Вводный урок «У лукоморья дуб зеленый. «У лукоморья дуб зеленый». Конспект организованной образовательной деятельности по области «Коммуникация Разбор типового контрольного задания

Эльмира Ахмедова
«У лукоморья дуб зеленый». Конспект организованной образовательной деятельности по области «Коммуникация»

Программное содержание.

Обучающие задачи :

Обогатить знания детей о А. С. Пушкине.

Учить запоминать стихотворение с помощью моделирования.

Развивающие задачи :

Вызвать желание познакомиться с новыми, незнакомыми произведениями.

Помочь почувствовать своеобразие языка , с помощью которого писал А. С Пушкин.

Развивать речь, воображение , фантазию, мышление.

Воспитательные задачи :

Вызвать эмоциональный настрой детей на занятие.

Воспитывать интерес к чтению, любовь к творчеству А. С. Пушкина.

Воспитывать культуру речевого общения.

Предварительная работа : Чтение сказок А. С. Пушкина. Чтение отрывков из поэмы «Руслан и Людмила» . Познакомить детей со значением непонятных слов.

Словарная работа : присказка, Лукоморье , злотая, кот ученый, песнь, Леший, русалка, неведомые дорожки, невиданные звери, избушка на курьих ножках. Предикативный словарь : ходит кругом, бродит, сидит, стоит.

Индивидуальная работа :

Помочь затрудняющимся детям в заучивании стихотворения. На протяжении занятия активизировать малоактивных детей.

Материал и оборудование :

Мнемотаблица, волшебная книга, указка, зеркало, стенд со сказками А. С. Пушкина, презентация «А. С. Пушкин» , диск с музыкальным сопровождением, аудиозапись «Там на неведомых дорожках» , ноутбук, музыкальный центр.

Ход занятия : Звучит негромкая музыка. Дети заходят в зал, подходят к логопеду.

Воспитатель : Дети, сегодня такой замечательный день. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Заниматься начинаем.

Много нового узнаем.

(логопед предлагает детям сесть на стульчики) .

Сегодня мы будем говорить об одном очень известном человеке, покажем свои знания и умения.

У каждого народа есть свои писатели, поэты, сказочники. Есть такой поэт и сказочник и на русской земле.

Как вы думаете, о ком я говорю?

(1 слайд)

Ответы детей : Пушкин; Александр Сергеевич Пушкин.

Воспитатель : Конечно, же – это великий русский поэт и сказочник А. С. Пушкин. Мы с вами уже знакомились с его творчеством, его стихами и сказками. А вы знаете, кто был его самым лучшим другом и кого он очень, очень сильно любил?

Ответы детей : Свою няню; Няню Арину Родионовну…

Воспитатель : Правильно. Это его няня – Арина Родионовна.

(2 слайд)

Александр Сергеевич очень любил слушать сказки своей няни. Ведь именно она рассказывала ему в детстве о русалках, и о царе Кощее, и о бабе Яге, и о богатырях. Долгими зимними вечерами, при свечах Арина Родионовна вязала и рассказывала Саше сказки, народные былины. А Пушкин слушал, записывал, и все это потом применял в своем творчестве.

(3 слайд)

Воспитатель : Ребята, а давайте вспомним, какие сказки написал А. С. Пушкин.

(4 слайд)

Воспитатель : Как вы думаете, какая это сказка?

Ответы детей : Сказка о рыбаке и золотой рыбке.

Воспитатель : Молодцы! Правильно, «Сказка о рыбаке и рыбке» .

(5 слайд)

Воспитатель : А это какая сказка?

Ответы детей : Сказка о золотом петушке.

Воспитатель : Молодцы! И эту сказку вы знаете.

(6 слайд)

Воспитатель : В какой сказке злая мачеха дала Царевне отравленное яблоко?

(7 слайд)

Ответы детей : Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

Воспитатель : Вы помните, как называется эта сказка?

Ответы детей : Сказка о царе Салтане.

Воспитатель : Правильно. С какими чудесами вы встретились в «Сказке о царе Салтане» ?

