Кто является автором времена года. А. Вивальди «Времена года» - история, обработки, интересные факты, слушать. Описание музыкальных произведений известных композиторов из цикла "Времена года"

Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От Великих композиторов нам достались целые сборники произведений из цикла "Времен года".

Предлагаем Вам окунуться в музыку весенней природы, почувствовать настоящее дыхание и трепет весны.

А. Вивальди "Времена года". Весна

Написанный в 1723 году цикл из 4-х концертов "Four Seasons" является самой известной работой Антонио Вивальди и одним из популярных произведений музыки эпохи барокко. "Весна" - это первый концерт из цикла "Времена года".

Зима: Концерт № 4 фа минор

В последнем разделе изображена зима, представленная самым окончательным зимним опытом: замораживание вашего приклада. Оркестр отражает описание стихотворения болтовни зубов, кусающих ветров и замерзающего снега. Темп оптимистичен, но не праздничным способом. Вместо этого мы слышим, как человек бегает, тиснув, чтобы оставаться теплым.

Второе движение летаргическое, поскольку наш осажденный обитатель находит теплый очаг и, как выразился один перевод, способен «довольствоваться», «рядом с ним». Тем не менее, под теплой и расслабляющей музыкой все еще есть намеки на шторм на улице. Трели и яркие заметки представляют тех, кто все еще уловил морозный дождь и ветер.

В первой части концертов «Времена года» знаменитый композитор выразил всю мощь весны, сопровождая три произведения стихотворным сонетом, красочно описывающим явления природы.

Сонет Вивальди также разделил на три части: в первой части выступает природа, освобождаясь от зимнего плена, во второй - мирным сном спит пастушок, а в третьей – пастух пляшет с нимфами под покровом Весны.

Последнее движение начинается с того, что вы испытываете опыт осторожного шага по ледяной дорожке, затем скользят, падаете и быстро отрываются от льда из-за страха, который он взломает. Наконец, музыка ведет нас в помещении. Хотя ветер все еще пробивается сквозь трещины, есть ощущение покоя. В общем переводе Вивальди заканчивается этой мыслью: «Это зима, которая тем не менее приносит свои прелести».

Почему Вивальди справится с таким проектом? Он исследует наши отношения с природой. Природа может быть огромной, страшной или пассивной и приятной. Иногда мы живем с ним мирно. Концерты «Весна» и «Осень» написаны главными клавишами, изображающими позитивные отношения с природой. Воздух прохладный, и все хорошо Секции «Зима» и «Лето» находятся в незначительных клавишах, фокусируясь на борьбе с экстремальной жарой или холодом. Однако их повторяющийся характер и повторение быстрых медленных движений движений напоминают нам, что природа существует в циклах.

Концерт №1 ми мажор «Весна»

По задумке Вивальди каждому сезону соответствует определенный регион Италии, и для весны - это романтичная Венеция и берега Адриатики, где особенно прекрасны морские пейзажи и восход солнца над пробуждающейся от зимней спячки Землей.

" type="hidden"/>

Приятные сезоны закончатся, как и суровые. Единственная последовательность состоит в том, что природа определяет большую часть нашей жизни - сезон за сезоном и год за годом. Антонио Вивальди был композитором 18-го века, чья самая известная работа «Четыре сезона» отражает суть всех четырех сезонов года. Каждый сезон - это собственный концерт с тремя движениями, написанный для скрипки и исполняемый оркестром, и тематически сопровождается стихами, описывающими события музыки. Это праздник всех четырех сезонов, идеальный саундтрек в течение всего года.

Вивальди Весна

Весна грядёт! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грёз.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пёс.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

Текстура каждого концерта разнообразна, каждый из них напоминает свой сезон. Например, «Зима» набита серебристыми нотами пиццикато из высоких струн, призывая к ледяному дождю, тогда как «Лето» вызывает грозу в его конечном движении, поэтому движение часто называют «Штормом». Каждый из них состоит из трех движений, с медленным движением между двумя более быстрыми.

