Валтасаров пир что означает. Вавилонский царь валтасар. Смотреть что такое "Валтасаров пир" в других словарях

Валтасаров пир

Валтасаров пир
Из Библии. В Ветхом Завете (Книга пророка Даниила, гл. 5) рассказывается о пире послед- него вавилонского царя Валтасара, который решился на кощунство: приказал принести золотые и серебряные священные сосуды из храма Иерусалимского, чтобы пить вино из них. Когда пир был в самом разгаре, некая невидимая рука на стене зала начертала письмена: «Мене, мене, текел, упарсин» (ст. 26-28), которые, каких истолковал царю пророк Даниил, предвещали скорую гибель и царству Вавилонскому, и самому царю. В ту же ночь Валтасар был убит.
Иносказательно: веселая, роскошная жизнь, неуместное веселье в канун неминуемых бедствий.
Отсюда же другое крылатое выражение - «жить Валтасаром», то есть вести беспечную, роскошную жизнь без мысли о завтрашнем дне, о грозящей реальной опасности.
Оба варианта аналогичны таким оборотам, как пир во время чумы и танцевать на вулкане.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Валтасаров пир" в других словарях:

    В ночь падения Вавилона. Как нарицательное, означает роскошное пиршество; вообще оргия. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВАЛТАСАРОВ ПИР оргия, празднество с излишней роскошью и несдержанным весельем … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 2 оргия (15) пир (47) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Валтасаров пир - крыл. сл. Валтасаров пир. Жить Валтасаром Выражение возникло из Библии (Книга пророка Даниила, 5) из рассказа о пире у халдейского царя Валтасара (Бальтазара), во время которого таинственная рука начертала на стене письмена, предвещавшие гибель… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    валтасаров пир - только ед. , устойчивое сочетание Пиршество, оргия накануне несчастья. Этимология: По имени Валтасара (Baltasar), сына последнего царя Вавилонии. Энциклопедический комментарий: По библейскому преданию, в одну из ночей 539 г. до н. э., во время… … Популярный словарь русского языка

    Валтасаров пир - пиршество, оргия накануне несчастья (по имени вавилонского царя Валтасара, убитого персами в ночь после пира). Особенность регрессивного поведения пускаться во все тяжкие в виду надвигающейся беды или роскошная жизнь антисоциальных личностей во… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Книжн. Пиршество, веселье накануне неминуемой гибели. /i> Восходит к Библии. БМС 1998, 447 … Большой словарь русских поговорок

    валтасаров пир - валтас аров п ир, валтас арова п ира … Русский орфографический словарь

    Выражение возникло из Библии (Книга пророка Даниила, 5) из рассказа о пире у халдейского царя Валтасара (Бальтазара), во время которого таинственная рука начертала на стене письмена, предвещавшие гибель царю; в ту ночь Валтасар был убит, и его… … Словарь крылатых слов и выражений

    Пиршество, пирушка, вечер, вечеринка, выпивка, гулянка (погулянки), кутеж, попойка, пьянство, торжество; угощение, бражничанье, празднество, фестиваль, вакханалия, оргия, Афинские вечера; обед, ужин, пикник, бал, банкет, раут. Лукулловские… … Словарь синонимов

    Пир [ Словарь иностранных слов русского языка

Книги

  • Роксана Гедеон (комплект из 5 книг) , Роксана Гедеон. Цикл романов о жизни и необычной судьбе Сюзанны, которой довелось жить во Франции в эпоху падения королевства. Кто же она, героиня романов? Бесприютная сирота, живущая впроголодь, и дама…
  • Большая книга мудрости. Библейские притчи , Лясковская Наталья Викторовна. Валтасаров пир, мудрость царя Соломона, Самсон и Далила, добрый самаритянин, блудный сын, зарытый талант, званые и избранные… Кто из нас с юных лет не знаком с этимивыражениями? И кто из нас…

