Трансформация чеченского сопротивления

(1944-12-25 ) Страна Род деятельности Лидер антисталинского движения

Хасан Исраилов, Хасан Терлоев(ский) ( (1910 ) - 25 декабря ) - организатор антисоветского , позднее коллаборационистского движения в Чечне в 1940-1944 годах, представитель чеченской интеллигенции, чеченец по происхождению (тайп Терлой). Член ВКП(б) с 1929 года, занимался литературной деятельностью.

Ранние годы

Точных сведений о месте и времени рождения Х. Исраилова нет. Разные источники называют разные даты его рождения: 1903 год - согласно характеристике НКГБ СССР , 1907 год - из письма наркома внутренних дел Грузии Г. Т. Каранадзе Л. П. Берии (со ссылкой на обнаруженный в августе 1943 года дневник Х. Исраилова), 1910 год - по сведениям А. Г. Авторханова . Иногда местом рождения Х. Исраилова называют «аул» Нашха , однако Нашха является областью, а не единичным населённым пунктом, что вызывает сомнения в достоверности данных. Возможно, на происхождение, и место рождения Х. Исраилова, может указывать его псевдоним - Терлоев/Терлоевский , взятый Х. Исраиловым по названию своего тайпа - Терлой .

Осенью 1942 года начальник отдела по борьбе с бандитизмом Чечено-Ингушского НКВД Идрис Алиев и другие работники того же отдела имели ряд встреч с Исраиловым и другими руководителями повстанческих групп. Тогда же в доме одного из жителей села Мужичи состоялись переговоры Исраилова с немецкими офицерами об «оказании содействия наступающим германским войскам» :817 .

В секретной переписке с Исраиловым состоял нарком НКВД Чечено-Ингушетии Султан Албогачиев , а после перевода последнего в Москву её продолжил сменивший Албогачиева на этом посту Виктор Дроздов :819 . Из опубликованных в 1990-е годы документов следует, что Исраилов и другие руководители повстанческих групп поддерживали связь с германской агентурой во Владикавказе через руководителей республиканского НКВД. Кроме того, контакты между командирами немецких диверсионных групп и Исраиловым носили эпизодический характер и происходили только через сотрудников советских спецслужб, действовавших под видом нелегалов и выполнявших функции проводников и советников :820:

Нет сомнений в том, что все эти контакты осуществлялись в рамках тайной операции по выявлению действовавших антисоветских групп и их каналов связи с секретными службами Германии в контексте обороны нефтепромышленного Грозного. Нельзя было допустить высадки мощного десанта в горах, от которых Грозный отстоял всего в 30 километрах. С этой целью содержались в качестве приманки «повстанческие» группы и велась оперативная игра с несколькими реальными противниками советской власти (объективно они выполняли роль «подсадных уток»).

Все недовольные советской властью, контактировавшие с Исраиловым, рано или поздно попадали в руки НКВД. Хасуха Магомадов , примкнувший к группе Исраилова, вскоре заметил эту закономерность. После гибели очередной группы немецких парашютистов он тайно покинул банду и до самой своей гибели в 1976 году действовал самостоятельно :234 .

В ноябре 1944 года Исраилов писал наркому НКВД Чечено-Ингушетии В. А. Дроздову:

Дорогой Дроздов, я писал телеграммы в Москву. Прошу передать их по адресам и через Яндарова прислать мне расписки почтой с копией Вашей телеграммы. Дорогой Дроздов, я прошу Вас сделать все возможное и для того, чтобы добиться из Москвы прощения за мои грехи, ибо не так велики, как рисуются. Прошу прислать мне через Яндарова копировальной бумаги 10-20 штук, доклад Сталина от 7 ноября 1944 года, военно-политические журналы и брошюры не менее 10 штук, химических карандашей 10 штук.

Дорогой Дроздов, прошу сообщить мне о судьбе Хусейна и Османа, где они, осуждены ли они или нет.
Дорогой Дроздов, я нуждаюсь в лекарстве против туберкулезной бациллы, пришли наилучшее лекарство.
С приветом - писал Хасан Исраилов (Терлоев) .

Реальная численность банды Исраилова, включая внедрённых в её состав агентов НКВД, никогда не превышала 14 человек :824 .

25 декабря 1944 года Хасан Исраилов был смертельно ранен в результате спецоперации организованной НКВД для его задержания.

[[К:Википедия:Статьи без изображений (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без изображений (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Исраилов, Хасан Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Исраилов, Хасан Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Исраилов, Хасан Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Исраилов, Хасан Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Исраилов, Хасан Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Исраилов, Хасан

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Хасан Исраилов

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Лидер антисталинского движения

Дата рождения:

? (по разным данным 1903, 1907, 1910)

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Биография

Ранняя биография

Разные источники называют разные даты рождения Исраилова: (по характеристике НКГБ СССР) , (по письму наркома внутренних дел Грузии Каранадзе Лаврентию Берии со ссылкой на обнаруженный в августе дневник Исраилова), (по сведениям Абдурахмана Авторханова) гг. Получил исламское и светское образование. Член ВКП(б) с , работал корреспондентом «Крестьянской газеты» , писал также стихи и пьесы.

