Судьба русской женщины в произведениях некрасова. Образ русской женщины в творчестве Н. Некрасова Изображение судьбы русской женщины в поэзии некрасова

Образ русской женщины занимает значительное место в творчестве Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны. Все они создали неповторимый образ некрасовской “величавой славянки”, во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:
Красавица миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
Русская женщина у Некрасова отличается и душевным богатством. В образе русской крестьянки поэт показал человека высоких

Нравственных качеств, не теряющего веру, не сломленного никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях.
Наиболее полно эти качества русской женщины раскрываются в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Эта женщина сама со страниц поэмы рассказывает нам о своей нелегкой судьбе. В ее рассказе – житейские тяготы всех русских крестьянок того времени: постоянные унижения, разлука с мужем, страдания матери, потерявшей сына, вечная нищета… Но она все может стерпеть:
Ходила с гневом на сердце,

/> А лишнего не молвила
Словечка никому.
Но Матрена Тимофеевна не потеряла чувство собственного достоинства, в ее рассказе слышится и протест (“В груди у них нет душеньки… На шее – нет креста!”). Нелегкую женскую судьбу она сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного и черного и говорит странникам: “Не дело вы затеяли – средь баб счастливую искать!”
Это подтверждает и судьба Дарьи, описанная Некрасовым в поэме “Мороз, Красный нос”. Мы видим нелегкую долю крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибает. Ее судьба также воспринимается как типичная участь русской женщины:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына раба,
А третья – до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд – все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. В образе Дарьи Некрасов показал лучшие черты русской женщины, в которой внешняя привлекательность сочеталась с внутренним нравственным богатством.
Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что “грязь обстановки убогой к ним словно не липнет”. Такая женщина “и голод, и холод выносит”. В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа, а Матрена Тимофеевна прощает Савелию-богатырю его оплошность, приведшую к гибели ее ребенка.
Героиня Некрасова способна на нравственный подвиг. Подтверждением этому служат и образы княгинь Трубецкой и Волконской, созданные в поэме “Русские женщины”. В этой поэме Некрасов воспел подвиг жен декабристов, разделивших горестную судьбу своих мужей. Мы видим, как все доводы губернатора в разговоре с княжной Трубецкой (“Пускай вот муж – он виноват… А вам терпеть… за что?”, “бежите вы за ним. Как жалкая раба”) разбиваются о твердость принятого княжной решения. В тяжелую минуту она должна быть рядом с мужем. И никакие лишения на этом пути ее не остановят. То же можно сказать и о княжне Волконской, чья жизнь полна “печальных потерь”. “Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я… Так небу угодно!..” – говорит героиня. В ее словах – и любовь, и чувство долга.
Тот факт, что первоначальное название поэмы “Декабристки” Некрасов заменил на обобщенное “Русские женщины”, говорит сам за себя. Лучшие качества, присущие героиням этой поэмы, – сила духа, умение пожертвовать собой, воля – это черты русской женщины, к какому бы социальному классу она ни принадлежала. Поэт отдает должное нравственной красоте и подвигу русской женщины:
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты
И носит песнь, слагаемая мною
Живой любви прекрасные черты.
О мать моя, подвигнут я тобой,
Во мне спасла эюивую душу ты.

Ви зараз читаєте: Судьба русской женщины в произведениях Некрасова

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына раба,
А третья – до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Н. А. Некрасов
Н. А. Некрасова по праву можно назвать певцом женской доли. На протяжении всего творческого пути он снова и снова на страницах своих произведений возвращался к изображению женщины. Это и нищая, голодная сирота в стихотворении “Убогая и нарядная” (1857). Ее приняла в свой магазин мадам и превратила застенчивую девушку в живой товар, что “продается с публичного торга”. Это и девушка из “Песни” (1867), исполненная порыва к свободе и счастью, но чувствующая себя запертой в прочной железной клетке. В “Прекрасной партии” (1852) и “Дешевой покупке” (1861) показано, как женщину убивает лживая мораль, превращая ее в игрушку, предназначенную для забавы. Особое место занимает в поэзии Некрасова образ женщины-матери, чья судьба оказывается не менее драматичной, чем доля сирот или девушек-крестьянок. Но на первом месте в исследованиях писателя всегда

