Юрий оганесян академик. «Оганессий» Юрия Оганесяна. — Как в Дубне начались эти работы

Приветствую вас всех ребятки:=) В сегодняшней статье я расскажу вам о том как работают электрогитары. И начать эту статью хочу с нескольких лестных отзывов в сторону . Думаю вам уже известно, что электрогитара определила ход мировой истории музыки в последние лет 60. Каждый день, она вносит значительный вклад в мировую музыку и по сей день. Принцип того как работают электрогитары не так уж и сложен для понимания. И думаю для тех, кому электрогитара не безразлична, будет интересно узнать немного о принципе ее работы.

Ну что давайте разбираться .

Электрогитары выдают звук путем снятия его звукоснимателями. Звукосниматели это системы состоящие из катушки проволоки и нескольких магнитов вокруг которых намотана проволока.

Звукосниматели воспринимают колебания, которые создают струн и преобразуют его в электрический сигнал переменного тока. Осуществляется это следующим образом: в магнитном поле, которое создается магнитами датчика происходит колебание струны. Когда гитара подключена, но на ней ни чего не проигрывается, магнитное поле, которое взаимодействует со звукоснимателем, остается относительно спокойным. Когда вы прикоснетесь к струнам, внутри катушки с проволокой появляется электрический ток, который затем по проводам передается в .

Регуляторы, которые расположены на корпусе электрогитары, позволяют изменить яркость тона при использовании простейшего фильтра, который повышает или понижает частоту звукоснимателя. Так же на электрогитаре имеются регуляторы тембра и громкости, которые позволяют изменять тембр и громкость. Они подключены к звукоснимателям.

Подходя к концу можно сделать вывод, что вся магия электрогитары и ее уникальный звук образуются в результате простого набора состоящего из магнитов, проводов, стали и дерева. Простота в использовании, качество и надежность инструмента, зависят от фирмы производителя и применяемой на гитаре электроники. Впрочем, если вы ребятки почитаете и понаберете знаний о внутреннем устройстве гитары своей мечты, то найти такую вам будет не трудно.

Гриф состоит двух частей: собственно сам гриф и накладка, скрепляются клеем. Гриф чаще всего изготавливают из клёна, а накладку из палисандра. Накладка грифа - это его верхняя часть, на которой расположены лады. Количество ладов может быть 21, 22 или 24. Ближайший к головке лад - первый, далее второй, третий... лад ближайший к деки - последний. На головке грифа находятся колки, вокруг которых натягиваются струны. Внутри грифа (между грифом и накладкой) есть специальный анкерный стержень, задача которого - не дать струнам согнуть гриф. Гриф может быть приклеен к деке, а может быть прикреплен при помощи шурупов.

Дека - это корпус электрогитары и одна из самых важных ей частей. Цельную деку могут делать из одного или нескольких кусков дерева одного сорта, которые приклеивают друг к другу. Сорта дерева из котрого изготавливают деку довольно многооброзны, при этом каждый сорт дерева даёт разный звук, и стоит по разному. Вот некоторые из них: красное дерево, липа, ольха, ясень. Все деки бывают двух видов:


Гитары с полупустыми деками обладают теплым, насыщенным звуком и используются в таких стилях музыки как джаз, блюз и кантри. Такие гитары толще чем цельные, и стоят они дороже. Недостатками этих гитар является малый сустейн (время, за которое извлеченный звук угасает), и возникновение скрипящего звука при игре на большой громкости. Именно эти недостатки и привели к появлению гитар, сделанных из одного куска дерева и не имеющих больших пустот внутри корпуса.

Гитары этого типа выдают более резкий и агрессивный звук и поэтому так любимы исполнителями всех стилей рок музыки. Такие гитары не имеют недостатков, присущих полудековым гитарам, а также больше подходят для подключения к ним различных эффектов. Наличие на рынке огромного количества моделей гитар этого типа позволяет музыканту подобрать инструмент, практически полностью отвечающий его запросам и финансовым возможностям. К плюсам можно также отнести большие возможности по модификации инструмента (замена машинок, звукоснимателей и прочего "железа").

