В каждой кляксе кто то есть. Портрет, написанный ногой. Бюро сгоревших вещей

Библиотекари Салымской поселенческой модельной библиотеки №1 подготовили мастер-класс «В каждой кляксе кто-то есть» для детей оздоровительной площадки социального центра «Забота» и для детей летней краткосрочной площадки «Светлячок», а также для всех желающих кто любит рисовать, мастерить и просто творить.

Лето - самое удивительное, любимое и теплое время года. Это пора, когда все вокруг зеленеет, цветут цветы, поют птицы, ласково светит яркое солнышко, а иногда льют теплые дожди и поднимается радуга. А летние каникулы существуют для того, чтобы весело, познавательно и интересно проводить свой досуг.

Замечательная клякса

В каждой кляксе
Кто-то есть,
Если в кляксу
Кистью влезть.
В этой кляксе -
Кот с хвостом,
Под хвостом -
Река с мостом,
На мосту -
Чудак с чудачкой.
Под мостом -
Судак с судачкой,
И плывут туда-сюда
Всевозможные суда…

Юнна Мориц

Для детей была проведена беседа с показом презентации «Вот какая клякса!», где ребята узнали много интересного и познавательного.

Узнали, что клякса – натура тонкая, гибкая и разнообразная. Создать кляксу можно большим количеством способов. Она может быть не только классической, но и ажурной, и мохнатой, и рогатой, и размашистой, и с подтеком, живописной и витиеватой. Познакомились с нестандартным видом изобразительной деятельности – кляксографией, что вызвало живой интерес у детей.

После беседы дети с нетерпением приступили к рисованию клякс. Как же приятно ставить кляксы, особенно яркие!
И вот что у нас получилось! Каждый рисунок оказался неповторим и оригинален, а настроение – на летней позитивной волне!

Статья была опубликована в журнале "Дошкольное воспитание" №7 в 2015 году, в которой описаны некоторые нетрадиционне техники рисования на занятиях в изостудии для развития творческих способностей и открытия неповторимой индивидуальности дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«В каждой кляксе кто-то есть…»

занятия нетрадиционными техниками рисования в детском саду

Все дети изначально талантливы, каждый ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но развить эти способности удается не всем. Многие из нас уже забыли, о том, какое удовольствие и радость в детстве приносили нам лепка и рисование. Дети рисуют все, что видят, знают, слышат и ощущают. Но к подростковому возрасту это увлечение проходит, и верными изобразительной деятельности остаются лишь единицы. Мы до сих пор мало знаем о роли и влиянии искусства на всю дальнейшую жизнь человека, но доказано, что каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в открытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Поэтому, нам взрослым, очень важно заметить, почувствовать эти таланты и способности в ребенке, предоставить возможность как можно раньше проявить их на практике, в реальной жизни.

В нашем детском саду создана и уже в течение пятнадцати лет работает изостудия для детей старшего дошкольного возраста, где проводятся занятия художественным творчеством.

Есть виды рисования, которые, на первый взгляд, к рисованию, как к таковому, и не относятся. Но зато это отличный способ не только весело и с пользой провести время, но и поэкспериментировать с красками, создать новые, необычные образы. Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. На своих занятиях мы стали использовать различные направления нетрадиционной художественной техники рисования: кляксографию, монотипию, рисование по сырой и мятой бумаге, тампонирование, набрызг, рисование ладошкой и другие.

Замечено, что творческие задания с использованием нетрадиционных техник помогают раскрыть индивидуальность детей, укрепляют веру каждого ребенка в собственные силы, развивают фантазию и воображение. Такие занятия включают детей в творческий процесс, снимают распространенный страх – «я не умею рисовать». Необычность методов и приемов в том и состоит, что не только дети, но и взрослые не умеющие рисовать, быстро и охотно обучаются.

Прежде чем предложить ребенку ту или иную технику, обязательно осваиваю ее сама, для того, чтобы не возникло неожиданных ситуаций на занятиях. Без этого этапа невозможна работа по эстетическому и художественному развитию детей. Дошколята делают первые шаги в искусстве. И в этот ответственный момент я всегда рядом с ними. Иначе, в случае неудачи, у детей может надолго пропасть всякий интерес занятиям изобразительной деятельностью. К тому же, вместе «творить» веселее. Расскажу о своем опыте работы в этом направлении.

