Талантливые люди с плохим характером. Негативные черты характера выдающихся людей. Примеры сильных, выдающихся и исторических личностей

Поистине гениальные личности крайне редко бывают приятными людьми. Они поглощены великими замыслами, не любят попусту терять время, в том числе, на ненужные «расшаркивания» или соблюдение этикета. Бывает так, что от осознания собственной значимости у некоторых выдающихся персон окончательно сносит крышу. На звание «самого несносного гения» мы отобрали 5 кандидатов, оставивших след в истории, науке и культуре.

Стив Джобс

Признанный IT-гений нашего времени Стив Джобс мог быть абсолютно невыносим. Друзья и подчиненные уже после его смерти поведали миру множество историй о том, как Джобс мастерски унижал людей, хамил и вел себя, словно капризный ребенок. Сотрудники Apple не раз слышали, как начальник распекал коллег, нисколько не стесняясь в выражениях. Иногда Джобс устраивал прилюдные «порки» и увольнения. От горячего нрава Джобса порой страдали и совершенно посторонние люди — от поваров в ресторане до полицейских. Однажды Джобса остановили за превышение скорости, и тот, не желая ждать, пока медлительный служитель закона выпишет ему штраф, начал неистово сигналить, а затем демонстративно рванул с той же скоростью. В бытовых вопросах он был также крайне придирчив.

По воспоминаниям его супруги, Джобс не мог около 8 лет решиться на покупку мебели в дом. Однажды во время пребывания в Нью-Йоркском отеле ему вдруг пришла в голову мысль, что пианино в номере стоит не на том месте, а потому потребовал прямо в ночи двигать тяжеленный инструмент. По воспоминаниям товарищей, все эти странности объяснялись перфекционизмом Джобса и его нежеланием терять попусту даже секунду времени. Но в конце концов, именно этому человеку и его нелегкому характеру мир обязан настоящей технической революцией.

Гений нашего времени Стив Джобс мастерски унижал людей

Никола Тесла

Загадка личности гениального ученого до сих пор вызывает интерес публики. Этот человек, как он сам признавал, сильно опережал свое время. По воспоминаниям современников, Тесле крайне сложно было взаимодействовать с людьми — таков был его характер. Он страдал от расстройства, которое выражалось в различных фобиях — ученый боялся микробов и без конца мыл руки, каждый раз пользуясь новым полотенцем, в отелях же селился только в те комнаты, номер которых был кратен трем.

Еще одной навязчивой идеей Теслы был счет — он подсчитывал, сколько кусков пищи на тарелке, сколько шагов сегодня сделал, каков объем чашки кофе или пиалы с супом. Кроме того, Тесла был одним из тех, кто разделял и поддерживал идею евгеники — учения о селекции человеческого рода. В 1935 году журнал Liberty опубликовал статью Теслы под названием «Машина, которая завершит войну». В числе прочих мыслей, ученый высказал предположение, что к 2100 году евгеника будет применяться повсеместно, а особи, «непригодные» для размножения, принудительно подвергнутся стерилизации.

Гениальный ученый Никола Тесла верил, что у «евгеники» есть будущее

Альфред Хичкок

Признанный гений жанра «саспенс» обладал крайне непростым характером. Он был настоящим перфекционистом и на площадке выжимал актеров до капли, порой переходя грани разумного. Кроме того, Хичкок обладал весьма специфичным чувством юмора. Так, однажды, актеры, задействованные в фильме «39 ступеней», вынуждены были весь день проходить в наручниках, которые надел на них режиссер, так как тот утверждал, что потерял ключ.

В другой раз он повздорил с актрисой Типпи Хедрен, звездой фильма «Птицы», и крайне своеобразно решил ей отомстить. Дочь Хедрен, Мелани Гриффит, получила в подарок от Хичкока куклу с лицом матери, лежавшую в гробу. По воспоминаниям современников, долго вытерпеть Хичкока в качестве собеседника не мог никто.

Великий и ужасный Хичкок однажды подарил маленькой девочке куклу в гробу


Бобби Фишер

Гениальный шахматист Бобби Фишер в определенный момент стал выступать в СМИ с довольно громкими и провокационными заявлениями. Фишер делал выпады в адрес США и евреев.