Согласно историческим данным Набонид, последний царь великой Вавилонии (территория современного Ирака) был отцом Валтасара. Набонид сделал сына регентом и наделил его полномочиями по защите Вавилона. В 539 г. до н. э. при защите города от персов Валтасар погиб. О пире Валтасара накануне роковой ночи и пророчестве его гибели написаны произведения:


  • "Комедия о Данииле" – произведение немецкого драматурга и поэта XVI века Г. Сакса;

  • "Мистический и подлинный Вавилон" – книга драматурга «золотого века», испанца Педро Кальдероне де ла Барка;

  • "Повесть о Валтасаре Вавилонском" – древнерусское неизвестного автора.

Библейская притча

Этой истории посвящена глава Библии, а именно Книга пророка Даниила. С этой библейской притчей связан «Валтасаров пир».


В Книге Даниила сказано, что Валтасар был сыном Навуходоносора II и стал последним царем Вавилона. В то время, когда персидская армия стояла под вратами Вавилона, Валтасар устроил роскошнейшее пиршество для вельмож и их жен. Вино пирующие пили из серебряных и золотых святых сосудов, привезенных Навуходоносором из Иерусалима. При этом взяты драгоценные сосуды были в Доме Божием.


В разгар вакханалии на стенах царских покоев невидимая рука начертала надпись, которую мудрецы не могли растолковать. И только пленный Даниил разъяснил царю ее значение. Вот как об этом сказано в Библии: «вот и значение слов:


мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему;


текел - ты взвешен на весах и найден очень легким;


перес - разделено царство твое и дано Мидянам и Персам».


В эту же ночь пророчество сбылось – царь Валтасар был убит, а царство Вавилонское принял Дарий Мидянин.


Благодаря библейской легенде имя «Валтасар» стало синонимом беспечности, святотатства, гордыни, невоздержанности, а выражение «Валтасаров пир» стало нарицательным и в буквальном смысле означает разгульное, безудержное веселье в преддверии опасности, беды, катастрофы. В переносном смысле фразеологизм употребляют, когда говорят о распущенности и безбожии «сынов человеческих».

В книге пророка Даниила рассказывается о случае произошедшем однажды на пиру вавилонского царя Валтасара.
Во время пира “вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. И вот что начертано: мене, мене, текел, упрасин.”(Книга пророка Даниила, гл.5, ст.5, 25)

Нам неизвестно на каком языке была написана эта надпись, но мудрецы вавиволонские не смогли ее прочитать. Приглашенный еврейский пророк Даниил предложил свою трактовку надписи. Следовательно можно передположить, что она была выполнена письменностью похожей на иудейскую.

Для того чтобы понять смысл странно появившейся надписи наобходимо рассмотреть некоторые исторические аспекты на фоне которых произошло это событие.

Валтасар (Белшаррусур), сын Набонида (555 - 538 г.до н.э.) царя Вавилонии, с 545 г. фактически был правителем Вавилона, так как Набонид по состоянию здоровья не мог участвовать в ежегодных торжествах возведения на трон и был отправлен в недавно завоеванный им оазис Тейму. В 538 г. до н.э. Набонид в связи с вторжением персов возгавляемых Киром II в Вавилонию возвращается в Вавилон, где во время штурма царской цитадели был пленен и отправлен в почетную ссылку на востоке Ирана в Карманию, а Валтасар во время штурма был убит.

Библия связывает появившуюся во время пира надпись с трагическим концом Валтасара:
"Вот и значение слов:
Мене - исчисли Бог царство твое и положил конец ему;
Текел - ты взвешан на весах и найден очень легким;
Перес - разделено царство твое и дано Мидянам и Персам.”
(своеобразно перефразирование слова “упрасин” в “перес” при котором потерялась буква “н”)

Если учесть, что такая трактовка в точности описывает все случившееся с Валтасаром после пира, и что в других случаях пророчество Даниила не сбывалось, то с очень высокой степенью вероятностной достоверности можно предположить, что трактовка надписи появилась после трагических событий и отражала не предсказание, а констатацию свершившегося факта. Но в этом случае смысл надписи остается и до настоящего времени неизвестен.

