Все что должен знать психолог. Индивидуальное и семейное консультирование. Нарушать временные рамки сеанса

Ответ:

Парня нужно уговорить добровольно обратиться к врачу, прислушаться к его советам, побыть какое-то время под его наблюдением. Знать необходимо симптомы, ресурсы человека, личностные особенности. Также необходимо обратить внимание на его окружение, развернуть грамотную антинаркотическую кампанию в коллективе, где он учится.

Ситуационная задача № 9.

В семейную консультацию обратилась женщина с жалобами на то, что у нее с мужем без видимых причин происходят постоянные ссоры и скандалы. В браке они 6 лет. Живут в новой двухкомнатной квартире, воспитывают 3-х летнего сына.

Из беседы стало известно, что ссоры почти всегда возникают «на пустом месте»: какие-то бытовые мелочи, которых в любой семье бывает достаточно. Когда предмет недоразумения исчерпан, остается обоюдное раздражение, которое тлеет до тех пор, пока снова какая-нибудь мелочь не выведет кого-то из себя.

Последнее время женщина начала думать о разводе, по ее словам: «жалко разрушать семью, ведь муж не пьет, на работе его уважают, очень любит своего сына, часто с ним играет. Временами в семье бывают «перемирия», но это продолжается недолго. То очередные неприятности у мужа на работе, то еще что-то, и снова дает о себе знать хроническая несовместимость, доводящая до мысли, что так дальше жить просто невозможно».

В чем, по вашему, причина неблагоприятного психологического климата в семье клиентки? Как можно помочь семье гармонизировать свои отношения?

Ответ:

Многое говорит о том, что супруги, обладая несомненными достоинствами, и любя друг друга, просто не умеют наладить гармоничные отношения. Очень хорошо, что женщина уже осознала потребность в психологической помощи. Высока вероятность, что скоро к ним присоединится и муж. Главное, что им нужно – это повысить свою коммуникативную компетентность, что можно сделать в группе социально-психологического тренинга.

Не «отстраняться» от другого, особенно в трудный для него час, т.к. человеку необходимо сознавать, что ему есть куда прийти со своими неудачами и ошибками.

Необходимо быть хорошо информированными друг о друге, знать о потребностях, интересах, стремлениях, о духовном мире супруга.

Общаться как личности, а не как носителю семейных функций. Ваш партнер должен осознавать себя единственным и неповторимым.

Не критиковать, почаще хвалить друг друга, не допускать отчужденности в отношениях, не стараться перевоспитать супруга(у).

Ситуационная задача № 10.

Женщина, мать двоих девочек на приеме у психолога-консультанта. В беседе открылись некоторые подробности неблагополучной семейной жизни. Муж систематически выпивает, но наотрез отрицает то, что это болезнь. Уже начал выносить вещи из дома. Живут в 1-комнатной квартире – идти некуда. Старшая дочь (ему неродная, от первого брака), доведена им до отчаяния. Младшая, семиклассница, время от времени пропускает занятия в школе. А когда приходит, то зачастую с синяками, выглядит как затравленный зверек. Женщина слезно просила психолога вмешаться в их семейные дела, поговорит с мужем.

Как помочь этой семье? На что необходимо обратить внимание при работе с женщиной?

Ответ:

В первую очередь необходимо работать с женщиной, т.к. только с ее психологическим выздоравливанием возможны прогрессивные изменения в укладе жизни этой семьи. Психологу надо скорректировать взгляд и поведение женщины, восстановить деформированную систему ценностей. Другими словами перестать думать о проблемах мужа и сконцентрироваться на своих собственных.

Ситуационная задача № 11.

Людмила Д., 25 лет, 7 лет замужем. Живет с мужем и свекровью. Муж на девять лет старше ее. Обратилась с жалобами на чувство тоски, утомляемость, частые головные боли, рассеянность, которая не была ей свойственна ранее, бессонницу.

Внешне семейные отношения хорошие. Имеет ребенка 4 лет. Изучение семейных отношений показывает наличие коммуникативных проблем в ее взаимоотношениях со свекровью. Проблема возникла с момента замужества. Свекровь очень привязана к сыну и переживала в связи с его женитьбой. Людмила по характеру стеснительная, неуверенная в себе. Свекровь приняла решение, что «хотя и была против этого брака, но раз так все получилось, она поможет невестке всей душой».

Эта помощь и стала источником коммуникативной проблемы. По словам Людмилы «с детства не может, когда кто-нибудь стоит и смотрит, как она что-то делает». Свекровь же не отходила от нее ни на шаг. Когда у невестки что-то не получалось, она как старая учительница, говорила: «Нет, не так, а вот, так, посмотри внимательно!»

Людмила призналась, что иногда испытывала приступы ярости, по отношению к свекрови. После – испытывала чувство страха и вины. Уже тогда появились бессонница и головные боли. С появлением ребенка конфликт ушел вглубь. Но невротические симптомы усилились, когда однажды ребенок по ошибке назвал бабушку мамой. Появились раздражительность, вспышки ярости, пониженное настроение.

