, трициклические антидепрессанты, ингибиторы моноаминооксидазы, ингибиторы обратного захвата серотонина, β-адре-ноблокаторы и другие.

Традиционным и достаточно эффективным купированием тревожных переживаний являются транквилизаторы, прежде всего бензодиазепины (диазепам и его производные), обладающие выраженным анксилитическим, противосудорожным, миелорелаксирующим действием. К препаратам преимущественно анксиолитическго действия относят алпразолам, диазепам, медазепам, тофизопам. Сравнительно быстрый эффект и умеренно выраженные побочные эффекты обусловливают широкое применение бендиазепинов во врачебной практике как врачей-психиатров, так и врачей общей практики, прежде всего терапевтов. Следует отметить и достаточно частый самостоятельный прием анксиолитиков пациентами, встречающийся у молодых людей, как средство преодоления ситуаций значительного эмоционального напряжения, пожилые пациенты используют бензодиазепины, как седативное, снотворное средство. Анксиолитики достаточно эффективны при всех вариантах состояний, сопровождающихся тревожными переживаниями. В то же время у данной группы препаратов отмечаются серьезные побочные эффекты, прежде всего реакции гиперчувствительности, эффект угнетения ЦНС приводит к сонливости, на-ру-шениям концентрации внимания, снижению быстроты реакции и целенаправленности действий, что, в свою очередь, сказывается на успешности профессиональной деятельности человека.

Фармакотерапия проявлений нарушения психовегетосоматической адаптации хотя и предполагает использование разных препаратов, но правила их назначения должны быть следующими:

  1. Начинать лечение нужно с минимальных доз (необходимо для оценки индивидуальной переносимости).
  2. Использовать монотерапевтический подход.
  3. Контролировать наступление клинически значимого эффекта, при отсутствии которого необходимо производить замену препарата на более эффективный.
  4. По возможности использовать короткие курсы лечения 2-4 недели. Рекомендация более продолжительно лечения требует особой осторожности и контроля в отношении вероятности привыкания.
  5. Отмену препарата проводить постепенно.

Одним из наиболее безопасных препаратов из группы анксиолитиков является гидроксизин (Атаракс®). Несмотря на то, что этому препарату уже более 50 лет, он до настоящего времени остается востребованным благодаря своей безопасности и эффективности. Он разрешен к применению у детей от одного года. Побочные эффекты слабо выражены и преходящи, как правило, исчезают через несколько дней от начала лечения или после уменьшения дозы.

Данный препарат является производным пиперазина, обладает умеренной анксиолитической активностью; оказывает также седативное, противорвотное, антигистаминное и м-холиноблокирующее действие. Блокирует центральные м-холино- и H1-гистаминовые рецепторы и угнетает активность определенных субкортикальных зон. Не вызывает психической зависимости и привыкания. Клинический эффект наступает через 15-30 мин после приема внутрь. Оказывает положительное влияние на конгитивные способности, улучшает память и внимание. Расслабляет скелетную и гладкую мускулатуру, обладает бронходилатирующим и аналгезирующим эффектами, умеренным ингибирующим влиянием на желудочную секрецию.

Помимо этого, он опосредованно уменьшает проявления вегетативной дисфункции, способен улучшить сон, прежде всего процесс засыпания, а его применение в психосоматической медицине также показывает его достаточную клиническую эффективность.

Атаракс® принимают внутрь, во время еды, не разжевывая. Взрослым - 25-100 мг/сут. в 1-4 приема, для премедикации - 50-200 мг за 1 ч до операции; в психиатрии - 100-300 мг/сут. В анестезиологии назначают 1 мг/кг на ночь перед операцией и за 1 ч до операции. Для кратковременного эффекта применяют половинную дозу; при необходимости получения быстрого терапевтического эффекта назначают в/м (в область крупных мышц), с последующим переходом на пероральный прием. У пожилых больных лечение начинают с половинной дозы. При почечной и/или печеночной недостаточности дозы должны быть уменьшены.

Побочные эффекты в основном связаны с угнетением ЦНС или парадоксальным стимулирующим эффектом на ЦНС, антихолинергической активностью или реакцией гиперчувствительности.

