Священник дмитрий свердлов где сейчас. "церковь должна проанализировать свое поведение". С чем это связано

Дмитрия Свердлова запретили в служении. Об этом сам священник написал на своей странице в социальной сети Facebook вечером во вторник, дав ссылку на сайт Московской епархии РПЦ.

«Друзья. Моя карьера в РПЦ закончилась вчера. Сегодня позвонил товарищ и сообщил, что на сайте Московской епархии вывешен указ о том, что меня одновременно отправили за штат и под запрет на 5 лет. Соболезнования не принимаю. Подробности позже», — сообщил священник. Официальный документ за подписью митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) на странице епархии гласит: «Священник Димитрий Свердлов за самовольное оставление прихода запрещается в священнослужении на 5 лет и почисляется за штат».

На странице священника за несколько часов тут же появилось более сотни комментариев. Например, игумен Калужской епархии Игнатий Душеин написал:

«Система выплевывает тех, кого не смогла переварить».

В многочисленных публикациях в СМИ опального отца Дмитрия в основном называют «священник, который хотел попросить прощения у ». Однако официальные лица РПЦ утверждают, что причиной наказания стали исключительно нарушения канонических правил.

Пресс-секретарь патриарха Кирилла диакон Александр Волков сообщил «Газете.Ru», что ничего особенного не случилось. «Это внутрицерковные обстоятельства - запрещение того или иного клирика в священнослужении. Это, к сожалению, случается», — сказал священник.

Официальный представитель Московской епархии епископ Балашихинский Николай Погребняк рассказал «Газете.Ru», что именно стало причиной наказания. «Летом, когда он (священник Дмитрий Свердлов. - «Газета.Ru») отгулял положенный отпуск, он не явился в храм и поехал куда-то путешествовать. Путешествовал довольно долго и фактически добавил себе еще один отпуск», — объяснил епископ. «За это его перевели в домодедовский собор Всех Святых (до этого отец Дмитрий был настоятелем собора святых апостолов Петра и Павла. - «Газета.Ru»), но он и там не появился и уже почти четыре месяца находится в неизвестном месте. Где, я не знаю, но сегодня нашел в СМИ, что он, оказывается, где-то за границей», — добавил пресс-секретарь епархии.

По данным «Газеты.Ru», священник Дмитрий Свердлов начиная с осени и по сей день находился в России.

На вопрос корреспондента, не поехал ли бывший настоятель храма Петра и Павла после законного отпуска в Крымск помогать жителям разрушенного наводнением города (об этом сам священник неоднократно писал: он собирал помощь для крымчан и отвозил ее на собственной машине), епископ Николай Погребняк ответил неоднозначно. «Исполнять священнический долг, будучи в полулегальном положении, довольно сложно. Долг в том, что священник идет к каким-то страждущим их исповедовать, причащать, соборовать. Но если у него с собой не было никаких облачений — что, он пальцем это все будет изображать? Здесь есть нестыковки», — считает епископ Николай. По его словам, священник Свердлов должен был подать рапорт и попросить разрешения, а он вместо этого фактически попытался выдать помощь крымчанам за подвиг.

«Лично мое убеждение, что эта поездка в Крымск была нужна, чтобы оправдаться, что он где-то там катался, зато потом в Крымске помогал. Это авантюризм в чистом виде», — уверен пресс-секретарь епархии.

Судя по сообщению в соцсетях, опальный священник не догадывался о грядущем наказании, однако епископ эту информацию опроверг. «После того как Свердлов прогулял четыре недели после отпуска, его пригласил к себе благочинный и пытался его усовестить, а он так и не появился. Потом он получил указ о его переводе в домодедовский собор Всех Святых — и опять не пришел. Так что его по-отечески полгода вразумляли, приглашали и звонили, а он все никак», — утверждает пресс-секретарь Московской епархии.

Анонимные источники «Газеты.Ru» утверждают, что запрещение в служении неслучайно и не особо связано с «прогулами». Священник достаточно активно выражал свою позицию в публикациях в интернете, в частности на сайте «Правмир».