Проанализируйте характер психологических трудностей Людмилы и ее свекрови. Как можно изменить коммуникативную ситуацию в семье?

Ответ:

Людмила не смогла «передать» свекрови свои переживания, чувства и эмоции. Если бы свекровь получила полное представление о характере, способностях невестки, она бы почувствовала ее беспомощность и несамостоятельность и была бы уверена, что через некоторое время она обратится за помощью.

Проблема и у свекрови. Брак сына вызвал у нее тревогу прежде всего в силу того, что больше она не будет нужна ему. Основным барьером к передаче такой информации было самолюбие и трудности в осознании своих чувств. Если бы невестка имела полное представление о чувствах свекрови, она бы по крайней мере задумалась, что сделать, чтобы свекровь не чувствовала себя ненужной сыну.

Рождение ребенка изменило соотношение сил в семье, повысило зависимость невестки. Она вынуждена была уступить и конфликт превратился во внутренний, стал источником ее заболевания. Индивидуальная работа с Людмилой повысит самооценку, уверенность, преодоление коммуникативных барьеров, можно обучить релаксационным упражнениям. Индивидуальная работа со свекровью с целью осознания своих чувств по отношению к сыну.

Ситуационная задача № 12.

Родители обратились по поводу сына 14,5 лет, который всего боится, ни с кем не дружит, с трудом вступает в контакт с незнакомыми людьми, упрямый, дома часто плачет, из класса убегает, объяснить причины не может. Семья дружная, есть младший сын – противоположность первому. Старший унаследовал от отца его нелюдимость и замкнутость. Самому отцу с ним трудно общаться. Мать отзывчивая женщина, замученная страхами, тревожная, гиперсоциализирующая.

Какие гипотезы, относительно причин поведения парня можно построить? Определите основные этапы работы над проблемой.

Ответ:

Гипотезы: особенности характера (шизоидная акцентуация); повышенный уровень тревожности; гиперопека матери; пассивная роль отца; кризис подросткового возраста.

Индивидуальное консультирование, групповое консультирование с приемами обучения невербальной коммуникации, техники психодраматического отреагирования страхов, телесно-ориентированная терапия. Работа с родителями для снятия гиперсоциализирующего влияния матери и усиления роли отца.

Ситуационная задача № 13.

Предположим, что к вам как к психологу-консультанту обратился родитель с просьбой дать ему практические рекомендации о том, стоит или не стоит отдавать ребенка в школу в возрасте до семи лет. Какие психодиагностические методики вы в данном случае можете использовать для того, чтобы изучить ребенка и дать его родителю обоснованные психологические рекомендации?

Ответ:

Никто, кроме самого родителя принять решение не может. Психолог может проверить общий интеллектуальный уровень ребенка, используя самый известный тест Керна-Йирасека о готовности ребенка к школе. Также методика «Домик» для диагностики уровня развития произвольной сферы. Тест способности к обучению в школе Г.Витцлака.

Ситуационная задача № 14.

Назовите техники процедуры снятия психологического барьера (психологического напряжения) у клиента?

Ответ:

Можно дат клиенту побыть некоторое время одному. Мягкая, спокойная, ненавязчивая музыка способствует созданию благоприятной атмосферы. Размеренные движения рук снимают напряжение (можно дать книгу, журнал, игрушку). На вербальном уровне – прием «кавычек» («Был случай, когда клиент очень волновался, но все закончилось хорошо»).

Ситуационная задача № 15.

Какой из перечисленных внешних факторов играет самую важную роль в интеллектуальном развитии младенца:

а) питание; б) правильный уход; в) воспитание родной матерью; г) психическая стимуляция.

Ответ поясните.

Ситуационная задача № 16.

Объясните, почему психолог-консультант должен обладать следующими качествами которые он должен проявлять в общении с клиентами.

1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию.

2. Открытость.

3. Доброжелательность.

4. Безоценочное отношение к клиенту.

5. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.

6. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой.

Ответ :

Эмпатия – готовность, желание и способность человека психологически чувствовать и понимать другого, смотреть на мир его глазами. Это качество психолог проявляет на всем протяжении процесса консультирования и, благодаря ему, оказывается способным лучше и глубже понимать клиента, эффективнее ему помогать.

Открытость. Это готовность психолога-консультанта быть открытым как личность для клиента. Это стремление психолога в личном общении с клиентом оставаться самим собой, естественно проявляя свои достоинства и, возможно, недостатки. Также психолог показывает клиенту готовность обсуждать с ним любые вопросы.

Доброжелательность. В любых ситуациях сохранять ровный, доброжелательный стиль общения с клиентом.

Безоценочное отношение к клиенту. Это стремление психолога-консультанта в общении с клиентом избегать прямого оценивания его действий и личности. Консультанту стоит воздерживаться от оценок поступков клиента. главная задача – понимание клиента, его проблемы и как помочь ему.

Отказ от нравоучений относится к моменту исповеди клиента. Консультирование – это процесс, в котором обе стороны – психолог и клиент как личности равны.

