Теория спиральной динамики клера уильяма грейвза. Эволюция ценностей: Теория Грэйвса и Спиральная динамика. Бирюзовый уровень — самоуправление

Модель Спиральной Динамики построена на оригинальных идеях доктора Грейвз (Dr. Clare W. Graves). Вкратце, его идеи сводятся к следующему:

Человеческая природа поступательно развивается от одного сбалансированного состояния к другому. Эти состояния могут быть названы стадиями развития, при том, что каждая последующая стадия добавляет к предыдущей новые элементы. Каждая предыдущая, в свою очередь, является основой для последующей, которая может произойти, а может и не произойти.

Каждый такой уровень существования определяет определенный способ восприятия мира, так как создает определенные фильтры в человеческом сознании, влияющие на процесс восприятия. Отсюда - особенности в процессе принятия решений, принципы организации и управления бизнесом и политическими структурами, идеи и способы приспособления к реальности.

После многолетних исследований доктор Грейвз создал "растущую, цикличную двух-спиральную модель развития био-психо-социальных систем взрослых людей" [1 ]. Он использовал пары букв латинского алфавита для того, чтобы обозначить взаимодействие внешних условий и внутренних систем. Он назвали их vMemes и они выглядят следующим образом: A-N, B-O, C-P, D-Q, E-R, F-S, A"-N", B"-O", и т.д. Но между каждой парой также существуют два переходных состояния. Система довольно-таки сложна, особенно пока вы не привыкли к буквенным обозначениям.

Надо заметить, что модель не имеет никакого отношения к оценочным суждениям и сравнениям одного уровня с другим по типу "лучше-хуже". Она просто определяет, какая система мышления преобладает.

По мере того, как Спираль развивается, каждое предыдущее состояние реальности переходит в последующее, со всеми сопутствующими изменениями в приоритетах, ценностях и взглядах. Поскольку последующая реальность может оказаться где угодно на Спирали, вопрос, который важно задать, может звучать так: "Каково будущее этого человека или группы людей (компании), если в данный момент он(а) ощущает мир таким образом и проходит через такой процесс изменений?". Согласно подходу Грейвза, вопрос "Что это за человек?" лучше заменить вопросом "Как он думает об определенных вещах в определенных обстоятельствах?" Таким образом, модель не является типологией, а описывает процесс развития систем, вырастающих одна из другой.

Еще одним "родственным" для Спиральной Динамики подходом является меметика, наука о мемах - пакетах идей или информации, которые подобно вирусам передаются от одного ума к другому, от одного сообщества к другому. Спиральная Динамика связывает мемы с более глубинными силами человеческой природы, которые "притягивают" или "распыляют" мемы [2 ]. Более привычные термины, описывающие то же явление - "системы ценностей", "уровни психологического существования". Связь с меметикой возникла в книге "Спиральная Динамика" 1966 года и не была частью первоначальных работ доктора Грейвза.

Состояния и движения по Спирали возникают как результат взаимодействия между Условиями Жизни (исторические условия, физическое расположение, психо-социальные проблемы, социально-экономические обстоятельства) и Наборами Мемов, доступными индивидуальному или коллективному уму (внутренние системы).

Как правило, эволюционное движение происходит в направлении к более сложным, включающим в себя, "высшим" уровням, хотя в жизни нет никаких гарантий, и иногда наблюдаются регрессии к более низким и менее комплексным структурам [3 ].

Для простоты, в конце 1970-х годов были введены цветовые коды. У этих цветов нет какого-либо особого скрытого смысла, кроме попытки облегчить запоминание разных уровней.


Восемь систем ценностей, которые уже возникли и сосуществуют друг с другом на Земле

  1. БЕЖЕВЫЙ (A) состояние природных и биологических нужд; физические ощущения диктуют состояние бытия
  2. ФИОЛЕТОВЫЙ (B) угрожающий мир, полный мистических сил и духов, которым нужно поклоняться и угождать или усмирять.
  3. КРАСНЫЙ (C) как в джунглях, где сильный побеждает слабого; природа это нечто, что должно быть завоевано
  4. СИНИЙ (D) все контролируется Высшей Силой, которая наказывает зло и в конце концов награждает добро и добродетельную жизнь.
  5. ОРАНЖЕВЫЙ (E) мир, полный ресурсов и возможностей сделать все лучше и достичь процветания.
  6. ЗЕЛЕНЫЙ (F) окружение, в котором человечество может найти любовь и исполнить свои цели взаимодействуя и делясь.
  7. ЖЕЛТЫЙ (G) хаотический организм, где изменение является нормой, а неопределенность - приемлемым состоянием бытия.
  8. ГОЛУБОЙ (H) тонко сбалансированная система взаимосвязанных сил, где управление рисками находится в руках человечества
  9. КОРАЛЛОВЫЙ (I) слишком рано говорить, но тенденция должна быть по направлению к я-ориентированности, управлению, консолидации, если принцип развития сохранится


Что представители каждого мира ищут в жизни (цели "успешного" существования)

  1. БЕЖЕВЫЙ (A-N) выживание; удовлетворение биогенетических нужд; продолжение рода; удовлетворение инстинктивных желаний
  2. ФИОЛЕТОВЫЙ (B-O) область природных духов; почитание предков; защита от вреда; семейные связи
  3. КРАСНЫЙ (C-P) сила/власть/действие; желание доминировать над другими; контроль; чувственные удовольствия
  4. СИНИЙ (D-Q) стабильность/порядок; послушание во имя будущей награды; значение; цель; определенность
  5. ОРАНЖЕВЫЙ (E-R) возможность/успех; соревнование ради результата; влияние; независимость
  6. ЗЕЛЕНЫЙ (F-S) гармония/любовь; союз ради взаимного развития; сознание; чувство принадлежности
  7. ЖЕЛТЫЙ (G-T) независимость/достоинство; быть частью живой системы; знание; хорошие вопросы
  8. ГОЛУБОЙ (H-U) мировое сообщество/жизненная сила; сохранение жизни на Земле; приспособление к реальности


Уровни способов приспособления, активизируемые определенной реальностью

БЕЖЕВЫЙ (N) инстинктивный: управляется природными инстинктами и рефлексами; автоматическое существование

ФИОЛЕТОВЫЙ (O) анимистический: согласно традициям или ритуалам группы; племенной; анимистичный

КРАСНЫЙ (P) эгоцентричный: самоутверждение, доминирование, захват, власть; эксплуатация; эгоцентризм

СИНИЙ (Q) абсолютистский: послушный верховному руководству; конформизм; чувство вины

ОРАНЖЕВЫЙ (E) многогранный: прагматично добивающийся результатов и двигающийся вперед; проверяет возможности; способность к маневру

ЗЕЛЕНЫЙ (S) реалистичный: отвечающий на человеческие нужды; готовый к сотрудничеству; спонтанный; ищущий согласия; текучий

ЖЕЛТЫЙ (T) системный: функциональный; интегральный; независимый; экзистенциальный; гибкий; вопрошающий; принимающий

ГОЛУБОЙ (U) целостный: опирающийся на опыт; трансперсональный; коллективное сознание; способный к сотрудничеству; взаимосвязанный

Модель доктора Грейвза является открытой, что означает, что новые буквы, цифры и цвета могут быть добавлены по мере того, как будут возникать и становиться очевидными новые уровни психологического существования человеческой природы. Его использование серий из шести букв предполагает, что развитие циклично и седьмой уровень перекликается с первым, восьмой со вторым и так далее. В связи с этим появились понятия Первого Слоя, Второго Слоя и т.д., каждый из которых состоит из шести уровней систем мышления.

_____________________________________________

Когда на одной из конференции его спросили, почему он дал своей модели такое громкое и пафосное название, он ответил: "Потому что, черт его побери, это оно и есть!".

Мы думаем, что здесь очень большой простор для исследований условий, когда новые идеи распространяются, словно лесной пожар, захватывая даже вполне "здравомыслящих" людей, что действительно делает процесс похожим на эпидемию. Достаточно вспомнить распространение большевистских идей в России или фашизма в Европе. Похожим, хоть и гораздо более безобидным процессом является мода - в какой-то момент все начинают думать, что в этом сезоне нужно носить розовое или читать Акунина (при всем уважении к Б. Акунину).