Стояла жизнь и судьба женщины-крестьянки. Некрасов восхищается русской крестьянкой. Ее чистым сердцем, силой духа, внутренней красотой и душевным богатством.
Первую попытку приоткрыть “золото сердца народного” он делает в стихотворении “Тройка” в 1846 году. В этом произведении Некрасов ведет поэтический рассказ о несбыточных надеждах простой крестьянской девушки. С первых же строк поэт приоткрывает внутренний мир своей героини: его чуткому уху слышно, как “забило сердечко тревогу”. Девушка стремится к мечте, счастью, любви, красоте. И этому стремлению отвечает внешняя красота “чернобровой дикарки”, в волосах которой вьется игриво алая лента. Перед нами возникает портрет этой сельской красавицы, на которую “заглядеться не диво” и полюбить ее “всякий не прочь”. Красота крестьянки соединяет в себе и здоровье, и природную естественность. Ей не дано знать, что ждет ее впереди, а вот перед нами как на ладони предстает перспектива жизни этой молодой девушки. Судьба девушки предрешена: красота ее скоро увянет, не успев расцвести, а саму ее ждет безрадостное существование:
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник,
И свекровь в три погибели гнуть.
И становится невыносимо горько, сердце наполняется жалостью и сочувствием к ее горькой, “черной” судьбе.
Многие стихотворения поэта проникнуты таким же глубок состраданием к тяжелой судьбе женщины-крестьянки. Его в могли оставить равнодушным каждодневные страдания женщины от непосильной работы, от моральных унижений.
Ты вся – воплощенный испуг,
Ты вся – вековая истома!
Дарья, центральная героиня поэмы “Мороз, Красный нос”, – повторила судьбу многих: вышла замуж за крепостного, стала матерью, испытала на себе все горести и тяготы крестьянской жизни. О трагической судьбе героини мы многое узнаем во второй части поэмы, когда она, вынужденная отправиться в лес за дровами, становится жертвой Мороза. Замерзающая Дарья, погружаясь в сладостное сновидение, раскрывает перед нами свой внутренний мир, воскрешает отрадные дни своего прошлого и мечтает о будущем, которое, конечно, для нее уже никогда не наступит. Ярко раскрывается перед нами подлинная красота этой женщины, любящей, трудолюбивой, и так печальна ее судьба, так болезненны удары, которые уготовила ей жизнь.
До Некрасова в русской литературе не было такого правдивого, глубоко прочувствованного изображения женщины-крестьянки, которой приходилось терпеть немыслимые тяготы жизни, но которая всегда сохраняла свою нравственную силу и красоту. Образ Матрены Тимофеевны Корчагиной из поэмы “Кому на Руси жить хорошо” стал вершинным созданием в разработке этой темы. Ей присущи многие достоинства: красота, ум, здоровье, богатая поэтическая душа, трудолюбие. Кажется, такая женщина самой природой предназначена для счастья. Она знала любовь, по любви и замуж выходила, было у нее и счастливое материнство. Но дальше мы знакомимся с судьбой этой женщины, ее жизнью до замужества и в семье мужа, и, как мы видим из ее рассказа, ей выпала тяжкая доля. Она трудилась с малых лет, терпела унижения в чужой семье. Рассказала она о побоях, о смерти своего первого сына, о несчастье с Федотушкой, о страшном голоде в неурожайные годы, рекрутчине, горькой доле многодетной матери-солдатки. Матрена говорит об испытаниях и лишениях, уготованных ей судьбой, как о чем-то естественном, будничном, но за этой видимой будничностью чувствуется глубокий драматизм и трагизм. Но Матрена Тимофеевна все вынесла, выдержала, сохранила чувство собственного достоинства. “Свободное сердце” и душевное благородство помогли ей перенести все страдания, но обиды она не забыла и не простила. “Я потупленную голову, сердце гневное ношу”, – ризнается она мужикам. И, конечно, трудно назвать Матрену имофеевну счастливой женщиной. Образ ее еще раз убеждает нас М) Что “ключи от счастья” женщины-крестьянки “заброшены, ряны” и на Руси “не дело между бабами счастливую искать”:
Века протекали – все к счастью стремилось,
Все в мире по нескольку раз изменилось,
Одно только бог изменить забывал
Суровую долю крестьянки.

