В творческой среде. Доклад на тему "Творческая образовательная среда школьников как средство развития одаренности" (на МО). Пространство для творческой среды

Проблемы при выполнении учебных заданий актуальны для всех студентов и дизайнеры, привыкшие работать над своими проектами в определенном стиле, выработав свои методы проектирования за долгое время обучения, сталкиваются с проблемой научно-исследовательского проектирования.

Для того, чтобы разобраться, что же нужно студенту творческой специальности и что ему мешает для продуктивной работы, мы провели анкетирование. В результате опроса мы выявили ряд факторов, которые влияют на рабочую обстановку. Многим студентам мешает средовой фактор: очень маленькое пространство, в котором сосредоточены вещи, отвлекающие внимание, а иногда даже раздражающие, неправильное расположение рабочего места, отсутствие информационной базы, выхода в Интернет. Психологический фактор: лень, отсутствие мотивации для работы, боязнь перед началом проектирования, депрессия. Также существует внутренний фактор – физиологическое состояние человека.

Рост творческих способностей происходит в той среде, которая наиболее благоприятна для студента. Социокультурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов: субъектов социотворческого процесса, творческой общности (клуба, группы), самого процесса творческой деятельности на всех ее этапах, а также объективных условий для осуществления творчества. Для перехода от репродуктивного освоения социально-художественного опыта к конструированию собственных отношений и продуктивно-творческой деятельности необходимы творческая полноценность среды, обогащение ее располагающими к творчеству элементами, коррекция межличностных и деловых отношений, что целиком и полностью зависит от соответствующих социально-педагогических условий. Это положение разделяется многими учеными. Например, А.Г. Ковалев отмечает, что признание творческих проявлений имеет тем большую основу, чем "раньше и отчетливее выступают оригинальные творческие элементы". Таким образом, для творческого роста молодого человека имеют значение цивилизованность, креативность среды, насыщенность материальными условиями, разнообразие качественных линий развития.

Всем опрошенным хотелось находиться в таком универсальном пространстве, которое могло трансформироваться из персонального пространства в открытое. Студенты заметили, что во время общения с коллегами возникает определенная атмосфера творчества, в которой появляется желание творить. Но для реализации возникших идей требуется рабочее место, с появлением которого человек осознает, что у него появились новые проблемы и задачи.

Чтобы найти проектный выход, мы обратились к аналогам, которые уже существуют. Например, оформление офиса группы компаний Lego выполнено так, что атмосфера офиса должна вдохновлять сотрудников на новые эксперименты. Стол приема – продолжение барной стойки. Этот объект стал центром притяжения всех отделов предприятия. В этой зоне происходит неформальное общение, за чашкой кофе – разрядка, появляются новые идеи. В любой зоне офиса посетители и сотрудники могут обедать, общаться, решать деловые вопросы, работать, свободно передвигаться. В офисе также существуют две особые комнаты: «Динамичная проектная комната» (рис. 1) представляет собой подобие лофта, где хаотично разбросаны сидения-мешки, посредине находится большой стол и максимум открытого пространства; «Опытная комната» (Рис. 2) имеет скромные размеры, освобождена от мебели. Декорации на стенах и потолке имитируют отдых на лужайке в солнечный день, когда есть одно желание – созидать.

Еще одна компания может стать отличным аналогом в создании творческой среды для работы. Это швейцарская компания Vitra. В концепте этой фирмы разрешается, чтобы люди сами выбирали часы работы, так как у каждого человека существуют свои биологические часы. В организации среды в компании придерживаются того, чтобы пространство офиса было открытым, минимум стен. Но и для людей, которым нужно уединение, существуют «островки» (Рисунок 3, 4).

Есть два варианта решения задачи создания творческой среды в вузе. Первый вариант – это аудитория в Уральской государственной архитектурно-художественной академии (№ 420). Хотелось бы показать, как из открытого пространства она могла бы стать мобильной и соответствовать названным нами требованиям. Аудитория небольшая, но это не мешает ее сделать мобильной и уютной для работы. Планировка комнаты должна быть тщательно спроектирована и соответствовать всем эргономическим нормам. Цветовое решение помещения должно не раздражать, не расслаблять человека, а мотивировать на работу. Так как студентов много, нужно составить расписание и определить время, когда студенты могут пользоваться помещением для работы, а когда для общения. Эта комната будет предназначена для работы, как коллективной, так и индивидуальной, а также для общения, хранения книг, документов, материалов и проектов.