Об этом же пишет и Зенон Косидовский (1898 - 1978) в своей книге “Библейские сказания. Сказания Евангелистов”(1990 г.):”...в общем принято то толкование, какое дано в Книге Даниила.”(стр.289)

Прежде чем приступить к попытке все таки понять смысл этой надписи попробуем разобраться, а насколько достоверен сам факт появления надписи столь необычным способом.

В 1878 году в доме семьи Тид жившей Амхерсте (Канада) появился дух по имени “Боб”, который терроризировал всю семью своими бесчинствами. Особенно от его происков страдала 19-летняя сестра жены хозяина дома Эстерн. Для осмотра ее состояния был приглашен местный доктор мистер Кэррита. Когда он присел возле больной, то услышал металлическое скрежетанье, раздовавшееся откудато из-за стенки позади него. Обернувшись посмотреть в чем дело, он увидел надпись, неизвестным образом появившуюся на стене:”Эстерн Кокс! Ты принадлежишь мне, и я убью тебя!”

С 20 по 26 сентября 1895 года на в вилле Анже (Франция) была проведена серия опытов по исследованию спиритических феноменов производимых известным медумом Эсапией Палладино в присутствии комиссии ученых:
А.де-Грамон, граф, доктор психических наук;
С.де-Ватевиль, барон, лицентиат психических знаний и права;
А. де-Роша, полковник, воспитанник политехнической школы;
Сабатье, профессор зоологии в Монпелье;
Максвель, исполняющий обязанности генерального прокурора аппеляционной палаты в Лиможе;
Дарье, директор "Анналов психических знаний".
"9 часов 30 минут.
Г-н Максвель испытывает на спине прикосновение руки, которая ударяет его отрывисто и сильно, как будто кулаком. Доктор Дарье чувствует, что на его голове покоится рука и обнимает темя пятью пальцами, ощущение которых очень ясно. Все исполнявшие контроль за медиумом опрошены дважды и подтвердили, что руки медиума из под контроля не выходили.
Эсапия левой рукой, которую держит г-н Максвель, имитирует удары в 30 см над столом; эти удары одновременно очень сильно раздаются внутри него. Затем она направляет эту же руку к занавеси; тотчас же слышно, как кресло находящееся за ним движется, как будто следуя движениям руки, как если бы она была магнитом.”

Подобных примеров более чем достаточно, что бы быть уверенным в реальности подобных феноменов.

Таким образом можно с уверенностью признать что Валтасар во время пира действительно мог наблюдать редкий феномен материализации и психокинеза одновременно.

До сегодняшнего дня принято считать что появившаяся на стенах его дворца надпись была пророческой. Кочуя со страниц Библии в различные произведения искусства этот эпизод так или иначе увязывается с событиями последовавшими после знаменитого пира. Но если проанализировать известные на сегодня случаи психокинеза с появлением непроизвольных надписей, то нетрудно увидеть, что в них практически нет пророчеств.

Приведенное выше сообщение в адрес Эстерн не было пророческим, а носило скорее чисто хулиганский характер. Но раз так, то иудейская трактовка Валтасаровой надписи есть попытка представить желаемое за действительное.

Что же в действительности было написано на стене дворца в ту памятную ночь?

