Тема родины в лирике ахматовой кратко. Методиская разработка "образ родины в творчестве анны ахматовой". Любуясь красой своего двойника

Cлайд 1

Cлайд 2

«Молитва» Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар - Так молюсь за твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.

Cлайд 3

Не бывать тебе в живых, Со снегу не встать. Двадцать восемь штыковых, Огнестрельных пять. Горькую обновушку Другу шила я. Любит, любит кровушку Русская земля. 1921

Cлайд 4

Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: "Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид". Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. 1917

Cлайд 5

Как характеризуется в стихотворении революционная Россия? Каким образом выражена нравственная позиция автора? В критической литературе жанр этого стихотворения определяется как инвектива (резко обличительное по характеру произведение). Подтвердите или опровергните это мнение.

Cлайд 6

Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой. А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя. И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час... Но в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас.

Cлайд 7

В чем особенность лексики этого стихотворения? Найдите старославянизмы; слова высокого стиля; отрицания; отрицательно окрашенную лексику. Какие противопоставления мы видим в этом произведении? Сделайте вывод: каков стилистический характер этого произведения.

Cлайд 8

Два десятилетия спустя Ахматова восприняла Великую Отечественную войну как искупление народом исторического греха революции и безбожия, обернувшегося неисчислимыми жертвами. Ее патриотические стихи тех лет – вполне в духе советской поэзии, но ничего неорганичного для Ахматовой в этом не было.

Cлайд 9

«Все расхищено, предано, продано...» Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькало крыло, Все голодной тоскою изглодано, Отчего же нам стало светло? Днем дыханьями веет вишневыми Небывалый под городом лес, Ночью блещет созвездьями новыми Глубь прозрачных июльских небес, - И так близко подходит чудесное К развалившимся грязным домам... Никому, никому не известное, Но от века желанное нам. 1921

Cлайд 10

Как рисуется образ родины? Каково настроение этого произведения? От какого лица идет речь?

Cлайд 11

В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем. Не делаем ее в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже. Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах. И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах. Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно – своею.

Cлайд 12

И вовсе я не пророчица, Жизнь моя светла, как ручей, А просто мне петь не хочется Под звон тюремных ключей. 1930-е годы

Cлайд 13

В годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить судьбу своей страны.

Cлайд 14

«Мужество». Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах. И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, - И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки! 1941

Презентацию на тему Тема родины в лирике А Ахматовой можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации: Литература. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 13 слайдов.

Слайды презентации

Тема родины в лирке А. Ахматовой

Учитель муниципальной Новлянской СОШ Лебедева Евгения Игоревна

МОЛИТВА Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребёнка, и друга, И таинственный песенный дар – Так молюсь за твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над тёмной Россией Стала облаком в славе лучей. 1915 г.

Литургия – церковная служба у православных, совершаемая утром или в первой половина дня.

Стихотворение «Молитва» было написано в 1915 г. В этом году русские войска были разгромлены в Восточной Пруссии и в Галиции, немцы захватил часть Прибалтики и Украины. Положение России становилось угрожающим. Многие именно в этот год поняли серьезность начавшейся войны. В «Молитве» впервые в поэзии Ахматовой с такой силой сказалась боль и переживания поэтессы за судьбу России. Читатели слышали уже голос не просто поэта-лирика, но поэта гражданина и публициста.

Свою судьбу А.Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли. Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжелые времена. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины. Книги «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921) обращены к драмам общественной жизни – войне, революции. Ахматова не может принять революцию, но столь же невозможно для неё оставить родину.

Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда»… Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид. Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух 1917 г.

Как характеризуется в стихотворении революционная Россия? Каким образом выражена нравственная позиция автора?

Революционная Россия в этом стихотворении – «край, глухой и грешный», окровавленный и покрытый «черным стыдом», «болью поражений и обид». Авторская позиция проявляется в готовности к худшему, невозможности поступить по-другому, поэтому «равнодушно и спокойно» герой отстраняется от «речи недостойной». Остаться – значит непременно принять и поражения, и обиды, и кровь, и скорбь.

Для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для нее не было выбора- уехать или остаться. Она считает бегство предательством.

Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой. А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя. И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час… Но в мире нет людей бесслёзней. Надменнее и проще нас. 1922 г.

