Ты трус ты вор ты армянин. Ты трус. «Разберись, кто ты — трус иль избранник судьбы»

Максим Горький

«Мои университеты»

Поступить в казанский университет меня уговорил сосед по дому, гимназист Н. Евреинов. Он часто видел меня с книгой в руках и был убеждён, что я создан природой для служения науке. В Казань меня провожала бабушка. В последнее время я отдалился от неё, но тогда почувствовал, что вижу её в последний раз.

В «полутатарском городе» Казани я поселился в тесной квартирке Евреиновых. Жили они очень бедно, «и каждый кусок хлеба, падавший на мою долю, ложился камнем на душу мне». Гимназист Евреинов, старший сын в семье, из-за юношеского эгоизма и легкомыслия не замечал, как тяжело его матери на мизерную пенсию прокормить трёх здоровых парней. «Ещё менее чувствовал это его брат, тяжёлый, молчаливый гимназист». Евреинову нравилось учить меня, но серьёзно заняться моим образованием ему было некогда.

Чем тяжелее была моя жизнь, тем яснее я понимал, что «человека создаёт его сопротивление окружающей среде». Прокормиться мне помогли пристани на Волге, где всегда можно было найти копеечную работу. Десятки прочитанных мною бульварных романов и то, что пережил я сам, тянуло меня в окружение грузчиков, босяков и жуликов. Там я познакомился с профессиональным вором Башкиным, очень умным человеком, до дрожи любящим женщин. Ещё один мой знакомец — «тёмный человек» Трусов, торговавший краденным. Иногда они переправлялись через Казанку в луга, пили и беседовали «о сложности жизни, о странной путанице человеческих отношений» и о женщинах. Я прожил с ними несколько таких ночей. Я был обречён идти по одной с ними дороге. Помешали мне прочитанные книги, возбудившие у меня стремление к чему-то более значительному.

Вскоре я познакомился со студентом Гурием Плетнёвым. Этот смуглый, черноволосый юноша был полон всяческих талантов, которые не трудился развивать. Гурий был беден и жил в весёлой трущобе «Марусовке», полуразрушенном бараке на Рыбнорядской улице, полном воров, проституток и нищих студентов. Переехал в «Марусовку» и я. Плетнёв работал ночным корректором в типографии, и спали мы на одной койке — Гурий днём, а я ночью. Мы ютились в дальнем углу коридора, который снимали у толстомордой сводни Галкиной. Плетнёв расплачивался с ней «весёлыми шутками, игрою на гармонике, трогательными песнями». По вечерам я бродил по коридорам трущобы «присматриваясь, как живут новые для меня люди» и задавая себе неразрешимый вопрос: «Зачем всё это?».

Гурий для этих «будущих и бывших людей» играл роль доброго волшебника, который мог и развеселить, и утешить, и дать добрый совет. Плетнёва уважал даже старший городовой квартала Никифорыч, сухой, высокий и очень хитрый старик, увешанный медалями. Он бдительно следил за нашей трущобой. За зиму в «Марусовке» была арестована группа, пытавшаяся организовать подпольную типографию. Именно тогда состоялось «моё первое участие в делах конспиративных» — я исполнил таинственное поручение Гурия. Вводить меня в курс дел он, однако, отказался, сославшись на мою молодость.

Тем временем Евреинов познакомил меня с «таинственным человеком» — учеником учительского института Миловским. Кружок из нескольких человек собирался у него на дому для чтения книги Джона Стюарта Милля с примечаниями Чернышевского. Моя молодость и необразованность помешали мне понять книгу Милля, и чтение меня не увлекло. Меня тянуло на Волгу, «к музыке трудовой жизни». «Героическую поэзию труда» я понял в день, когда тяжело гружённая баржа наткнулась на камень. Я вошёл в артель грузчиков, разгружавших товары с баржи. «Мы работали с той пьяной радостью, слаще которой только объятие женщины».

Вскоре я познакомился с Андреем Деренковым, владельцем маленькой бакалейной лавки и обладателем лучшей в Казани библиотеки запрещённых книг. Деренков был «народником», и средства от лавки шли на помощь нуждающимся. У него в доме я впервые встретил сестру Деренкова Марию, выздоравливающую после какой-то нервной болезни. Её синие глаза произвели на меня неизгладимое впечатление — «с такой девушкой я не мог, не умел говорить». Кроме Марьи, у сухорукого и кроткого Деренкова было три брата, а хозяйство у них вела «сожительница домохозяина-скопца». Каждый вечер у Андрея собирались студенты, жившие «в настроении забот о русском народе, в непрерывной тревоге о будущем России».

Я понимал задачи, которые пытались решить эти люди и поначалу относился к ним восторженно. Они же относились ко мне покровительственно, считали самородком и смотрели, как на кусок дерева, требующий обработки. Кроме студентов-народовольцев, у Деренкова часто появлялся «большой, широкогрудый человек, с густою окладистой бородищей и по-татарски бритой головою», очень спокойный и молчаливый, по прозвищу Хохол. Он недавно вернулся из десятилетней ссылки.

Осенью мне снова пришлось искать работу. Нашлась она в крендельной пекарне Василия Семёнова. Это был один из самых трудных периодов моей жизни. Из-за тяжёлой и обильной работы я не мог учиться, читать и навещать Деренкова. Меня поддерживало сознание, что я работаю в народе и просвещаю его, однако сослуживцы относились ко мне, как к шуту, рассказывающему интересные сказки. Каждый месяц они всей компанией посещали публичный дом, но я услугами проституток не пользовался, хотя отношения полов меня жутко интересовали. «Девушки» часто жаловались моим товарищам на «чистую публику», и те считали себя лучше «образованных». Мне горько было это слышать.