  1. Имя Некрасова занимает особое место в русской литературе второй половины 19 века. Творчество этого поэта не только внесло большие изменения в литературный процесс, но и оказало большое влияние на общественную...
  2. Впервые я познакомилась с творчеством Николая Алексеевича Некрасова еще в начальной школе. Еще не умея хорошо читать, я с замиранием сердца слушала, как дедушка Мазай в половодье спасает зайцев. Потом...
  3. Стихотворение “В дороге” было написано в 1845 году. Когда Белинский его прочитал, он отметил, что “самые интересные стихи принадлежат перу господина Некрасова, потому что они проникнуты мыслью; это не стишки...
  4. Н. А.Некрасов написал замечательную поэму “Кому на Руси жить хорошо”. Ее написание было начато в 1863 году – через два года после отмены крепостного права в России. Именно это событие...
  5. .Нигде не дышится вольней Родных лугов, родных полей. Н. Некрасов В детстве Некрасов читал запоем, сам пробовал писать. И, покинув в шестнадцатилетнем возрасте отчий дом, он прибыл в Петербург с...
  6. В 1863 году Н. А. Некрасов начал работу над одним из самых своих значительных произведений – поэмой “Кому на Руси жить хорошо”. В 1861 году было отменено крепостное право, и...
  7. Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего! Н. А. Некрасов. Поэму “Кому на Руси жить хорошо” написал великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов. В этом произведении есть что-то...
  8. Итог жизненного и творческого пути. Таким итогом становится поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хоро­шо”, над которой автор трудился около 20 лет. Глобальность вопроса потребовала от поэта масштабности...
  9. Николай Алексеевич Некрасов – поэт необыкновенно широкой палитры тем и сюжетов. Нет такого явления в жизни, на которое бы не откликнулся Николай Алексеевич. Поэт не искал легких путей в жизни...
  10. Народ, думы о его судьбе, его настоящем и буду­щем были центральной темой всего некрасовского творчества. Это нашло отчетливое выражение в его поэмах, созданных в самом начале 60-х гг. Эти поэмы...
  11. I. Образы крестьян и крестьянок в лирике. 2.Герои поэмы “Кому на Руси жить хорошо”. 3. Собирательный образ русского народа. Крестьянская Русь, горькая народная доля, а также сила и благородство русского...
  12. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов как бы от имени миллионов крестьян выступил гневным обличителем об­щественно-политического строя России и вынес ему строгий приговор. Поэт мучи­тельно переживал...
  13. 1. Лучшие человеческие качества, воплотившиеся в образах людей из народа. 2. Образ Матрены Тимофеевны Корчагиной. 3. Голь и холопы. 4. “Крестьянский грех”. В своей поэме “Кому на Руси жить хорошо”...
  14. Повествование ведется от лица рассказчика, говорящего почти так же, как говорит главный герой произведения – народ. Слившись думами и чувствами с пародом, писатель охотно пользуется приемом включения в повествование так...
  15. Сюжетной основой поэмы “Кому на Руси жить хорошо” становятся поиски счастливого на Руси. Н. А. Некрасов ставит своей целью как можно шире охватить все аспекты жизни русской деревни в период...
  16. Центральный герой произведений Некрасова – народ. Его он изображает очень ярко и с большой любовью. Чтобы картина народной жизни была полной, поэт изображает и тяжелый быт деревни, и нищету городских...
  17. Художественные особенности поэмы ” Кому на Руси жить хорошо”. Задумав создать книгу о народе и для народа, Некрасов подчиняет этой цели весь художественный строй произведения. В поэме настоящая языковая стихия...
  18. Величайший памятник русской народной жизни XIX в. – поэма “Кому на Руси жить хорошо” создавалась Николаем Алексеевичем Некрасовым в течение четырнадцати лет (1863-1876 гг.) и, к сожалению, так и осталась...
  19. В поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” ярко показаны образы народных заступников: Ермилы Гирина, Савелия и Григория Добросклонова – каждый из этих персонажей по-своему призывает крестьянский народ к “выживанию”...
  20. Великого русского поэта Н. А. Некрасова можно назвать певцом своего народа, потому что все его произведения наполнены болью и тревогой за судьбу крепостных крестьян, а также восхищением их высокими душевными...

Образ русской женщины занимает значительное место в творчестве Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны. Все они создали неповторимый образ некрасовской “величавой славянки”, во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:

Красавица миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

Русская женщина у Некрасова отличается и душевным богатством. В образе русской крестьянки поэт показал человека высоких нравственных качеств, не теряющего веру, не сломленного никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях.
Наиболее полно эти качества русской женщины раскрываются в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Эта женщина сама со страниц поэмы рассказывает нам о своей нелегкой судьбе. В ее рассказе - житейские тяготы всех русских крестьянок того времени: постоянные унижения, разлука с мужем, страдания матери, потерявшей сына, вечная нищета... Но она все может стерпеть:

Ходила с гневом на сердце,
А лишнего не молвила
Словечка никому.

Но Матрена Тимофеевна не потеряла чувство собственного достоинства, в ее рассказе слышится и протест (“В груди у них нет душеньки... На шее - нет креста!”). Нелегкую женскую судьбу она сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного и черного и говорит странникам: “Не дело вы затеяли - средь баб счастливую искать!”
Это подтверждает и судьба Дарьи, описанная Некрасовым в поэме “Мороз, Красный нос”. Мы видим нелегкую долю крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибает. Ее судьба также воспринимается как типичная участь русской женщины:

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая - быть матерью сына раба,
А третья - до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.

Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд - все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. В образе Дарьи Некрасов показал лучшие черты русской женщины, в которой внешняя привлекательность сочеталась с внутренним нравственным богатством.
Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что “грязь обстановки убогой к ним словно не липнет”. Такая женщина “и голод, и холод выносит”. В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа, а Матрена Тимофеевна прощает Савелию-богатырю его оплошность, приведшую к гибели ее ребенка.
Героиня Некрасова способна на нравственный подвиг. Подтверждением этому служат и образы княгинь Трубецкой и Волконской, созданные в поэме “Русские женщины”. В этой поэме Некрасов воспел подвиг жен декабристов, разделивших горестную судьбу своих мужей. Мы видим, как все доводы губернатора в разговоре с княжной Трубецкой (“Пускай вот муж - он виноват... А вам терпеть... за что?”, “бежите вы за ним. Как жалкая раба”) разбиваются о твердость принятого княжной решения. В тяжелую минуту она должна быть рядом с мужем. И никакие лишения на этом пути ее не остановят. То же можно сказать и о княжне Волконской, чья жизнь полна “печальных потерь”. “Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я... Так небу угодно!..” -- говорит героиня. В ее словах - и любовь, и чувство долга.
Тот факт, что первоначальное название поэмы “Декабристки” Некрасов заменил на обобщенное “Русские женщины”, говорит сам за себя. Лучшие качества, присущие героиням этой поэмы, - сила духа, умение пожертвовать собой, воля - это черты русской женщины, к какому бы социальному классу она ни принадлежала. Поэт отдает должное нравственной красоте и подвигу русской женщины:

И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты
И носит песнь, слагаемая мною
Живой любви прекрасные черты.
О мать моя, подвигнут я тобой,
Во мне спасла эюивую душу ты.

