Возникновение науки и основные этапы её развития. механистичность - представление мира в качестве машины, гигантского механизма, четко функционирующего на основе вечных и неизменных законов механики. Ветер - атмосферное явление, представляющее собой гориз

История зарождения и развития науки начисляет много столетий. Еще вначале своего развития человечество улучшало условия жизни за счет познания и незначительного преобразования окружающего мира. Столетиями и тысячелетиями накопленный и, соответственно, обобщенный опыт передавался следующим поколениям. Механизм наследования накопленного опыта постепенно совершенствовался за счет установления определенных обычаев, традиций, письменности. Так исторически возникшая первая форма науки (наука античного мира), предметом изучения которой была вся природа в целом.

Первоначально созданная античная наука еще не делилась на отдельные сферы и маленькая черты натурфилософии. Природа рассматривалась целостно с преимуществом общего и недооценкой конкретного. Натурфилософии присущий метод наивной диалектики и стихийного материализма, если гениальные догадки переплетались с фантастическими россказнями об окружающем мире .

Рассмотренный период развития науки принадлежит к первой фазе процесса познания - непосредственного наблюдения . Наука античного мира еще не дошла в своем развитии до деления мира на отдельные более или менее отделенные области. Только в V ст. до н.э. из натурфилософской системы античной науки в самостоятельную область познания начинает выделяться математика. В середине ІV ст. до н.э. потребности отсчета времени, ориентации на Земле, объяснение сезонных явлений привели к созданию основ астрономии. В этот период отделяются основы химии, результаты исследований которых использовались при изъятии металлов из руд, крашении тканей и изделий из кожи.

Первые элементы науки появились в старинном мире в связи с потребностями общества и имели сугубо практический характер.

Для науки старинного мира (Вавилон, Египет, Индия, Китай) характерный стихийно-эмпирический процесс познания, при котором объединялись познавательные и практические аспекты. Знания имели практическую направленность и фактически выполняли роль методических разработок (правил) для конкретного вида деятельности.

В старинной Греции в науке зарождается научный уровень познания. Эллинистический период древнегреческой науки характеризуется созданием первых теоретических систем в области геометрии (Евклид), механики (Архимед), астрономии (Птоломей). Корифеи науки старинной Греции - Аристотель, Архимед и прочие в своих исследованиях для описания объективных закономерностей пользовались абстракциями, заложив основы доказательств представления об идеализированном материале, который есть важной чертой науки.

В эпоху Средневековья большой вклад в развитие науки внесли ученые арабского Востока и средней Азии: Ибн Сина, Ибн Рушд, Бируни и прочие.

В Европе в Средние века большое распространение приобретает специфическая форма науки - схоластика, который основное внимание предоставляла разработке христианской догматики, вместе из тем она внесла значительный вклад в развитие осмысления культуры, в усовершенствование искусства теоретических дискуссий.

В научно-философской системе Аристотеля наметилось деление науки на физику и метафизику. В дальнейшем постепенно внутри этой системы начинают выделяться как самостоятельные научные дисциплины логика и психология, зоология и ботаника, минералогия и география, эстетика, этика и политика. Таким образом, начался процесс дифференциации (распределения) науки и выделение самостоятельных по своим предметам и методам отдельных дисциплин.

Со второй половины XV ст. в эпоху Возрождения начинается период значительного развития природоведения как науки, начало которого (середина XV ст. - середина XVІ ст.) характеризуется накоплением значительного фактического материала о природе, полученного экспериментальными исследованиями. В это время проходит дальнейшая дифференциация науки; в университетах начинают преподавать основы фундаментальных научных дисциплин - математики, химии, физики.

Переход от натурфилософии к первому научному периоду в развитии природоведения проходил довольно долго - почти тысячу лет, что поясняется недостаточным прогрессом развития техники. Фундаментальные науки в то время не имели достаточного развития. Вплоть до начала XVІІ ст. математика представляла собой науку только о числах, скалярные величины, относительно простые геометрические фигуры и использовалась в основном в астрономии, земледелии, торговле. Алгебра, тригонометрия и основы математического синтеза только зарождались.

Второй период в развития природоведения , которое характеризуется как революционный в науке, приходится на середину XVІ ст. и до конца XІ ст. Именно в этот период были сделаны значительные открытия в физике, химии, механике, математике, биологии, астрономии, геологии. Эта эпоха дала плеяду выдающихся ученых, работы которых сильно повлияли на дальнейшее развитие науки.

Геоцентрическая система построения мира , созданная Птоломеем во ІІ с., заменяется гелиоцентрической, изобретенной М. Коперником, Г. Галилеем. К этому периоду належит создание аналитической геометрии Р. Декартом, логарифмов Дж. Непером, дифференциального и интегрального вычисления И. Ньютоном и Г. Лейбницем, как самостоятельные науки возникли химия, ботаника, физиология и геология.

В период конца XV ІІ ст. И. Ньютоном был открытый закон всемирного тяготения. По сути это была первая научная революция, связанная с именами Леонардо Да Винчи, Г. Галилея, Й. Кеплера, М.В. Ломоносова, П. Лапласа и других выдающихся ученых.

Следует отметить, что в этот период рядом с наблюдениями широко применяется эксперимент, который значительно расширил познавательную силу науки (Г. Галилей и Ф. Бекон является начинателями и основателями современной экспериментальной науки).

В XV-XVІІІ ст. наука начинает превращаться в реальную базу мировоззрения. Решающая роль в формировании научного мировоззрения належит механике, в рамках которой осуществляется познание не только физических и химических, а и биологических явлений.

Всередине XV ІІІ ст. ученые высказали идею о всеобщей взаимосвязи явлений и процессов, которые проходят в реальном мире . Эти идеи впервые высказал Р. Декарт, потом развили Ломоносов (закон кинематической теории материи, идея развития Земли), И. Кант, К. Вольф.