Доверие к клиенту – это то, на чем строится гуманистически ориентированное психологическое консультирование. предполагает веру в то, что клиент вполне самостоятельно сможет решить свою проблему.

Ситуационная задача № 17.

В конце первой четверти кабинет психолога посетила мать первоклассника. Запрос: «Все ли в порядке с моим сыном? Нет ли у него умственных отклонений, т.к. его обучение продвигается с большими затруднениями». Ребенок тихий, ласковый. Детский сад не посещал, читать, считать научился дома, рос «домашним ребенком» в семейном кругу, где умели уделить внимание ребенку. Но с начала учебного обучения спокойствие в доме кончилось. Мальчик стал беспокойным, часто плачет, вздрагивает от любого звука, плохо спит по ночам.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Мы стали намного чаще говорить и слышать о психическом благополучии, чем это было еще несколько лет назад. И это хорошо, ведь без здоровых эмоций сложно получать удовольствие от жизни. Но повышенный интерес ко всему, что начинается на «психо», привел к наплыву дилетантов.

сайт узнал, какие 9 вещей не станет делать хороший психолог или другой специалист по душевному здоровью. Читайте и будьте здоровы!

1. Работать в обход своей компетенции

Врачеванием эмоций занимаются психологи, психотерапевты и психиатры. Компетенции у этих специалистов следующие:

  • Психолог. Это не врач. Чаще слышит от пациентов: «Я некрасивая», «Мой ребенок меня не слушается», «Меня никто не любит».
  • Психотерапевт. Может быть врачом, а может и не быть им (ниже объясним, почему так). Чаще слышит от пациентов: «Я боюсь микробов», «Меня так и тянет что-нибудь украсть», «Со мной часто случаются приступы паники».
  • Психиатр. Это врач. Чаще слышит от пациентов: «Я слышу голоса», «Я хочу красиво спрыгнуть с 9-го этажа», «Я бог, на колени, раб!».

Хороший психолог не возьмется помогать пациенту с фобией, как и хороший психиатр не станет лечить неуверенность в себе, потому что эти вопросы выходят за рамки профессиональной компетенции. А вот дилетанты берутся лечить все и всех, нередко обещая быстрый и качественный результат.

2. Скрывать образование

Многие так себе специалисты прикрывают отсутствие нужного образования разными дипломами, часто получая их на ускоренных онлайн-курсах. Но никакая бумажка не отменяет того, что у психолога должно быть высшее психологическое образование, у психиатра - высшее в сфере психиатрии . С психотерапевтами сложнее. Право заниматься психотерапией дает:

  • Базовое образование (медицинское или психологическое). На него может быть потрачено как 8-10 лет в мединституте, так и в 2 раза меньше времени в каком-нибудь вузе, где преподают психологию.
  • Переподготовка. Пройти можно как за 2 дня, получив сертификат арт-терапевта например, так и за 5 лет, став обладателем диплома психоаналитика (психотерапевта, который занимается психоанализом).

Очевидно, что вне зависимости от того, к какому специалисту вы обратились за помощью, следует детально расспросить его об образовании. Профессионал без запинок, смущения или нервозности ответит на все ваши вопросы.

3. Нарушать временные рамки сеанса

Профессионал не станет завершать сеанс ни раньше, ни позже оговоренного времени. Во-первых, это элементарная вежливость, ведь у вас могут быть планы. Во-вторых, соблюдение временных рамок создает ощущение стабильности у пациента и помогает ему следовать составленному плану терапии.

4. Критиковать коллег

Если вы посещали психолога, который вместе с психикой обещал «подлечить» энергетику и научить гадать на таро, а затем обратились к другому специалисту - тот может тактично объяснить, почему стоит избегать «врачевателей», подобных тому, к которому вы обращались до него. Не громко рассмеяться, а тактично объяснить. В остальных случаях уважающий себя психолог, психотерапевт или психиатр не станет критиковать методы работы предыдущего специалиста, так как не будет знать истинного положения вещей.

5. Фамильярничать

Хороший психолог, психотерапевт или психиатр сделают все для того, чтобы установить доверительные отношения с человеком, который обратился к ним за помощью. Попросят обратную связь, например, после сеанса, чтобы обсудить сомнения или причину вашего дискомфорта, если они будут. Но никогда не станут переходить на «ты» без вашего согласия , рассказывать скабрезные анекдоты, отпускать сомнительные комплименты. И набиваться в друзья квалифицированный специалист тоже не станет.

Известный психолог и психотерапевт Михаил Литвак утверждает: «Квалификация психолога обратно пропорциональна количеству даваемых им советов». Это же относится и к другим специалистам в области врачевания души. Их задача состоит в том, чтобы пациент сам подошел к проблеме и нашел для себя правильное решение. Конечно, за исключением случаев, когда помочь могут только лекарства.

  • Неправильно: «Чувствуете себя никому не нужной? Заведите собаку!»
  • Правильно: «Чувствуете себя никому не нужной? Что, по-вашему, избавит вас от этого чувства? Не знаете? Вспомните моменты, когда вы забывали о нем... И так до тех пор, пока не поймете, что чувствуете себя нужной, когда, например, пишете стихи».

