В чистом поле серебрится история создания. Элементы сонета в стихотворении А. С. Пушкина «В поле чистом…. «В поле чистом серебрится…» Александр Пушкин

XV Место тяги было недалеко над речкой в мелком осиннике. Подъехав к лесу, Левин слез и провел Облонского на угол мшистой и топкой полянки, уже освободившейся от снега. Сам он вернулся на другой край к двойняшке-березе и, прислонив ружье к развилине сухого нижнего сучка, снял кафтан, перепоясался и попробовал свободы движений рук. Старая, седая Ласка, ходившая за ними следом, села осторожно против него и насторожила уши. Солнце спускалось за крупный лес; и на свете зари березки, рассыпанные по осиннику, отчетливо рисовались своими висящими ветвями с надутыми, готовыми лопнуть почками. Из частого лесу, где оставался еще снег, чуть слышно текла еще извилистыми узкими ручейками вода. Мелкие птицы щебетали и изредка пролетали с дерева на дерево. В промежутках совершенной тишины слышен был шорох прошлогодних листьев, шевелившихся от таянья земли и от росту трав. "Каково! Слышно и видно, как трава растет!" - сказал себе Левин, заметив двинувшийся грифельного цвета мокрый осиновый лист подле иглы молодой травы. Он стоял, слушал и глядел вниз, то на мокрую мшистую землю, то на прислушивающуюся Ласку, то на расстилавшееся пред ним под горою море оголенных макуш леса, то на подернутое белыми полосками туч тускневшее небо. Ястреб, неспешно махая крыльями, пролетел высоко над дальним лесом; другой точно так же пролетел в том же направлении и скрылся. Птицы все громче и хлопотливее щебетали в чаще. Недалеко заухал филин, и Ласка, вздрогнув, переступила осторожно несколько шагов и, склонив набок голову, стала прислушиваться. Из-за речки послышалась кукушка. Она два раза прокуковала обычным криком, а потом захрипела, заторопилась и запуталась. - Каково! уж кукушка!- сказал Степан Аркадьич, выходя из-за куста. - Да, я слышу, - отвечал Левин, с неудовольствием нарушая тишину леса своим неприятным самому себе голосом. - Теперь скоро. Фигура Степана Аркадьича опять зашла за куст, и Левин видел только яркий огонек спички, вслед за тем заменившийся красным углем папиросы и синим дымком. Чик! чик! - щелкнули взводимые Степаном Аркадьичем курки. - А это что кричит? - спросил Облонский, обращая внимание Левина на протяжное гуканье, как будто тонким голоском, шаля, ржал жеребенок. - А, это не знаешь? Это заяц-самец. Да будет говорить! Слушай, летит! - почти вскрикнул Левин, взводя курки. Послышался дальний, тонкий свисток и, ровно в тот обычный такт, столь знакомый охотнику, чрез две секунды, - другой, третий, и за третьим свистком уже слышно стало хорканье. Левин кинул глазами направо, налево, и вот пред ним на мутно-голубом небе, над сливающимися нежными побегами макушек осин показалась летящая птица. Она летела прямо на него: близкие звуки хорканья, похожие на равномерное наддирание тугой ткани, раздались над самым ухом; уже виден был длинный нос и шея птицы, и в ту минуту, как Левин приложился, из-за куста, где стоял Облонский, блеснула красная молния; птица, как стрела, спустилась и взмыла опять кверху. Опять блеснула молния, и послышался