Промышленная революция конца XV ІІІ ст. - начала X І ст. - изобретение Д. Уаттом паровой машины, которая превращала тепловую энергию в механическую, стало могущественным стимулом дальнейшего развития науки. Физики открыли электрический ток и явление электромагнитной индукции (представителями науки были А. Вольт, В. Петров, Г. Деви, А. Ампер, М. Фарадей и др.), успешно разрабатывалась волновая теория света (Т. Юнг, О. Френель). К тому времени относится также формирование биологии как науки о законах жизни и развития живых организмов, сравнительной анатомии, морфологии, палеонтологии. Накопление фундаментальных результатов по вопросам исследования живой и безжизненной природы оказывало содействие созданию условий для больших открытий XІ столетия, которые, в свою очередь, стимулировали быстрое развитие всех естественных наук. Это закон сохранения и преобразование энергии, открытый Й.-Р. Майером, Г. Гельмгольцем, Дж. Джоулем, который является основным законом природоведения, который выражает единство всех физических форм движения материи; это клеточная теория, разработанная Т. Шванном и М. Шлейденом, которая доказала единство всех сложных организмов; это эволюционное учение Ч. Дарвина, который доказал единство видов растений и животных, их естественное происхождение и развитие.

Такой большой прыжок в развития науки оказывал содействие дальнейшему процессу ее дифференциации.

Большим научным достижением X І ст. является открытие Д. Менделеева периодического закона химических элементов, который и доказал наличие внутренней связи между веществами. Огромное значение имели открытие неевклидовой геометрии (М. Лобачевський) и законов электромагнитного поля (Дж. Максвел), электромагнитных волн и давления света. Эти открытия были принципиальными для природоведения и вызвали в нем глубокие сдвиги.

Революционные процессы в науке, которые прошли в XVІ-XІ столетиях, привели к коренному изменению взглядов на окружающий мир. Первый этап революции (середина XV ІІ - конец XV ІІІ ст.) разрешил обнаружить, что за видимостью явлений существует действительность, которую наука может изучать. Именно с этих пор природоведение практически становится наукой, опирается на понятие и объяснение этих наблюдений. Революционная идея развития и всеобщей связи природы характеризует второй этап революции в науке (конец XV ІІІ ст. - конец X І ст.).

В конце X І ст. - в начале XX ст. революция в природоведении вступила в новую, специфическую стадию , физика переступила порог микромира, был открыт электрон, заложены основы квантовой механики (М.Планк,1900г.). Было установлено, что законы микромира существенным образом отличаются от законов классической механики, а в природе вообще нет "последних" любых маленьких величин.

Электрон, так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна.

В XX ст. развитие науки во всем мире характеризуется довольно высокими темпами. На основе достижений математики, физики, химии, биологии и других наук получили развитие молекулярная биология, генетика, химическая физика, кибернетика, биокибернетика, бионика и т.п..(синергетика)

В середине XX ст. началась научно-техническая революция, которая представляет собой коренное, качественное преобразование продуктивных сил. В этот период ведущую роль занимает наука о технике и производстве. На основе многих научных результатов внедрены технические решения.

Нынче наука развивается в трех направлениях: микромир - решение проблемы на уровне элементарных частей и атомных структур; мегамир - изучение Вселенной, начиная из солнечной системы к сферам внегалактического пространства; макромир - изучение функций высших структур живой материи.

В конце XX ст. - в начале XXІ ст. для науки присущи такие особенности:

- Дифференциация и интеграция науки . Это сложный диалектический процесс, характерный для всего процесса развития науки. Дифференциация науки является объективной, поскольку через каждых 5- 10 лет удваиваются научные дисциплины. Дифференциация знаний обусловленная практически неисчерпаемым объектом познания, потребностями практики и развития самой науки.

Также объективная интеграция науки, которая отображает взаимосвязь и взаимообусловленность научных знаний, усиленное проникновение одних наук в другие. Дифференциация и интеграция науки четко прослеживается на процессе перехода современной науки от предметной к проблемной ориентации при решении больших комплексных теоретических и практических вопросов. С одной стороны, проходит процесс дифференциации наук (выделение новых наук), а с другой - их интеграция, которая разрешает комплексно решать проблемы. Так, проблема охраны природы решается объединенными усилиями технических наук, биологии, наук о Земле, медицины, экономики, менеджменте, математике и других.

- Ускоренное развитие природоведческих наук. Природоведческие науки, изучая базовые структуры природы, закономерности их взаимодействия и управление, является фундаментом науки в целом и должны развиваться опережающими темпами. Только на основе опережающих фундаментальных исследований и изобретений в природоведении прикладные науки и техника смогут успешно решать проблемы, которые возникают в связи с развитием прогресса производства. В качестве примера может быть клонирование живых организмов высшего класса.

- Математизация наук. Математика является мозгом науки и душой техники. Математизация науки оказывает содействие использованию ПЕОМ, усилению связи между наукой, техникой и производством. Математика повышает требования к полезности поставленных задач, повышает уровень обобщений, эффективности объясняющих и прогнозируемых функций науки.

Современный период развития науки характеризуется групповым лидерством, комплексностью научных исследований, решением глобальных проблем. Глобальными проблемами являются: изучение Космоса, экономические проблемы, проблемы здоровья людей, продолжительность жизни и т.п., в решении которых должны принимать участие все науки без исключения: природно-математические, и гуманитарные, и технические.

- Усиление СВЯЗИ науки, техники и производства . На современном этапе наука является продуктивной силой общества, которае проявляется в глубоких изменениях в взаимосвязях науки и производства. Следует отметить, что новые виды производства и технологические процессы сначала зарождаются в недрах науки, научно-исследовательских институтах. Развитие атомной энергетики, получение сверхтвердых материалов, роботизация, создание искусственного интеллекта - все это иллюстрирует приведенное выше. Идет процесс уменьшения времени между научным открытием и внедрением его в производство. Раньше от открытия или изобретения проходили сотни и десятки лет. Так, открытие фотографии прошло этот путь более чем в сто лет, телефон и электромотор - приблизительно за 60 лет, радиолокатор - за 15, ядерный реактор - за 10, транзистор - за 5 лет. Нужно указать, что при этом проходит не только ускорение реализации полученных результатов, но каждый раз это ускорение приводит к новым качественным характеристикам, к обновлению параметров, вида и возможностей технических средств.

Важным является и то, что на производстве успешно развиваются научные исследования, увеличивается сеть научных учреждений, создаются научные технополисы. Наука является общественной по своему происхождению, развитию и использованию. Все научные открытия это всеобщая работа, на каждый момент времени наука выступает как суммарное выражение человеческого успеха в познании мира.