В эти тяжёлые дни я познакомился с совершенно новой, хотя и враждебной мне идеей. Услышал я её от полузамёрзшего человека, которого подобрал ночью на улице, возвращаясь от Деренкова. Звали его Жорж. Он был гувернёром у сына некой помещицы, влюбился в неё и увёл от мужа. Жорж считал труд и прогресс бесполезными и даже вредными. Всё, что надо человеку для счастья — тёплый угол, кусок хлеба и любимая женщина рядом. Пытаясь осмыслить это, я до утра бродил по городу.

Дохода от лавки Деренкова не хватало на всех страждущих, и он надумал открыть булочную. Я начал работать там помощником пекаря, и заодно следил, чтобы тот не крал. Последнее мне мало удавалось. Пекарь Лутонин любил рассказывать свои сны и щупать коротконогую девицу, навещавшую его каждый день. Ей он и отдавал всё, украденное в булочной. Девица приходилась крестницей старшему городовому Никифорычу. Мария Деренкова жила при булочной. Я прислуживал ей и боялся взглянуть на неё.

Вскоре умерла бабушка. Я узнал об этом через семь недель после её смерти из письма от двоюродного брата. Оказалось, что два моих брата и сестра с детьми сидели на шее у бабушки и питались собранной ею милостыней.

Тем временем и мной, и пекарней заинтересовался Никифорыч. Он приглашал меня на чай и расспрашивал о Плетнёве и других студентах, а его молодая жена строила мне глазки. От Никифорыча я услышал теорию о незримой нити, которая исходит от императора и соединяет всех людей в империи. Император же, как паук, чувствует малейшие колебания этой нити. Теория меня очень впечатлила.

Я очень тяжело работал, и существование моё становилось всё бессмысленней. В то время я был знаком со старым ткачом Никитой Рубцовым, беспокойным и умным человеком с ненасытной жаждой знаний. С людьми он был неласков и ехиден, но ко мне относился отечески. Его друг, чахоточный слесарь Яков Шапошников, знаток Библии, был яростным атеистом. Часто видится с ними я не мог, работа занимала всё моё время, кроме того, мне велели не высовываться: наш пекарь дружил с жандармами, управление которых было через забор от нас. Работа моя тоже теряла смысл: люди не считались с нуждами булочной и забирали все деньги из кассы.

От Никифорыча я узнал, что Гурия Плетнёва арестовали и увезли в Петербург. В моей душе возник разлад. Прочитанные мною книги были напитаны гуманизмом, но в окружающей меня жизни я его не находил. Народа, о котором радели мои знакомые студенты, воплощения «мудрости, духовной красоты и добросердечия» на самом деле не существовало, ведь я знал другой народ — вечно пьяный, вороватый и жадный. Не выдержав этих противоречий, я надумал стреляться из купленного на базаре пистолета, но в сердце не попал, только пробил лёгкое, и через месяц, донельзя сконфуженный, снова работал в булочной.

В конце марта в булочную заглянул Хохол и предложил мне работать у него в лавке. Недолго думая, я собрался и переехал в село Красновидово. Оказалось, что настоящее имя Хохла — Михаил Антоныч Ромась. Помещение для лавки и жильё он снимал у богатого мужика Панкова. Сельские богатеи не любили Ромася: он перебивал им торговлю, отдавая мужикам товар по низкой цене. Особенно мешала «мироедам» созданная Хохлом артель садоводов.

В Красновидове я познакомился с Изотом, умным и очень красивым мужчиной, которого любили все женщины села. Ромусь учил его читать, теперь эта обязанность перешла ко мне. Михаил Антоныч был убеждён, что мужика надо не жалеть, как это делают народовольцы, а учить правильно жить. Эта идея примирила меня с самим собою, а долгие беседы с Ромусем «выпрямили» меня.

В Красновидово я познакомился с двумя интересными личностями — Матвеем Бариновым и Кукушкиным. Баринов был неисправимым выдумщиком. В его фантастических историях добро всегда побеждало, а зло исправлялось. Большим фантазёром был и Кукушкин — искусный и универсальный работник. В селе его считали пустобрёхом, пустым человеком и не любили из-за кошек, которых Кукушкин разводил у себя в бане с целью вывести охотничью и охранную породу — кошки душили чужих цыплят и кур. Наш хозяин Панков, сын местного богатея, отделился от отца и женился «по любви». Ко мне он относился неприязненно, да и мне Панков был неприятен.

Поначалу деревня мне не нравилась, а мужиков я не понимал. Раньше мне казалась, что жизнь на земле чище городской, но оказалось, что крестьянский труд очень тяжёл, да и возможностей для развития у городского рабочего гораздо больше. Не нравилось мне и циничное отношение деревенских парней к девушкам. Несколько раз парни пытались меня побить, но безуспешно, и я упорно продолжал гулять по ночам. Жилось мне, однако, хорошо, и постепенно я начал привыкать к деревенской жизни.

Однажды утром, когда кухарка растопила печь, на кухне раздался сильный взрыв. Оказалось, что недоброжелатели Ромуся начинили полено порохом и подложили в нашу поленницу. Ромусь воспринял это происшествие со своей обычной невозмутимостью. Меня изумляло, что Хохол никогда не сердился. Когда его раздражала чья-то глупость или подлость, он прищуривал серые глаза и спокойно говорил что-то простое и безжалостное.

Иногда к нам приезжала Мария Деренкова. Ей нравились ухаживания Ромуся, а я старался пореже с ней встречаться. В июле пропал Изот. О его гибели стало известно, когда Хохол отъезжал по делам в Казань. Выяснилось, что Изота убили, ударив по голове, а его лодку затопили. Тело нашли мальчишки под разбитой баржей.

