Warhammer 40000 бог император защищает ли он. Император и история человечества. Становление Империума и нелегкая судьба примархов

И сосуществовало с ним. Были одаренные индивидуумы, способные общаться с варпом и использовать его для различных целей - лекари в племенах, шаманы, предсказатели и другие духовные лидеры раннего человечества. Духи этих людей могли даже проносится через варп после смерти и возрождаться в новых человеческих телах.

Однако, с приобретением человечеством знаний, их тайные желания власти и удовольствий росли, и началось разложение. Духовные лидеры заметили начавшиеся изменения когда их психические дары стали ослабевать и реинкарнация в новых телах становилась труднее. Они созвали великий совет, на котором было постановлено, что никто из них не сможет решить проблему в одиночку - но возможно вместе у них получится. Они решили, что отдадут свои жизни чтобы возродиться в качестве бога невообразимой силы.

Спустя почти год после этого совета и последовавших за ним самоубийств, родилось дитя - мальчик, которому суждено было стать Бессмертным Богом-Императором Человечества. Его настоящее имя неизвестно, но в каноне Warhammer 40,000 есть отсылки к тому, что он был рожден в 8 тысячелетии до нашей эры в центральной Анатолии (Priestley and Ansell, 1990; Abnett, 2006).

Спустя много лет, с тем как опыт и мудрость Императора росли, он интуитивно осознал духовное разложение, вызванное человеческим поведением и поставил себе цель исправить это. Он всегда оставался в тени, контролируя и направляя самые значительные изменения в истории Человечества и защищая вид в целом. Он носил разные имена в разные периоды человеческой истории, иногда принимая роль человека, который становился великим историческим деятелем, направлявшим Человечество на истинный путь. В другие времена он оставался неузнанным, продолжая вести людей по пути просвещения и всеобщего счастья, насколько это было в его силах.

Первое упоминание об Императоре в Имперских хрониках встречается когда он объединяет Святую Терру после Эры Борьбы (где то в 29 тысячелетии). Использование Императором генетически измененых солдат - протоастартес, прототипов будущих Космодесантников - позволило ему объединить людей Земли и обратить взгляд к далеким звездам. С помощью Адептус Механикус на Марсе , Император вооружил своих Космических Десантников и флотилии межзвездных кораблей, чтобы те несли его армии к дальним окраинам галактики и расширяли Империум Человечества .

Император создал сверхлюдей-примархов из своих собственных генетических образцов, и по их шаблонам впоследствии были созданы Легионы Космодесанта, но в результате действия неизвестной силы (скорее всего, вмешательства Богов Хаоса), примархи были рассеяны по населенным людьми мирам по всему Империуму из лаборатории под Гималайскими Горами, где Император создал их.

Великий Крестовый Поход

Императору было великое видение: объединить разрозненные фрагменты человечества, рассеянные по галактике и изолированные друг от друга в Эру Борьбы. В первые годы Великого Крестового Похода, Император был на переднем рубеже битв, ведя своих генетически усиленных солдат в битву. С повторным открытием миров и включением их в Империум, Император нашел потерянных примархов, чьи генетические образцы были использованы для стабилизации процесса создания космодесантников.

Ересь Хоруса

Великий Крестовый Поход закончился с событиями Ереси Хоруса , когда Хорус восстал против Императора. Под началом Хоруса, девять Легионов Космодесанта и множество полков Имперской Гвардии повернулись к служению Хаосу и развязали галактическую гражданскую войну

Даже когда армии Хоруса осаждали Терру , Император все еще верил что Хорус может искупить свою вину, и он сохранял веру в это, когда встретился с Хорусом один на один на борту его боевой баржи. Из-за нежелания использовать свою полную силу против собственного сына, Император получил ужасающие ранения от руки Хоруса. Когда Хорус стоял над искалеченным телом Императора, в рубку вошел Кустодианец . Хорус разорвал его на части одним ударом. Смерть Кустодес отрезвила Императора. Он увидел, насколько низко пал Хорус и что есть только один путь покончить с Хаосом - убить его пешку, его любимого сына. Император призвал психическое копье невообразимой силы и пустил его в Хоруса. Когда боги Хаоса оставили свою умирающую марионетку, Император почувствовал как к Хорусу вернулся разум. Он знал, что Хаос постарается вновь заполучить Хоруса, и его может не оказаться рядом чтобы это предотвратить. Изгнав все сострадание из своего разума, Император воззвал к своим внутренним резервам и уничтожил Воителя.

Информацию о противостоянии Императора и Хоруса см. в статье Хорус

Настоящее время

Искалеченное тело Императора было найдено Рогалом Дорном , который, следуя указаниям Императора, проконтролировал подключение Императора к Золотому Трону , техническому устройству для поддержания его духа. Император с того дня остается заключенным в Золотой Трон, не являясь ни полностью живым, ни мертвым. Изначально задуманный Императором как центральный узел проекта по колонизации Паутины , Золотой Трон также может функционировать как гигантское устройство поддержания жизнедеятельности. Сам Золотой Трон находится в Санктум Империалис, охраняемом Кустодианской Стражей Императора, также известными как Адептус Кустодес . Разлагающееся физическое тело Императора сохраняется и его жизненные функции поддерживаются причудливой машинерией Трона.

Золотой Трон также подключен к сильнейшему психическому варп -маяку, известному как Астрономикан , который генерирует сигналы, делающие возможным сверхсветовые путешествия в Империуме , так как служат психическим маяком , на который могут ориентироваться навигаторы и астропаты. Сам Император управляет сигналом, получившим название Луч надежды и Золотой путь , но основную часть его мощности обеспечивает хор десяти тысяч людей-псайкеров. Жизненная сила таких псайкеров иссякает в считанные месяцы (Пристли, 1998), что означает необходимость постоянного поиска замен, и их доставки на Терру на борту знаменитых Черных Кораблей Инквизиции .

Согласно последней редакции правил настольной игры, в 986.999.М41 по имперскому исчислению Адептус Механикус обнаружили неполадки в работе Золотого Трона, исправить которые они не смогли.

Религиозный аспект

Романы цикла Ересь Хоруса описывают ранний Империум как практически полностью атеистическое государство. Сам Император запретил религиозное поклонение, и предписал всем принять Имперскую Истину - что наука и логика будут единственным путем человечества. Для многих, постановление Императора выглядело странным. Император объявил, что богов не существует, но одновременно с этим знал многое о Богах Хаоса (или Разрушительных Силах); он подвиг людей на поиск знаний, но тем не менее держал своих примархов в неведении. Возможно, отвергая существование богов, Император преследовал цель ослабить влияние Богов Хаоса на реальный мир; однако, возможно что Император считал пантеон Хаоса просто злобными существами, порожденными варпом , но не божественными сущностями.