Основные современные тенденции развития науки состоят в переходе от их дифференциации к их интеграции, переход от координации наук к их субординации и от одноаспектности наук к рассмотрению их в комплексе. Именно эта тенденция проявилась в создании междисциплинарных областей знаний, которые цементируют собою фундаментальные науки; во взаимодействии между разными науками, которые изучают один и тот же объект и одновременно с разных сторон; в усилении этого взаимодействия вплоть до комплексного изучения объекта системой наук. Нынче эта тенденция характерна для объектов, которые имеют глобальный характер.

    Понятие, цели и функции науки

Наука - это сфера беспрерывного развития человеческой деятельности, основным признаком и главной функцией которой является открытие, изучение и теоретическая систематизация объективных законов об объективной действительности с целью их практического применения.

Наука имеет большое значение в развития человеческого общества. Она проникает как в материальные, так и в духовные сферы деятельности человека.

В литературе существует ряд толкований понятия "наука". Одни из них определяют науку как сумму знаний, достигнутых человечеством, другие - как вид человеческой деятельности, направленной на расширение познания человеком законов природы и развития общества. Но наиболее общим определением можно считать такое: наука - сфера человеческой деятельности, функции которой - разработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Непосредственная цель науки - описание, объяснение и предусмотрение процессов, явлений действительности, которые являются предметом ее изучения, на основе открытия наукой законов.

Науку можно рассматривать в разных измерениях:

Как специфическую форму общественного сознания, основу которой составляет система знаний;

Как процесс познания закономерностей объективного мира;

Как определенный вид общественного разделения труда;

Как важный фактор общественного развития и как процесс производства новых знаний и их использование.

Понятие "наука" включает в себя как деятельность, направленную на получение новых знаний, так и результат этой деятельности - сумму добытых знаний, которые служат основой научного понимания мира. Термин "наука" применяется для названия отдельных областей научного знания.

Наука - это динамическое развитие системы знаний об объективных законах природы, общества и мышление, полученных и превращенных в непосредственную продуктивную силу общества в результате специальной деятельности людей.

Использование знаний в практической деятельности предусматривает наличие определенной группы правил, которые регламентируют как именно, в каких ситуациях, с помощью каких средств и для достижения каких целей могут применяться те или другие знания. Поэтому наука систематизирует объективные знания о действительности.

Итак, основной целью науки является описание, объяснение и предусмотрение процессов и явлений объективной действительности, которые являются предметом ее изучения, с целью использования их в практической деятельности человечества.

Итак, основным содержанием науки является:

Теория как система знаний, которая выступает в форме общественного сознания и достижений интеллекта человека;

Общественная роль в практическом использовании рекомендаций в производстве как основы развития общества.

Наука в современных условиях выполняет ряд конкретных функций:

Познавательную - удовлетворение потребностей людей в познании законов природы, общества и мышления;

Культурно-воспитательную - развитие культуры, гуманизация воспитания и формирование интеллекта человека;

Практически-действующую - усовершенствование производства и системы общественного отношения.

Совокупность отдельных, конкретных функций науки формируют основную ее функцию - развитие системы знаний, которые оказывают содействие созданию рационального общественного отношения и использование продуктивных сил в интересах всех членов общества.

Научное объяснение явлений природы и общества зафиксированное человеком и получение новых знаний, использование их в практическом освоении мира и является предметом науки : связанные между собою формы развития материи или особенности их отображения в сознания человека.

Наука предусматривает создание единой, логически четкой системы знаний о той или другой стороне окружающего мира, сведенной в одну систему.

Основным признаком и главной функцией науки является познание объективного мира. Наука создана для непосредственного выявления существенных сторон всех явлений природы, общества и мышления.

Цель науки - познание законов развития природы и общества, их влияние на природу на базе использования знаний с целью получения полезных для общества результатов. Пока соответствующие законы не открыты, человек может только описывать явления, собирать, систематизировать факты, но он ничего не может объяснить и предусмотреть.

Перед наукой стоят такие задачи:

Сбор и обобщение фактов (констатация);

Объяснение внешних взаимосвязей явлений (интерпретация);

Объяснение сути физических явлений, их внутренних взаимосвязей и противоречий (построение моделей);

Прогнозирование процессов и явлений;

Установление возможных форм и направлений практического использования полученных знаний.

Наука как специфическая деятельность характеризуется рядом признаков:

Наличием систематизированных знаний (научных идей, теорий, концепций, законов, закономерностей, принципов, гипотез, понятий, фактов);

Наличием научной проблемы, объектом и предметом исследования;

Практической значимостью как явления (процесса), что определяется, так и знаний о нем.

- 27.40 Кб

Министерство образования и науки Российской Федерации

Северо-Западный Институт Печати

Кафедра книгоиздания и книжной торговли

РЕФЕРАТ

По дисциплине:

Концепции современного естествознания

Этапы развития науки

                      Выполнила:

                      Исхакова А.Е

                  Специальность:

                      Журналистика

                      Группа: Жд.1.2

                      Проверил:

                      Романенко В.Н

Санкт-Петербург

2011

Структура

  1. Введение
  2. Заглавие
  3. Причины и предпосылки возникновения науки. Нулевой этап.
  4. 1 этап - Древняя Греция
  5. 2 этап - Средневековая европейская наука
  6. 3 этап - Новоевропейская классическая наука (15-16 вв).
  7. 4 этап - 20 век – набирает силу неклассическая наука.
  8. 5 этап - Постнеклассическая наука
  9. Заключение
  10. Список используемой литературы

Заглавие

Наука - особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, - прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты научной деятельности:

  • разделение и кооперацию научного труда;
  • научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;
  • методы научно-исследовательской работы;
  • понятийный и категориальный аппарат;
  • систему научной информации;
  • а также всю сумму накопленных ранее научных знаний.

Как своеобразная форма познания - специфический тип духовного производства и социальный институт - наука возникла еще в Древней Греции и до сих пор является важнейшей отраслью нашей жизни. Мой реферат поможет изучить и упорядочить информацию становления науки.