(По поэмам "Мороз, Красный нос", "Русские женщины")

Красавица миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякойработе ловка.

Н. А. Некрасов

"Величавая славянка" стала героиней многих стихотво­рений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глу­боким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от моральных унижений. Од­нако нельзя сказать, что русская женщина предстает в стихах Некрасова только лишь в образе замученной рабо­той крестьянки, на судьбе которой отразились все соци­альные противоречия страны. Есть в поэзии Некрасова и другой тип женщины, в котором воплотились народные представления о настоящей красавице, крепко сложенной, румяной, живой, трудолюбивой. Некрасов обращает внима­ние на внутреннюю красоту, душевное богатство русской крестьянки:

Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц.

В образе русской женщины Некрасов воспевает стойкость, гордость, достоинство, заботу о семье, о детях.

Наиболее полно этот тип был раскрыт Некрасовым в поэме "Кому на Руси жить хорошо" в образе Матрены Корчагиной.

Одна из частей названа "Крестьянка", в которой Матрена сама рассказывает о своей судьбе. В этом рассказе отрази­лись все жизненные тяготы русской женщины: разлука с


мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, пожары, падеж скота, неурожай. Однако эти испытания не сломили ее духа, она сохранила свое человеческое до­стоинство.

Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии. Так, например, в истории с Демушкой она вначале, в порыве отчаяния, готова все стерпеть:

И тут я покорилася, Я в ноги поклонилася...

Характер героини закаляется именно в этих тяжких ис­пытаниях. Это - женщина большого ума, самоотверженная, волевая, решительная. В характеристике Матрены широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причита­ния. Они помогают выразить боль и тоску, ярче показать горькую жизнь Матрены Тимофеевны.

В ее речи наблюдаются фольклорные особенности: повто­ры, постоянные эпитеты, восклицательные формы, обраще­ния, обилие уменьшительно-ласкательных слов. Эти особен­ности делают речь Матрены неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, эмоциональность. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, та­лантливой.

Рассказ Матрены о своей жизни - это рассказ о судь­бе любой крестьянки, многострадальной русской женщи­ны. Сама" глава названа не ее именем, а "Крестьянка". Этим подчеркивается, что судьба Матрены вовсе не исклю­чение из правил, а типичная судьба миллионов русских крестьянок.

Описывая тип "величавой славянки", Некрасов нахо­дит таких женщин не только в крестьянской среде. Луч­шие душевные качества - сила воли, умение любить, вер­ность - роднят Матрену с героинями поэмы "Русские женщины".

Произведение это состоит из двух частей: первая посвя­щена княгине Трубецкой, а вторая - княгине Волконской.

Княгиню Трубецкую Некрасов показывает как бы со стороны, рисует внешние трудности, встретившиеся на ее


пути. Недаром центральное место в этой части занимает сцена с губернатором, пугающим княгиню ожидающими ее лишениями:

Острожным жестким сухарем И жизнью взаперти, Позором, ужасом, трудом Этапного пути...

Все доводы губернатора о тяготах жизни в Сибири мель­чают и теряют свою силу перед мужеством героини, ее горя­чей готовностью быть верной своему долгу. Служение выс­шей цели, исполнение святого долга для нее выше всего сугу­бо личного:

Но знаю: к родине любовь Соперница моя...

Повествование во второй части поэмы ведется от первого лица - от лица княгини Волконской. Благодаря этому яснее понимаешь глубину страданий, которые перенесла героиня. В этой части также есть спор, по напряжению равный разговору губернатора и Трубецкой:

- - Ты всех безрассудно бросаешь, За что же? - Я долг исполняю, отец.

При этом подчеркивается предначертанность судьбы ге­роини:

Делить с ним радость, Делить и тюрьму Должна я, так небу угодно!

Описание декабристов сходно с описанием христианских мучеников и самого Христа:

Не покажусь я палачу Свободных и святых.


И я полюбила его, как Христа,

В своей арестантской одежде

Теперь он бессменно стоит предо мной,

Величием кротким сияя.

Терновый венец над его головой,

Во взоре - любовь неземная...

Поступок жен декабристов окрашен в возвышенно-рели­гиозные тона.

Замена первоначального названия "Декабристки" на "Русские женщины" подчеркнула, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков.

Надо отдать должное Н. А. Некрасову, который сумел создать в русской литературе такой замечательный об­раз женщины, верной долгу, которая поражает своей цель­ностью.