Начало повстанческой деятельности

Когда он возвращается в Чечню, в январе 1940 года его вызывают к новому секретарю обкома Быкову и предлагают подать заявление о восстановлении в партии. Через несколько дней он действительно присылает в обком заявление следующего содержания[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] :

Вот уже двадцать лет, как Советская власть ведёт войну на уничтожение моего народа по частям - то как кулаков, то как мулл и «бандитов», то как «буржуазных националистов». Теперь я убедился, что война отныне ведётся на истребление всего народа. Поэтому я решил встать во главе освободительной войны моего народа. Я слишком хорошо понимаю, что не только одной Чечено-Ингушетии, но даже и всему национальному Кавказу трудно будет освободиться от тяжёлого ярма красного империализма, но фанатичная вера в справедливость и законная надежда на помощь свободолюбивых народов Кавказа и всего мира вдохновляют меня на этот в ваших глазах дерзкий и бессмысленный, а по моему убеждению единственно правильный исторический шаг. Храбрые финны доказывают сейчас, что великая рабовладельческая империя бессильна против маленького, но свободолюбивого народа. На Кавказе вы будете иметь вторую Финляндию, а за нами последуют другие угнетённые народы.

Деятельность во время ВОВ

После начала Великой Отечественной войны перешёл на нелегальное положение и приступил к подготовке восстания.

28 января 1942 года на нелегальном собрании учреждает «Особую партию кавказских братьев » (ОПКБ) ставящей себе целью «создание на Кавказе свободной братской Федеративной республики государств братских народов Кавказа по мандату Германской империи». Позднее ОПКБ была переименована в «Национал-социалистическую партию кавказских братьев».

24 декабря 1944 года Исраилов был смертельно ранен в результате спецоперации НКВД.

  • Отрывок, характеризующий Исраилов, Хасан

    – Вас интересуют книги, Мадонна Изидора?..
    «Мадонной» в Италии звали женщин и девушек, когда при обращении им выражалось уважение.
    У меня похолодела душа – он знал моё имя... Но зачем? Почему я интересовала этого жуткого человека?!. От сильного напряжения закружилась голова. Казалось, кто-то железными тисками сжимает мозг... И тут вдруг я поняла – Караффа!!! Это он пытался мысленно меня сломать!.. Но, почему?
    Я снова взглянула прямо ему в глаза – в них полыхали тысячи костров, уносивших в небо невинные души...
    – Какие же книги интересуют вас, Мадонна Изидора? – опять прозвучал его низкий голос.
    – О, я уверенна, не такие, какие вы ищете, ваше преосвященство, – спокойно ответила я.
    Моя душа испуганно ныла и трепыхалась, как пойманная птица, но я точно знала, что показать ему это никак нельзя. Надо было, чего бы это не стоило, держаться как можно спокойнее и постараться, если получится, побыстрее от него избавиться. В городе ходили слухи, что «сумасшедший кардинал» упорно выслеживал своих намеченных жертв, которые позже бесследно исчезали, и никто на свете не знал, где и как их найти, да и живы ли они вообще.
    – Я столько наслышан о вашем утончённом вкусе, Мадонна Изидора! Венеция только и говорит – о вас! Удостоите ли вы меня такой чести, поделитесь ли вы со мной вашим новым приобретением?
    Караффа улыбался... А у меня от этой улыбки стыла кровь и хотелось бежать, куда глядят глаза, только бы не видеть это коварное, утончённое лицо больше никогда! Он был настоящим хищником по натуре, и именно сейчас был на охоте... Я это чувствовала каждой клеткой своего тела, каждой фиброй моей застывшей в ужасе души. Я никогда не была трусливой... Но я слишком много была наслышана об этом страшном человеке, и знала – его не остановит ничто, если он решит, что хочет заполучить меня в свои цепкие лапы. Он сметал любые преграды, когда дело касалось «еретиков». И его боялись даже короли... В какой-то степени я даже уважала его...
    Изидора улыбнулась, увидев наши испуганные рожицы.
    – Да, уважала. Но это было другое уважение, чем то, что подумали вы. Я уважала его упорство, его неистребимую веру в своё «доброе дело». Он был помешан на том, что творил, не так, как большинство его последователей, которые просто грабили, насиловали и наслаждались жизнью. Караффа никогда ничего не брал и никогда никого не насиловал. Женщины, как таковые, не существовали для него вообще. Он был «воином Христа» от начала до конца, и до последнего своего вздоха... Правда, он так никогда и не понял, что, во всём, что он творил на Земле, был абсолютно и полностью не прав, что это было страшным и непростительным преступлением. Он так и умер, искренне веря в своё «доброе дело»...
    И вот теперь, этот фанатичный в своём заблуждении человек явно был настроен заполучить почему-то мою «грешную» душу...
    Пока я лихорадочно пыталась что-то придумать, мне неожиданно пришли на помощь... Мой давний знакомый, почти что друг, Франческо, у которого я только что купила книги, вдруг обратился ко мне раздражённым тоном, как бы потеряв терпение от моей нерешительности:
    – Мадонна Изидора, Вы наконец-то решили, что Вам подходит? Мои клиенты ждут меня, и я не могу потратить весь свой день только на Вас! Как бы мне это не было приятно.
    Я с удивлением на него уставилась, но к своему счастью, тут же уловила его рискованную мысль – он предлагал мне избавиться от опасных книг, которые я в тот момент держала в руках! Книги были любимым «коньком» Караффы, и именно за них, чаще всего, умнейшие люди угождали в сети, которые расставлял для них этот сумасшедший инквизитор...
    Я тут же оставила большую часть на прилавке, на что Франческо сразу же выразил «дикое неудовольствие». Караффа наблюдал. Я сразу же почувствовала, как сильно его забавляла эта простая, наивная игра. Он прекрасно всё понимал, и если бы хотел – мог преспокойно арестовать и меня, и моего бедного рискового друга. Но почему-то не захотел... Казалось, он искренне наслаждался моей беспомощностью, как довольный кот, зажавший в углу пойманную мышь...
    – Разрешите Вас покинуть, Ваше преосвященство? – даже не надеясь на положительный ответ, осторожно спросила я.
    – К моему великому сожалению, мадонна Изидора! – с деланным разочарованием воскликнул кардинал. – Вы позволите как-нибудь заглянуть к вам? Говорят, у Вас очень одарённая дочь? Мне бы очень хотелось познакомиться и побеседовать с ней. Надеюсь, она так же красива, как её мать...
    – Моей дочери, Анне, всего десять лет, милорд, – как можно спокойнее ответила я.
    А душа у меня кричала от животного ужаса!.. Он знал про меня всё!.. Зачем, ну зачем я была нужна сумасшедшему Караффе?.. Почему его интересовала моя маленькая Анна?!
    Не потому ли, что я слыла знаменитой Видуньей, и он считал меня своим злейшим врагом?.. Ведь для него не имело значения, как меня называли, для «великого инквизитора» я была просто – ведьмой, а ведьм он сжигал на костре...
    Я сильно и беззаветно любила Жизнь! И мне, как и каждому нормальному человеку, очень хотелось, чтобы она продолжалась как можно дольше. Ведь даже самый отъявленный негодяй, который, возможно, отнимал жизнь других, дорожит каждой прожитой минутой, каждым прожитым днём своей, драгоценной для него, жизни!.. Но именно в тот момент я вдруг очень чётко поняла, что именно он, Караффа, и заберёт её, мою короткую и такую для меня ценную, не дожитую жизнь...