Ответы детей : поющая белка, тридцать три богатыря, царевна-лебедь.

(8 9 10 слайд)

Воспитатель : Молодцы! Вы хорошо знаете сказки Пушкина.

А сейчас мы отдохнем,

По тропиночке пойдем.

Между сосен и березок,

В Лукоморье попадем .

(логопед предлагает детям встать) .

Физкультминутка

Мы глазами миг-миг;

Мы плечами чик-чик;

Мы руками хлоп-хлоп;

Мы ногами топ-топ;

Раз – туда, два – сюда,

А потом – вокруг себя

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке очутиться.

В сказке – бабушка Яга, у нее одна нога.

В сказке – смелый князь Гвидон,

Он Салтану шлет поклон.

В сказке петушок сидит – во все стороны глядит.

Сказки Пушкина стоят – в сказку нас позвать хотят!

(Звучит музыка «Там на неведомых дорожках» , неожиданно, появляется волшебный сундучок и книга)

Воспитатель : Ребята, что это? Посмотрите, да это же волшебный сундучок. А что у него внутри?

(Воспитатель достает книгу «У Лукоморья дуб зеленый » - открывает ее.)

Воспитатель : Книга открывается, сказка начинается…

(Звучит тихая музыка, воспитатель читает стихотворение)

У Лукоморья дуб зеленый ;

Златая цепь на дубе том :

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет на право – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса : там Леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон без дверей.

Воспитатель : Ребята! Вам понравилось стихотворение? А вы хотите его выучить?

Ответы детей : Хотим; Конечно хотим…

Воспитатель : Я прочитаю еще раз, вы внимательно слушайте и запоминайте. А помогут нам с вами волшебные картинки. (По мере прочтения логопед открывает картинки) .

Воспитатель : У Лукоморья дуб зеленый (логопед ещё раз читает стихотворение) .

Воспитатель : А сейчас, ребята, давайте вспомним стихотворение. Отвечайте на мои вопросы.

Вопросы :

Воспитатель : У лукоморья ?

Ответы детей : Дуб зеленый .

Воспитатель : Что на дубе?

Ответы детей : Злотая цепь на дубе том.

Воспитатель : Когда кот ходит?

Ответы детей : И днем и ночью.

Воспитатель : Кот какой?

Ответы детей : Кот ученый.

Воспитатель : Что делает кот ученый?

Ответы детей : Все ходит по цепи кругом.

Воспитатель : Идет на право…Что делает?

Ответы детей : Песнь заводит.

Воспитатель : На лево…

Ответы детей : Сказку говорит.

Воспитатель : Там…что?

Ответы детей : Чудеса.

Воспитатель : Какие чудеса?

Ответы детей : Там Леший бродит, русалка на ветвях сидит.

Воспитатель : Там на неведомых дорожках…что?

Ответы детей : Следы невиданных зверей.

Воспитатель : Еще что?

Ответы детей : Избушка.

Воспитатель : Стоит какая?

Ответы детей : Стоит без окон и дверей.

Воспитатель :Молодцы! Ребята, кто хочет первый попробовать рассказать стихотворение?

Смелее, не переживайте, не получится я вам помогу.

Пожалуйста, Саша выходи смелее.

(Дети заучивают стихотворение с помощью мнемотаблицы)

(пригласить еще несколько ребят)

Воспитатель : Молодцы, ребята! Вы очень хорошо запомнили стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый » . А кто его написал?

Ответы детей : Александр Сергеевич Пушкин.

Воспитатель : Из какого произведения это стихотворение?

Ответы детей : Руслан и Людмила.

Воспитатель : А как вы думаете, кто у нас сегодня занимался лучше всех?

Ответы детей :….

Воспитатель : Молодцы! Сегодня все хорошо занимались, мне очень понравилось, как мы с вами учили стихотворение. Давайте посмотрим что там, в волшебном сундучке?

(Дети заглядывают в сундучок)

Ответы детей : Карандаши.

Воспитатель : Как вы думаете, зачем нам карандаши?