Причины возникновения науки:

Первой и главной причиной возникновения науки является ф ормирование субъектно-объектных отношений между человеком и природой, между человеком и окружающей его средой . Это связано, в первую очередь, с переходом человечества от собирательства к производящему хозяйству. Так, уже в эпоху Палеолита человек создаёт первые орудия труда из камня и кости - топор, нож, скребло, копьё, лук, стрелы, овладевает огнём и строит примитивные жилища. В эпоху Мезолита человек плетёт сеть, делает лодку, занимается обработкой дерева, изобретает лучковое сверло. В период Неолита (до 3000 г. до н. э.) человек развивает гончарное ремесло, осваивает земледелие, занимается изготовлением глиняной посуды, использует мотыгу, серп, веретено, глиняные, бревенчатые, свайные постройки, овладевает металлами. Использует животных в качестве тягловой силы, изобретает колёсные повозки, гончарное колесо, парусник, меха. К началу первого тысячелетия до нашей эры появляются орудия труда из железа.

Второй причиной формирования науки является усложнение познавательной деятельности человека. «Познавательная», поисковая активность характерна и для животных, но в силу усложнения предметно-практической деятельности человека, освоения человеком различных видов преобразующей деятельности, происходят глубокие изменения в структуре психики человека, строении его мозга, наблюдаются изменения в морфологии его тела.

Предпосылки возникновения науки:

Развитие науки было составной частью общего процесса интеллектуального развития человеческого разума и становления человеческой цивилизации. Нельзя рассматривать развитие науки в отрыве от следующих процессов:

  • Формирование речи;
  • Развитие счёта;
  • Возникновение искусства;
  • Формирование письменности;
  • Формирование мировоззрения (миф);
  • Возникновение философии.

Для того чтобы определить основные этапы науки мы должны начать с ее возникновения. Итак, как же возникла наука? Существует пять точек зрения:

  • Наука была всегда, начиная с момента зарождения человеческого общества, так как научная любознательность органично присуща человеку;
  • Наука возникла в Древней Греции, так как именно здесь знания впервые получили свое теоретическое обоснование (общепринятое);
  • Наука возникла в Западной Европе в XII-XIV вв., поскольку проявился интерес к опытному знанию и математике;
  • Наука начинается в XVI-XVIIвв., и благодаря работам Г. Галилея, И. Кеплера, X. Гюйгенса и И. Ньютона, создается первая теоретическая модель физики на языке математики;
  • Наука начинается с первой трети XIXв., когда исследовательская деятельность была объединена с высшим образованием.

    Наука существовала еще в доисторическом обществе и древнем мире. Мы можем назвать этот этап - нулевым. В доисторическом обществе и древней цивилизации знание существовало в рецептурном виде, т.е. знания были неотделимы от умения и неструктурированны. Эти знания являлись дотеоретическими, несистематичными, отсутствовали абстракции. К вспомогательным средством дотеоретического знания мы относим: миф, магию, ранние формы религии. Миф (повествование) – рациональное отношение человека к миру. Магия – сами действия. Магия мыслит взаимосвязанными процессами физической, ментальной, символической и иной природы.

    Основные идеи абстрактно-теоретического мышления в древнегреческой философии. В античной культуре древней Греции появляется теоретическое, систематическое и абстрактное мышление. В основе лежит идея особого знания (общее знание, первое знание). У древних греков появляется архе-первый (начало); физис-природа (то из чего происходит вещь). Начало у вещей одно, а природа различна. Это были два концентрата теоретического мышления. Там же возникли: закон идентичности, закон исключения третьего, закон непротиворечия, закон достаточного основания. Это систематический подход. Первые теории создавались в философии для нужд философии. Теория начинает соединяться с научными знаниями во 2-м веке до н.э. Версии возникновения теории: уникальная экономика, греческая религия.

    Этапы развития науки

1 этап – Древняя Греция – возникновение науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении земли. Объект исследования – мегамир (вкл. вселенную во всём многообразии).

  • работали не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими моделями – абстракциями.
  • Из всех понятий выводились аксиома и опираясь на них с помощью логического обоснования выводили новые понятия.

Идеалы и нормы науки : знание раде знаний. Метод познания – наблюдение.

Науч. картина мира: носит интегративный хар-р, основана на взаимосвязи микро- и макрокосмоса.

Филос. основания науки : Ф. – наука наук. Стиль мышления – интуитивно диалектический. Антропокосмизм – человек есть органическая часть мирового космического процесса.

2 этап – Средневековая европейская наука – наука превратилась в служанку богословия. Противоборство между номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи).

Объект исследования – макромир (Земля и ближайший космос).

Идеалы и нормы науки : Знание – сила. Индуктивно эмпирический подход. Механицизм. Противопоставление объекта и субъекта.

Научная картина мира : Ньютоновская классическая механика; гелиоцентризм; божественное происхождение окр. мира и его объектов; мир – сложно действующий механизм.

Филос. основания науки : Механистический детерминизм. Стиль мышления – механистично метафизический (отрицание внутреннего противоречия)

  • научное знание ориентируется на теологизм
  • ориентировано на специфическое обслуживание интересов ограниченного числа
  • возникают научные школы, провозглашается приоритет эмпирического познания в исследовании окружающей действительности (идёт разделение наук).

3 этап – Новоевропейская классическая наука (15-16 вв).

Объект исследования – микромир. Совокупность элементарных частиц. Взаимосвязь эмпирического и рационального уровня познаний.

Идеалы и нормы науки : принцип зависимости объекта от субъекта. Сочетание теоретического и практического направлений.

Научная картина мира : формирование частно научных картин мира (химическая, физическая …)

Филос. основания науки : диалектика – стиль естественнонаучного мышления.

  • Культура постепенно освобождается от господства церкви.
  • первые попытки убрать схоластику догматизм
  • интенсивное развитие экономики
  • лавиноообразный интерес к научному знанию.

    Особенности периода:

  • научная мысль начинает фокусироваться на получение объективно истинного знания с уклоном в практическую полезность
  • попытка анализа и синтеза рациональных зерен преднауки
  • начинают преобладать экспериментальные знания
  • наука формируется как социальный институт (ВУЗы, научные книги)
  • начинают выделяться технические и социально-гуманитарные науки Огюст Конт

4 этап – 20 век – набирает силу неклассическая наука .

Объект исследования – микро-, макро- и мегамир. Взаимосвязь эмпирического, рационального и интуитивного познания.