    Самая большая трагедия чеченского народа развернулась, когда в Кремле утвердился кавказец Иосиф Сталин. Его жестокая национальная политика привела к тому, что народы Кавказа, прежде поддержавшие власть Советов, стали ее самыми непримиримыми противниками. Одним из самых ярких лидеров чеченского сопротивления сталинскому режиму является писатель и публицист Хасан Исраилов, с кучкой повстанцев бросивший вызов огромной машине террора.

    Путь чеченского комсомольца

    Хасан Исраилов известен также, как Хасан Терлоев, по псевдониму, взятому им по названию своего тейпа. Разные источники называют разные даты рождения Исраилова: 1903 год - по характеристике НКГБ СССР, 1907 год - по письму наркома внутренних дел Грузии Каранадзе Лаврентию Берии со ссылкой на обнаруженный в августе 1943 дневник Исраилова, 1910 год - по сведениям чеченского историка Абдурахмана Авторханова.

    Родился он в селении Нашхой Галанчожского района Чечни. В семье из шести братьев он был самым младшим. Примечательно, что он получил и исламское, и светское образование. В 1929 году окончил в Ростове-на-Дону среднюю школу. В том же году, уже будучи комсомольцем, вступил в ряды ВКП(б).

    Но активно в политических делах не участвовал и целиком посвятил себя творческой деятельности в области художественной литературы, к которой он имел не только личную страсть, но и большое призвание. Писал преимущественно стихи и пьесы. В силу своей профессии и внутренней потребности рассказать внешнему миру правду, насколько это возможно при советских условиях, Исраилов сделался постоянным корреспондентом московской «Крестьянской газеты ».

    Как пишет Авторханов, статьи Исраилова в «Крестьянской газете », сильные по аргументации и резкие по духу, имели только одну тему: как местные советские и партийные чиновники притесняют чеченский народ. Под видом защиты общесоветских законов от местных исполнителей Исраилов умело критиковал эти самые законы на конкретных примерах и людях. Конечно, такая «писательская карьера» не могла быть успешной и безнаказанной.

