Упражнения для первоклассников на внимание. Упражнения для развития внимания у детей. Развивающее упражнение «Божья коровка»

Оксана Храмова
Игры и упражнения по развитию внимания у детей младшего школьного возраста

Игры и упражнения по развитию внимания у детей младшего школьного возраста

Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Объектом внимания может быть все , что угодно, - предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.

Развитие внимания у детей – одна из основных задач родителей и педагогов. Именно благодаря вниманию дети способны выбирать нужную информацию и отфильтровывать второстепенную.

Виды внимания :

Непроизвольное – безвольное внимание , которое вызвано необычностью и новизной раздражителя;

Произвольное – осознанное желание человека сосредоточиться, достигается усилием воли;

Послепроизвольное – повышенный интерес, стремление узнать что-то новое.

Преобладающее внимание у младших школьников – непроизвольное , основанное на ориентировочном рефлексе. Учащиеся младших классов реагируют на новое, необычное, не имея навыков в управлении собственным вниманием .

Свойства внимания :

Объем – снижение приводит к неумению сосредотачиваться на нескольких предметах одновременно и удерживать их в уме;

Избирательность – школьник не может выбрать и сконцентрироваться на том материале, который поможет решить ему поставленную задачу, у него отсутствует абстрактное мышление;

Устойчивость и концентрация – при снижении этих факторов учащийся постоянно отвлекается, неусидчив;

Умение переключаться – позволяет ребенку чередовать виды деятельности;

Распределение – позволяет школьнику одновременно выполнять несколько дел.

Внимание тесно связано с темпераментом ребенка. Сангвиники и холерики непоседливы, успевают сделать на уроке много вещей. Флегматики и меланхолики пассивны, кажутся невнимательными , но при этом они сосредоточены, с интересом изучают окружающие предметы.

Внимательность – личностное качество. Рассеянный ребенок заинтересуется предметом, но полностью сосредоточиться на нем не сможет.

Игры , которые представлены ниже, можно использовать во взаимодействии с детьми по развитию внимания , как в группе, так и индивидуально с ребенком в домашних условиях.

Игра «Зачеркни букву»

В газете, старой книге или журнале попросите ребенка по сигналу зачеркнуть все буквы «а» , стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а» , обвести в кружок все буквы «к» , подчеркнуть все буквы «о» ).

Игра «Вокруг меня…»

Попросите ребёнка найти вокруг себя и назвать за 15 секунд предметы с определенным цветом или формой. Например : назови всё, что ты видишь круглой формы и т. д.

Игра «Повтори за мной»

Читаете вслух предложение и чтение сопровождайте негромким постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать число ударов.

Упражнение «Не собьюсь»

Упражнение на развитие концентрации , распределения внимания . Считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку. Вместо этих чисел он должен говорить : «Не собьюсь» . К примеру : «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Игра «Что изменилось?»

Перед началом игры следует подготовить инвентарь (разнообразные мелкие предметы, например спички, ластики и т. д., разложить его на столе и накрыть газетой.

Ребенок должен в течение З0 секунд запомнить расположение предметов, отвернуться, а после этого посмотреть на предметы еще раз и рассказать, как изменилось их расположение. За каждый угаданный предмет ребенку можно начислить 1 очко, за каждую ошибку - вычесть 1 очко. Если в игре принимали участие несколько человек, победителем считается тот, кто наберет наибольшее количество очков.

Игра «Топ-Хлоп»

Взрослый говорит фразы-понятия, если они правильные («Летом жарко» ) ребенок хлопает, если неправильные («Ножом кушают» ) – топает.

Игра «Белое и чёрное»

Инструкция : Сейчас, мы с тобой немного подвигаемся. Я буду называть предметы или явления белого или чёрного цвета. Если белого цвета, то тебе надо присесть, а если чёрного цвета – то встать и поднять руки вверх. Ты запомнил, повтори? Набор : снег, уголь, мука, сахар, мел, грязь, чёрная ворона, облака, снеговик, чёрная смородина, халат у врача, пух, свадебное платье, лепестки ромашки, вата, небо ночью, зайчик зимой, носик у собачки.

Игра «Выкладывание узора из мозаики или из палочек» .

Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п.

Упражнение «ПРОЧИТАЙ СЛОВА, НАПИСАННЫЕ НАОБОРОТ»

Желтое околбя.

