Встреча произошла неожиданно решу егэ. Проблема сострадания к пленному врагу. По тексту Васильева. Встреча произошла неожиданно. Два немца, мирно разговаривая, вышли на Плужникова… (Аргументы ЕГЭ). В списках не значился

Можно ли проявить сострадание к пленному врагу? Кто способен на такое сострадание? Эти и другие вопросы возникают после прочтения текста Б.Л.Васильева.

В тексте автор ставит проблему сострадания к пленному врагу. Писатель рассказывает о молодом лейтенанте Николае Плужникове и девушке Мирре, которые внезапно столкнулись с двумя немцами. По законам войны – врага нужно уничтожить. Николай убивает первого, но из-за проблем с затвором не успевает убить второго. Немец встаёт на колени, хотя мог бы сам уже несколько раз выстрелить, и просит пощадить его.

Он объясняет, что оказался здесь, в Брестской крепости, не по своей воле, что он рабочий, а не солдат. Немец достаёт фотографии семьи, детей. Николай не смог выстрелить. «…Он не застрелил этого немца всё-таки для себя. Для своей совести, которая хотела остаться чистой. Несмотря ни на что». Проблема, которую поднимает автор, заставила меня глубоко задуматься о том, нужно ли проявлять сострадание к пленному врагу.

Полезный материал по теме

На следующий день немец, которого пощадили, приведёт других. Вход в подвал закидают гранатами. Тётя Христя сгорит заживо. Конечно, Мирра и Николай получат жестокий урок: жалость к врагу привела к страшной гибели своего человека. Война всегда бесчеловечна. А главное качество человека – милосердие и сострадание. Попробую это доказать, обратившись к художественной литературе.

В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» главный герой Пётр Гринёв испытывает искреннее сострадание к Емельяну Пугачёву во время казни. Он видит в нём не врага, а человека, который запутался, который по-своему пытался бороться с беззаконием и жестокостью власти, которого предали свои же. Для его семьи Пугачёв всегда останется и душегубцем, по его приказу убьют коменданта Белогорской крепости и его жену, родителей Маши Мироновой, и спасителем, когда дважды пощадит Петра и отпустит Машу. Находясь по разные стороны, враги проявляют друг к другу сострадание, искреннее желание помочь.

В рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» Жилин, русский офицер, попадает в плен к татарам. Выбраться из плена, сбежать ему помогает девочка Дина, дочь татарского атамана. Жилин и Дина подружились. Он сделал ей из глины несколько кукол, а она приносила ему молоко и жареную баранину. Дина, помогла сбежать Жилину, потому что пожалела его, по-своему отблагодарила его за доброту. Дина проявила сострадание к пленному человеку, которому угрожала смертельная опасность, потому что была уверена, что Жилин – хороший человек.

Вариант 14. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте тексти выполните задания 1 - 3

(1)Сверхпроводники используют для создания устройств, которые технически невозможно или экономически

невыгодно изготавливать с применением традиционных проводниковых материалов -меди и алюминия. (2)<...>

мощные магнитные системы для установок термоядерного синтеза или ускорителей элементарных частиц,

сверхбыстродействующие ограничители тока, медицинские томографы, спектрометры высокого разрешения, образцы

перспективной военной техники, поезда на магнитной подушке созданы с применением сверхпроводящих материалов.

(3)Устройства, изготовленные с использованием сверхпроводящих материалов, характеризуются значительно

меньшими размерами и массой.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите

номера этих предложений.

1) Для создания таких устройств, которые невозможно или невыгодно изготавливать с использованием обычных

проводников, применяют сверхпроводники, помогающие сделать эти устройства более компактными и лёгкими.

2) При создании мощных магнитных систем для установок термоядерного синтеза или ускорителей элементарных

частиц, сверхбыстродействующих ограничителей тока, медицинских томографов, спектрометров высокого разрешения,

образцов перспективной военной техники, поездов на магнитной подушке иногда используют сверхпроводящие

3) Для создания сооружений, которые нецелесообразно возводить с применением лишь традиционных проводниковых

материалов -меди и алюминия, используют также сверхпроводники.