Некрасов показал, что образ "величавой славянки" не при­надлежит одному социальному слою. Этот тип женщин - всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его - духовная красота.

"Есть женщины в русских селеньях.»"

(По произведениям Н. А. Некрасова)

Я лиру посвятил народу своему.

Н. А. Некрасов

Во многих произведениях Н. А. Некрасова главными дей­ствующими лицами являются русские женщины. С исчерпы­вающей полнотой и ясностью, в образах и картинах, поража­ющих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости русской женщины.

Постоянное внимание поэта к русским женщинам отра-


зилось даже в названиях некрасовских стихотворений: "Рус­ские женщины", "Орина, мать солдатская", "Кому на Руси жить хорошо".

Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена поэтом. Всем сердцем и сознанием он пережи­вал крестьянское горе. Особенно сильно волновала его судьба угнетенной крестьянки:

Ты вся - воплощенный испуг, Ты вся - вековая истома! -

говорил Некрасов, обращаясь к крестьянке. В стихотворении "В деревне" изображена старуха-крестьянка, потерявшая един­ственного сына-кормильца. Она вынуждена под старость идти по миру. Та же тема - горе матери-крестьянки - раскрыта в стихотворении "Орина, мать солдатская". В основе стихо­творения - не выдумка, а быль. Орина рассказывает про "печаль свою великую": единственный ее сын, замученный солдатчиной, вернулся домой и умер:

Девять дней хворал Иванушка, На десятый день преставился... Богатырского сложения, Здоровенный был детинушка.

В произведениях поэта возникает согретый авторской лю­бовью образ женщины-крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Именно такова Дарья, героиня поэмы "Мороз, Красный нос", по духу - сестра некрасовских декабристок.

Когда-то в молодости она:

Красотою дивила, была и ловка, и сильна,

но ей, как и всякой женщине-крестьянке, выпала на долю такая жизнь, "трудней которой вряд ли сыскать". Поэт не мог равнодушно видеть, как страдает раздавленная рабством и непосильным трудом бесправная русская женщина, он гово­рит, обращаясь к крестьянке:


Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил.

Много стихотворений Некрасов посвятил жизни русской деревенской женщины.

Судьба крестьянки описана во многих отдельных эпизо­дах поэмы "Кому на Руси жить хорошо", и целиком посвя­щена ей вся вторая часть. На примере судьбы Матрены Тимофеевны, героини второй части поэмы, поэтом показана типичная биография русской крестьянки. Радостной была ее жизнь только в раннем детстве и то потому, что ей "счастье в девках выпало": у нее была "хорошая, непьющая семья", - говорит Матрена. Но даже в этой заботливой, ласковой семье ей пришлось начать трудиться "по пятому годку".

Тяжелый труд, однако, не сломил ее:

И добрая работница

И петь-плясать охотница

Я смолоду была... -

говорит о себе Матрена.

В соответствии с народным представлением о женской красоте Некрасов любовно рисует портрет женщины-труже­ницы:

Матрена Тимофеевна Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осъми, Красива, волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла.

Счастья на ее долю выпало мало. Выйдя замуж, она "по­пала с девичьей холи в ад". Издевательства мужниной родни, смерть любимого ребенка, побои, вечный каторжный труд, по­стоянная нужда - вот как сложилась ее жизнь. "Во мне, -


говорит Матрена Тимофеевна, - нет косточки неломаной. Нет жилочки нетянутой".

Многострадальной женщине-крестьянке нет счастья на Руси - к такому выводу приводит Некрасов читателя. Сама Матрена говорит: "Не дело - между бабами счаст­ливую искать".

Но мучительная, полная лишений и страданий жизнь не сломила характера крестьянки, не превратила ее в бессловес­ную покорную рабыню. В ней зреет протест, она живет "с гневом на сердце". Этот святой гнев - залог грядущего счастья русской женщины, в душе которой таятся сокровища добра, любви, верности, ума и благородства.

В своих поэмах и стихотворениях Некрасов показывал замечательные характеры русских женщин. Сопоставлял их судьбу с будущей жизнью, изображал тяжелый труд кресть­янок на барщине. В его поэзии нашла свое отражение целая эпоха общественного развития. Некрасов явился по­этическим вождем поколения 60-70-х годов XIX века. Поэт сблизил поэзию с народом, внес в литературу новые темы и образы. Его произведения, остаются актуальными и в наше время.

Русская женщина в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать.

Н. А. Некрасов

С ранних лет я полюбила поэзию Н. А. Некрасова. Он всю свою жизнь служил "великим целям века". Его муза - родная сестра обездоленных. Особенно дороги мне стихи, посвященные безысходности доли русской женщины-крестьянки. Мне кажется, что это лучшие стихи поэта, говорящие о горькой, многострадальной судьбе женщины-труженицы.


Не мудрено, что ты вянешь до времени, Всевыносящегорусского племени Многострадальная мать!