Вернувшись, Ромусь сообщил мне, что женится на Деренковой. Я решил уйти из Красновидово, но не успел: в тот же вечер нас подожгли. Сгорела изба и склад с товаром. Я, Ромусь и сбежавшиеся мужики пытались потушить пожар, но не смогли. Лето было тёплым, сухим, и огонь пошёл по селу. Сгорело несколько хат в нашем ряду. После на нас накинулись мужики, думая, что Ромусь специально поджёг свой застрахованный товар. Убедившись, что мы пострадали больше всех, а страховки не было, мужики отстали. Изба Панкова всё же была застрахована, поэтому Ромусю пришлось уехать. Перед отъездом в Вятку он продал все спасённые от огня вещи Панкову и предложил мне через некоторое время переехать к нему. Панков, в свою очередь, предложил мне работать в его лавке.

Я был обижен, ожесточён. Мне казалось странным, что мужики, добрые и мудрые по отдельности, звереют, когда собираются «серой тучей». Ромусь просил меня не торопиться осуждать и обещал скорую встречу. Встретились мы только через пятнадцать лет, «после того, как Ромась отбыл по делу „народоправцев“ ещё одну десятигодовую ссылку в Якутской области».

Расставшись с Ромусем, я затосковал. Меня приютил Матей Баринов. Вместе мы искали работу в окрестных сёлах. Баринов тоже заскучал. Ему, великому путешественнику, не сиделось на месте. Он уговорил меня ехать на Каспийское море. Мы устроились работать на баржу, идущую вниз по Волге. Доехали мы только до Симбирска — Баринов сочинил и рассказал матросам историю, «в конце которой Хохол и я, как древние викинги, рубились топорами с толпой мужиков», и нас вежливо высадили на берег. Зайцами мы доехали до Самары, там снова нанялись на баржу и через неделю доплыли до Каспия, где примкнули к артели рыбаков «на калмыцком грязном промысле Кабанкул-бай». Пересказала Юлия Песковая

Повествование в произведении ведется от первого лица. Главный герой - провинциальный юноша, которого гимназист Н. Евреинов уговорил поступать в Казанский университет. На первых порах герой жил в доме Евреиновых, но быстро понял, что здесь он обуза и каждый кусок хлеба, им съеденный, наносит непоправимый урон семей ному бюджету. Юноша переселяется к Гурию Плетневу, с которым они вместе разгружали баржи на Волге. Теперь домом героя стала грязная комнатенка в "Марусовке" - своеобразном общежитие, где жил весь городской сброд.

Через некоторое время юноша, благодаря протекции Евреинова, попадет в кружок, где вечерами читали запрещенную литературу. Но особого впечатления эти книги на юношу не произвели, как, впрочем, и обучение в университете, к которому он с каждым днем относится все равнодушнее. Его манил порт, разговоры грузчиков, их истории и байки, а все эти беседы о "разумном и добром" уж слишком далеки были от реальной жизни обычных людей.

Но кружок, все же, оказал влияние на судьбу героя: там он познакомился с Андреем Деренковым, который всю выручку от своей бакалейной лавки отдавал на помощь нуждающимся, и его очаровательной сестрой Марией. В эту девушку юноша горячо и безоглядно влюбился, но о чувствах своих даже не смел заговорить. Мария, как и ее брат, была "народницей" и все свои силы тратила на обучение бедных сирот.

Осенью герой находит новое место работы - крендельная пекарня Василия Семенова. Работа была очень тяжелой, времени не было ни на посещение университета, ни на походы в кружок, где хоть мельком можно было увидеть Марию. Именно в это период некий Жорж, разгульный гувернер одной помещицы, внушает юноше простую мысль: все рассказы свободе и демократии - ерунда, потому что трудовому человеку для счастья достаточно лишь куска хлеба, теплого угла и любимой женщины рядом. Эта мысль оказалась диаметрально противоположной всему услышанному за последние два года, герой решил стреляться. Купил для этой цели пистолет на базаре, но рука дрогнула и, пролечив два месяца простреленное легкое, он вернулся к работе в булочную.

Следующей весной Хохол, бывший политический ссыльный, предложил юноше переехать в село Красновидово и работать в его лавке. У героя началась новая, сельская, жизнь, в которой он через некоторое время начал ощущать себя очень комфортно. Но однажды в лавке Хохла прозвучал взрыв, оказалось, что конкуренты таким образом решили отделаться от более удачливого торговца. Урон нанесен бал незначительный, торговля продолжалась, и в один из дней Хохол оповестил, что собирается жениться на Марии Деренковой. Герой принимает решение бежать из этого дома и не видеть свою любимую женой другого. Но не успевает: село подожгли, лавка сгорела дотла, а Хохла арестовали и отправили на очередную десятилетнюю ссылку в Якутскую область.

Митя Баринов, новый друг героя, уговаривает его ехать на Каспийское море. Путь свой они начали на барже, спускающейся вниз по Волге, и через пару недель уже были у конечной цели своего путешествия, где примкнули к артели разговорчивых рыбаков.