4) Сверхпроводники используют при создании устройств, изготовление которых из обычных проводников невозможно

или экономически невыгодно, причём применение сверхпроводников делает устройства менее объёмными и менее

тяжёлыми.

5) Для изготовления таких устройств, которые должны обладать небольшим объёмом и массой при разнообразии

выполняемых ими функций, используют проводники.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении

текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот, Несмотря на это,Например,Так какТем не менее

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАССА. Определите значение, в

котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению

в приведённом фрагменте словарной статьи.

МАССА, - ы, ж.

1) Совокупность чего- нибудь, а также что- нибудь большое, сосредоточенное в одном месте. Воздушные массы. Тёмная

м. здания.

2) Одна из основных физических характеристик материи, определяющая её инертные и гравитационные свойства.

Единица массы.

3) Тестообразное бесформенное вещество, густая смесь. Древесная м. (полуфабрикат для выделки бумаги).

Расплавленная м. чугуна.

4) Множество, большое количество кого- чего- нибудь. У меня м. времени. Тратить массу сил.

5) мн. Широкие слои трудящегося населения. Воля масс. Оторваться от масс (утратить связь с народом).

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква,

обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

кремЕнь окружИтдОнизуОптовыйотбылА

5.В одном из приведённых ниже слов НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку,

подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

А почему они за мной не побежали? - размышлял Плужников. - Всегда бегали, а тут - выпустили, Почему?

А могли и не менять немцев, - сказал старшина, подумав. - Могли приказ им такой дать, чтоб в подвалы не совались.

Могли, - вздохнул Плужников. - Только я знать должен. Все о них знать.

Передохнув, он опять выскользнул наверх искать таинственно пропавшего Волкова. Вновь ползал, задыхаясь от пыли, трупного смрада, звал, вслушивался. Ответа не было.

Встреча произошла неожиданно. Два немца, мирно разговаривая, вышли на него из-за уцелевшей стены. Карабины висели за плечами, но даже если бы они держали их в руках, Плужников и тогда успел бы выстрелить первым. Он уже выработал в себе молниеносную реакцию, и только она до сих пор спасала его.

А второго немца спасла случайность, которая раньше стоила бы Плужникову жизни. Его автомат выпустил короткую очередь, первый немец рухнул на кирпичи, и патрон перекосило при подаче. Пока Плужников судорожно дергал затвор, второй немец мог бы давно прикончить его или убежать, но вместо этого он упал на колени. И покорно ждал, пока Плужников вышибет застрявший патрон.

Солнце давно уже село, но было еще светло: эти немцы припозднились что-то сегодня и не успели вовремя покинуть мертвый, перепаханный снарядами двор. Не успели, и теперь уже один перестал вздрагивать, а второй стоял перед Плужниковым на коленях, склонив голову. И молчал.

И Плужников молчал тоже. Он уже понял, что не сможет застрелить ставшего на колени противника, но что-то мешало ему вдруг повернуться и исчезнуть в развалинах. Мешал все тот же вопрос, который занимал его не меньше, чем пропавший боец: почему немцы стали такими, как вот этот, послушно рухнувший на колени. Он не считал свою войну законченной, и поэтому ему необходимо было знать о враге все. А ответ - не предположения, не домыслы, а точный, реальный ответ! - ответ этот стоял сейчас перед ним, ожидая смерти.

Комм, - сказал он, указав автоматом, куда следовало идти.

Немец что-то говорил по дороге, часто оглядываясь, но Плужникову некогда было припоминать немецкие слова. Он гнал пленного к дыре кратчайшим путем, ожидая стрельбы, преследования, окриков. И немец, пригнувшись, рысил впереди, затравленно втянув голову в узкие штатские плечи.

Так они перебежали через двор, пробрались в подземелья, и немец первым влез в тускло освещенный каземат. И здесь вдруг замолчал, увидев бородатого старшину и двух женщин у длинного дощатого стола. И они тоже молчали, удивленно глядя на сутулого, насмерть перепуганного и далеко не молодого врага.

- «Языка» добыл, - сказал Плужников и с мальчишеским торжеством поглядел на Мирру. - Вот сейчас все загадки и выясним, Степан Матвеевич.