    По инициативе местных чекистов весной 1931 года Хасан Исраилов был арестован и «за контрреволюционную клевету», «за связь с бандой» и осужден на 10 лет. Через три года, после энергичного вмешательства «Крестьянской газеты » и после того, когда выяснилось, что некоторые из чиновников, которых Исраилов критиковал как «грабителей и взяточников», оказались ими и на самом деле, Исраилов был освобожден и даже восстановлен в партии.

    После своего освобождения Исраилов уехал в Москву на учебу в Коммунистический университет трудящихся Востока имени Сталина (КУТВ) - заведение Коминтерна, действовавшее в столице с 1921 по 1938 годы. Этим временем вышли две книги его художественных произведений, написанных в тюрьме.

    Переход в оппозицию

    Но Исраилов постепенно отходит от поэзии и переходит к активной политической деятельности. Уже, будучи в Москве, совместно с другими чечено-ингушскими работниками Абдурахманом Авторхановым, Хусейном Исраиловым, Хасан-Беком Атабаевым, Нурдином Музаевым, Хаджибекаром Мураловым, Магомедом Мамакаевым, Шамсудином Айсхановым и Хасан-Беком Гелагаевым, он подает заявление Советскому правительству.

    В заявлении указывается, что продолжение нынешнего курса советской политики, начавшей наступление на религию и национальное наследие чеченского народа, неминуемо приведет к всеобщему народному восстанию. Поэтому Исраилов и его соратники требовали смены курса и снятия с постов первого секретаря обкома ВКП(б) республики Егорова и народного комиссара внутренних дел Раева.

    Советское правительство пересылает заявление для «проверки» на место. Все кончается обычным результатом: арестом Исраилова и его друзей. Когда же в начале 1939 года Раев и Егоров были арестованы как «враги народа», Исраилова вновь освобождают. Его вызвали в обком к новому секретарю обкома Быкову и предложили подать заявление, чтобы восстановиться в партии. Заявление он, действительно, прислал, но совершенно другого содержания:

    «Вот уже двадцать лет, как Советская власть ведет войну на уничтожение моего народа по частям - то, как кулаков, то как мулл и «бандитов», то как «буржуазных националистов». Теперь я убедился, что война отныне ведется на истребление всего народа. Поэтому я решил встать во главе освободительной войны моего народа».

    «Я слишком хорошо понимаю, - продолжает Исраилов, - что не только одной Чечено-Ингушетии, но даже и всему национальному Кавказу трудно будет освободиться от тяжелого ярма красного империализма, но фанатичная вера в справедливость и законная надежда на помощь свободолюбивых народов Кавказа и всего мира вдохновляют меня на этот в ваших глазах дерзкий и бессмысленный, а по моему убеждению единственно правильный исторический шаг».

    «Храбрые финны доказывают сейчас, что великая рабовладельческая империя бессильна против маленького, но свободолюбивого народа. На Кавказе вы будете иметь вторую Финляндию, а за нами последуют другие угнетенные народы », - заключил он.

    Начало восстания

    Вдохновленный примером финнов, сопротивлявшихся СССР, Хасан Исраилов в январе 1940 года начинает восстание против сталинского режима. В первые же дни оно имело успех. К началу февраля 1940 года Хасан Исраилов уже овладел Галанчожем, Саясаном, Чаберлоем и частью Шатоевского района. Повстанцы вооружались за счет разоружения и разгрома карательных отрядов.

    После очищения большинства горных районов от большевиков был созван вооруженный народный съезд в Галанчоже и объявлено провозглашение «временного народно-революционного правительства Чечено-Ингушетии» во главе с самим Хасаном Исраиловым.

    Заключение советско-финского договора было сильным моральным ударом по движению Исраилова. Однако он не терял надежды, что будет поддержан не только другими народами Кавказа, что в начавшейся мировой войне Сталин погибнет под ударом объединенных сил демократических держав.

    В своих воззваниях к народу Исраилов пророчил именно такой исход войны. Когда началась советско-германская война, разумеется, размах и масштаб восстания Исраилова разрослись. 28 января 1942 года Исраилов учредил «Особую партию кавказских братьев » (ОПКБ), ставившую себе целью создание на Кавказе свободной братской Федеративной республики государств братских народов Кавказа.

    А в феврале 1942 года, то есть, когда еще немцы находились у Таганрога - в 500 километрах от Чечено-Ингушетии, чеченский юрист Майрбек Шерипов, брат известного революционера и национального героя Чечни Асланбека Шерипова, поднял восстание в Шатое и Итум-Кале и присоединился к Хасану Исраилову.

    Обвинение в связях с немцами

    Абдурахман Авторханов в своей книге «Народоубийство в СССР » пишет: «Когда, в связи с войной, усилилось существовавшее беспрерывно уже два десятка лет партизанское движение в горах Чечено-Ингушетии, советская власть решила, что чеченцы и ингуши имеют связь с немцами ». Данный поворот событий оказался роковым не только для чеченцев и ингушей, но и для других народов Кавказа.

