Какие цветы на картине цветы и плоды. Сочинение по картине хруцкого "цветы и плоды". Сочинение по картине Хруцкого «Цветы и плоды

Сочинение по картине Хруцкого И.Т. «Цветы и плоды»

Цели урока : 1. Научить писать сочинение-описание по картине.
2. Научить использовать в сочинении художественный стиль речи.

Ход урока.
I. Организационный .

II. Краткое слово учителя. Рассказ о художнике.
Иван Трифонович Хруцкий (1810-1885) – русский живописец. Писал натюрморты.

«Россия - большой луг - зеленый, с цветами, расцветающими». Цветы сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Они долгое время были предметом научных интересов: ботаники описывают и собирают их для образования гербариев, а медицинские исследователи изучают полезные и полезные свойства этих исключительно разнообразных растений. Но помимо их эстетических свойств и практического использования, цветки также стали символами и знаками чувств; их значение часто варьируется от одной нации или периода к другому.

Библия, во-первых, имеет множество примеров цветочного символизма. Рай изображается как тайный и мистический, вечно расцветающий сад. Одна из библейских басни рассказывает о лилии, которая выросла из слез Евы, изгнанных из Эдемского сада. Во многих картинах, посвященных теме Благовещения, Ангел приближается к Мэри, держащей в руках этот чудесный цветок - один из самых древних, культивируемых в Ливии, Палестине и Сирии. Белая лилия была символом чистоты еврейского народа. В Европе белая лилия стала символом чистоты, целомудрия и аристократического происхождения.

Что такое натюрморт?

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это натюрморт

Согласно другой христианской легенде, лилии долины называются «слезами Богоматери» - слезы, пролитые Девой на Святой Крест, превратились в эти нежные колокольчики. Элегантные лилии долины, как правило, представлены в Западной Европе в День матери. Старинная русская легенда о новгородском торговце Садко говорит нам, что лилии долины выросли из слез морской королевы, которую он отверг. Согласно другой легенде, лилии долины - помнят их алые круглые ягоды с семенами - были результатом метаморфозы проливов крови, пролитой Георгием, когда он сражался с драконом.

Это слово пришло к нам из французского языка и переводится как «мертвая природа».

Хруцкий И.Т. родился 8 февраля 1810 года в небольшом городе Витебской губернии (теперь это Белоруссия) в семье священника. Большая семья церковного служителя жила скромно, но все же родителям удалось послать своего первенца на учебу в лицей. В этом лицее был музей и зал, великолепно приспособленный для занятий рисованием и живописью. Должно быть, природное дарование мальчика обнаружилось рано, иначе трудно объяснить поступление провинциального юноши в Петербургскую Академию художеств в 1827 году и его успехи в дальнейшем. Жажда знаний и необычайная энергия Хруцкого были столь велики, что он брал уроки у известного английского портретиста.
Подлинные успехи были достигнуты художником в создании натюрмортов. Самые ранние из них относятся к началу 1830-х годов. (Презентация)

Символические и семантические параллели этих историй очевидны. Люди приписывают мистические качества цветам - например, волшебный огненный цветок папоротника, который цветет только один раз, накануне Дня Ивана Купалы, освещая все вокруг него ослепительным светом и выполняя самые дорогие пожелания тех, кто выбирает цветок, Нарцисс и гиацинт стали впечатляющими символами древнегреческих аллегорий. Советские власти действительно любили цветы. Иногда цветы становились носителями политического и государственного значения.

В коммунистической России «цветок крови», красная гвоздика, быстро стал одним из символов большевистской революции. И действительно, «спутник неприятностей» был связан со многими кровавыми событиями. Греческий миф о происхождении гвоздики не был исключением: однажды Диана, вернувшись домой после неудачной охоты, увидела красивого молодого пастуха, играющего веселые мелодии. Увидев, что громкие звуки тростника испугали ее игру, разозленная богиня напала на бедного парня и вытащила глаза. Когда Диана вспомнила это событие, она была в ужасе от злого дела, которое она совершила, и была поражена раскаянием.

Натюрморт Ивана Хруцкого, с которым мы с вами познакомимся сегодня, был удостоен Большой серебряной медали «за написание с натуры плодов и фруктов». Эта картина называется «Цветы и плоды».

III. Беседа по картине.

- Нравится ли вам эта картина? Какие чувства она у вас вызывает?
(Хочется протянуть руку, попробовать парочку спелых и сочных персиков или желтую грушу. Взять в руки красивый и пышный букет, понюхать эти цветы.)