Сегодня, «Богу-Императору Человечества» поклоняются как богу большинство граждан Империума . Вера и поклонение навязываются церковью Экклезиархии, неповиновение и ересь караются смертью. Имперские граждане верят, что Император направляет и присматривает за ними, защищая от ужасов Имматериума.

Вступительный текст книги правил к игре «Инквизитор» описывает смешанные чувства, которыми сопровождалось восшествие Императора на Золотой Трон. Император приказал Рогалу Дорну и его последователям вновь подключить его к Золотому Трону. Хотя он никогда не сможет больше ходить среди своих подчиненных, его психические силы со временем вернутся, Астрономикон продолжит сиять, и туннель в Паутину останется закрытым. Многие возражали против возложенного на себя Императором долга. Без своего создателя, говорили они, как может Империум надеяться на выживание? Если бы Император смог вернуться, члены недавно сформированной Инквизиции и Высшие Лорды Терры воспротивились бы этому. Они боялись что такое событие, сразу после Ереси Хоруса, может разрушить Империум. Также они опасались возможных изменений в Императоре, вызванных его восшествием на Золотой Трон.

Некоторые в Империуме верят, что Императору надо позволить умереть окончательно, чтобы он смог с новыми силами возродиться в Варпе в качестве так называемого "Звездного ребенка", и если это произойдет, ни один из врагов Империума уже не сможет избежать его гнева; на множестве миров ему поклоняются как Богу. Весьма высока вероятность того, что Император на самом деле находится в двух местах одновременно - в качестве воина-предводителя человеческой расы, и Полумертвого Бога Империума .

Учитель и Звездное Дитя

Книги серии Королевство Хаоса описывают некоторые из других аспектов Императора. Во первых, в своей земной жизни он стал отцом многих детей, получивших его дар бессмертия и метку Звездного Ребенка . Эти Учителя были уполномочены Звездным Ребенком сражаться с Хаосом. Учителя, помимо этого, были борцами за справедливость, и часто сталкивались с полномочными представителями Империума. Второй аспект - душа Императора, запертая в полумертвом теле, и от того не способная к реинкарнации. Его дух, теряя свою личность год от года, живет в варпе и известен как Звездное Дитя . Он вмешивается когда это необходимо и сражается с Хаосом в Имматериуме. Если бы трон был разрушен, он смог бы вновь переродиться и снова направлять и защищать человечество лично. Есть информация, что небольшая секретная секта посвященных знает всю правду о перерождении Императора, они называют себя Иллюминати. Иллюминати ждут рождения Звездного Дитя и второго пришествия Императора. Они знают, что для всей Империума они - еретики и потому скрывают свои действия и верования. Они остаются скрытой силой в Империума, которая в обход государственной машины и Инквизиции подготавливают второе пришествие Нового Человека.

Эти аспекты не зафиксированы в текущем основном каноне Warhammer 40,000 , и официальное отношение к ним неизвестно. Отсылки к некоторым концепциям появляются в игре Инквизитор . Также, существует упоминание об инквизиторе, выслеживавшем и уничтожавшем последователей культа Звездного Ребенка, считая его культом Тзинтча (см. Испивающие Души).

Ссылки

  • Dan Abnett Horus Rising. - Nottingham: Black Library, 2006. - ISBN ISBN 1-84416-294-X
  • Rick Priestley Warhammer 40,000. - 3rd Edition. - Nottingham: Games Workshop, 1998. - ISBN ISBN 1-84154-000-5
  • Rick Priestley Realm of Chaos: The Lost and the Damned. - Nottingham: Games Workshop, 1990. - ISBN ISBN 1-869893-52-2

Убей мутанта, сожги еретика, уничтожь ксеноса!


Осмелимся предположить, что все, попавшие на эту страничку, в курсе что такое Warhammer 40,000 и с чем его едят, так что можно обойтись без долгих прелюдий и перейти непосредственно к сути — изучению вселенной, порожденной коллективным сознательным в рамках бренда WH40K. Вселенная эта создавалась как под непосредственным руководством умельцев из Games Workshop, так и различными фанатами-энтузиастами — материализовалось это в нескольких сотнях литературных произведений, события которых происходят в рамках вселенной WH40K. Некоторые из них вошли в канон, другие же остались существовать в пространстве вольной интерпретации. Но информации все равно очень много. И сегодня мы с вами поговорим про человечество, терран — обитателей священной Терры.

Люди — одна из центральных рас вселенной. История их цивилизации, как космической, начинается с XXII века — в это время технологии достигли наконец-то уровня, позволившего колонизировать Марс и, со временем, пересечь границы Солнечной системы. Процесс значительно ускорился после того, как был открыт Варп (Имматериум) — подпространство, позволяющее перемещаться значительно быстрее скорости света, а значит — существенно упрощающее достижение других звездных систем. Это знаменовало собой Исход человечества.

Пользоваться варпом люди могли только при помощи навигаторов — псайкеров — колдунов, чародеев, волшебников, шаманов, псиоников — называйте, как хотите. В течении десяти тысяч лет навигаторы вели корабли терран во все стороны галактики. Люди колонизировали множество миров и встретили много внеземных цивилизаций, как человеческого типа, так и нечеловеческого. Последние получили общее название — ксеносы, а отношения с ними у землян складывались не самые сладкие. Особенно с орками, войны с которыми происходили на постоянной основе. Случались стычки и с эльдар. Но в целом — это была эпоха рассвета человеческой расы.

В конце 29-го тысячелетия случилось Великое Падение расы эльдар — рождение Слаанеш, подробности которого в материале про темных эльдар. Появление Ока Ужаса, активизация демонов в варпе и материальном мире, возникновение ужасающих варп-штормов — все это разорвало транспортные нити, связывающие человечество. Все колонизированные миры остались на том уровне развития, на каком их застигло Падение. Начались темные века, Эпоха Раздора, Долгая Ночь.

Последующие 5 тысяч лет человечество барахталось в пучинах собственных страстей и слабостей. Но, тут на арене появилась фигура будущего Императора Человечества. Кто это, откуда он и почему такой сильный — остается только гадать. По одной из легенд, это существо, воплотившее в себе души сильнейших из числа человеческих шаманов, некогда объединившихся подобным образом перед ликом Хаоса. Возраст Императора — тоже загадка, хоть и утверждается, что жил он на Земле очень долго, чуть ли не со времен Древней Греции.