Начнем с того, что вавилонские мудрецы не смогли не то что объяснить, но и прочитать эту надпись:
“И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значение его.”(Дан.,гл.5, ст.8)

Из этого можно заключить, что надпись была сделана на неизвестном для большинства вавилонских ученых языке. В тоже время приглашенный еврейский пророк смог ее прочитать. И если он не слукавил, чтобы вероятней всего спасти себе жизнь, ему оказалось знакомо фонетическое звучание написанных букв. В древнесемитском языке не было гласных, поэтому Даниил мог прочитать только согласные и добавить гласные по своему уразумению. Тогда в исходном виде валтасарова надпись должна была иметь следующий вид:

"m n m n t k l p r s n"

Сейчас трудно предположить формами каких букв была исполнена эта надпись, вероятней всего это были трудноузнаваемые буквы известного в Вавилоне языка. На пиру могли присутствовать представители самых отдаленных уголков тогдашнего цивилизованного мира, которые могли явиться источником необычного психокинетического явления. В качестве возможного варианта рассмотрим вероятность использования греческой письменности. Тогда изображенная надпись могла нести в себе следующую смысловую нагрузку:

“main mania teke eilapi ara sun”
"безумная страсть родила проклятье всем кто на этом пиру"

В подобном варианте надпись приобретает смысл соответствующий месту и времени ее появления и вероятней всего она не имела ни какого отношения непосредственно к Валтасару. Лишь замысловатое стечение самых разных обстоятельств соединило в исторической памяти странное явление с именем ничем не отличившегося второго правителя последнего царя Вавилонии исчезнувшей нововавилонской династии.

Причиной появления подобной надписи на стене царского дворца скорее всего явился неконтролируемый психокинез одного из присутствующих на огромном пиру, о чем он вероятней всего даже сам и не подозревал. И лишь редкость подобных явлений и необразованность большинства людей как очевидцев этого события так и сейчас относительно вопросов паранормальных явлений, сохранило для нас это происшествие в исторической памяти человечества, создав благоприятную основу для фантазий и суеверий.

Если придерживаться прочтения надписи приведенной в Библии почти буквально, то на греческом языке она будет выглядеть следующим образом:

“mene mene teke luprasin”
“хочу хочу родить печаль”

И хотя данный перевод является вполне осмысленным, но с эмоционально-психологической точки зрения является менее достоверным, так как не соответствует месту создания - шумное пиршество.

Пир во время чумы

Выражение «Валтасаров пир» сегодня обозначает распущенность, безбожие, а главное - вакханалию, устроенную в неподходящее время. Аналог этой фразы - изречение «пир во время чумы».

3

Вавилония

Древнее царство на юге Месопотамии (территория современного Ирака), возникшее в начале II тысячелетия до н. э. и утратившее независимость в 539 году до н. э. Столицей царства был город Вавилон, по которому оно получило название. Семитский народ амореи, основатели Вавилонии, унаследовали культуру предыдущих царств Междуречья - Шумера и Аккада. Государственным языком Вавилонии был письменный семитский аккадский язык, а вышедший из употребления не родственный ему шумерский язык долго сохранялся как культовый.

3

Валтасар

Вавилонский царевич VI в. до н. э., старший сын и соправитель последнего царя Вавилонии Набонида (в Книге Даниила назван последним царем Вавилона). Управлял страной и частью армии во время пребывания своего отца в аравийской Теме.

Набонид часто оставлял Валтасара управлять империей, сам при этом занимаясь разысканием древностей и преследуя религиозные интересы. В 539 до н. э., когда над Вавилоном нависла угроза нападения персов, Набонид попытался организовать оборону и во главе войска выступил на север навстречу армии Кира. 10 октября 539 до н. э. Набонид потерпел поражение и вынужден был бежать от Кира. Два дня спустя персы овладели Вавилоном.

Предположительно, после падения Вавилона Валтасар был убит.

3

Послание бога Валтасару

В разгар веселья на стене появились начертанные таинственной рукой слова: «мене, мене, текел, упарсин», в переводе с арамейского означающую «исчислено, исчислено, взвешено, разделено».