Ведь хороший специалист делает максимум для того, чтобы на сеансе вы расслабились и чувствовали себя комфортно, и неясные термины в этом совсем не помощники.

9. Навязывать свои услуги

Нет универсального совета, который бы позволил найти психолога, психотерапевта или психиатра, подходящего именно вам. В идеале после первого же сеанса появляется облегчение, чувство того, что вас слушают и пытаются вам помочь. Если не случилось, это даже не значит, что специалист плохой, - может, он просто не ваш. И профессионал не станет вам названивать и давить с целью вернуть.

Важно понимать, что работа над своим душевным состоянием - это в первую очередь ваши старания. И, если вы не прилагаете усилий, чуда не случится, как и не появится красивая фигура от того, что вы просто слушаете фитнес-тренера.

Е.Леоненко, Г.Тимошенко

Когда-то давным-давно человеку надоело ходить пешком – долго и утомительно, знаете ли, – и он изобрел колесо. Когда его перестала устраивать скорость передвижения на различных вариантах повозок, появились автомобили. Однако и это не позволяло человеку перемещаться так быстро, как он хотел, и он изобрел самолет. А когда человек понял, что даже на самолете ему не удастся долететь так далеко, как он хочет, – он придумал космический корабль. Иными словами, каждый раз, когда человек изобретает новый способ делать то, про что уже давно известно, как это можно делать – это значит, что его что-то не устраивает в имеющихся способах. И тогда для того, чтобы этот самый новый способ изобрести, ему необходимо совершенно четко сформулировать, что именно его в знакомых способах не устраивает.

Когда мы в свое время начинали постепенно выстраивать свой собственный психотерапевтический подход, мы тоже делали это отнюдь не из желания занести свои имена на скрижали истории. Мы уже понимали, что именно нас не устраивает в имеющихся способах работы, и точно знали, какой способ мы хотели бы получить. Для нас, например, с самого начала было очевидным – хотя кому-то это утверждение, возможно, покажется спорным, – что психотерапия относится к числу профессий, связанных с устранением тех или иных неполадок в функционировании каких-либо систем. Вот из этого мы и решили исходить в поисках ответа на вопрос, каким должен быть психотерапевтический подход.

Итак, что необходимо знать и уметь человеку, который занимается любой «ремонтной» работой?

Во-первых, ему необходимо знать, что собой представляет та система, неполадки в которой он призван устранять. Это значит, что он обязан четко представлять себе, из каких частей она состоит, в каких отношениях эти части находятся между собой, как эта система функционирует в норме… Согласитесь, неплохо было бы, конечно, еще и представлять себе, как эта система возникла, как она стала тем, чем стала, и каковы основные возможности ее дальнейшего развития. Рискнем даже предположить, что это было бы не просто неплохо, но даже, наверное, и обязательно.

Во-вторых, наш «ремонтник» должен понимать, каким образом нормальное функционирование этой системы может быть нарушено и какие вообще возможны принципиальные нарушения в ее работе. Кроме того, ему необходимо владеть способами обнаружения всех этих нарушений.

В-третьих, он обязан иметь представление о том, какие именно действия ему следует совершить, чтобы устранить каждое возможное нарушение. При этом ясно, что хороший мастер понимает смысл каждого своего действия и точно знает, почему именно это действие должно привести к желаемому результату. Иначе говоря, мастер должен обладать не только представлением о самой системе – его представления об устранении возможных неполадок тоже должны носить именно системный характер.


В переводе на язык психотерапии это означает, что, невзирая на наличие у клиента самостоятельной воли и относительную непредсказуемость самого процесса психотерапии, психотерапевт обязан на чем-то строить собственную психотерапевтическую стратегию. Иначе за что, собственно говоря, клиент должен платить – за совместное с психотерапевтом участие в непонятном для обоих процессе?! Речь не идет о том, что психотерапевту должна быть ведома абсолютная истина о внутреннем устройстве человека – ее и в современной-то теоретической психологии нет, – но он должен иметь собственную целостную, внутренне не противоречивую концепцию своей профессиональной деятельности.

Но если со всем сказанным выше согласиться, то что для практической психотерапии является аналогом представлений об устройстве «ремонтируемой» системы и ее составных частей? Совершенно очевидно, что это – четко структурированное представление об устройстве личности и ее нормальном функционировании. Конечно, в психотерапии стало уже общим местом то, что никто точно не знает, что такое норма и что такое психическое здоровье. Тем не менее, мы глубинно убеждены в том, что свой собственный ответ на этот вопрос у каждого практикующего психотерапевта должен быть, причем не только на уровне чисто теоретических моделей, но и в виде очень конкретных представлений о том, как такой – здоровый и счастливый – человек живет. Причем очень важно отметить, что отнюдь не любая из существующих в современной теоретической психологии моделей личности может быть пригодна для использования в психотерапии. И даже те модели, на которые опираются существующие психотерапевтические подходы, не всегда оказываются подходящими для этой цели.