Император был сильнее и умнее любого живущего на Земле, так что осознав в себе талант руководителя — он силой объединил под своим чутким руководством всю Терру, а также Луну и Марс. Решено было восстанавливать человеческую цивилизацию в галактических масштабах, и мудрый Император понимал, что добровольно присоединиться к нему не пожелают даже бывшие колонии. Необходимо было создать сильнейшую армию и тут пригодились познания в генетике.

Пока промышленность, в лице будущих Adeptus Mechanicus, занималась производством техники, Император работал над созданием двадцати собственных клонов — примархов, каждому из которых была уготована судьба стать, фактически, полубогом и возглавить легион солдат, модифицированных при помощи генетического материала самих примархов. Однако, Боги Хаоса постарались воспрепятствовать появлению примархов и таинственным образом выкрали новорожденных клонов, раскинув их по разным частям галактики.

По иронии судьбы, все примархи не остались болтаться в космическом вакууме и не попали в варп, а приземлились на пригодных для жизни мирах, ранее колонизированных людьми. Генетика стала определяющим фактом в их дальнейшей судьбе — они не просто выжили, но и, в массе своей, добились на «родных» планетах статусов местных управляющих. В это время Император собрал целую армию генно-модифицированных бойцов, которым, для полноты картины, еще и вживлялись дополнительные органы. А будучи вооруженными по последнему слову техники и выдрессированы в лучших традициях ВДВ — космические десантники представляли собой грозную силу. Начался Великий Крестовый поход, в котором, помимо космодесанта, участвовала также Гвардия Императора и Флот Императора. Ну а возглавил войска сам Император, который был мощнейшим псайкером.

Стоит заметить, что люди в мире WH40K страдают ксенофобией, оттого и поход оказался крестовым — приверженность Хаосу, физические мутации или, упаси Император, принадлежность к инопланетным расам были достаточным поводом для уничтожения. И все 20 орденов Adeptus Astartes, космодесантников то бишь, были в разной степени, но неизменно подвержены этой самой ксенофобии. Так что Империум Человечества, созданный в результате Великого Крестового похода — не самый лучший образец терпимости.

По мере продвижения войск, Император обнаружил всех примархов и взял под начало, будучи признан как отец. Примархи встали во главе своих легионов и границы Империума стали расширятся во много раз активнее. Кстати, названия легионам дали сами примархи, а до воссоединения со своими генетическими прототипами легионы именовались порядковыми номерами. Загадочный факт: в истории остались лишь 18 из 20 легионов Adeptus Astartes — II и XI были расформированы, их примархи — уничтожены, все сведения — стерты задолго до Ереси Хоруса, речь о которой пойдет чуть позже.

0 /0


Каждый примарх нес на себе определенную печать Хаоса и обладал собственной индивидуальностью, сформированной под воздействием окружающей среды того мира, в который он попал. Так, Конрад Кёрз вырос в мрачном мире Нострамо, где ему пришлось самостоятельно выживать, будучи младенцем. Достигнув более зрелого возраста, он начал вершить правосудие в местном насквозь прогнившем социуме, методом физического истребления всех бандитов. Позже он возглавил IIX легион, названный им Повелители ночи. Бойцы его легиона, воспитанные по образу и подобию, были склонны к террору и запугиванию, в силу чего их часто использовали для усмирения непокорных миров.

Другие примархи оказывали соразмерное воздействие на свои легионы, воспитывая в бойцах качества, присущие им самим. Так, XII легион, Псы Войны, ведомый свирепым Ангроном, прослыл самым жестоким; XX легион, Альфа Легион, под началом скрытного Альфариуса (и его брата-двойника Омегона) стали наиболее тактически изощренными, специалистами в спецоперациях; VI легион, Железные Воины, под началом технократа Пертурабо был лучше других снабжен технически; XV легион, Тысяча Сыновей, под командованием Магнуса Рыжего, как и командир — сплошь состоял из псайкеров; XIV легион, Гвардия Смерти, подобно своему примарху, Мортариону, были хладнокровными, честолюбивыми и виртуозными убийцами; XVII легион, ведомый фанатичным Лоргаром, возводил культ личности Императора до немыслимых высот (несмотря на запрет последнего), распространяя его силой оружия, отчего и был назван Несущие Слово; III легион, Дети Императора, возглавлял Фулгрим Фениксиец а в числе его воинов были представители самых знатных родов Терры, которые в будущем, после перехода на сторону Хаоса, стали гедонистами и психопатами.

Перечисленные выше легионы, во главе с их примархами, по разным причинам обратили свое оружие против собратьев и Императора, попав на службу к Хаосу. А возглавил восстание примарх XVI легиона, Лунных Волков (позже названных Сыны Хоруса, а после его гибели — Черный Легион), Хорус по прозвищу Луперкаль (прозвище Хоруса среди воинов своего Легиона на древнем наречии Хтонии, «родного» мира Хоруса) — первый из примархов, найденный Императором, воспитанный Императором, сражавшийся с Императором плечом к плечу, наделенный полномочиями Воителя — фактически, второе лицо Империума. В следствии хитрого заговора, начавшегося с Лоргара, Хорус попал под контроль Хаоса и начал Великую Ересь, гражданскую войну, названную позже Ересь Хоруса и ознаменовавшую собой конец Великого Крестового похода.

На стороне Императора остались:
I легион, Темные Ангелы, примарх — Лев Эль"Джонсон; V легион, Белые Шрамы, примарх — Джагатай Хан; VI легион, Космические Волки, примарх — Леман Русс; VII легион, Имперские Кулаки, примарх — Рогал Дорн; IX легион, Кровавые Ангелы, примарх — Сангвиний; X легион, Железные Руки, примарх — Феррус Манус; XIII легион, Ультрамарины, примарх — Робаут Жиллиман; XVIII легион, Саламандры, примарх — Вулкан; XIX легион, Гвардия Ворона, примарх — Корвус Коракс.

Драматические события данной войны подробно описаны в серии книг «Ересь Хоруса», в рамках которой уже издано 32 книги и планируется выход новых произведений, настолько грандиозными и масштабными были данные события. Но, если вкратце, хитросплетения интриг свели войска сторонников Хоруса и сторонников Императора сначала в системе Истваан, а после — на Терре, где произошла лютая битва между легионами Хаоса и легионами, сохранившими верность Императору. Закончилось сражение битвой между Императором и Хорусом, в которой Хорус был уничтожен, а Император, получив смертельные ранения, помещен в Золотой Трон, в котором и пребывает последующие тысячелетия.