Слова шахматиста о том, что холокоста никогда не было, подняли большую шумиху в прессе. Кроме того, он обвинил правительство США в том, что эти люди находятся под «полным контролем евреев» и выразил одобрение действиям Аль-Каиды и терактам 11 сентября 2001 года. В ответ на резкие заявления правительство США аннулировало паспорт Фишера, позже он сам подписал отказ от американского гражданства и был депортирован в Исландию.

Шахматист Бобби Фишер обвинял во всех мировых бедах США и евреев


Михаил Лермонтов

На характер и мировоззрение Лермонтова во многом повлияла его семья и отношения между родственникам. Мать умерла, когда будущий поэт был совсем еще ребенком, отношения между отцом и бабушкой Елизаветой Арсеньевой были весьма сложными. Современники оставили крайне противоречивые отзывы о персоне поэта — многие отмечали его непривлекательную внешность, диспропорцию головы и тела, подчеркивая, что весь образ Лермонтова был отталкивающим. О характере его также осталось множество нелестных отзывов — отмечали его «злой язык», «завистливый нрав», мелочность и «ядовитость» характера.

Порой это очень мешало Лермонтову добиваться успеха: известен случай, когда он фактически отчитал профессора за то, что тот, по его мнению, дал недостаточно полный материал на уроке. Впрочем, среди множества суровых оценок личности поэта встречаются и другие, где отмечается, что его скверный нрав был всего лишь толстой оболочкой, пробившись сквозь которую, можно было разглядеть поистине чистую и прекрасную душу.

Когда даются оценки характера и личности одного и того же человека, то эти оценки могут не только не совпадать, но и быть противоположными по знаку. Бывают великие люди (личности) с ужасным характером. Бывают мелкие личности с золотым характером. Вспомним для примера личности выдающихся людей. Возникает вопрос: известны ли истории великие люди с плохим характером? Да сколько угодно. Существует мнение, что тяжелым характером отличался Ф.М. Достоевский, очень «крутой» характер был у И.П. Павлова. Однако это не помешало обоим стать выдающимися личностями.

Характер и личность – далеко не одно и то же. Интересно в связи с этим одно высказывание П.Б. Ганнушкина. Констатируя тот факт, что высокая одаренность часто сочетается с психопатией, он пишет, что для оценки творческих личностей недостатки их характера не имеют значения. «Историю, – пишет он, – интересует только творение и главным образом те его элементы, которые имеют не личный, индивидуальный, а общий, непреходящий характер».

Итак, «творение» человека есть по преимуществу выражение его личности. Потомки используют результаты деятельности личности, а не характера. А вот с характером человека сталкиваются не потомки, а непосредственно окружающие его люди: родные и близкие, друзья, коллеги. Они несут на себе бремя его характера. Для них, в отличие от потомков, характер человека может стать, и часто становится, более значимым, чем его личность.

2. Характер и темперамент

Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных: 1) отождествление характера и темперамента; 2) противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними; 3) признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью; 4) признание темперамента природной основой характера. Необходимо отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т. д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно разный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером.

Несмотря на то, что характер относят к индивидуальным особенностям личности, в структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением. В данном случае можно говорить о типических чертах характера.

Характер не является врожденным, – он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека – это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам. Нетрудно описать типический характер врача, военного, в то же время каждый типический характер имеет свои индивидуальные черты.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2х т. М., 1990. Т 2.

2. Психология личности. Тексты. М., 1982.

3. Левитов Н. Д. Психология характера. М., 1969.

4. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.

5. Мерлин В. С. Структура личности, характера, способности, самосознания: Уч. Пособие

по курсу. Пермь, 1990.

6. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999.

7. Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

Психологическая структура интереса.

Литература

1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.

2. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М, 1990.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.

4. Бороздина Л. В. Исследование уровня притязаний: Уч. Пособие. М., 1986.

5. Лапкин М. М, Яковлева Н. В. Мотивация учебной деятельности// Психологический журнал.1996. Т. 17. № 4 С.134.

6. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.

7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2х т. М., 1986.

8. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Спб., 2000.

Бессознательное в теориях З. Фрейда и К. Г. Юнга.

Литература

1. Хрестоматия по психологии/Под ред. Петровского А. В. М., 1977.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М, 1996.

3. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.

4. Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания//Вопросы психологии. 1991. № 2.

5. Юнг К. Г. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

6. Юнг К. Г. Аналитическая психология. Спб., 1994.

7. Фрейд 3. Очерки психологии сексуальности. Харьков, 1999.

Привычка: за и против.

Литература

1. Соколова Е. Е. 13 диалогов о психологии. М, 1995.

2. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979.

З. Валлон А. От действия к мысли. М, 1956.

4. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М., 1985.

5. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

Можно ли оградить себя от иллюзий восприятия?

Литература

1. Веккер Л. М. Психические процессы: В 3х т. Л 1974,

2. Лурия А. Р. Ощущение и восприятие. М., 1975.

3. Хрестоматия по ощущению и восприятию. М, 1975.

4. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. Л., 1965.

5. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М., 1986..

6. Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. М., 1973

7. Линндсей П., Моршан Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. М.,1974.

8. Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М.,

Психологические условия, благоприятствующие возникновению гипотезы.

Литература

1. Лурия А. Р. Язык и мышление. М, 1979.

2. Одаренные дети. М, 1991.

3. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М, 1987.

4. Выготский Л С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т 6.

5. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М, 1981.

6. Тихомиров О. К. Психология мышления М., 1994

7. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М, 1981.

8. Якиманская И. С. Знание и мышление школьника. М, 1985.

Рассказывает истории людей, на которых хочется равняться. Они были героями своего времени: преодолев трудности на пути, эти люди укрепили в себе честность, смелость, благородство, а также закалили свой характер. Дэвид изучил много историй знаменитостей, и вот его рассуждения, в чем же отличия этих людей от остальных и чего не хватает нашему поколению.

Два Адама

О двух наборах достоинств меня заставила задуматься книга «Одинокий верующий человек», которую написал рабби Йосеф Соловейчик в 1965 году. Соловейчик отмечает, что в книге Бытия о сотворении человека говорится дважды, и утверждает: эти два описания характеризуют противоположные стороны нашей природы, которые он назвал первым Адамом и вторым Адамом.

Если несколько осовременить определения Соловейчика, можно сказать, что первый Адам - это ориентированная на карьеру, честолюбивая часть нашей натуры. Первый Адам - это внешний Адам, Адам «для резюме». Он стремится строить, создавать, производить, открывать новое.

Он хочет достичь высокого положения и завоевать победу.

Второй Адам - это внутренний Адам. Он стремится воплощать определенные моральные качества. Второй Адам ищет внутренней безмятежности, спокойного, но уверенного ощущения, что хорошо, а что плохо; он хочет не только делать добро, но и быть добрым. Второй Адам жаждет всецело отдаваться любви, жертвовать собой ради блага других, руководствоваться в жизни некой высшей истиной, обладать духовной целостностью, достойной и Творца, и собственных талантов человека.

Если первый Адам жаждет покорить мир, то второй хочет служить миру, следуя своему призванию. Первый Адам применяет свое творческое начало и наслаждается собственными достижениями, второй - порой отказывается от земного успеха и положения ради священной цели. Первый Адам задается вопросом, как устроен мир; второй - почему сотворен мир и каково наше в нем предназначение. Первый Адам стремится двигаться вперед, второй - вернуться к корням и насладиться покоем семейного обеда. Если девиз первого Адама - «Успех», то второй Адам воспринимает жизнь как нравственную драму и его жизнь проходит под девизом «Милосердие, любовь и искупление».

Герои прошлого поколения

И тогда происходит нечто прекрасное. Усмирив свое «я», наши герои получают возможность ясно увидеть мир, понять других и принять то, что те предлагают.