Образ женщины-труженицы, "страдалицы, печалицы", со­зданный поэтом, навсегда западает в душу. Женщина-кре­стьянка испытывала не только социальный гнет, но и бытовой. Вот как об этом пишет поэт в поэме "Мороз, Красный нос":

Три тяжкие доли имела судьба. И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая - быть матерью сына раба. А третья - до гроба рабу подчиняться.

В галерее замечательных женских образов особое место занимает образ Матрены Тимофеевны - героини поэмы "Кому на Руси жить хорошо".

Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин. Здесь они надеются встретиться со счастливой кресть­янкой. Матрена Тимофеевна сама рассказывает им о своей нелегкой жизни. Сколько же тяжелых страданий выпало на долю этой "счастливой" женщины! Но от всего ее облика ис­ходит такая красота и сила, что нельзя не залюбоваться ею. Как напоминает она мне "тип величавой славянки", о кото­рой с восторгом писал поэт:

В беде не сробеет, - спасет, Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет!

Естественная красота и физическая сила под стать ее ду­ховной красоте.

Как быстро промелькнули счастливые годы детства и де­вичества. Матрене Тимофеевне, по ее словам, в девичестве по­везло:

Мне счастье в девках выпало: У нас была хорошая, непьющая семья.


Заботой и лаской окружила семья любимую дочурку. Од­нако пора безмятежного детства быстро миновала. На "седь­мом годку", рассказывает Матрена Тимофеевна, "за бурушкой сама... в стадо бегала, отцу носила завтракать, утяточек пас­ла". Так она "привыкла" к делу, что всю дальнейшую жизнь трудилась, не покладая рук.

Но физический труд не приносил Матрене Тимофеевне огор­чений, Самое страшное - это духовное рабство, Матрена Тимофеевна, наработавшись в поле, вымоется в баньке и гото­ва петь, плясать:

И добрая работница,

И петь-плясать охотница

Я смолоду была.

Но как мало светлых моментов в ее жизни! Один из них - помолвка с любимым Филиппушкой. Всю ночь не спала Матрена, думая о предстоящем замужестве: ее страшило "под-неволье", И все-таки любовь оказалась сильнее опасений по­пасть в рабство, А потом, после замужества, она попала "с девичьей холи в ад". "Изнурительная работа", "обиды смерт­ные", тяжелые несчастья с детьми, разлука с мужем, которого незаконно забрали в рекруты, и многие другие невзгоды - таков горький жизненный путь Матрены Тимофеевны. С бо­лью говорит она о том, что в ней:

Нет косточки неломаной, Нет жилочки нетянутой.

Я поражаюсь той стойкости, тому мужеству, с которым выносила эта замечательная женщина страдания, не склонив своей гордой головы. Сердце обливается кровью, когда чита­ешь строки поэмы о безутешном горе матери, потерявшей своего сына-первенца Демушку:

Я клубыш ком каталася, Я червышком свивалася, Звала, будила Демушку -Да поздно было звать!..


Рассудок готов помутиться от страшного несчастья. Но огромная душевная сила помогает Матрене Тимофеевне вы­стоять, вновь вернуться к жизни и активно бороться со всеми житейскими невзгодами. Своим врагам, становому и лекарю, терзающим "тело белое" ее сына, она шлет гневные прокля­тья: "Злодеи! Палачи!" Матрена Тимофеевна хочет найти на них управу, но ей не советуют односельчане вступать с ними в борьбу: "Высоко бог, далеко царь... Нам правды не найти". Когда же со вторым ее сыном случается несчастье, она реши­тельно сбивает с ног старосту Силантия, спасая Федотушку от наказания.

Матрена Тимофеевна готова выдержать любые испытания, нечеловеческие муки, чтобы отстоять своих детей, мужа от житейских бед. Какая огромная сила воли должна быть у женщины, чтобы отправиться одной в морозную зимнюю ночь за десятки верст в губернский город в поисках правды. "Всю ночь я шла, не встретила живой души", - рассказывает Мат­рена Тимофеевна странникам.

Безгранична ее любовь к мужу, выдержавшая такое суро­вое испытание. Губернаторша, пораженная ее самоотвержен­ным поступком, оказала "великую милость":

Послали в Клин нарочного, Всю истину доведали - Филиппушку спасли.

Чувство собственного достоинства, которое проявилось у Матрены Тимофеевны в девичьи годы, помогает ей идти вели­чаво по жизни. Это чувство ограждает ее от наглых притяза­ний Ситникова, стремящегося сделать ее любовницей своей.

Тучей сгущается в ее душе гнев против поработителей. Она готова им мстить за свои обиды.

Я потупленную голову, Сердце гневное ношу!

- говорит она. Когда дедушка Савелий учит любимую внучку терпеть, заявляя, что богатырство мужика в его вы­носливости, Матрена Тимофеевна с иронией замечает:


Ты шутишь шутки, дедушка! -
Такого богатыря могучего,
Гай, мыши заедят!
"

Огромная внутренняя сила, ненависть к угнетателям и способность протестовать - это те замечательные качества, которые выгодно отличают Матрену Тимофеевну. Образ Мат­рены Тимофеевны очень близок, понятен и дорог мне. Люди, подобные ей, свидетельствовали о том, какая богатырская, не­сокрушимая сила сокрыта в народной душе. Поэт верит в то, что

Сила народная, Сила могучая - Совесть спокойная - Правда живучая!