Я очень хорошо помню тот день. Мне было восемь лет. Отец повел меня в кино смотреть «Вертикаль». Там были горы, бородатые мужики и песни, от которых почему-то по телу бежали мурашки. Я, как ни странно, очень остро помню сейчас то, абсолютно интуитивное, восприятие этих песен. Хотелось быть сильным и честным — и видеть таких же людей вокруг. А через два часа, когда пришли домой, отцу кто-то позвонил и сказал, что Высоцкий умер. Этот момент я знаю только со слов отца, сам его не помню и знаю почему: я совершенно не понимал, что такое смерть. И как мог «умереть» этот радист с гитарой, который только что пел «Так лучше, чем от водки и от простуд…»

Потом я не раз задавал себе этот вопрос: от чего, точнее, почему Высоцкий умер так рано? Я читал и про водку, и про наркотики, и про слабое сердце — но всех этих объяснений как-то не хватало. Ну, не от наркотиков на самом деле умер Джим Моррисон. И Пушкин не от пули погиб. И Есенин не от перелома шейных позвонков. «Просто время приспело. Из-за синей горы понагнало другие дела». А способ ухода — вопрос второстепенный. Я абсолютно убежден, что все люди приходят и уходят для того, чтобы исполнить некую миссию на этой Земле. У одних эта миссия — научиться любить, у других — научить любить других. Высоцкий, уверен, появился среди нас для того, чтобы Разбудить нас и научить Любви к Жизни.

Их поиск настолько смел, искренен и красив, а способ, которым они делятся своими открытиями с миром, настолько талантлив, что для миллионов они становятся пророками в своем отечестве. Высоцкий — из таких

Недавно у меня в гостях был сын Владимира Высоцкого, Никита. Мы говорили о разном, в том числе и о причине раннего ухода его отца. «Знаешь, у меня создалось ощущение, что он словно чувствовал, когда его рукой водил Бог, а когда он его оставлял, — сказал Никита. — И когда он понял, что все, что ему свыше было дано сказать, он сказал, тогда он и ушел». Никита это сказал очень спокойно, без всякого сыновьего пафоса — и его слова только подтвердили то, что с некоторых пор думал я сам.

Есть вот такой ряд мощных личностей — Будда, Иисус, Махавира, Лао-Цзы. Их называют просветленными. То есть они сначала искали, потом нашли, а потом показывали путь другим. А есть другой ряд — эти вечно в поиске сами. Но их поиск настолько смел, искренен и красив, а способ, которым они делятся своими открытиями с миром, настолько талантлив, что для миллионов они становятся пророками в своем отечестве. Высоцкий — из таких. Он вне времени и вне пространства. Говорят: иностранец его не поймет. Я с некоторых пор не делю людей на своих и чужих. Перед глазами стоит лицо старика-ирокеза, которому я поставил «Парус». «Это голос бунтаря. Такие живут недолго, но горят ярко!» — сказал индеец. Он понял.

Конечно, кто-то слушает «Баньку по-белому» и пьет по-черному, жалея себя и проклиная весь мир в дешевой вселенской тоске. Кто-то хихикает под «Диалог у телевизора», а потом врубает очередную «Фабрику» и живет чужой жизнью, как и те, над кем только что потешался. Но еще я знаю человека, который шел продаваться в «Единую Россию», по дороге услышал «Охоту на волков», развернулся и ушел в оппозицию. Другой, слушая «я люблю и, значит, я живу», встал, собрал вещи, купил билет на самолет и улетел на другой конец страны к той самой единственной своей женщине. Как говорят на Востоке, один и тот же дождь поливает и садовые розы, и болотные колючки.

Как и тогда, в восемь лет, я сегодня, слыша Высоцкого, хочу быть сильным и честным. И никогда не уставать от жизни

Индийский мистик Ошо сказал: «Жизнь случается только с теми, кто живет опасно. Кто готов к приключениям. Кто храбр. Кто почти сорвиголова. Только с ними случается жизнь. Жизнь не случается с тлеющими людьми». Осознанно или нет, но именно ТАКОМУ отношению к жизни и к себе Высоцкий учил и продолжает учить меня. Хотел написать: «учил народ», а потом решил за народ не отвечать. Меня. Моих друзей. И еще очень многих людей, с которыми лично я разговаривал. Учить ведь не значит проповедовать.

«Разберись, кто ты — трус иль избранник судьбы, и попробуй на вкус настоящей борьбы». Конечно, он просто пел свои стихи. Но он делал это так, что, как и тогда, в восемь лет, я сегодня, слыша Высоцкого, хочу быть сильным и честным. И никогда не уставать от жизни.

А еще я сегодня нашел скан заметки, которую написал девятиклассником для молодежки «Орловский комсомолец». Это было в 1988 году, на пике официального признания Высоцкого: казалось, оживи он вдруг в тот год — его бы со всеми почестями похоронили прямо у кремлевской стены. Скан читать сложно и по сути необязательно — он по большому счету о том же, что и заметка выше. Мое отношение к Высоцкому не изменилось.

Я торчу в снегу, как зимний колос,
Тоненький, бездумный и больной.
Слышу я, как кто-то воет в голос,
Чувствую, что голос этот – мой.

Знаю, что сейчас кричать не надо,
Но остановиться не могу…
Ох, какой прищур у лейтенанта!
Ах, какое...

https://www.сайт/poetry/154602

Безумен и храбрый и трус,
Но храбрых безумство шлёт в бой.
А трус обезумев под куст,
Рванётся, боясь встреч с бедой.

