Стояла ночь луной был полон сад анализ. Сочинение: Стихотворение А. А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…». «Что ты одна - всю жизнь, что ты - любовь»

Текст стихотворения Фета “Сияла ночь. Луной был полон сад” одно из лирических произведений поэта, над которым литературоведы спорили долгое время. Одни говорят, что его лирическая героиня – Мария Лазич, а другие – Татьяна Берс, пение которой вдохновило Афанасия Афанасиевича на создание стихотворения. Сюжет – свидание влюбленных под луной и поздние воспоминания героя об этом годы спустя. Композиционно стих включает четыре строфы, а по смыслу – две: в первой и второй строфах лирический герой описывает свидание, а в третьей и четвертой – воспоминание о нем. Такая романтичная картина создана при помощи образов природы (ночь, заря), музыки (рояль, струны) и чувств (дрожащие сердца). Так же этой цели способствуют изобразительные средства – эпитеты (“томительных и скучных” лет, “жгучей муки”, “рыдающие звуки”). Темы, которые раскрыл поэт – музыка и любовь, а мотив – преображающая сила искусства. Благодаря гибкости стихотворения поэт сумел передать свои эмоции в словах.

Материал может быть использован как дополнение к урокам литературы или при самостоятельной работе в старших классах.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Анализ стихотворения А. А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад» (учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 16 г. Невинномысска Ставропольского края Назарова Людмила Васильевна)

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

________________________________________________________________

Лёгкое, как дыхание, свежее, как ветер, трогающее душу стихотворение А. Фета «Сияла ночь…» ярко и искренне передаёт силу любовного чувства, пробуждённого музыкой. У читателя создаётся ощущение трепетного, хрупкого, нереального мира, полного тайн и загадок. Здесь нет ничего конкретного, а предметный мир зыбок и неуловим, как лунный свет: «луной был полон сад», «лучи у наших ног…». Неясен и сюжет: он и она в гостиной; она исполняет дивную песню, он внимает ей. Прошли годы… И вновь в душе лирического героя звучит голос любимой. Но поэту важно передать не только события, но и впечатления, тончайшие переливы чувств, нюансы и полутона. Фет использует для своей поэтической палитры прозрачную акварель, при этом рисуя не красками и даже не словами, а звуками. И эти звуки – пение женщины, аккорды рояля, тревожное биение сердец - отзвуки сильного чувства, не меркнущего спустя «томительные и скучные» годы.

Известно, что это стихотворение посвящено Татьяне Берс, сестре жены Л. Н. Толстого, той самой Татьяне, чьё женское обаяние, очаровательная естественность и искренность чувств великий писатель передал в ярком образе Наташи Ростовой. «Сущность Наташи – любовь», - писал Толстой. И Фет увидел это в своей героине: «… ты одна – любовь», «нет любви иной». Мы помним, что в Наташу влюбился Василий Денисов, услышав её проникающее в душу пение. Лирическая героиня стихотворения Фета, не названная по имени, тоже поёт так, что пробуждает всё лучшее в человеке:

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

Что в этой песне? Боль, страдание, жалоба? Почему она пела, «в слезах изнемогая», почему звуки «рыдающие»? Наверное, тот, кто рядом с ней, услышал грустную повесть девичьих обманутых надежд, понял скрытую драму страдающего сердца, и это вызывает у него чувство сопереживания. Не случаен последовательный ряд глаголов в одной строчке: «любить», «обнять» и «плакать»: любовь сначала порождает нежность, а затем жалость и сострадание. «Плакать над тобой», а не с тобой, не о тебе – так мог сказать человек сильный, способный защитить женщину, спасти её от горя и бед.

Стихотворение композиционно делится на две части: светлое воспоминание о былом и унылое настоящее. В нынешнем нет поэзии, нет музыки, нет любви, не верится в будущее. Устала душа, изнемогла от «обид судьбы и сердца жгучей муки». «Тишь ночная» глуха, но вот откуда-то из прошлого доносится чудный голос, поющий ту же почти забытую мелодию: «… ты одна – любовь, нет любви иной». Эти слова повторяются дважды, но в конце стихотворения звучат иначе. Тогда музыка пробудила любовь, сейчас – веру в любовь, в возможность счастья, заставила поверить, что

жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки…

Не «верить», а возвышенное «веровать», как в святыню, как в Бога. Возрождается душа под воздействием дивных звуков, оживают прежние чувства, возникает уверенность в том, что жизнь продолжается. Снова засиял свет, который лучился, когда она «пела до зари». Заря словно символизирует молодость и силу чувства, а ночь – рыдания, усталость и боль.