Время обошлось с Ахматовой на редкость жестоко. В августе 1921 г. по чудовищно несправедливому обвинению в причастности к контрреволюционному заговору был расстрелян Н.Гумилев. Их жизненные пути к этому времени разошлись, но из сердца ее он никогда не был вычеркнут: слишком многое связывало их. О смерти Гумилева Ахматова, по собственному свидетельству, узнала из газет. Вдовий плач, скорбь о безвременно и безвинно загубленном человеке отливается в стихотворении «Заплаканная осень, как вдова».

Заплаканная осень, как вдова В одеждах черных, все сердца туманит… Перебирая мужнины слова, Она рыдать не перестанет. И будет так, пока тишайший снег Не сжалится над скорбной и усталой… Забвенье боли и забвенье нег – За это жизнь отдать немало.

В годы Великой Отечественной войны к читателям пришли стихи А.Ахматовой, насыщенные высокой патетикой и мужеством.

КЛЯТВА. И та, что сегодня прощается с милым, - Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит!

Многие ошибочно ассоциируют творчество Анны Ахматовой только с любовной лирикой, однако поэтесса затрагивала и другие темы. Например, родине Ахматова посвятила более десяти стихотворений. Каждое из них наполнено сильными эмоциями, изображёнными буквально несколькими штрихами.

Патриотизм Анны Андреевны прозвучал в нелёгкие годы начала XX века, когда за окном бушевала революция, обретала мощь нескончаемая война Тройственного союза с Антантой, а муж поэтессы - Николай Гумилёв - ушёл добровольцем на фронт. Вопрос: остаться на родине или переехать? - для многих был на повестке дня. В стихотворении «Когда в тоске самоубийства...» лирическая героиня тоже спрашивала себя: покинуть Россию или нет? Хотя голос искусителя очень убедительно призывал к побегу заграницу, истинная патриотка не покорилась. Со спокойствием и без усилий лирическая героиня закрыла уши руками, чтобы не осквернить свой дух недостойной речью.

В творении «Не с теми я, кто бросил землю...» Анна Ахматова тоже размышляет об эмигрантах и истинных патриотах. Лирическая героиня резко отделяет и противопоставляет себя и других оставшихся в России от людей, покинувших Родную страну. Нет ни обвинений, ни упрёков, лишь вечная жалость к бежавшим. Поэтесса сравнивает отсутствие патриотизма у беженцев с заключением, болезнью. Утешением для лирической героини является осознание, что благодарные потомки в будущем оценят поступки патриотов, не пожелавших бросить родную страну. Она не боится погубить молодость в чаду пожаров, не отклоняя ни одного удара противника.

Эмоциональность лирической героини заставляет испытать ситуацию нравственного выбора, задать вопрос самому себе: "Что избрал бы я при таких обстоятельствах?"

Сочинение Тема Родины в творчестве Ахматовой (в лирике, поэзии, стихах)

Впервые раскрытие темы Родины можно увидеть у А.Ахматовой в сборнике стихов «Белая стая», который публикуется в 1917 году. Это был сложный период, как для страны, так и для самой Анны, что существенно влияет на ее творчество. Стихи этого сборника пронизаны ощущением катастрофы в судьбе России. Ахматова, не влезая в политические дела, выражала свое отношение ко всему через стихи.

«Белая стая» - это стихи, в которых описана жертвенная любовь к Родине, в произведении «Молитва» прослеживаются сильные переживания за судьбу России, здесь видно, что Ахматова готова многим пожертвовать, чтобы что-то изменить в ее судьбе, хотя она и осознает, что очень оторвана от народа и желает слиться с ним. Меняется и сама стилистика стихотворений, они становятся очень строгими, сдержанными, иногда даже философскими.

В 1921 году публикуется еще один сборник стихов Ахматовой «Подорожник». Особенностью произведений здесь является то, что страшные события в жизни России, такие как революция и война осмысляются через личное отношение поэта. Многие поэты того времени уезжали из страны, Ахматова же не предала Родину и осталась. Она не воспевала революцию в своих стихах, но и ненависти в них не было, скорее, в них раскрывалась проблема нравственности людей и проблема их выбора. Ахматова все больше сливается с народом, в ее произведениях все чаще встречается местоимение «мы», она едина с патриотами, которые остались и не покинули Россию.