    Примечательно, что в отличие от прежних кавказских восстаний во главе с имамами и кадиями, это движение возглавлялось чеченской интеллигенцией новой волны - писателем Хасаном Исраиловым и юристом Майрбеком Шериповым. Это обстоятельство, что теперь во главе антисоветского партизанского движения в горной Чечено-Ингушетии стали люди с большим образованием и политическим кругозором, дало НКВД повод строить свою лживую версию о том, что чечено-ингушским партизанским движением руководят немцы.

    Однако достаточно указать на тот общедоступный для проверки факт, что, находясь даже прямо у границ Чечено-Ингушской республики, немцы не перебросили в Чечено-Ингушетию ни одной винтовки, ни одного патрона. Перебрасывались только отдельные шпионы и большое количество листовок. Но это делалось везде, где проходил фронт.

    Но главное - восстание Исраилова началось еще зимой 1940 года, то есть еще тогда, когда Сталин находился в союзе с Гитлером.

    Ни большевикам, ни нацистам

    Тем не менее, Исраилов пытался воспользоваться военной ситуацией так, как это было логично сделать в ситуации нападения на его противника третьей силы. Он предлагал воспользоваться борьбой гитлеровского режима против большевизма для освобождения всего Кавказа и объявления его полной независимости.

    Тогда был создан объединенный военный штаб повстанцев и соответственно реорганизовано повстанческое правительство. Мятежники через своих представителей пытались донести до немцев, что если только «освобождение Кавказа будет заключаться в замене одних колонизаторов другими, то для кавказцев это явится лишь новым этапом продолжающейся национально-освободительной войны».

    Таким образом, лидеры восстания предельно четко дали понять, что они не собираются быть ни под властью большевиком, ни под властью нацистской Германии, и что их конечной целью является именно независимость Кавказа от каких бы то ни было мировых держав. Но и этого факта сталинскому режиму хватило не только для обвинения повстанцев в пособничестве немцам, но и в бомбежках горной части Чечни и Ингушетии в 1942 году.

    Эти бомбежки в горах Чечено-Ингушской республики привели к огромному количеству жертв среди женщин, детей и стариков. Как пишет Авторханова, в аулах Шатоя, Итум-Кале и Галанчожа жителей, убитых воздушной бомбежкой и артиллерийскими обстрелами большевиков, числилось больше, чем оставшихся в живых. Найти там не раненого человека было редкостью. И это при том, что немцы ни разу не вступали на чечено-ингушскую территорию.

    Трансформация чеченского сопротивления

    Стоит отметить, что характерной чертой повстанческо-партизанского движения Чечено-Ингушетии того времени являлось то, что, вместо бывших духовных авторитетов - имамов и шейхов, во главе его постепенно становились люди чисто светские и политически вполне разбирающиеся во всех тонкостях как советской колониальной политики на Кавказе, так и ее империалистическо-экспансивных устремлениях в мировом масштабе.

    Это было связано с тем, что мусульманские народы Кавказа, приветствовавшие вначале Октябрьскую революцию, какосвобождение от гнета царизма, получившие равные права с остальными, со временем начали все больше разочаровываться в советской власти. Когда большевики начали наступление на Ислам, принялись за закрытие мечетей, отмену арабского алфавита, все больше кавказцев, веривших большевикам, начали становиться их противниками.

    Среди молодой советской интеллигенции на Кавказе находились те, кто, сознательно отказываясь от соблазнительных перспектив иллюзорной личной карьеры, становились во главе общенационального, беспримерно тяжелого, а в глазах многих и безнадежного дела борьбы за свободу своего истерзанного и погибающего народа. К категории таких молодых национальных вождей чечено-ингушского народа и принадлежали Хасан Исраилов и Майрбек Шерипов.

    В случае Майрбека Шерипова примечательно, что он был братом чеченского революционера Асламбека Шерипова, устанавливавшего советскую власть в горах Кавказа. А уже его брат Майрбек Шерипов разочаровался в этой власти и поднял против нее восстание. Но, как бы то ни было, активно выступал против этой власти все-таки не весь народ, а только его часть.

    Хасан Исраилов (1903 – 1944) – родился в с. Нашхой Галанчожского района Чечни. В семье из шести братьев был самым младшим. Выходец из чеченского тейпа Т1ерлой. Один из лидеров национально-освободительной борьбы чеченского народа.

    В 1929 г. окончил в Ростове-на-Дону среднюю школу. Будучи комсомольцем в том же году вступил в ряды ВКП. Но активно в политических делах не участвовал и целиком посвятил себя творческой деятельности в области художественной литературы, к которой он имел не только личную страсть, но и большое призвание. Хасан Исраилов писал преимущественно стихи и пьесы. Получил высшее светское (окончил Московский Коммунистический Университет трудящихся Востока имени Сталина) и религиозное (Исламское) образование.
    Исраилов получил в Чечне известность как корреспондент «Крестьянской газеты», в которой он печатал резкие статьи, разоблачавшие злоупотребления советских чиновников, притесняющих и грабящих простых чеченцев. За эти публикации дважды арестовывался НКВД по обвинению в контрреволюционной клевете – сперва в 31-м году, потом в 37-м. В том же году реабилитирован и возвратился из Сибири.