Вот одно из направлений нетрадиционной художественной техники рисования - кляксография с трубочкой. Наши дети занимаются с большим интересом. Возраст: от 5-ти лет. Необходимые материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков). На занятиях в центр листа дети капали кляксы, затем наклоняли лист то в одну, то в другую сторону и дули на кляксу из трубочки. Каждый поворот, каждое наклонение давало новое изображение. Затем делали еще одну кляксу, но уже другого цвета. Попробовали на них подуть – кляксы встретились! Дети рассматривали изображение, наблюдали за превращением обычной кляксы в причудливое дерево, животное, «Бабу Ягу». У каждого ребенка получилось свое произведение, не похожее ни на какое другое. Кляксография – это отличный способ весело поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат. Такое занятие интересно и взрослым и детям. И не только интересно - но и полезно: кляксографию можно использовать в качестве артикуляционной гимнастики. Рисование выдуванием через соломинку укрепляет силу легких и дыхательной системы. Это особенно полезно при кашле. С помощью данного вида рисования хорошо, выходит у детей изображение различных деревьев. Получаются замысловатые стволы, ветки. С помощью ватных палочек подрисовываем ягоды и листья. В результате занятий кляксографией у детей развивается образное мышление, гибкость мышления, восприятие, воображение, фантазия, интерес к творческой деятельности, воспитывается аккуратность в рисовании красками.

Даша наклеила вырезанные из бумаги цветы на еще не получившийся незамысловатый кустик, посмотрели – «расцвел багульник». На дворе зима, а у нас цветут голые ветки. Дима увидел в своем рисунке дерево и подрисовал прилетевших птиц, а вот у Миши получилась причудливая паутина. После нескольких занятий кляксографией мы организовали выставку детского творчества. Результаты доставили огромную радость не только детям, но и родителям.

Существует ещё один интересный метод рисования как - рисование на мокрой бумаге. До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснились сны», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и т. д.

Для этого мы учим детей делать бумагу немного влажной. Для этого берем салфетки и ёмкость с водой. Ребята размещают бумагу на влажной салфетке и рисуют акварелью всё, что угодно: «На морском дне», «Метель», «Радуга-дуга». Но если бумага будет излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому я рекомендую намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести им по листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной его части. Бумага готова к произведению неясных образов. Далее даю детям определённую тему для расплывчатых образов и ребята рисуют красками по своей фантазии. Результаты вызывают у ребят чувство восторга.

Другой вид нетрадиционного рисования - тампонирование, набрызг. Дети самостоятельно делают тампоны из кусочков поролона, приносят из дома старые зубные щетки и расчески с мелкими зубчиками. Например, рисуя осенний пейзаж, используем тампонирование и изображаем пушистые и мягкие облака, опавшие желтые и багряные листья. Это занятие очень увлекает детей, они добиваются результата и очень рады этому.

Поместили эти «шедевры» в рамки, украсили групповые комнаты и приемную. Часто организуем тематические выставки детского творчества. Дети видят результаты своего труда!

Невероятно, но пропали все кисти. А рисовать очень хочется. Что же делать? Не беда, у нас всегда готовы 10 «кисточек», которые постоянно с нами. Догадались? Конечно же, это наши пальчики! Нам понадобятся: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Предлагаю обмакнуть один палец - в красную краску, другой – в синюю, третий – в желтую. Чем не палитра? Лена изображает гроздья рябины, Женя – цветы, а у Сережи получились волшебные облака. Это еще один из способов изображать окружающий мир - пальцами, ладонью. А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы - это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Такими занятиями можно я заниматься с 2-х летними детьми.

Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо, если вы научите детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми. Ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. А если пальчиками - ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Освоив пальцевую живопись, предлагаем рисовать ладошками. Нужно обмакнуть ладонь или ее часть в краску и оставить на бумаге отпечаток. Если менять, перемещать пальцы, то и композиции тоже будут меняться. У Наташи отпечаток от одной ладони похож на чье-то лицо, отпечаток руки Тани превращается в утку. Дети в полном восторге, поэтому на занятиях «пальчиковой живописью» интересно всем!