удар; и, трепля крыльями, как бы стараясь удержаться на воздухе, птица остановилась, постояла мгновенье и тяжело шлепнулась о топкую землю. - Неужели промах? - крикнул Степан Аркадьич, которому из-за дыму не видно было. - Вот он! - сказал Левин, указывая на Ласку, которая, подняв одно ухо и высоко махая кончиком пушистого хвоста, тихим шагом, как бы желая продлить удовольствие и как бы улыбаясь, подносила убитую птицу к хозяину. - Ну, я рад, что тебе удалось, - сказал Левин, вместе с тем уже испытывая чувство зависти, что не ему удалось убить этого вальдшнепа. - Скверный промах из правого ствола, - отвечал Степан Аркадьич, заряжая ружье. - Шш... летит. Действительно, послышались пронзительные, быстро следовавшие один за другим свистки. Два вальдшнепа, играя и догоняя друг друга и только свистя, а не зоркая, налетели на самые головы охотников. Раздались четыре выстрела, и, как ласточки, вальдшнепы дали быстрый заворот и исчезли из виду. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тяга была прекрасная. Степан Аркадьич убил еще две штуки и Левин двух, из которых одного не нашел. Стало темнеть. Ясная серебряная Венера низко на западе уже сияла из-за березок своим нежным блеском, и высоко на востоке уже переливался своими красными огнями мрачный Арктурус. Над головой у себя Левин ловил и терял звезды Медведицы. Вальдшнепы уже перестали летать; но Левин решил подождать еще, пока видная ему ниже сучка березы Венера перейдет выше его и когда ясны будут везде звезды Медведицы. Венера перешла уже выше сучка, колесница Медведицы с своим дышлом была уже вся видна на темно-синем небе, но он все еще ждал. - Не пора ли? - сказал Степан Аркадьич. В лесу уже было тихо, и ни одна птичка не шевелилась. - Постоим еще, - отвечал Левин. - Как хочешь. Они стояли теперь шагах в пятнадцати друг от друга. - Стива! - вдруг неожиданно сказал Левин, - что ж ты мне не скажешь, вышла твоя свояченица замуж или когда выходит? Левин чувствовал себя столь твердым и спокойным, что никакой ответ, он думал, не мог бы взволновать его. Но он никак не ожидал того, что отвечал Степан Аркадьич. - И не думала и не думает выходить замуж, а она очень больна, и доктора послали ее за границу. Даже боятся за ее жизнь. - Что ты! - вскрикнул Левин. - Очень больна? Что же с ней? Как она... В то время, как они говорили это, Ласка, насторожив уши, оглядывалась вверх на небо и укоризненно на них. "Вот нашли время разговаривать, - думала она. - А он летит... Вот он, так и есть. Прозевают..." - думала Ласка. Но в это самое мгновенье оба вдруг услыхали пронзительный свист, который как будто стегнул их по уху, и оба вдруг схватились за ружья, и две молнии блеснули, и два удара раздались в одно и то же мгновение. Высоко летевший вальдшнеп мгновенно сложил крылья и упал в чащу, пригибая тонкие побеги. - Вот отлично! Общий!- вскрикнул Левин и побежал с Лаской в чащу отыскивать вальдшнепа. "Ах да, о чем это неприятно было? - вспоминал он. - Да, больна Кити... Что ж делать, очень жаль", - думал он. - А, нашла! Вот умница, - сказал он, вынимая изо рта Ласки теплую птицу и кладя ее в полный почти ягдташ. - Нашел, Стива! - крикнул он.