    В январе 1940 года поднял в Чечне вооруженное антисоветское восстание. Координировал боевые отряды сил чеченского Сопротивления в предвоенное время, а также в годы советско-германской войны. РуководимыеХасаном Исраиловым повстанческие отряды контролировали целые районы Чечни, а Галанчожский район даже после депортации вайнахов контролировался силами Сопротивления вплоть до 1957 года. В 1944 году ХасанИсраилов был убит агентами НКВД. Сообщалось об этом Сталину в донесении от Л.П.Берия 29 декабря 1944 года:
    «В горной Чечне агентами НКВД убит руководитель повстанческого движения Х.Исраилов, «труп опознан и сфотографирован. Агентура переключена на ликвидацию остатков бандглаварей». На территории бывшейЧечено-Ингушской АССР продолжают действовать свыше 80 бандитских группировок»…

    Хасан Исраилов входил в круги вайнахской интеллигенции своего времени наряду с Абдурахманом Авторхановым, Хусейном Исраиловым, Хасан-Беком Атабаевым, Нурдином Музаевым, Хаджибекаром Мураловым, МагомедомМамакаевым, Шамсудином Айсхановым, Хасан-Беком Гелагаевым и др.
    Попытки оклеветать данного человека советской пропагандой провалились, и историческая справедливость восстановлена. Человек-легенда, наш земляк Хасан Исраилов.

    В качестве приложения предлагаем Вам к ознакомлению отрывок из письма, написанного Хасаном Исраиловым секретарю обкома Быкову:

    «Вот уже двадцать лет, как Советская власть ведет войну на уничтожение моего народа по частям – то как кулаков, то как мулл и «бандитов», то как «буржуазных националистов». Теперь я убедился, что война отныневедется на истребление всего народа. Поэтому я решил встать во главе освободительной войны моего народа. Я слишком хорошо понимаю, что не только одной Чечено-Ингушетии, но даже и всему национальному Кавказутрудно будет освободиться от тяжелого ярма красного империализма, но фанатичная вера в справедливость и законная надежда на помощь свободолюбивых народов Кавказа и всего мира вдохновляют меня на этот вваших глазах дерзкий и бессмысленный, а по моему убеждению единственно правильный исторический шаг. Храбрые финны доказывают сейчас, что великая рабовладельческая империя бессильна против маленького, носвободолюбивого народа. На Кавказе вы будете иметь вторую Финляндию, а за нами последуют другие угнетенные народы.

    «Эти люди, пережившие на своей шкуре 24 года
    коммунистического счастья, уже в 1941 знали то,
    чего не знал еще никто в мире: что на всей планете
    и во всей истории не было режима более злого,
    кровавого и вместе с тем более лукаво-изворотливого,
    чем большевистский, самоназвавшийся "советским".
    Что ни по числу замученных, ни по вкоренчивости
    на долготу лет, ни по дальности замысла, ни сквозной
    унифицированной тоталитарностью не может
    сравниться с ним никакой другой земной режим,
    ни даже ученический гитлеровский, к тому времени
    затмивший Западу все глаза. И вот - пришла пора,
    оружие давалось этим людям в руки, - и неужели они
    должны были смирить себя, дать большевизму
    пережить свой смертельный час, снова укрепиться
    в жестоком угнетении - и только тогда начинать с
    ним борьбу (и посегодня не начатую почти нигде в мире)?
    Нет, естественно было повторить прием самого
    большевизма: как он сам вгрызся в тело России,
    ослабленное Первой мировой войной, так и бить его
    в подобный же момент во Второй!»

    Александр Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»

    Сталин депортировал в годы Второй мировой войны целиком и также отчасти представителей свыше шестидесяти национальностей, не говоря даже о самом государственном строе, тотально подавлявшем подвластные народы, коснувшись всех. Однако, несмотря на это, российская пропаганда до сих пор, искажая историю, преподносит причиной депортаций народов тех времен так называемые «бандгруппы», поднимавшие восстания против правящего режима. Если следовать этой логике до конца, то Сталин во главе советского государства должен бы был депортировать в первую очередь русский народ, который в числе до миллиона человек переходил на сторону немецкой армии. Поэтому прежде чем говорить о бандеровцах, надо бы напомнить самим себе и о власовцах. И если даже, вопреки истории, никаких массовых переходов на сторону немцев тогда не было, а все это-де следствие войны, то зачем нужно было своих же расстреливать и прогонять через лагеря миллионами? Разве не было тогда само это правительство предательским? Так как мы можем эту данность определить победой?