Хорошим, хотя и печальным примером может служить Россия. В начале ХХ века страна, по всей видимости, представляла из себя очень пеструю картину с точки зрения Спиральной Динамики - в промышленных центрах совершался переход от иерархической системы (синий) к системе свободного предпринимательства (оранжевый), тогда как на основном пространстве страны большей частью присутствовали системы, связанные с уровнем выживания (бежевый), полуязыческим сознанием (фиолетовый), борьбой за власть и доминирование (красный) и стремлением к строгой иерархии, поддерживаемым монархией и церковью (синий). И когда, под возникшим давлением, структура начала рассыпаться, движения "вверх" не произошло, вместо оранжевого страна упала на красный уровень, что послужило причиной гибели огромного количества людей. И единственным способом продолжать развитие оказалось построение очень жесткой иерархической системы, что и произошло.
Еще один похожий процесс произошел совсем недавно и получил название "перестройка". Иерархическая система начала разрушаться и страна снова, до определенной степени, погрузилась в красный уровень с жесткой борьбой за власть, бандитскими войнами, переделами собственности и т.д. Попытки лидеров того времени применить модели капиталистических стран естественным образом окончились провалом по той простой причине, что это были попытки искусственно привить структуре с определенным типом мышления систему совершенно другого уровня. Нечего и говорить, что в настоящее время мы видим очень сложное переплетение тенденций, которые кого хочешь могут ввести в заблуждение - война и передел собственности (красный) продолжается, происходит попытка воссоздать иерархическую структуру достаточной жесткости (синий), при этом существует серьезная тенденция к движению в сторону демократических свобод и предпринимательства (оранжевый).
Дополнительным доказательством бессмысленности и вредности насильственного внешнего изменения структур может быть как феномен бывших республик Советского Союза, многие из которых немедленно вернулись к доминирующим системам мышления, как только исчезло давление извне, так и хаос, возникающий при попытке Соединенных Штатов сменить жестко-иерархичные системы (синий) на демократические (оранжевый) чисто силовыми методами (красный).

Теорий эволюции человеческого общества было создано немало, однако до сих пор ни одна из них не претендует на то, чтобы стать общепринятой. Причина в том, что ни одна из них исчерпывающим образом (или хотя бы близко к тому) так и не смогла объяснить природу социальных процессов. В этом заключается их сходство, а что касается различий, то здесь мы сталкиваемся с исключительно богатым выбором — теорий и идей на этот счет так много, что в этом они могут конкурировать лишь с философскими теориями обоснования смысла человеческого бытия.

Значит ли все это, что все теории социальной эволюции, по причине исключительного многообразия социальных процессов и наличия множества разных и неожиданных факторов на них влияющих, априори обречены на провал? Может и так, но более очевидно здесь другое: пока человеческое общество развивается и существует, будут продолжаться и попытки найти общие для всех законы развития.

В этой статье мы расскажем вам об одной из таких теорий, которая на фоне других отличается изрядной оригинальностью, а также претендует на то, чтобы на самом деле объять необъятное и довольно простым способом объяснить то, что никому не удавалось.

Итак, встречайте — Теория Спиральной Динамики развития человеческих обществ.

Теория спиральной динамики довольно исчерпывающим образом изложена в одноименной книге 1996 года Дона Бека и Криса Кована (уже переведена на русский язык), которую мы настоятельно рекомендуем к прочтению, и представляет из себя творческое осмысление другой оригинальной теории, известной под названием «теория эмерджентных циклических уровней существования» профессора психологии из США Клера Уильяма Грейвза.

Уильям Грейвз

Теория увидела свет еще в 60-е годы прошлого века, и основная ее идея заключалась в том, что развитие систем мировоззрения в общественных системах идет по двойной спирали, где одна представляет из себя совокупность всех внешних условий существования — как отдельных людей, так и социума в целом, тогда как другая определяется психологическим состоянием индивидов в конкретном обществе, их представлениями об окружающем их мире и последующим видением этого мира.

Дон Бек

Из взаимодействия этих двух основных факторов происходили устойчивые во времени условия существования и способы мышления, которые и формировали текущую модель общества и условия для его дальнейшего развития.

Теория Спиральной Динамики.

Теория спиральной динамики базируется на следующих положениях:

— природа сознания человека не является чем-то незыблемым и определенным раз и навсегда, люди находятся в постоянно меняющихся условиях существования, к которым вынуждены приспосабливаться, и этот процесс обязательно проходит через создание новых идей — концепций, описывающих окружающий мир, при этом новые представления о мире всегда превосходят предыдущие.

— эти концептуальные модели мира, присущие отдельным членам общества всегда организованы вокруг общих для многих членов социума систем ценностей, которые были названы авторами теории V-Мемами.

V-Мем — это своего рода коллективный разум, который основан на комбинации основополагающих для данного сообщества ценностей и присущ и отдельным индивидам, и обществу в целом.

— в системе спиральной динамики V-Мемы представляют из себя социальные идеи, общие для всех обычаи и традиции, привычки, общепринятыемодели поведения, культурные проявления данного социума и т.п.

Интересная отличительное свойство V-Мемов — это их способность к самоорганизации и саморазвитию. Это свойство означает, что они способны изменяться во времени сами по себе, хотя и в тесной связи с меняющимися социальными тенденциями.

— V-Мемы — это доминирующие тенденция сознания как отдельных членов общества, так и самого общества в целом. Этих тенденций в системе спиральной динамики полагается две — сознание типа «Я» и сознание типа «МЫ».

*Буква V, которая находится в начале слова происходит от английского слова «value», что означает «ценность».

При варианте сознания типа «Я» большинство членов общества воспринимают себя как индивидуальность, интересы которой всегда выше общественных.

В варианте сознания типа «МЫ» доминирующим является осознание себя как члена группы или социума, и в этом случае интересы группы в общественном сознании являются превалирующими.

Разумеется, здесь необходимо четко понимать, что речь идет именно о доминирующих общественных установках или тенденциях, по отдельности же в любом обществе всегда представлены индивиды и даже группы, придерживающиеся разных тенденций поведения.

Этапы развития обществ — уровни спирали.

В системе спиральной динамики различные уровни развития обществ традиционно представлены разными цветами, а в основе такого разделения, как говорят нам авторы теории, лежит простая случайность. Читая лекции, Бек и Кован для собственного удобства помечали слайды о доминирующих уровнях общественного сознания разными цветами, которые впоследствии и были выбраны для обозначения этих уровней.

1 Уровень — Бежевый.

Человеческое общество существует очень давно, и в первобытные времена (примерно 100 000 лет назад) человек практически ничем не отличался от животного. Условия жизни были таковы, что главным и естественным жизненным ориентиром было физическое выживание.

Это уровень общественного сознания по типу «Я», и личное выживание здесь стоит на первом месте.

Психология индивида полностью зависима от трудных условий существования, это удовлетворение неотложных физиологических нужд посредством инстинктов. Психология уровня базируется на противопоставлении человека и враждебного окружающего мира, в котором следует выживать любой ценой. Убийство себе подобных ради выживания в таком мире обычная вещь, иногда это убийство совершается только для того, чтобы просто съесть другого.

По мере изменения внешних условий существования ориентация сознания постепенно меняется и переходит на следующий уровень.

2 Уровень — Фиолетовый.

Это уровень с коллективным V-Мемом сознания по типу «МЫ».

Окружающий мир в общественном сознании все еще крайне опасен и, помимо естественных врагов — других племен, болезней, диких животных, он населен различными духами и существами, большинство из которых также не несут человеку ничего хорошего.

В этот период племя (как группа) несет в себе главный потенциал для выживания и в соответствии с этим является превалирующей ценностью. Племя имеет большее значение, чем каждый из его членов сам по себе.

Такого рода сообщества до сих пор существуют в труднодоступных местах нашей планеты, например, в джунглях Амазонки и Индонезии, а ученые имеют возможность их изучения. Известно, что одно из самых ужасных наказаний в таком сообществе — изгнание из племени.

Главный мотив подобной культуры — физическое выживание, но на более высоком уровне, чем предыдущий. Более высокий уровень означает, что шансы на выживание здесь куда выше, чем у одиночки. Вместе людям удобнее охотиться, отражать натиск врагов, на этом же уровне возникают первые социальные отношения, социальные правила и коллективные воззрения на окружающий мир.

При рассмотрении уровней необходимо четко понимать, что их психология присуща не только тем сообществам, к которым они изначально отнесены. Элементы психологии примитивных сообществ могут встречаться на любых уровнях развития. Это очень свойственно примитивным группам — подростки, уголовники. Вспомните, как подростки часто воспринимают человека, переходящего в другую школу — о нем говорят как об изгнаннике или даже как о предателе.

3 Уровень — Красный.