Усмирив себя, они впускают в свою жизнь благодать. Оказывается, что им помогают те, от кого они не ждали помощи; что другие их понимают и заботятся о них так, как они раньше и не предполагали; что их любят так, как они того не заслуживали. Они не мечутся в отчаянии, потому что их поддерживают спасительные руки. И в скором времени те, кто спустился в долину смирения, возносятся на вершину радости и преданности делу. Они отдаются работе, находят новых друзей, обретают новую любовь. Они с изумлением осознают, насколько изменились. Они оборачиваются и видят, какой огромный путь проделали. Этот жизненный опыт не просто исцеляет раны, а трансформирует их. Они находят свое призвание и все свои силы отдают великой цели, трудному делу, которое придает жизни смысл.

Каждый шаг на этом пути оставляет след в душе. Этот опыт меняет внутреннюю сущность, делает ее более целостной, твердой, весомой. Самоуважение не то же самое, что уверенность в себе или высокая самооценка. Человек начинает уважать себя не за коэффициент интеллекта, умственные или физические способности, которые помогают поступить в престижный университет. Самоуважение не измеряется количественно. Оно появляется не от того, что вы в чем-то превосходите других, а потому, что превосходите самого себя, преодолеваете испытания, не поддаетесь соблазнам. Самоуважение питается внутренними, а не внешними победами. Его может заслужить только тот, кто поборол внутренний соблазн, встретил лицом к лицу свои слабости и осознал: «Что ж, если случится худшее, я выдержу. Я смогу это преодолеть».

У каждого в жизни есть решающие моменты, поворотные события, когда на карту поставлено все. Но тот же процесс может происходить и постепенно, едва заметно. Возможность распознать мелкие недостатки, предложить поддержку ближнему, попытаться исправить ошибки есть каждый день.

Передача Command Performance отражала не просто эстетику или стиль поведения. Чем глубже я изучал тот период, тем больше понимал, что заглядываю в совершенно другой с точки зрения нравственности мир. Я стал замечать иной подход к человеческой натуре, иные жизненные ценности, иные представления об осмысленной, духовно богатой жизни. Не знаю, много ли людей в то время строго следовали подобному моральному кодексу, - я безмерно восхищаюсь теми, кто следовал.


В современном мире часто внешний успех приравнивают к внутреннему благополучию.

Мы нечаянно оставили эту нравственную традицию в прошлом. За последние десятилетия мы утратили ее лексикон, ее образ жизни. Мы не стали хуже, но лишились ясности нравственных понятий. Мы не стали эгоистичнее или корыстнее наших предшественников, но потеряли их понимание, как вырабатывать характер. Нравственная традиция «кривой тесины», основанная на осознании греха и противостоянии ему, была тем наследием, которое передавалось из поколения в поколение. Она помогала понять, как воспитывать в себе достоинства «для некролога», как развивать ту сторону натуры, которая связана со вторым Адамом. Лишившись этой традиции, современная культура стала в определенной мере поверхностной, особенно в нравственной сфере.

Главное заблуждение современной жизни - уверенность, что достижения первого Адама способны принести глубокое удовлетворение.

Это не так. Желания первого Адама безграничны и всегда опережают любое достижение. Лишь второму Адаму доступно глубокое удовлетворение. Первый Адам стремится к счастью, но второй Адам знает, что счастья недостаточно. Величайшие радости - это радости нравственные. На следующих страницах я предлагаю несколько примеров подобной жизни. Мы не можем и не должны стремиться к возвращению в прошлое. Но нам доступна возможность заново открыть эту нравственную традицию, усвоить лексикон характера и внедрить его в свою жизнь.

Не существует формулы или универсальной программы из семи пунктов, следуя которой можно развить в себе второго Адама. Но можно изучить биографии выдающихся людей и попытаться постичь мудрость их образа жизни. Надеюсь, что следующие главы преподнесут вам важные уроки - пусть даже не те, что представляются важными мне. Надеюсь, закончив читать эту книгу, вы почувствуете, что стали немного другим человеком - чуть лучше, чем прежде.

Приветствую вас, дорогие читатели! В статье «Роль личности в истории: генотип, характер, воля, социум» — о формировании личности. Откуда берутся лидеры?

Все люди, в том числе и Вы, принимают участие в создании истории. Личные поступки каждого человека сливаются в общий поток действий масс, разных партий, социальных групп.