Рисование по сырой бумаге. Нам понадобятся: влажная салфетка, емкость с водой, краски, кисти, акварельные мелки. Намочите бумагу и положите ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмите акварельный мелок и нарисуйте все, что угодно. Если нет акварельных карандашей, можно рисовать красками и кисточкой.

Рисование по мятой бумаге. Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной – это называется эффект мозаики. К новогоднему празднику дети обычно рисуют елочку, используя данную технику.

Для изготовления подарков малышам знакомлю с техникой монотипия. Для этого нам понадобится согнутый пополам лист бумаги и гуашь разных цветов. Предлагаю Жене нарисовать бабочку со сложенными крыльями, а Ульяне плотно прижать другую сторону. Развернули, что же произошло? Бабочка расправила крылья и собирается взлететь. Весь рисунок отпечатался на второй половине листа. Довольные дети дарят рисунки малышам. На занятиях стараюсь детей не учить, а «заразить» рисованием.

Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать. Рисовать можно чем угодно, где угодно и как угодно!

И не важно, станет ли в дальнейшем кто-то из выпускников нашего детского сада художником, но почти все студийцы не расстаются с кистью, красками, карандашами, они продолжают заниматься своим любимым делом в Чистогорской школе искусств. Ребята, посещавшие изостудию в течение двух-трех лет, достигают ощутимых результатов. Их работы экспонируются в стенах родного детского сада, они активно участвуют в районных выставках детского творчества. Занятия в студии помогают детям расширить кругозор, укрепить веру в собственные силы, помогают избавиться от неуверенности в себе, от многих страхов. Надеюсь, что приобретенные детьми знания и умения послужат хорошей защитой и поддержкой, станут основой для развития творческой личности.

Хомченко Наталья Викторовна,

Фамилия Хомченко

Имя Наталья

Отчество Викторовна

Место рождения Алтайский край, Майминский район, С. Каракокша

Место работы МБДОУ «Чистогорский детский сад № 1» комбинированного

Типа

Должность педагог дополнительного образования ИЗО

Служебный адрес

пос. Чистогорск, д. 14 а

Домашний адрес 654935 Кемеровская обл., Новокузнецкий район,

Пос. Чистогорск, д. 29, кв. 9

Адрес электронной почты [email protected]

Телефон 8-951-180-47-45

Паспортные данные 3204 № 191301 выдан 11.06. 2003 ОВД Новокузнецкого

Района Кемеровской области

Номер страхового свидетельства Гос. Пенсионного страхования

063-790-852-91

ИНН 423800975492

Дата 14.04.2014 Подпись Н. Хомченко

От гонорара откзываюсь да


№ 48164

Вакса-клякса

Это - Коля
С братом
Васей.
Коля - в школе,

В пятом
Классе.
Вася
В третьем.

Через год
Он в четвертый
Перейдет.
Есть у них

Собака такса,
По прозванью
Вакса-Клякса.
Вакса-Клякса

Носит
Кладь
И умеет
В мяч играть.

Бросишь мяч куда попало,
Глядь, она его поймала!
Каждый день
Уходят братья

Рано утром
На занятья.
А собака
У ворот

Пять часов
Сидит и ждет.
И бросается,
Залаяв,

Целовать
Своих хозяев.
Лижет руки,
Просит дать

Карандаш
Или тетрадь,
Или старую
Калошу

Все равно какую ношу.
- - - - -
Были в праздник
Вася с Колей

Вместе с папой
На футболе.
Только вверх
Взметнулся мяч,

Пес за ним
Помчался вскачь,
Гонит прямо через поле
Получайте, Вася с Колей!

С этих пор на стадион
Вход собакам воспрещен.
- - - - -
Как-то раз пошли куда-то

Папа, мама и ребята,
Побродили по Москве,
Полежали на траве
И обратно покатили

В легковом автомобиле.
Поглядели: у колес
Рядом с ними мчится пес,
Черно-желтый, кривоногий,

Так и жарит по дороге.
Рысью мчится он один
Меж колоннами машин.
Говорят ребята маме:

Пусть собака едет с нами!
Сел в машину верный пес,
Будто к месту он прирос.
Он сидит с шофером рядом

И дорогу мерит взглядом,
Хоть не часто на Руси
Ездят таксы на такси.
- - - - -

Было в доме много крыс.
Вор хвостатый щель прогрыз,
Изорвал обои в клочья,
Побывал в буфете ночью.