Ничего не понимаю, - растерянно сказал Плужников. - Тарахтит.

Рабочий он, - сообразил старшина, - Видите, руки показывает?

Лянгзам, - сказал Плужников. - Битте, лянгзам. Он напряженно припоминал немецкие фразы, но вспоминались только отдельные слова. Немец, поспешно покивал, выговорил несколько фраз медленно и старательно, но вдруг, всхлипнув, вновь сорвался на лихорадочную скороговорку.

Испуганный человек, - вздохнула тетя Христя. - Дрожмя дрожит.

Он говорит, что он не солдат, - сказала вдруг Мирра. - Он - охранник.

Понимаешь по-ихнему? - удивился Степан Матвеевич.

Немножечко.

То есть как так - не солдат? - нахмурился Плужников. - А что он в нашей крепости делает?

Нихт зольдат! - закричал немец. - Нихт зольдат, нихт вермахт!

Дела, - озадаченно протянул старшина. - Может, он наших пленных охраняет?

Мирра перевела вопрос. Немец слушал, часто кивая, и разразился длинной тирадой, как только она замолчала.

Пленных охраняют другие, - не очень уверенно переводила девушка. - Им приказано охранять входы и выходы из крепости. Они - караульная команда. Он - настоящий немец, а крепость штурмовали австрияки из сорок пятой дивизии, земляки самого фюрера. А он - рабочий, мобилизован в апреле…

Я же говорил, что рабочий! - с удовольствием отметил старшина.

Как же он - рабочий, пролетарий, - как он мог против нас… - Плужников замолчал, махнул рукой. - Ладно, об этом не спрашивай. Спроси, есть ли в крепости боевые части или их уже отвели.

А как по-немецки боевые части?

Ну, не знаю… Спроси, есть ли солдаты? Медленно, подбирая слова, Мирра начала переводить, Немец слушал, от старания свесив голову. Несколько раз уточнил, что-то переспросив, а потом опять зачастил, затараторил, то, тыча себе в грудь, то, изображая автоматчика: «ту-ту-ту!..»

В крепости остались настоящие солдаты: саперы, автоматчики, огнеметчики. Их вызывают, когда обнаруживают русских: таков приказ. Но он - не солдат, он - караульная служба, он ни разу не стрелял по людям.

Немец опять что-то затараторил, замахал руками. Потом вдруг торжественно погрозил пальцем Христине Яновне и неторопливо, важно достал из кармана черный пакет, склеенный из автомобильной резины. Вытащил из пакета четыре фотографии и положил на стол.

Дети, - вздохнула тетя Христя. - Детишек своих кажет.

Киндер! - крикнул немец. - Майн киндер! Драй! И гордо тыкал пальцем в неказистую узкую грудь: руки его больше не дрожали.

Вариант 14. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3

(1)Сверхпроводники используют для создания устройств, которые технически невозможно или экономически невыгодно изготавливать с применением традиционных проводниковых материалов - меди и алюминия. (2) мощные магнитные системы для установок термоядерного синтеза или ускорителей элементарных частиц, сверхбыстродействующие ограничители тока, медицинские томографы, спектрометры высокого разрешения, образцы перспективной военной техники, поезда на магнитной подушке созданы с применением сверхпроводящих материалов. (3)Устройства, изготовленные с использованием сверхпроводящих материалов, характеризуются значительно меньшими размерами и массой.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Для создания таких устройств, которые невозможно или невыгодно изготавливать с использованием обычных проводников, применяют сверхпроводники, помогающие сделать эти устройства более компактными и лёгкими.

2) При создании мощных магнитных систем для установок термоядерного синтеза или ускорителей элементарных частиц, сверхбыстродействующих ограничителей тока, медицинских томографов, спектрометров высокого разрешения, образцов перспективной военной техники, поездов на магнитной подушке иногда используют сверхпроводящие металлы.

3) Для создания сооружений, которые нецелесообразно возводить с применением лишь традиционных проводниковых материалов - меди и алюминия, используют также сверхпроводники.

