Тамплиеры кратко. Тамплиеры – что такое Тамплиеры? История Ордена тамплиеров. Действия короля Фипиппа IV

Главный вектор силы в послевоенный период на геополитическом уровне сместился на океанские направления – и не только из-за развертывания там МСЯС. Однако при всем размахе и масштабности вооружений и уровня противостояния ни у одной из стран не было полноценного боевого опыта применения ВМС вплоть до фолклендского конфликта между Великобританией и Аргентиной в 1982 году, который несет в себе признаки настоящей морской войны.

Для специалистов Фолклендский кризис позволил с высокой степенью достоверности проверить правильность основных концепций и направлений в строительстве флотов, развитии морских вооружений, а также приемов и способов боевых действий (БД) на море.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОНФЛИКТА

Зарождение военных конфликтов всегда было делом запутанным и неоднозначным. Фолклендский не стал исключением. Фолклендские, или в аргентинской редакции – Мальвинские острова, формально лишенные полезных ископаемых и расположенные в местах с суровым климатом, удаленные от оживленных международных морских путей, едва прокармливали несколько тысяч овец и кучку фермеров-экстремалов.

Инфраструктура архипелага соответствует его заброшенности. На нем несколько взлетно-посадочных полос, не способных обслуживать современные реактивные самолеты, и слабо развитая система морского базирования.

Из-за чего же на самом деле разгорелся конфликт? Не будет большой ошибкой заявить, что своим происхождением он обязан игре больших политических амбиций. В Аргентине к власти пришел очередной полувоенный режим с предвыборными лозунгами и обещаниями националистического толка, среди которых фигурировало и возвращение Мальвин (спорной территории).

В военном отношении режим ощущал уверенность: недавно приобретенный французский авианосец в составе своего авиакрыла содержал не только «Скайхоки» с бомбами, но и новейшие французские «Супер-Этандары» с ПКР «Экзосет», способные, не входя в зону ПВО отряда боевых кораблей, нанести ему серьезное поражение. Успех авиации готовы были развить эскадренные миноносцы (ЭМ) и фрегаты управляемого ракетного оружия (ФР УРО).

Группировка боевой авиации Аргентины насчитывала до 200 единиц . Подготовленность экипажей традиционно имела высокую репутацию. Все это выглядело солидно и не могло не подталкивать аргентинских стратегов «пощекотать» старушку Англию.

В это время военно-политическое руководство Великобритании стремилось усовершенствовать МСЯС на основе ракет «Трайдент» за счет ВМС. Из-за этого флот едва сводит концы с концами, под сокращение в 1982 году попали оба действующих авианосца, несколько кораблей основного класса, важнейшие элементы инфраструктуры, существенная часть персонала. И без того позиции «Владычицы морей» не выглядели убедительно по сравнению с Францией, а по ряду позиций (по качеству и количеству надводных кораблей основного класса) – и с Японией.

В связи с этим руководство военного ведомства не находило возможным ни оборонять, ни тем более завоевывать Фолкленды обратно. Не вызывает сомнений, что эти затруднения и настроения в Великобритании были известны аргентинской стороне. Тем не менее, в апреле 1982 года на архипелаге высадился солидный контингент британских войск с легкой штурмовой авиацией и вертолетами. Заодно британцы прихватили и Южную Георгию.

Архипелаг располагался от материковой части Аргентины менее чем в 400 милях, в то время как от метрополии был удален на 8000 миль. Надвигалась антарктическая зима, до ее наступления оставалось не более двух месяцев. Одним словом, не лучшее время и место для боевых действий и даже обычного мореплавания. Но, несмотря на неподходящие условия, первый морской лорд Великобритании адмирал Генри Лич запросил разрешение у премьера Маргарет Тэтчер начать формирование оперативного соединения (ОС) для отправки в Южную Атлантику.

ПОДГОТОВКА И ВЕДЕНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

На этапе отмобилизования и развертывания формирование авангарда ОС началось из положения планового учения «Спрингтрейн» в Гибралтаре за счет кораблей-участников. Они оказались на 2000 миль ближе к очагу конфликта. Развертывание началось под флагом командующего 1-й флотилией надводных кораблей контр-адмирала Вудворда. Вскоре собрались и остальные силы ОС.

Первыми во всеобщей исключительной зоне, в пределах которой можно было вести боевые действия против Аргентины, оказались три атомные подводные лодки (ПЛА) королевского флота. Считалось, что этого более чем достаточно для материального закрепления объявленной блокады островов, которые Аргентина не уставала подпитывать все новыми контингентами сил.

Кроме группировки ПЛА в состав экспедиционных сил Великобритании вошли еще две: ударная группировка (УГ) с двумя легкими авианосцами в ядре и амфибийное соединение (АГ) . Впоследствии в районе БД выделится еще и группировка плавучего тыла.

Английским кораблям предстояло преодолеть 6000–8000 миль в районы, совершенно лишенные каких-либо признаков берегового базирования . Примерно в середине маршрута развертывания был последний клочок суши, используемый в качестве тылового пункта базирования – остров Вознесения. Здесь произошел сбор основных сил 317-го ОС Королевского флота, после чего контр-адмирал Джон Вудворд доложил командующему ВМС адмиралу Дж. Филдхаусу, возглавлявшему специально созданный штаб, решение на операцию, известную впоследствии, как «Корпорейт».

В это же время было проведено планирование, брифинги по всем видам БД, обеспечения, инструктажи, ориентирование, предварительная постановка задач силам, окончательная приемка запасов в условиях стоянки на рейде. Дальше все работы происходили в открытом океане, как правило, на ходу.

18 апреля флот продолжил развертывание. Адмирал Филдхаус улетит в Лондон, чтобы там, на самом высоком уровне, защищать план операции, принятой вблизи «переднего края», отстаивая каждый его пункт, без чего невозможно управлять войной, происходящей за 8000 миль от Адмиралтейства.