Поэзия Пушкина обладает удивительным даром: она воздействует на человека, делая его лучше, чище, помогая разобраться в путанице мыслей, чувств, душевных стремлений. Стихотворения Пушкина мы знаем с юных лет, постоянно открываем для себя заново сказочный мир его поэзии и не устаем поражаться ее кристальной чистоте, ясности, одухотворенности. Каждая строчка его наследия - национальное достояние, каждое произведение - предмет многолетних размышлений ученых, поэтому так сложно сказать что-то новое, оригинальное о творчестве великого поэта.

Предметом нашего исследования стало небольшое неоконченное стихотворение А. С. Пушкина «В поле чистом серебрится…». Цель работы - сделать филологический анализ этого произведения, основываясь на литературных закономерностях и субъективном восприятии стихотворения. В процессе работы мы остановились на таких аспектах, как связь с биографией поэта, взаимоотношения формы и содержания произведения, наличие аллюзий и реминисценций в этом стихотворении.

Стихотворение А. С. Пушкина «В поле чистом…» было создано в конце творческого пути автора, в 1833 году. Он во второй раз приехал в Болдино, чтобы завершить свою «Историю Пугачева» и осуществить другие замыслы, которые стремительно зрели в дороге. Известно, что перед этим поэт очень много ездил по пугачевским местам Урала и Поволжья, так как этого требовала работа над историческими произведениями «История Пугачевского бунта» и «Капитанская дочка». Поэту было важно побывать там, где происходили эти события, поговорить со старожилами, с людьми, которые помнили вождя народного восстания. Вполне возможно, в одной из бесконечных поездок по оренбургским степям и было задумано это стихотворение. Оно осталось неоконченным, скорее всего потому, что замыслы гораздо более глобальные волновали поэта. Пушкин работал жадно, почти всегда параллельно над несколькими произведениями. Через полтора месяца творческого уединения была готова рукопись «Истории Пугачева», написаны «Песни западных славян», стихотворение «Осень», повесть «Пиковая дама», две сказки, поэма «Анджело».

« Вот уж неделю, как я в Болдине, привожу в порядок мои записки о Пугачеве, а стихи пока еще спят», - пишет он жене 8 октября 1833 года.

Затем Пушкин вплотную приступает к работе над петербургской поэмой «Медный всадник». А небольшое, скромное стихотворение «В поле чистом серебрится…» больше не привлекает внимания поэта.

Надо отметить, что 1833–1834 годы начинают последний, исключительно тяжёлый период жизни Пушкина. Авторитет первого русского поэта сохраняется за ним, но в основном как эхо славы Пушкина-романтика 20-х годов; глубочайшие же открытия зрелого Пушкина расцениваются публикой, критикой и даже некоторыми друзьями как признаки «упадка». Много позднее В. Г. Белинский напишет: «Поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры: на этом основании общий голос нарек его русским национальным, народным поэтом».

Тема стихотворения «В поле чистом…» традиционна для лирики Пушкина - это тема дороги. Мы можем вспомнить такие стихотворения автора, как «Зимняя дорога» (1826 г.), «Бесы» (1830), «Путешествие в Арзрум»(1829). Он часто путешествовал по просторам России и не только по своей воле (Южная ссылка, ссылка в Михайловское).

Попробуем провести некоторые параллели. При сравнении двух произведений: «В поле чистом серебрится…» и «Зимняя дорога» - становится очевидным их тематическое и семантическое единство:

Широко использованные в стихотворении «В поле чистом серебрится…» аллюзии, например: «…еду, еду в чистом поле» («Бесы»), «скучно, грустно… путь мой скучен» («Зимняя дорога») и другие могут служить доказательством того, что стихотворение не отличается новизной содержания. Мы задались вопросом, зачем А. С. Пушкин обращается к старым мотивам, рисует заново уже использованные когда-то образы? Нужно отметить, однако, что среди всех «дорожных» стихотворений это наиболее близко к фольклору. Предмет изображения в стихотворении также характерен для русских народных песен: зимняя дорога, ранняя ночная мгла, резвая тройка, неяркий свет месяца, вой ветра… Вспомним песни, сочиненные от лица ямщика: «Тройка мчится, тройка скачет», «Ой, мороз, мороз…», «По дороге снег кружится», или же от лица седока: «Смолкнул мой ямщик…», «Молчи, ямщик!» Можно также отметить языковые особенности, которые сближают пушкинский текст с народными песнями, возьмём хотя бы обилие постоянных эпитетов: «поле чистое», «дорога столбовая», «месяц ясный», «песня удалая». Невозможно предположить, чтобы это было случайностью. Пушкин намеренно отсылает нас к фольклорной традиции. Об этом же говорит фраза «сладки мне родные звуки». Звуки могут быть приятны для слуха, но поэт выбирает фольклорное - «сладки». Делаем вывод, что стихотворение «В поле чистом серебрится…» отличается безыскусностью, обнаженной простотой, но самое главное необычной формой - по структуре мы можем отнести его к жанру сонета.