4) Сверхпроводники используют при создании устройств, изготовление которых из обычных проводников невозможно или экономически невыгодно, причём применение сверхпроводников делает устройства менее объёмными и менее тяжёлыми.

5) Для изготовления таких устройств, которые должны обладать небольшим объёмом и массой при разнообразии выполняемых ими функций, используют проводники.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот, Несмотря на это, Например, Так как Тем не менее

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАССА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МАССА, -ы, ж.

1) Совокупность чего-нибудь, а также что-нибудь большое, сосредоточенное в одном месте. Воздушные массы. Тёмная м. здания.

2) Одна из основных физических характеристик материи, определяющая её инертные и гравитационные свойства. Единица массы.

3) Тестообразное бесформенное вещество, густая смесь. Древесная м. (полуфабрикат для выделки бумаги). Расплавленная м. чугуна.

4) Множество, большое количество кого-чего-нибудь. У меня м. времени. Тратить массу сил.

5) мн. Широкие слои трудящегося населения. Воля масс. Оторваться от масс (утратить связь с народом).

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

кремЕнь окружИт дОнизу Оптовый отбылА

5. В одном из приведённых ниже слов НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Требуется принятие не ПОПУЛИСТСКИХ, а экономически оправданных решений.

Её ЦАРСТВЕННЫЙ вид внушал доверие и располагал к серьёзному разговору о будущей России.

Координационному совету необходимо было ИЗБРАТЬ председателя и утвердить новый состав исполкома.

Многоэтажный КАМЕННЫЙ дом был украшен лепниной.

Наши страны в течение долгих лет поддерживали ДРУЖНЫЕ отношения.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ТЫСЯЧА девятисотом году

ПРОПОЛОЩИ бельё

прошли наиболее УСПЕШНО

зимние МЕСЯЦА

СЕМЬЮСТАМИ солдатами

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

B) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное употребление имени числительного

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Оказавшись под сильным влиянием лёгкого водевильного творчества, М. С. Щепкину вначале роль Фамусова давалась с трудом, но впоследствии стала лучшей в его обширном репертуаре.

2) Фруктоза - это природный аналог сахара, получаемая из ягод и фруктов.

3) Сразу по приезде в Казань мы посетили главную достопримечательность - Кремль.

4) Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.

5) Стремясь передать в уличной сцене верное освещение, художник работал над созданием картины не при комнатном, а при солнечном свете и утверждает новую реалистическую манеру городского пейзажа.

6) Этот камерный зал, использующийся сейчас в учебных целях, до ноября 2007 года назывался Белым залом.

7) Все, кто побывал в Долине гейзеров, понимает, почему её считают одним из чудес света.

8) Художественная речь, которая отличается от официально-деловой и научной, по ряду признаков сближается с публицистической.

9) По признанию публики, премьера удалась, и те, кто смог побывать на спектакле, чувствовали себя свидетелями значительного события в мире культуры.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ди..пазон напом..нание аргум..нтировать увл..кательный с..мметрия

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..мудрый, пр..уныл

не..добровать, ..жать (в кулак)

бе..печный, и..гнать

пр..думать, пр..града

о..дыхать, по..кладка

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

солом..нка

обид..лись

усидч..вый

настра..вать

привередл..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А.

скач..щий

движ..щаяся

маш..щий (рукой)

(врачи) перевяж..т

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мы с приятелем встречались (НЕ)РЕДКО, а почти каждый день.

Избавляйтесь от привычки бросать дело, (НЕ)ДОВОДЯ его до конца.

Мы дошли до финала, но наша цель (НЕ)ДОСТИГНУТА.

(НЕ)ЗАВЕРШЁННАЯ игра перенесена на завтра и обязательно будет продолжена.

Река была далеко (НЕ)ШИРОКОЙ, всего около десяти метров.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ЧТО(БЫ) поправить здоровье, можно смело отправляться на Алтай, (ПО)ЭТОМУ скорее покупайте путёвку.

Одно и ТО(ЖЕ) слово может обозначать совершенно разные предметы, ПОТОМУ(ЧТО) существует явление омонимии.

СКОЛЬКО(БЫ) ни рассуждали критики, многие произведения искусства (НА)ВСЕГДА останутся загадкой для человечества.