Некрасов убежден в могучей нравственной силе народа. Верит в то, что "ключи от счастья женского", "заброшенные и потерянные у бога самого", найдутся. Эта вера оказалась про­роческой. Наш народ, как и мечтал поэт, вышел на "широкую и ясную" дорогу жизни. Прав был поэт, утверждая, что "наро­ду русскому пределы не нужны".

"Я лиру посвятил народу своему"

Иди в огонь за честь Отчизны.

Н. А. Некрасов

Творчество Н. А. Некрасова составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия была выражением нового времени, когда на смену уходящему классу дворян в общественную жизнь страны пришли разночинцы.

Для поэта воедино сливались понятия Родины и трудово­го народа - кормильца и защитника русской земли. Поэто­му так органично патриотизм Некрасова соединен с протес­том против угнетателей крестьян.

В своем творчестве Н. Некрасов продолжал традиции ве-


ликих предшественников - М. В. Ломоносова, К. Ф. Рылее­ва, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, - считавших "граж­данский сан" самым высоким.

Еще в 1848 году в одном из стихотворений автор сравни­вает свою поэзию с образом крестьянки. Его музе близки беды и страдания простых людей. Она сама - одна из мно-гих тысяч обездоленных и угнетенных:

Вчерашний день часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя,

И Музе я сказал: "Гляди!

Сестра твоя родная".

Этим стихотворением Некрасов начал свою дорогу в по­эзии, с которой уже не свернул никогда.

В 1856 году вышел второй сборник поэта, который откры­вался стихотворением "Поэт и гражданин", напечатанным более крупным шрифтом. Этим как бы подчеркивалась роль стиха в сборнике.

"Благородная и сильная вещь! Так и гудит мотив всей его музы", - писал один из современников поэта А. Тургенев, познакомившись с произведениями этой книги.

"Поэт и гражданин" является наиболее ярким, четким и определенным выражением гражданской позиции Некрасова, его понимания целей и задач поэзии. Стихотворение пред­ставляет собой диалог Поэта и Гражданина, из которого ста­новится ясно, что Гражданин чутко улавливает изменения, происходящие в обществе.

"Какое время наступило", - с воодушевлением говорит он.

Гражданин считает, что долг каждого перед обществом -не быть равнодушным к судьбе отчизны. Тем более это долг поэта, которого природа и судьба наградили талантом и ко­торый должен помогать открывать истину, зажигать сердца людей, вести их дорогой правды.

"Громи пороки смело", - призывает Гражданин Поэта.


Он старается пробудить равнодушно спящую душу Поэта, который объясняет свою общественную пассивность желани­ем создавать "настоящее", "вечное" искусство, далекое от жгу­чих вопросов современности.

Здесь Некрасов касается очень важной проблемы, порож­денной новой эпохой. Это проблема противопоставления об­щественно значимой поэзии "чистому искусству". Спор меж­ду героями стихотворения - идейный спор о жизненной по­зиции поэта, но он воспринимается шире: не только поэта, а любого гражданина, человека вообще. Подлинный гражданин "как свои, на теле носит все язвы родины своей". Поэт дол­жен стыдиться

... в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать.

Афоризмом стали некрасовские строки:

Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан.

С тех пор каждый настоящий художник сверяет по ним истинную ценность своего творчества. Особенно возрастает роль поэта-гражданина в периоды великих социальных бурь и общественных потрясений. Давайте обратим взгляд в се­годняшний день. С какой страстью, отчаянием и надеждой, с какой яростью ринулись наши писатели и поэты, художники и артисты на борьбу с отжившими догмами за создание об­новленного, гуманного обществаГ И пусть их взгляды подчас диаметрально противоположны и не со всеми можно согла­ситься, но благородна сама попытка пусть с трудом, ошибаясь и оступаясь, найти верный, путь движения вперед. Для них "гражданина сан" столь же высок, как в ломоносовские, пуш­кинские и некрасовские времена.

"Самым задушевным и любимым" назвал Некрасов "Эле­гию" - одно из своих последних стихотворений. В нем поэт с глубокой горечью размышляет о причинах дисгармонии в обществе. Прожита жизнь, к Некрасову пришло мудрое, фи­лософское понимание бытия.


Но бесправное положение народа, его жизнь, отно­шения между поэтом и народом по-прежнему волнуют автора.

Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая - "страдания народа" И что поэзия забыть ее должна, - Не верьте, юноши, не стареет она,

- утверждает он.

Отвечая всем колеблющимся и сомневающимся, что по­эзия может как-то серьезно повлиять на жизнь людей, он писал:

Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...

И Некрасов до последних мгновений своей нелегкой жиз­ни оставался воином, наносящим удары по царскому само­державию каждой строчкой своих произведений.