Ответы детей : Чтобы мы нарисовали сказку; нарисовали дуб; ученого кота…

Воспитатель : Давайте возьмем карандаши пойдем в группу и нарисуем лукоморье .

Дети в группе рисуют рисунки.

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: А.С. Пушкин "У лукоморья дуб зелёный..."

Цели:

    познакомить с биографией и произведениями А. С. Пушкина, формировать умение выразительно читать, анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей;

    развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через эмоции, развивать память, внимание, артистические способности;

    воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии.

УУД:

Личностные:

эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу событий и обсуждаемых проблем);

мотивации к самовыражению в выразительном чтении, в игровой деятельности;

стремления к успешности в учебной деятельности.

Регулятивные:

менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

принимать алгоритм выполнения учебной задачи и работать в соответствии с ним,

Планировать и контролировать этапы своей работы.

Познавательные:

самостоятельно ориентироваться в содержании, работать с учебником, словарями

обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения.

Коммуникативные:

эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

уважать мнение собеседников;

высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.

Технология: технология успеха.

Ход:

1. Организационный момент.

Урок литературного чтения. У нас на уроке гости - учителя нашей школы. Давайте поздороваемся. Садятся девочки, садятся мальчики.

Урок литературного чтения - это урок общения. Девиз урока: "Слушать,

работать, уважать друг друга".

2. Психологический настрой (снятие страха)

Игра "Привет сосед".

Привет сосед.

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки свои дарил.

Напомню секреты успеха на уроке:

1. Подготовь всё необходимое к уроку до звонка.

2. Сосредоточься на уроке.

3. Готовь свой полный ответ, даже если учитель не спросил тебя.

4. Соблюдай правила этикета.

5. Сиди ровно, следи за посадкой.

3. Проверка домашнего задания .

Дома вы учили наизусть считалки. Кто хочет их рассказать?

(ИГРАЕМ В СЧИТАЛКИ).

4. Самоопределение к деятельности.

1) Актуализация знаний.

Откройте учебник по закладке.

Как называется новый раздел?

Назовите русских писателей, с произведениями. которых мы познакомились в 1 классе (Л. Толстой, К. Ушинский)

2) Игра "Соберите фамилию русского поэта".

(П У Ш К И Н)

Как звали этого великого поэта? (Александр Сергеевич Пушкин) ПОРТРЕТ

5. Постановка темы и цели урока.

Тема: А.С. Пушкин

Цели: СТАВЯТ УЧАЩИЕСЯ.

Давайте ещё раз подчеркнём цели:

Начнём работу?

Я не сомневаюсь, что у нас все получится отлично (а вансирование успешного результат а ).

6. Работа по теме урока: изучение нового материала.

    СТИХИ ДЕТСТВА .

Какие стихи А. С. Пушкина вы знакомы с детства?

Про кораблик... Помогайте мне.

***

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.

А может быть про золотого петушка, который сидел на спице?

***

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Или про умную золотую рыбку?

***

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Какое магическое число в этой сказке?

Какая эта сказка: бытовая, волшебная или о животных?

Какой волшебный предмет есть в этой сказке?

    ЧТЕНИЕ текста с.84.

Вопросы:

Почему А.С. Пушкина называют "солнцем русской поэзии"?

Физминутка : устроим отдых нашим глазкам:

«По волнам» (движения слева направо и наоборот),

«Морские качели» (движения вверх, вниз)

«Выезжаем погулять, серых уток пострелять» (закрыть, открыть глаза

    ВСПОМНИ НАЗВАНИЯ СКАЗОК

с.85

Ель растёт...

("Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди")

Свет мой зеркальце!

Час обеда приближался....

("Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях")

Ещё у А.С. есть сказочная поэма «Руслан и Людмила». Эта поэма о том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу. О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об их приключениях и счастливом конце.

1 этап "работа с текстом до чтения" - антиципация

Цель: прогнозирование будущего чтения.

- "Нам уже не терпится начать работу.. ."

Рассмотрите иллюстрацию на с. 86

Как вы думаете, о чём произведение?