Основа замысла решения командующего ОС состояла в том, что все действия, включая захват Фолклендских островов, нужно завершить не позже середины июня. Позже гидрометеоусловия были не совместимы не только с ведением БД, но и просто пребыванием в этих водах корабельного состава и авиации, осуществляющих огневую поддержку и обеспечение сил на берегу.

Обратным отсчетом, беря минимально необходимое время для действий десанта на берегу, определялась предельная дата начала высадки 20–21 мая. Таким же образом определялись и сроки прибытия британского ОС на ТВД (во всеобщей исключительной зоне) 1 мая для завоевания господства на море и превосходства в воздухе.

Первые выстрелы этой войны прозвучали, а счет потерям открылся на острове Южная Георгия, где специально выделенной тактической группой кораблей была выведена из строя и захвачена аргентинская субмарина «Санта Фе» и поднят британский флаг.

Завершение развертывания знаменуется серией воздушных ударов по аэродромам Порт-Стэнли и Гус Грин. Сначала стратегический бомбардировщик «Вулкан» с острова Вознесения в ночь на 1 мая с большой высоты нанес бомбовый удар по Порт-Стенли. Успех с рассветом развили палубные «Си Харриеры».

Надводные корабли в это время вели артобстрел береговых объектов и контрольный поиск подводных лодок противника. В завязавшихся воздушных боях у аргентинской авиации было почти 10-кратное превосходство, но британские «Си Харриер» по эффективности превосходили «Сайдвиндеры», находящиеся на вооружении ВВС Аргентины. Главной задачей первого дня была скрытная высадка оперативной группы спецназа для разведки позиций противника и выбора места будущего десанта.

Борьба за господство на море разворачивалась по классическим канонам и с большой остротой. Аргентинский флот, заблаговременно завершив боевое развертывание, охватил своим боевым порядком прибывшее ОС англичан с двух сторон – с северо-востока и с юго-запада. В качестве отвлекающих и обеспечивающих ударов предусматривалось массированное применение и авиации берегового базирования.

Английские ПЛА не смогли обнаружить надводные корабли противника . Когда же, наконец, ПЛА «Конкерор» обнаруживает аргентинский крейсер, начинаются накладки, связанные с несовершенством управления субмариной, а также сложностью слежения за надводными кораблями на мелководье. Все же аргентинский крейсер в результате торпедной атаки был потоплен.

Принято считать, что именно потеря крейсера заставила аргентинское командование вернуть флот в базы. На самом деле аргентинские моряки горели жаждой отмщения, но нанести смертельный удар по английскому ОС помешала погода. Аргентинский флот вернулся в базы и больше территориальных вод не покидал.

Формально борьбу за господство на море на этом можно было бы считать законченной, однако ожесточение в противостоянии сил не спадает. На первый план выходит ударная аргентинская авиация, и английский флот начинает нести существенные потери. Эсминец «Шеффилд», можно считать, был потерян по головотяпству его командования. Будучи в ПВО-ПРО дозоре, на нем оказались выключены РЛС, снижена готовность, корабль не нес вахты в сетях обмена информацией и предупреждения ради получения хорошего качества радиосвязи с Лондоном.

В результате аргентинцы расстреляли его крылатыми ракетами с низколетящих «Этандеров». Через 10 суток выживший в той атаке и проявивший себя с самой наилучшей стороны однотипный «Глазго» был тяжело поврежден. У командования ОС после этого появились сомнения в эффективности их лучших ЗРК «Си Дарт» и «Си Вулф».

Судя по потерям, наибольшей интенсивности БД достигают с началом высадки, ибо до завоевания превосходства в воздухе было далеко и проблема решалась простым «перемалыванием» аргентинской авиации, рвущейся к району высадки и якорной стоянке десантных кораблей и транспортов.

Сама высадка 21 мая прошла гладко и без потерь, однако уже к 25 мая общее число потопленных английских кораблей достигает четырех единиц, практически все остальные корабли имеют множественные боевые повреждения. Цена достаточно высокая, хотя удалось сохранить все десантные и транспортные корабли, особенно с десантом, а также авианосцы. Потери оказались обусловлены еще и неэффективностью ЗРК «Рапира». Потери англичан в корабельном составе здесь могли оказаться несравненно более тяжелыми, прояви авиационное аргентинское командование больше умения и предприимчивости в управлении силами.

Вместе с тем это воздушное наступление на противодесантном направлении, равно как и предыдущие БД в воздухе, стоили аргентинским ВВС и ВМС не менее трети всей боеготовой авиации и потери самых опытных летчиков. Именно в этот момент командование ВВС Аргентины признает свои авиационные силы подорванными, а подобную цену за Фолкленды – неприемлемой. Уходя, аргентинская авиация, что называется, громко хлопнула дверью.

Речь идет о поражении переоборудованного в авиатранспорт контейнеровоза «Атлантик Конвейер». В прекрасно спланированном рейде аргентинских «Супер Этандаров», приуроченном к национальному празднику Аргентины, контейнеровоз, имеющий сходную с «Гермесом» радиолокационную заметность, принял на себя удар двух «Экзосетов». Одна ракета сразу навелась на него, вторая, будучи отведенной от «Гермеса», тоже навелась на контейнеровоз и добила его.

Судно было до отказа набито ценнейшим для экспедиционных сил грузом: три тяжелых вертолета типа «Чинук», пять «Уэссексов», солидный запас кассетных бомб для «Харриеров», оборудование для быстрого создания взлетной полосы в бухте Карлос, огромное количество запасных частей к вертолетам, запасов и снаряжения. Кроме того, контейнеровоз, будучи специально переоборудованным по мобилизационному плану, служил третьей полетной палубой в ОС.

Однако плацдарм был уже захвачен, войска и снаряжение – на берегу, что же касается потери «Атлантик Конвейер», то это был неприятный, но не определяющий момент. Авианосцы удалось сохранить – и это главное. Несмотря на задержки, действия английских войск на берегу развивались успешно, и к середине июня противник капитулировал.