Очень сильно прослеживается связь с народом в поэме «Реквием», которая посвящена репрессированному народу. Повествование в ней соотносимо с историей России. Эта поэма не только самая личная, но и наиболее всеобщая. Здесь личное горе главной героини перекликается с горем тысяч женщин.

Все стихотворения Ахматовой, написанные в годы войны, наполнены настроением народа, сражающегося за Россию. Совсем исчезает из творчества поэта личная лирика. В своих произведениях Ахматова выражает веру в победу и огромную любовь к России. Цикл произведений «Ветер войны» наполнен восхищением мужеством и силой народа, но так же здесь описаны и чувства российских женщин и простых солдат.

Тема Родины терпит сложные изменения в произведениях Ахматовой, так же как и изменяется само понятие Родины для поэта. Изначально Родиной для Ахматовой было Царское Село, в котором проходило ее детство и юность. Позже Родиной для нее становится Петербург, а в годы войны и репрессий, Ахматова начинает ассоциировать себя, как частичку русского народа и считает Родиной уже всю страну.

Всю жизнь Ахматова переживает за судьбу России, она принимает все испытания и не жалеет, что не покинула Родину, уехав вслед за своими друзьями из страны.

Несколько интересных сочинений

  • Хрюмины в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

    Два второстепенных персонажа комедии Грибоедова «Горе от ума» показывают недостатки высшего общества, которые желал подчеркнуть автор комедии.

  • Критика о романе Дубровский Пушкина - отзывы современников

    Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт России, который стал эталоном для всех писателей, которые творили после его рождения. Он является создателем особо художественного языка, а его произведения вошли в самую великую классическую литературу.

  • Сочинение Доброта и жестокость

    Посмотрев на эти слова можно подумать, что это совершенно разные вещи. Но в жизни очень часто бывает так, что совершенно несовместимые вещи бывают вместе. А доброта и жестокость – это не исключение. Так почему же такие разные вещи встречаются вместе?

  • Образ и характеристика Мамы (Маменьки) в повести Детство Толстого сочинение

    Особое место в обосновании характера главного героя и неотъемлемой частью жизни является мать Николеньки Иртеньева

  • История создания произведения Островского Снегурочка

    Россия в середине 19 века по культурному уровню не уступала европейским странам. Общественность очень интересовала и собственная национальная культура. К теме русских народных сказок, не свойственной для него

С течением времени - времени бурь и потрясений в судьбе России - лирика Ахматовой, поначалу камерная, интимно-исповедальная, обрела высокое гражданское звучание. Это произошло, потому что поэтесса не могла не думать о своей Родине, которую охватили страшные события, не переживать за своих соотечественников, оказавшихся в тяжелом положении. Уже в годы первой мировой войны, которую поэтесса восприняла как национальную трагедию, в ее творчество вошли мотивы самопожертвования и любви к Родине. В стихах сборника «Белая стая», где Ахматова впервые обратилась к теме Родины, ощущается близость неотвратимой катастрофы, предчувствие трагедии в жизни России .

Тема Родины все более властно звучит в поэзии в годы первой мировой войны. Поэтесса, понимая, что война -- величайшее зло, потому что она убивает, пишет стихи-плач :

Можжевельника запах сладкий

От горящих лесов летит.

Над рябинами стонут солдатки,

Вдовий плач по деревне звенит.

Родина корчится от боли, и Ахматова молит судьбу, "чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей". Но тучи сгущались, и не славу, а страдание, боль и муку принес России 1917 год.

Но поэтесса сразу определила для себя главное - быть вместе со своей страной на всех ее путях и перепутьях . Программными в этом отношении следует считать строки:

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда...»

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Родина в этом стихотворении отождествляется с русской речью, с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо мужественно отстаивать. И здесь Ахматова говорит «мы» - это голос всего народа. Поэтический голос Ахматовой становится голосом народной скорби и одновременно надежды.

Россия всегда оставалась для поэтессы единственной обителью. Хранить верность Родине - вот в чем Ахматова видела главный гражданский долг. Вместе со своей страной она переживала все бедствия, выпавшие на долю России. О том, насколько близко воспринимала поэтесса судьбу своей Родины, о силе ее любви и самопожертвования ярче всего говорят строки стихотворения «Молитва», написанного в 1915 году :

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар…

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Мы видим, что Ахматова на все была готова ради России, лишь бы она сумела преодолеть все трудности, выпавшие на ее долю. В стихах поэтессы все отчетливее стало звучать стремление слиться с народом.