Второй вариант – это клуб для студентов творческих специальностей, в котором организация пространства позволит неформально общаться друг с другом, вдохновлять друг друга на новые эксперименты, делиться опытом, разрядиться и зарядиться новыми эмоциями. Клубная среда приблизит творческую личность к реальному выполнению различных видов творчества. Клубная микросреда, доминирующая в процессе осуществления продуктивной деятельности, поведет за собой развитие. В этом особенно ярко проявляется диалектика творческой деятельности, которая концентрирует все интеллектуальные, эмоционально-чувственные и творческие возможности. Клубная среда, входя в культурно-досуговое пространство, мобилизирует в участнике главным образом необходимые знания, усовершенствует и разовьет умения и навыки (художественно-творческий опыт деятельности).

Литература

    Ковалев А.Г. Психология личности. – М., 1970.

    Хилько Н.Ф. Социокультурная среда как фактор развития творческой деятельности молодежи. – Омск, 1994.

    Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности. – М.: Логос, 1996.

Кондратьева Ольга Сергеевна,
Егорова Екатерина Вадимовна
студентыУралГАХА
Научный руководитель:
доктор искусствоведения,
профессор Павловская Е. Э.

Данная статья раскрывает компоненты, способствующие созданию комфортной атмосферы уклада школьной жизни. Модель создана на основе практики в школе № 181 Центрального района, однако принципов данного направления автор придерживается но протяжении всей педагогической практики. В схемах представленных в презентации нагляднг демонстрируется взаимодействие всех компонентов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Творческая среда школы Концертная деятельность Музыкально- литературные композиции Тематические выставки Работа школьного музея Взаимодей- ствие с ОУ и ОК Занятия в кружках и секциях Внеклассная деятельность Спортивные мероприятия Предметные олимпиады Предметные фестивали, КВНы Радиопередачи и радиолинейки Коллективные поездки Образовательная деятельность Уклад школьной жизни

Формы реализации творческого потенциала учащихся, педагогов, родителей. Формы реализации Индивидуальное творчество Коллективное творчество Творчество учащегося Творчество учителя Сотворчество инициативной группы Микрогруппы (тв. ансамбли) учащиеся Учащиеся и учителя Учителя и родители Родители и учащиеся Родители учителя Макрогруппы Класс Параллель Возрастные структуры

Результаты развития учащихся в творческой среде школы Развитие личностных качеств Развитие коммуникативной культуры Развитие творческого потенциала личности Формирование потребности общения с искусством Формирование жизненной позиции и мировоззрения Активизация познавательной деятельности Прогнозируемые результаты

Предварительный просмотр:

Развитие творческой среды-

необходимая составляющая комфортной школы

учитель музыки

зам. директора по ВР

Фадеева Людмила Георгиевна

Санкт - Петербург

Помочь ребенку адаптироваться в коллективе, развить его коммуникативную культуру и мировоззрение – это одни из граней создания комфортного уклада школьной жизни.

Одним из путей достижения данной цели является развитие творческой среды. Что, в свою очередь, может начинаться уже с самих уроков, где в процессе обучения при введении импровизационно-творческих моментов дети начинают раскрепощаться, «пробовать себя», творить. Безусловно, очень важна здесь доброжелательная атмосфера и, на первых порах, поощрение любого импровизационного исполнения. А впоследствии, тактично, лишь попытаться скорректировать творчество ребенка в соответствии с тематикой, с жанровой основой и т.п., показав разные варианты для творчества. Творческую импровизацию, возможно, применять, на мой взгляд, прежде всего на уроках музыки и литературы, а также на всех учебных предметах, если учитель-творец.

Варианты творческих заданий могут быть абсолютно разными, например: - создание двух-четырехстишья на данную тему;

Мелодическая импровизация на заданный текст;

Мелодическое и поэтическое творчество на определенную тему или в определенном жанре;

Танцевально-ритмическая импровизация и т.д.

Импровизация помогает раскрепостить творческий потенциал, дает возможность каждому ребенку для самовыражения и самореализации. Как правило, такие творческие моменты очень нравятся всем, и ребята хотят повторно исполнить еще вариант импровизации, что в свою очередь повышает уровень интереса и к музыкальному искусству и к предмету «Музыка», и вызывает желание его посещать, как и саму школу.