Час бедствий одних поломает,
Других закалит лишь собой.
И трус в страхе совесть теряет,
Храбрец станет чище душой...

https://www.сайт/poetry/1105056

Девушка хочет соблазнить окружающих мужчин. А теперь давайте проведем эксперимент: подойдем к девушке с приспущенными штанами и торчащими трусами и попробуем сделать ей комплимент по поводу ее “внешности” ниже пояса. Нет, лучше не надо: ... не покажется. Почему? Ведь, казалось бы, цель достигнута - вы попали на крючок, заглотнув червяка. А потому что трусы - это не приманка, а, как считают психосексологи, средство самовыражения. Откровенно одетые девушки (конечно, если это не специальные...

https://www.сайт/psychology/13368

Что муж подумает, что его жена просто сошла с ума. Психологинейролингвисты предлагают укрепить семью, подарив мужу наряду с новогодним подарком... семейные трусы . Да, именно семейные трусы , по мнению психологов, являются наиболее сильным предметом, программирующим мужскую психику на добропорядочный образ жизни. Расцветка должна быть оранжево-красная (наиболее семейные...

https://www.сайт/psychology/13358

Ее сохнущего на веревке нижнего белья, сообщает The Telegraph. Вскоре после поступления жалобы компания удалила спорную фотографию, на которой на бельевой веревки действительно болтались трусы и другое нижнее белье. Однако женщина, имя которой по понятным причинам не раскрывается, решила, что публичный просмотр ее интимных вкусов должен быть оплачен...

Не для бесед и ликований,
Не для кровавых совещаний,
Не для расспросов кунака,
Не для разбойничей потехи
Так рано съехались адехи
На двор Гасуба старика.
В нежданной встрече сын Гасуба
Рукой завистника убит
Вблизи развалин Татартуба.
В родимой сакле он лежит.
Обряд творится погребальный.
Звучит уныло песнь муллы.
В арбу впряженные волы
Стоят пред саклею печальной.
Двор полон тесною толпой.
Подъемлют гости скорбный вой
И с плачем бьют нагрудны брони,
И, внемля шум небоевой,
Мятутся спутанные кони.
Все ждут. Из сакли наконец
Выходит между жен отец.
Два узденя за ним выносят
На бурке хладный труп. Толпу
По сторонам раздаться просят.
Слагают тело на арбу
И с ним кладут снаряд воинский:
Неразряженную пищаль,
Колчан и лук, кинжал грузинский
И шашки крестовую сталь,
Чтобы крепка была могила,
Где храбрый ляжет почивать,
Чтоб мог на зов он Азраила
Исправным воином восстать.
В дорогу шествие готово,
И тронулась арба. За ней
Адехи следуют сурово,
Смиряя молча пыл коней...
Уж потухал закат огнистый,
Златя нагорные скалы,
Когда долины каменистой
Достигли тихие волы.
В долине той враждою жадной
Сражен наездник молодой,
Там ныне тень могилы хладной
Воспримет труп его немой...
Уж труп землею взят. Могила
Завалена. Толпа вокруг
Мольбы последние творила.
Из-за горы явились вдруг
Старик седой и отрок стройный.
Дают дорогу пришлецу —
И скорбному старик отцу
Так молвил, важный и спокойный:
«Прошло тому тринадцать лет,
Как ты, в аул чужой пришед,
Вручил мне слабого младенца,
Чтоб воспитаньем из него
Я сделал храброго чеченца.
Сегодня сына одного
Ты преждевременно хоронишь.
Гасуб, покорен будь судьбе.
Другого я привел тебе.
Вот он. Ты голову преклонишь
К его могучему плечу.
Твою потерю им заменишь —
Труды мои ты сам оценишь,
Хвалиться ими не хочу».
Умолкнул. Смотрит торопливо
Гасуб на отрока. Тазит,
Главу потупя молчаливо,
Ему недвижим предстоит.
И в горе им Гасуб любуясь,
Влеченью сердца повинуясь,
Объемлет ласково его.
Потом наставника ласкает,
Благодарит и приглашает
Под кровлю дома своего.
Три дня, три ночи с кунаками
Его он хочет угощать
И после честно провожать
С благословеньем и дарами.
Ему ж, отец печальный мнит,
Обязан благом я бесценным:
Слугой и другом неизменным,
Могучим мстителем обид.

*

Проходят дни. Печаль заснула
В душе Гасуба. Но Тазит
Всё дикость прежнюю хранит.
Среди родимого аула
Он как чужой; он целый день
В горах один; молчит и бродит.
Так в сакле кормленный олень
Всё в лес глядит; всё в глушь уходит.
Он любит — по крутым скалам
Скользить, ползти тропой кремнистой,
Внимая буре голосистой
И в бездне воющим волнам.
Он иногда до поздней ночи
Сидит, печален, над горой,
Недвижно в даль уставя очи,
Опершись на руку главой.
Какие мысли в нем проходят?
Чего желает он тогда?
Из мира дольнего куда
Младые сны его уводят?..
Как знать? Незрима глубь сердец.
В мечтаньях отрок своеволен,
Как ветер в небе...
Но отец
Уже Тазитом недоволен.
«Где ж, — мыслит он, — в нем плод наук,
Отважность, хитрость и проворство,
Лукавый ум и сила рук?
В нем только лень и непокорство.
Иль сына взор мой не проник,
Иль обманул меня старик».

*

Тазит из табуна выводит
Коня, любимца своего.
Два дни в ауле нет его,
На третий он домой приходит. Отец Где был ты, сын? Сын В ущелье скал,
Где прорван каменистый берег,
И путь открыт на Дариял. Отец Что делал там? Сын Я слушал Терек. Отец А не видал ли ты грузин
Иль русских? Сын Видел я, с товаром
Тифлисский ехал армянин. Отец Он был со стражей? Сын Нет, один. Отец Зачем нечаянным ударом
Не вздумал ты сразить его
И не прыгнул к нему с утеса? — Потупил очи сын черкеса,
Не отвечая ничего.