Список концертов и движений

Оригинальная композиция Вивальди для сольной скрипки со струнным квартетом и бассо континуо помогла определить форму концерта. Есть некоторые дебаты относительно того, были ли записаны четыре концерта для сопровождения четырех сонетов или наоборот. Хотя неизвестно, кто написал эти сонеты, существует теория, которую сам Вивальди написал им, учитывая, что каждый сонет разбит на три части, аккуратно соответствующие движению в концерте. Тот, кто написал сонеты, «Четыре сезона» может быть классифицирован как программная музыка, инструментальная музыка, которая намеревается вызывать нечто экстра-музыкальное и художественную форму, которую Вивальди решил доказать достаточно сложными, чтобы ее воспринимали всерьез.

Интересна не только старинная барочная форма музыкального концерта «Весна», но и сольное звучание инструментов: нежные звуки скрипки сменяются тревожным гобоем, басы вступают постепенно, накладываясь на мелодию там, где изображается «молния» и «гром».

Мелодия в первой части весеннего цикла - Allegro, она часто меняет ритм, дробится, четко слышны «голоса и трели птиц», «журчание ручья», легкость ветерка. Вторая часть – Largo, мелодичная, на протяжении звучания музыки наблюдается трехпластная фактура. Верхний пласт – мелодичное соло скрипки, певучесть и грусть. Средний слой фактуры имитирует тихий шелест листвы и травы, звуки монотонны и хорошо сочетаются с басами третьего пласта – ритмичного, изображающего чуть слышное «тявканье пса». Третья часть цикла по темпу и динамике звучания напоминает первую, но здесь заметно ритмическое торможение в конце каждой мелодической волны. Главным героем цикла "Весна" Вивальди выбрал солирующую скрипку, разделив каждый «месяц» на три этапа: экспозицию, развитие и репризу.

В дополнение к этим сонетам Вивальди предоставил такие инструкции, как «Лай-собака», «Лангор, вызванный жарой», и «пьяницы заснули». Существует компакт-диск, сделанный скрипачом Альфредо Камполи, который взят из ацетатов французской радиопередачи; они считаются датированными с начала. Неудивительно, что последуют дальнейшие записи. Эта запись способствовала повторной популяризации музыки Вивальди в основном репертуаре Европы и Америки после работы Молинари и других в Италии.

Сомнительно, это стало одним из аспектов этих записей для классических музыкантов, чтобы отличить их версию «Четыре сезона от других», с исторически обоснованными выступлениями и приукрашиваниями, вплоть до изменения инструментов и темпи, или воспроизведения заметок по-разному от слушателя ожидание. Говорят, что работа Вивальди представляет такие возможности для импровизации.

П. И. Чайковский "Времена года". Весна

"Песня жаворонка". Март

"Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны"
А.Н.Майко

" type="hidden"/>

Производные произведения этих концертов включают в себя аранжировки, транскрипции, обложки, ремиксы, сэмплы и пародии на музыкальные темы в театре и опере, саундтреки к фильмам и хореографию в балете - либо целиком, одиночные движения, либо мелки. Этот конкурс между гармонией и изобретением теперь включает в себя различные жанры во всем мире. Вивальди снова забил свой весенний аллегро, как открытую грефонию, так и хор для своей оперы Дориллы в Темпе. Николас Хедевилл организовал четыре сезона Вивальди, для харди-гурди или музетта, скрипки, флейты и непрерывности. Работа для хора и оркестра состоит из слов Псалом 116, установленного для музыки из Весеннего движения Вивальди, с вокальными солистами, исполняющими сольные концертные партии. Пастырская симфония Бетховена содержит много тем, включая пьяных крестьян и шторм. Бетховен приобрел прочную основу в барочной музыке у своего учителя Альбрехтсбергера. Это может быть или не считаться производной работой, в зависимости от того, должны ли переведенные сонеты Вивальди быть переданы с музыкой. Французский музыкант Жак Луисье сочинил и записал, с его трио, джаз-свинг-интерпретации «Четыре сезона». Ванесса-Мэй записала свою кроссоверную версию летнего престола Вивальди для электрической скрипки. Бонд записал два сингла на основе зимы Вивальди, с электрическими струнами, вокалом и электронными ударами. Хейли Уэстенра адаптировал музыкальную пьесу под названием «Зима» в песню под названием «Река мечты», которая поет на английском языке. Джульетта Почин объединила оперный набор сонетов на четыре сезона Вивальди на ее дебютном альбоме. Стефан Ламбьель исполнил свою долгую программу, чтобы попутешествовать по сезонам Вивальди, чтобы выиграть чемпионат мира по фигурному катанию. Мауро Бигонцетти поставил балет «Свадебных саундтреков Вивальди» для франко-канадской танцевальной компании. Тим Слейд руководил документальным фильмом четырех классических скрипачей и их родины, поскольку они относятся к четырем сезонам Вивальди. Дэвид Гаррет записал кроссоверную версию зимы Вивальди, сочетая классическую скрипку с современной рок-музыкой. Работая сольным скрипачом Даниэлем Хоупом, Рихтер отбросил около 75% исходного исходного материала, в то время как время работы сократилось до 44 минут. Аура записала аранжировку капелл из четырех сезонов Вивальди, а также исполнила Хор Стива Вивальди на предыдущем альбоме. Ричард Гальяно записал концерты Вивальди 4 сезона для аккордеона, а также несколько его оперных арий на инструменте. Периодически создавался мегамикс четырех сезонов Вивальди, который включает электронную схему с образцами классической версии.