Примерно 7 000 лет назад с появлением земледелия постепенно возникают и новые условия для существования — люди переходят на оседлый уровень жизни. Это поистине революционная перемена, поскольку она резко повышает шансы сообществ на выживание.

В соответствии с этими переменами меняется и общественное сознание, которое вновь, но уже на другом уровне, трансформируется в сознание типа «Я».

С развитием земледелия появляется такое явление, как эксплуатация человека человеком, возникает рабство, а вместе с ним повышается материальное благосостояние многих членов общества. Появляются большие классы эксплуататоров, которые привносят в общество эгоцентрическую систему ценностей. В полном соответствии с обстоятельствами меняются и социальные представления о мире, появляется религия, где вместо духов природы появляются фигуры сильных божеств — хозяев определенных стихий.

Это время характеризуется захватом новых территорий, поскольку именно они обеспечивают больше возможностей для земледелия, а оно, в свою очередь, служит основным источником материальных ценностей. Ценностные проявления красного уровня — сила, агрессия. Девиз — хочу всего, немедленно и любой ценой.

Этот уровень общественного сознания и в наше время нередко проявляется в мире, особенно в условиях развивающихся стран и стран с авторитарным типом правления.

4 Уровень — Синий.

В соответствии с внешними переменами общественное сознание снова меняет свой знак на противоположный. Примитивная жажда ресурсов и наслаждений сменяется на стремление к закону и порядку, основанных на повиновении власти абсолютного правителя — монарха. В обществах появляется четкое иерархическое деление.

Отныне закон и порядок — это гарантия выживания и успешного существования для многих, и это становится высшей ценностью общества. Многобожие с культом сильных богов, воплощающих природные стихии или отдельные человеческие качества, меняется на единобожие, а единый Бог становится источником порядка, закона и справедливости, своеобразным аналогом справедливого правителя, но только на небесах.

Это уровень, когда ценностью становится не грубая сила, а труд и возможности, которые он дает.

Синий — это уровень религиозного мировоззрения, хотя роль религии здесь вполне может выполнить любая консолидирующая социальная идея (коммунизм, национализм, фашизм).

Наиболее понятная иллюстрация социальных ценностей этого уровня — протестантская этика.

Характерным свойством уровней социального развития является их целесообразность. Они полностью отвечают текущим потребностям общества, а когда меняются обстоятельства, то и уровни начинают трансформироваться в соответствии с переменами. Это означает, что при определенных условиях возможно движение не только вверх, но и вниз. Например, если на синем уровне развития общества появляется некая угроза его существованию или же концепции его существования, то социальные ценности очень быстро могут вернуться на предыдущий уровень развития.

Так, в определенные периоды истории «синее» общество легко скатывается на красный уровень — возникают войны, захватываются территории, происходит геноцид и т.п. Причиной такого регресса не всегда является необходимость в виде отражения внешней угрозы, социальное сознание такого типа вполне способно создать мнимого врага, который в соответствии с принятой системой ценностей может появится в любой момент и выполнить свою роль для консолидации такого общества или удовлетворения его агрессивных амбиций. Примеры лежат в совсем недавней истории —это создание образа врага в лице евреев и других народов (нацистская Германия), враги в лице пятой колонны и мирового империализма (сталинская Россия), враг в лице всего мира (Северная Корея) и т.п.

5 Уровень — Оранжевый.

В средние века общество вновь трансформирует свою основную парадигму, и на первый план выходит индивидуальное сознание. В этот период совершаются великие географические открытия, развивается наука, искусства.

Оранжевый уровень для человечества — это время великих свершений, когда люди начинают понимать, что именно в их руках находится их судьба, а вовсе не в руках Господа или Монарха.

Личные качества ценятся очень высоко, оранжевый период истории — это время торжества лидерства, частной инициативы и бизнеса. Например, в наше время подавляющее большинство книг по бизнесу написаны так называемыми «оранжевыми авторами».

Но есть проблема в том, что оранжевый уровень — это тот же красный, просто перешедший на более высокую ступень развития и, тем не менее, остающийся уровнем крайнего индивидуализма, со всеми вытекающими последствиями в плане потребительского отношения к другим людям и к окружающей среде.

Оранжевый уровень построен на принципе потребления, возведенном в абсолют, а его девиз — хочу все и желательно прямо сейчас. Такой подход не считается с последствиями, особенно тогда, когда они касаются других людей и окружающей природы. В итоге из-за решений продиктованных жадностью «оранжевых» лидеров страдают множество людей и значительные природные территории, из которых беспощадно извлекаются полезные ресурсы.

6 Уровень — Зеленый.

В ответ на ситуацию, которая разворачивается на оранжевом уровне, общественной сознание вновь переживает трансформацию и переходит на следующий уровень, а чаша весов в очередной раз склоняется к коллективному сознанию. По классификации Бека и Кована это зеленый уровень.

V-Мем под номером шесть характеризуется появлением общественных движений за свободу, равенство, экологию, духовность. Важной особенностью этого уровня, в отличие от родственных уровней коллективно ориентированного сознания синего и фиолетового, является то, что зеленое сознание куда шире и гибче, на этом уровне люди объединяются не под знаком правил или ограничений, а на более добровольной и часто идейной основе.

В таком сознании намного меньше подозрительности к чужой психологии и образу жизни и намного больше приятия к незнакомому и непонятному. Это означает, что люди изначально настроены более позитивно к окружающему миру, чем на предыдущих уровнях, где большую роль играет недоверие и подозрительность.

Человек, живущий в зеленой парадигме, частенько покупает вещи сделанные из переработанного вторсырья, несмотря на их заоблачную стоимость, ездит на работу на велосипеде, чтобы не навредить экологии, часто это вегетарианец и борец за права животных, он заряжает свои гаджеты от солнечных батарей, а работу находит не ради денег, а ради возможности сделать что-то для мира вместе с себе подобными «зелеными» коллегами.

Сегодня культура «зеленого»сознания характерна больше для западной культуры. Даже в «оранжевой» области бизнеса, который, как обычно считается, работает только на прибыль, часто появляются «зеленые» элементы в виде стремления помимо заработка сделать что-то важное для мира или высокой идеи.

Однако и здесь есть свои нюансы. Зеленый тип сознания нередко страдает от столкновения среалиями несовершенного мира, представленного более примитивными социальными парадигмами, в рамках которых люди зачастую вообще не воспринимают зеленое сознание всерьез, ведь для них на первом месте всегда стоит безопасное потребление.

С другой стороны, в самой ориентированности зеленой парадигмы на доверие к миру, который далеко не всегда такого доверия заслуживает, заложена опасность, что эти идеи будут трансформированы под нужды других типов сознания и низведены до уровня, когда их изначальный смысл будет утерян.

Примером тому является пресловутая западная толерантность, проявления которой так любят ругать представители более примитивных уровней. К сожалению, это замечательное стремление к терпимости к проявлениям инакомыслия и инакодействия в значительной степени профанировало именно столкновение с более ранними видами сознания.

Давайте посмотрим, что может стать с толерантностью, которую взяли на вооружение представители других уровней сознания.

Во многих случаях она превращается в свою противоположность, ведь правила толерантного поведения, внедренные не на государственном уровне, очень быстро сводятся к набору жестких правил и зачастую бессмысленных социальных ограничений.

Вообще история знает немало примеров, когда насильственная попытка перевести общество на более высокий уровень развития приводила к краху самой идеи, а то и к трагедии, ведь естественная смена социальных парадигм развития всегда совершается под влиянием насущной необходимости, то есть является целесообразной. Что же касается искусственных попыток сделать это, то они в лучшем случае могут привести к тому, что находящееся на более низкой ступени развития общество просто трансформирует прекрасную идею под свои интересы таким образом, что эта идея совершенно утратит свой изначальный смысл.

Такое часто происходит с демократией и либерализмом, когда они, попав в условия архаичной социальной модели, преобразуются из реально работающих и полезных для общества методов в простую имитацию, а часто и в пугало, используемое для манипулирования широкими массами (яркий пример — современная Россия).

В наше время условия для тотального перехода на зеленую парадигму сознания еще не сформировались полностью, и потому ее проявления носят фрагментарный характер даже в западных либеральных сообществах, не говоря уж о тех странах, где правит бал традиционализм и насилие. Интересно, что в подобных обществах редкие проявления зеленого сознания частенько вызывают куда большее неприятие и ненависть, чем откровенная агрессия, убийства и несправедливость.

7 Уровень — Желтый.