Говорят отец и мать:
- Надо нам кота достать!
Вот явился гость заморский,
Величавый кот ангорский.

Мех пушистый, хвост густой,
Знатный кот, а не простой.
Поглядел он на собаку
И сейчас затеял драку.

Спину выгнул он дугой,
Дунул, плюнул раз-другой,
Замахнулся серой лапой...
Тут вмешались мама с папой

И обиженного пса
Увели на полчаса.
А когда пришел он снова,
Встретил кот его сурово,

Заурчал и прошипел:
- Уходи, покуда цел!
С той минуты в коридоре
Пса держали на запоре.

Вакса-Клякса
Не был плакса.
Но не мог от горьких слез
Удержаться бедный пес.

В коридоре лег он на пол,
Громко плакал, дверь царапал,
Проклиная целый свет,
Где ни капли правды нет!

Дети таксу пожалели,
Оба спрыгнули с постели.
Смотрят: лезет стая крыс
По буфету вверх и вниз.

Передать спешат друг дружке
Яйца, рыбу и ватрушки.
Ну, а кот залез на шкаф.
Сгорбил спину, хвост задрав,

И дрожит, как лист осины,
Наблюдая пир крысиный.
Вдруг, оставив хлеб и рис,
Разбежалась стая крыс.

В дверь вошла собака такса,
По прозванью Вакса-Клякса.
Криволапый, ловкий пес
В щель просунул длинный нос

И поймал большую крысу
Видно, крысу-директрису.
А потом он, как сапер,
Раскопал одну из нор

И полез к ворам в подполье
Наказать за своеволье.
Говорят, что с этих пор
Стая крыс ушла из нор.

За усердие в награду
Дали таксе рафинаду,
Разрешили подержать
Прошлогоднюю тетрадь.

Кот опять затеял драку,
Но трусишку-забияку,
Разжиревшего кота
Увели за ворота,

А оттуда Коля с Васей
Проводили восвояси.
- - - - -
Много раз ребята в школе

Говорили Васе с Колей:
- Больно пес у вас хорош!
На скамейку он похож,
И на утку, и на галку.

Ковыляет вперевалку.
Криволап он и носат.
Уши до полу висят!
Отвечают Вася с Колей

Всем товарищам по школе:
- Ничего, что этот пес
Кривоног и длиннонос.
У него кривые ноги,

Чтоб раскапывать берлоги.
Длинный нос его остер,
Чтобы крыс таскать из нор.
Говорят собаководы,

Что чистейшей он породы!
Вероятно, этот спор
Шел бы в классе до сих пор,
Кабы псу на днях не дали

Золотой большой медали.
И тогда простой вопрос
Безобразен этот пес
Иль по-своему прекрасен

Сразу стал ребятам ясен.
Но не знал ушастый пес,
Что награду в дом принес.
Не заметил он того,

Что медаль из золота
На ошейнике его
К бантику приколота.

наталья кобозова
Конспект НОД «Юные волшебники» (кляксография)

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

в подготовительной группе

«Юные волшебники »

(кляксография ) .

Цель :

Развитие творческих способностей детей через знакомство с нетрадиционными методами рисования.

Задачи :

Обучающие - овладение технологией кляксографии .

Развивающие - развитие творческого начала, воображения, фантазии на основе ознакомления с нетрадиционными методами рисования.

Воспитывающие - воспитывать у воспитанников аккуратность, собранность при выполнении приёмов работы, трудолюбие, умение слушать.

Материалы, инструменты, оборудование :

Акварельные и гуашевые краски;

цветная тушь, мягкие кисточки разных размеров,

старые зубные щетки, тряпочки, губки,

газеты для сминания и штамповки;

баночки с водой, трубочки для коктейля,

тарелочки с песком.

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание детей на появления волшебной палочки в уголке изодеятельности.