Паровоз ястичм.

Желтая акчобаб.

Красивая анишам.

Мышь тищип.

Вишневое еьнерав.

Старинная агинк.

Лиса артих.

Котенок теакуям.

Синее ером.

Упражнение «ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ»

Ав-обус, а-лея, ап-ека, бе-ёза, бо-ото,

яб-око, вет-р, воро-ей, в-ск-есенье,

вос-ок, ге-ой, го-од, дев-чка, дер-во,

до-ога, за-ц, завт-ак, ка-анд-ш,

к-асс,конь-и, к-рова, лопа-а, маши-а,

мед-едь, м-локо, м-роз, ог-род, ку-ица,

о-урец, паль-о, пе-ал, п-сок, по-идор,

рису-ок, ро-ина, рус-кий, са-оги, са-ар,

с-бака, со-ока, тет-адь, т-амвай, уче-ик,

учите-ь, февра-ь, яго-а, я-ык, св-ча.

Публикации по теме:

Диагностическая программа исследования внимания у слабовидящих детей младшего школьного возраста Внимание - это способность выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др.

Игры и упражнения для развития внимания у дошкольников [b]Упражнения и игры для развития внимания «Кто наблюдательнее?» Посмотреть на какой-либо предмет, запомнить его, отвернуться и.

Игры для развития зрительного внимания и памяти у детей младшего дошкольного возраста Игра "Поиграем в прятки" Педагог начинает беседу с детьми. -В гости к нам пришли игрушки,давайте с ними познакомимся. Педагог выкладывает.

Коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие внимания у слабовидящих детей младшего школьного возраста. Теоретический анализ показал, что на сегодняшний день существуют следующие программы, которые обеспечивают развитие внимания: Артюхиной.

Мастер-класс для родителей «Игры и игровые упражнения по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста» Мастер-класс для родителей «Игры и игровые упражнения по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста» Подготовила: Третяк Т. В. ,.

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья. С вами Юрий Окунев.

Вопрос из жизни. Ваш ребенок приходит из школы, делает уроки, приносит вам на проверку. И тут вы обнаруживаете, что:

  1. В решенной задаче чего-то не хватает – двух действий, трех чисел и одного ответа. Заглядываете в черновик, видите образцово-верное решение, вроде все на месте;
  2. Оценки в тетради имеют определенную геометрическую закономерность: после тройки идет пятерка, после пятерки тройка (как вариант: после двойки пятерка и так далее).

Ситуация знакома? Тем, кто сказал «нет», можно только позавидовать. С остальными сегодня обсудим эффективный способ борьбы с проблемой: упражнения для развития внимания младших школьников.

В первом классе, наш непоседа еще не может собрать свою волю в кулачок и работать.

Ну, как соберешься, если по подоконнику ползет жирная муха, а у соседки перед тобой – большой белый бант, за который так и хочется дернуть! А работать надо: не поймешь материал, получишь в дневник двойку, или «тучку с дождиком».

Для ребенка 7-8 лет характерна неустойчивость внимания и быстрая утомляемость. Он не способен заниматься одним делом больше 30-35 минут, часто отвлекается по пустякам. Чем монотоннее деятельность, тем она сложнее для первоклашки. Проще решить задачу под звездочкой, но интересную. Так же сложно переключаться с одного рода занятий на другой. Скажем, решать задачу и проговаривать ее решение вслух.

К концу периода обучения в начальных классах должно выработаться произвольное внимание и привычка работать длительно и с полной отдачей, то есть устойчивость внимания. Предвижу чей-то облегченный вздох: ну вот, дите подрастет и за ум возьмется, пятерки таскать будет.Не надейтесь, что все «само» придет. Не придет, и халявы не будет! Никакой учитель не сделает вашу работу!

Все приходит с тренировкой

Используя приведенные в этой статье задания для развития внимания у школьников младших классов, вы добьетесь видимых результатов уже через месяц систематических тренировок. Занимайтесь по полчаса в день, придерживаясь определенного графика, будьте требовательными, но терпеливыми.

  1. Проводите занятие в игровой форме;
  2. Хвалите ребенка, замечайте каждое его достижение;
  3. Чередуйте задания, стимулируя тем самым интерес;
  4. Ставьте конкретную задачу и добивайтесь ее выполнения.