Идеалы и нормы науки : аксиологизация науки. Повышение степени "фундаментализации" прикладных наук.

Научная картина мира : формирование общенаучной картины мира. Преобладание представления о глобальном эволюционизме (развитие – атрибут, присущий всем формам объективной реальности). Переход от антропоцентризму к биосфероцентризму (человек, биосфера, космос – во взаимосвязи и единстве).

Философское основания науки : синергетический стиль мышления (интегративность, нелинейность, бифуркационность)

5 этап: Постнеклассическая наука – современный этап развития научного познания.

Объект исследования : исторически развивающиеся системы - Земля как система взаимодействия геологических, биологических и техногенных процессов; Вселенная как система взаимодействия мик­ро-, макро- и мегамира и др.

Идеалы и нормы науки: единство многообразия вещей, свойств и отношений на основе соответствующей философской трактовки категорий материи, движения, пространства и времени

Введение
Заглавие
Причины и предпосылки возникновения науки. Нулевой этап.
1 этап - Древняя Греция
2 этап - Средневековая европейская наука
3 этап - Новоевропейская классическая наука (15-16 вв).
4 этап - 20 век – набирает силу неклассическая наука.
5 этап - Постнеклассическая наука
Заключение
Список используемой литературы

Относительно возникновения науки существуют пять точек зрения:

Наука была всегда, начиная с момента зарождения человеческого общества, так как научная любознательность органично присуща человеку;

Наука возникла в Древней Греции, так как именно здесь знания впервые получили свое теоретическое обоснование (общепринятое);

hНаука возникла в Западной Европе в XII-XIV вв., поскольку проявился интерес к опытному знанию и математике;

Наука начинается в XVI-XVIIвв., и благодаря работам Г. Галилея, И. Кеплера, X. Гюйгенса и И. Ньютона, создается первая теоретическая модель физики на языке математики;

Наука начинается с первой трети XIXв., когда исследовательская деятельность была объединена с высшим образованием.

Возникновение науки. Наука в доисторическом обществе и древнем мире.

В доисторическом обществе и древней цивилизации знание существовало в рецептурном виде, т.е. знания были неотделимы от умения и неструктурированны. Эти знания являлись дотеоретическими, несистематичными, отсутствовали абстракции. К вспомогательным средством дотеоретического знания мы относим: миф, магию, ранние формы религии. Миф (повествование) – рациональное отношение человека к миру. Магия – сами действия. Магия мыслит взаимосвязанными процессами физической, ментальной, символической и иной природы.

Основные идеи абстрактно-теоретического мышления в древнегреческой философии. В античной культуре древней Греции появляется теоретическое, систематическое и абстрактное мышление. В основе лежит идея особого знания (общее знание, первое знание). У древних греков появляется архе-первый (начало); физис-природа (то из чего происходит вещь). Начало у вещей одно, а природа различна. Это были два концентрата теоретического мышления. Там же возникли: закон идентичности, закон исключения третьего, закон непротиворечия, закон достаточного основания. Это систематический подход. Первые теории создавались в философии для нужд философии. Теория начинает соединяться с научными знаниями во 2-м веке до н.э. Версии возникновения теории: уникальная экономика, греческая религия.

Этапы развития науки:

1 этап – древняя Греция – возникновение науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении земли. Объект исследования – мегамир (вкл. вселенную во всём многообразии).

А)работали не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими моделями – абстракциями.

Б) Из всех понятий выводились аксиома и опираясь на них с помощью логического обоснования выводили новые понятия.

Идеалы и нормы науки: знание раде знаний. Метод познания – наблюдение.

Науч. картина мира: носит интегративный хар-р, основана на взаимосвязи микро- и макрокосмоса.

Филос. основания науки: Ф. – наука наук. Стиль мышления – интуитивно диалектический. Антропокосмизм – человек есть органическая часть мирового космического процесса. Ч. – мера всех вещей.

2 этап – Средневековая европейская наука – наука превратилась в служанку богословия. Противоборство между номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи). Объект исследования – макромир (Земля и ближ. космос).

Идеалы и нормы науки: Знание – сила. Индуктивно эмпирический подход. Механицизм. Противопоставление объекта и субъекта.

Науч. картина мира: Ньютоновская классич. механика; гелиоцентризм; божественное происхождение окр. мира и его объектов; мир – сложно действующий механизм.

Филос. основания науки: Механистический детерминизм. Стиль мышления – механистично метафизический (отрицание внутреннего противоречия)

научное знание ориентируется на теологизм

ориентировано на специфическое обслуживание интересов ограниченного числа

возникают научные школы, провозглашается приоритет эмпирического познания в исследовании окружающей действительности (идёт разделение наук).

3 этап: Новоевропейская классическая наука (15-16 вв). Объект исследования – микромир. Совокупность элементарных частиц. Взаимосвязь эмпирического и рационального уровня познаний.

Идеалы и нормы науки: принцип зависимости объекта от субъекта. Сочетание теоретического и практического направлений.

Науч. картина мира: формирование частно научных картин мира (химическая, физическая …)

Филос. основания науки: диалектика – стиль естественнонаучного мышления.

Культура постепенно освобождается от господства церкви.

первые попытки убрать схоластику догматизм

интенсивное развитие экономики

лавиноообразный интерес к научному знанию.

Особенности периода:

научная мысль начинает фокусироваться на получение объективно истинного знания с уклоном в практическую полезность

попытка анализа и синтеза рациональных зерен преднауки

начинают преобладать экспериментальные знания

наука формируется как социальный институт (ВУЗы, научные книги)

начинают выделяться технические и социально-гуманитарные науки Огюст Конт

4 этап: 20 век – набирает силу неклассическая наука. Объект исследования – микро-, макро- и мегамир. Взаимосвязь эмпирического, рационального и интуитивного познания.

Идеалы и нормы науки: аксиологизация науки. Повышение степени "фундаментализации" прикладных наук.

Науч. картина мира: формирование общенаучной картины мира. Преобладание представления о глобальном эволюционизме (развитие – атрибут, присущий всем формам объективной реальности). Переход от антропоцентризму к биосфероцентризму (человек, биосфера, космос – во взаимосвязи и единстве).