РОЛЬ КОМАНДУЮЩЕГО И УПРАВЛЕНИЕ В ОПЕРАЦИИ

Роль командующего в любой кампании или операции является определяющей или близкой к тому. В столь сложной и специфической операции, как эта, – особенно. При том, что просматривался конфликт переднего края океанского ТВД с Адмиралтейством.

Случай с адмиралом Вудвордом – особый, психологически усугубляемый тем обстоятельством, что он чуть ли не до конца операции находился в «подвешенном состоянии» – нечто вроде врио командующего. Хитроумные начальники держали его «на цыпочках», в любой момент готовые заменить более опытным и «достойным» «двухзвездным» адмиралом. Это не помешало, впрочем, Адмиралтейству «жать» из Вудворда «сок» по полной схеме.

Зато в случае успеха – как оно и случилось – у британского Адмиралтейства появился повод скромно потупившись заметить, что случай с Вудвордом только подтверждает, что каждый их даже самый молодой адмирал, внезапно «выдернутый» из любого места, готов возглавить экспедиционные силы и выиграть войну где угодно, даже на другом конце света.

К чести адмирала Вудворда, он достойно перенес и это непростое психологическое испытание, продемонстрировав черты и качества настоящего адмирала. Что такое груз ответственности командующего? Еще на этапе развертывания смывает штормом людей за борт, падают в воду вертолеты, едва не сбили рейсовый лайнер, приняв его за ежедневно досаждающий аргентинский разведывательный самолет. Об этом адмирал наверняка с содроганием вспоминает по сей день.

О Вудворде теперь принято говорить, что он провел первую в истории компьютерную войну на море. Это можно понимать по-разному. Автору этих строк, в то время «фланирующему» на своем атомоходе проекта 671РТМ между Персидским и Аденским заливами, Сейшелами и прилегающим морями, ближе и памятнее такая особенность компьютерного вооружения, как его надежность.

Неоправданно сложные и недостаточно еще надежные, эти системы вводили специалистов и командиров в ступор уже сами по себе. А тут еще постоянный дефицит охлаждения, сопутствующая ему 100-процентная влажность, морская соль, мгновенно выступающая на контактах и разъемах. Между тем залп главным оружием и залп на самооборону должны последовать вовремя и неотвратимо, а не тогда, когда специалисты будут готовы, дважды, четырежды перезапустив систему.

Поэтому никогда не забуду своих вычислителей и акустиков – специалистов от бога. За ними никогда не было задержки и даже заминки. У Фолклендов подобные проблемы стоили жизни кораблям и людям, достаточно вспомнить обстоятельства поражения эсминца «Ковентри».

Насколько мог воздействовать на эту проблему командующий? Во всяком случае, он не оставался безучастным, непрерывно совершенствуя элементы боевого порядка, приемы и способы решения задач ПВО и ПРО. Начать следует с принятия им решения на операцию – при абсолютном дефиците данных, что называется, «решение в седле». О качестве его решения, как и последовавшего планирования БД, говорит тот факт, что практически ни один его пункт не был оспорен в Адмиралтействе. Реализация этого плана, не допустившая отступления по срокам более чем на одни сутки, раскрывает другую черту характера командующего: твердость в реализации плана войны. За этой твердостью стоит скрупулезность в выполнении всего перечня мероприятий, позволяющих своевременно перейти к следующему этапу действий.

О многом в характере и стиле командования адмирала говорит его отношение к прямым или косвенным виновникам тяжелых потерь флота, таким как командир эсминца «Шеффилд» – пример откровенного заштатного головотяпства – и эсминца «Ковентри», своим несогласованным маневрированием в момент атаки аргентинцев заблокировавшим директрису стрельбы ЗРК «Си Вулф» с «Бриллианта», что привело к прорыву аргентинской авиации и нанесению «Ковентри» смертельного поражения.

Вудворд оставил за ними право на накопившуюся боевую усталость и ее последствия. К тому же действия «Ковентри», его командира и экипажа до этого были выше всяких похвал, безупречны и мужественны. Вудворда характеризует готовность воевать теми силами, которые у него есть, и решительностью отстаивать свое мнение «наверху».

Непреклонность и железная воля командующего в достижении цели особенно проявилась в проведении противоминной разведки проходов к пункту высадки боевыми кораблями. Он понимал, что главные события войны развернутся после высадки. Нельзя не отметить и выдержки британского командующего, когда он держал авианосцы за пределами выявленной досягаемости аргентинских «Этандеров», не поддаваясь азарту боя.

Военные потери составили:

Великобритания — 258 человек, 2 фрегата, 2 эсминца, 1 контейнеровоз, 1 десантный корабль, 1 десантный катер.

Аргентина — 649 человек, 1 крейсер, 1 подводная лодка, 1 сторожевой катер, 4 транспортных судна, 1 рыболовный траулер.

И в завершение этого анализа роли и места командующего остается еще раз напомнить историческую нагрузку его сложнейшей и ответственной миссии. Впервые за 37 мирных послевоенных лет именно адмиралу Вудворду пришлось отстаивать планку британского флота, британского моряка, британского адмирала. И еще один важный вывод. Система подготовки командиров кораблей, с их универсальным прохождением службы, полностью себя оправдала.

УРОКИ, ВЫВОДЫ И ОТКРОВЕНИЯ

Обилие фактического материала, предоставленного опытом этой войны для целей совершенствования программ строительства флота, его вооружений, приемов и способов применения сил флота, оказалось востребовано морскими державами совершенно по-разному. Как ни странно, в максимальной степени – ВМС США, в гораздо меньшей степени – нами и Великобританией.

Фолкленды подтвердили предположение, что конфликт высокой интенсивности, где хотя бы один из участников – ядерная держава, скорее всего, станет развиваться в безъядерном варианте . Встал вопрос о достаточности и уровне вооружения тактического плана.