На картине положение букв не случайно. В то время одним из близких друзей Рембрандта был еврей Манассе бен Исраэле, которого художник часто изображал на своих этюдах. Он-то и подсказал мастеру, как лучше расположить текст надписи. Художник изобразил фразу не горизонтальными строками справа налево (как того требует еврейская письменность), а пятью столбцами, где на последнее слово приходятся два столбца. Если бы слова были написаны обычным образом, вавилонским мудрецам не стоило бы труда прочесть их без посторонней помощи, однако в Библии сказано, что надпись была зашифрована и тайну шифра бог открыл лишь пророку Даниилу.

3

Святотатство на пиру

Согласно Библии, в ночь взятия Вавилона персами на устроенном Валтасаром последнем пиру для еды и напитков использовались священные сосуды, вывезенные из Иерусалимского храма. В разгар веселья на стене появились начертанные таинственной рукой слова: «мене, мене, текел, упарсин». Пророк Даниил истолковал надпись, в переводе с арамейского означающую: «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено» и расшифровал ее как послание бога Валтасару, предсказал скорую гибель ему и его царству. В ту же ночь царевич погиб.

Книга Даниила никак не объясняет тот факт, что Вавилон, обладавший мощными укреплениями, был взят за одну ночь и что Валтасар, пировавший вместе с гостями, ничего не знал об опасности, нависшей над его царством и его жизнью.

3

«Пир Валтасара» Харменса ван Рейна Рембрандта, 1635

В XVII веке европейские династии использовали живопись для продвижения идеи божественного происхождения власти. Картина «Пир Валтасара» была заказом со стороны одного из влиятельных знакомых отца Рембрандта. Работа над этой картиной заняла два года, с 1634 по 1636, в течение которых Рембрандт консультировался у раввинов Еврейской общины Амстердама.

Валтасар-царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино.

Пир Валтасара. Рембрандт .

В библейских текстах Валтасар был последним вавилонским царем, с его именем связано падение Вавилона (Даниил, V, 1—30). Несмотря на осаду столицы, предпринятую Киром, царь и все жители, имея у себя богатый запас продуктов, могли беспечно предаваться удовольствиям жизни. По случаю одного незначительного праздника Валтасар устроил великолепный пир, на который приглашено было до тысячи вельмож и придворных. Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между прочим, и дорогие сосуды из Иерусалимского храма. При этом, по обычаю древних язычников, прославлялись вавилонские боги, которые оказывались победоносными раньше и поэтому окажутся победоносными и теперь, несмотря на все усилия Кира и его тайных союзников, иудеев, с их Иеговой. Но вот, в самый разгар пира на стене проявилась человеческая рука и медленно стала писать какие-то слова. Увидев ее, "царь изменился в лице своем, мысли его спутались, связи чресл его ослабели, и колена его от ужаса стали биться одно об другое". Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись. Тогда, по совету царицы, позвали престарелого пророка Даниила, который не раз, еще при Навуходоносоре, проявлял необыкновенную мудрость, и он действительно прочитал надпись, которая на арамейском языке кратко гласила: "Мене, текел, упарсин". Это означало: "Мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел — ты взвешен и найден очень легким; упарсин — разделено царство твое и отдано мидянам и персам". "В ту же самую ночь, — продолжает библейское повествование, — Валтасар, царь халдейский, был убит" (Даниил, V, 30).

Книга пророка Даниила

Полночный час уж наступал; Весь Вавилон во мраке спал. Дворец один сиял в огнях, И шум не молк в его стенах. Чертог царя горел как жар: В нём пировал царь Валтасар, - И чаши обходили круг Сиявших златом царских слуг. Шёл говор: смел в хмелю холоп, Разглаживался царский лоб, - И сам он жадно пил вино, Огнём вливалось в кровь оно. Хвастливый дух в нём рос. Он пил И дерзко Божество хулил. И чем наглей была хула, Тем громче рабская хвала.

ПИР ВАЛТАСАРА «Трагедия Валтасара это манифестация божественного правосудия, грозное предупреждение тем, кто легкомысленно забывает, что над ним надзирает Всевышний...»