Нежные глаза маленького пастуха преследовали ее повсюду. Она бросила их на землю, и из нее выросли две красные гвоздики как вечное напоминание о излишне пролитой крови. Алые гвоздики символизируют страдания Христа и представлены в некоторых изображениях Мадонны и Ребенка. Во Франции этот цветок играл очень важную роль. Наполеон Бонапарт выбрал цвет алой гвоздики для ордена, который должен был стать высшей государственной наградой Французской Республики. И только через некоторое время красный «маленький цветок гвоздики» превратился в «розетку» Ордена Почетного легиона.

-Всем понятно, почему в названии картины звучит слово цветы: букет цветов занимает центральную часть картины. Но почему дальше в названии стоит слово плоды? Почему не фрукты или овощи?
(Потому что плоды – это общее название. Это и фрукты, и овощи. На картине много фруктов, но ведь есть и овощи.)

- Посмотрите, ребята, сколько плодов на столе – вот как щедра природа! В центре картины – красивый букет цветов. Не правда ли, они сразу бросаются в глаза.
- Какие же цветы его составляют? Какие из них вам знакомы? Опишите их.
(Больше всего в этом букете пионов: бледно-розовые, светло-желтые, белые, ярко-красные, переходящие в бордовый. У двух красных пионов, наклонивших свои головки к стакану, можно заметить несколько бело-желтых прожилок.)

Писатель представлял гвоздику как эмблему глубоких и искренних чувств. Однако это не помогло: сегодня во Франции люди обычно не представляют гвоздики родственникам или друзьям - считается, что эти цветы приносят несчастье. Однако, если вы купите себе букет, вы можете очень хорошо посоветовать купить эти красивые и пестрые растения - они принесут удачу. Французский романтический писатель Алоизиус Бертран клевел тюльпанов через один его персонажей: Среди цветов тюльпан - это то, что павлин среди птиц.

Один без запаха, другой - без голоса. Прошло много времени, прежде чем этот великолепный цветок станет «лицом» голландского королевства. Какое отличие от хризантемы, цветка солнца, который из незапамятных времен был эмблемой японской императорской семьи. И все же мы думаем о цветах прежде всего как о воплощении сущности естественной красоты, воплощения изобразительного искусства флористов, которая развилась и развивалась вместе с человеческой цивилизацией. Книга Гранвиля «Цветы персонифицированная» писала с иронией: Мы можем любить цветы несколькими способами.

- Посмотрите, с другой стороны букета художник изобразил розу.

- Что вы можете сказать про этот цветок? Какого цвета ее лепестки? Одноцветны ли они?
(Роза ярко-красная, правда, на краях лепестков можно увидеть как бы нежно-розовую бахрому. Эта бахрома отделяет один лепесток розы от другого.)

- Вам хорошо известен такой цветок, как нарцисс. Знаете ли вы какие-нибудь сказки и легенды про него?

Натуралист сглаживает и высыхает. Затем он пересекает их на кладбище, называемом гербарием, а затем под ними пишут помпезные эпитафии на варварском языке. Счастливы, действительно, если они любят цветы в одиночку! Благодаря поэтам, музыкантам и, конечно же, художникам, у разных цветов и, возможно, самая полная, длинная и красивая жизнь, вечная жизнь, в искусстве.

В искусстве цветы не исчезают, и все черты их реальных примеров - красота, символизм и декоративность - только усиливаются. Живые цветы кажутся отражением гения Творца Природы, и когда они представлены художником, они становятся воплощением «искусства ради искусства», становясь вдвойне артистичным.

- А каким изображает этот себялюбивый цветок художник И.Хруцкий?
(На картине «Цветы и плоды» изображены два нарцисса. Они ярко-желтого цвета. Видно, что цветок этот хрупкий и ранимый.)

Посмотрите, прямо над нарциссами художник изобразил совершенно другие цветы. Это гиацинты, которые уже сами по себе составляют отдельный букет.

Художники «Передвижников» также не преследовали таких возможностей. И все же «цветочная тема» хорошо отражает историю русского искусства. Иконы и фрески в церквях уже имели изображения цветов и цветочных орнаментов. Видения пастбищ Неба впечатляют и разнообразны в иконах, сосредоточенных вокруг таких тем, как «В Тебе радуется», «Лозость Авраама», «Кающийся вор Рах в раю», «Матерь Божия закрыла сад». Одна легенда рассказывает о красной розе, которая росла из капель крови распятого Иисуса Христа, цвет розового навеки напоминал людям об искуплении Спасителя за их грехи, и пролилась кровь для них: такова икона «Евтропийская Матерь Божия»,, Интересно отметить, что в самых важных знаках России, таких как «Дерево Московского государства» Симона Ушакова, присутствуют митрополит Петр и князь Иван Калита, высаживающий огромный широкоразветвленный мистический розовый кустарник, который производит чудесные красные розы.

- Как выглядят эти цветы? С чем можно их сравнить?
(Каждый отдельный цветок на веточке гиацинта состоит из четырех лепестков и похож на маленькую звездочку – даже цвет у некоторых из них нежно-сиреневый, переходящий в синий, заканчивающийся белым.)