Это металлическое устройство, которое держит строй струн. Существует два вида машинок: с системой тремоло (слева) и без неё (справа). Различаются они тем, что на бриджах с тремоло есть рычаг - устройство, которое позволяет изменять высоту тона. Если на рычаг нажать, то натяжение струн ослабнет и высота тона уменьшиться, если же потянуть за рычаг, что возможно не на всех машинках, то тональность повысится. Основные недостатки тремоло - машинок: гитара быстрее расстраивается, малый сустейн, сложности с заменой струн, а на отдельных моделях невозможность быстро перенастроить гитару на одну из альтернативных настроек.

Звукосниматели

Звукосниматели принимают колебания струн, которые затем преобразуются в электрические сигналы. Звукосниматели - очень важная часть гитары, от их типа и качества зависит выдаваемый гитарой звук.
Существуют два вида звукоснимателей:

Звукосниматели обоих типов можно комбинировать друг с другом и таким образом добиваться желаемого звучания. Когда вы видите в описании электрогитары что-нибудь типа H-S-H или S-S-H, знайте, что таким образом обозначается последовательность, в которой на гитаре установлены звукосниматели S - сингл (single), H - хамбакер (humbucker).

S-S-S Стандартная модель Fender Stratocaster.

H-H Стандартная модель Gibson Les Paul.

S-S Fender Telecaster.

H-S-H Такой вариант можно встретить на гитарах Ibanez, популярен среди любителей хард-рока.

S-S-H Хамбакер возле машинки, этот вариант можно встретить на модификации "страта" Fat - Stratocaster.

Струны
Струны различаются по толщине. Есть 6 видов струн: .008, .009, .010, .011, .012 и.013. .008 - самые тонкие, .013 - соответственно самые толстые. Существуют и другие калибры струн, вроде 0.14, 0.15, .009, но они не часто встречаются в продаже. Новичкам лучше начинать с самых тонких, которые на.008, так как толстые струны тяжелее прижимать, а когда пальцы и рука окрепнут, можно попробовать перейти на.009. Чем больше диаметр струн, тем круче звук.

Переключатель звукоснимателей

Переключатель звукоснимателей делает активным один или два из установленных на гитаре звукоснимателей. Переключаясь между звукоснимателями, можно изменять производимый гитарой звук. На некоторых гитарах, таких как ранние модели Fender Stratocaster, установленные переключатели имеют 3 возможных положения. Таким образом, может быть активным только один из звукоснимателей. Позже было добавлено еще 2 позиции, которые включают два соседних друг с другом звукоснимателя и, таким образом, создают еще два новых звучания. Именно в позициях 2 и 4 посторонние шумы наименее заметны.

Регуляторы громкости и тембра

Регуляторы громкости и тембра предназначены для увеличения или уменьшения громкости звука и изменения его тембра. Стандартный Stratocaster имеет 2 регулятора тембра: первый подключен к ближайшему к грифу звукоснимателю и оказывает влияние на звук, только когда при помощи переключателя был выбран этот звукосниматель. Второй регулятор на старых моделях подключен к среднему звукоснимателю. Звукосниматель, расположенный у машинки, своего регулятора не имеет. На более новых "стратах" второй регулятор связан и со средним звукоснимателем, и с тем, что возле машинки. Эти регуляторы не слишком влияют на звук, выкрутите их на положение 10, и вы получите больше верхних частот, на положение 1 - будет больше средних частот и низов.

В различных типах гитар есть компоненты, которые могут не встречаться в других видах. Но есть части, которые встречаются во всех видах электрогитар. Так давайте рассмотрим строение электрогитары . В этом нам поможет рисунок ниже.

1. Колки. Шесть механизмов, которые обеспечивают (увеличение или уменьшение степени их натяжения). В англоязычных изданиях — Machine Heads.

2. Головка грифа (Headstock/Head). Конечная часть грифа гитары, на которой крепятся колки. Именно здесь большинство форм-производителей гитар размещает свои логотипы. Головку грифа иногда называют «пером грифа».