Из дневника Клары Шуман за 1854 год. «В пятницу, 17 февраля, ночью - мы недавно улеглись - Роберт поднялся с постели и записал тему, которую, как он сказал, напели ему ангелы. Закончив, он лег и всю ночь грезил, все время с открытыми, обращенными к небесам глазами. Наступило утро, а с ним и ужасная перемена! Ангельские голоса превратились в голоса демонов с ужасной музыкой; они говорили ему, что он грешник, что они низвергнут его в преисподнюю. Он кричал от страданий, потому что демоны в образе тигров и гиен набросились на него, хотели растерзать, и оба врача, которые, к счастью пришли довольно скоро, едва могли его удержать».

Роберт Шуман и Клара

Когда посланцев ада снова меняли вестники небес, взор его был полон блаженства, «но это неестественное блаженство, пишет Клара, точно так же разрывало мне сердце, как когда он страдал от злых духов». Часто бывали моменты, в которые он просил жену уйти, говоря, что способен ее убить.

Утром 27-го Шуман проснулся в какой-то необычно даже для этого нового его состояния меланхолии и сказал: «Ах, Клара, я не стою твоей любви». Вскоре вслед за тем он выбежал на улицу в одном сюртуке, в ужасный дождь, без сапог, без жилета. «Что я почувствовала, мне не описать, помню только, что у меня как будто перестало биться сердце. Все бросились его искать, но тщетно, пока, примерно, через час его не привели домой двое неизвестных; где они его нашли и как - я не могла дознаться».

Сверкнувши взором, царь зовёт Раба и в храм Иеговы шлёт, И раб несёт к ногам царя Златую утварь с алтаря. И царь схватил святой сосуд. "Вина!" Вино до края льют. Его до дна он осушил И с пеной у рта возгласил: "Во прах, Иегова, твой алтарь! Я в Вавилоне бог и царь!"

Начало осени 539 года до Рождества Христова. Вавилонское царство воюет с персами и мидянами. Их предводитель, Кир, как пишет древнегреческий историк Ксенофонт, узнает, что у врага наступает такой праздник, во время которого весь город гуляет и пьёт. В эту-то ночь, едва стемнело, он с помощью рвов отводит реку и по обмелевшему руслу входит в Вавилон. В центре ещё ничего не знают о том, что происходит на окраинах.

Во дворце идет пир. Для поднятия боевого духа зал превратили в пантеон, куда были собраны все идолы покоренных халдеями народов. Одной из главных побед империи, о которой сейчас надо было напомнить военным, считалось завоевание Иудеи. Даже для языческого сознания приказ Валтасара был чудовищным кощунством. Тем не менее, золотые сосуды, вынесенные в свое время Навуходоносором из Иерусалимского Храма, были наполнены вином и розданы вельможам и гарему. Наложницы из священных чаш для служения Живому Богу кропили мёртвые изваяния.

Лишь с уст сорвался дерзкий клик, Вдруг трепет в грудь царя проник. Кругом угас немолчный смех, И страх и холод обнял всех. В глуби чертога на стене Рука явилась - вся в огне... И пишет, пишет. Под перстом Слова текут живым огнём.

«В тот самый час, - как сказано в книге Даниила, - вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Царь изменился в лице; и колени его стали биться одно о другое». Наступила немая сцена. Валтасар переводится так: «Ваал да хранит царя». И вот - небесный знак, из которого сейчас станет ясно, кто победил: Ваал или еврейский Бог.

Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить и сказал мудрецам Вавилонским: кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве.

Книга пророка Даниила

Роберт - Кларе: «Ты была в то время маленькой интересной девочкой с упрямой головой и парой красивых глаз, для которой вишни были всем на свете. Уже тогда, в 1833 году на меня нападала хандра. Это было разочарование, знакомое каждому художнику, если он продвигается вперед не так быстро, как он об этом мечтает. Я почти не находил признания. К этому прибавилась невозможность играть правой рукой». Стремясь улучшить технику, Шуман придумал себе специальный тренировочный механизм, который, в результате долгого использования, повредил ему указательный палец и почти парализовал средний. А вслед за этим на него обрушилась смерть одного брата и нежно любимой жены другого, Розалии.