  • Мое Коффман записал джазовый альбом четырех сезонов Вивальди.
  • Патрик Глисон записал «компьютерную реализацию» четырех сезонов Вивальди.
  • Бен Шедд сделал живописный тур по природе с четырьмя сезонами Вивальда.
  • Жан-Пьер Рампал записал аранжировки четырех сезонов Вивальди для флейты.
  • Великая Кэт записала гитарную версию летнего престола Вивальди.
  • Красный жрец записал аранжировки 4 сезонов Вивальди для рекордера.
  • Кельтская женщина записала зимний локо с вокалом.
«Четыре сезона» - это набор из четырех концертов скрипки итальянского композитора Антонио Вивальди.

Первая пьеса из весеннего цикла посвящена марту, когда из-под снега пробиваются нежные и хрупкие цветы, возвращаются из теплых краев птицы, а на проталинах в лесу щебечет жаворонок, согревшийся под ласковыми лучами солнца. Пение жаворонка символизирует весну, поэтому лиричная и неторопливая мелодия напоминает перекличку птиц, свободный полет над родными просторами и создает легкое, немного грустное и мечтательное настроение. Легкие трели постепенно стихают, в лесу наступает ночь, и всё замирает в ожидании следующего дня.

Концерт - это произведение в нескольких движениях для сольного инструмента, сопровождаемого оркестром. Каждый концерт назван в честь одного из сезонов. Каждый концерт имеет 3 движения, быстрый, медленный и быстрый. Первые 2 движения «Весны» - это концерт на вашем курсе. В нем есть сольная скрипка, а также ансамбль струнных, струнный оркестр. Это также можно назвать камерным оркестром, что означает небольшой оркестр. Обратите внимание, что во втором видео ниже есть инструмент клавиатуры, называемый клавесин.

Это был предводитель пианино. Функция клавесина заключалась в том, чтобы заполнить бас и внутренние гармонии, поскольку ансамбли были маленькими. Это было названо бассо континуо и является признаком барочной музыки. В качестве описательной основы для своих «Сезонов» Вивальди взял четыре Сонеты, по-видимому, написанные самим собой. Весна Весло на нас. Птицы празднуют ее возвращение с праздничной песней, и журчащие потоки мягко ласкают. бризы. Грозы, эти предвестники весеннего рева, бросая темную мантию над небом, Затем они умирают от молчания, и птицы снова берут свои очаровательные песни.

Эпиграфом к этой пьесе композитором было использовано стихотворение поэта Аполлона Майкова, рассказывающее про полет жаворонка в небе, радостно поющего хвалу весне, распускающимся цветам и щедрому солнцу.

"Подснежник". Апрель

"Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином..."
А.Н.Майков

Ларго На цветущем лугу, с ветвями, шелестящими над головой, козловое стадо спит, его верная собака рядом с ним. Каковы ваши мысли об используемых изображениях? Почему некоторые из изображений повторяются? Здесь одна тема продолжает возвращаться. Настроение - оживленное, живое. Текстура - смесь гомофонической и полифонической.

Обратите внимание на раздел в конце движения, где солист демонстрирует свою ловкость. По соображениям контрастных композиторов их работы разворачиваются в разные разделы, называемые движениями. Второе движение ниже контрастирует с первым движением, выше. Артикуляция легато, тогда как первое движение было более стаккато. Меньше инструментов играют, а ритмы мелодии более продолжительны. Этот набор из четырех довольно коротких скрипичных концертов предлагает музыкальные описания четырех сезонов, создавая атмосферную и откровенно прекрасную интерпретацию разных сезонов.