Империум Человечества выстоял, но это был пик его могущества. Дух Императора оказался заточен в Варпе, а сам образ был со временем обожествлен, породив Имперский культ, что весьма иронично, ведь некогда Император запрещал себя обожествлять, что, собственно, сильно расстроило фанатичного Логара и дало старт Ереси Хоруса. После Ереси Империум де-факто возглавил Робаут Жиллиман, который реорганизовал армейскую систему, поделив легионы многие ордены, но в итоге был повержен в битве с принявшем форму Демона Принца Фулгримом.

Со временем Империум возглавили Высшие Лорды Терры, в число которых входят представители из числа высших управляющих техножрецов с Марса — Adeptus Mechanicus; Adeptus Ministorum — Экклезиархии, официальной церкви Империи; Инквизиции, многочисленные ордена которой противостоят проявлениям Хаоса и прочими ересями как внутри Империи, так и вне ее; Администратума, административно-бюрократической машины Империи; Adeptus Arbites — полиции; Адептус Астра Телепатика — организации, готовящей и управляющей имперскими псайкерами; Официо Ассасинорум — организации, готовящей и управляющей искусными киллерами.

Сразу после Ереси Империум пережил Очищение и Эру Возрождения, когда последние примархи пали или пропали без вести. Потом последовала эпоха Формирования — мира и процветания Империума. На рубеже 35 и 36 тысячелетий началась Эра Отступничества, принесшая жесточайшие гражданские войны и процветание ереси, что закончилось началом с Эры Искупления, кульминацией которой стали новые Крестовые походы и завоевания. Но, не смотря на успех военных компаний, Империум оказался истощен, что привело к активизации молодых инопланетных империй и сил Хаоса, вторгшихся в пределы Империума и знаменовавшие начало Затухания.

Космодесант насчитывает уже более 1000 орденов, было проведено 26 Оснований (массовых «выпусков» новых поколений космодесанта), заведуют чем Адептус Механикус.

«Настоящее» для вселенной Warhammer время — 41-е тысячелетие. Для Империума Человечества — это время известно, как Конец Времен. Помимо традиционных угроз, таких как проявления Хаоса и порождаемая его адептами ересь, человеческая цивилизация подвергается ударам древней расы техно-нежити Некронов, многие миллионы лет проспавших в своих мирах-гробницах, налетам флотов-ульев Тиранидов, высасывающих с планет всю органику, вторжениям молодых империй ксеносов — Тау, Улумеатов и Зловонных. При этом демоны Имматериума и прочие силы Хаоса тоже никуда не исчезли, как и орки, темные эльдар и прочие давние враги Империума.

Бессмертный Бог-Император Человечества продолжает пребывать в стазисе, а дух его блуждает в пучинах варпа. Существуют разные теории, насчет его судьбы. Так, небольшая секта Иллюминати, из числа людей, верит, что дух Императора существует в Имматериуме в качестве Звездного Ребенка и воплотится в физическом теле, стоит лишь окончательно умереть его нынешней оболочке.

Представители Кабалы, совета древних ксенорас, полагают, что вся эта история с полумертвым Императором не более, чем хитроумный план Рогала Дорна, созданный для стабилизации ситуации в Империуме и поддержанный группой высокопоставленных представителей Администратума.

Но создание официального культа Императора, по мнению мудрых ксеносов, и концентрация психокинетической энергии этого культа в Варпе рано или поздно приведет к тому, что Бессмертный Бог-Император Человечества станет явью, родившись также, как некогда родилось Слаанеш. Только вот для всех ксенорас это не будет предвещать ничего хорошего, потому что это грозит уничтожением всех форм жизни, кроме человеческой, включая прочих богов Варпа.

Но это все предположения, а факты таковы, что в самом конце 41-ого тысячелетия члены Адептус Механикус выявили неисправности в работе Золотого Трона, починить которые они оказались не в силах…

Император

Император

Ранняя история

Человечество издавна знало о варпе и сосуществовало с ним. Были одаренные индивидуумы, способные общаться с варпом и использовать его для различных целей - лекари в племенах, шаманы, предсказатели и другие духовные лидеры раннего человечества. Духи этих людей могли даже проносится через варп после смерти и возрождаться в новых человеческих телах.

Однако, с приобретением человечеством знаний, их тайные желания власти и удовольствий росли, и началось разложение. Тем более обширные варп штормы консервировали целые системы от Империи людей, многие ксеносы воспользовались ослаблением Империи и стали нападать на миры, люди не могли этому противостоять их раздирали межрелигиозные и гражданские войны (поэтому Император запретит религию под смертной казнью и при помощи техножрецов Марса, дал людям технологию). Духовные лидеры заметили начавшиеся изменения когда их психические дары стали ослабевать и реинкарнация в новых телах становилась труднее. Они созвали великий совет, на котором было постановлено, что никто из них не сможет решить проблему в одиночку - но возможно вместе у них получится. Они решили, что отдадут свои жизни чтобы возродиться в качестве бога невообразимой силы.

Спустя почти год после этого совета и последовавших за ним самоубийств, родилось дитя - мальчик, которому суждено было стать Бессмертным Богом-Императором Человечества. Его настоящее имя неизвестно, но в каноне Warhammer 40,000 есть отсылки к тому, что он был рожден в 8 тысячелетии до нашей эры в центральной Анатолии.

Спустя много лет, с тем как опыт и мудрость Императора росли, он интуитивно осознал духовное разложение, вызванное человеческим поведением и поставил себе цель исправить это. Он всегда оставался в тени, контролируя и направляя самые значительные изменения в истории Человечества и защищая вид в целом. Он носил разные имена в разные периоды человеческой истории, иногда принимая роль человека, который становился великим историческим деятелем, направлявшим Человечество на истинный путь. В другие времена он оставался неузнанным, продолжая вести людей по пути просвещения и всеобщего счастья, насколько это было в его силах.

Первое упоминание об Императоре в Имперских хрониках встречается когда он объединяет Святую Терру после Эры Борьбы (где то в 29 тысячелетии). Использование Императором генетически измененых солдат - протоастартес, прототипов будущих Космодесантников - позволило ему объединить людей Земли и обратить взгляд к далеким звездам. С помощью Адептус Механикус на Марсе, Император вооружил своих Космических Десантников и флотилии межзвездных кораблей, чтобы те несли его армии к дальним окраинам галактики и расширяли Империум Человечества.

Император создал сверхлюдей-примархов из своих собственных генетических образцов, и по их шаблонам впоследствии были созданы Легионы Космодесант. Но Хаос похитил примархов, и они были рассеяны по населенным людьми мирам - по всему Империуму - из лаборатории под Гималайскими Горами, где Император создал их.