Я прочитаю вам начало сказки. Можно ли по началу догадаться, что будет много сказочного, волшебного?

2 этап. "работа с текстом во время чтения".

Цель: понимание текста.

    Чтение учителем стихотворения наизусть (книги закрыты)

    Словарная работа: чтение трудных слов. СЛАЙД

у Лу-ко-морь-я не-ве-до-мых

не-ви-дан-ных из-буш-ка

при-хлы-нут трид-цать

пре-крас-ных ми-мо-хо-дом

Прочитайте сказку самостоятельно. КАРАНДАШОМ подчёркивают непонятные слова.

Понравилось произведение?

До чтения текста, мы предположили, что будет волшебство. А что волшебного было в произведении?

Какие слова были непонятны? Поработайте в парах и найдите значение слов в словарике на странице 214.

    Работа в ПАРАХ по словарю.

Лукоморье - морской залив.

Дол - долина.

    Выборочное чтение.

О каких сказочных чудесах вы прочитали? Прочитайте отрывки из текста.

    Выразительное чтение.

- Что значит читать выразительно?

Это значит поставить себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно слушать, соблюдать интонацию, темп, паузы, логическое ударение.

Выбор интонации чтения:

Поэма волшебная. Какая должна быть интонация чтения?

(загадочная, волшебная, плавно, напевно)

    ЧТЕНИЕ вслух учащимися.

6. Закрепление нового материала.

3 этап "работа с текстом после чтения"

Цель: корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

    Ребята в поэме есть строки "Там русский дух… Там Русью пахнет!"

Какое чувство вложил поэт в эти строки?

(Гордость за Россию, за Русь нашу многострадальную, но великую. У поэта русский дух - духовный мир народа, понимание народом прекрасного, как доброго и вечного).

    Работа в группах.

Напомню правила работы:

1. Слушать командира.

2. Каждый может высказать свою версию решения.

3. Один говорит, а остальные слушают.

4. В группе согласуется общее решение.

5. В завершении работы ДОМИК.

На выполнение задания 5 минут. Командиры взяли конверты. Выполняйте задания.

    Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

1 группа

Цель: собрать картинку к сказке.

Инструкция:

2 группа

Цель:

Инструкция:

1. Читай 1 строку.

2. Придумай и запиши вопрос.

3. Читай 2 строку.

4. Придумай и запиши вопрос.

3 группа

Цель:

Инструкция:

1. Читайте по 4 строки.

    Представление работы.

1 ГРУППА -

2 ГРУППА -

3 ГРУППА -

Высокая оценка детали.

"Тебе особенно удалось то объяснение".

"Больше всего мне в твоей работе понравилось..."

"Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы".

7. Рефлексия.

- Вам понравилась работа на уроке?

Кого вы бы похвалили за работу?

Возьмите карты успеха. Соедините карточку с буквой Я. Оцените сою работу.

8. Итог урока:

Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним цели урока. Достигли ли мы их?

Познакомиться с произведениями А.С. Пушкина,

Будем учиться понимать содержание произведения и читать выразительно,

Научимся гордиться русскими писателями и своей страной.

- Закройте учебники. Давайте почитаем поэму вместе. Помогайте мне, кто запомнил.

Каждый, кто прочтет произведения Александра Сергеевича Пушкин впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин. и его стихи, сказки, поэмы.

9. Отметки.

- Наивысшей похвалы заслуживает работа каждого на уроке сегодня.

10. Д.з.

Приложения

Дополнительный материал

Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Маленький Саша рано научился читать. Он в детстве в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски. Но особая любовь была у мальчика к русской речи.

Няня Арина Родионовна была самым близким сердцу человеком. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила поэта с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.

Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поет в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок поэт использовал при создании своих сказок.

Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку.

1 группа : задание "Собери иллюстрацию к сказке".

Цель: собрать картинку к сказке.

Инструкция:

1. Достань из конверта части картинки.

2. Сложи на столе иллюстрацию.

3. Наклей аккуратно на белый лист бумаги.

4. Наведи порядок на рабочем месте.

5. Найди в стихотворении строки к иллюстрации.