«Отец Дмитрий написал статью про выборы (в декабре 2011 года. - «Газета.Ru»), которая взбесила патриарха, потом уже писал про Pussy Riot и Крымск. Это все раздражало начальство», — утверждает источник.

Сначала священника «предупредили», переведя его в домодедовский собор. Во второй раз предупреждать не стали, просто вывесив на сайте указ митрополита. «Это обидная и карательная мера, потому что митрополит Ювеналий предварительно не обсуждал это со священником, а постфактум поговорить с церковным начальником священник также не может», — заявил источник.

«Со священником обращаются как с вещью: его личность, обстоятельства, мнение не учитываются. Учитывается односторонняя корпоративная этика, которую младшие должны соблюдать, а старшие не обязаны вообще ничего делать в ответ. Своего рода крепостное право: обязанности только снизу вверх, а сверху вниз — никаких обязанностей, только кары», — говорит источник.

По информации из Московского епархиального управления, немалую роль в судьбе священника Дмитрия Свердлова сыграл пресс-секретарь управления епископ Николай Погребняк. «Он с весны отслеживал его публикации и капал на мозги митрополиту, не раз говорил, что, мол, если Свердлов писать не перестанет, мы его переведем», — поделился анонимный источник.

Пресс-секретарь патриарха диакон Александр Волков отметил, что запрещение в служении рано или поздно может прекратиться и священник сможет вернуться в лоно церкви. Однако настоятель храма Святой Троицы в Хохлах священник Алексей Уминский утверждает, что наказание серьезное: «Запрет на служение — это предпоследняя мера перед лишением сана». По словам священника, при желании, отец Дмитрий может подать апелляцию на решение в церковный суд.

Впрочем пресс-секретарь Московской епархии епископ Николай склонен думать, что к служению священник Свердлов не вернется. «Такого рода люди хотят быть на пьедестале. Я не думаю, что он придет: у него другие интересы. Такое впечатление у меня сложилось от его публикаций и выступлений, они не на пользу душе собственной», — сообщил епископ.

40-летний священник Дмитрий Свердлов пришел в церковь в 19 лет, до этого был некрещеным. Позже, по совету духовника, решил стать священником и был рукоположен в 2000 году. Тогда же семье потребовались деньги: заболела маленькая дочка. Благодаря своему экономическому образованию, Свердлов смог взять, как он сам говорил, «подработку» экономистом в девелоперской компании, экспертом кредитного отдела в банке. Около пяти лет назад священнику предложили организовать приход и построить Петро-Павловский храм в селе Павловское.

В 2011 году он стал публиковаться на сайте «Православие и мир». В декабре он описал свой опыт наблюдателя на выборах, рассказал про фальсификации и многочисленные вбросы.

Позже, в начале 2012 года, когда закрутилось дело Pussy Riot, священник написал, что попросил бы у активисток прощения «за все те дикие проявления агрессии и ненависти, которые прозвучали со стороны членов православного сообщества». Летом того же года Свердлов ездил в Крымск на собственной машине с гуманитарной помощью для жителей пострадавшего от наводнения города.

Священник Дмитрий Свердлов.
Фотозаписки. Часть 1-я.

Священник Дмитрий Свердлов родился в Москве в 1972 году. Окончил Российскую экономическую академию им. Г. В. Плеханова по специальности «экономист-математик». Работал специалистом по корпоративным финансам. Учился в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, в 1999 г. стал священником. В настоящее время - «настоятель стройплощадки» храма во имя апостолов Петра и Павла в деревне Павловское Домодедовского района Московской области. (www.hram-petraipavla.ru). Занимается фотографией на вполне профессиональном уровне, любит путешествовать (http://geophotoblog.livejournal.com/), создает антологию русских литературных произведений, в которых присутствуют образы церковной жизни (http://ot-razhenie.livejournal.com/). А кроме того, способности к фотографии нашли своеобразный выход в словесную область. Предлагаем вниманию читателей «Семьи растет» серию зарисовок из жизни, маленьких словесных кадров, сделанных с мастерством и любовью. Они были размещены в блоге о.Дмитрия (http://dmsverdlov.livejournal.com) и с его разрешения опубликованы теперь на нашем сайте.