Император

Император

Великий Крестовый Поход

Император разработал план спасения человечества: объединить разрозненные планеты людей, рассеянные по галактике и изолированные друг от друга в Эру Борьбы. В первые годы Великого Крестового Похода, Император был на переднем рубеже битв, ведя своих генетически усиленных солдат в битву. С повторным открытием миров и включением их в Империум, Император нашел потерянных примархов, чьи генетические образцы были использованы для стабилизации процесса создания космодесантников.

После Триумфа на Улланоре, Император вернулся в подземные лаборатории на Земле, чтобы продолжить работу над секретными проектами, включая составление карты Паутины, вход в которую он нашел в своём дворце в Тибете. Он оставил своих верных "сыновей", примархов, продолжать Крестовый Поход, даровав лучшему из них, Хорусу, титул Воителя (англ. Warmaster). Он намеренно не объяснил никому, даже Хорусу, чем он собирается заняться после возвращения на Терру; это посеяло первые семена непонимания, которые позднее привели к Ереси Хоруса.

Император


Император

Ересь Хоруса

Великий Крестовый Поход закончился с событиями Ереси Хоруса, когда Хорус восстал против Императора. Под началом Хоруса, девять Легионов Космодесанта и множество полков Имперской Гвардии повернулись к служению Хаосу и развязали галактическую гражданскую войну

Даже когда армии Хоруса осаждали Терру, Император все еще верил что Хорус может искупить свою вину, и он сохранял веру в это, когда встретился с Хорусом один на один на борту его боевой баржи. Из-за нежелания использовать свою полную силу против собственного сына, Император получил ужасающие ранения от руки Хоруса. Когда Хорус стоял над искалеченным телом Императора, в рубку вошел Кустодианец. Хорус разорвал его на части одним ударом. Смерть Кустодес отрезвила Императора. Он увидел, насколько низко пал Хорус и что есть только один путь покончить с Хаосом - убить его пешку, его любимого сына. Император призвал психическое копье невообразимой силы и пустил его в Хоруса. Когда боги Хаоса оставили свою умирающую марионетку, Император почувствовал как к Хорусу вернулся разум. Он знал, что Хаос постарается вновь заполучить Хоруса, и его может не оказаться рядом чтобы это предотвратить. Изгнав все сострадание из своего разума, Император воззвал к своим внутренним резервам и уничтожил Воителя.

Император

Император

Настоящее время

Искалеченное тело Императора было найдено Рогалом Дорном, который, следуя указаниям Императора, проконтролировал подключение Императора к Золотому Трону, техническому устройству для поддержания его духа. Император с того дня остается заключенным в Золотой Трон, не являясь ни полностью живым, ни мертвым. Изначально задуманный Императором как центральный узел проекта по колонизации Паутины, Золотой Трон также может функционировать как гигантское устройство поддержания жизнедеятельности. Сам Золотой Трон находится в Санктум Империалис, охраняемом Кустодианской Стражей Императора, также известными как Адептус Кустодес. Физическое тело Императора сохраняется и его жизненные функции поддерживаются причудливой машинерией Трона.

Золотой Трон также подключен к сильнейшему психическому варп-маяку, известному как Астрономикон, который генерирует сигналы, делающие возможным сверхсветовые путешествия в Империуме, так как служит психическим маяком, на который могут ориентироваться навигаторы и астропаты. Сам Император управляет сигналом, получившим название Луч надежды и Золотой путь, но основную часть его мощности обеспечивает хор десяти тысяч людей-псайкеров. Жизненная сила таких псайкеров иссякает в считанные месяцы, что означает необходимость постоянного поиска замен, и их доставки на Терру на борту знаменитых Черных Кораблей Инквизиции.

Согласно последней редакции правил настольной игры, в 986.999.М41 по имперскому исчислению Адептус Механикус обнаружили неполадки в работе Золотого Трона, исправить которые они не смогли.

Благодаря влиянию Имперского культа миллионам людей хорошо известно имя Императора Warhammer 40000. Он воспевается в песнях и является главным героем многочисленных легенд. Этот Бог-Император знаком всему Человечеству, при этом вот уже на протяжении десяти тысяч лет он не произнес ни единого слова и ни разу не сдвинулся с места. Так кто же он на самом деле?

Из ранней истории: угроза человечеству

О точном происхождении Императора нет никакой информации ни в игре Warhammer 40000, ни в книгах, ни в гайдах (данная тема является постоянным спором поклонников сеттинга). Согласно старой версии, которую не упоминают поздние редакции, о варпе человечеству было известно уже очень давно. Общение с этим измерением выпадало на долю одаренных личностей, способных не только устанавливать контакт с варпом, но и пользоваться его силами ради достижения собственных целей. Речь идет о различных лекарях, сильных предсказателях, шаманах и прочих духовных лидерах среди людей того времени.

Чем больше люди получали знаний, тем сильнее росло их стремление к власти и удовольствиям. Так человечество начало свой путь к разложению. Консервирование целых систем обширными штормами варпа привело к тому, что миры превратились в легкую добычу для ксеносов. Они стали подвергаться частым нападениям со стороны врага и получать еще больший урон изнутри от непрекращающихся межрелигиозных и гражданских войн. Кстати, именно по этим причинам религия будет запрещена Императором.

Представители духовных лидеров начали замечать слабость своих психических даров, а также больше не могли проходить через реинкарнацию с той же легкостью, что и прежде. Ими был созван Великий совет, идея которого заключалась в объединении сил против общего зла. В ходе совета духовные лидеры решили пожертвовать своими жизнями, дабы затем перевоплотиться в бога и получить невообразимую силу.

Рождение Императора

С того момента, как состоялся Великий совет и были отданы жизни огромного количества духовных лидеров, прошел целый год. Наконец, в мире появился ребенок — тот самый Бессмертный Бог-Император вселенной Warhammer, ради которого и были принесены жертвы. О том, каким было его реальное имя, ничего не известно. Канон "Вархаммера" располагает информацией о приблизительных датах и месте рождения будущего Императора: 8-е тысячелетие до нашей эры, Центральная Анатолия.

Шли годы. Ребенок рос, а вместе с ним росли его мудрость, сила и опыт. Со временем Император узнал о духовном распаде и неподобающем поведении людей, после чего решил положить конец этому разрушительному периоду. При этом он всегда старался оставаться в стороне, откуда мог направлять и управлять самыми масштабными и значимыми изменениями в истории человека. С приходом новой эпохи ему давали новые имена. В одни времена Император предпочитал действовать в облике человека и наставлял людей на верный путь, будучи великим историческим деятелем. В другие же отрезки истории ему было удобнее продолжать свою работу от лица "невидимки".