Согласно теории, начиная именно с этого уровня, начинается переход на следующий этап эволюции спирали, ведь «желтый» этап— первый этап, на котором в обществе появляется осознание предыдущих уровней как необходимых и нужных этапов развития человечества.

Каждый тип сознания признается целесообразным и необходимым при определенных внешних условиях. В «желтом» сознании отсутствует идея об искоренении предыдущих уровней для дальнейшего развития и прогресса.

Гармоничные проявления всех типов сознания часто является необходимым условием для выживания. Как быть «зеленому» человеку, когда ему необходимо заработать себе на пропитание и одежду? Ответ очевиден — временно «вернуться» на оранжевый уровень.

Что делать, если на человека-носителя желтого уровня сознания будет совершено нападение? Естественно, для того, чтобы эффективно защитить себя, ему придется временно перейти на красный уровень или воспользоваться помощью людей, которые являются специалистами по такому переходу (полиция).

Каковы же проявления «желтого» сознания в нашей жизни? Эти проявления в первую очередь связаны с органичной интеграцией ранее несовместимого. Так, носители различных типов сознания чаще всего находятся в явном или скрытом противоречии друг с другом, однако именно «желтые» способны увязать эти противоречия, примирить их и добиться того, что люди разных уровней смогут работать в единой команде.

Зачастую такой подход означает трансформацию уровней сознания всех участников процесса. Это та самая эмерджентность, о которой мы упомянули в самом начале статьи и которая подразумевает, что качества правильно созданной системы в определенный момент начинают превосходить сумму своих составных частей, а сами эти составляющие под влиянием системы начинают эволюционировать.

Принципы на которых работает «желтое» сознание весьма прагматичны и целесообразны. И они куда более целесообразны по причине того, что одна из основных парадигм «желтого» уровня — сотрудничество и гармоничное взаимодействие. Есть надежда, что именно с помощью психологии, построенной на подобных принципах, удастся, наконец, решить самые трудные проблемы современного общества, особенно те, которые основаны на противодействии различных типов сознания.

«Желтый» V-Мем представляет из себя очередной виток сознания, когда на первые роли выходит тип «Я», но именно в этой его особенности заложено и ограничение его возможностей. В больших и сложных системах социальных отношений, к которым неумолимо движется мир, намного большую необходимость приобретает совместная деятельность, которая становится эффективнее индивидуализма.

Уровень 8 — Бирюзовый.

Бирюзовый уровень, по предположению авторов теории, не является однозначно уровнем «Я» или «МЫ», хотя в большей степени он и сориентирован на коллективную деятельность. Этот уровень называют холистическим, или уровнем целостности, когда разница между коллективными и индивидуальными особенностями сознания размывается, а в пределе между ними и вовсе нет разницы. Именно об этом говорит нам тысячелетняя буддийская доктрина, а также и исследования современной квантовой физики.

Большая ошибка современных способов мышления видеть все по отдельности, в то время как на самом деле окружающий нас мир един, а все отдельные вещи в нем связаны и на самом деле неразделимы. Понимание этого единства и деятельность, основанная на этом понимании, является неотъемлемой особенностью «бирюзового» способа мышления.

Конечно, на сегодняшний день бирюзовый уровень выглядит далекой и эфемерной утопией. Ведь на самом деле это уровень религиозного сознания, но не того, к которому мы привыкли и который является выражением социального стереотипа «религия». Речь идет о религии, которая построена на внутреннем опыте человека и последующей трансформации его сознания.

На бирюзовом уровне, как характеризуют его авторы теории, находится множество параллелей с тем типом сознания, о котором в религиях опыта говорят как о просветленном. Возможно, Бек и Кован именно это и имеют в виду.

Тем не менее, несмотря на то, что о бирюзовом сознании мало что известно, авторы идут немного дальше и, заглядывая в будущее, упоминают и о следующем уровне, который по их терминологии получает название «кораллового».

Идея следующего уровня пока никак не оформлена, ибо о нем не известно ничего, кроме предположения, что он должен существовать, ведь развитие человеческого сознания, по мнению авторов теории, должно продолжаться.

Пожалуй, на этом краткое изложение теории спиральной динамики следует завершить, а если вас заинтересовала эта теория, вы можете продолжить свое знакомство с ней, прочитав книгу Дона Бека и Криса Кована, которая на данный момент является единственной книгой на данную тему. Книга так и называется «Спиральная Динамика», и она доступна в многочисленных книжных интернет-магазинах.

Многие люди, наверняка, захотят узнать, к какому же типу сознания принадлежит наше общество, а также и они сами. Как вы вероятно поняли из статьи, это совсем не одно и то же.

Ответ здесь не может быть однозначным, поскольку и общество, и индивид могут оперировать различными типами сознания. При этом какой-то один тип будет доминирующим.

Как легко догадаться, большая часть современного мира, согласно изложенной теории, живет в рамках оранжевой парадигмы сознания. Общество, которое построено во многих странах, как демократических, так и не очень, базируется на похожих принципах — везде провозглашается принцип материального и духовного потребления и крайнего индивидуализма.

И эти условия иногда становятся тенденцией не только к прогрессу (переходу на зеленый уровень), но и к стремлению вернуться на предыдущий уровень, что многие ревнителитрадиционализма и духовных скреп склонны считать прогрессом. Но, конечно же, возврат к синему уровню, когда доминировало коллективное сознание, таковым не является.

И хотя такой временный возврат при определенных условиях вполне возможен, он никоим образом не приведет к отказу от принципа потребления, но лишь переведет его в несколько иную плоскость.

Для того, чтобы убедится в этом, достаточно посмотреть на страны, где отчетливо выражена тенденция«синего сознания», таких стран в мире немало, а счастливых и гармоничных обществ в них что-то не наблюдается.

Это может быть применимо и к индивидуальному сознанию, которое способно меняться куда быстрее, чем сознание общества. Конечно, ни одно индивидуальное сознание не может считаться полностью оранжевым, зеленым или синим, это всегда сводится к одному доминирующему уровню. Но здесь есть одна важная особенность: чем выше уровень, тем меньше вероятность регресса и выше прогресса.

И еще одно: в контексте развития личности большее значение имеет не то, чем ее сознание является сегодня, а ее стремление к прогрессу, регрессу или стабильности.

Резюме.

В теории спиральной динамики авторам удалось увязать психологические тенденции индивидуального сознания, события внешнего мира и результат их взаимодействия— общественное сознание (V-Мем). Возможно, на сегодняшний день это единственная в своем роде идея, претендующая на то, что с ее помощью удастся объяснить многие из тенденций развития современного общества. Важным вопросом остается область ее практического применения, которая в наше время лежит в основном в сфере планирования развития бизнеса в контексте отношений между его участниками, то есть в плоскости оранжевой парадигмы сознания. Найдет ли эта теория применение в области политики, практической психологии, принесет ли она пользу в области развития общества по-прежнему большой вопрос.

Спиральная динамика очень удобна для понимания уровня проблем человека. На ней очень удобно размещать различные виды психотерапии, которые наиболее эффективны на тех или иных уровнях. Безусловно, необходимо помнить, что это всего лишь модель, и она абсолютно полностью не описывает всю сложность и многообразие взаимоотношений, многие из которых сложно сразу отнести к тому или иному

Спиральная динамика - это очень удобная модель, позволяющая описать развитие индивидуума, организации, страны. Она была предложена американским профессором психологии Грейвзом. Он давал тесты студентам на определение нахождения по шкале альтруизм-эгоизм. Спустя пару лет студенты снова прошли тестирование, и выяснилось, что группы не были однородными. Часть студентов мигрировало из группы в группу. Тогда Грейвз сделал вывод, что за время, которое прошло между тестированиями, изменились жизненные ценности студентов, они перешли на новый уровень.

Теория спиральной динамики

Он стал исследовать этот феномен. Что в конце концов вылилось в модель под названием “Спиральная динамика”. Она описывает развитие личности и систем, которое идет по спирали, чередуются витки эгоистичный-альтруистичный. Те из них, которые находятся выше, - вбирают в себя опыт предыдущих, хотя, расположенные друг над другом они зачастую чем-то и похожи, но имеют иное по качеству измерение.

Грейвз присвоил уровням номера, а ученики Крис Кован и Дона Бек для удобства добавили цвета, которые также степенью теплоты-холодности отражают соотношение альтруизма-эгоизма.