- Рядом с гиацинтами – нежно-фиолетовый ирис, а на самом верху букета - ярко-синие васильки.

Образ Божией Матери Владимира, в центре композиции, окружен большими цветами. Со временем тема «Матерь Божией Беспокойного Блоха» получила распространение. Эта тема, скорее всего, возникла в 17 веке на горе Афон, вдохновленной византийскими гимнами Акафиста. Розы заняли видное место в светском искусстве, а за эти годы все больше и больше занимались натюрмортами. В течение трех столетий существовала русская школа светского искусства, цветки часто становились главным или, по крайней мере, одинаковым характером в разных произведениях.

В эпоху «европеизации» русского изобразительного искусства цветы часто становились одним из атрибутов портрета. Одним из примеров этого является портрет императрицы Елизаветы Петровны Георг Каспар Преннер. Разрабатывая эту идею, советник предложил создать картины состоящие только из цветов, которые заменили бы «разные сентиментальные фразы, причудливые лозунги и даже красивые стихи». Здесь можно вспомнить превосходные работы замечательного натюрморта художника Ивана Хруцкого и «блестящего дилетанта» Федора Толстого.

- А чем отличаются васильки от других цветов, изображенных художником?
(Только эти цветы растут в поле. Именно поэтому, наверное, рядом с васильками художник изобразил стройные, золотистого цвета колосья.)

- На что они похожи?
(Они очень похожи на туго заплетенную косу.)

Ваза, в которой стоят цветы, серебристо-медного цвета. На ней художник детально выписывает ветку дерева. Мы отчетливо видим каждый листочек. Под деревом изображены животные, очень похожие на собак: у них продолговатое туловище, длинный хвост, небольшие острые уши. Также очень хорошо видна трава под ногами у животных. Там, где ваза сужается, художник изображает орнамент.

Оба художника разделяли мнение Гёте о том, что простая имитация легко воспринимаемых объектов - таких как цветы и фрукты - может быть доведена до совершенства. Мастер станет более талантливым и выдающимся, если добавит к своему таланту образование ботаника. На первый взгляд, цветочные образы известных мастеров русской художественной школы, таких как Исаак Левитан, Иван Крамской, Василий Поленов и Виктор Васнецов, кажутся почти ботаническими. Но интимные, «сдержанные» натюрморты и эскизы этих живописцев больше говорят о чувствах, чем о представлении.

- Ребята, а что означает слово орнамент? Подберите к нему синоним.
(Орнамент – узор, состоящий из упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов и архитектурных сооружений.)
- Попробуйте подобрать прилагательные к слову орнамент.
(Необычный, оригинальный, красивый.)

- Ну что ж, мы с вами рассмотрели и каждый цветок на картине, и вазу, но ведь работа И. Хруцкого называется «Цветы и плоды».
- А какие же плоды здесь изображены?

Маленькая картинка «Галилейская анемона» Поленова вызывает в основном те же чувства, что и красные розы или гвоздики в иконографии Христа. В то время как источник «Флоксы» Ивана Крамского связан некоторыми исследователями с его работой над картиной «Безответственное горе».

Такое «цветочное искусство» действительно стало расцветать на рубеже 20-го века, время, которое ознаменовало появление особых символических растений, которые иногда превосходили их естественные коллеги. В изобразительном искусстве искусственные цветы были наравне с их реальными эквивалентами и стали частью «Мира искусства». «Алая Роза» уступила место своему «синему» коллеге, который некоторое время оставался ключевым цветком в этом художественном мышлении. Какую невероятную «смесь трав» создал Виктор Борисов-Мусатов, Николай Сапунов, Александр Головин, Константин Коровин, Николай Кузнецов и Мартирос Сарьян!

-Давайте начнем с тех, которые вам больше всего хочется попробовать.
(Сразу бросаются в глаза ярко-желтые с бордовым и темно-красным оттенком персики, заботливо положенные кем-то в плетеное лукошко. Персики привлекают к себе внимание, Они выглядят очень сочными. Это видно по разломленному персику, который лежит отдельно от других – на столе.)

Сирень, или «сиринга», была вначале скромной дополнительностью в меланхолических реалистичных картинах из повседневной жизни, таких как «Все в прошлом» или «Сад бабушки», но позже, благодаря Михаилу Врубелю, он занимал главную роль. Как поэтически сформулировал Осип Мандельштам, его «лиловая приступ слабости» в восторге, взволнованном и заклинании. Это стало любимым живописным объектом для многих художников. Сирень была изображена Михаилом Ларионовым, Натальей Гончаровой и Петром Кончаловским. «Бубновые валеты», конечно же, вдохновляли и другие растения - художники, казалось, стремились отделить цветы от своей ботанической природы и переместили их в «расцветки» модернизма.