3. Анкерный стержень (анкер) с регулировочным болтом. Анкером называют металлический стержень, который располагается внутри грифа и служит для того, чтобы под тяжестью металлических струн деревянный гриф не прогибался. Американцы называют анкер длинным словосочетанием Truss Rod Adjustment Bolt.

4. Верхний порожек (Nut). Планка с прорезями, сквозь которую проходят струны и идут к колкам. Служит для того, чтобы гасит вибрацию струн за пределами грифа. Струны на гитаре должны колебаться только от порожка до подставки.

5. Порожки (Frets) . Металлические пластинки, врезанные в гриф электрогитары пер-пендикулярно струнам. Прижимая струны перед разными порожками, гитарист может извлекать звуки различной высоты. Иногда порожки называют «ладовыми перегородками» или просто «ладами». Также ладом называют расстояние от одного порожка до следующего. Вот как запутанно!

6. Position Markers. По нашему «точки» . Служат для удобства ориентирования на грифе гитары. Точки на электрогитарах бывают разной формы. Встречаются звезды, прямоугольники, кресты, треугольники, полумесяцы и прочие знаки. Как пример, приведу фотографию Тони Айомми с гитарой Gibson и «точками» на ее грифе в виде крестов.

Последний писк метал-моды от Тони Айомми. Гитара с «точками» в виде крестов

7. Fretboard/Fingerboard. Гриф (Fretboard). Длинный деревянный брусок, прикрепленный к корпусу, вдоль которого натягиваются струны. Поверхность грифа плоская. Ее называют накладкой (Fingerboard). В нее врезаны металлические порожки.

8. Лады . Расстояния между двумя смежными порожками. Не путайте эти «лады» с «ладами» в смысле «порожки». У гитар количество ладов бывает разное. От 19 до 24 и выше. Есть модели с 27-ладовым грифом. Количество ладов зависит и от конструкции конкретной электрогитары и от фирмы производителя.

9. Колки для ремня, они же - ремнедержатели (жаргонное — «пуговицы»). В американских изданиях встречается название Strap Holder Post (устройство для крепления ремня). Иногда стрепхолдер заменяют на другую комплектующую — стреплок (Strap Lock). Это такая часть, которая позволяет держать ремень на гитаре в любом положении последней. Очень нужная вещь для живых выступлений с дорогими гитарами.

10. Body или корпус . Часть электрогитары овальной формы, но есть модели с треугольным корпусом, корпусом в виде топора и проч. К корпусу крепятся гриф и подставка. Корпус обеспечивает возможность из-влекать звук правой рукой. Именно здесь размещаются звукосниматели и регуляторы тембра. Правая рука гитариста играет в большинстве случаев именно в районе корпуса.

11. Накладка на корпусе (Pickguard). Передняя часть корпуса электрогитары. Это в большей степени декоративный элемент, чем функциональный. Накладка придает корпусу эстетический вид и прячет электронику чудо-инструмента от посторонних глаз.

12. Pickups или звукосниматели. Звукосниматели — это электромагниты в плоских коробочках. Предназначены для генерации тока, который потом преобразуется усилителем в звук.

При желании звукосниматели на электрогитаре можно заменить

13. Переключатель звукоснимателей . Довольно часто на гитарах стоят несколько звукоснимателей. Смена активных звукоснимателей меняет тембр гитары. Ведь на гитару можно поставить звукосниматели разных марок и производителей. Да и место, где они снимают звук, также существенно влияет на звук инструмента на выходе из колонок. Звукосниматель, стоящий ближе к поставке делает звук электрогитары более сухим и резким. Напротив, звукосниматель у грифа придаст инструменту более мягкий, мечтательный звук.

14. Регуляторы громкости и тембра . Рукояти, при вращении которых изменяются сила звука и тембр звука гитары.

15. Подставка . Металлическая пластина, с помощью которой струны гитары крепятся к корпусу. Иногда на американский манер подставку называют «бриджем» (Bridge) или жаргонно «машинкой».

16. Разъем (Input Jack). Место подключения электрического кабеля, соединяющего электрогитару с усилителем или другим электронным устройством.