1 Уровень Бежевый

Девиз: “Выжить любой ценой”

Тип мышления: инстинктивный

Охотник-одиночка

В современном обществе: бомжи

Младенец

Когда человек появляется на свет, его основной задачей стоит выживание. Он еще ничего не понимает в этом мире, он руководствуется только инстинктами. Кроме выживания его больше ничего не интересует. Он пока еще не научился выделять себя в этом мире. Личность не сформирована. Есть только биологическая основа, инстинкты. Его цели сугубо эгоистичны - выжить.

2 Уровень Фиолетовый

Девиз: “Жертвую собой ради рода”

Тип мышления: мистический, магический

Уровень социального развития: первобытнообщинный строй

В современном обществе: культуры, придерживающиеся клановости

Уровень личностного развития: ребенок

Когда ребенок начинает себя немного осознавать в этом мире, и он уже выделяет себя среди других, ему жизненно необходимо становится получить одобрение от ближайшего окружения. Для этого ему необходимо понять и придерживаться правил, которые существуют в этом сообществе. В данном случае ребенок будет находится в альтруистическом полюсе, поскольку ему необходимо жертвовать своими интересами ради одобрения со стороны взрослых. Ребенок имеет магическое мышление. (Он загадал желание, написал на бумажке, и на Новый год волшебный Дед Мороз принес ему подарок.) Он верит в волшебство и сказки.

В сообществах, находящихся на Фиолетовом уровне, самыми важными являются кровные связи. Например, в условиях приема на работу, будет отдаваться предпочтение родне или людям той же национальности. В основе культуры лежат ритуалы, или магические обряды. Главенствующими являются мифы, приметы. Человек, находящийся на этом, уровне жертвует собой ради того, чтобы быть частью “племени”.

3 Уровень Красный

Девиз: “Делаю, что хочу, плевать на правила”

Тип мышления: эгоцентрический

Уровень социального развития: феодализм

В современном обществе: криминал

Уровень личностного развития: бунтующий подросток

После того, как правила усвоены ребенок начинает пробовать на прочность границы дозволенного: ” А если я так сделаю, что будет?” Пика такое поведение достигает в подростковом возрасте.

Главенствующими становятся собственные интересы и желания, без оглядки на желания других. Многие поступки совершаются с учетом сиюминутной выгоды, без взгляда на перспективы.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Принципы спиральной динамики

Принцип 1: Люди обладают способностью создавать новые мимы

Ключевым моментом в концепции спиральной динамики Грейвза является то, что люди обладают внутренней способностью существовать на различных уровнях психологического развития, и даже добавлять новые уровни. Это не какие-то «лучшие» или «худшие» состояния - они просто отражают различные взгляды на то, что из себя представляет мир, и сложность его устройства. Это подтверждается и последними находками в области нейрологических исследований.

В соответствии с ними, для того, пробуждение новых функций мозга/сознания обусловлено тремя факторами:

  • Наследственные факторы, обуславливающие добавление и даже замену старых систем на новые
  • Динамические силы, генерируемые под влиянием окружения и воспитания, «запускающие» соответствующие системы
  • Способность мозга/сознания человека оперировать одновременно в рамках нескольких подсистем, некоторые из которых активны, а другие - относительно пассивны

Принцип 2: Мимы пробуждаются в результате изменений условий жизни, в результате чего мимы будут зарождаться, развиваться, или угасать.

Мимы являются продуктом взаимодействия внутреннего устройства нашего сознания с условиями жизни , с которыми мы сталкиваемся. Возникновение мимов не является чем-то вроде станций, на которых с неизбежностью раньше или позже останавливается поезд. Они не являются чем-то запрограммированным биологией человека. Напротив, динамика Спирали активируется взаимодействием между внутренним состоянием сознания и внешним миром. Если определенные внешние условия становятся регулярными или повторяющимися, то это порождает возникновение соответствующих стереотипов поведения/мышления. В противном случае они исчезают.

Существует четыре важных аспекта этих условий жизни : Время, Место, Задачи и Контекст.

Историческое Время : Положение на общей линии развития человечества, стадия развития конкретной культуры, возрастные фазы жизни индивидуума.

Ключевые понятия : Эпохи, поколения, периоды, циклы, даты, временные рамки, личная история, фазы, ощущения прошлого/настоящего/будущего

В любой момент хронологического Времени и практически в любом сообществе можно найти людей, живущих в одном и том же году, но чье мышление уходит корнями в совершенно различные эры. В любой данный момент своей жизни вы живете с уникальным пакетом мимов, развившимся в соответствии с этим Временем и культурой, его окружающей. Для многих людей Западной культуры 1940-е очень сильно отличались от 1950-х, 1960-х, 1990-х или 2000-х. Однако для некоторых стран Третьего М ира Время оставалось практически неизменным на протяжении многих поколений.

Когда течение Времени действительно изменяет внешние условия, стресс настолько пробуждает наши внутренние ресурсы, что в ответ мы можем добавить новые (или реорганизовать старые) мимы. Такое последовательное наслоение адаптирующихся образов мышления человека подобно годовым кругам дерева. Каждое кольцо отражает окружающие условия в течение года. Смена «сезонов» в жизни человека оставляет кольца в системе мимов, проявляющиеся в культуре и психосоциальном развитии. То, кем вы являетесь сегодня, были вчера и будете завтра, в большой части формируется условиями, с которыми вы сталкиваетесь на разных этапах своей жизни. Мы не являемся узниками своего Времени, но несомненно подвержены его влиянию.

Географическое Место : Физические условия, естественная и искусственная экология, в котором находится индивидуум или группа.

Ключевые понятия : Атмосферные условия, электромагнитные воздействия, природное окружение (снега, пустыня, джунгли, город, деревня), архитектура, плотность населения, количество и особенности внешних стимуляторов, химический и минеральный состав воздуха, почвы и пищи, источники и виды освещения, климат.

Существует множество факторов в нашем географическом месте расположения, сильно влияющих на наши социальные ценности и взаимодействия. Жизнь на изолированном острове порождает виды коллективного поведения отличающиеся от поведения кочевого племени или культуры, развившихся в теплой, плодородной долине.

Факторы географического окружения включают в себя все, начиная от разнообразных природных влияний (геомагнитные поля, топография, небо, погода, сезоны и т.д.) до искусственного окружения - комнат, рабочих мест, зданий, городов и жизненного пространства. Это перекликается с китайским Фен-шуем, описывающим процесс гармонизации людей с их окружением. Так древняя мудрость перекликается с современными «открытиями».

Человеческие Задачи : Приоритеты, потребности, заботы и требования к бытию, предъявляемые конкретным индивидуумом или группой, некоторые из которых являются общими для всех людей, а некоторые уникальны для конкретной культуры, социальной группы или личности.

Ключевые понятия : Задачи выживания, такие как пища и вода; доступность и богатство/скудость социальных ниш; воспринимаемые уровни угрозы или безопасности; культурные нормы и требования; коммуникации и языки; преобладающие темпераменты; герои и антигерои; технологии; социальная память прошлого; неразрешенные исторические проблемы; образы и наследие прошлого; болезни и эпидемии; социальные перевороты.

Подобные задачи бытия запускают механизмы в человеческом мозге/сознании, которые 1) позволяют более точно воспринимать окружающие условия и 2) высвобождают физические и психологические ресурсы, чтобы должным образом справляться с ними. Каждый базовый мим Спирали предназначен для решения своего уникального набора задач. Когда несколько мимов возникают одновременно в одном и том же месте, уровень конфликтов и неурядиц соответственно возрастает. Многие из сегодняшних «горячих точек» подогреваются не только трениями между различных мимов, но и проблемой конкуренции за ограниченные ресурсы.

Социальный Контекст (Окружение) : Положение индивидуума, группы и культуры в иерархии власти, статуса и влияния.

Ключевые понятия : Социальные роли; положение в потоке ресурсов; социоэкономический класс; уровень образования; возможности и доступ к определенным нишам; внешний вид и физиогномия; динамика взаимоотношений; политические системы; родословная; национальные, возрастные и половые факторы.

Никакие два человека не будут находиться в одинаковом Контексте, даже находясь в одном и том же Месте в одно и то же Время и решая схожие Проблемы. Уклады жизни, социальное положение, наследственность, семейные привилегия, интеллектуальные или физические способности, и просто удача будут различаться. То же самое относится к любой данной группе или социальному слою. Нравится нам это или нет, эти неравные условия жизни имеют значительное влияние на человеческую жизнь. Никакие два человека не будут воспринимать окружающих мир одинаково. Даже близнецы будут различаться. С очевидностью, многое из того, что происходит в политике, религии и терапии, тесно связано с этим аспектом Спирали.