" type="hidden"/>

Как только с полей и лесных полян сходит снег, а на полянах начинает пробиваться из-под старых листьев и хвои зеленая трава, появляются подснежники. Природа пробуждается, отправляя к свету своих первых посланников. Как и цветок подснежник, месяц апрель очень любим русским народом, особенно женщинами, ему посвящают стихи поэты, подчеркивая белизну и прозрачность колокольчиков, напоминающих о том, что весна окончательно вступила в свои права. Начало пьесы Чайковского «Март» пронизано трогательными мотивами, похожа на тихий, головокружительный вальс, который сменяется эмоциональными аккордами, а затем приглушенно звучащими мажорными нотами. В начале первого раздела пьеса более воздушная, к середине игра становится более эмоциональной и спускается до нижних октав, а затем снова возвращается к легкому и чувственному вальсу.

Концерты все одинаковые - сольная скрипка, 2 скрипки, альт, виолончель и бассо континуо. Эта работа включает в себя некоторые невероятно интеллектуальные письма, которые были действительно впереди своего времени. Первое движение, отмеченное аллегро, возможно, является самым известным движением всей работы. Затем звучит вариация основной темы, прежде чем сольная скрипка выйдет на всеобщее обозрение с причудливым соло, ориентированным на трилле, поверх вершины сконденсированного ансамбля внизу. Этот простой, но высокоэффективный композиционный инструмент действительно оживляет это движение, при этом все части имеют большое значение для общей текстуры.

Это музыкальное произведение также посвящено одному из стихотворений А.Н. Майкова, в котором подснежник сравнивается с надеждой, а практически растаявший снег с позабытыми горестями и тревогой.

"Белые ночи ". Май

"Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!"
А.А.Фет

Астор Пьяццолла "Времена года" Весна

Талант композитора состоит в умении выразить те чувства и эмоции, которые писатель передает при помощи слов, а художник пишет красками картины, отражающие состояние его внутреннего мира, порой противоречащего окружающей реальности. Одним из гениальных музыкантов XX столетия был признан аргентинский музыкант Астор Пьяццолла, создавший свой собственный и неподражаемый музыкальный стиль.

Астор Пьяццолла перевернул все представление о том, как должна звучать настоящая сладострастная музыка, если смешать все три разных по форме жанра в один коктейль. Так родился ни с чем несравнимый стиль - удивительный стиль игры. В его основе лежит несколько направлений: танго, джазовая и классическая музыка.

Весна. Piazzolla - Primavera Porteña Allegro

" type="hidden"/>

Эта часть цикла о Временах года в Буэнос-Айресе больше напоминает классическое танго с эмоциональным надрывом, зажигательным ритмом и быстрым темпом, который задает аккордеон.

Исполнение этого произведения можно услышать в интерпретации многих оркестров, но интерес музыкальных критиков вызывает не столько новая подача музыки танго, сколько резкая смена мелодии в середине и лиричность, которая сменяется страстью с первых же аккордов соло аккордеониста.

Й. Гайдн Оратория "Времена года". 1-я часть: Весна

Открывается 1-я часть инструментальным вступлением «Переход от зимы к весне». Композиция увертюры двойная: заставка тяжёлого баса с нагнетающей обстановкой сменяется мягким, светлым, тонально-устойчивым мотивом.

Инструментальное вступление имеет каждая часть «Времён года», однако лишь первое из них выполняет функцию увертюры ко всему циклу. Главная задача – настроить слушателя на нужный эмоциональный тон, провести его от мрачной, укрытой холодным мраком зимы к самой жизни – безоблачной и радостной весне.


Хор отдаёт позиции тяжёлому мощному басу Симона, который отрывает сольную часть «Времён года». Чёткая ритмика, квадратное строение и приверженность народному песнопению приближают слушателя к жизни весёлого пахаря, чью роль исполняет Симон.

Общий тон к окончанию «Весны» поднимается. А пиком становится хоровая песня, которой и оканчивается весенняя часть оратории.