Сонетом в литературоведении считают лироэпическое произведение, состоящее из четырнадцати строк, расположенных в особом порядке: 2 четверостишия (катрена) и 2 трехстишия (терцета), написанное чаще пятистопным или шестистопным ямбом (возможен четырехстопный). Есть разновидности сонетов, отличающиеся рифмовкой, стопностью, композицией. Выделают такие виды сонетов, как французский, голландский, английский. Последний рассмотрим подробнее: он состоит из 3 четверостиший и 1 двустишия, пишется пятистопным ямбом.

Как вид поэтического стихотворения сонет возник в Италии в XIII веке и стал популярен в Европе. В русской поэзии распространению жанра сонета способствовали переводы В. К. Тредиаковским сонетов французского писателя Жака де Барро. Традицию обращения к этому жанру продолжили многие известные поэты XIX-XX вв.: В. А. Жуковский, А. А. Дельвиг, А. С. Пушкин, А. А. Фет, И. А. Бунин и другие.

Интересно замечание известного советского литературоведа Л. П. Гроссмана по поводу отклонения от традиций в сонетах Пушкина. Во-первых, это невыдержанность системы рифмовки канона, во-вторых, скупость на различные грамматические глагольные рифмы, в-третьих, повторение однозначных слов в строке и прочие . Все же считается, что, «несмотря на отступления, вполне оправданные внутренней логикой этих стихотворений, сонеты Пушкина - бесспорно классические сонеты в их русской традиции» .

По мнению ведущего специалиста в современном лингвостиховедении В. Н. Перцова, в творчестве Александра Сергеевича Пушкина можно выделить три сонета, написанные в 1830 году, и еще один, обнаруженный американским исследователем Дж. Т. Шоу в конце двенадцатой сцены трагедии «Борис Годунов» .

Форма сонета также была найдена в произведении «В поле чистом серебрится…», при жизни не опубликованном.

Формально произведение написано как неоконченный английский сонет с классическим делением на три катрена и один терцет. Рифмовка перекрестная (adad), но вот размер - четырехстопный ямб. Вспомним, что классический английский сонет должен был быть написан пятистопным ямбом.

В первом четверостишие автор рисует экспозицию происходящего вокруг, тем самым задавая главную тему сонета. Далее следует основная часть, логически связанная с главной мыслью. Двустишие содержит афористическую мысль, которая подытоживает все выше сказанное и придает идейную завершенность: «Пой: «Лучинушка, лучина, Что же не светло горишь?». С первых строк автор разворачивает перед читателем картину зимней ночи: «В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой». Динамизм повествованию придает использование параллельных синтаксических конструкций с простыми сказуемыми, выраженными глаголами несовершенного вида: серебрится снег, светит месяц, тройка мчится.

Пушкин первым из русских поэтов открыл для читателей пейзаж средней полосы России. Он лаконичен в создании образа русской дороги: «тройка мчится по дороге столбовой». Этим определением подчеркивается однообразие русских дорог, что подметил и В. Г. Белинский: «…поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры…» .

Безмолвию природы противопоставлено общение пассажира и ямщика. Троекратный призыв: «Пой», выраженный глаголом повелительного наклонения, указывает на установившийся между ними контакт и родство душ: «Сладки мне родные звуки», «Я молча, жадно буду слушать голос твой». Душевная пустота и оторванность от человеческого мира, подчеркивается семантическим тропом, фрагментарным описанием природы: «Месяц ясный светит хладно, грустен ветра дальний вой». Несмотря на веселого попутчика, лирический герой хочет скорее возвратиться домой. Дорога не может подарить тепло и уют, которые ждут его дома.