Имперские хроники: первые упоминания

Впервые во 40000 заговорили об Императоре после объединения Святой Терры (Эра Борьбы, примерно 29-е тысячелетие). Тогда на стороне Императора выступали генетически измененные солдаты — первые прототипы всем известных Космодесантников. С их помощью было достигнуто долгожданное объединение всех жителей Земли и открыт путь к дальнейшим перспективам на далеких звездах. Благодаря деятельности на Марсе, Императору удалось создать армию невообразимой мощи, которая должна была отправиться на дальние галактические окраины для расширения Империума Warhammer 40000.

В то же время Император воспользовался собственными генетическими образцами, которые положили начало сверхлюдям-примархам. Именно их шаблоны впоследствии пошли на создание Легионов Космодесантов.

Подробнее о Примархах

Император всегда трезво оценивал всю мощь Хаоса и ту опасность, которую он может представлять. Именно поэтому на плечи лучших ученых Земли легла обязанность по созданию сильнейшего оружия и техники. В этот же период Императора посещает идея о создании еще одного "оружия" — Примархов. По сути, ими являлись генетически смоделированные сверхлюди, которые были подобны самим богам.

Согласно замыслам Императора, Примархам была уготована роль новой сверхчеловеческой расы, неподвластной влиянию Хаоса. Они создавались с целью стать блистательным примером людского идеала и непокорного духа, а также продемонстрировать возможность пропуска неиспорченных энергетических потоков Хаоса сквозь собственные тела.

К несчастью, Хаос прознал о Примархах, после чего разбросал их по всему галактическому пространству.

Период Великого Крестового Похода

Шло время, и Бог-Император Warhammer 40000 разработал план, реализация которого могла бы спасти всех представителей человечества. Согласно этому плану, в мире должно произойти объединение разрозненных планет, рассеявшихся по галактическому пространству и канувших в изоляцию по завершении Эры Борьбы.

На протяжении первых лет, положивших начало Великому Крестовому Походу, отряды, состоящие из генетически измененных солдат, смело бросались в любой бой. Специально для этого события были созданы двадцать легионов Космического Десанта, среди поздних наследников которых числятся известные многим Серые Рыцари, Косы Императора Warhammer 40000 и другие ордена второго и третьего оснований. После повторного открытия миров (и их последующего включения в ряды Империума) события Похода привели Императора к потерянным Примархам.

На Улланоре Поход ждала победа. Император прибыл обратно на Землю, чтобы спуститься к подземным лабораториям — там его ожидали все незавершенные секретные проекты. Его верные "сыновья", Примархи, были вынуждены продолжать шествие Великого Крестового Похода. Лучший из них - Примарх по имени Хорус - принял от Императора почетный титул Воителя.

Еще до того как вернуться на планету Терра, Император решил не делиться своими будущими планами с "сыновьями". Этим своим намеренным действием он пробудил первое непонимание среди Примархов, после чего история пришла к одному из самых известных событий в игре Warhammer 40000.

О Ереси Хоруса

Период Крестового Похода был завершен Ересью Хоруса — именно тогда лучший из рядов Примархов, Воитель, решил восстать против самого Императора. Для этой цели Хорусу удалось перевести на свою сторону множество союзников, среди которых оказались Легионы Космодесантников и полки, принадлежащие Имперской Гвардии. Вместе они присягнули на верность Хаосу, вследствие чего развязалась галактическая гражданская война.

Даже во время осаждения планеты Терры Хорусом Император хранил надежду, что его лучший "сын" сможет одуматься и исправить положение. С этой верой в сердце он отправился на встречу с Хорусом. Несмотря на то что ему пришлось сражаться против "сына", Император Warhammer 40000 по-прежнему не желал пользоваться полной силой — это и стало причиной его поражения. Хорус нанес ему множество ужасающих ранений и жестоко искалечил его тело.

Под конец сражения в рубке появился Кустодианец, который немедленно пал жертвой гнева и ярости Хоруса. Данный акт жестокости вернул Императору трезвый ум — он понял, что после всех убийств и разрушений у его любимого сына больше нет пути назад. Единственный способ остановить Хаоса — уничтожить его собственными силами.

Приняв это нелегкое решение, Император метнул в своего "сына" мощнейшее психическое копье. В момент поражения Хаос решил оставить разум умирающей марионетки, и Хорус получил доступ к своему разуму. Однако отступать было поздно, и Император больше не хотел рисковать возвращением богов Хаоса — он отбросил чувства сострадания и положил конец Воителю.

История нашего времени

Тело еле живого Императора отыскал Рогал Дорн. Ему пришлось сделать все в точности так, как велел сам Император — он использовал особое техническое устройство, чтобы подключить к нему тело умирающего и поддержать его дух. Этим устройством оказался Золотой Трон.

С того момента тело Императора стало частью Золотого Трона; он не живет, но и не умирает. Изначально устройство должно было использоваться в качестве центрального узла для Паутины и ее колонизации, при этом оно также умеет поддерживать жизнедеятельность. Трон имеет поддержку одного из самых сильнейших психических варп маяков, который известен под названием Астрономикон и функционирует в качестве психического маяка для привлечения навигаторов и астропатов. С его помощью устройство способно проводить генерирование сигналов для световых путешествий. Основной сигнал Бога-Императора Warhammer 40000 называют Лучом надежды и Золотым путем, однако его основная мощность обеспечивается хором 10 тыс. человеческих псайкеров. Запас их жизненной силы обычно истекает за несколько месяцев, поэтому существует необходимость в поисках постоянных источников замены. В столицу Империума новые псайкеры обычно доставляются Черными Кораблями Инквизиции.

Сам Золотой Трон Императора Warhammer 40000 располагается в Санктум Империалисе, на страже которого стоит Кустодианская Стража.

О религиозном аспекте

В романах по вселенной Warhammer 40000 под названием "Ересь Хоруса" описывается атеистический период раннего Империума. Император самолично поставил под запрет любые проявления религиозного поклонения собственной персоне и убеждал человечество в правильности Имперской Истины о превосходстве науки и логики.

Многие так и не смогли разделить подобное мнение. По словам Императора, мир никогда не знал богов, однако сам он был прекрасно осведомлен о Богах Хаоса; благодаря ему люди стали искать знания, однако его Примархи долгое время пребывали в неведении. Довольно популярно мнение, что через отрицание идеи богов Император пытался нанести удар по Хаосу и ослабить его хватку в реальности.