Психотерапевтическим аналогом знаний о том, какие существуют возможные виды и причины возможных нарушений функционирования целостной системы, можно считать теорию патогенеза - иначе говоря, четкое и конкретное представление о том, каким образом может быть нарушена здоровая структура личности и какими эти нарушения в принципе могут быть. Нелишним будет напомнить, что такая теория патогенеза должна напрямую вытекать именно из той теории личности, которая является базовой для данного психотерапевтического метода.

Как любой ремонтник, способный по каким-то признакам распознавать нарушения в работе системы, психотерапевт должен иметь достаточно четкую диагностическую систему , позволяющую ему обнаруживать имеющиеся нарушения личности. Причем эта диагностическая система должна быть очень хорошо структурирована – то есть не просто содержать в себе перечень отдельных симптомов, синдромов или, еще того хуже, жалоб клиента, а быть в полной мере системно организованным знанием о базовых личностных нарушениях и возможных видах проявления этих нарушений.

И, наконец, психотерапевт обязан знать способы устранения этих нарушений. Но и здесь чрезвычайно важно, чтобы это был не просто бессистемный набор техник, устроенный по принципу «когда так – делай этак». Психотерапевт должен представлять себе механизмы , позволяющие личности вернуться к своему целостному и гармоничному устройству, и владеть техническими средствами , способными эти механизмы реализовать. Иными словами, совершая каждое конкретное психотерапевтичное действие, психотерапевт должен понимать, почему именно это действие должно привести к желаемому результату.

К сожалению, сравнив все известные нам современные психотерапевтические подходы с описанными выше критериями, мы пришли к выводу, что ни в одном из них ответов на все сформулированные вопросы нет. В каких-то методах теория личности никоим образом не связана с описанием личностных нарушений и механизмов их возникновения, в других нет и речи о таких механизмах, в третьих отсутствует какое бы то ни было представление о здоровом функционировании личности, в четвертых вообще теория представлена в виде набора разрозненных представлений автора, в пятых эта теоретическая часть безо всяких корректив взята из психиатрии и т.д. Не говоря уж о том, что во многих подходах нет почти ничего из перечисленного.

Иными словами, получается, что современная психотерапия как-то очень легко согласилась с тем, что либо она является составной (и при этом относительно второстепенной) частью психиатрии, либо она по сути своей вообще не наука, то есть никак не соответствует принятым в гносеологии представлениям о структуре науки. Конечно, легко сказать, что наша область деятельности уникальна, поскольку имеет дело с самым сложным предметом в окружающем мире. Но тогда придется отказаться от претензий на то, чтобы психотерапия все-таки считалась наукой, и определить ее статус иначе – искусство, магическая деятельность или как-то еще…

В общем, нам после долгих и весьма утомительных поисков желанной систематичности психотерапевтического знания пришлось придти к неприятной дилемме: либо заниматься психотерапией, полагая ее магией или искусством (при том, что искусство вообще-то является деятельностью, осуществляемой исключительно в интересах самого творца, а то, что оно доставляет еще и удовольствие зрителю или слушателю – скорее побочный продукт…), либо попытаться систематизировать свою профессиональную деятельность самостоятельно. И, предварительно помучившись, мы набрались нахальства и выбрали второй путь.

Итак, что должна содержать в себе система психотерапевтического знания, было понятно. Но к тому времени, когда мы решились на этот весьма непростой эксперимент, мы уже обладали весьма немалым опытом практической работы, который тоже требовалось как-то систематизировать, проанализировать и вывести из него то, что нам казалось необходимым учесть в будущей системе.

Первая идея, от которой мы решили отказаться – это идея о том, что пожелания клиента священны, цель работы определяет именно клиент, и вообще – что лучше психотерапевту быть человеком без собственных представлений о том, как жить стоит, а как лучше и не пробовать. Ведь если уж мы согласились с тем, что наша система должна включать в себя представление о здоровом личностном функционировании, то из этого с необходимостью вытекает, что цель работы тоже обязана с этим представлением соотноситься. А клиент именно потому и стал клиентом, что его личностное функционирование как-то нарушено – но тогда он может иметь столь же нарушенное представление и о том, как он представляет себе счастливую жизнь. Представим себе горе-автомобилиста, который понятия не имеет о том, как обращаться с машиной. И вот слышит такой водитель, что машина издает во время движения какой-то неприятный стук, и приезжает на автосервис лечить своего железного коня. Грамотный автомеханик, услышав сообщение о неприятном стуке, проводит диагностику и обнаруживает серьезнейшие проблемы, создающие при езде просто-таки смертельную опасность. Он сообщает хозяину машины, что необходимо заменить такие-то и такие-то детали. Однако мы же с вами помним, что этот хозяин в устройстве автомобиля не разбирается и потому начинает протестовать: дескать, не нужен мне никакой серьезный ремонт, мне нужно только, чтобы этот противный стук меня во время движения не беспокоил. Может, достаточно просто улучшить звукоизоляцию салона? И что, прикажете автомеханику, который прекрасно понимает, к чему приведет подобный «ремонт», соглашаться на подобное усовершенствование звукоизоляции?!