    Гитлер использовал схожие методы правления с вождем большевиков и недаром Сталин так восхищался Германией, оказывая ей материальную помощь и посылая Гитлеру поздравительные телеграммы. И кто знает, не напади Гитлер на Советский Союз или Сталин на Германию, трудно было бы и вообразить такое единомыслие в средствах и целях. Однако перед Сталиным Гитлер оказался всего лишь мальчиком, потому что до подобных высот первого последнему подняться было не по зубам. Тем более что Гитлер подвергал репрессиям другие народы, но не свой немецкий, а Сталин как раз собственные народы и в первую очередь русский. Если бы не удалось чьей-то умелой рукой рассорить Гитлера и Сталина, попросту долженствовавших стать закономерными союзниками, то затем предателями были бы уже те, кто шел бы и против Гитлера, потому что виноват всегда проигравший.

    Российская пропаганда до сих пор определяет сопротивленцев тому советскому тираническому режиму как бандитов, предателей, коллаборационистов и т.д. Излюбленный же прием идеологических заправил Кремля, когда собственные оккупации ими преподносятся как патриотизм, а освободительные процессы в этой борьбе как национализм. Поистине у двойных стандартов нет границ. Сталин обвинил в коллаборационизме депортированные им народы, тогда как сама же Советская власть утвердилась, используя изощренным образом тогдашнюю ситуацию, когда Россия была ослаблена в Первой мировой войне. Так почему же другим нельзя применять те же методы?

    Во Вторую мировую финны, слаженно организовавшись под угрозой военно-политической обстановки, дав жару советским войскам, защитились от большевистской России. Но почему-то до сих пор никто в мире не говорит о них как о предателях! Вот поэтому выход из-под опеки России и есть настоящее избавление от «предательства». И пусть такие, как Сталин, поднимают тосты за храбрых финнов, а не гноят их и всех, депортируя, в ссылках, да еще и обливая грязью, несмотря на участие в войне на стороне Советского Союза. Тогда в войне, как пишут историки, советские войска-освободители, начиная с маршала Жукова и его окружения, награбили добра в Германии и вывезли в Советский Союз, к себе домой. Потому как сказано, не вызывает удивления и то, что их наследники затем разграбили собственную страну. Поистине народ и армия – едины.

    Мы не будем подробно рассматривать здесь биографию одного из тогдашних лидеров сопротивления Чечни Хасана Исраилова, известного и как Хасан Терлоев, что можно почерпнуть из других источников. Наша же задача - выявить сам смысл позыва сердца этого сына Кавказа. Упомянем вкратце, что Исраилов родился в 1911 году в селении Никарой Галанчожского района Чечни. По окончании средней школы в городе Ростов-на-Дону, имея призвание к писательскому ремеслу, он вскоре стал корреспондентом московской «Крестьянской газеты». Затем, продолжив образование, окончил в Москве Коммунистический университет трудящихся Востока имени Сталина. Работал адвокатом в Шатоевском районе Чечни. Дважды был судим за контрреволюционную пропаганду. Наконец, в январе 1940-го, - за полтора года до нападения Гитлера на Советский Союз!, - подняв восстание, создал свою организацию. В год же депортации или «убийства чечено-ингушского народа» в феврале 1944-го, как назвал свою книгу Абдурахман Авторханов, Исраилов был убит на своей родине в декабре того же года чекистами во главе с Берией.

    Некоторые так называемые чеченские историки, в попытках переиначить историю, с достоинством пишут о том, и небезосновательно, что чеченцы никогда не посягали на другие земли в своем историческом прошлом. Но вот участие в войне чеченцев на стороне России они расписывают в героических образах. Как будто это не входит в вопиющее противоречие с их же аргументацией этой войны как захватнической, да еще и в пользу завоевавшего чеченцев же государства. Есть также псевдоисторическая тенденция в попытках противопоставить движение сопротивления под руководством Исраилова чеченским устазам или религиозным братствам, что не имеет под собой почвы, так как подобного противоречия, а тем более противостояния, не наблюдалось в чеченской истории. Поддержка же некоторыми чеченскими шейхами и их последователями представителей властей в данной ситуации происходила вследствие обреченности высылки чечено-ингушского народа со своей родины и бессмысленности противления этому. Но можем ли мы тогда оправдывать Хасана Исраилова и его соратников? Да, можем, кто-то должен был противостоять режиму, если даже это противостояние было обречено. Так или иначе, но не стоит искать здесь противоречия, так как каждый исполнял свою миссию, где одни оказывают сопротивление, а другие непротивлением пытаются спасти народ.

    На наш взгляд, для тех самых религиозных авторитетов, которые, кстати, восставали и против советского режима, новая власть немецкого государства, в принципе, существенно не отличалась от власти государства российского. Вот почему они не испытывали особой симпатии к Германии. Реальность же была такова, что сохранение своего народа виделось им через нейтралитет, не сквозь сопротивление, а посредством непротивления, но, естественно, не с целью окончательного смирения, а вследствие кровной необходимости сохранения терпения до наступления новых времен, т.е. обретения полной независимости.