*

Тазит опять коня седлает,
Два дня, две ночи пропадает,
Потом является домой. Отец Где был? Сын За белою горой. Отец Кого ты встретил? Сын На кургане
От нас бежавшего раба. Отец О милосердая судьба!
Где ж он? Ужели на аркане
Ты беглеца не притащил? —
Тазит опять главу склонил.
Гасуб нахмурился в молчанье,
Но скрыл свое негодованье.
«Нет, — мыслит он, — не заменит
Он никогда другого брата.
Не научился мой Тазит,
Как шашкой добывают злато.
Ни стад моих, ни табунов
Не наделят его разъезды.
Он только знает без трудов
Внимать волнам, глядеть на звезды,
А не в набегах отбивать
Коней с ногайскими быками
И с боя взятыми рабами
Суда в Анапе нагружать».

*

Тазит опять коня седлает.
Два дня, две ночи пропадает.
На третий, бледен, как мертвец,
Приходит он домой. Отец,
Его увидя, вопрошает:
«Где был ты?» Сын Около станиц
Кубани, близ лесных границ
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Отец Кого ты видел? Сын Супостата. Отец Кого? кого? Сын Убийцу брата. Отец Убийцу сына моего!..

Приди!.. где голова его?
Тазит!.. Мне череп этот нужен.
Дай нагляжусь! Сын Убийца был
Один, изранен, безоружен... Отец Ты долга крови не забыл!..
Врага ты навзничь опрокинул,
Не правда ли? ты шашку вынул,
Ты в горло сталь ему воткнул
И трижды тихо повернул,
Упился ты его стенаньем,
Его змеиным издыханьем...
Где ж голова?.. подай... нет сил...
Но сын молчит, потупя очи.
И стал Гасуб чернее ночи
И сыну грозно возопил:
«Поди ты прочь — ты мне не сын,
Ты не чеченец — ты старуха,
Ты трус, ты раб, ты армянин!
Будь проклят мной! поди — чтоб слуха
Никто о робком не имел,
Чтоб вечно ждал ты грозной встречи,
Чтоб мертвый брат тебе на плечи
Окровавленной кошкой сел
И к бездне гнал тебя нещадно,
Чтоб ты, как раненый олень,
Бежал, тоскуя безотрадно,
Чтоб дети русских деревень
Тебя веревкою поймали
И как волчонка затерзали,
Чтоб ты... Беги... беги скорей,
Не оскверняй моих очей!»
Сказал и на земь лег — и очи
Закрыл. И так лежал до ночи.
Когда же приподнялся он,
Уже на синий небосклон
Луна, блистая, восходила
И скал вершины серебрила.
Тазита трижды он позвал,
Никто ему не отвечал...

*

Ущелий горных поселенцы
В долине шумно собрались —
Привычны игры начались.
Верьхами юные чеченцы,
В пыли несясь во весь опор,
Стрелою шапку пробивают,
Иль трижды сложенный ковер
Булатом сразу рассекают.
То скользкой тешатся борьбой,
То пляской быстрой. Жены, девы
Меж тем поют — и гул лесной
Далече вторит их напевы.
Но между юношей один
Забав наездничьих не делит,
Верхом не мчится вдоль стремнин,
Из лука звонкого не целит.
И между девами одна
Молчит уныла и бледна.
Они в толпе четою странной
Стоят, не видя ничего.
И горе им: он сын изгнанный,
Она любовница его...
О, было время!.. с ней украдкой
Видался юноша в горах.
Он пил огонь отравы сладкой
В ее смятенье, в речи краткой,
В ее потупленных очах,
Когда с домашнего порогу
Она смотрела на дорогу,
С подружкой резвой говоря —
И вдруг садилась и бледнела
И, отвечая, не глядела
И разгоралась, как заря —
Или у вод когда стояла,
Текущих с каменных вершин,
И долго кованый кувшин
Волною звонкой наполняла.
И он, не властный превозмочь
Волнений сердца, раз приходит
К ее отцу, его отводит
И говорит: «Твоя мне дочь
Давно мила. По ней тоскуя,
Один и сир, давно живу я.
Благослови любовь мою.
Я беден — но могуч и молод.
Мне труд легок. Я удалю
От нашей сакли тощий голод.
Тебе я буду сын и друг
Послушный, преданный и нежный,
Твоим сынам кунак надежный,
А ей — приверженный супруг».
1829—1830

    «Здесь кровожадности чеченцев автор противопоставляет смирение и робость армянского народа. Приемный сын Тазит не может жить по законам чеченцев, чем приводит в негодование своего отца – сын не может убить одинокого, безоружного человек.»

    ТЫ не понял ничего из прочитанного умник. Тазит, как раз таки учился у чеченцев и научился благородству чеченскому, именно поэтому он не смог сделать всё то что от него ожидал его отец. В представлении у отца чеченцы были кровожадными убийцами, прям как у тебя…

    • Мне искренно жаль Вас умница, что даже почитав поэму вы так и нечего не поняли, не позорьте себя:D. И потом эту поэму не я написал а А.С.Пушкин, так что это не у меня такое представление. У меня даже есть друзья чеченцы, с которыми я иногда общаюсь и они прекрасные люди.
      Плохо видно? или плохо понимаете? почитайте еще и еще
      Сын.
      Убийца был
      Один, изранен, безоружен …
      Отец.
      Ты долга крови не забыл!…
      Врага ты навзничь опрокинул,
      Не правда ли? ты шашку вынул,
      Ты в горло сталь ему воткнул
      И трижды тихо повернул,
      Упился ты его стенаньем,
      Его змеиным издыханьем…
      Где ж голова?… подай… нет сил…
      — Но сын молчит, потупя очи.
      И стал Гасуб чернее ночи
      И сыну грозно возопил:
      «Поди ты прочь – ты мне не сын,
      Ты не чеченец – ты старуха,
      Ты трус, ты раб, ты армянин!
      Будь проклят мной! поди – чтоб слуха
      Никто о робком не имел,
      Чтоб вечно ждал ты грозной встречи,
      Чтоб мертвый брат тебе на плечи
      Окровавленной кошкой сел
      И к бездне гнал тебя нещадно,
      Чтоб ты, как раненый олень,
      Бежал, тоскуя безотрадно,
      Чтоб дети русских деревень
      Тебя веревкою поймали
      И как волчонка затерзали,
      Чтоб ты… Беги… беги скорей,
      Не оскверняй моих очей!»
      — Сказал и на земь лег – и очи
      Закрыл. И так лежал до ночи.
      Когда же приподнялся он,
      Уже на синий небосклон
      Луна, блистая, восходила
      И скал вершины серебрила.
      Тазита трижды он позвал,
      Никто ему не отвечал…
      ниже приважу ссылку на полный текст поэмы