И вот в октябре, продолжает Шуман, «в ночь с 17 на 18, мне внезапно пришла в голову самая страшная мысль, которая только может прийти человеку, - самая страшная мысль изо всех небесных кар - мысль потерять рассудок. Она захватила меня с такой силой, что все утешения, все молитвы умолкали перед нею, словно насмешки и издевка. Этот страх гнал меня с места на место, у меня перехватывало дыхание при мысли, «что было бы, если бы я не мог больше мыслить». Клара, кто однажды был так уничтожен, тому ничто и страдания, и болезни, и отчаяния». В ужасном волнении он побежал тогда к врачу и сказал ему: «Я не могу поручиться, что в этом состоянии исключительной беспомощности не наложу на себя руки».

И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значения его. Царица же, по поводу слов царя и вельмож его, вошла в палату пиршества и сказала: царь, вовеки живи! да не смущают тебя мысли твои, и да не изменяется вид лица твоего! Есть в царстве твоем муж, в котором дух святого Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов, и царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, - сам отец твой, царь, потому что в нем, в Данииле, которого царь переименовал Валтасаром, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Итак, пусть призовут Даниила и он объяснит значение.

Роберт Шуман

Июнь 1839 года. «В королевский высший апелляционный суд города Лейпцига. Прошение. Мы, нижеподписавшиеся Роберт Шуман и Клара Вик, в течение уже нескольких лет питаем совместное и сердечное желание соединиться друг с другом. Однако отец Клары, Фридрих Вик, торговец фортепиано, невзирая на многочисленные дружеские просьбы, упрямо отказывается дать свое согласие. Поэтому мы обращаемся с покорнейшей просьбой принудить указанного господина дать свое отеческое благословение на заключение нами брачного союза или соблаговолить вместо него дать нам свое всемилостивейшее соизволение».

Это был, кончено, грандиозный скандал. Суд, прежде чем принять бумаги, потребовал, чтоб состоялась примирительная встреча отца с дочерью в присутствии священника. Вик на нее не пришел. Не явился и на первое заседание. Потом начал ставить немыслимые условия материального свойства, и, получив отказ, стал пользоваться совсем уж неблаговидными средствами и изо всех сил ронять молодых в глазах общественного мнения.

В декабре он, наконец, предстал перед законом, и обвинил Роберта в беспорядочном образе жизни и пьянстве (опровергать это нужно было в течение шести с половиной недель при помощи свидетелей). Когда Клара, на вопрос судьи, с кем она желала бы покинуть зал, решительно ответила «С моим возлюбленным!» Вик заорал: «Тогда я прокляну тебя! И дай Бог, в один прекрасный день ты придешь к моему дому нищенкой, с кучей детей!»

Из дневника Клары Шуман:

Он был взвинчен до последней степени - настолько, что председатель вынужден был лишить его слова, - мне это всякий раз ранило душу - я едва смогла вынести, что ему приходилось испытывать подобное унижение. Этот день развел нас навеки, по крайней мере, разорвал нежные узы, связывающие отца с ребенком, - и сердце мое как будто разорвалось.

«Никогда не забывай, - пишет Шуман в своем блокноте, - того, что пришлось пережить Кларе ради тебя». Годы терзаний привели к процессу, который отцу удалось тянуть ещё полгода, но, в конце концов, он его проиграл, и 12 сентября 1840 года Роберт и Клара стали мужем и женой. Шуман возблагодарил Небо, сочинив в этот знаменитый год 138 великолепных песен на стихи Байрона, Гёте, Бёрнса... Радостные, печальные - все они говорили об одном, и только одна баллада Гейне, как кажется, затесалась в этот гимн торжествующей любви случайно. «Валтасар».