Стихотворение автор заканчивает строчкой из народной песни: «Пой: «Лучинушка, лучина, Что же не светло горишь?» Здесь за кажущейся бессюжетностью, скрывается гамма чувств. Именно в этом сонете Пушкин соединил дорожную скуку, одиночество, бесприютность с ощущением величия природы и стремлением к безмятежности и домашнему уюту. Ступенями лестницы, по выражению еще одного исследователя творчества поэта, В. Д. Берестова, были чувства, вызванные, в душе поэта народной песней . Выразительность художественной речи усиливается при использовании приема аллитерации. В первой строфе повторением звуков (ч), (с), (р) автору удалось передать звук скрипа снега под ногами лошадей. Погрузить читателя в атмосферу дороги, путешествия по безграничному полю, засыпанному снегом. Поэт не приукрашивает природу, а показывает её в естественной красоте. Белинский отмечал способность Пушкина видеть прекрасное в простых вещах: «…он созерцал природу и действительность под особенным углом зрения, и этот угол был исключительно поэтический» . Проанализировав построение стихотворения «В поле чистом серебрится…» и его содержание, можно прийти к выводу о том, что это не что иное, как сонет. Количество строк, как и должно быть, четырнадцать. Строки разбиваются как в английском сонете, то есть три четверостишия (катрена) и одно двустишие. Каждая строфа имеет синтаксическую законченность. Проявляется точность рифм: adad и присутствует чередование мужских и женских рифмовок: серебрится-мчится; рябой-столбовой.

Итак, произведения «Зимняя дорога» и «В поле чистом серебрится…» очень похожи друг на друга, можно предположить, что после написания трех сонетов и их публикации в 1830 году, поэт решил вернуться к этому литературному жанру и видоизменить свое предыдущее стихотворение «Зимняя дорога». Пушкин, по справедливому замечанию В. Д. Берестова, не просто вывел «лестницу чувств» из народной поэзии и сделал ее явлением литературы. Он сочетал ее с сюжетом, с фабулой, с иными, не песенными жанрами, с нерусским жизненным материалом, внеся вклад русского народа в мировую литературу. Экспериментируя с формой стихотворения «Зимняя дорога», Пушкин написал английский сонет «В поле чистом серебрится», в котором развил тему дорожной скуки и ожидания скорейшего возвращения домой.

Литература:

1. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. Издательство Советская Россия. М.: 1984.

2. Берестов В. Д. Лестница чувств (http://vagant2003.narod.ru).

3. Гроссман Л. П. Мастера сонета./Собрание сочинений в пяти томах, Том IV. Мастера слова, Москва, 1928 г.

4. Добролюбов Н. А. О степени участия народности в развитии русской литературы. Литературная критика, М., ГИХЛ, 1961 г.

5. Перцов Н.В Сонетный триптих Пушкина (http://feb-web.ru).

6. Романов Б. А. Русский сонет [Текст]: сонеты русских поэтов XVIII - начала XX века / сост., вступ. ст., подготовка текстов и примеч. Б. Романова. - М.: Сов. Россия, 1983. - 512 с.

«В поле чистом серебрится…» Александр Пушкин

В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.

Пой: в часы дорожной скуки,
На дороге, в тьме ночной
Сладки мне родные звуки
Звонкой песни удалой.

Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальный вой.

Пой: «Лучинушка, лучина,
Что же не светло горишь?»

Анализ стихотворения Пушкина «В поле чистом серебрится…»

Александр Пушкин вырос на русских народных сказках и преданиях. К тому же, эстетика села ему была знакома не понаслышке, ведь детские годы поэта прошли в родовом поместье Михайловское. Став взрослым, Пушкин неоднократно мысленно возвращался в детство и с удовольствием вспоминал вечера, проведенные в обществе няни Арины Родионовны.