Контекст определяет для нас границы - открытые или закрытые. Их необходимо учитывать при взаимодействии, как с «большинством», так и «меньшинствами», преуспевающими и неуспешными. Контекст может быть фильтрам, не дающим нам видеть всю Спираль так же, как мог бы кто-нибудь другой. Как и другие три элемента условий жизни , Контекст также диктует, какие мимы, вероятнее всего, будут приемлемыми и оправданными в данном контексте. Разногласия относительно эффективных систем образования, трудовых взаимоотношений и совместного проживания - связаны с различными Контекстами.

Подведем итог описанию условий жизни (Время, Место, Задачи, Контекст):

...если условия жизни очень... ...то «нормальные» люди будут...
Бежевые - природные Вести себя подобно животным
Фиолетовые - мистические и непонятные Ублажать духов и объединяться вместе ради безопасности
Красные - жесткие и опасные, как в джунглях Бороться за выживание, не думая о других
Синие - направляемые высшей силой Слушаться высшего авторитета и хранить веру Истине
Оранжевые - полны практических возможностей Прагматически стремиться завоевать преимущество и преуспеть
Зеленые - подчеркивают общее во всех людях Присоединяться к сообществу, чтобы расти вместе
Желтые - сложные, чреватые распадом к хаосу Учиться оставаться свободными, но также жить в соответствии с принципами
Бирюзовые - подобны единому организму Искать порядка в кажущемся хаосе на Земле

Краткий обзор мимов

Эволюция мимов происходит по нескольким траекториям:

От менее сложного К более сложному
природного, технологического и социального окружения

От выживания в джунглях К «серфингу» в Интернете и за его пределами
посредством пробуждения новых способов мышления и сознания

От маленького клочка земли К «глобальной деревне» и кибер-пространству
посредством межтерриториальной и информационной миграции

Первый уровень - «Мимы потребностей»

Бежевый мим - Выживание - 1-е Пробуждение

Основная тема: Делать все необходимое, чтобы остаться в живых

  • Использует инстинкты и привычки, просто чтобы выжить
  • Индивидуальное Я слабо проявлено
  • Приоритеты: Пища, Вода, Кров, Секс и Безопасность
  • Формирует группы выживания для продления жизни

Где наблюдается : первобытные люди, новорожденные, немощные старики, тяжело больные, бомжи, голодающие массы.

Фиолетовый мим - Мистика - 2-е Пробуждение

Основная тема : Умиротворять духов и поддерживать уют и безопасность в племенном «гнезде»

Характерные убеждения и действия:

  • Повинуется желаниям духов и мистическим знакам
  • Проявляет верность «главному», старшим, предкам и клану
  • Охраняет священные объекты, места, события и воспоминания
  • Соблюдает ритуалы, связанные с этапами жизни, временами года и племенными обычаями

Где наблюдается : Вера в ангелов-хранителей и проклятия, клятвы «на крови», давние распри, трансовые пение и танцы, приворотные чары, семейные ритуалы, мистические этнические верования и предрассудки. Силен в странах Третьего М ира, (преступных) группировках, спортивных командах и корпоративных «племенах».

Красный мим - Импульс - 3-е Пробуждение

Основная тема : Будь тем, кто есть, и делай то, что хочешь, ни с чем не считаясь

Характерные убеждения и действия:

  • Мир - это джунгли, полные опасностей и хищников
  • Вырывается на свободу от любого доминирования или принуждений, чтобы делать все, что пожелаешь
  • Возвышается надо всеми, ожидает внимания, требует уважения и всеми командует
  • Наслаждается «на полную» прямо сейчас - без чувства вины или угрызений совести
  • Покоряет - силой или обманом - и доминирует над другими агрессивными персонажами

Где наблюдается: Эгоистичные маленькие дети, бунтующие подростки, феодальные царства, эпические герои, рок-звезды, ОМОН, Пикассо, Атилла.

Синий мим - Осмысленность - 4-е Пробуждение

Основная тема : Жизнь имеет смысл, ориентацию и цель с предопределенными результатами

Характерные убеждения и действия:

  • Человек жертвует собой ради трансцендентной Миссии, Истины или праведного Пути
  • Закон предписывает правила поведения, основанные на вечных, абсолютных принципах
  • Праведная жизнь дает стабильность в настоящем и гарантирует награду в будущем
  • Импульсивность обуздывается чувством вины; каждый имеет свое место
  • Законы, предписания и дисциплина формируют нравственные качества и силу характера

Где наблюдается : Билли Грахам, пуританская Америка, конфуцианский Китай, Хассидский Иудаизм, кодекс рыцарства и чести, благотворительность и добрые дела, Армия Спасения, Исламский фундаментализм, патриотизм, «развитой» социализм

Оранжевый мим - Успех - 5-е Пробуждение

Основная тема : Действуй в личных интересах, и главное - выиграть

Характерные убеждения и действия:

  • Перемены и прогресс - неотъемлемый атрибут природы вещей
  • Прогресс через изучение секретов природы и поиск наилучших решений
  • Манипулировать ресурсами Земли, чтобы создать и распространять изобилие в жизни
  • Оптимистичные, идущие на риск и самодостаточные люди заслуживают своего успеха
  • Основой процветания общества является стратегия, технология и конкуренция

Где наблюдается: Эпоха Просвещения, философии «успеха», средний класс, косметическая промышленность, Палата Коммерции, колониализм, массовая культура, Холодная Война, новые русские

Зеленый мим - Сообщество - 6-е Пробуждение

Основная тема: Искать мира в глубине души и вместе с другими развивать узы в сообществе

Характерные убеждения и действия:

  • Дух в человеке должен быть свободен от жадности, догмы и сепаратизма
  • Эмоции, чувствительность и забота главенствуют над холодной рациональностью
  • Распределять ресурсы земли и возможности равно среди всех
  • Достигать решений через процессы примирения и консенсуса
  • Освежать духовность, привносить гармонию и обогащать человеческую среду обитания

Где наблюдается: Музыка Джона Леннона, роджерианская психология, Всемирный Совет Церквей, Грин Пис, шведский социализм, права животных.

Второй уровень - «Мимы бытия»

Желтый мим - Интеграция - 7-е Пробуждение

Основная тема: Жить полной и ответственной жизнью в соответствии с тем, кто ты есть, и кем ты учишься стать

Характерные убеждения и действия:

  • Жизнь - это калейдоскоп естественных иерархий, систем и форм
  • Величие бытия имеет большую ценность, чем объекты материальной собственности
  • Гибкость, спонтанность и функциональность имеют высший приоритет
  • Знание и компетентность должны главенствовать над званием, властью, статусом
  • Различия можно интегрировать во взаимозависимые, естественные потоки

Где наблюдается: Астрономия Карла Сагана, обучающиеся организации Питера Сенге, Тотальное Качество Деминга, теория хаоса, экоиндустриальные парки, «новая физика» Ф.А. Вольфа

Бирюзовый мим - Целостность - 8-е Пробуждение

Основная тема: Ощущать целостность бытия - разумом и духом

Характерные убеждения и действия:

  • Мир - это единый, динамичный организм, обладающий коллективным разумом
  • «Я» - обладает уникальностью, и вместе с тем является частью большего, «сострадательного» целого
  • Все связано со всем остальным в единые экосистемы
  • Энергия и информация целиком пронизывают атмосферу Земли
  • Ожидает холистического интуитивного мышления и деятельности в духе сотрудничества

Где наблюдается: «глобальная деревня» Мак Лухана, идеи Ганди, философия Кена Уилбера, концепции Вернадского, ноосфера Теяра де Шардена

Принцип 3: Мимы движутся зигзагом между темами Самовыражения и Самопожертвования.

Спиральная динамика происходит маятниковыми движениями между фокусом на «я» и заботой о «мы». Таким образом одно семейство мимов обозначается теплыми цветами (Бежевый, Красный, Оранжевый, Желтый). Это мимы Самовыражения, ориентированные на «я». Другая группа обозначается холодными цветами (Фиолетовый, Синий, Зеленый, Бирюзовый), и это мимы Самопожертвования, ориентированные на «мы».

Индивидуумы и общества склонны притягиваться от одного полюса этого «магнита» к другому. Всякий раз, когда этот человеческий «маятник» приближается к максимальному отклонению от положения равновесия, это порождает новые условия жизни с задачами, решить которые способны мимы другого полюса. Если проблемой становится слишком сильная ориентация на «я», то для восстановления равновесия потребуется та или иная форма ориентации на «мы». Если в избытке «мы», то появляется потребность в высвобождении какой-то степени «я».