Впоследствии это «творчество» может вырасти в сотворчество при подготовке и проведении:

Тематических фестивалей;

Концертов, посвященных праздничным датам;

Музыкальных или музыкально-литературных спектаклей …

Тематические фестивали могут проходить при участии как всех классов, когда каждый класс готовит свой театрализованный номер (песню, стихотворение, танец, акробатический этюд и т.д.), так и по параллелям, и в рамках одного класса. В частности в нашей школе проходили фестивали, посвященные Дню рождения города, Юбилею школы, Дню Победы, Дню снятия Блокады.

Концерты, посвященные праздничным датам, могут на первом этапе включать конкурсный просмотр номеров. Но следует учесть, что какое-либо поощрение должен получить каждый участник этого мероприятия, чтобы впоследствии у ребят не пропало желание творить. Например: «За лучшее музыкальное решение», «За лучшее исполнение», «За оригинальность», «Приз зрительных симпатий» и т.д.

Безусловно, лучшие номера участвуют в концерте. А если возможно профессионально тактично подкорректировать недочеты тех, кто не очень ярко продемонстрировал свое выступление – это будет хорошей школой сотворчества для ребят и будет, в свою очередь способствовать развитию ответственности и требовательности у ребят.

Музыкальные или музыкально-литературные спектакли

или композиции расширяют возможности для творческого самовыражения и самореализации в рамках коллективного сотворчества.

В течение нескольких лет в школе № 181 Центрального района, где я работала существовала традиция проведения «Новогодних спектаклей» силами школьников среднего звена для младшей школы. На 1-2 дня кабинет музыки превращался в зрительный зал. Темы спектаклей выбирались разные. Иногда под влиянием грядущего юбилея (так, например, появился спектакль «Сказки А.С.Пушкина»), иногда в соответствии с какой-либо идеей. Так, спектакль «Карнавал сказок» популяризирует классическую музыку, так как герои исполняют произведения классических композиторов на свои тексты. Например, Маленький Мук исполняет свою арию на мелодию «Песни Индийского гостя» Н.А.Римского-Корсакова, Золушка - «Плачь Ярославны» А.П.Бородина, Кот в сапогах – «Марш Тореадора» Ж.Бизе, Падчерица – «Арию Барбарины» В.Моцарта…Конечно, это не совсем профессиональное выступление, так как дети без специального музыкального образования, но с каким чувством и самоотдачей они исполняли свои роли, и с какой благодарностью принимали их зрители!

В спектаклях принимали участие все желающие, и, подчас ребята становились соавторами, создавая тексты своих ролей, костюмы и декорации.

В репетиционном процессе ребята разных классов знакомились, сдруживались и сплачивались, тем самым развивалась и коммуникативная культура, и атмосфера сотворчества и сопереживания удачам и неудачам каждого и всех вместе. Так же возникло некое «шефство» средней школы над младшей, так как спектакли готовили «для малышей», что в свою очередь, повышало ответственность у каждого выступающего.

Только заканчивались «премьерные показы», а ребята уже интересовались: «А какая следующая сказка?»…

Творческую среду так же создают и занятия в творческих кружках: это и хор, и вокал, и фольклор, и оркестр, и танцевально-хореографические коллективы.

В школьные коллективы принимают фактически всех желающих, а музыкальные способности постепенно развивают, если есть личное желание ребенка.

Очень ценным фактором в развитии творческой среды является творческий коллективов педагогов , что и произошло при создании хоровой студии «МЕЛОДИЯ», руководителем которой я являлась. Такое сотворчество помогало уже на новом, более профессиональном уровне, развивать творческий потенциал детей, расширять их мировоззрение и музыкальный багаж.

Одним из результатов стали выступления и победы на различных концертах, фестивалях, конкурсах, проходивших на районном, городском и даже международном уровне, которые ребята воспринимали как личное достижение и, конечно, стремились к дальнейшему развитию.

Получивший «вакцину» творчества будет творцом всей своей жизни!


Инструкция

Если вы хотите попасть в творческую среду, для начала нужно определиться с наиболее важным для вас направлением творчества. Что это: литература, театр, живопись, дизайн, вас привлекает архитектура или манит музыка? Определитесь не только с направлением творчества, но и с более узкими жанрами, с которыми хотите познакомиться или работать.

Далее ответьте себе на вопрос, в какой роли вы хотите выступать в этой творческой среде, каких людей видеть рядом с собой. Это должны быть последователи творчества, фанаты или исполнители, создатели произведений искусства, литературы и музыки. В многоплановой культурной среде очень важно найти как свое место, так и своих людей, которые ближе вам по духу, увлечениям, которые способны дать вам больше, чем все остальные.