Однако массами нужно руководить, поэтому всегда находятся лидеры, способные повести за собой. Такие личности оказывали различное влияние на ход исторических событий, на судьбы нации, народа и даже человечества.

Как формируется личность

Неповторимое своеобразие каждого человека, или, проще, личности, создается его индивидуальностью. Индивидуальность подразумевает сумму всех черт и качеств конкретного человека. Это внутренний мир, внешние признаки, взаимоотношения с другими людьми, характер, способности и т.д. Все они делятся на две группы:

  1. Унаследованные от предков биологические особенности (генотип)
  2. Полученные в результате жизни в социуме

Последние играют большую роль в получении знаний и навыков, которые доступны в обществе в данный момент. Сюда же относятся социальные отношения, развитие эстетических и этических норм поведения, мировоззрение и мировосприятие.

Генотип — это телосложение, рост, быстрота мышления, психологический настрой. То есть то, что обычно пишут в гороскопах об особенностях людей, рожденных под разными .

Следствием врожденных качеств являются способности, предрасположенность к конкретной деятельности в социуме, и к сожалению, к тем или иным серьезным заболеваниям. Все это важно для личности, для ее будущего мировосприятия и жизни.

Характер и личность

Но способности зависят и от характера. Например, способность к рисованию, математике и другим кропотливым делам предполагает сосредоточенную внимательность. Характер же складывается просто из преобладающего настроения, а оно - от условий и образа жизни.

Постоянные развлечения и избалованность, постоянные суета и спешка ведут к возбуждению, невнимательности и нетерпению. Вот почему не только врожденные задатки обусловливают развитие способностей и не только образ жизни в детском и подростковом возрасте.

Даже у взрослого человека изменение существенных для него обстоятельств жизни и преобладающего настроения может лишить его уже имеющегося таланта.

Воля человека всегда подчинена взаимоотношению биологической и социальной сущности индивида с окружающим миром. Иначе говоря, воля человека подчинена общественной среде.

Человек и социум

Социум действует не только на ум и чувства, но и на организм, на общественное положение. Однако не в меньшей степени воля является действием внутреннего мира с его стремлением к самосохранению и самоутверждению в обществе. И как результат — всем своеобразием конкретной личности.

Значимость нашего существования в формировании условий исторической неизбежности и определяет роль личности в истории. Размеры влияния личности зависят от сферы ей подвластного, границы которого очерчиваются не только доступными средствами и возможностями.

На роль личности в истории большое влияние оказывают общественные условия и качества самого индивида. Характер какого-либо деятеля может наложить отпечаток на важные исторические события и даже коренным образом изменить ход истории, если это отвечает потребностям общества.

Возникает резонный вопрос: не препятствует ли необходимость вступлению людей в свою историю? Если человек не властен выбрать иное, чем какая-либо необходимость, потому что стремится к ней, то как могут возникнуть возможности в неизбежном? Каково в этом случае значение личности?

Со времен Дунса Скота и Фомы Аквинского схоласты спорят: воля подчиняет ум или ум - волю? Происходит взаимодействие: потребности направляют познание, а познание определяет оптимальное решение для их удовлетворения.

При этом из опричиненности воли не следует, что человек не в состоянии воздействовать на нее. Разумеется, в каждой конкретной ситуации выбор поступка ограничен необходимостью и возможностями. Сознание вступает во взаимоотношение с обстоятельствами.

  • Во-первых, развивая познание себя и обстоятельств, человек может свой выбор улучшить, относительно себя и обстоятельств.
  • Во-вторых, преобразовав сложившиеся обстоятельства, человек своим прошлым выбором и действиями обусловливает и будущие желания. Создавая собственный мир, он формирует через его обратное воздействие и себя, и свою волю.

Не все в истории неизбежно: люди действуют не только по необходимости. И хотя «обходимые» действия тоже опричинены, в нашей власти избежать их или отвратить.

Видео

В данном видео дополнительная информация по теме «Роль личности в истории»

🙂 Дорогие читатели, была ли полезна для вас эта информация? Оставьте, пожалуйста, комментарий!