Воспитатель : Ребята, вы верите в волшебство ? (ответы детей)

Каких волшебников или волшебные предметы вы знаете ? (ответы детей)

Сегодня мы с вами будем волшебниками , а палочка для коктейля будет волшебной палочкой .

Я вам предлагаю с помощью нашей волшебной

Но вначале мы с вами потренируемся.

Экспериментирование :

Подвиньте к себе тарелочку с песком и попробуйте подуть в палочку, что вы видите? (песок раздувается) . Попробуйте нарисовать с помощью трубочки и воздуха выдуваемого вами солнышко, (дети рисуют) . А теперь попробуйте проделать это в тарелочке с водой (дети делают) . Не получается. А я вам предлагаю с помощью нашей волшебной палочки порисовать на бумаге да не просто рисовать, а выдувать рисунок.

(Воспитатель макает кисть в краску и делает кляксу на листе бумаги )

Капля с кисточки упала,

Это клякса прибежала ,

Всё вокруг заколдовала

И деревья и кусты,

А расколдовывать будем мы.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что такое клякса ? (ответы детей)

Воспитатель : Клякса – это след , пятно, оставленное краской. Уточняет представления о том, что клякса – это фигура неопределенной формы, которая получается, если нечаянно разлить чернила или краску из – за того, что у этого пятна нет точной формы, его можно превратить в кого или во что угодно.

Предлагаю и нам попробовать изобразить кляксы ,

а потом превратим их, в кого захотим или в того, на

кого они будут похожи.

Кляксы бывают разные : страшные и милые, злые и добрые.

Все зависит от фантазии художника.

Послушайте стихотворение о кляксах .

Замечательная клякса .

В каждой кляксе

Кто-то есть,

Если в кляксу

Пальцем влезть.

В этой кляксе –

Кот с хвостом,

Под хвостом –

Река с мостом,

Судоходная река

Для судов и судака.

На мосту –

Чудак с чудачкой.

Под мостом –

Судак с судачкой,

И плывут туда-сюда

Всевозможные суда :

Туда плывут с тудачками,

Сюда плывут с сюдачками,

Отражаются в реке

Судаки с чудачками,

Чудаки с судачками.

Этой кляксе - конец ,

Надо сделать новую,

В ней - огромный дворец

И балкон с коровою!

Физкультминутка «Дети любят рисовать»

Вот мы взяли краски в руки, - кисти рук сцепить в «замок» , вращательные

И не стало в доме скуки.

Чтобы было веселей, хлопки в ладоши.

Яркой краски не жалей!

Это правда! Встали, рывки руками перед грудью.

Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать! Повороты туловища влево-вправо руки на поясе

И в трамвае на окне!

Это что же за зверюшка, Руки на поясе, наклон туловища вперед.

Много ног, одна макушка?

То ли зверь - сороконог, Прыжки на месте.

То ли очередь в ларёк?

Это правда! Хлопки вы ладоши.

Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать! Прыжки на месте.

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне! Хлопки в ладоши.

(Э. Успенский)

Воспитатель : Мы будем рисовать с помощью нашей волшебной палочки - трубочки . Сначала разведем на палитре черную гуашь с водой. Затем возьмем кисточкой краску и сделаем кляксу на любом месте . Трубочкой начинаем раздувать кляксу , не задевая ею не краску, не бумагу. Лист можно поворачивать, создавая любой рисунок.

Дети самостоятельно пытаются получить кляксы разными способами на отдельных листочках. Свободно экспериментируют. После того, как дети сделают по несколько клякс , воспитатель предлагает «оживить» их, превратить их в живые существа или предметы.

Дети внимательно рассматривают кляксы с разных сторон , поворачивая лист бумаги. Рассказывают на что или на кого похожа клякса . В заключении воспитатель читает стихотворение

…. Кляксу кисточка для смеха

Нам поставит – вот помеха!

Клякса эта очень злится :

- Кляксой быть мне не годится ,

Не буду кляксой – это проза ,

Буду ромашкой или розой.

О пользе Карандаша и Кисточки (отрывок) Н. Алексеевская.

Воспитатель вместе с детьми рассматривают работы,

оформляют выставку (или альбом «Путешествие кляксы » )