В зависимости от своей роли и желаемых людей в этой творческой среде, уже можно находить свои предпочтения. Если вы поклонник какого-либо определенного направления, можно посещать вечера, которые посвящены вашему кумиру или жанру в мире культуры. Это самый верный способ познакомиться с такими же последователями и фанатами, как и вы, а кроме того, и с самим кумиром. Творческие личности часто устраивают подобные вечера, особенно те из них, кто еще не слишком знаменит и не обременен постоянными гастролями или интервью.

Знакомиться с людьми творчества следует и в интернете. В социальных сетях или на форумах сейчас можно найти не только отдельные группы и темы, посвященные какому-то конкретному исполнителю, музыканту или писателю, но и разделы, в которых собираются творческие люди одного направления – любители литературы, поэзии, живописи. В таких темах можно общаться и высказывать свое мнение о любимых произведениях. Кроме того, подобные группы оповещают своих приверженцев о событиях в мире творчества: выставках, вечерах, встречах, да и сами такие обсуждения среди постоянных читателей часто перетекают в реальные встречи.

Обязательно посещайте события из мира культуры, о которых находите информацию в социальных сетях или новостях. На выставках, вечерах, встречах, показах фильмов и ярмарках можно познакомиться с представителями творческих направлений, которые вам интересны. А подружившись с ними, вы сможете даже бывать на более закрытых мероприятиях для узкого круга лиц. Это будет особенно полезно для тех, кто только начинает свой путь в творчестве, но хочет стать известным в этих кругах.

Хорошие возможности для творческих встреч и работы с людьми разных направлений предоставляют антикафе и популярные сейчас коворкинги. Коворкинг - это пространство для совместной работы людей одного направления, для передачи опыта более молодым коллегам, для обсуждения и работы над большими проектами. В антикафе часто проходят посиделки и вечера самого разного направления культуры.

Выпуск:

Библиографическое описание статьи для цитирования:

Ларионова Т. И. Создание творческой среды в кабинете «Технология» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 11. – С. 133–138..htm.

Аннотация. В статье автор представляет опыт педагогической деятельности по созданию творческой среды для развития одарённости, учитывая новые информационные технологии, умело используя их на уроках в качестве дополнительного средства обучения детей.

В современной школе одной из актуальных проблем является проблема развития творческих способностей школьника. Многие десятилетия школа и научно-педагогическое образование занимаются поиском путей повышения эффективности учебного процесса, направленных на творческое развитие детей. Для этого требуется сформировать из ученика субъект деятельности, то есть такого учащегося, который почувствовал бы себя на уроке активным творцом, а не пассивным исполнителем. Советский психолог Л.С. Выгодский сформулировал эту задачу так: «Жизнь - это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения».

Огромную роль в развитии творческих способностей решает предмет «Технология». Ведь развивать творческие способности человека - это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, то есть те качества, без которых невозможно творчество.

Что же такое творчество? Американский психолог и психотерапевт, теоретик экзистенциальной психологии Р. Мэй пишет: «…То, что проявляется как творчество — это всегда процесс,… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира». Таким образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу , связь с миром, связь со своей глубинной сущностью. Через творчество раскрываются потенциальные возможности и способности ученика.

Эффективность учебно-воспитательного процесса, по мнению доктора психологических наук Г. А. Ковалева, в настоящее время определяется средой, которая включает в себя довольно широкий спектр параметров, влияющих на психическое развитие и функционирование ребенка.

Очень важно создать на уроке эмоциональный комфорт, ситуацию успеха и творческую раскованность, когда не порицаются ошибочные действия школьника.

В этом первоочередную роль играет создание на уроке творческой среды. Но для их проявления необходимо создание специальных условий, ситуаций, моментов.

Своевременное выявление и создание условий для стимулирования учащихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образовательного процесса оказывает на учащихся существенное воспитательное влияние, способствует формированию творческого потенциала учащихся.

Организуя учебно-воспитательный процесс на основе творческой среды, необходимо учитывать психологические условия, способствующие формированию чувства внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми творческих начинаний ребенка. Доктор психологических наук В.А. Ясвин отмечает, что творческая среда создает благоприятные условия для саморазвития свободной и активной личности, которой свойственна инициативность в освоении и преобразовании окружающего мира,высокая самооценка, открытость, а также свобода суждений и поступков. Творческая среда отличается высокой внутренней мотивированностью деятельности, которая сопровождается эмоциональным подъемом, позитивным, оптимистическим настроением.