А. Вивальди «Времена года»

Пожалуй, одно из самых популярных произведений всех времен – «Времена года» А. Вивальди. Этот цикл из 4-х концертов для солирующей скрипки и оркестра композитор написал в 1723 году. Все они по-своему уникальны, в каждом удивительным образом слились блестящая виртуозность и чарующая кантилена. Все концерты Вивальди сопроводил сонетом, но, увы, сегодня в концертным залах мы их не слышим, они практически никогда не зачитываются. Кто автор этих слов – до сих пор остается загадкой. Предполагается, что это сам Вивальди.

История создания

1725 год был ознаменован выходом в свет одного из самых значимых сборников композитора – восьмого опуса, который он озаглавил как «Опыт гармонии и изобретения». В него Вивальди включил 12 виртуозных скрипичных концертов, первые четыре из которых носят название «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». Сегодняшняя исполнительская практика объединила эти сочинения в цикл «Времена года», однако в оригинальном варианте этого заголовка нет.

Считается, что идея воплотить в музыке различные состояния природы возникла у А. Вивальди во время его путешествия по Италии. Свою первую большую поездку он совершил в 1713 году, когда был назначен главным композитором Сиротского приюта для девочек. Маэстро взял отпуск на месяц и отправляется в Виченце, чтобы поставить там свою оперу «Оттон на вилле». Это событие стало отправной вехой для его творческой биографии – с этого времени он погрузился в работу над оперными творениями и с удовольствием принимал множество заказов на спектакли, не забывая при этом посещать самые разные города родной страны. Путешествовал он на популярных в то время почтовых дилижансах. Вот именно тогда, по утверждениям биографов, наблюдая из окошка за миром живой природы и вслушиваясь в цокот копыт и стук колес, он и задумал создать свои гениальные скрипичные концерты.

Вот только над датой создания «Времен года» до сих пор ведутся споры. Некоторые историки полагают, что концерты были написаны в 1723-м, другие же более вероятным называют 1725 год – именно он и значится во многих авторитетных справочных изданиях. А вот искусствовед А. Майкапар настаивает на том, что они были созданы в 1720 году. В своих утверждениях он ссылается на работу исследователя вивальдиевского наследия Пауля Эверетта. Этот ученый, анализируя сохранившиеся аутентичные версии этих концертов, пришел к выводу, что их копия уже существовала в 1720 году и была даже отправлена в Амстердам. Однако по непонятным причинам она была издана только через пять лет под руководством Мишеля Ле Цене. В 1739 году появилось парижское издание, выпущенное Ле Клерком.

Интересно, но эти первые издания дошли до наших дней и заставили «поломать» голову многих музыковедов. А произошло это потому, что в прошлом столетии в Манчестере исследователи обнаружили еще одну рукопись «Времен года». Она заметно отличалась от амстердамского и парижского издания, в которых музыкальный текст был аналогичен. В найденном же варианте присутствовали весьма развернутые незнакомые исполнителям сольные партии для отдельных инструментов - например, для средней части концерта «Зима» было написано красивое соло для виолончели. Почему подобные партии отсутствовали в первых нотоизданиях, все же удалось разгадать. Историки пришли к выводу, что изначально для удобства они писались и печатались на отдельных листах, но через некоторое время просто потерялись и вскоре про них все забыли. Но ученых интересовал главный вопрос – какая партитура все же являлась первоисточником? Смущал их и тот факт, что манчестерские ноты были написаны не Вивальди, а двумя другими людьми и на двух типах бумаги, которой композитор ранее никогда не пользовался, и к тому же, на всех листах отсутствовала датировка. Историкам пришлось провести настоящее расследование. Ответ на вопрос им помогли найти сведения из жизни владельца этой нотной коллекции - итальянского куриального кардинала Пьетро Оттобони. Его Высокопреосвященство навещал Венецию в 1726 году, где впервые и услышал музыку Вивальди – одну из его кантат. Скорее всего, резюмировали историки, Вивальди в честь знакомства и решил преподнести ему в подарок «Времена года». Он заранее готовился к этой встрече, и поэтому предусмотрительно заказал экземпляр нот у переписчиков. Одним из них, по мнению биографов, был его отец Джованни Баттиста Вивальди. Это и дало основание полагать, что первоисточником является все же амстердамское издание – то самое, которое пролежало в небытии пять лет.

