В чем идея произведения лошадиная фамилия. Чему учит рассказ «Лошадиная фамилия»? Жанр и направление

Тема сочинения: Своеобразие народного характера в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Ответы:

Н. А. Некрасов занимает особое место в истории русской литературы. Он является создателем собственной «некрасовской» школы. В своей поэзии Некрасов отразил существенные особенности своего времени и оказал значительное влияние на общественную атмосферу его современности. В центре творчества этого поэта лежит судьба простого крестьянина и русского народа в целом. Ярким подтверждением тому является поэма «Кому на Руси жить хорошо». Это произведение писалось на протяжении четырнадцати лет, с 1863 по 1877 годы, но не было закончено. Сам Некрасов говорил, что он собирал ее «по словечку в течение двадцати лет». «Я задумал изложить, - писал поэт - все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его…». Главный герой поэмы – русский народ. Он показан как носитель лучших черт русского национального характера. В своей поэме автор стремился к созданию обобщенного образа русского народа. Он создан благодаря всем персонажам поэмы. Это и центральные герои (Матрена Тимофеевна, Савелий, Гриша Добросклонов, Ермила Гирин), и эпизодические (Агап Петров, Глеб, Вавила, Влас, Клим и другие), и «многоголосье» толпы (глава «Пир на весь мир»). На первый план Некрасов выводит натуры героические. Это, прежде всего, Матрена Тимофеевна и Савелий. О них рассказывается в части «Крестьянка» - единственной части в поэме, которая написана от первого лица. Этим автор подчеркивает исключительность Матрены Тимофеевны, а также то, что ее голос – это голос самого народа. Поэтому героиня очень часто поет народные песни. Отсюда «Крестьянка» - еще и самая фольклорная часть поэмы, полностью построенная на народно-поэтических образах и мотивах. Корчагина – одна из кандидатов в «счастливые», которых ищет автор и герои поэмы. Но ее судьба тяжела и трагична, так же, как и судьба почти всех русских крестьянок: «Не дело – между бабами Счастливую искать!..». Счастливой Матрена Тимофеевна чувствовала себя только до замужества. Ей выпало счастливое и беззаботное детство. С пяти лет ее начали приучать к посильному труду («отцу носила завтракать, утяточек пасла», «сено ворошила» и так далее): Так к делу приобыкла я… И добрая работница И петь-плясать охотница Я смолоду была. Еще один раз повезло в жизни Матрене Тимофеевне – ей попался добрый и любящий муж. Можно сказать, что с мужем Матрена Тимофеевна была счастлива. Но вся дальнейшая жизнь Корчагиной представляет собой сплошные беды и несчастья. Сначала у нее трагически погибает сын-первенец. По недосмотру его загрызла свинья. Потом несправедливо забрали мужа в солдаты, и семья осталась без кормильца. Позже Матрену Тимофеевну публично высекли розгами (заступилась за сына-подпаска). Но и этого судьбе показалось мало. Семья Матрены Тимофеевны еще дважды погорела, «бог сибирской язвою нас трижды посетил». Однако, несмотря на все это, образ Матрены Тимофеевны – это героический образ. Она выстояла, вынесла все испытания. Корчагиной удалось спасти сына от плетей, мужа от солдатчины. Она сохранила собственное достоинство, силу, которую вкладывает в работу. Недаром в начале «Крестьянки» эта героиня показана как часть самой природы, в самую благодатную ее пору – сбора урожая: … Пора чудесная! Нет веселей, наряднее, Богаче нет поры!

I вариант

«Я лиру посвятил народу своему», — эти слова из некрасовской «Элегии» давно стали хрестоматийными. Вершиной и итогом ос-мысления жизни народа в некрасовском творчестве, безусловно, является поэма «Кому на Руси жить хорошо». В истории жизни отдельных героев — Матрены Тимофеевны, Ермила Гирина, бога-тыря Савелия — представлена история страны. Панорама народ-ных бедствий потрясает воображение. Даже топографические наи-менования говорят сами за себя. Мужики-правдоискатели собра-лись из таких деревень:

Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож.

Тяжелый, изнурительный труд не спасает от вечной угрозы ра-зорения и голода. Портрет крестьянина-труженика не напоминает сказочного доброго молодца:

Гоудь впалая, как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле; И сам на землю-матушку Похож он...