Поражает лаконичность описания обстановки, в которой мы слышим чудные звуки: ночь, сад, гостиная, раскрытый рояль. Но «ночь сияла», и что-то ликующее, торжественное мы чувствуем в этом слове; от сияния ложится отсвет на все предметы: на деревья сада, на пол гостиной; свет зарождает сияние и в глазах двоих. Свет любви. Свет души. Мастерство Фета проявляется и в том, что почти от космической картины лунной ночи он постепенно переходит к описанию комнаты, как бы сужая пространство: сад, дом, гостиная – и затем рояль, звуки которого и пробудили у лирических героев сильные чувства. Именно в музыке герой находит отклик своим настроениям и переживаниям. Искусство любви и любовь к искусству едины и неразрывны. Нужно любить, думая не о себе, а о другом, понимать и чувствовать музыку так, чтобы она служила не просто красивым фоном, а пробуждала светлые чувства.

Удивительно певучее и мелодичное стихотворение Фета тем не менее приглушённое, произнесённое чуть ли не шёпотом: ведь чувства так нежны, так интимны. Чарующе тихо звучат стихи благодаря обилию согласных «ш» и «х»: «прошло», «тиши», «слышу», «вздохах этих». Помимо аллитерации поэт использует и ассонанс»: гласные «и», «у» придают стихотворению особую нежность, лёгкость и воздушность: «Что нет об и д с у дьбы и сердца жг у чей м у к и , а ж и зн и нет конца, и цел и нет и ной…». Мелодике звучания способствует и рифма. Пожалуй, именно последние слова строк из третьей строфы являются ключевыми словами: «любовь», «звучных», «вновь», выстраиваясь в словесный ряд: «вновь звучит любовь».

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» влюблённый в Наташу Денисов называет её волшебницей. Лирическая героиня поэтической миниатюры Фета тоже волшебница: она совершила чудо, пробудив у героя сильное и искреннее чувство, а затем спустя годы возродив его вновь.

Одна из главных особенностей стихотворений А.А.Фета -- это музыкальность. Поэтому произведения поэта так легко ложатся на музыку, и создано множество романсов на их текст.

А.Фет создал целый цикл стихотворений, посвящённых музыке и пению -- цикл "Мелодии", к которому относится и стихотворение "Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...".

И много лет прошло, томительных и скучных,

Таким образом песня возлюбленной становится музыкой любви.

Стихотворение Фета можно сопоставить с произведением А.С.Пушкина "К***". Здесь так же центральным становится мотив воспоминания, которое неподвластно времени. Как и у Пушкина, у Фета голос возлюбленной вновь пробуждает героя к жизни, к чувствам, к любви.

В стихотворении Фета любви и музыке неизменно сопутствуют слёзы и страдание: "Ты пела до зари, в слезах изнемогая..." Так при помощи антитезы страданий и счастья обостряется чувство жизни и красоты.

Идея стихотворения заключается в том, что смысл человеческой жизни -- это любовь.

Природа, искусство и любовь сливаются в единое целое и вместе выражают истинную сущность и красоту жизни:

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать надо тобой.