Особенность сборника «Подорожник» заключается в том, что война и революция осмысляются в нем не в историческо-философском, а в личностно-поэтическом плане. Гражданские стихи этой книги, связанные с проблемой нравственного и жизненного выбора, далеки от принятия революции, но при этом в них отсутствует политическая ненависть .

Для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для нее не было выбора - уехать из России или остаться. Она считает бегство предательством:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их глубокой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час…

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

В данном стихотворении мы отметили лексические особенности текста, в которых А. Ахматова ярко демонстрирует свою любовь и преданность к родной земле. Стихотворение выдержано в высоком стиле: старославянизм «не внемлю»; слова высокого стиля «растерзание», «изгнанник», «»странник», «ни единого». Много отрицаний: «не с теми я…», «не внемлю», «не дам», «не отклонили», «нет людей бесслезней…». Также нужно отметить отрицательно окрашенную лексику: «бросил», «растерзание», «грубой лести», «жалок …изгнанник», «заключенный,…больной», «темна», «в глухом чаду пожара», «губя». Эти слова отражают отрицательное отношение художника к тем, кто покинул свою Родину. Участь изгнанника представлялась ей не только недостойной, но и жалкой. Она предпочитала, оставаясь на Родине, принять вместе с ней удары судьбы. Вместе со своей страной она переживала все бедствия, выпавшие на долю России.

«В годы мытарств, во времена немыслимого быта», когда «все расхищено, предано, продано», Ахматова хранила веру в свет и тепло грядущих дней России, ощущала связь со всеми патриотами, оставшимися на Родине. Образ героини ахматовских стихов постепенно становился все более цельным и гармоничным.

Ахматова, обладая пророческим даром, предчувствовала приближение новой войны, которая станет трагедией для многих народов, и эту "двадцать четвертую драму Шекспира", которую пишет страшное время, "уже мы не в силах читать!" Не в силах потому, что позади тридцатые годы: изломанные судьбы, миллионы безвинных жертв, звон тюремных ключей, отступничество от общечеловеческих норм, личное горе (арест сына). Ахматова сама удивлялась, почему стих не замолчал, ведь "перед этим горем гнутся горы, не течет великая река".

К началу новых испытаний, ждавших народ в годы войны, она подошла с выстраданным опытом гражданской поэзии.

Война застала Ахматову в Ленинграде, городе, который стал ее духовной родиной. Опять трагедия народа совпадает с личной трагедией (арест сына во второй раз). И опять звучит "мы" в военной лирике :

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Война расширяет Родину до просторов Азии, где поэтесса находится в эвакуации. Ахматова не описывает войну -- она ее не видела, но считает себя обязанной оплакать великие жертвы своего народа:

А вы, мои друзья последнего призыва!

Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.

Во всех военных стихах звучит мужественная скорбь, величайшее чувство сострадания, безмерная любовь к своему многострадальному народу. И победа в стихах Ахматовой -- это образ Победы-вдовы. Всю боль своей Родины поэтесса вобрала в себя, и только будучи гражданином и патриотом, можно сказать:

Как в первый раз я на нее,

На Родину, глядела.

Я знала, это все мое --

Душа мое и тело.

Это взгляд с высоты самолета, но это взгляд Поэта, поднявшегося на эту высоту любовью к Родине и народу. Ахматова всегда была "там, где мой народ, к несчастью, был" .

Стихи Ахматовой в период второй мировой войны - своеобразная формула гневного, воинственного патриотизма. Ощутив свою жизнь частью народно-национального бытия, поэтесса написала произведения, в которых отразился душевный настрой сражающейся России. Мы видим в них и утверждение силы, воли, мужества народа, и щемящие чувства матерей, жен и сестер русских солдат, а также непоколебимую веру в победу .

В одной из «Северных элегий» Ахматова размышляет о своей судьбе, на которую наложило отпечаток беспощадное время:

Меня, как реку,

Суровая эпоха повернула.

(«Меня, как реку…», Ленинград, 1945.)

Ее путь отныне стал иным. Но она не жалела об этом. Да, в ее жизни многое было пропущено, вспоминает героиня элегии, многие зрелища прошли стороной: «И занавес вздымался без меня и также падал». Но - она разделила своей поэзией, своей судьбой участь миллионов соотечественников. И их жизнь оказалась запечатленной в стихах Ахматовой.