Филос. основания науки: синергетический стиль мышления (интегративность, нелинейность, бифуркационность)

5 этап: постнеклассическая наука – современный этап развития научного познания.

4. Формы бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая форма культуры.

В рамках философии науки принято выделять несколько форм бытия науки:

как познавательная деятельность,

как особый вид мировоззрения,

как специфический тип познания,

как социальный институт.

Наука как познавательная деятельность

Научная деятельность – это когнитивная (познавательная) деятельность, имеющая своей целью получение нового знания. Коренное отличие научной деятельности от других видов деятельности в том, что она устремлена к получению нового знания. Научная деятельность имеет строго определенную структуру: субъект исследования, объект и предмет исследования, средства и методы исследования, результаты исследования.

Субъект исследования – это тот, кто исследует. Под субъектом исследования принято понимать не только отдельно взятого ученого, но и научные коллективы, научное сообщество (Т. Кун).

Объект исследования – та часть реальности, которая исследуется научным сообществом. Предмет познания – это свойства и закономерности, которые изучаются в объекте познания. Поэтому объект познания по своему объему и содержанию шире, чем предмет познания. Сразу познать объект в его целостности и определенности невозможно, и поэтому его разбивают (конечно, мысленно) на части, которые исследуют..

Средства и методы познания – это «инструменты», «орудия» научной деятельности. . Для современной научной деятельности традиционные методы исследования, такие, как наблюдение и измерение, дополняются методами моделирования, позволяющими существенно расширить горизонты познания, включив временную составляющую.

Результатом научной деятельности являются научные факты, эмпирические обобщения, научные гипотезы и теории. Это, образно говоря, – продукция научной деятельности.

Научные факты – это выявленные и соответствующим образом выраженные (на основе специализированного языка) объективные процессы.

Возможны три основные модели научной деятельности – эмпиризм, теоретизм, проблематизм, которые выделяют те или иные ее стороны.

Эмпиризм: научная деятельность начинается с получения эмпирических данных о предмете исследования, а далее следует их логико-математическая обработка, которая приводит к индуктивным обобщениям.

Теоретизм, являясь прямой противоположностью эмпиризму, считает исходным пунктом научной деятельности некую общую идею, рожденную в недрах научного мышления.

Проблематизм. Исходным пунктом такого рода деятельности является научная проблема – существенный эмпирический или теоретический вопрос, ответ на который требует получения новой, как правило, неочевидной эмпирической или теоретической информации.

Итак, наука наряду с философией, религией, нравственностью и искусством относится к «корням» культуры. Особенно это касается научного мировоззрения.

Наука как особый вид мировоззрения

Мировоззрение является сложнейшей системой представлений, учений, убеждений, эстетических и духовно-нравственных оценок. Достойное место в формировании мировоззрения занимает наука.

В чем заключаются особенности научного мировоззрения? Если она включалась в натурфилософию, то отличие научного мировоззрения понималось лишь в степени умозрительности и всеобщности. Если наука противопоставлялась другим мировоззренческим формам, то научное мировоззрение трактовалось как выражение зрелости человеческого духа, сознания.

Обратим внимание на два аспекта научного мировоззрения. Во-первых, из многообразия отношений человека к миру наука выбирает гносеологическое, субъект-объектное отношение. Во-вторых, само гносеологическое отношение должно подчиняться основным принципам научного исследования.

У современных ученых получает поддержку точка зрения, согласно которой наука не должна отгораживаться глухой стеной от других форм исканий истины.

Современная наука продолжает выражать ментальную структуру, сформировавшуюся в Новое время. В ее основе – субъект-объектное отношение человека к миру. В научном мировозрении по сути, с самого начала были представлены две формы научного миропонимания (В.И. Вернадский) - физическое, обращенное к механическим и физическим свойствам, и натуралистическое (биосферное), рассматривающее сложные системы, организованность которых является функцией живого вещества как совокупности живых организмов. Рождающееся в последнее время новое научное мировоззрение делает шаг в сторону соединения физического и биосферного мировоззрений.

Итак, наука может быть понята как определенный тип мировоззрения, находящийся в процессе своего становления и развития.

Наука как специфический тип знания

Науку как специфический тип знания исследуют логика и методология науки. В современной науке принято различать по меньшей мере три класса наук – естественные, технические и социально-гуманитарные.

К основным признакам научного знания, характеризующим науку как целостный специфический феномен человеческой культуры относятся: предметность и объективность, системность, логическую доказательность, теоретическую и эмпирическую обоснованность.

Предметность и объективность. Предметность – это свойство объекта полагать себя в качестве исследуемых сущностных связей и законов. Основная задача науки – выявить законы и связи, согласно которым изменяются и развиваются объекты. Объективность, как и предметность, отличает науку от других форм духовной жизни человека. Главное в науке – сконструировать предмет, который подчинялся бы объективным связям и законам.

Системность. Обыденное познание так же, как и наука, стремится постигнуть реальный объективный мир, но в отличие от научного познания оно складывается стихийно в процессе жизнедеятельности человека. Научное познание всегда и во всем систематизировано.

Логическая доказательность. Теоретическая и эмпирическая обоснованность. Эти специфические черты научного познания имеет смысл рассмотреть вместе, поскольку логическая доказательность может быть представлена как один из видов теоретической обоснованности научного знания. Научное познание обязательно включает в себя теоретическую и эмпирическую обоснованность, логику и другие формы доказательства достоверности научной истины.

Современная логика не является однородным целым, напротив, в ней можно выделить относительно самостоятельные разделы или виды логик, которые возникали и разрабатывались в различные исторические периоды с разными целями.

Доказательство является наиболее распространенной процедурой теоретической обоснованности научного. В доказательстве можно выделить три элемента:

тезис – суждение, нуждающееся в обосновании;

аргументы, или основания, – достоверные суждения, из которых логически выводится и обосновывается тезис;

демонстрация – рассуждение, включающее одно или несколько умозаключений.

Эмпирическая обоснованность включает в себя процедуры подтверждаемости и повторяемости установленной зависимости или закона. К средствам подтверждаемости научного тезиса можно отнести научный факт, выявленную эмпирическую закономерность, эксперимент.