Становится ясно, что создание творческой среды в учебной деятельности не только создает комфортную обстановку на уроке, формирует коллектив, прививает интерес к предмету, но и при систематической работе способствует интеллектуальному развитию всех учащихся. Но нужно помнить, что сущность этой среды - совместный поиск, совместное созидание, творческие споры равных партнеров. «Творческая» среда «изживает себя», когда в группе выделяется авторитарный лидер, который стремится направлять мысли и деятельность своих товарищей.

В методическом арсенале учителя технологии сегодня достаточно самых разнообразных и по форме, и по эффективности методов и приёмов, способных создать творческую среду на уроке. К числу таковых отношу и использую в своей практике:

  • · Проведение необычных по форме и замыслу уроков: уроков творчества, уроков-состязаний, уроков-игр;
  • · Открытую защиту проектов;
  • · Работу в парах, группах;
  • · Работу с опорными сигналами, памятками, алгоритмами;
  • · Использование на уроках игровых ситуаций: технических дуэлей, терминологических зарядок и т. д.;
  • · Использование на уроках занимательного материала: кроссвордов, головоломок и т. д.
  • · Проведение интегрированных уроков.

Формы развития учащихся строятся на основе индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных учащихся, используя потенциал их возможностей.

Выделены следующие формы деятельности:

  • · индивидуальное обучение по программам творческого развития;
  • · система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
  • · научно-практические конференции и семинары;
  • · участие на выставках творчества.

Этапы развития творческой активности школьника:

  1. Создание презентаций, творческих работ
  2. Реферативная деятельность.
  3. Метод проектов
  4. Исследовательская деятельность.

Характеристика этапов.

1.Создание презентаций, творческих работ. Учащиеся нестандартно передают изучаемый материал. Были представлены интересные красочные презентации национальных костюмов мира, таких как турецкий костюм, шотландский, казахский, бразильский, армянский и т.д. Работа над созданием презентации позволяет ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя - научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно критиковать отрицательные моменты представления презентации. Всё это развивает коммуникабельность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.

Творческие работы стимулируют гибкость мышления, развивают умение в обычном находить необычное.

2. Реферативная деятельность. Реферат способствует умению работать с дополнительной литературой, при этом находя убедительные доказательства, как истории предметов «Волшебная иголка», « Из истории национальных блюд», «Алло, алло», «История лоскутного шитья», так и современности по изучаемой проблеме «Современные средства по уходу за одеждой», «Косметика или уход за лицом и волосами» и т. д.

3. Проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно - ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Данный вид деятельности формирует умение отбирать нужный материал для подготовки темы, всесторонне рассмотреть эти явления (например, с точки зрения технологии), обработать, полученные результаты привести в виде схем, таблиц, графиков, алгоритмов. В результате проектной деятельности учащиеся видят перед собой - вещь, которой они могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу.

4. Исследовательская деятельность - более самостоятельная работа. Учащиеся высказывают собственные идеи и отстаивают их. Педагог лишь вносит различную корректировку в работу школьников. В итоге высокая познавательная потребность с внутренней мотивацией дают хорошие результаты. Были выполнены такие работы как: «Громкая музыка: польза и вред», «О вреде курения», «Влияние спиртных напитков на здоровье подростков», «Какую цель в жизни выбирает нынешний подросток», «Вредное влияние компьютера», «Современные молодежные субкультуры», «ЗОЖ, режим труда и отдыха», «ЗОЖ, наркотикам НЕТ!», «Тряпичная кукла как творческая основа материнства». Темы проектов девочки выбирают сами, исследования и эксперименты ведутся с согласия учеников в определенном классе. Именно при выполнении исследовательских работ ребята получают свой личный опыт применения полученных знаний на практике, оказываются в среде, способствующей развитию их творческих способностей.

В использовании приёма «виртуальная экскурсия в стране кулинария» на уроке технологии - ещё один способ преподнести нестандартно, необычно, а значит, привлечь внимание учащихся, вызвать необычные эмоции. Эта деятельность способствует не только пробуждению и закреплению интереса к разнообразным блюдам мира, но и помогает обратить внимание ребёнка к необычному в обычных овощах и фруктах, будь, то сервировка стола или оформление и подача блюд. А это развитие фантазии, воображения, творчества.