Когда маятник начинает идти вниз, наше сознание активирует механизмы, способные обрабатывать послания, связные с грядущим семейством мимов. Сдвиг в направлении к Общинному/Коллективному «поиску внутреннего м ира » требует подобного радару инструмента, который бы улавливал, усиливал и адекватно реагировал эти внешние послания, чтобы обеспечивать согласие. Сдвиг к Индивидуальному/Элитному «движению против и обретению контроля» требует внутреннего «гироскопа», компаса, необходимого для исследования новых территорий, плавания по неизвестным водам и разрыва с безопасностью, создаваемой традицией.

Индивидуальное/Элитное семейство мимов сосредоточено на внешнем мире (вне себя) и том, как обрести над ним власть, научиться пользоваться им, изменить его. Контроль локализован в «атомарном» индивидууме, стремящемся склонить вещи в своем направлении. Самовыражающие системы, которые оно формирует, более свободно организованы, менее связаны, более склонны к переменам, больше готовы идти на риск и заметно увеличивают степень свободы в нашем поведении. Они стремятся разрушить оковы, чтобы расширить горизонты, но они также и расковывают звенья, удерживающие вместе части единых структур. По мере роста чувства индивидуальности и независимости, возникают требования личных прав и свобод, поощрений и прерогатив, и власти для «каждого». Девиз этого семейства: «Я капитан своей судьбы... властелин своей души».

На другом полюсе живет радаро-подобное семейство Общинных/Коллективных мимов. В этой зоне самопожертвования контролем наделяется нечто более могущественное, чем любой индивидуум - родственники, объединяющая Высшая Сила, община взаимных интересов или жизненная система Земли. Однако, подобно тому, как Самовыражающаяся группа сосредотачивается на изменении внешнего мира, глубинные заботы жертвующего собой человека лежат глубоко внутри - усилия понять, кто я, откуда и зачем, и обрести в этом душевный покой. Из-за подобного акцента стиль мышления в этой группе мимов более склонен быть более консервативным и ориентированным на сохранение статус-кво, поиска порядка. Общинная/Коллективная энергия создает консолидацию, принятие внешнего мира таким, как он есть и жертву немедленных личных интересов ради высшего интереса соответствующей группы. Хотя при продвижении в эти области Спирали и происходит некоторое расширение концептуального пространства, больше энергии уходит на построение надежных структур, поиску стабильности и привнесению единой согласованности в жизнь - «Долг, Честь, Страна...»

Мимы теплых цветов делят окружающих на иерархии. Бежевый - кто быстрее бегает или выше прыгает. Красный - власть. Оранжевый - статус. Желтый - знания и компетентность. Холодные мимы собирают людей в группы с плоской структурой, уравнивают окружающих и перераспределяют ресурсы. Для Фиолетового - это родственники. Для Синего - это община верующих. Для Зеленого - это сообщество людей с общими интересами и чувствительными моментами. Подобная динамика придает цикличность Спиральному развитию.

Принцип 4: Мимы возникают на Спирали подобно волнам

Пробуждение новых мимов при спиральном движении происходит после того, как накапливается достаточная энергия для перехода к следующей системе - обычно вверх по спирали, но иногда и вниз. Хотя такой сдвиг может выглядеть случайным и хаотичным, тем не менее незамечаемые движения происходили под поверхностью на протяжении всего предшествующего времени.

Новые системы мимов накатываются подобно волнам на пляже. У каждой есть свой гребень, стремящийся овладеть новыми условиям жизни в этом мире. В то же время каждая накладывается на предшествующую, уходящую систему. Иногда результат такой интерференции в целом замедляет движение вдоль Спирали и даже обращает его. Иногда же волны мимов входят в резонанс и усиливают друг друга, ускоряя эволюцию мышления.

Каждая волна несет с собой семена своего рождения и смерти, остатки с предшествующих, затухающих систем и первые отблески грядущих способов бытия. Активная жизнь мима состоит из трех фаз:

  1. Вхождение: Когда мим начинает пробуждаться, происходит подготовительный период и накапливается энергия. Это включает первоначальное формирование и оттачивание системы, а также период «Эврики!» - открытий и исследований. Это, можно сказать, возрастающий отрезок синусоиды.
  2. Пик: Затем приходит интервал динамического напряжения и кажущейся стабильности в районе максимума. Условия жизни и мим синхронизированы, согласованы и уравновешивают друг друга. Конечно, в реальности все не так упрощенно, но это удобно принять в качестве модели.
  3. Выход: За этим интервалом кажущейся стабильности следует период дезинтеграции, смутные времена, когда система становится разбалансированной и неэффективной, так как новые возникающие проблемы выходят за рамки ее способностей. Теперь мы находимся на скользком отлоге, и если обладаем внутренним потенциалом и ресурсами, готовимся к следующей волне.


Жизненный цикл мима

Спиральная динамика это всегда процесс в процессе, но здесь нет никаких гарантий движения или изменений. Ни изменение, ни поддержание статус кво не являются правилом. Если присутствует дисбаланс и нарушение динамического равновесия, изменения происходит. Если нет - нет.

Принцип 5: Движение по Спирали происходит параллельно с изменением уровня сложности

Развитие по Спирали происходит от меньшего уровня сложности к большему; от образа жизни, необходимого для решения одного набора проблем, до образа жизни, существенного для решения более сложных проблем следующего уровня условий жизни . Выживают те, кто «вписываются» в эти условия, чего бы это не требовало, а не обязательно «самые достойные» - будь то в физическом, интеллектуальном или эмоциональном планах.

Мы не хотим сказать, что каждый индивидуум или группа в социальной системе будет находиться на одной фазе развития. В действительности, многие будут упорствовать в неадекватном поведении, злонамеренном, дисфункциональном и уменьшающим шансы общества выжить в новых условиях жизни . Просто то, что кто-то обладает властью, не дает абсолютно никакой гарантии того, что мышление поспевает за уровнем сложности возникающих задач. Часто бывает все наоборот, и как сказал один комик: «Мы встретились с врагом, и им оказались мы». Очень часто целый ряд существенных переменных в условиях жизни лежит за рамками способностей настоящего набора мимов лидеров. Революции часто не приводят к реализации того, что обещают их лидеры, потому что в акте восстания уничтожаются критические умы и ресурсы, необходимые для того, чтобы удовлетворить ожидания людей. До тех пор, пока не будут введены или активированы новые мимы, можно ожидать лишь застоя и, что более вероятно, деградации.

То, насколько уместен тот или иной мим - это вопрос точки зрения. Принимая во внимание, что подобные суждения будут зависеть от положение самого «судящего» на Спирали, не удивительно, что возникают расколы в церкви и политике, возникают и исчезают целые культуры, и что то, что для одного является борьбой за свободу, для другого - терроризм. То, что для одного - пища, для другого - яд.

Хотя каждый новый мим строится на фундаменте предшествующих и добавляет новые факторы сложности, это не происходит предопределенным или механическим образом. Различные сегменты человечества, живя в разных психологических сферах, будут двигаться одновременно каждый к своему будущему. Это всегда можно объяснить постфактум, но не всегда можно предсказать. Хотя связи между внешними условиями жизни и мимами, лежащими в нас, направляют наше будущее, факторы свободы выбора индивидуума делают динамику живой не поддающейся чисто рациональному мышлении

Несмотря на это, поскольку наши знания и опыт аддитивны, в целом движение по Спирали идет в сторону большей сложности. Это включает в себя четыре характеристики:

  • Расширение психологического пространства - по направлению к более многогранным личностям, разнообразным организационным формам, и гораздо более сложной среды обитания на планете
  • Расширение концептуального пространства - по направлению к более масштабным взглядам на вещи, расширению зон влияния и охвату больших временных отрезков.
  • Последовательное увеличение числа альтернатив - по направлению к большему числу вариантов способов осуществления одной и той же вещи.
  • Последовательное увеличение числа степеней свободы поведения - по направлению к большему числу возможностей в плане того, каким быть, как проявлять свои эмоции, и строить взаимоотношения с другими

Это чем-то напоминает Интеловскую линейку микропроцессоров от когда-то знаменитого 8086, к 286, 386, 486, Пентиуму и дальше.