2 группа "Придумай и запиши вопросы по сказке".

Цель: придумать и записать вопросы по сказке.

Инструкция:

1. Читай 1 строку.

2. Придумай и запиши вопрос.

3. Читай 2 строку.

4. Придумай и запиши вопрос.

3 группа "Прочитать сказку выразительно для гостей".

Цель: научиться читать сказку выразительно.

Инструкция:

1. Читайте по 4 строки.

2. Читайте сказку выразительно "по цепочке".

3. Читайте плавно, загадочно, правильно.

Цели: познакомить учащихся со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина, добиться понимания его содержания; развивать умение переводить зрительную информацию в словесную; совершенствовать навыки выразительного, правильного и беглого чтения; прививать любовь к русской поэзии.

Планируемые результаты : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; выделять и называть волшебные события и предметы в сказках.

Оборудование : портрет А.С. Пушкина, книги писателя; аудио- или видеозапись вступления к поэме «Руслан и Людмила»; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Пришел Прокоп —

кипит укроп.

Ушел Прокоп —

кипит укроп.

И при Прокопе

кипит укроп,

И без Прокопа

кипит укроп.

Прочитайте медленно с «ворчащей» интонацией (еще: с удивлением, сожалением, вопросительно, утвердительно, сердито, весело, скороговоркой).

III. Введение в тему урока

Сегодня мы открываем новый раздел учебника. Прочитайте, как он называется.

Как вы думаете, какие произведения помещены в этот раздел? (Предположения детей.)

— Прочитайте на с. 83, с чем мы познакомимся в этом разделе.

— Чему мы научимся?

— Чему мы будем учиться?

— Разгадайте шифровку-анаграмму. (Ответ записать на доске.)

РНЕЛСААКД - 743856291

ЧЕРГВЕСЕИ - 783462591

НУИПШК-425631

(Александр Сергеевич Пушкин.)

— Какие сказки и стихи Александра Сергеевича вы читали или вам читали? (Дети перечисляют.)

Сегодня мы начинаем изучать раздел «Русские писатели» творчеством А. С. Пушкина.

IV. Работа по теме урока

1. Чтение статьи

2. Выборочное чтение

— В каких строчках говорится о предметах из произведений А.С. Пушкина? Прочитайте их.

— Какие чувства испытывает человек, читающий произведения этого поэта? Запишите эти строчки.

3. Чтение отрывков

(Учащиеся читают на с. 85 отрывки из сказок А.С. Пушкина.)

— Прочитайте отрывки, найдите их героев. Вспомните названия сказок.

(Ответ. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)

V. Физкультминутка

Кузнец

Эй, кузнец, молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

— Отчего ж не подковать?

Вот гвоздь, вот подкова —

Раз, два — и готово.

(Дети шагают, припадают то на одну, то на другую ногу, разводят руки в стороны, кулаками ударяют перед собой в воздухе на каждое слово.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. «У лукоморья дуб зеленый...»

Александр Сергеевич Пушкин написал сказочную поэму «Руслан и Людмила». Она повествует о том, как злой волшебник унес со свадьбы Людмилу, невесту Руслана. Руслан отправился за своей невестой. Много препятствий было на его пути, но все закончилось счастливо. К этой поэме Александр Сергеевич написал вступление. Сегодня мы будем его читать.

(Учитель читает на с. 86 — 87 вступление к поэме «Руслан и Людмила». Если есть возможность, то воспроизвести аудио- или видеозапись.)

Требуется провести небольшую словарную работу.

У лукоморья — у морского залива.

Дол — то же, что и долина.

Пленяет — берет в плен.

Тужит — грустит, тяжело ей, туго приходится.

Чахнет — сохнет.

— Прочитайте вступление самостоятельно. Найдите в нем сказочные чудеса, о которых рассказал кот ученый.

(Дети читают, делая пометки карандашом. Затем идет проверка самостоятельной работы.)

2. Кроссворд «Любимые сказки»

1. Тот, кого проучил Балда. (Поп.)

2. То, где висит златая цепь, по которой ходит кот ученый. (Дуб.)