      • Читай внимательно

        Не для бесед и ликований,
        Не для кровавых совещаний,
        Не для расспросов кунака,
        Не для разбойничей потехи
        Так рано съехались адехи

        Адехи = адыги, черкесы, но не чеченцы.

        Старик седой и отрок стройный.
        Дают дорогу пришлецу -
        И скорбному старик отцу

        «Прошло тому тринадцать лет,
        Как ты, в аул чужой пришед,
        Вручил мне слабого младенца,
        Чтоб воспитаньем из него
        Я сделал храброго чеченца.
        Сегодня сына одного
        Ты преждевременно хоронишь.
        Гасуб, покорен будь судьбе.
        Другого я привел тебе.
        Вот он. Ты голову преклонишь
        К его могучему плечу.
        Твою потерю им заменишь -
        Труды мои ты сам оценишь,
        Хвалиться ими не хочу».

        Тут старик говорит ГАСУБУ, что он воспитал из него ЧЕЧЕНЦА, старик судя по всему является Чеченцем.

        И дальше если читать внимательно можно увидеть, воспитанный стариком ЧЕЧЕНЦЕМ Тазит не смог убить раненного, слабого итп. это как раз таки и есть Чеченское благородство, которое адыгу показалась армянской слабостью, он ожидал увидеть терминатора …. если ты знаешь чеченцев, тогда чего пишешь что Тазит не смог жить по чеченски, ты должен был написать именно так как пишу тут Я. потому что Я чеченец и знаю о чем говорю.

        • ок признаю, убедил не чеченец а адыг, ты прав, буду исправлять, но суть этого поста был не в том чтоб оскорбить какую то нацию, а в том что некоторые не зная истинное значение этих строк все время злоупотребляют ею

      • Будь мужчиной, не удаляй комменты которые не соответствуют твоему интересу, если ты не раб, ты не трус, ты армянин!
        Давай лучше анализировать несколько фраз великих людей про армян:

        1) Адам Мец: «по происхождению швейцарский еврей, освещая историю и культуру халифата писал: ‘Армяне самые плохие рабы из белых также как негры (зинджи) самые плохие из чернокожих. Они имеют безобразные ноги, стыдливость у них отсутствует, воровство очень распространено… Их натура и их язык грубы. Если оставишь раба-армянина хоть на час без работы, то его натура тотчас толкнет его на зло. Он работает хорошо из-под палки и из страха. Если видишь, что он ленится, то лишь потому, что это доставляет ему удовольствие, а вовсе не от слабости. Тогда следует взять палку, вздуть его и заставить делать то, что ты хочешь’ (Адам Мец ‘Мусульманский Ренессанс ‘ М. 1966. с. 140-141)

        2) Н.и. Шавров: ‘Армяне, трусливо и гнусно убегающие с поля сражения от настоящих солдат, и чрезвычайно храбры и беззаветно отважны в нападениях толпою на одиночных безоружных, на стариков, на женщин и на детей’.

        3)Русский исследователь В. Л. Величко. ‘Кавказ’.
        ‘Армяне стирают и уничтожают следы грузин в принадлежащих грузинам храмах и монастырях, соскабливают или стирают грузинские надписи на камне, вынимают сами камни из строения и заменяют надписи на них — армянскими.’

        Выложить ещё, или достаточно? Скажем Пушкин оговорился, а как на счет других авторов этих фраз думаете, вы армяне?

        • во первых я удаляю те комменты где есть оскарбление
          А это линк где великие говорят про армян совсем другое
          смотри достаточно? или выложить еще?

          • Arxangelo: во первых, не сложно догадаться какие оскорблении вы удаляете, а какие оставляете. Во вторых, нисколько Вы меня не удивили с этой ссылкой. Я воспитывался в семье, где толерантность была неотъемлемая часть моего воспитания. И прекрасно понимаю, что в каждой нации есть и люди, есть и подонки.
            Меня удивляет другое: неужели вы действительно не понимаете, чем больше вы копаете ваше прошлое, то что было (а может и во все ничего не было, это просто фантазия историков), тем же вы сами себя отделяете от цивилизации. Знаете, я думаю было бы очень скромно с вашей стороны, если бы вы вообще не подняли этот вопрос про армян сказанным Пушкиным. Мало ли кто то, когда то, что то сказал. Говорят про всех, и хорошее, и плохое. Думаю оправдываются в подобных сказаниях те люди, которые страдают неполноценности. (простите, это моё мнение)
            Надо же в конце концов понимать, что самокритика нации, (которая у вас нету) -это для того чтобы вас, как члена этой наций уважали и ценили.