В медицине – в рамках которой, кстати, и возникла психотерапия – давным-давно известен принцип: лечи не симптом, а причину. Клиент же, как правило, приходит к психотерапевту именно с жалобой на какой-то конкретный симптом. При этом он, конечно, может хотеть, чтобы психотерапевт срочно устранил симптом, не затрагивая при этом никаких других сторон его жизни, но это неизбежно приведет к тому, что на имеющемся корне – некоем базовом личностном нарушении – рано или поздно вырастет новый симптом или, что вероятнее всего, целый букет таких симптомов. Посему было бы весьма странно полагать, что цель психотерапевтической работы должен определять клиент, а не психотерапевт, основывающийся на своем профессиональном знании.

Второе, что никак не вписывалось в наши представления о том, как должна строиться психотерапевтическая работа, – это то, что многие психотерапевтические подходы позволяют себе быть невероятно сложными и «высоконаучными». В результате клиенту приходится либо постигать всю их премудрость с нуля и в отрыве от всех реалий его повседневной жизни, либо просто-напросто верить психотерапевту на слово, что его действия обязательно рано или поздно приведут клиента к счастливой жизни. Еще Курт Воннегут говорил, что если ученый не умеет популярно объяснить восьмилетнему ребенку, чем он занимается, значит, он шарлатан (38). Ведь если научная теория описывает события реального мира, то она может быть сформулирована в том числе и на языке этого самого реального мира, не прибегая к искусственно введенным понятиям. При всей сложности психической жизни человека невозможно отрицать, что она происходит все-таки в реальном мире – пусть и в весьма специфической форме, – а значит, тоже может быть описана вполне простым и доступным языком. Именно поэтому нам куда ближе известный еще со времен средневековья принцип бритвы Оккама: «Не стоит множить сущности без необходимости».

Иначе говоря, нам показалось исключительно важным следующее: наша система должна быть выстроена таким образом, чтобы для клиента любые действия психотерапевта – его интервенции, диагностические версии и прочие события нашей с ним общей психотерапевтической жизни – были понятны. Это, по нашему мнению, совершенно не означает, что психотерапевт обязан обсуждать с клиентом теоретические глубины исповедуемого им терапевтического подхода. Вполне достаточно, чтобы клиент не чувствовал бы себя подопытным кроликом и не воспринимал бы психотерапевта Великим и Ужасным Гудвином, который один точно знает, что надо делать. На наш взгляд, такой способ общения с клиентом есть не только проявление уважения к нему – он и сам по себе является психотерапевтичным: он предполагает разговор на равных, разговор взрослого человека с взрослым человеком – со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Третье, от чего нам было очень важно отказаться – это представление о том, что глубинная и эффективная психотерапия обязана быть длительной. Собственно говоря, это предположение обычно не обосновывается ничем, кроме самой сложности человеческого устройства. Тем не менее, это предположение таинственным образом оказывается крайне удобным для психотерапевта: оно одновременно и весьма выгодно с экономической точки зрения, и значительно снижает шансы на неуспех психотерапии. Но если улучшение у клиента наступило, скажем, после трех лет его работы с психотерапевтом, то как мы можем отделить результат нашей работы от естественного течения его жизни? Ведь человек не в состоянии долго находиться в состоянии тоски, боли либо другого страдания – может, он просто собственными усилиями из этого состояния выбрался? Но почему он тогда все это время платил деньги психотерапевту, а не самому себе?..

Короче говоря, мы пришли к выводу, что работа совершенно не обязательно должна быть долгой – разумеется, только в том случае, если психотерапевт точно знает, что делает. Ускорить работу можно было бы за счет совершения действий, которые бы с неизбежностью – причем обязательно с неизбежностью! – запускали такой процесс внутренней работы клиента, который с той же неизбежностью обязан был бы привести к четко определенному завершению, соотнесенному с представлением о нормальном личностном функционировании.

Очень хотелось нам избежать и еще одной, весьма модной в последние годы в психотерапии тенденции – стремления ввести в психотерапевтический процесс некий эзотерический оттенок. Это вовсе не означает, что мы ярые и закоренелые атеисты и волюнтаристы. Но ведь любой автомеханик (врач, программист и т.д.) прекрасно знает, что в процесс его работы неизбежно вмешиваются совершенно неконтролируемые силы: машина может начать необъяснимо барахлить после перехода к новому хозяину, онкологический больной так же необъяснимо и вне всякой связи с лечебным процессом вдруг обнаруживает признаки выздоровления, компьютер по непонятным причинам начинает бастовать… Тем не менее, все эти неведомые человечеству силы не включены в список тех, с которыми вышеозначенные специалисты имеют дело в силу своей профессии. Точно так же и мы исходим из одной простой вещи: профессионал берет деньги за то, что сам понимает и сам делает. Любые силы, влияющие на процесс психотерапии, которые не могут быть корректно учтены в этом процессе в силу их непознанности (или непознаваемости), имеют право оставаться в него не включенными до того момента, пока имеющаяся теоретическая модель, лежащая в основе построения психотерапии, позволяет добиваться конкретных и относительно предсказуемых результатов – то есть пока влияние этих сил не начнет превышать влияние сил, учтенных моделью. Именно поэтому мы будем избегать в нашем изложении всяческих разговоров о душе, духе, духовности и иже с ними. Если предмет разговора не определен – а мы, честно сказать, затрудняемся четко определить все эти понятия, – то разговор бессмыслен.