Необходимо отметить, что гидроксизин (Атаракс®) при лечении генерализованного тревожного расстройства, как наиболее яркого расстройства «тревожного» круга, показал себя с лучшей стороны перед бензодиазепиновыми анксиолитиками как в монотерапии, так и в сочетании с антидепрессантами при сопутствующей депрессии. Будучи столь же терапевтически эффективным, как и бензодиазепиновые анксиолитики, он в отличие от них не ослабляет антидепрессивное действие селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС), не дает явлений “рикошета”, не угнетает когнитивную функцию и не вызывает патологической зависимости .

В другой работе , выполненное исследование указывает на то, что терапевтические эффекты Атаракса® существенно отличают его от других транквилизаторов и седатиков. Причем специфика действия этого препарата связана с позитивными изменениями динамики когнитивных процессов. Это выражается в улучшении внимания, мышления, кратковременной памяти, а также нормализации важных аспектов восприятия и оценки реальности. Полученные данные говорят также о том, что терапевтические эффекты Ата-ракса® проявляются неодинаково в зависимости от особенностей когнитивного стиля больного, что, в частности, обусловливает селективность его анксиолитического действия.

Результаты собственных исследований, проводимых в лаборатории проблем медико-психологической экспертизы призывников 1 МГМУ имени И.М. Сеченова показали, что Атаракс® имеет выраженный эффект при терапии расстройства адаптации. Препарат обладает преимущественно анксиолитическим и, в определенной степени, тимолептическим действием. Особенностью терапевтического действия препарата является то, что в ряде случаев пациенты отмечают субъективное улучшение (в силу выраженного анксиолитического эффекта), тогда как объективные положительные сдвиги отмечаются только к концу 3-й недели, что необходимо учитывать при поведении лечения. Побочные эффекты при терапии препаратом Атаракс® (гидроксизин) встречаются относительно редко, носят кратковременный характер и, как правило, не требуют дополнительных мер коррекции.

Таким образом, нарушение адаптации в медицинской практике, развивающееся под влиянием острого или хронического стресса и приводящее к нарушению в психической и соматической сферах, дисфункции вегетативной нервной системы и расстройствам сна, требует всесторонней оценки и назначения адекватной состоянию схемы лечения.

Литература

  1. Кисилев А.С., Жариков Н.М., Иванова А.Е., Яцков Л.П. Психическое здоровье населения. Владивосток. 1993., 324 с.
  2. Коробчанский В.А. Саногенетические мезанизмы адаптации подростков.// Мат.конф. Современный подросток.М.,2001. С.274-176.
  3. Дмитриева Т.Б. Социальная психиатрия в детско- подростковом возрасте - клиническая реальность нашего времени // Рос. психиатр. журн. - 1999. - № 3. - С. 9-14.
  4. Дмитриева Т.Б., Макушкин Е.В. Современное состояние и проблемы службы охраны психического здоровья детей.//Здоровье и образование детей - основа устойчивого развития Российского государства. Наука, М., 2007, С.164.
  5. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М. Издательство Московского Университета., 1976, 112 с.
  6. Стоялова Т.В., ИвановаТ.И., Крахмалева О.Е. Динамика структуры психической заболеваемости допризывников. //Мат XV съезда психиатров России. М.,2010., С.169.
  7. Helsen M., Vollebergh W. Social Support from Parents and Friends and Emotional Problems in Adolescence // Journal of Youth & Adolescence. - 2000. - Vol. 29. - Issue 3. - P. 319.
  8. Lohman B.J., Jarvis P.A. Adolescent Stressors, Coping Strategies, and Psychological Health Studied in the Family Context // Journal of Youth & Adolescence. - 2000. - Vol. 29. - Issue 1. - P. 15-29.
  9. Вейн А.М. Вегетативные расстройства М. 2000 С.748
  10. Никитин З.А. Атаракс и генерализованное тревожное расстройство: новая перспектива старого лекарства? Психиатрия и психофармакология. Том 11/N 2/2006
  11. Бобров А.Е., Кулыгина М.А., Белянчикова М.А., Ржезников М.В., Гладышев О.А. Влияние препарата Атаракс на когнитивные функции при лечении тревожных расстройств Атмосфера. Нервные болезни. 2005 / N 3