Вам необходимо (ПО)ПРЕЖНЕМУ предоставлять отчёт (В)ВИДЕ презентации.

Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснять смысл сна Раскольникова, но (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что перед нами добрый и милосердный человек.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Романтичность свойстве(1)а всему. Романтическая настрое(2)ость не позволяет человеку быть лживым, невежестве(3)ым, трусливым и жестоким. В романтике заключе(4)а облагораживающая сила.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На вольном просторе блеск и движение грохот и гром.

2) Без матери не было бы ни тепла ни радости ни жизни.

3) Миновали столетия и под натиском варваров пала когда-то могучая и непобедимая Римская империя.

4) Человек велик и прекрасен и полон мечты.

5) Художники и скульпторы объединились и создали свою ассоциацию.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Побывав во многих странах мира (1) Юрий Гагарин посетил (2) пострадавшую от атомной бомбы (3) Японию (4) радушно встретившую прославленного космонавта.

Мы входим в зал.

Сияющие люстры (1)

От напряженья (2)

Кажется (3) дрожат!

Звенит хрусталь

И действует на чувства,

Мы входим в зал

Без всякого искусства,

А здесь искусством (4)

Видно (5) дорожат.

(Н. М. Рубцов)

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Кирибеевичу (1) поступками которого (2) руководит эгоистическое чувство (3) противопоставлен Калашников (4) который живёт согласно принципам честности и порядочности.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Здесь всё было по-старому (1) и (2) если кому-то вдруг становилось грустно (3) то это лишь потому (4) что с этим местом у всех было связано много воспоминаний.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Число девятиклассников, желающих поехать на осенних каникулах в Михайловское, прогрессирует с каждым днём.

Прочитайте текс и выполните задания 21 - 26

(1)Встреча произошла неожиданно. (2)Два немца, мирно разговаривая, вышли на Плужникова из-за уцелевшей стены. (З)Карабины висели за плечами, но даже если бы они держали их в руках, Плужников и тогда успел бы выстрелить первым. (4)Он уже выработал в себе молниеносную реакцию, и только она до сих пор спасала его.

(5)А второго немца спасла случайность, которая могла стоить Плужникову жизни. (6)Его автомат выпустил короткую очередь, первый немец рухнул на кирпичи, а патрон перекосило при подаче. (7)Пока Плужников судорожно дёргал затвор, второй немец мог бы давно прикончить его или убежать, но вместо этого он упал на колени. (8)И покорно ждал, пока Плужников вышибет застрявший патрон.

- (9)Комм, - сказал Плужников, указав автоматом, куда следовало идти.

(10)Они перебежали через двор, пробрались в подземелья, и немец первым влез

в тускло освещённый каземат. (11)И здесь вдруг остановился, увидев девушку у длинного дощатого стола.

- (14)Ничего не понимаю, - растерянно сказал Плужников. - (15)Тарахтит.

- (16)Рабочий он, - сообразила Мирра, - видишь, руки показывает?

- (17)Дела, - озадаченно протянул Плужников. - (18)Может, он наших пленных охраняет?

(19)Мирра перевела вопрос. (20)Немец слушал, часто кивая, и разразился длинной тирадой, как только она замолчала.

- (21)Пленных охраняют другие, - не очень уверенно переводила девушка. - (22)Им приказано охранять входы и выходы из крепости. (23)Они - караульная команда. (24)Он - настоящий немец, а крепость штурмовали австрияки из сорок пятой дивизии, земляки самого фюрера. (25)А он - рабочий, мобилизован в апреле...

(26)Немец опять что-то затараторил, замахал руками. (27)Потом вдруг торжественно погрозил пальцем Мирре и неторопливо, важно достал из кармана чёрный пакет, склеенный из автомобильной резины. (28)Вытащил из пакета четыре фотографии и положил на стол.

- (29)Дети, - вздохнула Мирра. - (30)Детишек своих кажет.

(31)Плужников поднялся, взял автомат:

(32)Немец, пошатываясь, постоял у стола и медленно пошёл к лазу.