На сегодняшний день Бог-Император Человечества почитается и является объектом поклонения для большей части жителей Империума. Данная идея была навязана церковью Эклезиархии, а акты неповиновения и проявление ереси карались смертной казнью. Люди приняли веру в то, что только Императору Человечества под силу направить их на верный путь. И только он в силах защитить всех от ужасов Иматериума.

В правилах к "Инквизитору", во вступительном тексте, рассказывается о тех неоднозначных реакциях и чувствах, которые сопровождали восхождение Императора Warhammer 40000 к вершине Золотого Трона. Всем было хорошо известно, что после подключения Бог-Император рисковал потерять способность передвигаться наравне со своими подчиненными, однако в то же время к нему должен был вернуться поток психических сил. Данное событие вызвало множество возражений и опасений со стороны правящих ячеек того периода. Они страшились не только внезапного возвращения Императора, но и его возможных изменений, которые могли быть вызваны соединением с Золотым Троном.

О детях Императора и Звездном Ребенке

В "Королевстве Хаоса" хранится информация о том, что в период своего земного существования Император оставил после себя много детей. Все они были награждены вечной жизнью и меткой Звездного Ребенка. Дети Императора вырастали в Учителей, которые должны были сражаться с силами Хаоса и становиться полномочными представителями Империума, борясь за справедливость.

Еще один интересный аспект, описанный в "Королевстве", касается души Императора, полумертвое тело которого мешает ей реинкарнировать. Каждый год, живя в Варпе, душа Императора утрачивает часть своей личности, известной под именем Звездный Ребенок. Считается, что для его перерождения необходимо разрушить Золотой Трон, и тогда появится новый Император, который сможет обеспечить человечество контролем и защитой.

Об Императоре и Кабале

Кабала — это совет, который образовали древние ксенорасы и который известен своим прямолинейным (и достаточно обоснованным) мнением, касающимся Императора. Члены совета верили, что Бог-Император, будучи существом биологическим, пал от руки Воителя и что его уже давно нет среди живых. Его выдающиеся псионические способности являлись результатом генного модифицирования, Золотой Трон — это обыкновенный астромаяк, который поддерживается псайкерами, а культ вокруг Императора Человечества появился в ходе фальшивых манипуляций со стороны Рогала Дорна и поддержки Администратума.

По мнению Кабала, через поток людских чувств смог появиться новый бог, которому еще не суждено пробудиться. Они страшатся этого момента, так как считают, что на его характере отразились те жесткость и непримиримость, которые были испытаны людьми в результате столкновения с ужасным Космосом. Измененный характер пробудившегося бога должен направить его по пути Первобытного Истребления всех жизненных форм, кроме представителей человечества. Кабала верят, что на этом разрушения не остановятся — от уничтожения пострадают все боги Варпа, а эльдары станут смертными и лишатся сил, которые они черпают из Иматериума. Именно таким пробуждение Императора и видится совету.

Империум Человечества (англ. Imperium of Mankind , лат. Imperium Hominis ) - государственное образование вымышленной вселенной Warhammer 40,000 . Включает миллионы планет, точное число которых неизвестно. Центр Империума - планета Терра - место пребывания покалеченного тела Бога-Императора Человечества.

История [ | ]

В XXII веке человечество колонизировало Марс и начало отправлять экспедиции к другим звёздам. Но расширение человеческой цивилизации шло медленно до открытия параллельного пространства - варпа, позволяющего путешествовать со сверхсветовыми скоростями. Десять тысяч лет люди распространялись по космосу и встречались с другими расами. Тогда-то и начались первые войны - с эльдарами , орками и между самими людьми. Спустя пять тысячелетий появился тот, которому было суждено стать главой человечества - Император человечества. Новая Империя людей возникла в ходе священного крестового похода. Войска, ведомые императором и его сыновьями-примархами, принесли человечеству диктат Императора. Примархи (англ. Primarch ) - генетически усиленные люди, созданные из ДНК Императора в генетических лабораториях Святой Терры как вассалы Императора, планировавшего сделать их своей опорой в будущем Крестовом походе и экспансии человечества .

Экспансия новорождённой империи закончилась гражданской войной, известной как Ересь Хоруса . Для продолжения крестового похода с целью вернуть в лоно Империума все планеты человечества, Император человечества назначил примарха Хоруса Воителем - командующим войсками. Это решение вызвало недовольство ряда лидеров Космического Десанта. Примарх XVII легиона Лоргар поклонялся Императору как богу, что не понравилось последнему, и Император приказал Ультрадесанту уничтожить любимую планету Лоргара - Монархию. Примарх XVII легиона впал в депрессию, выбраться из которой помог Первый Капеллан Эреб, рассказавший о Богах Хаоса. Лоргар поклялся в верности Губительным Силам и отдал приказ о совращении Хоруса. Эреб украл Анафем - Меч Нургла, и подложил губернатору на Давине. Хорус был смертельно ранен, и во время комы, Демон Тзинч, искушая Хоруса, послал тому картины будущего, где Воитель будет забыт, а Императора почитают в роли единого божества. Хорус дал присягу силам Хаоса, руководствуясь, как он считал, благими намерениями - спасением жителей Империума от грядущей авторитарной теократии. Обернувшись против Императора, Хорус склонил на свою сторону семерых братьев-примархов, положив конец Великому Крестовому походу Императора . При нападении на Терру Хорус был убит Императором, а Император получил тяжелые ранения. Однако Император не погиб, но был заключён в Золотой Трон, непрерывно поддерживающий его жизнь, а отколовшиеся легионы отступили в ряды Хаоса . Как с иронией отмечает «Мир Фантастики», видение, насланное богами Хаоса, сбылось - благодаря действиям Хоруса .

В этой обстановке и начинает разворачиваться действие Warhammer 40,000. Империя погружена в непрерывную войну с бесчисленными врагами человечества: адептами Хаоса , тиранидами , орками и тёмными эльдарами . Через тысячи лет после Ереси Хоруса появились новые враги: новорожденная империя Тау и некроны .

Структура Империума [ | ]

Бог-Император человечества - человек, наделенный богоподобной мощью, объединивший всё человечество своим именем. Будучи могущественным правителем Империи людей, Бог-Император Человечества был искалечен во время событий Ереси Хоруса и с тех времен остается заключенным в Золотой Трон, не являясь ни полностью живым, ни мёртвым.