И, наконец, еще один очень важный, на наш взгляд, момент, на который мы опирались в процессе создания такой системы психотерапевтической работы, которая нас устроила бы по всем приведенным выше критериям. Мы вполне отдаем себе отчет в том, что наши попытки найти исчерпывающие ответы на все поставленные ранее вопросы способны вызвать отчаянное возмущение у коллег и потенциальных клиентов. Но не следует забывать, что психотерапия – впрочем, как и большинство наук – имеет дело с моделями. Перед психотерапией не стоит задачи раз и навсегда дать истинное и универсальное описание устройства внутреннего мира человека. Мы все это время вели речь только о том, что психотерапевтическое знание в рамках каждого конкретного подхода обязано быть системным. Это не подразумевает, что модели и допущения, на которых основан подход, должны быть истинными и абсолютными – им вполне достаточно быть обоснованными и строго взаимосвязанными между собой. Иными словами, мы считаем себя вправе выдвигать любые модели, на которых будем основываться – но при этом мы так же считаем себя обязанными эти модели обосновывать и интегрировать в целостную структуру.

При этом стоит добавить, что мы вовсе не ставили перед собой задачу создать модель личности, достойную называться психологической. У теоретической психологии – одни задачи, у психотерапии – другие: в любой области знаний существуют фундаментальные исследования и прикладные. Так вот мы решали именно прикладную задачу, и обилие весьма глобальных, зачастую даже философских вопросов, которые нам пришлось в ходе ее решения рассматривать, обусловлено исключительно практической необходимостью. Именно поэтому мы не сочли необходимым оснащать книгу серьезным литературным обзором – несмотря на то, что в процессе ее написания литературы было проработано весьма и весьма немало.

Словом, как говорит один очень популярный в последнее время экранный персонаж: «Я вовсе не считаю, что я обязательно прав. Просто обратное предположение я нахожу неудобным для работы»…

Последнее обновление: 06/10/2013

Основные факты о психологии для начинающих

Если вы решили изучать психологию, то первое время вам будет тяжело разобраться в ее обширных теориях. Запомните для начала эти 10 основ. Они помогут вам лучше понимать, что такое психология.

Если психология для вас является чем-то новым, скорее всего, она покажется вам слишком запутанной и обширной наукой. Однако знание некоторых базовых истин может помочь вам в начале её изучения. В статье перечислена только малая часть важнейших постулатов, которые нужно знать об этой занимательной науке. Когда вы разберетесь с ними, будьте уверены – вы подготовлены для более глубокого изучения психологии.

Психология занимается исследованиями в области человеческого поведения и психики. Сам термин «психология» происходит от греческого слова «psyche», что значит «дыхание, дух, душа», и «logia» – «наука». Она возникла на основах философии и естественных наук, кроме того, соприкасается и с другими науками, например, с социологией, медициной, антропологией и даже лингвистикой.

Одним из самых популярных заблуждений о психологии является то, что это не наука, а просто болтовня, разговоры, руководствующиеся обычным здравым смыслом. Однако психология успешно пользуется именно научными методами для изучения своих проблем и приведения последующих выводов. Психологи работают с целым спектром разных приемов, например, с наблюдением в естественных условиях, экспериментами, тематическими исследованиями и анкетированием.

Проблемы и ситуации, требующие внимания психологов, можно рассматривать под разным углом. Возьмем, например, насилие. Некоторые обратятся к биологическим факторам, влияющим на его применение, другие же рассмотрят эту проблему с точки зрения культуры, отношений в семье, социального давления и прочих ситуаций, могущих спровоцировать насилие. Вот несколько основных подходов, применяющихся в психологии:

  • Биологический подход;
  • Когнитивный подход;
  • Поведенческий подход;
  • Естественнонаучный (эволюционный) подход;
  • Гуманистический подход.

4. Психология имеет множество подразделений

В психологии существует множество разных отраслей. На вводных уроках студенты обычно учат основы разных сфер профессиональной деятельности. Более глубокое изучение каждой сферы, как правило, зависит от выбранной специализации. Клиническая, когнитивная, социальная психология, психология личности и развития – это только несколько возможных специализаций психолога.

Когда кто-то говорит слово «психология», вы сразу представляете себе доброго врача с блокнотом и пациента на кушетке, вещающего про детские воспоминания? Такая терапия, конечно, присутствует в психологии, однако это далеко не всё, с чем работают психологи. На самом деле, многие вообще не занимаются психическим здоровьем людей, так как психология включает в себя и другие области, например, консультирование, обучение, исследования…

Специалисты-психологи нужны в самых разных компаниях и отраслях, например:

  • В колледжах и университетах;
  • В частных компаниях;
  • В начальных и старших школах;
  • В больницах;
  • В правительственных учреждениях.