(33)Они оба знали, что им предстоит. (34)Немец брёл, тяжело волоча ноги, трясущимися руками все обирая и обирая полы мятого мундира. (35)Спина его вдруг начала потеть, по мундиру поползло тёмное пятно.

(36)А Плужникову предстояло убить его. (37)Вывести наверх и в упор шарахнуть из автомата в эту вдруг вспотевшую сутулую спину. (38)Спину, которая прикрывала троих детей. (39)Конечно же, этот немец не хотел воевать, конечно же, не своей охотой забрёл он в эти страшные развалины, пропахшие дымом, копотью и человеческой гнилью. (40)Конечно, нет. (41)Плужников всё это понимал и, понимая, беспощадно гнал вперёд.

- (42)Шнель! (43)Шнель!

(44)Немец сделал шаг, ноги его подломились, и он упал на колени. (45)Плужников ткнул его дулом автомата, немец мягко перевалился на бок и, скорчившись, замер...

(46)Мирра стояла в подземелье, смотрела на уже невидимую в темноте дыру и с ужасом ждала выстрела. (47)А выстрелов всё не было и не было...

(48)В дыре зашуршало, и сверху спрыгнул Плужников и сразу почувствовал, что она стоит рядом.

- (49)3наешь, оказывается, я не могу выстрелить в человека.

(50)Прохладные руки нащупали его голову, притянули к себе. (51)Щекой он ощутил её щеку: она была мокрой от слёз.

- (52)Я боялась. (53)Боялась, что ты застрелишь этого старика. - (54)Она вдруг крепко обняла его, несколько раз торопливо поцеловала. - (55)Спасибо тебе, спасибо, спасибо. (56)Ты ведь для меня это сделал?

(57)Он хотел сказать, что действительно сделал это для неё, но не сказал, потому что он не застрелил этого немца всё-таки для себя. (58)Для своей совести, которая хотела остаться чистой. (59)Несмотря ни на что.

(По Б. Л. Васильеву)

21. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) При неожиданной встрече с немцами Плужникова от смерти спас застрявший у второго немца в затворе карабина патрон.

2) Немец, которого Плужников привёл в каземат, оказался мобилизованным на службу в апреле рабочим и отцом троих детей.

3) Хорошо понимавшая немецкую речь Мирра сообщила Плужникову, что пленённый им австриец служит в сорок пятой дивизии, штурмовавшей Брестскую крепость.

4) Немец носил в кармане фотографии своих детей.

5) Мирра тревожилась за Плужникова, который, застрелив пленного немца, подвергнет себя опасности.

22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 6-8 представлено описание.

2) Предложения 22 и 23 противопоставлены по содержанию.

3) В предложениях 26-28 представлено повествование.

4) Предложения 34-35 содержат элементы описания.

5) Предложения 57-58 содержат рассуждение.

23. Из предложений 21-23 выпишите антонимы (антонимическую пару).

24. Среди предложений 36-41 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «В отрывке из книги Б. Л. Васильева "В списках не значился" рассказывается о защитниках Брестской крепости, совсем ещё молодых, самых обычных людях. Создавая их образы, автор использует лексическое средство - (А)___ (предложение 15, "кажет" в предложении 30) и такую форму речи, как (Б)___ (предложения 14-18). Чувства немца, которого должен был убить Плужников, передают различные средства выразительности, в частности троп - (В)___("плачущим" в предложении 12); чувства Плужникова, так и не выстрелившего в немца, передаёт приём - (Г)___ (предложения 58-59)».

Список терминов:

1) градация

2) сравнительный оборот

5) восклицательные предложения

6) парцелляция

7) антонимы

8) разговорные и просторечные слова

9) книжная лексика

26. Напишите сочинение.

Вариант 14

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

чтобыпоэтому

например

123 или любая комбинация этих цифр

дружественные

2345 или любая комбинация этих цифр

134 или любая комбинация этих цифр

напоминание

растёт или увеличивается

несдоброватьсжать

135 или любая комбинация этих цифр

обиделись

входывыходы

незавершённая

3840 или 4038

Проблема

Проблема проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия к пленному врагу. (Кто способен проявить сострадание, милосердие к пленному врагу?)