3. Тот, кто предупреждал Дадона об опасности. (Петушок.)

4. Персонаж, который грызет непростые орешки. (Белка.)

5. Персонаж, у которого есть необычное зеркальце. (Царица.)

6. Имя дядьки, который возглавил чудесное войско. (Черномор.) Если вы правильно разгадали кроссворд, то по вертикали прочитаете фамилию того, кто сказал: «Что за прелесть эти сказки!»

VII. Рефлексия

— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел начали изучать на уроке?

— Что нового узнали, чему научились на уроке?

Домашнее задание

Выучить наизусть отрывок (или до слов «Там королевич мимоходом...», или с этих слов и до конца).

Урок

литературного чтения

по теме

«А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»

МБОУ «Красномихайловская средняя общеобразовательная школа»

Тема. А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»

Цели урока:

  • Организация условий для обобщения знаний по литературному чтению;
  • Создать условия для формирования читательских умений при различных видах работы;
  • А) анализ сюжета

Б) выборочное чтение

В)чтение про себя

  • Развивать интеллектуальные способности учащихся, самостоятельность;
  • Развивать навыки выразительного, правильного и беглого чтения;
  • Воспитывать любовь к русской поэзии, чувство прекрасного.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня в нашей школе необычный день. У нас в гостях учителя из других школ нашего района.

Психологический настрой на работу.

Учитель:

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу.

Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок литературного чтения!

2. Проверка домашнего задания.

Рассказать наизусть отрывок из стихотворения «Федорино горе».

3. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить о Пушкине и читать его произведение. Мы будем говорить о солнце русской поэзии – так называют Пушкина.

А отправимся мы сегодня в мир сказок, мы литературные исследователи.

И предстоит нам раскрыть тайны сказки.

На доске слова:

«Пока в России Пушкин длится,

Метелям не задуть свечу.» (Н.Доризо.)

(Портрет Пушкина).

Эти слова Николая Доризо стали замечательным эпиграфом к нашему уроку.

И сегодня мы начнем урок со священного ритуала – символа памяти.

Пушкина уже нет в живых, но он остается в наших сердцах вечно, его произведения живы до сих пор.

4. Повторение изученного.

Подготовительная беседа учителя о поэте.

Посмотрите внимательно на портрет Пушкина, вглядитесь в его лицо. Пушкин родился 6 июня(26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве в старинной дворянской семье. Отца его звали Сергей Львович, мать-Надежда Осиповна.

У каждого из нас есть свое любимое произведение Пушкина. С самых ранних лет мы слышим его волшебные сказки, позже сами читаем лирические стихотворения и поэмы. Но сколько бы ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим что-то новое для себя, сказки многому нас учат. Необычны и сказки А.С.Пушкина.

А.С.Пушкин – великий поэт и писатель. В его доме очень интересовались литературой. Отец А.С.Пушкина – Сергей Львович был поклонником французской литературы и сам иногда пописывал стихи.. Среди его знакомых было очень много писателей.

Мать – Надежда Осиповна совершенно не занималась воспитанием детей, а Александра не очень любила. В детстве он был упитанным мальчиком, чего стеснялась Надежда Осиповна и во время прогулок с Александром держалась от него на расстоянии.

Воспитанием Александра занималась няня, которая нянчила поэта с пеленок. Обладая богатой фантазией, блестящей памятью, она рассказывала мальчику сказки, пела песни, вводила в чарующий мир русского фольклора. Когда она умерла, то Пушкин тяжело переживал ее смерть. Она практически заменила ему мать.

В семье Пушкиных кроме Александра было еще двое детей – старшая сестра Ольга и младший брат Лев., которого очень любила мать.

Сегодня мы постараемся открыть для себе что-то новое о А.С.Пушкине. Вы уже знакомы со сказками Пушкина.

Скажите, какие сказки Пушкина вы знаете?

На самом деле у Пушкина было 6 сказок. Но Пушкин писал не только сказки, но и стихи и рассказы.

3. Работа над новым материалом.