Упражнения для тренировки внимания разбиты на 3 раздела.

Концентрация внимания

Концентрация внимания – это умение школьника полностью сосредоточиться на решении задачи.

  • «Письмо аборигена». Перед ребенком выкладывается карточка с набором букв русского алфавита. В этом наборе зашифрованы слова. Ребенок должен их найти.

АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ
ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД
АВМЛБЕРЁЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ
ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКААВЕСНАЕУКЫМЧСЯ
ЗВНКПЕНАЛВАКСШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ

  • Вычеркнуть все буквы «В» и обвести в кружочек все буквы «Е»

  • Хождение по лабиринтам (проложить дорожку от одного пункта до другого). В этом развивающем задании два варианта сложности.

Легкий (без перекрестков)

Повышенной сложности (с перекрестками)

  • «Дорисуй рисунок» . Это задание вырабатывает усидчивость

  • Игра «Пианино» . Количество человек от 3 и более (чем больше, тем интереснее). Детям такая игра очень нравится. Все садятся на стулья в один ряд. Руки кладут друг другу на колени. Нужно по очереди хлопать по коленке соседа, соблюдая заданный темп. Последний человек в ряду хлопает 2 раза и игра проходит в обратную сторону. Тот, кто собьется или пропустит хлопок, выбывает из игры.

Распределение внимания

Это умение заниматься 2-3 видами деятельности одновременно.

  • «Юлий Цезарь» . Делать одной рукой одно действие, другой – другое одновременно и не сбиваясь:
    a) нарисовать одной рукой круг, другой квадрат;
    b) перекладывать одной рукой из тарелки в тарелку горох, а другой рукой перелистывать книгу и т.д.;
  • «Парный счет». Считаем 1, 30, 2, 29, 3, 28 и так далее;

«Подсчет элементов» .Ребенку предлагается карточка. Требуется посчитать в таком порядке: первый квадрат, первый кружок, первый треугольник, второй кружок, второй треугольник и т.д.

  • По очереди показываем занимающемуся 4 карточки с геометрическими фигурами, каждый раз называя цифру от 1 до 9. Затем по памяти пусть он нарисует все цифры и фигуры, соблюдая тот же порядок.

Объем внимания

  • Игра «Города». Взрослый называет название города, допустим, ПЕНЗА. Ребенок повторяет и добавляет еще город: ПЕНЗА-МИНСК. Взрослый ПЕНЗА-МИНСК-МОСКВА и так далее, пока кто-нибудь не собьется;
  • «Сыщики». Игровое задание, очень увлекательное и полезное. В группе детей в количестве 3-6 человек выбирается водящий (Сыщик), который внимательно всех осматривает, запоминает детали. Затем он выходит из комнаты, а остальные стараются изменить в своей внешности 5 деталей. Сыщик заходит, его задача – найти все изменения.

Тренажер Викиум для младших школьников

Одна из причин резкого ухудшения внимания в младших классах – повальное увлечение компьютерными играми. Это приводит к рассеянности и переходу к клиповому сознанию. Мозг перестает запоминать, анализировать – он просто «тупо» принимает картинки, чтобы тут же их забыть. Попробуйте после двухчасовой игры на планшете попросить своего ребенка выучить стихотворение или правило – на это уйдет немало времени.

Как быть? Запретить играть, конечно, можно, но я скажу, есть вариант получше. Вы убьете сразу двух зайцев! Предложите своему сыну или дочке вместо очередной стрелялки тренажер для развития мозга и коррекции внимания Викиум . Ребенок увлечется обязательно, игрушка очень интересная, к тому же развивающая.

Методики Викиум разработаны российскими учеными так, чтобы воздействовать на подсознательном уровне, активизируя работу мозга. И чем дольше ребенок будет играть, тем больше будет работать и развиваться его мозг. Результаты заметны уже через неделю. блога уже посвящена сервису Викиум. Все подробно описано. Рекомендую.

На этом разрешите откланяться. Если статья была полезной, рекомендуйте своим друзьям и знакомым. Подписывайтесь на новости блога. Жду комментариев. Пока!
Ваш Юрий Окунев.

Развитие концентрации внимания

Корректурные задания . В корректурных заданиях ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит быть внимательным, и развивать состояние внутреннего сосредоточения.

Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.

Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.

Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев.

Занятие может быть индивидуальным или групповым. Каждому ребенку раздается старая книга и карандаш или ручка.

Инструкция выглядит следующим образом: «В течение 5 мин нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора, если у кого-то они встретятся».

По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п. Все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.

По итогам работы подсчитывается количество пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания - четыре и меньше пропусков. Больше четырех пропусков - слабая концентрация.

1. Игра проводится в доброжелательной атмосфере. Младших школьников можно дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложив им тренироваться быть внимательными еще и для того, чтобы стать хорошими шоферами, летчиками, врачами (предварительно выяснив, кем они хотят быть).

2. Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести «веселые штрафы»: промяукать столько раз, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и т. п.

3. Время проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5 мин.

4. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев или страниц.

5. Проверка выполнения задания в групповых занятиях проводится самими учениками друг у друга, они же придумывают «штрафы».

Практика работы с этим заданием показывает, что после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в 2-3 раза в письменных заданиях. Для закрепления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2-4 месяцев. Если после 4 месяцев занятий улучшений не наступает, их нужно прекратить и обратиться за помощью к логопеду.

При работе с детьми 6-8 лет очень важно соблюдать еще одно условие: каждое занятие начинать с нового договора о возможном количестве ошибок. Необходимо исходить из реально допущенного количества ошибок, с тем чтобы у ребенка не возникало чувства безнадежности, невозможности добиться нужного результата. Это легко достигается на индивидуальных занятиях. В группе общей нормы достичь бывает трудно, поэтому здесь можно обратить внимание на разнообразие «штрафов», назначаемых детьми друг другу, и индивидуальную поддержку ребенка.

Для того чтобы развивающий эффект этой игры был более заметен при выполнении ребенком письменных учебных заданий, необходимо одновременно с введением игры изменить установку ребенка на чтение учебника по русскому языку. Это может быть достигнуто сравнительным пояснением того, как слова читаются и как они пишутся. Нужно объяснить детям, что в учебнике русского языка все слова в упражнении надо читать вслух, так, как они написаны, называя непроизносимые буквы и знаки препинания и т. д.

При проверке ребенком выполненного письменного задания следует подчеркнуть, что читать написанное нужно вслух и так, как будто это написал «другой мальчик или девочка, и ты не знаешь, о чем здесь написано, поэтому произнеси каждую букву так, как она пишется». На это нужно обратить особое внимание, так как дети, проверяя свой текст, отталкиваются от смысла (а он уже известен) и никакие призывы читать внимательно дела не улучшают: дети не видят пропущенных и неправильно написанных букв. Приписывание выполненного задания другому отчуждает собственное творение и позволяет критически к нему отнестись. Для детей, испытывающих трудности с концентрацией внимания, необходим более детализированный этап внешних действий.

Чтение текста до заданного выражения

Упражнения , основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательности букв, цифр, геометрических узоров, движений и т. д.).

«Найди слова»

На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое спрятавшееся в нем слово. Например:

Смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Распределение цифр в определенном порядке

В левой таблице расположены 25 цифр из промежутка от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в таблицу слева, начиная ее заполнение с пустого верхнего левого квадрата.



Наиболее главным направлением современного учебного процесса является развитие внимания у ребенка в дошкольном возрасте и у младших школьников. При этом ответственность за полное развитие внимания ложится на плечи не только на образовательные учреждения, но и на родителей.

Для чего нужно развивать?

Человеческое внимание является процессом познания, заключающимся в обработке полученных данных, которые поступают к ЦНС организма от его органов чувств.

Каким образом происходит обработка этой информации, что влияет на ее процессы и как можно регулировать ее и контролировать? Психология и нейропсихология отвечают на эти и другие актуальные вопросы.

Основные свойства внимания начинают формироваться в возрасте от шести до восьми лет. Специалисты уделяют особое внимание такой сфере, как развитие сосредоточенности у детей в дошкольном возрасте и у школьников младших классов.

Виды

Для получения эффективных результатов по развитию внимания в дошкольном возрасте и учащихся младших классов необходимо, чтобы родители и учителя понимали и осознавали процесс того, как дети воспринимают объекты, его свойства и критерии.