            • непровакатор: Да вы точно заметили нет такой нации где не было и людей и подонков. А поднял этот вопрос потому, что очень много представителей азербайджанской нации во многих форумах и комментах очень часто употребляют эти высказывание Пушкина, не вникая в суть, не зная откуда и почему Пушкин это написал. А по моему вы умный человек и если прочли поэму то понимаете, что Пушкин этим высказыванием не хотел оскорблять армянский народ, а совсем на оборот.
              А на счет какие комменты удаляю, то скажу вам, что удаляю те в которых есть нецензурные слова, есть оскорбление, а верить или не верить это уже ваша проблема.
              Ах да и на счет историков, может быть многое фантазия историков, но слава Богу до нас дошли неопровержимые исторические факты. Например в Риме на стене есть очень древняя мировая карта, можете найти в любом поисковике, посмотрите сами есть там Армения или нет, и смотрите на границы.

              • Arxangelo: Вот, видите, я Вам про Фому, а Вы мне про Ерему:)
                Давайте, начну с другого, чтобы Вам более менее было ясно, о чём я хочу сказать. Я достаточно жил и в Армении, и в Грузии, и в Азербайджане. Для меня все эти три Закавказские республики не безразличны, поверьте. И менталитет их знаю очень хорошо. По большому счету Закавказья, -это общий дом для грузин, армян и азербайджанцев и т.д. Грузию я считаю более независимой от великих держав, чем Азербайджан. С Азербайджаном более менее «считаются», потому что он владеет запасами нефти и газа, в чём и беда его. Армения, хотите ли вы это слушать, или нет, в отсутствие самостоятельности, полностью зависит от своей диаспоры и от России.
                Почему Вы все армянские интернет пользователи ссылками заваливаете инет, в которых содержится подтверждающие правдами-неправдами факты о первобытности армянского народа? Хотите быть первобытными, да ради Бога будьте им. Зачем иметь в 21 веке территориальные претензии почти всем соседям? России не была, когда на ее территории жили другие народы. США тоже самое. И что Вы предлагаете, все друг с другом должны воевать? Неужели не задумываетесь, о том, что это пустое трата времени? Неужели не понимаете Вами просто пользуются? Сколько лет решаете вопрос о геноцида. Сомневаетесь, если думаете к чему нибудь положительному финалу для Вас придете в этом вопросе. Этим вопросом богатеют Ваша диаспора, и в свою очередь великие державы решают свои региональные проблемы. Когда нибудь любые интересы становятся скучными и невыгодами. И Вам не избежать, того, что и Вы и Ваша диаспора когда то не нужными будете для этих держав.
                Задумывайтесь, пока не поздно. Есть вещи, иногда не возможно восстановить. Мы все живем ради своих потомков. Уважать нужно чужих, если хочешь быть уважаемым! Мир Вашему дому!

                • Мир и Вашему дому тоже!

        • Непровакатор: мадам Непровакатор, этот ваш адам мец – еврей, а сказанные евреями ни копейки не стоят, поэтому и их называют евреями 🙂)) а кто что сказал насчет разных наций, вооще не имеет значения (ну даже если перечислять все сказанное великими людьми насчет тюрксих наций, будет обидно за вас друзья… давайте не будем, по дружески а!)

          • анти-пастух: Вы написав про тюркских наций, имели ввиду меня?
            Если да, тогда считайте, что я еврей для вас:)

          непровакатор нашел чьи слова пупликовать русских вообще немцы называли свиньями про евреев мопчу аты сам откуда самокритичныи мои

          • Vagan, я вроде Вам не дал повода, чтобы Вы перешли со мной на «ТЫ».
            А зачем Вы про русских так оскорбительно? Я так понял, по вашей логике все народы конченные, кроме армян? Так?
            Что значит откуда я сам? Если Вы спрашиваете про национальность, должны были родители Ваши воспитать Вас от том, что неприлично спрашивать у незнакомых людей о его национальности.

    Самое главное ведь вырвали)))))) Кто воспитал ТАзита вот таким, ЧЕЧЕНЕЦ — посмотри.
    Уж труп землею взят. Могила
    Завалена. Толпа вокруг
    Мольбы последние творила.
    Из-за горы явились вдруг
    Старик седой и отрок стройный.
    Дают дорогу пришлецу -
    И скорбному старик отцу
    Так молвил, важный и спокойный:
    «Прошло тому тринадцать лет,
    Как ты, в аул чужой пришед,
    Вручил мне слабого младенца,
    Чтоб воспитаньем из него
    Я сделал храброго чеченца.
    Сегодня сына одного
    Ты преждевременно хоронишь.
    Гасуб, покорен будь судьбе.
    Другого я привел тебе.
    Вот он. Ты голову преклонишь
    К его могучему плечу.
    Твою потерю им заменишь -
    Труды мои ты сам оценишь,
    Хвалиться ими не хочу»

    КТО СКАЖЕТ КАК УБИЛИ БРАТА? Там нет врагу проклятья
    Смерть на всех одна.

    «Поди ты прочь – ты мне не сын,
    Ты не чеченец – ты старуха,
    Ты трус, ты раб, ты армянин!

    Я что-то вас не пойму… Здесь Пушкин восхволяет или унижает???
    По моему в этих словах:»Ты трус, ты раб, ты армянин!» — идёт сравнение.

    Поэтому лучше не надо что-то обьяснять и вообще создовать такой форум.

    • Лучше прочтите поэму полностью, а то узнав откуда то несколько строк делайте какие то неправильные выводы. я по моему очень наглядно объяснил. Сын не смог убыть беззащитного и безоружного врага отца, вот этот характер кровожадный отец сравнивает характером армянина, якобы тот кто не может убыть врага пусть даже беззащитного он трус и раб. Не знаю стало понятно или нет? И не знаю для вас тоже может быть это трусость и рабство?