Сочинение

Поэзия Афанасия Афанасьевича Фета (Шеншина) - одна из признанных вершин русской лирики. Фет принадлежит к числу наиболее читаемых поэтов. В личности поэта удивительным образом сошлись два абсолютно разных человека: огрубелый, проживший тяжелую жизнь практик и вдохновенный, неутомимый певец любви и красоты. Поэзия Фета музыкальна. Многие стихи его написаны в традиции романса. И стихотворение, о котором пойдет речь в данной работе - не исключение. «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...» - популярный во времена поэта романс, положенный на музыку. Тематически лирика Фета ограничена красотой природы и женской любовью, но темы в его произведениях и не играют существенной роли. Стихи Фета - собрания невероятно выразительных образов.
Стихотворение «Сияла ночь, Луной был полон сад. Лежали...» написано о Татьяне Берс (в замужестве Кузьминская), сестре Софьи Андреевны Толстой. Фет однажды вечером услышал пение Татьяны Берс и сказал ей: «Когда вы поете, слова летят на крыльях». Восхищенный вдохновенным пением, поэт создал свое стихотворение, очень лиричное, выразительное и нежное:
Сияла ночь, Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей.
Это стихотворение отличается удивительно нежным ритмом и вдохновенными, тонкими и точными образами. Точность и внимательность Фета к деталям - его несомненный талант. Для этого стихотворения, как и для всей поэзии Фета, характерна звукопись. Обратим внимание на первую строфу. Здесь преобладают мягкие, переливистые и словно бы льющиеся «л»: «сияла ночь», «луной был полон сад», «лежали лучи...», после чего идет переход к раскатам «р»: «рояль... раскрыт», «струны..., дрожали». Ощущается переход от плавности к нарастанию эмоционального напряжения. Удивительная способность писать звуками и придает стихам Фета столь музыкальное звучание.
В основе стихотворения - образы ночи, луны и рояля. Тьма, свет и музыка - вот в чем основа этого произведения. На второй план выходит образ певицы, ее голос. В этом стихотворении чувствуется единство человека с окружающим миром.
Лунная ночь, сад - немыслимы без рояля и голоса певицы. Так же, как и в других условиях уже не существовало бы той Татьяны Берс, которой восхищался поэт. Удивительно образные стихи Фета завораживают своей игрой, своими красками и точно подобранными словами.
У Фета в этом стихотворении природа соседствует с чувствами: «Тебя любить, обнять и плакать над тобой». Тихая картина ночного сада сменяется контрастным образом - бурей в душе поэта: «Рояль был весь раскрыт...». Стихотворение построено на противопоставлении. «Томительная и скучная» жизнь противопоставляется «сердца жгучей муке». Цель жизни для поэта - в едином порыве души. В этом произведении толчком для душевной бури стало пение Татьяны Берс. В этом стихотворении, как и во всей лирике, Фет создает свой собственный мир - мир любви, красоты и контраста - тихой ясной природы с душевными терзаниями.
Хотелось бы сказать, что стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад, Лежали...» поражает своей чистотой и проникновенностью. Его строки пронизаны восхищением, преклонением и страстью поэта к своему миру, миру творчества, и всему тому, что способствует слиянию творчества с реальностью, рождению новых стихов. Мне кажется, что это стихотворение никого не сможет оставить равнодушным, оно способно проникнуть в сердце и затронуть самые потаенные струны в душе.

Данное стихотворение относится к позднему творчеству А.А. Фета, так как написано оно было в конце лета 1877 года. Есть одна прекрасная история, которая легла в основу произведения. На музыкальном вечере поэт услышал песни в исполнении Татьяны Берс. И это послужило началом его восторженного отношения к юной девушке. Татьяна стала не просто музой для поэта, она пробудила в его сердце сильные чувства, о которых он не стесняясь, смело, поведал в стихотворении.

Это произведение можно отнести к любовной романтической лирике. В жизни поэта было место настоящим искренним чувствам. Воспоминания о них будоражили его всю жизнь. И часто Фет с упоением рассказывал о них в своих произведениях. Вот, как и в этом стихотворении рассказывается о встречи героя с девушкой, которая покорила его своим пением. Прошли годы, и эти два человека встретились вновь. Пронесли ли они эти чувства неизменными сквозь время? Снова звуки музыки обволакивают своей красотой и притягательной силой. Снова луна, заглядывая в сад, дарит людям магию чувств.

Автор себя делает главным героем элегии, повествуя от первого лица свою историю. Стихотворение больше напоминает монолог, в котором поэт вспоминает свою встречу с девушкой под звуки музыки. Событие разворачивается в саду, и лунный свет является единственным свидетелем зарождающегося чувства, усиливая желание влюбленных признаться в этом. Но этого не происходит, тогда судьба дарит еще один шанс и новое свидание, которое произошло через много лет. Изменилась ли возлюбленная героя? Об этом ничего не говорится. Главное, что имеет значение, это то, что чувства остались прежними.

Эти две встречи делят стихотворение на две части. Первые две строфы посвящены знакомству, последующие - продолжению истории. И везде присутствует фоном пейзажная зарисовка. А сказочность всему происходящему придает автор при помощи стилистической фигуры, оксюморона. Описывая первое свидание, поэт использует инверсию, аллитерацию, звук «л» повторяясь, передает мягкость и легкость лунного света.

Третья и четвертая строфы наполнены симметрией восприятия читателем возлюбленной, ее пения, лунного света, как будто в этом всем и заключена любовь и смысл жизни. Здесь тоже присутствует аллитерация звука «ш». Привычные для автора лексемы, создают основной мотив произведения. Шестистопный ямб с перекрестной рифмовкой, где чередуются мужские и женские рифмы, придают мелодичности, словно это романс.