Прежде, чем браться за развитие и повышение внимательности при помощи разнообразных упражнений и тестов, следует понять, что от приложенной воли малыша к , оно может быть:

  • произвольное;
  • непроизвольное;

послепроизвольное.

Презентация: "Комплекс занятий для развития внимания детей"

Первый вид сосредоточенности вырабатывается тогда, когда ребенок усилием воли концентрируется на определенном объекте. Практически все игры по развитию направлены именно на этот вид внимания.

Неподконтролен воли ребенка. Внимательность развивается при взаимодействии какого-то внешнего раздражителя на органы чувств.

Послепроизвольный вид внимания развивается на фоне интереса к внешним объектам. Концентрация, развивающаяся на этом фоне, в дальнейшем, будет необходимо именно для обслуживания данного увлечения, т.е. интереса.

Главные свойства внимания

Атрибуты сосредоточенности раскрывают некоторые аспекты проявления концентрации во время того, как субъект взаимодействует с объектом.

Главные свойства:

  • удерживание объекта в поле концентрации;
  • одновременное удержание внимания на определенном количестве объектов;
  • длительность концентрации на одном объекте;
  • возможность перенаправления внимания с одних внешних данные на другие;
  • возможность полного распределения внимания на несколько объектов.

Именно совокупность отдельных атрибутов внимания формируют общий уровень концентрации у детей дошкольного возраста и у учеников младших классов. Этот уровень создает для человека фронтальное изображение представлений об окружающей реальности, а также о задачах и вопросах, которые нужно решить.

Психология для каждого атрибута определяет конкретное понятие и, соответственно, всесторонне его изучает для последующей корректировки в развитие внимания у детей.

  1. Концентрация – это возможность человеческого мозга удерживать концентрацию на объекте определенный промежуток времени.
  2. Объемом внимания называется возможность концентрировать единовременно на нескольких внешних объектах.
  3. Устойчивость внимания подразумевает то время, которое человек способен сосредотачиваться на одном объекте в полной мере.
  4. Переключаемость в психологии называется способность свойств внимания выбирать куда направить концентрацию, прежде всего.
  5. Функция распределения внимания обуславливает удержание в поле сосредоточенности сразу несколько разных объектов.

Пожалуй, можно выделить еще одни немаловажный аспект, необходимый для развития внимательности. До того момента, как человек не разовьет свое внимание до уровня оперирования определенным объемом полученной информации, он не в состоянии будет в полной мере распределять и переключать сосредоточение на разных предметах. Вследствие чего, будет отсутствовать устойчивость внимания.

Предположительно, именно эта особенность обуславливает ранние занятия с детьми в дошкольном возрасте по развитию внимания. Период с 4-х до 6-ти лет наиболее подходящий для обучения, т.к. дети начинают активно познавать окружающие их объекты.

Родители в этом периоды должны максимально уделять внимания своим детям и учить их сосредотачиваться и распределять концентрацию. При этом важно достичь оптимального развития в нескольких направлениях.

Методы улучшения свойств внимательности

В чем же заключается суть занятий, направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста и у учеников младших классов? Главной задачей учителей и родителей заключается в развитии аспектов произвольного вида внимания. Ниже представлены упражнения и задания, разбитые на две группы – дошкольники и учащиеся младших классов. Выполняя данные задание систематически, можно развить у ребенка все аспекты внимания.

Упражнения для дошкольного возраста

Специалисты разработали несколько заданий, который способствуют развитию внимания у детей в данном возрасте:

  1. Задания на повышение сосредоточенности. Данное упражнение равноценно будет как для родителей, так и для детей. Суть заключается в том, чтобы испытуемый нарисовал изображение на бумаге. После этого необходимо передать его взрослому. При этом ребенок отварачивается. В этот момент, родитель пририсовывает к картинке какую-то деталь. Задача ребенка обнаружить изменение. Упражнение можно усложнять путем рисования мелких деталей. Однако рекомендуется это делать постепенно и на разных рисунках.
  2. Задание на атрибут «объем». Работа происходит также в паре. Родитель и ребенок разделены перегородкой (можно использовать плотный картон). Взрослый на столе выкладывает любую фигуру из 8-ми палочек и на мгновенье убирает перегородку. Дошкольник должен воспроизвести фигуру. Если он успешно справляется, то ход передается ему. Время фиксации изображения также можно увеличить, к примеру, на 30 сек.
  3. Эффективным заданием на проверку устойчивости внимания является игровая форма «ладушки». Важно оговорить условия и сценарий игры перед началом. Данное упражнение также положительно влияет на моторику и координацию.
  4. Задание на уровень переключаемости концентрации происходит в игровой форме «Съедобное – несъедобное». Родитель кидает малышу мяч и называет различные объекты, фигуры и предметы. Те, которые являются съедобными, ребенок ловит мячик, а если названный предмет невозможно съесть – отбрасывает.