Хитрость послевоенного кораблестроения, полагающего, что оно решило извечную весовую проблему за счет применения легких сплавов для надстроек и других конструкций, когда в ограниченном водоизмещении сделалось доступным разместить гораздо большие объемы вооружения, дорого стоила английским морякам. Во всех случаях боевого поражения кораблей возникали тяжелые пожары. Легкий металл надстроек горел и плавился, крайне затрудняя тушение пожаров. Не выдержали огня и полимерные отделочные материалы.

Удивительно бледно выглядели на фоне других сил атомные субмарины, особенно их поисковые и ударные возможности . Выводы были сделаны незамедлительно: теперь противокорабельные ракеты развернуты даже на дизельных и неатомных подводных лодках с применением из торпедных аппаратов.

Конфликт со всей очевидностью подтвердил, что самую большую опасность представляют собой средства воздушного нападения (СВН), способные действовать на малых и сверхмалых высотах . Целый арсенал корабельных ЗРК на английском флоте (не менее четырех типов) не обеспечил гарантированной защиты от низколетящих СВН. Без системы дальнего радиолокационного обнаружения флоту сегодня в море делать нечего.

Американцы сделали выводы и создали систему «Иджис», упорным совершенствованием превратившуюся в оружие ПРО. В основе самого понятия БД у них – постоянно висящие над сушей и морем «Аваксы» и «Хокаи».

Уроки кризиса весьма откровенно ставят вопрос об актуальности и превосходстве комплексов вооружения перед самыми совершенными унитарными образцами, как подхода к решению боевых задач . Аппаратура обеспечения ночных полетов, более совершенный радиолокатор и американские ракеты «Сайдвиндер» обеспечили «Си Харриеру» превосходство в воздухе перед самыми современными аргентинскими самолетами, незадолго до этого приобретенными во Франции, Швеции, Израиле. В США вскоре после конфликта повсеместно появились высокоэффективные разведывательно-ударные комплексы.

Наступление торпедного кризиса можно было различить уже тогда, в ходе БД на Фолклендах . Из-за неуверенности в надежности новых торпед «Тайгерфиш» атаковать единственную утопленную подводным оружием цель в войне пришлось оружием II мировой войны – торпедой МК-8. Да и аргентинскую подводную лодку, вооруженную американскими торпедами МК-37, преследовали неудачи.

Неожиданно невысокой оказалась противолодочная эффективность ОС. Аргентинская субмарина довольно долго «толкалась» среди английских кораблей и якобы даже пыталась атаковать их. Но ее никто не обнаружил!

Чем же интересен этот опыт именно нам – тогда и сейчас? Не следует забывать, что ВМФ с Королевским флотом объединяло то обстоятельство, что они сходным образом решали важнейшую проблему авианизации. Феномен боевого самолета с вертикальным и укороченным взлетом и посадкой был достигнут только Великобританией и СССР. Даже США, с их неограниченным авиакосмическим потенциалом, на этом поприще потерпели фиаско.

Это сулило небывалые девиденды в области морских вооружений. Отпадала необходимость ввязываться в изнурительную разорительную и, в общем-то, безнадежную гонку по строительству и вооружению гигантских авианосцев. Проблема обзаведения сбалансированным флотом на значительном отрезке времени получала шанс реализации чуть ли не в мобилизационном варианте.

Считавшийся до этого не вполне полноценным боевым самолет с укороченным взлетом и вертикальной посадкой при работе в системе без труда достигал превосходства над «полноценными» современными боевыми машинами противника. Конечно, «Харриер» получился заметно лучше нашего Як-38, прежде всего благодаря мощному единому двигателю. Но на подходе у нас уже были не просто лучшие, а принципиально новые машины этого типа, в том числе – сверхзвуковые, сулившие огромные перспективы.

Чудовищная непоследовательность в строительстве флота, происходящая от извращенной структуры, так и не позволила ВМФ обрести палубную авиацию как род сил на постоянной основе и достичь, наконец, заветной сбалансированности . Жизнь показывает, что мир возвращается к этой идее.

Королевский флот сделается недосягаемым с вводом в строй нового авианосца «Куин Елизабет», эсминцев типа 45 («Дэринг») и новых многоцелевых ПЛА с объявленным на них новым вооружением. Ведь он еще вооружен и самым передовым военно-морским мышлением, что убедительно подтвердили итоги и результаты Фолклендского кризиса.

7 апреля 1982 года министр обороны Великобритании объявил об установлении с 12 апреля 1982 года блокады Фолклендских островов и установлении вокруг островов 200-мильной зоны, при нахождении в пределах которой корабли ВМС и торгового флота Аргентины будут потоплены. В ответ, правительство Аргентины ввело запрет на осуществление платежей английским банкам .

После введения британцами блокады островов, осуществлявшейся подводными лодками , возникли значительные трудности со снабжением гарнизона. Единственная бетонированная взлётно-посадочная полоса на Фолклендах была слишком короткой для реактивных боевых самолётов. Поэтому основная часть аргентинской авиации на протяжении войны была вынуждена действовать с континентальных авиабаз.

Британцы также столкнулись со значительными трудностями в ходе кампании. Важную роль при её проведении сыграла американская военная база на острове Вознесения в центральной части Атлантического океана, предоставленная британской авиации для базирования. Единственными боевыми самолётами, пригодными для использования с двух британских авианосцев , были примерно три десятка «Си Харриеров », впоследствии усиленные несколькими штурмовиками «Харриер ». Они должны были играть роль перехватчиков и истребителей-бомбардировщиков, обеспечивая авиационную поддержку в ходе десантной операции.