Критерий логической доказательности научной теории не всегда и не в полной мере реализуемы. В таких случаях в арсенал научных средств вводятся дополнительные логико-методологические принципы, такие, как принцип дополнительности, принцип неопределенности, неклассические логики и т.д.

Критерии научности могут быть не реализуемы. Тогда научное познание дополняется герменевтическими процедурами. Его суть заключается в следующем: необходимо сначала понять целое, чтобы затем стали ясны части и элементы.

Итак, наука как объективное и предметное познание действительности опирается на контролируемые (подтверждаемые и повторяющиеся) факты, рациональным образом сформулированные и систематизированные идеи и положения; утверждает необходимость в доказательстве. Критерии научности определяют специфику науки и раскрывают направленность человеческого мышления к объективному и универсальному познанию.

Все элементы научного комплекса находятся во взаимных отношениях, объединяются в определенные подсистемы и системы.

Наука как социальный институт

Социальный институт науки начал формироваться в Западной Европе в XVI-XVII вв.

Наука, включенная в решение проблем инновационной деятельности, стоящих перед обществом, выступает как особый социальный институт, функционирующий на основе специфической системы внутренних ценностей, присущих научному сообществу, «научному этосу».

Наука как социальная структура опирается в своем функционировании на шесть ценностных императива.

Императив универсализма утверждает внеличностный, объективный характер научного знания. С общеобязательностью научных истин приходится считаться всем другим формам познавательной деятельности человека.

Императив коллективизма говорит о том, что плоды научного познания принадлежат всему научному сообществу и обществу в целом. Они всегда являются результатом коллективного научного сотворчества, так как любой ученый опирается на какие-то идеи (знания) своих предшественников и современников.

Императив бескорыстности означает, что главной целью деятельности ученых должно быть служение истине. В науке истина не должна быть средством для достижения личных выгод, а только общественно значимой целью.

Императив организованного скептицизма предполагает не просто запрет на догматическое утверждение истины в науке, но, напротив, вменяет в профессиональную обязанность ученому критиковать взгляды своих коллег, если на то имеются хотя бы малейшие основания. Императив рационализма утверждает, что наука стремится к доказанному, логически организованному дискурсу, высшим арбитром истинности которого выступает рациональность.

Императив эмоциональной нейтральности запрещает людям науки использовать при решении научных проблем ресурсы эмоционально-психологической сферы – эмоции, личные симпатии или антипатии.

Важнейшей проблемой организации науки является воспроизводство кадров. Готовить таких людей к научной работе должна сама наука.

Итак, наука тесно связана с конкретным этапом процесса институционализации. В этом процессе она приобретает конкретные формы: с одной стороны, наука как социальный институт определяется ее интеграцией в структуры общества (экономические, социально-политические, духовные), с другой – она вырабатывает знания, нормы и нормативы, способствует обеспечению устойчивости общества.

Наука – явление историческое, проходящее в своем развитии ряд качественно-своеобразных этапов:

-классический (XVII–XIX вв.) – наука перестает быть частным, «любительским» занятием, становится профессией. Идет процесс десакрализации познавательной деятельности, возникает опытное естествознание, в которомгосподствует объективный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения. Создаются фундаментальные и специальные теории.

- неклассический (первая половина XX в. ), который связан с возникновением «Большой науки», создаются основные теории современного истолкования мира (теория относительности, новая космология, ядерная физика, квантовая механика, генетика и др.). Отвергается представлениеоб изучаемой реальности как не зависящей от средств ее познания. Неклассическаянаука осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности. Раскрытие сущности этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описанияи объяснения мира. Идет фронтальное внедрение научных идей в технически инновации, в производство и быт.

- постнеклассический (вторая половина XX в.), когда наука становится предметом всесторонней опеки государства, элементом его системы. Она реализует масштабные проекты типа атомной или космической программы, экологический мониторинг и т.д. В гносеологическом отношении этот период связан с формированием идей постнеклассической науки, учитывающей соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и ценностно-целевыми структурами.

ОСНОВНЫЕ ВЕРСИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУКИ.

Относительно возникновения науки существуют пять точек зрения:

· Наука была всегда, начиная с момента зарождения человеческого общества, так как научная любознательность органично присуща человеку;

· Наука возникла в Древней Греции, так как именно здесь знания впервые получили свое теоретическое обоснование (общепринятое);

· hНаука возникла в Западной Европе в XII-XIV вв., поскольку проявился интерес к опытному знанию и математике;

· Наука начинается в XVI-XVIIвв., и благодаря работам Г. Галилея, И. Кеплера, X. Гюйгенса и И. Ньютона, создается первая теоретическая модель физики на языке математики;

· Наука начинается с первой трети XIXв., когда исследовательская деятельность была объединена с высшим образованием.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК.

Сложную, но очень важную проблему представляет собойклассификация наук. Разветвленная система многочисленных и многообразных исследований, различаемых по объекту, предмету, методу, степени фундаментальности, сфере применения и т. п., практически исключает единую классификацию всех наук по одному основанию. В самом общем виде науки делятся на естественные, технические, общественные (социальные) и гуманитарные.

Кестественным наукам относятся науки:

§ о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, космогония, астрофизика, космохимия и проч.);

§ Земле (геология, геофизика, геохимия и др.);

§ физических, химических, биологических системах и процессах, формах движения материи (физика и т. п.);

§ человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции (анатомия и т. д.).

Технические науки содержательно основываются на естественных науках. Они изучают разлииные формы и направления развития техники (теплотехника, радиотехника, электротехника и проч.).

Общественные (социальные ) науки также имеют ряд направлений и изучают общество (экономика, социология, политология, юриспруденция и т. п.).

Гуманитарные науки - науки о духовном мире человека, об отношении к окружающему миру, обществу, себе подобным (педагогика, психология, эвристика, конфликтология и др.).

Между блоками наук имеются связующие звенья; одни и те же науки могут частично входить в разные группы (эргономика, медицина, экология, инженерная психология и др.), особенно подвижна грань между общественными и гуманитарными науками (история, этика, эстетика и проч.).

Особое место в системе наук занимаютфилософия, математика, кибернетика, информатика и т. п., которые в силу своего общего характера применяются в любых исследованиях.