Упражнения для учащихся младших классов

Возраст, в котором ребенок первый раз идет в школу, отличается тем, что малыш уже имеет произвольный и послепроизвольный вид внимания. Обусловлено это тем, что у него уже сформировались какие-то увлечения, а обучение уже идет.

Однако тех свойств внимания, которыми обходился ребенок до поступления в школу, на этом этапе уже не достаточно.

Школа – это то место, где ребенку придется в течение нескольких часов на объектах, зрении и слухе. При этом школьнику младших классов нужно уметь не только удерживать, но и переключать его. Следует довести объем внимания до того предела, когда ребенок сможет оптимально обрабатывать входящие данные и на процессе обучения.

Со стороны воспитателей и учителей следует включить в каждый урок время на развитие концентрации. При этом важно, чтобы урок начинался именно с упражнений по активации внимания. Таким образом, школьник сможет концентрироваться на обучении, а не «витать в облаках».

Немаловажную роль относят и к занятиям с родителями. Поэтому так важно знать, как лично каждый родитель сможет активировать сосредоточенность у учащегося младших классов. Ведь такие навыки помогут малышу качественно выполнять домашнее задание, повышать интерес к процессу обучения, и при этом, останутся силы на свои увлечения.

Ниже приведены различные задания и упражнения по развитию произвольного вида у учащихся начальных классов. Выберите наиболее оптимальные и интересные для Вас.

  • Упражнение для развития концентрации «Пуговицы». Задание предполагает работу в паре. Взрослому и ребенку дается 2 набора по количеству одинаковых пуговиц. Однако пуговицы в каждом наборе разные. Также выдается бумага, которая расчерчена на квадраты. В середине стола устанавливается перегородка (лучше использовать картонную). Тот, чей ход первый, раскладывает пуговицы на своём поле (листе бумаге). Перегородка убирается и второй игрок должен запомнить расположение «фишек». Далее, перегородка возвращается, и второй игрок повторяет расклад.
  • Задание по развитию на объем внимания. Родитель на листе бумаге пишет числовой ряд из десяти чисел. Показывает школьнику на 30-40 сек, а ребенок должен их воспроизвести. Задание лучше повторять от 10 до 15 раз, каждый раз увеличивая количество цифр.
  • Упражнение на устойчивость концентрации. Школьнику дается текст, где есть ошибки. Задача Вашего чадо за определенный промежуток времени выявить их. На начальном этапе можно давать небольшие отрывки. При этом объем заданий за один урок можно повышать до 5. Важно начинаться с простых текстов.
  • Пожалуй наиболее результативным упражнением является задание «Найди недостающее число». Это упражнение дает возможно проанализировать уровень переключаемости внимания. В том случае, если школьник хорошо ориентируется в математике, задание можно усложнить, добавив сложный ряд цифр. Кстати, можно искать не только числа, но и животных, растения и другое.
  • Очень интересное задание «Жук» направлено на развитие атрибута распределения концентрации. Возьмите лист бумаги и разделите его на квадраты. Малыш должен представить, как по полю ползает жучок. При этом взрослый должен давать команду: жук ползет влево, жук ползет вверх и т.д. Ребенок должен мысленно водить жука, не используя палец или ручку. В момент, когда родитель говорит «Стоп игра», школьник карандашом рисует точку в том квадрате, где жук остановился. В этом задание развитие распределения работает как у взрослого, так и у школьника.


Как видно из заданий, все упражнения на развитие внимания у дошкольников и детей младших классов, проводятся в паре – родитель и дитё. Такие совместные задания не только развивают концентрацию, но и создают доверительную атмосферу. При этом качество обучения в школе значительно повышается.

В магазине зеркал

Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиняться требованиям другого человека. Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.

Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы — зеркалами».

Примечание . На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре).

Слушай команду

Цель: развитие произвольного внимания. Необходимый материал: магнитофонная или грамзапись Р. Газизова «Марш».

Описание. Каждый ребенок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесенными шепотом. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание. Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я шепотом произнесу команду, например «поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!» Примечание. Примеры команд: присесть; наклониться вперед и вытянуть руки вперед; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.

Игры, задания и упражнения, направленные на развитие сенсорного внимания

Исключение лишнего

Цель: развитие мышления и объема внимания.

Оборудование: карточка с изображением предметов, один из которых

отличается от остальных.

Описание. Ребенку предлагается найти из пяти изображенных на рисунке

предметов один, отличающийся от других, и объяснить свой выбор.

Инструкция: «Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и

найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажи

найденный предмет и объясни, почему он не похож на другие. Приступай к

Найди отличия

Цель:развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.

Оборудований карточка с изображением двух картинок, имеющих различия. Описание:

Ребенку предлагаются:

а)серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;

б)карточка с изображением двух картинок), отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция; «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены

две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями.

Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

Срисовывание по клеточкам

Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения

следовать образцу, развитие межой моторики руки.

Оборудование: чистый лист бумаги в крупную клетку (1x1 см); образец для

рисования; остро отточенные карандаши.

Описание. Ребенку предлагают нарисовать согласно образцу фигуру на

чистом листе в клетку простым карандашом. Задание представляет собой два

уровня сложности:

1-й уровень сложности — образец состоит из разомкнутых фигур;

2-й уровень сложности — образец состоит из замкнутых фигур.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена

фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам

на чистом листе. Будь внимателен!»

Примечание. Использовать для рисования ручку или фломастер не

Кого испугался охотник?

Цель: развитие объема и устойчивости внимания. Оборудование: рисунок с

изображением леса, зверей и охотника.

Описание. Ребенку предлагается рисунок с изображением охотника в лесу.

Необходимо найти того, кого испугался охотник.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображен

бегущий по лесу охотник. Он кого-то испугался. Кого мог испугаться

охотник в этом лесу? Покажи и объясни: — почему?»

Корова Маня и ее хозяйка

Цель: развитие устойчивости внимания.

Оборудование: рисунок с изображением лабиринта, простой карандаш.

Описание. В предлагаемом лабиринте ребенок должен пройти ювилистую

линию, проводя по ней пальцем или оборотной стороной карандаша, найти

короткий путь, по которому могла бы двигаться хозяйка к своей корове

Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. На нем изображен

лабиринт, по которому необходимо найти короткий путь. Однажды корова

Маня заблудилась — забрела в глухой лес и не знала, как вернуться домой.

Она проголодалась и начала искать сочную и вкусную травку. По какой

тропинке должна двигаться хозяйка, чтобы как можно быстрее встретить

Найди тень

Оборудование: рисунок с изображением фигурки и отбрасываемой ею тени.

Описание. Ребенку предлагают рисунок с изображением снеговика и четырех

его теней; рыцаря и трех его теней.

Инструкция: «Посмотри на этот рисунок внимательно. На нем изображен

рыцарь и его тени. Необходимо отыскать среди этих теней его настоящую».

Сравни, назови, сосчитай

Цель: развитие наблюдательности.

Оборудование: рисунок — рыбы в аквариуме.

Описание. Ребенку предлагают рисунок, на котором изображен аквариум с

рыбками. Необходимо найти двух одинаковых рыбок.

Инструкция: «Посмотри на эту картинку внимательно. На ней изображен аквариум с рыбками, две из которых одинаковые. Найди их, покажи и дай объяснение».

Найди героев передачи

Цель: развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания.

Оборудование: картинки с изображением героев детской передачи — Хрюши, Степашки, Фили, замаскированных в рисунке; простой карандаш. Описание. Ребенку необходимо найти и обвести обратной стороной простого карандаша каждую из замаскированных в рисунке фигурок героев. Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. В нем замаскированы фигурки знакомых героев детской передачи: Хрюши, Степашки, Фили, Каркуши. Необходимо найти и обвести пальцем или обратной стороной карандаша каждого из героев».