Муза Некрасова, так чутко отзывающаяся на чужую боль и чужую радость, не сложила своего поэтического оружия и в наши дни, она на переднем крае борьбы за свободного, счаст­ливого, духовно богатого человека.

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов, продолжая традиции поэтов-декабристов. Пушкина и Лермонтова, возглавил новый этап русской поэзии, связанный с демократическими движениями 60-70-х годов. Друг и сподвижник Чернышевского. Добролюбова, поэт-гражданин, поэт-трибун. Некрасов был певцом народной жизни, который посвятил свое творчество борьбе за свободу и счастье народа. «Я лиру посвятил народу своему», - с полным правом сказал о себе поэт. Вся некрасовская поэзия проникнута духом народничества, в ней нашли свое отражение мотивы крестьянского быта, красота русской природы, души крестьян. Из поэзии Некрасова по-новому раскрываются образ простого крестьянина и сама народная жизнь. И не случайно Некрасов одним из первых осветил в своих произведениях горькую судьбу русских женщин. Русская литература еще не знала такого поэта, который бы так часто и с таким пониманием писал образы женщин-крестьянок. Тяжелую «долюшку женскую» Некрасов показывает нам, рисуя преимущественно бедноту, наиболее забитые и отсталые слои крестьянства. В своих произведениях Некрасов уделяет большое внимание жизни крепостной крестьянки и ее тяжелой доле:

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля с рабом повенчаться.
Вторая - быть матерью сына-раба,
И третья - до гроба рабу покоряться.
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.

Поэт никогда не говорит осуждающею слова в адрес женщины - наоборот, он посвящает ей слова горячего и страстного сочувствия. В своих поэмах Некрасов постоянно возвращается к женской теме. Изображение судьбы крепостной крестьянки является гневным обвинением крепостническому строю, создавшему такую каторгу человеку. Описывая бесправную участь крестьянки - «отцветать, не успевая расцвесть» - поэт в то же время умеет показать женщин, одаренных природной красотой. Идеальный образ крестьянской женщины Некрасов видел в величавой славянке:

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.

Работая над поэмами «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» и другими, Некрасов основным объектом избрал жизнь крестьян-тружеников, а местом действия- типичную обстановку-русскую деревню поэт описывает условия, в которых живут герои, рассказывает о тяжелой жизни Матрены Тимофеевны - героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и о многом другом. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» дает наиболее полное изображение крестьянской жизни. Поэма стала «народной книгой», а которую Некрасов стремится вложить свои знания о крестьянстве. Если в предыдущих произведениях Некрасов преимущественно изображал терпение и забитость в крестьянских женщинах, то теперь поэт показывает зарождавшееся в русской крестьянке стремление избавится от покорности, от печального наследия векового рабства.
Матрена Тимофеевна - женщина-труженица, весь ее вид говорит о силе и здоровье:

Осанистая женщина.
Широкая и плотная.
Лет тридцати восьми.
Красива, волос с проседью.
Глаза большие, строгие.
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла!

В ходе беседы с крестьянами раскрывается ее душевная красота. Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Лирические песни, причитания издавна раскрывали правду о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника,
создавая образ своей любимой героини. Рассказ о Матрене Тимофеевне приводит к мысли о силе и в женщине, самом обездоленном и забитом существе, зреет душевная гроза - значит, возможно и близко переустройство жизни. Вера в народ, в его пробуждение выражена о словах поэта:

В рабстве спасенное
Сердце свободное
Золото, золото
Сердце народное!

Несмотря на душевную красоту и силу Матрены Тимофеевны, судьба посыпала ей много лишений и трудностей. Однообразно ее существование вехами в нем оказываются только смерть Савелия и родителей да вечная забота о детях. Она говорит: «За них горой стояла я». Был в ее жизни такой случай, когда глубокая и искренняя любовь к детям проявилась в действии: «А потом потребовала странница, чтоб грудью не кормили мы детей по постным дням!» Многие последовали наказу странницы. Матрона же поступила иначе:

Я только не послушалась.
Судила я по-своему.
Коли терпеть, так матери.
Я перед богом грешница.
А не дитя мой.

Трудна жизнь Матрены, но все же в ней есть, счастье. У нее было счастливое детство, проведенное в родительском доме, была и временная удача после замужества. Но ни лишения, ни минуты счастья не покачнули равновесия и не отняли душевных сил Она понимает, что «крестьянские порядки неисчерпаемы» и что «не дело между бабами счастливую искать». Это заявление аргументируется перечнем множества бедствий, выпавших на ее, Матренину, долю. Рассказчица убеждена в том, что искатели счастья между женщинами останутся ни с чем. И она права, так как положение женщин, особенно женщины-труженицы, было крайне тяжелым. Но несмотря, ни на что вера Некрасова в счастливое будущее не померкла. Некрасов указал и открыл путь к тому, без чего поэту отныне нельзя было по-настоящему дышать полной грудью. Поэзия Некрасова утверждала принципиально новое отношение к жизни и человеку. Человек в ней рассматривался в его общественных связях и проявлениях, в его общественной и трудовой деятельности. Именно этим он близок нашему времени.