В ходе исторического развития наука из занятия одиночек (Архимед) постепенно превращается в особую, относительно самостоятельную форму общественного сознания и сферу человеческой активности. Она выступает как продукт длительного развития человеческой культуры, цивилизации, особый общественный организм со своими типами общения, разделения и кооперирования отдельных видов научной деятельности.

Роль науки в условиях научно-технической революции постоянно растет. Среди ее основных функций необходимо назвать следующие:

§ мировоззренческая (наука объясняет мир);

§ гносеологическая (наука способствует познанию мира);

§ преобразующая (наука выступает фактором общественного развития: она лежит в основе процессов современного производства, создания передовых технологий, существенно увеличивая производительные силы общества).

КЛАССИФИКАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК.

Классификацией юридических наук называется способ группировки (деления) по какому – либо критерию, называемому основанием классификации (деления). Юридические науки можно классифицировать по различным основаниям, но в теории государства и права получило признание классификации юридических наук только по такому основанию как предмет.

Поэтому юридические науки в литературе классифицируются следующим образом:

а) общетеоретические (общая теория государства и права, общая теория правовой системы общества);

б) исторические (история государства и права России, всеобщая история государства и права и др.);

в) отраслевые (гражданское, семейное, уголовное право и т.п.);

г) прикладные (судебная статистика, криминалистика и др.);

д) юридические науки, изучающие иностранное право (государственное права зарубежных стран и т.п.);

е) международно-правовые науки (частное, публичное, морское, космическое право и др.).

23. СТЫКОВЫЕ НАУКИ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.

"Стыковые" науки выражают наиболее общие, существенные свойства и отношения, присущие совокупности форм движения. В связи с тем, что резких границ между отдельными науками и научными дисциплинами нет, особенно в последнее время, в современной науке значительное развитие получили междисциплинарные и комплексные исследования, объединяющие представителей весьма далеких друг от друга научных дисциплин и использующие методы разных наук. Все это делает проблему классификации наук весьма сложной.

Примеры: Биохимия и Биофизика

Наука, подобно религии и искусству, зарождается в недрах мифологического сознания и в дальнейшем процессе развития культуры отделяется от него. Примитивные культуры обходятся без науки, и только в достаточно развитой культуре она становится самостоятельной сферой культурной деятельности. При этом сама наука в ходе своей исторической эволюции претерпевает существенные изменения, изменяются и представления о ней (образ науки). Многие дисциплины, считавшиеся в прошлом науками, с современной точки зрения уже не относятся к ним (например, алхимия). Вместе с тем современная наука ассимилирует в себе элементы истинного знания, содержавшиеся в различных учениях прошлого.

В истории науки можно выделить четыре основных периода.

1) С I тыс. до н.э. до XVI века . Этот период можно назвать периодом преднауки . На протяжении него наряду с передававшимися от поколения к поколению в течение веков обыденно-практическими знаниями стали возникать первые философские представления о природе (натурфилософия), носившие характер очень общих и абстрактных умозрительных теорий. Зачатки научного знания формировались внутри натурфилософии как ее элементы. С накоплением сведений, приемов и методов, используемых для решения математических, астрономических, медицинских и других проблем, в философии образуются соответствующие разделы, которые затем постепенно обособляются в отдельные науки: математику, астрономию, медицину и т.д.

Однако возникавшие в рассматриваемый период научные дисциплины продолжали трактоваться как части философского знания. Наука развивалась в основном в рамках философии и в очень слабой связи с жизненной практикой и ремесленным искусством с ним. Это своего рода «эмбриональный» период развития науки, предшествующий ее рождению в качестве особой формы культуры.

2) XVI-XVII века - эпоха научной революции. Она начинается с исследований Коперника и Галилея и увенчивается фундаментальными физико-математическими трудами Ньютона и Лейбница.

В этот период были заложены основы современного естествознания. Отдельные, разрозненные факты, добытые ремесленниками, врачами-практиками, алхимиками, начинают систематически анализироваться и обобщаться. Образуются новые нормы построения научного знания: экспериментальная проверка теорий, математическая формулировка законов природы, критическое отношение к религиозным и натурфилософским догмам, не имеющим опытного обоснования. Наука обретает собственную методологию и все активнее начинает решать вопросы, связанные с практической деятельностью. В результате наука оформляется как особая, самостоятельная область деятельности. Появляются ученые-профессионалы, развивается система университетского образования, в которой происходит их подготовка. Возникает научное сообщество со свойственными ему специфическими формами и правилами деятельности, общения, обмена информацией.

3) XVIII-XIX вв. Науку этого периода называют классической . В этот период образуется множество отдельных научных дисциплин, в которых накапливается и систематизируется огромный фактический материал. Создаются фундаментальные теории в математике, физике, химии, геологии, биологии, психологии и других науках. Возникают и начинают играть все более заметную роль в материальном производстве технические науки. Возрастает социальная роль науки, развитие ее рассматривается мыслителями того времени как важное условие общественного прогресса.

4) С XX века – новая эпоха в развитии науки. Науку ХХ в. называют постклассической, потому что на пороге этого века она пережила революцию, в результате которой стала существенно отличаться от классической науки предшествующего периода. Революционные открытия на рубеже XIX-XX вв. потрясают основы целого ряда наук. В математике подвергаются критическому анализу теория множеств и логические основания математического мышления. В физике создаются теория относительности и квантовая механика. В биологии развивается генетика. Появляются новые фундаментальные теории в медицине, психологии и других науках о человеке. Крупнейшие изменения претерпевает весь облик научного знания, методология науки, содержание и формы научной деятельности, ее нормы и идеалы.

Вторая половина XX в. приводит науку к новым революционным преобразованиям, которые в литературе часто характеризуются как научно-техническая революция. Достижения науки в неслыханных прежде масштабах внедряются в практику; особенно большие сдвиги наука вызывает в энергетике (атомные электростанции), на транспорте (автомобилестроение, авиация), в электронике (телевидение, телефония, компьютеры). Дистанция между научными открытиями и их практическим применением сократилась до минимума. В прошлые времена на то, чтобы найти способы практического использования достижений науки, уходило 50-100 лет. Теперь же это часто делается за 2-3 года или даже еще быстрее. И государство, и частные фирмы идут на большие расходы для поддержки перспективных направлений развития науки. В результате наука бурно разрастается и превращается в одну из важнейших отраслей общественного труда.