Найди дорожку

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта, карандаш. Описание. Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша. |

Инструкция: «Посмотри на этот рисунок, на нем изображен лабиринт. Необходимо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не пропуская петель».

Воспроизведение геометрических фигур

Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.

Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру

образца (13x10 см).

Описание. Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры,

запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти

воспроизвести их на чистом листе.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и

постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу

карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же

геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на

образце».

Кто внимательнее?

Цель: развитие объема внимания, наблюдательности. : картинки с изображением разного количества звезд. Описание. Ребенку предлагают на несколько секунд рассмотреть картинки с нарисованными звездами и ответить (не считая), где самое большее (меньшее) количество предметов.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Здесь нарисованы звезды. На какой картинке расположено самое меньшее (большее) количество предметов? Объясни свой выбор. Начинай играть».

Быстрее нарисуй

Цель: развитие умения переключать внимание.

Оборудование: простой хорошо отточенный карандаш, таблица с

изображением по строчкам знакомых детям предметов.

Описание. Ребенку предлагают таблицу с изображением по строчкам

знакомых предметов и дают задание дорисовать определенные недостающие

детали к каждому из изображенных предметов.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку. Дорисуй у каждого

яблока листик, а на в каждом домике окошко. Приступай к выполнению

задания».

Примечание. Необходимо проанализировать допущенные ошибки вместе с

ребенком во избежание повторения этих же ошибок в дальнейшем.

Нарисуй круг и треугольник

Цель: тренировка распределения внимания.

Оборудование: два простых остро заточенных карандаша (2М) и по 1/2

альбомного листа (формат А-4 размер, 20x14,5 см) для каждого ребенка.

Описание. Ребенок должен рисовать одновременно двумя руками, на одном,

листке: круг — одной рукой, треугольник — другой рукой (причем начинать

и заканчивать рисовать обе фигуры одновременно).

Инструкция: «Сейчас ты будешь рисовать сразу двумя руками. Возьми два

карандаша. На отдельном листе бумаги попробуй одновременно рисовать

одной рукой круг, а другой треугольник. Неважно, какой рукой, какую

фигуру ты будешь рисовать. Делай, как тебе удобно! Но только помни, что

начинать и заканчивать рисовать обе фигуры надо в одно время».

Примечание. Упражнение можно использовать как при индивидуальной

работе, так и при групповой.

«Слушай хлопки!»

Цель игры. Развитие активного внимания. Процедура игры. Дети двигаются свободно в шеренге или ходят по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу (на 10—20 сек.)

хлопок- поза аиста (ребёнок стоит на одной ноге, поджав другую;

хлопка- поза «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки врозь и колени в стороны, руки — между ногами на полу).

хлопка- дети возобновляют движение (ходьбу). Примечания:

До начала игры рекомендуется «выучить» каждую позу и прорепетировать: хлопки—поза. Желательно, чтобы дети двигались в играх свободно, без нормирования. Для этого проводить игровые занятия следует в большой комнате (зале) и на ковре, паласе. Расстояние между детьми должно быть примерно 0,5м. Если помещение небольшое, "предложите детям двигаться по кругу.

Каждая предполагаемая игра «прокручивается» несколько раз с разными заданиями, участниками. Общая продолжительность игры -25 мин.

«Канон» (25 мин.)

Цель игры. Развитие волевого (произвольного) внимания. Процедура игры. Звучит музыка. («Кавалькада» Ф. Бургмюллера или любая другая, но с хорошо акцентированными тактами. Необходимо выбирать такую музыку, в которой акценты ставятся на первый ударный звук такта) Дети стоят друг за другом по кругу. На первый такт поднимает руку первый ребенок. На второй — второй, на третий — третий и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, они так же по порядку начинают поднимать левую руку. После того, как левую руку поднимут все дети, они начинают снова друг за другом поднимать правую руку.

«Зеваки» (25 мин.)

Цель игры: Развитие волевого (произвольного) внимания.

Процедура игры Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего («Стоп!») останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала.

Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул. Игра может закончиться, когда 2—3 детей остаются в игре. Они торжественно объявляются победителями, все хлопают.

«Буквы алфавита» ( 25 мин для детей, знающих буквы)

Цель игры: Развитие внимания.

Процедура игры. Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита Ведущий называет букву, тот ребенок, которому присвоена буква-один хлопок.