6. Психология вокруг каждого

Психология – это не только академическая дисциплина, которая существует только в учебных классах, лабораториях и приёмных психологических кабинетов. Принципы психологии мы встречаем каждый день в самых обыденных ситуациях. Печатная реклама и реклама, которая каждый день идет по телевизору, основаны на психологическом воздействии, убеждающем нас покупать рекламируемую продукцию и пользоваться услугами. Различные веб-ресурсы, которые мы регулярно посещаем в сети, также используют эту науку, чтобы понять, как люди читают и интерпретируют информацию с интернет-страниц.

7. Психология исследует и реальность, и теорию

В самом начале изучения психологии, вам может показаться, что некоторые теории не слишком применимы к реальной жизни. Тут важно не забывать, что психология – одновременно и теоретическая, и прикладная наука. Некоторые специалисты-психологи сосредоточены только на добавлении нового к совокупным знаниям о психике и поведении человека (это фундаментальные исследования). Тогда как концентрируются на непосредственном решении проблем в жизни пациента, применяя психологические принципы и теории в реальных ситуациях (прикладные исследования).

Если вы подумываете о карьере психолога, приятной неожиданностью для вас может стать то, что вы можете выбрать один из множества путей её развития. Варианты зависят от вашего образования и полученного опыта работы. Важно знать, какое необходимо обучение, какие предъявляются требования к лицензиям для конкретной специализации. Вот только несколько вариантов: клиническая и судебная психология, организационно-производственная психология и психология здоровья.

Интерес к психологии в современном мире с каждым годом только возрастает. Люди понимают ценность и стремятся приобретать психологические знания, столь необходимые для построения счастливой жизни и развития личности.

Психологическая грамотность и культура помогают справляться со многими кризисными ситуациями в жизни. Но не всегда знаний и самопомощи достаточно.

Что нужно знать о психологическом консультировании, перед тем как обратиться к психологу? Кто такой психолог? Может ли он сделать хуже? А если он не сможет помочь?

У многих людей представления о психологе-консультанте основаны на образах, демонстрируемых в фильмах и сериалах о психологии.

Бытует два противоположных и ошибочных представления о психологах:

  1. Психолог – врач-психиатр , который непременно направит в психиатрическую больницу. Мнение основано на страхе, мифах, отсутствии знаний о профессиях “психолог”, “психотерапевт”, “психиатр”.
  2. Психолог – “ свободные уши ”. Мнение основано на недоверии, нежелании меняться, недооценке психологической помощи. Психологическое консультирование понимается как обычная беседа. А зачем платить деньги за обычный разговор “по душам” или возможность “поплакать в жилетку”, если так можно поговорить и с подружкой или мамой?

Во-первых, психологическая беседа – основной метод психологического консультирования. Это не простой разговор, а совокупность специальных приемов и техник, применяемых психологом.

Во-вторых, в процессе психологического консультирования проводится сначала диагностика проблемы и индивидуально-психологических особенностей клиента (диагностическая беседа, тестирование), а затем коррекция его личности.

Итогом психологического консультирования становится изменение в лучшую сторону представлений личности о себе и об окружающем мире. Происходит гармонизация и развитие личности !

Психолог не решает проблему за клиента! Он помогает ему развиться, вырасти, раскрыть внутренний потенциал настолько, чтобы суметь решить возникшую трудность самостоятельно или “перерасти” ее.

Часто ли обычный разговор “по душам” становится стимулом для роста и развития личности?

В-третьих, для каждого клиента психолог подбирает индивидуальную программу – составляет и расписывает:

  • цели и задачи,
  • этапы консультирования,
  • частоту встреч,
  • методики, применяемые в работе,
  • список необходимых материалов и так далее.

Для клиента психолог – специалист, помогающий и взаимодействующий на равных. Клиент для настоящего психолога – не объект, не “псих”, не ходячая проблема, не средство получения прибыли, а Личность с огромным потенциалом развития!

Так стоит ли бояться психолога?

Индивидуальное и семейное консультирование

Профессиональная помощь психолога клиенту, нацеленная на разрешение его проблемной ситуации, называется психологическим консультированием.


Клиентом психолога может быть не только отдельно взятый человек, а группа людей, в том числе – семья. Семейное консультирование – оказание психологической помощи семье.

Многие психологи убеждены, что семейное консультирование намного эффективней индивидуального. Ведь любой человек – часть какой-то семейной системы, а любая личная проблема имеет внутрисемейную природу.

В счастливых семьях создаются все условия для удовлетворения потребностей и личностного роста каждого ее члена.

К сожалению, счастливых и здоровых семей меньше, чем проблемных. Но любая проблемная семья может перестать быть таковой!

Для этого и существует семейное консультирование. Семейный психолог, детский, психолог для родителей , психологи, работающие с трудными подростками – есть множество специализаций в этом направлении.

Все, что нужно – правильно выбрать подходящего специалиста.

Все, что нужно для того, чтобы психолог сумел помочь – самому хотеть справиться с возникшей психологической проблемой.