ЭПОС О ГИЛЬГАМЕШЕ
- Папа! Меня, знаешь, кем назначили?!
- Кем?
- Богиней любви!.. Не помню. Как-то на "у". Ты читал эпос о Гильгамеше?
- Да, зая, мы в институте проходили. Это, ты знаешь, очень древнее произведение. Оно древнее некоторых фрагментов Ветхого Завета. Там даже рассказывается история всемирного потопа, и в этом видят подтверждение библейской версии происхождения мира...
- Папа!
- Да?
- Пап, а ты не помнишь, там богиня эта случайно не в Гильгамеша влюбляется?
- Нет, малыш, не помню.
- Жаль... Потому что, если в Гильгамеша, то это очень плохо. Гильгамешем Сережу назначили...

ПРИХОДИТЕ ВЧЕРА
- Да-да, мы помогаем Церкви. Мне в 2008-м - еще Алексей был жив - вручали, в Москве, в храме Христа Спасителя - медаль... Вы знаете, все было очень хорошо, до 2009-го года. Жаль, что вы в прошлом году не пришли...

УЗНАЮ БРАТА КОЛЮ
- Можно вас на сэкунду?
- Да?
- Я насчет работа.
- Да?
- Работа нэт у вас?
- А что ты умеешь?
- Всо. Брыгада у нас. Пят человэк.
- Вы где живете?
- В Видное.
- Что можете делать?
- Всо можэм.
- Хорошо. Что уже делали?
- Всо делали. Коттэдж делали, плитка делали, крыша делали...
- Хорошо... тебя как зовут?
- Дима.
- Вообще-то Дима, это я. По-настоящему тебя как зовут?
- Джамал.
- Хорошо, Джамал... Нет, работы нет сейчас...

СРЕДНИЙ РОД
- Папа, а "меню", это - оно?
- Оно.
- А "оно" - это "его"?..

ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!
- Да, батюшка, хорошо, вы напишите письмо... Ваши аппетиты мне понятны. Хотя, в таких размерах мы помощь еще не оказывали... Но вы напишите, напишите...

НАКОНЕЦ-ТО
- Папа? Прикол? Это, оказывается, мамины носки. А они мне - в самый раз...

НАСТОЯЩАЯ СКРОМНОСТЬ
- ...Батюшка, а что там с дверями у нас?
- Да ничего.
- Ну вы их заказали?
- Заказать-то я заказал, но человек, который хотел их оплатить - пропал.
- Как пропал?
- Да вот так. Трубки не берет.
- Это все гордыня, я понимаю. Не может человек сказать, что у него с деньгами плохо. Стыдно признаться. Вот мне - не стыдно. Я просто легко могу сказать: у меня с деньгами - полный абзац!

ТЕНДЕНЦИЯ
- ...Вы правда в больнице, что ли?
- Ну да.
- Как самочувтсвие?
- Да ничего.
- А условия как? Сколько вас в палате?
- Условия? Условия неплохие. Палата на шестерых. Но нас в ней трое. Вчера вечером было четверо. Но ночью один умер. Так что неплохие условия... даже, видишь, улучшаются...

МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА
- Да, да, был... Да, нормально все. Все звезды были. Кураев был, Осипов был, Мещеринов был. Организация только хромала...
- Что, не кормили?
- Не, не кормили. Пришли - там чай с пирожками. Я говорю: "Да вы что, матушки? Ведь заговение же? Пост Рождественский? Мне ж двести пятьдесят километров ехать. Я когда до мяса доеду, уже пост начнется". Ладно, - говорят, и, знаешь, еще так шепотом, - если вас немного, можем предложить вам борща...

ОБ ОШИБКАХ В ПОЗИЦИОНИРОВАНИИ БРЕНДА
- Папа?
- Да?
- Смотри. ИКЕЕ - десять лет.
- Да, зая.
- А я на целый год старше ИКЕИ.
- Ну да.
- Но при этом я совершенно не популярнее ее...

РАССКАЗЫ БЫВАЛОГО
- Ха! Это еще ничего! Я вот когда-то в одном храме служил, так мне настоятель на день ангела пивную кружку подарил: "Лучше быть сачком пузатым, чем стахановцем горбатым"!..

НЕОИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПАРИТЕТНЫХ ЦЕН
"...Я ему говорю:
- Батюшка, ну у нас же поселок-то бедный. Что ж это за цены у вас такие в храме?!
А он мне:
- Николай Иванович, ну что вы? Время такое. Мы вот были на днях в Храме Христа Спасителя - там тоже высокие цены..."

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
- Батюшка, ну купол-то на храм надо поставить. И побыстрее. А то мне все говорят, что вы себе коттедж построили...

ЭРУДИЦИЯ
- ...Мне во Владимире очень понравился храм... ну, этот.. ведический.
- Какой??!
- Ведический?
- Почему ведический??
- Ну, там икон нет.
- Иконы, предположим, большевики вынесли. А Веды-то причем?
- Ну, он же еще до христианства построен?
- Свято-Димитриевский собор??
- Разве нет? Там еще резьба каменная на фасаде - козероги, осьминоги...

ИНТЕНСИВНАЯ ТЕРАПИЯ
- Все руки искололи... колят внутривенно... в вену попасть не могут... Я говорю, что ж вы делаете?! Посмотрите? Что с руками сделали?!. Нельзя что ли делать внутримышечно?.. Можно, говорят. Только ноги потом отнимаются...

СИЛА ПРИВЫЧКИ
- Хотел тебя побеспокоить на следующей неделе, отец.
- На тему?
- Насчет машины.
- Хорошо, отец.
- Ну, ты что посоветуешь?
- "Шевроле-Лачетти", отец. Если вы возьмете универсал, какой-нибудь распространенный цвет, серый металлик, например, мотор 1.6, и разоритесь на коробку-автомат - для Нины это будет самый лучший вариант.
- Мы тоже к "Шевроле" пришли. Тем более, там спереди - крестик золотой...

ПУСТЫЕ НАДЕЖДЫ
- ...Я поехала тогда к нему, договариваться насчет работы... Думаю, ну что мне бояться? Не хочу, думаю, поддаваться на этот офисный формат. Я его, в конце концов, сто лет знаю. И не только по работе. На день рождения к Малышевым раньше ходил - мы там с ним пересекались... Не буду, думаю, с ним общаться как с начальником. Буду - как с приятелем... Захожу - в кресле такой жирный дядька сидит... Нос лоснящийся, и огромный такой красный прыщ на носу... Не, думаю, не получится...

НЕ УГАДАЛ
- Дима?
- Да?
- Ты знаешь, я тебя не часто беспокою. Тем более по важным вопросам. Мне нужен твой совет. Как духовного человека.
- Да?
- Мы в Штатах сейчас права получали. Они нас задергали. Постоянно предлагают подписать бумагу. Чтобы в случае чего - нас отдать на органы.
- В смысле?
- Ну, если авария, с летальным исходом, то наши органы идут по донорской программе. Как вообще Церковь к этому относится?
- Я не знаю, как Церковь, я - нормально. Я был бы не против кому-нибудь помочь, и в такой форме тоже.
- Дима. Ты еще подумай, пожалуйста. Может быть, с кем-нибудь посоветуйся. И мы еще созвонимся.

ПОЗИЦИЯ
- ...Значит, сейчас - помойте посуду...
- Так.
- Потом санузел.
- Так.
- Потом ребенок проснется, и вы погуляете.
- Так.
- А пока он спит, вы, пожалуйста, погладьте одежду.
- Какую?
- Вот эту.
- Взрослую?
- Да.
- Я не глажу взрослую одежду.
- Почему?
- Детскую - могу. Взрослую одежду я не глажу.
- Почему??
- Я девять лет работаю, и никогда не гладила взрослую одежду.
- Почему???
- А вдруг я что-то поглажу не так?
- Ну вы погладьте - так?
- Нет. Взрослый человек должен сам гладить свою одежду.

ИСКУССТВО ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ
- Мы к иммунологу.
- У нас нет иммунолога.
- Как нет?? У нас направление. К вам.
- У нас нет иммунолога.
- Как нет? Мы же вам звонили! С вами разговаривали. Вы сказали приезжать!
- Ох... Лююся-я-я?!.. У нас кто сегодня иммунолог?.. Хирург? Или инфекционист?

ОТ ГОЛОВИНОЙ
- ...А это, батюшка, Головина. Хотел вас познакомить.
- Эээ...
- Ну, продукты, "От Головиной", бренд такой знаете?
- Да, конечно, знаю.
- Ну вот. Это Головина.
- Очень приятно. А почему она у вас работает? Это же не ваш бренд?
- Ну, ей пришлось уйти. Бренд у нее отняли. Отсудили. А мы ее взяли. Один из лучших технологов по мясу в России. Хорошо, Галя, иди пока, я тебя потом позову.

ВСЕ КАК В ЖИЗНИ
- Сёмочка,маленький... Пуупсик ты мой сладенький.. Как ты меня достал.

ТУПИК-С
- ...Проблема у меня, отец...
- Что такое?
- ...С женой...
- ?
- Не хочет переезжать на приход.
- Почему?
- Говорит, не буду переезжать, пока настоятель полностью не освободит для нас приходской дом.
- Ну, правильно, у вас же трое детей. И что?
- А настотель говорит, что не может полностью освободить для нас приходской дом, пока он не убедится, что мы с семьей туда полностью переехали...

ГОСТИ ДОРОГИЕ
- ...Батюшка, родной. Как я рада вас видеть! Как ваш храм? Как ваша стройка?
- Я вам не скажу.
- Почему?
- Просто - не скажу.
- Это чтобы мы приехали к вам, да?
- Нет. Просто - не скажу.
- Ладно, батюшка. Мы к вам приедем...

МОЖНО Я ВАС ПОЦЕЛУЮ?
- ...Ах, батюшка, как я рада, как я рада! Благословите! Можно я вас поцелую?
- Валентина? Что за панибратство? Не хотите ли поцеловать благословляющую вас десницу?

В ГРЕЦИИ ВСЕ ЕСТЬ
- Нам талончик к ревматологу, пожалуйста.
- Талончиков к ревматологу нет.
- Есть, есть талончики к ревматологу. Мы только что у заведующей были.

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
- ...А ты пойдешь?
- Да. А ты?
- Вот не знаю. Не знаю, будет ли кто, кого я знаю...
- Я, например, буду. Приходи.
- Меня еще цена смутила. Тебе не кажется, дороговато?
- Я сейчас не работаю. Меня муж содержит. Так что мне все равно, сколько это стоит.
- ...По-моему, парни организовали мероприятие под свои доходы...
- Мне кажется, им надо сказать спасибо, что они вообще что-то организовали.
- Попробую...

Продолжение следует.....

Перепечатка или копирование данного материала возможны только с согласия автора.

Отстраненный от служения Дмитрий Свердлов в интервью "МН" рассказал, как его увольняли

14 января бывший настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Павловском Дмитрий Свердлов был "запрещён в служении и почислен за штат", якобы за то, что уехал в отпуск, не оповестив начальство. Через пять лет Свердлов может вернуться к работе, "если он себя будет достойно вести". В интервью "Московским новостям" Дмитрий Свердлов рассказал, как его увольняли, зачем хочет встретиться с Марией Алёхиной и чего не хватает Русской православной церкви.

– Что имел в виду пресс-секретарь Московской областной патриархии, говоря о вашем отпуске?

– Я не совсем понял, о чём говорил епископ Николай Погребняк. Действительно в этом июне я опоздал из отпуска, вернулся на неделю позже и пропустил одну службу, потому что вывозил больного ребёнка на море. У меня официально 12 дней отпуска в году, но я задержался в Болгарии ещё на неделю. У моего ребёнка очень серьёзная аллергия, для меня очень важно его здоровье. Мне казалось, что я дал исчерпывающее объяснение по этому поводу своему церковному руководству, и с июня до сентября никаких претензий ко мне не было. В сентябре меня перевели с должности настоятеля небольшой церкви в городской собор в Домодедово под руководство благочинного. В частных разговорах в епархии мне объяснили, что причина – мои публикации в СМИ, но не отпуск. Это была дисциплинарная мера, но формально её никак не обосновали, и поэтому я не вышел на службу в этот храм: мне не понятна была природа этого взыскания, и если бы я вышел, я бы признал его справедливость.

– Ваше отношение к истории с Pussy Riot с тех пор не изменилось?

– Я не выражал своего мнения в этой истории, я выражал своё отношение к реакции православного сообщества. Я всего лишь констатировал свою печаль по поводу этой реакции.

Дмитрий Свердлов стал широко известен после того, как заявил, что хотел бы попросить прощения у участниц группы Pussy Riot. Редакция интернет-журнала "Православие и мир" в марте 2012 попоросила нескольких священников ответить на вопрос, что бы они сказали девушкам? Дмитрий Свердлов ответил, что попросил бы у них прощения "...за ту бешеную ненависть, которую вдруг часть православного сообщества проявила в связи с событиями в Храме Христа Спасителя". В своем ответе священник также признал, что в РПЦ существуют проблемы, и выразил готовность оказать девушкам помощь.

– На ваш взгляд, православное сообщество стало менее терпимым?

– Православное сообщество очень большое, оно просто громадное. Очень трудно по отдельным ярким проявлениям судить о настроениях молчаливого большинства. Я могу только подтвердить, что с теми голосами, в которых звучала жестокость, мне трудно согласиться. Я думаю, есть немало людей, которые воспринимают религию как некую легальную возможность проявить свою ксенофобию, жестокость или неприятие иного. Они всегда были и будут, и не только в православии, это не уникально. Уникально то, что агрессия и ненависть принимаются в качестве нормы, оправдываются или признаются необходимыми. За последний год было много сказано в оправдание жестокости и ненависти.

– Устами церковных деятелей или православных людей вообще?

– Священников очень много, у них много разных мнений. Безусловно, есть немало и тех, кто богословски оправдывает ненависть и жестокость.

– В последнее время появились так называемые православные активисты, которые устраивали акции против кощунников, гомосексуалистов. Как вы относитесь к таким акциям?

– Допускаю, что мне могут быть понятны мотивы этих людей, но мой небольшой опыт священника говорит о том, что такие акции не достигают целей, которые эти люди формулируют. Целей христианского просвещения.

Мое участие в выборах в качестве наблюдателя не было проявлением политической или гражданской активности

– Патриарх сказал, что против церкви сейчас идет информационная война. Вы согласны с этим?

– Я, безусловно, не обладаю всей полнотой информации, которой обладает Святейший. Наверное, элементы предвзятости и кампанейщины в публикациях СМИ можно увидеть, но принципиально другое: вне зависимости от того, есть кампания или нет, церковному сообществу было бы очень важно проанализировать свое поведение и заявления отдельных своих представителей на предмет реакции СМИ и читающей публики. И в результате такого анализа можно прийти к выводу, что далеко не вся критика, которая свалилась на церковь за последний год, вызвана антицерковной кампанией, если такая и существует. Бывает, что основания для этой критики коренятся либо в практике церкви, либо в отдельных проявлениях этой практики. Например, ситуация с моей отставкой. Она вызвала бурную реакцию СМИ, и я пока ничего для этого не сделал. Все бурлит: героического священника репрессировали! Я не понимаю, зачем было провоцировать такую реакцию. Ведь завтра кто-то скажет, что это часть антицерковной кампании.

– Почему в последнее время стало так много сообщений об инцидентах с представителями РПЦ, та же авария с участием игумена Тимофея?

– Такие инциденты всегда были и будут: священники ездят на машинах и попадают в аварии, священники употребляют алкоголь. Может быть, у людей проснулся интерес к тому явлению, которое называет себя церковью и претендует на то, чтобы представлять Христа на территории Российской Федерации. Может быть, это желание чистоты, честности, праведности. Церковь наша очень большая, в любом огромном сообществе можно найти и хорошее, и плохое.

– Вы сейчас воспринимаете себя как представитель духовенства?