Беспросветная жизнь должна бы рождать недовольство, протест.

У каждого крестьянина Душа, что туча черная —

Гневна, грозна — надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается...

Некрасов не идеализирует крестьянскую Русь. Многие годы «крепи», «холопства» сделали Русь «убогой» и «бессильной». Порочные стороны — пьянство, невежество, дикий быт — не затушеваны поэтом-гражданином. Особенно ущербными показа-ны бывшие дворовые, развращенные и отравленные рабством. Въевшееся в кровь, изменившее психологию холопство вызывает гнев и стыд:

Люди холопского звания — Сущие псы иногда! Чем тяжелей наказания, Тем им милей господа.

Н. А. Некрасов не только говорит об образе жизни народа. Он рисует народ изнутри, показывая его душу, нравственность. Огром-ный потенциал русской нации основан на веками устоявшихся нрав-ственных законах. Таково народное представление о счастье: «по-кой, богатство, честь». «Покой» — внутреннюю гармонию — дает чистая совесть (примеры тому — покаяние Ермила Гирина, песни и легенды о «грехе»). «Богатство» — достаток — дает честный труд, приносящий радость человеку, пользу другим. «Честь» — уважение, любовь, сострадание — проявляются в самых различных ситуациях в поэме.

Поэма сохраняет фольклорные традиции, народный язык. В народном творчестве, как в зеркале, отражается духовная жизнь нации, ее мысли, надежды. Связь поэмы с фольклором прояви-лась в сюжете, похожем вначале на сказку. Сказочна чудесная птичка, говорящая по-человечески, скатерть-самобранка, сделав-шая возможными поиски счастливого. Некрасов использует раз-личные приемы устного народного творчества: постоянные эпи-теты («сыра земля», «ветры буйные»), отрицательные сравнения («не ветры веют буйные, не мать-земля колышется»), зачины, повторы, гиперболы.

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» представ-ляет собой широкое полотно народной жизни, выявленной в це-лом ряде ярких, запоминающихся, достоверных сцен. В этих сце-нах — гнев и радость, печаль и жалость, они окрашены в тона беспо-щадно бичующей сатиры или легкого юмора. Только таким может быть истинно народное произведение.

II вариант

Во многих произведениях Некрасова русский крестьянин вы-ступает как! собирательный образ всего народа. Но поистине гим-ном России и русскому народу можно считать поэму «Кому на Руси жить хорошо». В этом произведении автор попытался со-здать своеобразную «энциклопедию русской души». И, похоже, это ему удалось. Некрасов ярко, красочно, глубоко, с огромной любовью рисует образ русского народа, придавая особенное зна-чение таким достойным человеческим качествам, как честность, искренность, благодушие, доброта, участливость.

Русский крестьянин загадочен и своеобразен: упрям, «что бык», силен («Ходил, ободья пробовал: прогнул один — не нравится, про-гнул другой, потужился...»), задирист и горяч:

Гляди — уж и вцепилися! Роман тузит Пахомушку, Демьян тузит Луку...

Трудолюбив, бережлив, неприхотлив в желаниях: «хлеб да вода — вот наша мужицкая еда». Добрый, щедрый, сплоченный — чужое горе все равно, что свое («Крестьянство раскошелилось, несут Ер- милу денежки, дают, кто чем богат»). Ему присущи глубокая рели-гиозность («Нет, ты нам не дворянское, дай слово христианское»), смирение («Я не ропщу, что бог прибрал младенчика») и суевер-ность («Что на роду написано, того не миновать!»).

Особую выразительность изображению русского характера при-дает описание ярмарки, где русский мужик раскрывает все свои ка-чества, и добрые, и худые:

Докуда глаз хватал, Ползли, лежали, ехали, Барахталися пьяные, И стоном стон стоял!

Однако в этих картинах не чувствуется отвращения к русскому пьянству, а констатируется неизбежный горестный факт. Крестья-нин пьет, потому что «у каждого крестьянина душа, что туча черная», а вместо того, чтоб «громам греметь оттудова», идет по «жилам ча-рочка», и свершается чудо: «и рассмеялась добрая крестьянская душа!» Пьянство не народное бедствие («У нас на семью пьющую непьющая семья»), а способ расслабления, в какой-то мере даже спа-сение («Не белоручки нежные, люди мы великие в работе и гульбе»).