Взор у царя и туп и дик, Дрожат колени, бледен лик. И нем, недвижим пышный круг Блестящих златом царских слуг. Призвали магов; но не мог Никто прочесть горящих строк. В ту ночь, как теплилась заря, Рабы зарезали царя.

Странная песня в медовый год; да и для человека, который говорит: «Я не переношу людей, чья жизнь не созвучна их произведениям». Вряд ли Шуман пил, как Валтасар, доходя до богохульства. Может, в болезни он мало уповал на Бога? Может, это предчувствие беды? Навуходоносор, которого столь настойчиво просит вспомнить царица, за свою безумную гордость был лишен рассудка на семь времен, отлучен от людей, ел траву, как вол, и только после этого благословил Всевышнего и познал, «что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет».

И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес. За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение слов: мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел - ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес - разделено царство твое и дано Мидянам и Персам. В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит.

Книга пророка Даниила

«Посвятить свои силы духовной музыке, - пишет Шуман - это, пожалуй, всегда наивысшая цель музыканта. Однако в молодости все мы ещё так прочно коренимся в земле...» История его духовного творчества начинается с женитьбы. После «Валтасара», в течение трех лет он работает над ораторией «Рай и Пери». Изгнанная Пери ищет дар, который поможет ей вернуться на Небо. Капля крови, пролитая юношей в борьбе с тираном, не помогает ей. Ни последний вздох девушки, отдавшей жизнь за возлюбленного. Ее спасает слеза раскаявшегося разбойника.

Пред Богом плачущий злодей Лежал недвижим перед ней, К земле приникнув головою; И сострадательной рукою, К несчастному преклонена, Как нежная сестра, она Поддерживала с умиленьем Главу, нагбенную смиреньем; И быстро из его очей В мирительную руку ей Струя горячих слез бежала; И на небе она искала Ответа милости слезам... И все прекрасно было там!

Успех «Рая и Пери» был неожидан и столь велик, что на Рождество Вик послал Роберту примирительное письмо. Радостный ответ пришел ему из России. «Клара играла у императрицы! О красоте Зимнего дворца она расскажет Вам при встрече. Это как сказка из «Тысячи и одной ночи»... На нас нагнали страху перед путешествием в Москву; но, поверьте мне, я должен теперь смеяться над теми страшными картинами, что рисовало мне мое воображение в Лейпциге. Только здесь все очень дорого...»

Клара могла, наконец, вздохнуть спокойно. Но тут, едва он успел добраться до дома и обняться с тестем, врачи ставят Шуману диагноз «психическое расстройство» и настоятельно рекомендуют отдохнуть от музыки.

Семья дала ему силы продержаться ещё целых десять лет. До того самого ужасного февраля, в который Шуман сбежал из дома и бросился с моста в Рейн. Спасенный рыбаками, он вскоре был отправлен в лечебницу для душевнобольных. Доктора запрещали им встречи, и только за два дня до смерти Клара смогла его навестить. «Он улыбнулся, - пишет она в дневнике, - и с трудом обнял меня. Я никогда этого не забуду. За все сокровища мира я не отдала бы этого объятия. Мой Роберт, так должны мы были свидеться, с каким трудом должна была я отыскать твои любимые черты! Два с половиной года назад он был оторван от меня и даже не смог проститься со всем, что приросло к сердцу. И вот теперь я тихо лежала у его ног, едва смея дышать, и он лишь временами дарил мне взгляд, хотя и затуманенный, но столь неописуемо кроткий... Мою любовь он унес собой».

И Там, казалось, ликовали: Как будто ангелы летали С веселой вестью по звездам; Как будто праздновали там Святую радость примиренья - И вдруг, незапного стремленья Могуществом увлечена, Уже на высоте она; Уже пред ней почти пропала Земля; и Пери... угадала! С потоком благодарных слез, В последний раз с полунебес На мир земной она воззрела... "Прости, земля!.." - и улетела.