– Не могу сказать, что указ был для меня совершенно неожиданным, но я растерян. Я по-прежнему ощущаю себя частью церковного сообщества, вся моя сознательная жизнь прошла в церкви. В девятнадцать лет я был крещён, и сейчас мой круг общения на девяносто процентов состоит из людей церкви.

– Указ о вашем запрещении вас огорчил?

– Я понимаю церковную администрацию, хотя мне трудно согласиться с необходимостью этого указа, я уверен, что без него можно было обойтись. По крайней мере, того репутационного ущерба, который понесла церковь за эти сутки, можно было избежать, если бы церковная администрация выбрала более компромиссное решение, я неоднократно его предлагал. Существуют две формы отставки священника. Есть запрет – это как с военного сорвать погоны, а можно послать за штат – это как отправить на пенсию. Я давно просился за штат, но, к сожалению, руководство приняло другое решение.

– А чем вы занимались с тех пор, как перестали служить, чем планируете теперь заниматься?

– Я приводил свои дела в порядок: у практикующего священника много дел, тем более, что мой храм был новый, он строился, было много забот. Накопились долги, неисполненные обязательства. За эти сутки мне от разных СМИ поступали предложения работы журналистом и редактором, мне предложили снять документальный фильм о церкви и написать три книги, в том числе для иностранного издательства. Мне нужно время, чтобы разобраться и принять решение.

Надя Толоконникова для меня совершенно закрытый человек, я её не понимаю. Вот с Машей Алёхиной я бы хотел поговорить

– Вы были наблюдателем на выборах, ездили волонтером в Крымск. Много ли в РПЦ священников, которые активно участвуют в общественной жизни?

– Мое участие в выборах в качестве наблюдателя не было проявлением политической или гражданской активности. Это был частный эксперимент, я хотел уяснить себе суть происходящего в электоральном процессе. Причем, скорее, с психологической точки зрения, чем с политической. И если бы я не столкнулся с теми явлениями, которые наблюдал, я бы написал другую статью. Моей мотивацией было не перевернуть мир, а узнать что-то для себя. А вот Крымск перевернул меня, это впечатление, которое нельзя забыть. Это было место и момент истины, и люди преобразились, они были настоящими, по-настоящему хорошими. Это была такая клизма для души: московская накипь сходит, и ты становишься тоже настоящим, система координат проясняется.

– Хотели бы вы встретиться с участницами Pussy Riot сейчас? Что бы вы сказали им?

– Не знаю, много всего уже сказано, они могли прочитать все возможные мнения. Екатерина Самуцевич на свободе, и, слава Богу. Не знаю, хочется ли ей, чтобы с ней кто-то разговаривал. Надя Толоконникова для меня совершенно закрытый человек, я её не понимаю. Вот с Машей Алёхиной я бы хотел поговорить как с человеком, который прошёл через церковную среду. Не для того, чтобы учить её жизни – мне нечему учить. А вот послушать бы ее... Она мне интересна как человек в каком-то смысле общего со мной опыта – в том, что касается церковности.

Дмитрий Свердлов активно участвовал в общественной жизни: на декабрьских выборах в Госдуму он был наблюдателем, причём открыто заявил о фальсификациях на своём участке в публикации на портале "Православие и мир". Позже он ездил волонтёром в затопленный Крымск и неоднократно писал о том, что власти не смогли защитить людей от опасности. Всякий раз публикации Дмитрия Свердлова вызывали множество откликов.

15 января на сайте Московской епархии появился указ: "Священник Димитрий Свердлов за самовольное оставление прихода запрещается в священнослужении на5 лет и почисляется за штат". Указ подписан: "Ювеналий, Митрополит Крутицкий и Коломенский". О своём "увольнении" Дмитрий рассказал на собственной странице в Facebook вечером 15 января: "Друзья. Моя карьера в РПЦ закончилась вчера. Сегодня позвонил товарищ и сообщил, что на сайте Московской епархии вывешен указ о том, что меня одновременно отправили за штат и под запрет на 5 лет. Соболезнования не принимаю. Подробности позже".