Принцип 6: Мимы сосуществуют внутри наших «луковичных» профилей

Если бы мы разрезали прозрачную Спираль сверху до низу, мы бы увидели ассиметричный, похожий на луковицу, профиль Мимов. Эта фигура бы отображала силу каждого из закрашенных слоев в каждой из конкретных областей жизни. Поскольку мимы - это образы мышления, присутствующие в нас , а не типы нас , и поскольку мы можем думать о многих вещах - религии, семье, работе, спорте, политике - отсюда следует, что мы можем вмещать в себя несколько различных способов мышления, которые могут по разному соотноситься с различными темами.

Набор мимов - Системы в Людях


Например, эти два профиля иллюстрируют относительную силу и приоритеты восьми глубинных мимов в двух различных индивидуумах. Один сосредоточен вокруг Красной зоны, а другой - больше в Зеленой. Заметьте то, что «Красный» человек думает о религии через Синий мим, и насколько близко Фиолетовый подходит к поверхности в области дома и семьи. С другой стороны, «Зеленый» персонаж активизирует Красный, занимаясь спортом, и сохраняет сильный Оранжевый в бизнесе.

Если бы можно было взглянуть на большую «луковицу» всего человечества, то вы бы увидели, что миллионы людей находятся на различных уровнях Спирали одновременно. Хотя в целом население находится где-то посередине, мы постоянно ощущаем на себе благословения и проклятия вновь пробуждающихся мимов. В этом помогает нам телевидение, даже неосознанно, например, всякий раз, когда мы смотрим вечерние новости. Здесь одновременно, в одном месте «собираются» все человеческие проблемы. Для того, чтобы разобраться в этом переплетении событий требуется незаурядная мыслительная работа. Многие из современных молодых людей страдают от того, что видят грандиозность проблем бытия, но не имеют ключа к их решению, который, конечно, лежит в Спирали

Принцип 7: Мимы в Спирали группируются в слои по шесть

На настоящий момент, похоже, что мимы счастливо живут в группах по шесть. Шесть систем Первого Уровня человеческой одиссеи начались с животного уровня и охватывают наши насущные потребности. Их можно представить себе как первую ступень ракеты, которая отделяется, когда заканчивается топливо. Следующий уровень подобен второй ступени, которая уточняет и корректирует траекторию, грубо заданную первой. И это уточнение траектории не имеет конца, потому что Спираль человеческих желаний имеет только начало. Исключением является только выход в другое измерение, за пределы индивидуального или расширенного эгоцентризма.

В настоящее время мы находимся посредине перехода с Первого Уровня шести мимов ко Второму Уровню Спирального развития. Как писал Грейвз: «После животных страхов выживания (Бежевый), боязни духов (Фиолетовый) и других хищных людей (Красный), страха преступить заведенный порядок (Синий), страха собственной жадности (Оранжевый) и боязни общественного неодобрения (Зеленый), неожиданно человеческое сознание оказывается на свободе. Теперь высвободив всю свою энергию для познания, человек сосредоточивается на себе и своем мире (Желтый, Бирюзовый и т.д.)

Помимо существенного избавления от всех этих видов страха, другие важные различия между Первым и Вторым уровнями включают в себя заметное расширение концептуального пространства, устранение принуждения, способность многому учиться из многих источников и тенденцию делать больше с меньшими затратами энергии или ресурсов.

Однако, этот процесс роста не обязательно приятен. Каждый шаг движения по Спирали решает один набор проблем и порождает новый. Сегодня многие люди ощущают себя истощенными, пройдя за свою жизнь через три или четыре подобных болезненных перехода. Некоторые сперва испытывали влияние Синего Закона и были верными последователями благородного дела. Но затем прагматизм Оранжевых Амбиций сдвинул их фокус к индивидуальным материалистическим целям и финансовым играм. «Пусть другие идут на жертвы ради будущего, не я», - стали говорить они. Затем, по мере того, как эти миры материального успеха начали распутываться, они стали рассматривать стареющих себя и других через Зеленое стекло. «Несомненно, это же не все в жизни?» - спрашивают они. «Да, человек не стоит даже того, что вы сказали!» - отвечает ему умное, но раздраженное и становящееся все более Красным «поколение» X по всему земному шару.

В то самое время, как эгоцентрические драконы Красного мима и демоны Фиолетового продолжают преследовать нас и выкачивать нашу энергию с одного конца Спирали, люди, находящиеся на другом, также ломают головы в поиске образа бытия, который включал бы самоуважение и участливое отношение к другим в этом сложном мире. Как много нам приходится разб ира ться в своих сердцах и умах, когда мы думаем о переходе с Первого Уровня ко Второму.

Желтый, первый из уровней «бытия» (а не потребностей), начинает этот Второй Уровень мимов с повторения основных шести тем нашей истории - вновь выживание, но теперь в контексте информационно насыщенной, высоко мобильной «глобальной деревни». Восьмая (Бирюзовая) система является повторением второй, но порядок величины более сложен - Мега-сообщества, Мега-тенденции и Мега-потрясения - воплощая все, что происходило на Первом Уровне. Если этот любопытный аспект «шестеричной» теории окажется справедливым, то девятый (Коралловый) будет версией третьего Красного уровня. Это может иметь грозные последствия для геополитики, рынка и нас, как индивидуумов. И вместе с тем история продолжается...

В заключение приведем еще две интересные /полезные таблицы, связанные со Спиральной Динамикой

Модель Менеджмента Грейвза

Мим Идеальный супервизор Пути обучения Стратегии общения
Бежевый Поставщик Адаптация Вкус/Осязание/Обоняние/Зрение/Слух Простое обращение к чувствам
Фиолетовый Заботливый вождь Выработка условного рефлекса (по Павлов) Ритуалистическая. Почитание сильных личностей, обращение к понятиям семьи, совместного пользования, безопасности и магии
Красный Энергетический Сильный Большой босс Принцип отвращения к боли у мясников Прямая, резкая манера разговора; Сильная, «В чем моя выгода здесь и сейчас», Суть. Дешевый, «простецкий» блеск
Синий Внешние силы, Единственный правильный путь, Последовательный, Авторитарный Распространение истины со страхом неудачи Почтение к «системе», обращение к традициям, самопожертвованию, сроку службы, патриотизму и стабильности в будущем
Оранжевый Ориентированный на успех, Успешный, Предприниматель Экспериментальный метод проб и ошибок Успешные, высокие образцы для подражания, Образы успеха, достижений, личного роста; «Утонченный» блеск
Зеленый Ориентированный на людей, Просвещенный, Друг Наблюдение Эмпиризм Теплые, обращенные к людям, сплачивающие речи. Поддерживающие и «помогающие» образы со служащими и покупателями / клиентами
Желтый Взгляд целостной картины, Серьезный партнер Все системы Функциональная информация для всех, кому нужно знать. Хай-тек, Свободный доступ

Спиральная динамика Грейвза

По материалам Д.Бека и К.Кована

Развивая концепции иерархии человеческих потребностей А. Маслоу, во второй половине прошлого века выдающийся психолог К.Грейвз, обработав огромное количество экспериментальных и статистических данных, сформулировал удивительную модель системы человеческих ценностей. Его работы были развиты Доном Беком и Кристофером Кованом, которые построили на их основе целое новое направление в социопсихологии, которую они назвали «миметика» или Спиральная Динамика.

В настоящее время Спиральная Динамика захватывает живой интерес не только ученых, но и политиков, бизнесменов, педагогов и др., которые находят ее удобным инструментом для анализа и решения многих практических задач, связанных с управлением и обучением. В России эта тема практически не знакома. Поэтому мы будем рады изложить здесь основные концепции Спиральной Динамики, приведя переложение на русский язык некоторых глав из книги Д.Е.Бека и К.К.Кована “ Spiral Dynamics - Mastering Values, Leadership, and Change

Основные характеристики мимов

Сначала мы опишем характеристики тех невидимых глубинных образов мышления (мимов), которые часто неосознаваемо влияют на людей. Затем мы заглянем в законы, правила и принципы, которые влияют на сдвиги, развитие и внутреннюю организацию в этих развивающихся способах бытия.

Мим проявляет себя в виде мировоззрения, системы ценностей, уровня психологического существования, структуры убеждений, организующих принципов, способа мышления и образа жизни.

Мимы обладают следующими качествами:

1. Мимы проявляют глубинные образы мышления, которые формируют системы и влияют на поведение человека: Мим содержит в себе базовый пакет мыслей, мотивов и инструкций, которые определяют то, как мы принимаем решения и расставляем приоритеты в жизни. Каждый из нас имеет свой собственный входной и передающий каналы, способы организации, уровень интенсивности, правила поведения, и набор предположений относительно того, Как устроен мир.