17. Рычаг . Металлическая рукоять, прикрепленная к машинке и предназначенная для изме-нения натяжения струн (а значит и высоты их звучания) путем небольшого колебания машинки. Другие названия устройства — рычаг тремоло (tremolobar), рычаг уамми (whammybar), рычаг вибратора (vibratobar) и рычаг уанг (wangbar).

Под конец статьи предлагаю просмотреть видео с участием российского гитариста-виртуоза Сергея Маврина, который укрощает советскую гитару «Урал» 1975 года выпуска.


Перевод: Оксана Константинова

«Свою» гитару приятно держать в руках она становится с Вами одним целым, воспринимается как часть тела. Ее тайны и секреты полностью доступны только Вам - неважно, насколько Вы разделяете ее уникальное звучание с другими.

Неудивительно, что гитара определила ход мировой музыкальной истории последних 60-ти лет. День за днем, она вносит огромный вклад в мир музыки и сегодня.

Гитара обозначает «класс» априори. Если же копнуть глубже, во многом это заслуга применяемых для ее изготовления технологий.
Принцип работы электрогитары не так сложен для понимания. Тем, кто влюблен в гитару, несомненно, будет интересно узнать об устройстве инструмента.

Корпус электрогитары бывает двух видов: пустой и полупустой.

Пустой корпус: название говорит само за себя. Корпус этой электрогитары внутри пуст, в точности как у акустической. Пустой корпус сам по себе является хорошим акустическим резонатором и позволяет получить громкий, гулкий, протяжный звук..

Полупустой корпус: очевидно, что в нем больше заполнений, которые делают звук плотным. Электрогитара не предназначена для того, чтобы полностью копировать звучание акустической. Фактически, полупустой корпус позволяет получить более насыщенный, теплый, и, при этом, чистый звук.

Электрогитары «выдают» звук посредством звукоснимателей: системы из нескольких магнитов, и катушки проволоки, намотанной рядом или вокруг них. Визуально - это металлические пластинки на корпусе гитары; впрочем, в некоторых моделях они скрыты от глаз.

Звукосниматели преобразуют колебания струн в электрический сигнал переменного тока. Происходит это следующим образом: струна колеблется в поле, создаваемом постоянным магнитом (магнитами) датчика. Когда гитара подключена, но не используется, магнитное поле, взаимодействующее со звукоснимателем, остается относительно спокойным. Как только Вы прикоснетесь к струнам (возникнет колебание струны в поле, создаваемом магнитами датчика), внутри катушки проволоки возникнет электрический ток, который через провода подается в усилитель.

На головке грифа гитары расположен колковый механизм. На него крепятся струны. Закручивая колки туже, увеличивая натяжение струн, Вы получаете более высокий звук. Поворачивая колок в противоположную сторону и уменьшая натяжение - более низкий и глубокий. Таким образом, осуществляется настройка инструмента. Этот принцип применим также к виолончели и скрипке.

Гриф гитары разделен на отрезки, которые размечены линиями или небольшими выступами (порожками). Эти отрезки называются лады. Прижимая струну к определенному ладу, гитарист вызывает сокращение ее рабочей поверхности. Таким образом, извлекаются нужные ноты. К примеру, сокращение длины струны вдвое вызывает повышение тона на октаву. Разумеется, знание музыкальной теории станет здесь хорошим подспорьем.

Регуляторы, которые обычно располагаются на корпусе электрической гитары, изменяют яркость тона при использовании простого фильтра, который понижает или поднимает частоту звукоснимателя.

Регуляторы громкости и тембра предназначены для увеличения или уменьшения громкости звука и изменения его тембра. Они подключены к звукоснимателям.

Таким образом, магия гитары и ее уникальный звук обеспечиваются простым набором из магнитов, проводов, дерева и стали.

Качество, простота в использовании и надежность инструмента, однако, зависят от марки, изготовителя и используемой электроники. Впрочем, располагая знаниями о внутреннем устройстве гитары своей мечты, найти таковую нетрудно.