Высшие Лорды Терры - двенадцать высших правителей Терры, орган коллегиального управления Империумом. Первые двенадцать лордов были избраны Императором незадолго до того, как он перестал общаться со своими подданными. Высшие лорды обладают абсолютной личной неприкосновенностью . Де-юре, все двенадцать Высших Лордов являются лишь наместниками и представителями Императора, правящими от его имени . Высшим Лордом можно стать лишь в результате сложных интриг внутри своей организации, причем зачастую эти интриги включают в себя тайные убийства, шантаж и подкуп. . Высший лорд Гог Вандир, Экклезиарх Адептус Министорум, ввёл Империум в Эру Отступничества в 36 тысячелетии .

Адептус Терра , также известные как Духовенство Земли - центральная организация Империи людей, к ней принадлежит большинство других официальных отделов и организаций. Только Экклезиархия и Инквизиция формально не являются частью Адептус Терра. Адептус Терра является скорее номинальным объединением, а не организацией как таковой, поскольку каждое её подразделение действует в основном совершенно автономно.

Экклезиархия [ | ]

Экклезиархия (Адептус Министорум) - часть Империума, представляющая собой церковь, проповедующую поклонение Божественному Императору . Под управлением Экклезиархии находятся несколько планет. Такие планеты называют священными мирами, они являются местами массовых паломничеств. Оставаясь средоточием власти Экклезиархии, и целью для бесчисленных паломников, они также служат военными базами для операций орденов Сестёр битвы - войск защиты священных планет. Церковь возглавляется эклезиархом . Эклезиарху подчиняются Сёстры битвы и следящие за паломничеством миссионеры Миссионерус Галаксиа . Экклезиархия делит Галактику на приходы во главе с дьяконами; уровнем выше образованы диоцезы, возглавляемые архидьяконами и кардиналами. Возглавляют церковь два синода - на Священной Терре и на Офелии IV, именно они выбирают Экклезиарха. Кардиналы, входящие в Святые Синоды, разделяются на три ранга, в зависимости от того, из какого диоцеза они происходят .

Инквизиция [ | ]

Лорд Инквизиции Торквемада Котез наносит удар

Имперская гвардия впервые была представлена в настольных играх как играбельная сторона в журнале White Dwarf (выпуск 109, январь 1989). В апреле 2014 года после шестого издания игры Имперская гвардия предстала в обновлённом виде, получив своё современное название «Астра Милитарум». С выходом серии компьютерных игр Warhammer 40,000: Dawn of War и последующих дополнений к ней популярность Гвардии стала расти, поскольку в них можно было сыграть полноценную партию за гвардию. Прототипом почти каждого полка Имперской гвардии, упомянутого в настольных или компьютерных играх, стала историческая армия той или иной эпохи.

Имперская гвардия являлась фракцией в компьютерных стратегиях серии Dawn of War (Winter Assault и Retribution) и Warhammer 40,000: Gladius – Relics of War .

Космический десант [ | ]

В настольных играх по Warhammer 40,000 всегда присутствуют Космодесантники . В связи с их индивидуальной мощью при различных лимитах армии Космодесантников всегда оказываются малыми по численности, поэтому игрок может провести партию с небольшим, но эффективным отрядом. Индивидуальные юниты не являются строго специализированными и могут заменить друг друга, чтобы исправить ошибки. Однако их защита снижает их манёвренность по сравнению с другими расами. В целом они являются идеальными для новичков .

Как правило, Космодесант в силу своей популярности внутри вселенной нередко подвергается критике . Так, с логической точки зрения подвергаются сомнению тактика и оружие воинов, а с научно-технической - эффективность оружия с реактивными боеприпасами и сама возможность дополнения и модификации человеческого тела . Как воплощение средневековых религиозных стандартов они также попадают под критику, как со стороны православных , так и мусульманских богословов (которые ошибочно даже приписывают Космодесант к средневековым рыцарским орденам ). Однако журналисты отмечают и новаторство при создании и реализации деталей .

Вооружения [ | ]

рисунок Гибельного клинка из журнала

Бронетранспортёр «Носорог» (англ. Rhino ) - многоцелевая модульная машина, используется по всему Империуму, но наиболее распространена как транспорт Космического десанта. Шасси машины является базой для множества образцов военной техники Империума. Бронетранспортёр «Носорог» стал маскотом и одной из центральных фигур рекламной кампании издательства THQ по продвижению компьютерной игры Warhammer 40,000: Dawn of War II . Издательством был развёрнут и реализован проект по созданию на базе экземпляра британского бронетранспортёра FV432 полномасштабного ходового макета «Носорога», который был продемонстрирован широкой публике 14 сентября 2008 года на выставке Games Workshop Games Day 2008 ; позднее также была отдельно продемонстрирована сопоставимая с базовой машиной проходимость макета .

Примечания [ | ]

Литература [ | ]

  • Роман Силантьев . Инквизиция вселенского масштаба. Религии мира «Warhammer»: часть первая. (неопр.) . Богослов.Ру Архивировано 22 февраля 2012 года.
  • Роман Силантьев . Инквизиция вселенского масштаба. Религии мира «Warhammer»: часть вторая. (неопр.) . Богослов.Ру (29 июня 2008). Проверено 30 августа 2011. Архивировано 29 февраля 2012 года.
  • Охотники на ведьм. Пламенный привет еретикам // FANтастика . - 2007. - № 3 .
  • Казанцев О. Габриель Ангелос (неопр.) . Лучшие Компьютерные Игры .
  • Казанцев О. Сквозь тьму к звездам. Часть первая (неопр.) . Лучшие Компьютерные Игры .
  • Казанцев О. Сквозь тьму к звездам. Часть вторая (неопр.) . Лучшие Компьютерные Игры .
  • Казанцев О. Сквозь тьму к звездам. Часть третья (неопр.) . Лучшие Компьютерные Игры .
  • Warhammer 40000: История Вселенной // Навигатор игрового мира : журнал. - 1999. - № 10 (30) . - С. 76-79 .
  • Иннокентий Горбунов. Warhammer 40000. Оружие (неопр.) . Мир фантастики (5 декабря 2008). Проверено 11 июля 2010. Архивировано 4 июня 2012 года.
  • Чекмаев С., Куликов И. За веру! Религии Warhammer 40,000 (неопр.) . Мир фантастики .
  • Тюленев П. Жрецы и священники в фэнтези и фантастике (неопр.) . Мир фантастики .
  • Михаил Попов. Меньше, чем бог, больше, чем смертный. Фантастические императоры // Мир фантастики . - 2009. - Июль (№ 7 ). - С. 120-125 .
  • Чекмаев С., Куликов И.