У. Ребята, сказочное исследование продолжается. А сегодня мы познакомимся с произведением, которое написано красивым литературным языком.

Герои какого произведения находятся в сундуке?

-«У лукоморья дуб зеленый…»

Кто из вас уже читал? И что вы знаете об этом произведении?

Сегодня мы будем работать над вступлением к поэме. Вступление к поэме «Руслан и Людмила» У лукоморья дуб зеленый…

Словарная работа.

Что такое «Лукоморье»? Кто знает?

Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря ЛУКОМОРЬЕ. Получается залив.

Слова – златая, брег, песнь, чредой – старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди).

- Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает.

Что означает « дол »? Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это такое? (пространство без деревьев –долина).

Как вы понимаете слова « видений полны »? (Много выдуманных героев).

О заре – на заре.

Почему воды названы ясными? (прозрачные).

Пленяет – берет в плен.

Тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится.

Чахнет – сохнет, худеет.

У.Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.

Техника чтения.

А еще нам встретятся слова в стихотворении трудные в произношении, давайте научимся читать их правильно! Прочитайте слова по слогам, а затем целыми словами быстро без ошибок.

Учащиеся хором читают с доски трудные слова и объясняют их смысл:

У ЛУ- КО- МОРЬ-Я НЕ-ВЕ-ДО-МЫХ

НЕ-ВИ-ДАН-НЫХ ИЗ-БУШ-КА

ПРИ-ХЛЫ-НУТ ТРИД-ЦАТЬ

ПРЕ-КРАС-НЫХ МИ-МО-ХО-ДОМ

А) Работа над произведением.

У . Ребята, сказочное исследование продолжается, давайте – ка мы с вами отправимся в лукоморье.

Садитесь-ка поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте каждый себе свое лукоморье, а самое главное внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье? (Чтение учителем отрывка наизусть)

Первичное восприятие текста.

- Беседа по первичному восприятию:

  • Понравилась ли сказка?
  • Что понравилось ?

Повторное чтение в паре. Вопросы после чтения:

Каким же поэт изобразил лукоморье?(сказочным, таинственным, загадочным, волшебным)

Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем?

Что особенно понравилось и почему?

Чтение цепочкой.

Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении? (Состоит из двух частей. Первая состоит из шести строк)

Что изобразил поэт в этой части? О чем пишет А.С.Пушкин?(Описал время и место, где и когда происходят события сказочного мира)

Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как выдумаете?(Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание).

Что вы можете сказать о второй части?(более объемна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса).

Как можно понять строки:

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя…

(Объясните значение слова «мимоходом». Нарисуйте устно эту картину).

Какие сказочные герои повстречались?

Работа с иллюстрацией в учебнике.

Выразительное чтение учащимися отрывка.

Задача выразительного чтения: поставить себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно слушать.

Самостоятельная работа детей.

  1. Чтение про себя
  2. Работа над выразительным чтением.

Чтение вслух.

Самостоятельное чтение последних шести строк.

Что напоминают последние строки?(концовку русских народных сказок)

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Кульминационный момент.

Прикрыли книжки.

Кто какие строчки запомнил?

Откройте книги. Проверьте себя, правильно ли вы воспроизвели.

ИТОГ УРОКА.

Сегодня мы только начали наши исследования, на следующем уроке продолжим раскрывать тайны и загадки Пушкинского произведения.

В благодарность за его творчество многие поэты посвящают ему стихи. Послушайте одно из них.

Учитель читает стихотворение наизусть:

Вы подарили нам царевну,

Что спит спокойно вечным сном.

И море синее и пену…

И рыбку золотую в нем.

И три девицы пряжу пряли…

По морю плавал царь Гвидон.

А поп с Балдою выясняли,

Кому и как менять закон…

Мы с детства знаем сказки эти,

Они нам дороги всегда.

Вы нам оставили в наследство

Любовь друзей и злость врагов,

И изумительное средство

Познанья вечного стихов.

Ребята, скажите мне пожалуйста, вам понравился урок?

Чему учились на уроке?

Что нового узнали?

Всем спасибо за урок!