Несмотря на то, что выставки декоративно- прикладного творчества - это традиционное мероприятие в нашей школе, она всегда вызывает положительные эмоции учащихся. Создается особая атмосфера, пронизанная духом созидания, сотворчества, желанием поделится собственными умениями и навыками, открытиями.

Таким образом, постепенно в течение учебного процесса можно создать портфолио достижений. Основной смысл - «показать всё, на что ты способен». Портфолио содержит многообразную информацию, которая документирует приобретённый опыт и достижения учащегося. А также помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьника; поощрять его активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Результаты деятельности представлены в виде сертификатов, грамот и дипломов.

Не последняя роль отводится наличию условий, в которых проходит урок. Это учебная мастерская, где имеются все необходимые наглядные пособия, накоплен и систематизирован дидактический материал включающий:

  • · таблицы;
  • · инструкционные карты;
  • · банк учебных проектов.

Здесь полный набор необходимого для индивидуальной и групповой работы инструмента, стандартного оборудования: промышленные швейные машины, электрические швейные машины, утюги с паром, манекен, примерочная, интерактивная доска, компьютер. Оформлен стенд по технике безопасности и периодически обновляется выставка работ, стенд лучших поделок по бисероплетению, вязанию, вышивке, действует в течение учебного года стенд “Лучшие проектные работы”, под рукой библиотечка технической и прикладной литературы, альбомы эскизов моделей, орнаментов для вышивания, папки с различными видами лоскутков ткани. Большую помощь в работе оказывает просторный, хорошо оснащенный уютный кабинет.

Для развития учащихся необходимо при создании творческой среды для развития одарённости учитывать новые информационные технологии, умело использовать их на уроке в качестве дополнительного средства обучения детей. Создана и используется коллекция презентаций по темам, например: “Костюмы стран мира ”, “Самое интересное о вязании”, “Плетение корзины из старых газет”, “История костюма”, «Полезные изделия из использованных пакетов» и др. Слайды презентации являются наглядной иллюстрацией к объяснению материала, что позволяет активизировать внимание детей и делает рассказ учителя живым и интересным.

Информатизация образования позволит решить проблемы качественного изменения информационной среды системы образования, предоставит новые возможности для развития личности и формирования коммуникативных умений, навыков, обеспечивая при этом развитие познавательного интереса и способностей, самостоятельности, самоконтроля, способствуя развитию творческой личности. Анализируя своеобразие методов компьютерного обучения, Профессор Московского государственного университета С.А. Илюшин и доктор психологических наук, профессор, академик РАО Б.Л. Собкин утверждают: «В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский».

Например, такой вид работы, как создание «Лента времени» учащимися призван показывать развитие одежды в разные эпохи, но и донести в увлекательной форме до своих одноклассников (в форме рисунков с привлечением материалов видео из художественных и документальных фильмов). Также рассказывать о жизни и творчестве знаменитых домов мод, и доносить до аудитории учащихся радость познания, радость творчества, радость общения.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс производственного обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному учащемуся намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Результаты работы показали, что движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности. Работая над развитием творческой активности детей, я заметила, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, который способствует пониманию структуры и состава технологического процесса и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились обоснованные результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальные мотивационно - потребительские восприятия мира.

И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития. Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения. При выполнении проектов по национальным костюмам, и в проекте про обычную иголку, мы узнали много дополнительной информации в виде стихов, легенд, преданий.

С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей. Дети ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: проходит боязнь совершения ошибок, появляется взаимовыручка. Школьники с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и в городе, также на республиканском и всероссийском уровне. Результаты активного участия на научно-практических конференциях, выставках по декоративно-прикладному творчеству, различных конкурсах по предмету, олимпиадах муниципального, республиканского и всероссийского уровней отмечены сертификатами, грамотами, дипломами.

Таким образом, широко используя различные приемы развития творческой активности, создавая творческую среду в учебной деятельности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников.

Список литературы

1. Боброва Л.В. Уроки с использованием ИКТ, внеклассные мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2009. С. 12.

2. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991. 93с.

3. Морозова Л.Н., Кравченко Н.Г., Павлова О.В. Проектная деятельность учащихся – Волгоград: Издательство «Учитель» 2006. С. 2.

4. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. Львов: Инициатива; М.: Институт обще гуманитарных исследований, 2001. С. 43.

5. Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1992. № 1-2. С. 14.

6. Ясвин В. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Сентябрь, 2000. С. 121.