- А посмотрите, как выписывает художник каждую смородинку! Какие цвета при этом использует И. Хруцкий?
(Смородина блестящая, где-то красная, нежно-розовая, а где-то бежевая.)

С другой стороны букета лежит желтая тыква с зеленым хвостиком, приподнятым к верху. Она громадных размеров и словно поделена на продолговатые дольки.

Их цветы ничем не отличаются от знаменитого русского поэта Валерия Брюсова: «Несчастный маленький цветок северной весны, вы благословенны кротким мирным молчанием!». Такие художники были сильно привлечены к этому богатому, яркому, заманчивому и живому «цветущему» цвету; вероятно, не случайно слова «цвет» и «цветы» на русском языке являются родственными. Согласно мемуару одного из его учеников, Машков в основном делал себе краски, которые он использовал. Он любил это разнообразие безумных озер, полупрозрачных и нежно-розовых, чистейших кадмий, самых синих ультрамаринов, великолепных «веронез», золотых и полупрозрачных охр, слоновой кости, сияющей белизны, которая с приглушенным шипением ползала на полированной поверхности огромной гальванической палитры.

- Что изобразил рядом с тыквой художник?
(Рядом с громадной тыквой лежат сочные груши. Видно, что они сладкие и сочные. Ведь не просто так по одной из них ползет муха.)
- Какие еще фрукты изображены?

-Прямо за тыквой стоит прозрачный стеклянный графин. Он примерно на четверть наполнен водой. Около вазы с букетом цветов – прозрачный стакан с водой. В нем долька лимона

IV. Работа с текстом.
– Молодцы, ребята! Итак, мы с вами описали каждый предмет, изображенный на натюрморте И. Хруцкого.

Послушайте, какой рассказ составила ученица 5 класса по этой картине!

Перед нами натюрморт Хруцкого И.Т "Цветы и плоды".
Пышные пионы, фиолетовые ирисы стоят в чеканной вазе, радуя глаза. Немного дальше примостился графин с прозрачной жидкостью. которая едва угадывается в глубине картины.
На столе, в живописном беспорядке лежат виноград и тыква, стоит корзина с персиками. Все, что может предложить осень, щедрая на урожай, представлено здесь. Художник даже ввел в рисунок небольшую веточку полевого овса. Овес уже засох и своей золотой веточкой привлекает внимание к левому краю картины.
Все цветы и фрукы тщательно выписаны художником. Так и видишь прозрачные, налитые соком ягоды винограда, бархатистую кожу персиков, а как красиво написан стакан с водою, так и хочется взять и выпить подкисленную долькой лимона воду. Сам лимон с отрезанной долькой лежит тут же.
На картине смешались осень, весна и лето, потому, что цветы и плоды, изображенные здесь растут в разное время, но на картине это не вызывает зрительского отторжения и в целом это очень прекрасное произведение.

Понравился вам рассказ?

V. Словарно-стилистическая и орфографическая работа.
VI. Написание сочинений.
VII. Итог урока.

Композиция натюрморта «Цветы и плоды», созданного выдающимся художником И.Т. Хруцким, весьма сложна и многопланова. На картине взору зрителя предстает множество не только крупных, но и мелких элементов.

Центральное место на полотне отдано великолепному по своей красоте букету цветов, стоящему в вазе. Здесь, наряду с изящными ирисами и пышными ярко-розовыми пионами, мы видим скромные полевые васильки. Ваза, в которую помещен букет, украшена рельефным орнаментом. Рядом стоит стакан. В нем находится освежающий напиток, приготовленный из дольки лимона, залитого водой кристальной чистоты. Немного правее, за тыквой, находится графин. Вероятно, из него и была налита вода. На столе, возле разрезанного лимона, находится еще одна его долька.

На картине также изображено множество других плодов. около разрезанного лимона мы видим пять груш. Для этих фруктов художник подобрал желтый теплый цвет, который как нельзя лучше передает спелость ароматных плодов. На одну из лежащих на столе груш кто-то положил небольшую веточку винограда. Это небольшая деталь, которая смогла дать картине пространство. Настоящей находкой художника стали две небольшие ягоды винограда, свисающие с поверхности стола.

На втором плане, за грушами, лежит тыква. Этот овощ указывает на связь с исконно русскими традициями. На тыкве, так же, как и на груше, находится виноград. Только здесь гроздь большая, радующая взор сочностью и спелостью ягод.

Натюрморт украшен и абрикосами. Однако эти фрукты не лежат на столе. Они нарисованы на небольшой картинке. Она расположена слева от вазы. Позади этих фруктов мы видим корзину с облепихой, в которой на ягодах находится несколько пшеничных колосьев.