Цикл стихов о ленинградской блокаде, которую поэтесса пережила вместе с тысячами других жителей города, нельзя читать равнодушно. Боль пронизывает каждую строчку:

Принеси же мне горсточку чистой,

Нашей невской студеной воды,

И с головки твоей золотистой

Я кровавые смою следы.

(«Постучись кулачком - я открою», 1942.)

Однако за этой болью - неистребимая вера в победу и бесконечное мужество. Автор не мыслит себя вне страданий своего народа; дети блокадного Ленинграда - это и ее дети. Высокую задачу своей поэзии Ахматова видела в том, чтобы оплакивать погибших, хранить память о них: «Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена».

Заключительным аккордом темы родины у Ахматовой звучит стихотворение «Родная земля» (1961):

И в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно - своею .

Эпиграфом выбраны строки из собственного стихотворения 1922 года. Стихотворение светлое по тону, несмотря на предчувствие близкой смерти. Фактически Ахматова подчеркивает верность и незыблемость своей человеческой и творческой позиции. Слово «земля» многозначно и многозначительно. Это и грунт («грязь на калошах»), и родина, и ее символ, и тема творчества, и первоматерия, с которой тело человека соединяется после смерти. Сталкивание различных значений слова наряду с использованием самых разных лексико-семантических пластов («калоши», «хворая»; «обетованный», «немотствуя») создает впечатление исключительной широты и свободы .

На смену «ужасам войны» пришли картины мирной жизни, и вместе со всеми А. Ахматова радовалась силе и свободе своей страны. Судьба не была милостива к поэтессе. Она пережила немало бед, видела смерть самых близких людей, испытала на себе силу террора. Но стих Ахматовой всегда был честен и мужествен. «В тот час, как рушатся миры», она не осталась спокойным созерцателем. Испытания придали мощь и силу ее стихам, помогли осознать свой гражданский долг - быть со своим народом, быть его голосом. На протяжении всего своего творчества поэтесса освещала «страшный путь» своего поколения - поколения, вкусившего много страданий .

Анна Андреевна Ахматова – известная поэтесса серебряного века. В историю она вошла как яркий представитель акмеизма. Анна Андреевна Ахматова написала множество стихотворений на различные темы, но самый распространённый являлась тема родины. Поэтессы питала искреннюю любовь к России, пережила с ней вместе трудные моменты. Все свои чувства она передала через произведения. Как же отражалась в её лирике тема любви к родине?

Чтобы ответить на поставленный вопрос, стоит вспомнить биографию Ахматовой и проанализировать некоторые стихотворения. Начнём с Того, что поэтесса пережила нелучшие времена: гражданскую Войну, революцию и так далее. Многие писатели и поэты тогда эмигрировали, не желая оставаться в разрушенный стране.

Ахматова же настолько было предана родине, что решила остаться, несмотря на том, что искушение было очень велико. В стихотворении "мне голос был. Он звал утешно… " чувства лирической героини перекликаются с чувствами самой поэтессы. Какой-то голос считал, что нужно бежать из страны, но она осталась верна себе: "но равнодушно и спокойно руками я замкнула слух ".

Свою гражданскую позицию Ахматова также обозначила в стихотворении "не с теми я, кто бросил землю ". Применив антитезу, она смогла показать разницу между собой и другими людьми. Поэтесса была привязана к родине, она любила её и ни разу не предала, в то время как кто-то "бросил землю на растерзание врагам ".

Таких персон Ахматова даже не осуждала, она их попросту жалела.

Также в стихотворении "родная земля "мы можем увидеть, с такой теплотой поэтесса относилась к России. С помощью этого произведения она хотела донести до людей, что нужно замечать мелочи и не забывать о родине, потому что она самое дорогое, что у нас есть: "но ложимся в неё и становимся ею, оттого и зовём так свободно – своею".

Таким образом, проанализировав биографию и стихотворения Анны Андреевны Ахматовой, мы пришли к выводу, что поэтесса являлась одной из немногих, кто настолько ценил родину. Несмотря на то что она пережила много бед: расстрел мужа, арест сына – она смогла сохранить любовь к России. Получается, что Ахматова была не только великолепной поэтессой, но и просто хорошим человеком.