Поэту приходилось довольно много путешествовать, и дорога доставляла ему огромное удовольствие. Именно в пути Пушкин мог предаваться воспоминаниями и наслаждаться красотой родной природы. Кроме этого, ему доставляло удовольствие общаться с ямщиками, которые нередко рассказывали ему удивительные истории из собственной жизни. Именно одной из таких поездок поэт в 1833 году посвятил стихотворение «В поле чистом серебрится…», наполненное дорожной романтикой и предвкушением праздника, ведь поэт вновь ехал в свое родное имение Михайловское.

«Свети месяц, тройка мчится по дороге столбовой», — это простая картина вызывает в душе поэта чувство спокойствия и умиротворения. Автор испытывает легкую скуку, которая является постоянной спутницей его путешествий, но при этом наслаждается обществом своего попутчика, который развлекает его народными песнями. Поэтому Пушкин обращается к нему со словами: «Пой, ямщик! Я молча, жадно буду слушать голос твой».

Любовь к народным песням поэту была привита с детства, поэтому он знает многие из произведений, исполняемые ямщиком, и признается: «Сладки мне родные звуки, звуки песни удалой». В этом признании нет бахвальства или же высокомерия – Пушкин не считает зазорным восхищаться русской культурой, которая в то время считалась несовершенной и «простонародной». При этом не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что сам поэт получил блестящее образование и прекрасно разбирался в литературе других стран. Но при этом даже простая мужицкая песня содержала для него гораздо больше ярких образов и эмоций, чем самая популярная романтическая баллада средневековья или же лирика эпохи романтизма.

2 338 0

Вырос на русских народных сказках и преданиях. К тому же, эстетика села ему была знакома не понаслышке, ведь детские годы поэта прошли в родовом поместье Михайловское. Став взрослым, Пушкин неоднократно мысленно возвращался в детство и с удовольствием вспоминал вечера, проведенные в обществе няни Арины Родионовны.

Поэту приходилось довольно много путешествовать, и дорога доставляла ему огромное удовольствие. Именно в пути Пушкин мог предаваться воспоминаниями и наслаждаться красотой родной природы. Кроме этого, ему доставляло удовольствие общаться с ямщиками, которые нередко рассказывали ему удивительные истории из собственной жизни. Именно одной из таких поездок поэт в 1833 году посвятил стихотворение , наполненное дорожной романтикой и предвкушением праздника, ведь поэт вновь ехал в свое родное имение Михайловское.

«Свети месяц, тройка мчится по дороге столбовой» , - это простая картина вызывает в душе поэта чувство спокойствия и умиротворения. Автор испытывает легкую скуку, которая является постоянной спутницей его путешествий, но при этом наслаждается обществом своего попутчика, который развлекает его народными песнями. Поэтому Пушкин обращается к нему со словами: «Пой, ямщик! Я молча, жадно буду слушать голос твой» .

Любовь к народным песням поэту была привита с детства, поэтому он знает многие из произведений, исполняемые ямщиком, и признается: «Сладки мне родные звуки, звуки песни удалой» . В этом признании нет бахвальства или же высокомерия – Пушкин не считает зазорным восхищаться русской культурой, которая в то время считалась несовершенной и «простонародной» . При этом не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что сам поэт получил блестящее образование и прекрасно разбирался в литературе других стран. Но при этом даже простая мужицкая песня содержала для него гораздо больше ярких образов и эмоций, чем самая популярная романтическая баллада средневековья или же лирика эпохи романтизма.

«Месяц ясный светит хладно, грустен ветра дальний вой» , - этот пейзаж как нельзя лучше соответствует настроению автора, который предается воспоминаниям и мечтает о теплоте домашнего очага. Поэтому он просит ямщика: «Пой: «Лучинушка, лучина, что же не светло горишь?» . Эта песня согревает сердце и вселяет надежду на то, что душа обретет спокойствие в родном поместье, куда так торопится поэт.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.