Интересные факты:

  • Исследователи обратили внимание на то, что найденные рукописи Вивальди ощутимо отличаются от печатных изданий. Внимательно изучив их, они пришли к выводу, что эти отличия внес сам композитор. Все дело в том, что он сам лично готовил все сочинения к изданию, но никогда не копировал их точно. Переписывая текст для издательства, он вносил в него множество изменений, а вот свой вариант оставлял прежним.
  • Вивальди один раз использовал музыку Allegro первого концерта в одной из своих опер, созданных в 1726 году. Называлась она «Дорилла в долине Темпи».
  • Одним из самых страстных почитателей этой музыки был французский король Людовик XV. Специально для него придворные даже поставили спектакль на музыку «Весны», желая порадовать своего властителя.
  • «Времена года» иногда называют «Четырехактной скрипичной оперой». А все потому, что композитор очень логично и связно выстроил свой цикл, причем, объединил все не только сюжетом и названием, но и сквозным симфоническим развитием.
  • Фрагменты «Времен года» сегодня часто звучат на больших экранах. Так, их можно услышать в сериалах «Анатомия Грей», «Теория большого взрыва», фильмах «Философия будуара маркиза де Сада», «1+1», «По следам Вивальди», «Завтра была война» и мультфильме «Симпсоны».
  • Музыку этих концертов неоднократно использовали для своих постановок хореографы - Ролан Пети, Анжелен Прельжокаж, Джеймс Куделка, Мауро Бигонцетти.
  • Диски с записью этих произведений, сделанной 1989 году Найджелом Кеннеди и английским камерным оркестром, побили все рекорды по продажам – их было куплено более двух миллионов.
  • Стефан Ламбьель победил на чемпионате мира по фигурному катанию 2006 года, выполнив свою произвольную программу под музыку из «Времен года».
  • «Весна» была включена в образцы музыки Windows 3.0.

Аранжировки и современные обработки:

1. В 1765 году в Париже появилась первая вокальная аранжировка концерта «Весна» - это был мотет.

2. В конце 60-х гг. XX века выдающийся аргентинец Астора Пьяццолла создал своеобразное подражание этому сочинению – цикл из четырех танго под названием «Времена года в Буэнос-Айресе». Впоследствии этим произведением заинтересовался российский композитор, выпускник Ленинградской консерватории Леонид Десятников. На этом материале он создал транскрипцию для скрипки с сопровождением струнного оркестра. При всей ее свободе и виртуозности, он постарался максимально усилить связь с оригинальным творением Вивальди, и поэтому добавил в нее несколько цитат.

3. В 2016 году появилась первая аранжировка этих барочных концертов в жанре симфоник-метал. А принадлежит она соотечественнику Вивальди, Джузеппе Ямпьери. Над созданием этого альбома «The Four Seasons» трудились более сотни классических и рок-музыкантов.

4. Флейтист Мо Кофман записал в 1972 году джазовый альбом из «Времен года» А. Вивальди. (слушать)

5. Патрик Глисон в 1982 году сделал первую компьютерную запись (синтезатор) концертов.

6. Французский музыкант Жан-Пьер Рампаль сделал аранжировку для флейты всех четырех концертов.(слушать)

7. Скрипач Дэвид Гарретт наряду с классическим вариантом, в 2010 году записал свою современную обработку "Грозы". (слушать)

9. Японский коллектив "Aura" спел "а капелла" все 4 концерта.

10. Камерный хор из Франции "Accentus" записал "Зиму" в хоровом исполнении.

11. Новозеландская певица Хейли Вестенра адаптировала "Зиму" в песню, под названием "River of Dreams". (слушать)

12. Американская симфо-рок группа "Trans-Siberian Orchestra" в 2012 году записала композицию "Dreams of Fireflies (On A Christmas Night)" сделав современную обработку «Января». (слушать)

Музыка из концертов А. Вивальди «Времена года» в кино



«Весну» можно услышать в фильмах: "Начинающие" (2010), "Календарь" (1993), "Флаббер" (1997) ,"Бильярдная братия" (2016), "Близко к сердцу" (1996), "Рапсодия Майами" (1995), "Шпионские игры" (2001), "Вид на убийство" (1985), "Голограмма для короля" (2016) и в новом музыкальном мультфильме Гарта Дженнингса "Зверопой" (2016).

«Лето» звучит в кинолентах: "Жилец" (1990) и "История с ожерельем" (2001).

Музыку из «Осени» можно найти в фильмах: "Выход к раю" (1994), "Сестры Бэнгер" (2002) и "Вид на убийство" (1985).