В этих условиях аргентинское командование было вынуждено сделать ставку на авиацию, надеясь, что потеря крупных боевых кораблей и человеческих жизней заставит Великобританию отказаться от своих намерений. Штурмовики A-4 «Скайхок » с истребителями-бомбардировщиками «Даггер » и «Mirage IIIE » периодически атаковали британский флот, используя обычные свободнопадающие бомбы. В ходе бомбардировок было установлено, что более половины используемых аргентинской стороной авиабомб, попавших в английские корабли, не разорвались (по данным «The Washington Post», в ходе конфликта аргентинские ВВС применяли авиабомбы, изготовленные в США «около 30 лет назад» и поставленные Аргентине за несколько лет до конфликта) .

Главная надежда аргентинцев была возложена на штурмовики «Супер Этандар » с новейшими противокорабельными ракетами «Экзосет » французского производства. 4 мая такой ракетой был тяжело повреждён эсминец «Шеффилд» (впоследствии затонул), что стало серьёзным потрясением для британской общественности. Однако у аргентинцев было всего пять ракет «Экзосет» в варианте воздушного базирования. Следует упомянуть об утверждениях о повреждении бомбами HMS «Инвинсибл» одним из «Супер-Этандаров», что дало основание аргентинским газетам с небывалой помпой возвестить о его гибели (хотя даже его повреждение не подтверждает ни один независимый источник) .

Затишье

После 4 мая в боевых действиях наступил двухнедельный перерыв, хотя имели место отдельные стычки на море и в воздухе. Ночью 15 мая подразделение британского спецназа SAS атаковало аргентинский аэродром на острове Пеббл и уничтожило 11 самолётов. В то же время продолжались переговоры о возможном урегулировании конфликта при посредничестве ООН . К началу 20-х чисел мая стало очевидно [уточнить ] , что мирное урегулирование невозможно. К этому времени 3-я бригада морской пехоты Великобритании уже готовилась к высадке на Фолклендах, а в пути к островам находилась 5-я пехотная бригада.

В ответ на экономические санкции со стороны нескольких западноевропейских государств, правительство Аргентины приняло декрет о запрете с 01.07.1982 на полёты в страну авиакомпаний тех стран, правительства которых приняли антиаргентинские экономические санкции: западногерманской «Люфтганзы », французской «Эр-Франс », голландской КЛМ , скандинавской САС, а также английской авиакомпании «Бритиш Каледониан» .

Сухопутная фаза

Сан-Карлос и Гуз-Грин

Британское командование выбрало местом высадки бухту Сан-Карлос, находящийся на другом конце острова, где аргентинцы ожидали десанта меньше всего. 3-я бригада морской пехоты начала высадку ночью 21 мая , встретив сопротивление лишь со стороны небольшого аргентинского отряда. Однако с рассветом над Фолклендским проливом появились аргентинские самолёты - ВВС Аргентины предприняли попытку организовать массированный налёт на британские корабли в бухте.

«Супер Этандар» ВМС Аргентины. Перед эмблемой эскадрильи заметен силуэт потопленного этим самолётом контейнеровоза «Атлантик Конвейор»

Около 600 аргентинских военнопленных оставались в Порт-Стэнли некоторое время после завершения боевых действий в качестве средства воздействия на правительство Аргентины (с целью обеспечить более приемлемые для Великобритании условия урегулирования конфликта).

Потери сторон

Десантный корабль «Сир Тристам», тяжело повреждённый в Блафф-Коув

Соединённое Королевство

  • 258 человек убитыми (включая 3 островитян)
  • 2 фрегата (HMS «Ardent» (англ. ) и HMS «Antelope» (англ. ))
  • 2 эсминца (HMS «Sheffield» (англ. ) и HMS «Coventry» (англ. ))
  • 1 контейнеровоз «Атлантик Конвейер (англ. )» («Atlantic Conveyor»)
  • 1 десантный корабль («Sir Galahad (англ. )»)
  • 1 десантный катер («Foxtrot 4»)

Аргентина

Итоги конфликта и его роль в истории

Эхо войны. Минное поле на Восточном Фолкленде, 2003 год

На фоне спада мирового влияния Великобритании в послевоенный период многие наблюдатели пессимистически оценивали шансы последней на победу. В частности, Олег Гордиевский , в 1982 служивший офицером нелегальной разведки КГБ в Лондоне, позднее утверждал, что КГБ СССР был уверен в неизбежности поражения Англии . Победа в войне была воспринята как новое свидетельство мощи Британии как военно-морской державы. Победа способствовала росту патриотизма в Великобритании и усилению позиций правительства Маргарет Тэтчер . 12 октября 1982 года в ознаменование победы в Лондоне прошел парад Победы .

Для Аргентины поражение стало болезненным ударом по национальной гордости. Оно явилось непосредственной причиной падения аргентинской военной хунты : уже 17 июня Леопольдо Гальтиери под влиянием массовых демонстраций в Буэнос-Айресе ушёл в отставку . Необходимость войны и её историческое значение до сих пор служит предметом ожесточённых споров в Аргентине, но руководство страны по-прежнему не отказывается от претензий на острова.

Фолклендский конфликт был едва ли не единственным вооружённым конфликтом после Второй мировой войны , в котором ведущую роль играли военно-морские силы. Британский флот в прямом смысле доказал свою необходимость и правильность использования подводных лодок в морских сражениях .
Специалисты обратили внимание на выявившуюся уязвимость современных боевых кораблей, тонувших от попадания неразорвавшихся бомб и ракет.

Впервые в истории авиации были успешно применены в бою самолёты вертикального взлёта и посадки: «Харриеры» и «Си Харриеры» одержали около 20 воздушных побед (это было обусловлено применением новейших всеракурсных ракет «воздух-воздух»), причём собственные потери от действий авиации противника были нулевыми .

Некоторое время после окончания боевых действий повседневная и хозяйственная жизнь населения островов была фактически парализована, здесь потребовалось провести масштабную операцию по разминированию. Было обнаружено, снято и обезврежено 12 тысяч мин и значительное количество иных взрывоопасных предметов (брошенных и невзорвавшихся боеприпасов и т. п.) .

Отражение в искусстве

Фолклендский конфликт является частью концепции альбома The Final Cut (1983) группы Pink Floyd , кроме того, ему посвящена песня Back in Control шведской пауэр-метал -группы Sabaton .

Фильм режиссёра Тристана Бауэра «Освещенные огнем» (Iluminados Por El Fuego / Blessed by fire) посвящен этой войне. В нём рассказывается, как спустя 20 лет после окончания войны, её ветераны не могут найти себе покоя от горечи поражения и национального унижения.

Биографический фильм режиссёра Филлиды Ллойд «Железная леди » о Маргарет Тэтчер подробно освещает Фолклендский конфликт с использованием как игровых, так и документальных кадров.

Ядерное оружие

До сих пор идут споры о наличии на борту затонувшего эсминца «Шеффилд» ядерного оружия. В сентябре 1982 года советские источники информации, близкие к разведслужбам, выступили с версией о возможном радиоактивном загрязнении вод Южной Атлантики. Были даже опубликованы фотографии спасшихся с «Шеффилда» моряков, одетых в противорадиационные комбинезоны и защитные маски. Министерство обороны Великобритании категорически отрицало наличие ядерного оружия на эсминце в момент его гибели. И только в 2003 году Великобритания подтвердила, что на борту её кораблей в 1982 году находилось ядерное оружие. По словам официального представителя министерства обороны Великобритании, имевшиеся на борту нескольких кораблей ядерные глубинные бомбы WE.177 были перегружены на другие корабли, возвращавшиеся в Великобританию, и ни один ядерный заряд не попал в территориальные воды Фолклендских островов. Относительно возможного присутствия ядерных зарядов на борту «Шеффилда» не было дано никаких комментариев , однако представитель министерства обороны заявил, что нахождение ядерного оружия на борту какого-либо из затонувших кораблей было невозможно; также он сообщил, что об использовании ядерного оружия в конфликте не было и речи .

См. также

Примечания

  1. G. Fremont-Barnes. The Falklands 1982: Ground operations in the South Atlantic (Osprey Campaign № 244), p. 20.
  2. G. Fremont-Barnes. The Falklands 1982: Ground operations in the South Atlantic (Osprey Campaign № 244), p. 19.

В связи с посещением Фолклендских островов решил подредактировать и повторить пост о войне 1982 года:

2 апреля 1982 года в Южной Атлантике началась Фолклендская война - высадившиеся на спорных островах (по аргентински - Мальвинских) аргентинские войска взяли в плен немногочисленный британский гарнизон (всего, на разных островах, 80 человек). Еще раньше - 19 марта гражданские аргентинцы высадились на о-ве Южная Георгия.
Британия отреагировала быстро, если не сказать превентивно - еще 26-29 марта (!) на юг отправились 3 АПЛ, а 4 апреля за ними ушла 4-я - "Конкерор" (единственная в мире АПЛ, потопившая надводный боевой корабль - относительно гибели подводных лодок я бы воздержался от подобных утверждений). 5 апреля (через 3 дня после высадки аргентинцев) в море вышло соединение во главе с легкими авианосцами "Инвинсибл" и "Гермес". Затем к ним присоединились десятки кораблей и реквизированных военными Британии судов (включая круизные лайнеры, всего до 130). Вообще способность Британии развернуть и поддерживать боеспособность крупной ударно-десантной группировки флота на огромном удалении от основных баз - одно из открытий этой войны. Американцы в это не верили.
Совершенно очевидно, что МИ-6 сработала неплохо и британцы знали об аргентинских планах. А вот аргентинские штабы и разведчики (должны же быть и такие - по штату!) - из рук вон плохо. Дело в том, что старые авианосцы с нормально взлетающими самолетами британцы списали в конце 70-х годов, в строю были лишь модернизированный "Гермес" (сейчас еще дослуживает в индийском флоте - ждет вступления в строй "Горшкова"/"Викрамадитьи") и новый "Инвинсибл", в авиагруппы к-рых входили СВВП "Си Харриер". "Илластриес" проходил испытания и достиг боеготовности уже после окончания войны, "Арк Ройял" вошел в строй только в 1985 году. Но! "Гермес" планировали списать из-за бюджетных ограничений в условиях кризиса, а к "Инвинсиблу" присматривались австралийцы - так что повремени аргентинцы полгодика - вполне возможно сломали бы прогнозы британских спецслужб и имели бы против себя только один авианосец.


Обложка одного из аргентинских журналов того времени (заголовок "Север против Юга")

О факторе "маленькой победоносной войны" для политических успехов, в условиях экономического кризиса М.Тэтчер не забывала! Иной вопрос, что и военному аргентинскому режиму Галтиери она бы не помешала - т.е. у сторон был негласный "судьбоносный консенсус".

Аргентинская бронетехника на Мальвинах

Кстати, из-за пробританской позиции Чили (имеется давний территориальный спор с Аргентиной) последняя не смогла перебросить на острова хорошо обученные горно-пехотные части, занятые в Андах, на Фолклендах высаживались призывники и резервисты.
25-26 апреля британцы взяли обратно Южную Георгию, аргентинцы сдались без сопротивления, при этом была тяжело повреждена их ПЛ "Санта Фе".
1 мая британцы начали бомбардировки островов с помощью стратегических бомбардировщиков "Вулкан" - всего ими выполнено 5 миссий (еще 2 отменены), по 1 бомбардировщику за вылет, обеспечивали его 11 (!) самолетов-заправщиков + резервный "Вулкан". После одной из миссий "Вулкану" пришлось садиться в Бразилии (неудача с дозаправкой) - там он был интернирован до конца войны. Нанесенные британскими бомбардировками повреждения ВПП аэродрома Стенли не позволили использовать ее для реактивных "Миражей", но турбовинтовые штурмовики "Пукара" и транспортники садились/взлетали без проблем. Было, так же, уничтожено несколько аргентинских РЛС (с помощью ПРР "Шрайк", запускаемых с "Вулканов"). На то время это были самые дальние бомбардировочные миссии (7.500 км в одну сторону) в истории.

Схема обеспечения вылета "Вулкана" на бомбардировку Фолклендов

"Вулкан" посаженный в Бразилии (см. флажок на фюзеляже)

1 мая над районом БД начались аргентинские воздушные атаки на британское корабельное соединение и воздушные бои. Формально аргентинцы имели численное превосходство над британскими "Харриерами", но имели более старые ракеты "Воздух-воздух" (обе стороны применяли один тип - американские "Сайдвиндер" AIM-9) и действовали на пределе дальности, что сковывало маневрирование. Воздушные бои закончились со счетом 21:0 в пользу британцев...
В этот же день аргентинская ПЛ "Сан Луис" (тип 209) безуспешно атаковала британские корабли (второй раз, с тем же результатом 10 мая) - немцы поставили "некондиционные" торпеды...
А вот ее британская атомная "сестра" была успешнее - потопила аргентинский крейсер "Генерал Белграно" (323 погибших). Крейсер бывший американский - "Феникс", пережил в свое время атаку японцев на Перл-Харбор. Задумка аргентинцев была неплоха - взять британское соединение в клещи - с другой стороны должен был подходить их авианосец "25 мая" (британской постройки, кстати), но вот реализация - из ряда вон... "25 мая" вернулся в базу и больше в море не выходил.

"Генерал Белграно" тонет

Через 2 дня аргентинцы отыгрались - "Супер Этандар" поразил с помощью УР "Экзосет" британский эсминец "Шеффилд". Корабль был затоплен 10 мая к северу от островов - якобы не удалось справиться с пожаром (говорят были повреждены ядерные глубинные бомбы...).
Авианосцы британцев держались восточнее о-вов, что практически исключало результативные атаки на них (аргентинцы даже не озаботились приобрести хотя бы несколько лишних самолетов-заправщиков!).

Поврежденный "Шеффилд" перед затоплением - даже крена нет!

Попутно британцы развлекались разнообразными рейдами коммандос (включая высадки через ТА АПЛ) - нельзя было не поддержать марку Джеймсов Бондов! Наиболее успешный - на остров Пеббл - 11 самолетов уничтожено, большинство других или отменены или не удались (например, промахнулись по карте и высадились в Чили!).

Будни Фолклендской войны - аргентинский "Мираж" над британским кораблем

21 мая британцы высадились на Восточном Фолкленде. Одновременно аргентинцы усилили свои воздушные атаки на корабли противника - 21-25 мая им удалось потопить фрегаты "Ардент", "Антелоуп", эсминец "Ковентри" и транспорт "Атлантик конвейер" (последний - УР "Экзосет", на нем уничтожено 9 вертолетов), фрегаты "Аргонаут" и "Бриллиант" были тяжело повреждены - это еще не все аргентинские бомбы взрывались! По разным причинам - слишком низкая высота сброса, а кто-то еще вспомнил, что их и закупали в Британии...
Что было бы, если бы все они сработали (13 бомб попали в корабли и не взорвались!) - с британским флотом и вообще - сложно сказать!
Вместе с неудачными атаками аргентинской ПЛ это дает 15 эпизодов - в случае успеха можно взять половину кораблей потопленными и половину поврежденными (по 7-8 получается). Мой прогноз задним числом - британцы все равно вышибли бы их с островов - корабли у них еще были (кстати, не следует забывать о Холодной войне - американцы перебросили в европейские воды дополнительные силы своего флота на это время для противолодочных патрулей), но соотношение потерь (по факту примерно 1 к 3) было бы иным...

Взрыв на фрегате "Антелоуп" при попытке обезвредить несработавшую аргентинскую бомбу

Британцы продолжали наращивать силы на островах, чтобы приступить к штурму Порт-Стенли. Аргентинцы делали всё, что могли - под их удар 8 июня попал ТДК "Сир Галахед". 12 июня ПКР "Экзосет" с наземной ПУ поврежден эсминец "Глэморган".
В состав авиагрупп своих авианосцев британцы включили "Харриеры" ВВС (в дополнение к штатным "Си Харриерам" флота), причем на задание они уходили смешанными парами, но случае миссий ПВО ведущим был "Си Харриер" (с бортовой РЛС), а на штурмовку - "Харриер" GR.3.

Горит ТДК "Сир Галахед"

Но 11 июня начался штурм Порт-Стенли и 14-го аргентинцы капитулировали...
Хотя и на суше аргентинцы имели численное превосходство уровень подготовки солдат был несравнимым.

Ход боевых действий на суше

Аргентинское оружие...

Пленные аргентинцы

Британцы радуются победе...

М.Тэтчер с мужем на отвоеванных островах. Она будет премьером до 1990 года...

В данной войне обе стороны применяли западное оружие, в т.ч. достаточно современное. После войны в "Красной Звезде" появилась необычная статья - автор перечислял, чтобы нужно было Британии и Аргентине купить для этой войны (ну, или для ее продолжения) - довольно необычно для СССР! С автором потом познакомился - он получил по шапке от начальства, но не сильно...
Это была ПОСЛЕДНЯЯ война, где потери Запада (в людях и, тут, особенно, в технике) сравнимы с потерями его противников.
Мы, в общем, держали нейтралитет - хотя с одной стороны воевал главный союзник нашего основного противника и ему желали потерь и поражения, военный режим Аргентины особых симпатий не вызывал.
США, в ходе войны, изменили своей доктрине Монро, в пользу своего стратегического союзника - Британии, к-рую они поддерживали со всех сторон. "Золотой миллиард" есть "золотой миллиард"!
В Буэнос-Айресе есть мемориал павшим в войне аргентинским солдатам, на Фолклендах - британским (с поименными списками), посетил оба - соответственно 22 и 27 декабря - как только загружу фотки напишу об этом.

В дополнение немного об аргентинских пилотах "Супер Этандаров":

Пилоты: капитаны Коломбо, Бадакаррац, Курилович (оч. аргентинская хвамилия!), Аготегарай, Франциско, лейтенанты Мачетанз, Майора, Мариани, Барраза и Коллавино - каждый совершил по одному боевому вылету, потоплены эсминец "Шеффилд" (на фото самолет, участвовавший в налете) и транспорт "Атлантик конвейор"

Эмблема эскадрильи. Перед началом войны было поставлено из Франции 5 самолетов "Супер Этандар" (один был разобран на запчасти) и 5 УР "Экзосет"

Французско-аргентинский антибританский коктейль - "Супер Этандар" с УР "Экзосет" осуществляет дозаправку в воздухе (от С-130) во время боевого вылета в ходе Фолклендской войны. В этом вылете потоплен "Атлатик конвейор"

Фолклендская война 1982 возникла из конфликта между Великобританией и Аргентиной по поводу владения группой отдаленных островов в Южной Атлантике. Аргентинцы называют их Мальвинскими, а англичане – Фолклендскими. Эти острова были открыты британцами в конце XVI века. В середине XVIII века на короткий срок их оккупировали французы, а затем они были проданы Испании. Фолклендские острова оставались необитаемыми вплоть до 1820 года, когда здесь появились первые аргентинские поселенцы, которых в 1833 году изгнали англичане. Аргентина так и не простила этого Великобритании.

Усиление репрессивного режима военной хунты в Аргентине в начале 1980-х годов привело к росту ее непопулярности. Глава хунты генерал Леопольдо Гальтиери решил отвлечь внимание общественности страны операцией по возврату Фолклендских островов, на которых были расквартированы незначительные силы Королевской морской пехоты. От Великобритании острова отделяли 6000 миль, и генерал Гальтиери надеялся, что такая дальность расстояния не позволит англичанам предпринять сколько-нибудь решительные военные контрмеры.

2 апреля 1982 года пятьсот морских пехотинцев и бойцов сил специального назначения Аргентины, начав войну, высадились на Фолклендских островах и быстро вынудили восемьдесят британских морских пехотинцев сдаться. Через два дня аргентинцы захватили также Южную Георгию (на карте – South Georgia) в девятистах милях к востоку. Однако уже 5 апреля спешно созданная группа специального назначения отправилась от берегов Англии с целью вернуть Фолкленды. Через три недели англичане вновь овладели Южной Георгией.

Устаревшие бомбардировщики «Вулкан» вылетели из Великобритании к островам Вознесения, где они воспользовались базами американцев, и уже отсюда наносили бомбовые удары по единственному оборудованному аэродрому на Фолклендах в Порт-Стэнли, причем успех этой военной операции почти целиком зависел от эффективной организации дозаправки бомбардировщиков в воздухе.

2 мая 1982 британская атомная подводная лодка «Конкерор» потопила аргентинский крейсер «Генерал Бельграно». После этого угроза аргентинского надводного флота была устранена, поскольку все остальные корабли вернулись на свои базы. Когда британские части специального назначения окружили Фолклендские острова, основной ход войны переместился в воздух. Английские самолёты «Харриеры» начали одерживать верх над состоявшими на вооружении у Аргентины «Скайхоками» американского производства, французскими «Сюпер-Этандарами» и «Даггерами» франко-израильского производства. В воздушных боях Фолклендской войны «Харриеры» впервые сполна проявили свою феноменальную маневренность, особенно способность зависать в воздухе.

Решающим оказалось сражение, в котором участвовали аргентинские самолеты и британские боевые корабли. 4 мая английский эсминец «Шеффилд» был потоплен противокорабельной ракетой «Экзосет», выпущенной с аргентинского «Сюпер-Этандара». Бои обострились после того, как английский морской десант 21 мая закрепился на побережье бухты Сан-Карлос.

В следующие три дня аргентинские истребители потопили три английских боевых корабля и транспорт «Атлантик Конвейор», который помимо прочих ценных грузов перевозил практически все (за исключением одного) большегрузные вертолеты «Чинук» сил специального назначения. Аргентинцы добились бы еще большего успеха, если бы их бомбы были оснащены надежными взрывателями,

В ходе этих боев аргентинцы потеряли значительное количество своих самолетов, сбитых как «Харриерами», так и зенитными ракетными комплексами «Рапира».

28 мая 1982 произошло первое серьезное сражение Фолклендской войны на суше, когда после кровопролитного боя английские парашютисты захватили поселение Гуз-Грин. Отсюда они начали марш на Порт-Стэнли, конечную цель их операции. Это наступление пришлось осуществлять пешим порядком по труднопроходимой местности, поскольку англичане потеряли весь парк большегрузных транспортных вертолетов.

Но еще до начала решающих сражений за Порт-Стэнли англичанам было суждено пережить еще одну тяжелую военную потерю: аргентинские бомбардировщики совершили налет на большие десантные корабли «Сэр Галахад» и «Сэр Тристрам» в бухте Блафф, нанеся обоим серьезные повреждения.

В ночь с 11 на 12 июня 1982 Фолклендская кампания вступила в финальную стадию, когда англичане предприняли атаку на скалистый горный массив Лонгдон. Через два дня они развернули наступление на хребет Уайэрлесс и гору Тамблдаун. В этих боях участвовала пехота, вооруженная винтовками, штыками, гранатами и легкими пулеметами. Эта операция разительно отличалась от «компьютерно-механизированной» войны, к которой готовили британскую армию на учениях в Европе.

Британские парашютисты и аргентинские пленные. Порт-Стэнли, июнь 1982

На следующий день аргентинцы сдались, и английские войска вошли в Порт-Стэнли. Неудача в Фолклендской войне привела к падению Гальтиери и его хунты, победа же Великобритании вызвала бурный всплеск национальной гордости у англичан и способствовала росту международного авторитета и престижа премьер-министра Маргарет Тэтчер .