    По примеру подобного же «противоречия» в последние времена пытаются уже по-новому переиначить эту историю всего лишь семидесятилетней давности. Хасан Исраилов был-де сотрудником созданной в рамках СС немецкой организации «Анэнербе», которая, в свою очередь, сотрудничала с НКВД. В местном отделении НКВД Исраилову, мол, сказали заняться сбором информации для работавших на Кавказе немецких ученых, и в результате отказа он отсидел в тюрьме, откуда якобы был освобожден по просьбе организации «Анэнербе». Затем Исраилов, получается, волей или неволей, работая на двух господ спецслужб-союзников, начал поиск пещеры с ценностями и артефактов пребывания Пророка Аарона (Харона) на Кавказе и впоследствии, выходит, он неблагодарным образом ликвидирует сотрудников «Анэнербе», нашедших эту пещеру. Причина же его последующей повстанческой борьбы с властями вытекает из этой истории, куда невольно втягиваются и некоторые чеченцы, что послужило поводом почему-то исключительно одному Берии депортировать их всех. Исраилов же собирался через упомянутую «Пещеру Аарона» отправиться по следам в мистическую Шамбалу!

    Теперь же взглянем на эту чекистскую ересь здравым взором. Как известно даже поверхностно знающим историю Чечни тех времен, в сентябре 1942 года состоялась встреча Хасана Исраилова с заброшенными в горы Чечни командирами немецкого десанта полковником Губе Османом и обер-лейтенантом Ланге, где произошла попытка рассмотреть вопросы совместного сопротивления и послевоенного обустройства Кавказа, и которая ни к чему не привела. И здесь заключается самый главный вывод. Вопреки предумышленным домыслам некоторых российских историков, Исраилов, исходя из сказанного выше, ибо нет смысла разведчику ослушаться своего же командования и тем более встречаться с его представителями, убивая своих же, не мог и не являлся ни сотрудником, ни кем-либо другим в иерархии германского Вермахта, а тем более и советского Кремля. Отказался же Исраилов от обоих предложений потому, что ему виделся Кавказ, и это совершенно очевидно, независимым от господства чьей-либо державы. Это также подтверждает и то, что путь, видевшийся религиозным подвижникам и повстанцам сопротивления Чечни, – один и тот же.

    В повстанческом движении Северного Кавказа тех лет было немало достойных имен, как, к примеру, Майрбек Шерипов, брат известного революционера Асланбека Шерипова, погибшего в бою с деникинцами. Однако имя Хасана Исраилова все-таки занимает ведущее место в этом почетном ряду. Он – герой Кавказа, его доблесть и слава. Мы даже можем определить Хасана Исраилова именем нашей победы, павшим от рук чекистской хунты, врага человечества. Придет время, рухнет строй, наследник режима сталинского, и обнажится правда. Мы же не должны дать ее затмить сейчас, потому что каждый проблеск истины расчищает нам скрывающую ее завесу. Верим, вернется к нам вновь имя Хасана Исраилова, как былое имя самой длинной улицы города Грозного в Старопромысловском районе. Захоронен же наш герой на кладбище чеченского селения Алхазурово; и в заключение приведем благородные строки стихотворения «Къонах», о цене доблести и мужества, принадлежащие народному поэту и фольклористу Ахмаду Сулейманову, уроженцу данного селения:


    И я сказал тебе в ответ под гул торжественного пира,
    Что къонах – это славный муж, чья жизнь другим посвящена,
    Что къонах – это тот, на ком покоятся устои мира.

    Ретив и ловок конь в горах, пока подкован крепко он,
    Подковы стерты, – станет конь хромым, беспомощным и вялым.
    Пока есть къонахи средь нас, – незыблем доблести закон,
    И можем смело мы идти по самым трудным перевалам.

    Да, къонах – это богатырь, чье сердце бьется для людей,
    Что служит правде и добру во имя Родины любимой.
    В ком нервы – лука тетива, в ком разум – ярче ста огней,
    Чья, словно сталь, душа тверда и к подлости непримирима.

    Бахвальство презирает он, достойно ценит удальство,
    И мудрость знаний для него дороже всех богатств несметных.
    Когда вы сходитесь на пир, оставьте место для него:
    Кто в битве за Отчизну пал, - тот вечно жив в строю бессмертных.

    Они всегда среди живых – герои, витязи, борцы,
    Кто справедливость утверждал, чья кровь – на пламенных знаменах.
    Чья жизнь прекрасна и чиста, как гор заоблачных венцы,
    Кого народная молва почтила гордым званьем – къонах!

    Мы тост в их честь провозгласим, и роги, полные вина,
    Осушим в память храбрецов, в трудах и битвах непреклонных.
    Что значит къонах, ты спросил, и какова ему цена?
    Народа стойкость, верность, ум и славу воплощает къонах!

    Май 2014 г. Ахьмад Хьачароевский