«Зима» встречается в кинофильмах: "Бильярдная братия" (2016), "Голограмма для короля" (2016), "Жестяной кубок" (1996), "Другая сестра" (1999) и триллере "Участь Салема" (2004).



«Времена года» А. Вивальди считаются эталоном программной музыки. Каждому концерту предшествует сонет – своего рода литературная программа, которая настраивает слушателя на нужный лад. Кто является сочинителем этих поэтический строк, до сих пор доподлинно неизвестно. Предполагается, что это был сам Вивальди. Любопытно, но все сонеты очень четко соответствуют форме концертов. Этот факт привел в некоторое замешательство многих исследователей. Внимательно сопоставив стихотворные строки и музыкальную ткань, они пришли к выводу, что изначально все же была написала музыка, а стихи уже писались непосредственно на нее.

Во всех четырех барочных концертах композитор достигает высот изобразительности. Так, в «Весне» перед слушателями разворачивается грандиозная картина ликования, которая вызвана приходом тепла и пробуждением природы. В музыке легко угадывается пение птиц, журчание ручья, раскаты грома, шелест листвы и даже лай собаки. В «Лете» Вивальди так же блестяще удается воплотить те состояния, которые так хорошо знакомы каждому человеку, изнывающему от зноя –лень и истома. Но вскоре они сменяются оцепенением и страхом, возникающим от ледяных порывов ветра и разбушевавшейся грозы. В «Осени» маэстро приглашает всех на праздник урожая и мастерски воссоздает все то, что там происходит: скрипач-солист своими пассажами «разливает» по бокалам вино, после чего захмелевшие крестьяне неуверенной походкой и слегка заикаясь, расходятся по домам. Деревня погружается в сон, а утром все отправляются на охоту – музыка живописно «рисует» картину скачки, игру на охотничьих рогах и меткие выстрелы. Очень ярко дана характеристика и зимнему времени года в последнем концерте. В нем можно услышать и стук зубов от холода, и вой вьюги, и топот ног, помогающий согреться в лютый мороз.




Интересно, но содержание всех частей исследователи не ограничивают только лишь природным сюжетом. С этими четырьмя концертами ассоциируют и четыре фазы человеческой жизни – детство, юность, зрелость и старость. В пользу такой трактовки говорит и тот факт, что в «Зиме» композитор оставил намек на последний круг ада, описанный Данте Алигьери в «Божественной комедии». Помимо этого, «Времена года» соотносят и с четырьмя регионами Италии, расположенными по сторонам света – восходу соответствует Венеция, полудню – Неаполь, вечеру – Рим, ну а полуночи– Болонья. Однако до сих пор есть мнение, что это не все подтексты, которые можно найти в музыке. В полной мере их могли понять только слушатели-современники.

«Времена года» – настоящие живописные полотна, на которых запечатлена вся палитра природных красок только звуками оркестра. Прислушайтесь, и вы сможете различить журчание ручья, пение птиц, громовые раскаты, шелест листвы, буйство снежных вихрей и еще множество самых разных природных явлений. Они настолько зримы, что у многих исполнителей возникает желание воплотить все услышанное в реальность. Такое возможно? Еще как! Предлагаем вашему вниманию один из удачных экспериментов в этой области, произведенных дуэтом «ThePianoGuys».

А экспериментируют музыканты над четвертой частью цикла, которая называется «Зима». Если вы вдруг забыли, как звучит этот концерт из "Времен года" Антонио Вивальди в оригинале, посмотрите его исполнение с солисткой Юлией Фишер. Примерно так это произведение звучало несколько веков назад, не хватает только старинных инструментов, роскошных костюмов и напудренных париков.

Видео: слушать «Времена года» А. Вивальди

А вот «Зима» в исполнении дуэта «ThePianoGuys» с трудом узнаваема. Найдете ли вы в их исполнении вивальдиевские нотки? А может быть, что-то другое, навеянное образами диснеевских мультфильмов? К вашему вниманию – впечатляющая импровизация, современная обработка, объединившая две зимние истории, разделенные сотнями лет. Их действие происходит, как и подобается, в настоящем снежном царстве, где все живое заковано в ледяные объятия. Все, кроме талантливых музыкантов и их техничных стремительных пальцев.

Слушать «Времена года» в современной обработке: