Юрий трифонов обмен краткое содержание. В поисках денег. Дмитриевы и Лукьяновы

Ответ оставил Гость

Сравнительная характеристика
Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых

Павел Петрович Кирсанов

Николай Петрович Кирсанов

Возраст – около 45 лет:

«...На вид ему было лет сорок пять...»

Возраст – 44 года:

«...в сорок четыре года...»

Внешность Павла Петровича:

«...Он с детства отличался замечательною красотой...»
«...лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной...»

Внешность Николая Петровича:

«...Николай Петрович прихрамывал, черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие черные глаза и мягкие жидкие волосы

«...его седые волосы...»

Павел Петрович одевается изящно и изысканно:

«...еще красивого, изящно одетого...»

«...На нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм...»

Николай Петрович одевается скромно:

«...в запыленном пальто и клетчатых панталонах...»
«...большие пуговицы его деревенского пальто...»

Павел Петрович – отставной офицер:

«...вышел офицером в гвардейский полк...»

Николай Петрович служил чиновником:

"...покинув министерство уделов, куда по протекции отец его записал...»

Павел Петрович – одинокий холостяк:

«...Павел, напротив, одинокий холостяк, вступал в то смутное, сумеречное время, время сожалений...»

Николай Петрович – вдовец. Он один воспитывает сына:

«...Представилась ему опять покойница...»

«...у Николая оставалось чувство правильно проведенной жизни, сын вырастал на его глазах...»

Павел Петрович провел бурную молодость в высшем свете Петербурга:

«...он сохранил все привычки светского человека...»

Николай Петрович считает себя деревенским жителем:

«...Я <...> век свой провел в глуши...»

Павел Петрович – умный мужчина:

Николай Петрович – умный мужчина:

«...ты самый добрый и умный человек в мире...»

Павел Петрович - добрый человек:

«...только у него сердце предоброе...»

Николай Петрович – добрый человек:

«...Добрый папаша!..»

«...да и отец добрый малый...»

Павел Петрович в молодости считался смелым человеком:

«...славился смелостию и ловкостию...»

Николай Петрович - трусливый человек:

«... не только не отличался храбростью, но даже заслужил прозвище трусишки..."

Павел Петрович не романтик и не мечтатель:

«...Он не был рожден романтиком...»

«...не умела мечтать его <...> душа...»

Николай Петрович - романтик, мечтатель:

«...эти старенькие романтики!.."

«...Он любил помечтать; деревенская жизнь развила в нем эту способность..."

Павел Петрович – практичный человек:

«...Николай Петрович, напротив, был высокого мнения о практичности Павла Петровича...»

Николай Петрович – непрактичный человек:

«...Брат не довольно практичен, – рассуждал он сам с собою, – его обманывают...»

Павел Петрович – гордый человек:

«...И те и другие считали его гордецом...»"

Николай Петрович – негордый, самокритичный человек:

"...Либо я глуп, либо это все – вздор. Должно быть, я глуп..." (о себе)

Павел Петрович – холодный, сдержанный человек:

«...остановился, промолвив с холодною вежливостью...»

Николай Петрович – мягкий, ласковый человек:

«...Я человек мягкий, слабый...»

«...отвечая на отцовские ласки...»

«...и ласково крикнул ей...»

Павел Петрович был несчастлив в любви с княгиней Р.:

«...влюбился в нее страстно...»

«...человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви...»

Николай Петрович был счастлив в любви и браке:

"...Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались..."

Павел Петрович ничем не занимается:

«...вы вот уважаете себя и сидите сложа руки...»

Николай Петрович – трудолюбивый человек, но иногда он ленится:

«...Николай Петрович, несмотря на все свое рвение и трудолюбие...»

«...он охотно ленился..."

Павел Петрович ненавидит нигилиста Базарова и открыто спорит с ним:

«...Как же! Очень нужны нигилисты! <...> Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным…»

Николай Петрович боится нигилиста Базарова:

"...Николай Петрович побаивался молодого «нигилиста»..."

Меню статьи:

Жизнь полна парадоксов, можно с легкостью отыскать множество таких примеров. Одним из них является диаметральная противоположность в характере и жизненных принципах самых близких, в родственных смыслах, людей.

Очень часто братья и сестры кардинально разняться между собой, что вызывает искреннее недоумение. Подобная ситуации описана И. Тургеневым в романе «Отцы и дети».

Место образа Николая Кирсанова в романе и его взаимосвязь с братом

Николай Петрович Кирсанов – один из главных героев романа. Он не является активным деятелем в описываемых событиях, но его значение и участие в конфликте сложно переоценить. По сравнению с другими персонажами, Тургенев обделяет Николая Петровича в активности действий – персонаж появляется в ключевых моментах, а его образ составляется в основном из фрагментов и намеком автора, но при этом нельзя не отметить влияние Николая Петровича на развязку конфликта и сильное влияние этого самого конфликта на жизнь Кирсанова.

Иван Тургенев тесно связывает своего персонажа с образом Павла Петровича Кирсанова – старшего брата. Все описания и события жизненного пути Николая Петровича сопоставляются с определенными событиями или качествами характера брата. Другими словами, можно сказать, что вся жизнь Николая Петровича проходит в сравнении с жизнью и личностью брата.

Детство и юность Николая Кирсанова

Тенденция к сравниванию и сопоставлению личности братьев берет свое начало еще в детстве. В описаниях читатель замечает, что образ старшего брата противоречиво противопоставляется образу младшего.

В первую очередь это выражается в готовности последовать по стопам отца. Петр Кирсанов был происхождению потомственным дворянином, но особого влияния их род не имел. Ситуацию исправили заслуги в области военной службы – его авторитет значительно усилился, а деревенской глуши, где находилось их родовое поместье, он стал незаменимым и крайне уважаемым человеком.

Исходя из такого поворота событий, судьба мальчиков была предопределена – они также должны были приступить к воинской службе. Для старшего сына это была посильная задача – он обладал жестким и твердым характером. Младший же, был человеком совсем другого состава – мягкий и впечатлительный, он совсем не годился для военной карьеры. К этому всему еще и добавлялась некая робость и трусость: он «не только не отличался храбростью, но даже заслужил прозвище трусишки». Полученная травма ноги, на всю оставшуюся жизнь сделавшая мальчика хромым, спасла Николая Кирсанова от тяжкого бремени. Родителям ничего другого не оставалось, как отдать сына в университет. «Отец махнул на него рукой и пустил его по штатской…»
В «1835 году Николай Петрович вышел из университета кандидатом».

Николай Кирсанов и Маша Преполовенская

Неприятности, связанные с Николаем, не ограничились физической травмой. Вскоре родителей потрясла еще одна неприятная новость об их младшем сыне. На этот раз причиной стала влюбленность – их Николай был по уши влюблен в дочку «чиновника Преполовенского» Машу. Тургенев не вдается в подробности дела, но констатирует факт – родители были крайне недовольны выбором сына, они считали, что девушка недостойна быть женой Николаю.

Предлагаем ознакомиться с “характеристикой Павла Кирсанова”

Накалившую ситуацию разрядила смерть родителей – авторитарность по отношению к Николаю была исключена, и уже не было препятствий для брака влюбленных. Выждав нужное время для траура, молодые женились. Опасения родителей по поводу несоответствия и ошибочности брака с Машей были напрасны. «Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались». Семейная жизнь Кирсанова была похожа на утопию, но эта сказка неожиданно прервалась – Маша умирает после десяти лет супружеской жизни. О ней у Николая Петровича остаются только воспоминания и маленький сын Аркадий.

Внешность Николая Петровича

«Николай Петрович прихрамывал, черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие черные глаза и мягкие жидкие волосы».

Тургенев мало уделяет внимания описанию внешности своих героев, особенно в тех случаях, когда гардероб не становиться предметом постоянного внимания персонажа. Как раз ко второй категории персонажей относиться Николай Петрович – он равнодушен к модным тенденциям, а в одежде ценит удобство. Он не проводит длительное время, подобно своему старшему брату за туалетом и с некой долей равнодушия относиться к состоянию своего костюма, но при этом и не запускает его.

Отношения Николая Петровича и Аркадия

Именно в Аркадии нашел утешение и смысл жизни Николай Петрович после потери жены. Несмотря на всю его мягкость характера и огромное горе, неожиданно нахлынувшее, Кирсанов понимает, что не может позволить накрыть себя волной хандры – в таком случае он потеряет абсолютно все и, после, уже вряд ли сможет изменить ситуацию.


По отношению к Аркадию Николай Петрович не стесняется проявлять самые нежные чувства, ему чужда жесткость и прагматичность, которые были обыкновенным явлением среди отцов. Он может нежно обнимать своего сына, томиться в ожидании его приезда и несказанно скучать. Одним словом, поведение Кирсанова-отца больше схоже с поведением матери, нежели отца. Такое положение вещей не смущает ни отца, ни сына.


Аркадий также очень привязан к отцу, он считает его хорошим и добрым человеком. Аркадий часто отзывается хорошо о своем отце: «отец добрый малый, ты самый добрый и умный человек в мире».

Жизнь после смерти жены

После потери жены Кирсанов окончательно перебрался в деревню и занялся делами поместья Марьино. Их родовое поместье представляло собой «хорошее имение в двести душ, или, как он выражается с тех пор, как размежевался с крестьянами и завел «ферму», – в две тысячи десятин земли».

К сожалению, мягкость характера и отсутствие практичности не позволяют Николаю Петровичу наладить дела в поместье «жизнь не слишком красиво складывалась в Марьине, и бедному Николаю Петровичу приходилось плохо. Хлопоты по ферме росли с каждым днем – хлопоты безотрадные, бестолковые».

Благодаря трудолюбию Николая Петровича, дела не выглядят совсем ужасно – поместье кое-как держится на плаву. Павел Петрович, считает, что основная причина, по которой дела пошли на спад – непрактичность брата: «Брат не довольно практичен, – рассуждал он сам с собою, – его обманывают».

Романтика в жизни Николая Кирсанова

Николай Петрович всегда был человеком впечатлительным и романтичным. Большинству молодых людей свойственна такая приверженность, но со временем, под влиянием жизненных трудностей, романтизм замещается прагматичностью. Такого не случилось по отношению к Николаю Петровичу – он сохраняет романтический настрой до конца своих дней. Основной массив событий романа припадают на возрастной ценз Николая Петровича в 44 года.

Отчасти на сохранении романтизма сказалась его деревенская жизнь. «Он любил помечтать; деревенская жизнь развила в нем эту способность».

Николай Петрович не оставил занятия музыкой, и, хотя его музыкальные умения были далеко не идеальны, он все же не пренебрегает игрой на фортепиано и виолончели – он испытывает катарсис.

Следующим способом обрести душевное спокойствие для Кирсанова стает чтение книг. Особой популярностью у него пользовались стихи Пушкина. Часто, любуясь природой, на ум ему приходили самые разнообразные стихи и он с наслаждением прокручивал в голове знакомый текст.

Николай Петрович и Феня

Бесспорно, смерть жены стала огромной утратой в жизни Кирсанова. Образ Маши стал для него ключевым, идеальным. Порой он придавался ностальгии и грезил о былых временах, когда он был счастлив со своей женой. Ему искренне хотелось, чтобы Маша ожила и он смог вновь ощутить тепло ее рядом с собой. Какова бы не была значительная утрата, время постепенно вытеснило ее и в жизни Кирсанова, спустя 10 лет после смерти жены возник огонек новой любви.

Предлагаем ознакомиться с “образом Николая Петровича Кирсанова” в романе И. Тургенева “Отцы и дети”.

Объектом нежного чувства на сей раз стала неблагородная по происхождению девушка – Феня. Она переехала вместе со своей матерью в поместье Кирсанова, после того, как Николай Петрович предложил женщине службу в своем поместье. На то время Феня была маленькой девочкой. Время шло, и из маленькой девочки, получилась очень привлекательна и благочестивая женщина. Кирсанов влюбляется в нее, а после смерти ее матери завязывает роман. Эти отношения не становятся мимолетным увлечением в жизни Кирсанова – он питает любовь по отношению к девушке, и это чувство взаимно. Кирсанов не спешит жениться – его беспокоит возможное осуждение со стороны аристократии, но живет с Феней как с законной женой. Под влиянием просьбы Павла Петровича, свадьба все же состоялась.

Николай Кирсанов и Евгений Базаров

Не могло пройти не замеченным в жизни Николая Кирсанова появление друга Аркадия – лекаря-нигилиста Евгения Базарова.

Жизненные позиции Николая Петровича и Евгения слишком отличаются. Евгений – человек специфический, ему нравиться провоцировать людей на конфликт, но, несмотря на все разногласия, Николай Петрович не вступает в спор или дискуссию. Кирсанов в мягкой форме расспрашивает Базарова о его позиции, но при малейших же намеках на дискуссию, прекращает обсуждение. Такое поведение Кирсанова связанное с желанием угодить сыну. Аркадий в восторге от своего нового друга, и отец не хочет ставать камнем преткновения между ними. С другой стороны, Николай Петрович осознает, что пришло его время «проглотить горькую таблетку» нового времени – пришли новые порядки и такие старики, как он не в силе преуспеть за ходом их развития.

Третья причина, которая препятствует дискуссии – нелюбовь Кирсанова к конфликтам и спорам.

Таким образом, Николай Кирсанов обладает спокойным темпераментом, ему не свойственна резкость суждений или действий. Он романтичный и эмоциональный человек – не способен на подлость и коварство. Отличительной чертой Николая Петровича является чувство такта и деликатности. В целом он позитивный и добрый человек, наделенный мудростью и умением к глубокому анализу ситуации.

Характеристика Николая Петровича Кирсанова в романе “Отцы и дети”: описание внешности и характера в цитатах

5 (100%) 5 votes
Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П.
Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного.
Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После пережитой любовной трагедии утратил надежду на личное счастье. Детей нет.
Образование Окончил университет. Учился без рвения, но с удовольствием. Получил военное образование в Пажеском корпусе.
Важные личностные черты Много читает, любит поэзию, увлекается музыкой. Очень мягкий и добрый человек. Человек сильный духом, но опустошенный. Благороден, честен, в какой-то степени идеалист.
Образ жизни Ответственный и работящий человек, часто занят по хозяйству. В свободное время музицирует и предается мечтам. Англоман, выдержанный человек, джентльмен. Редко покидает имение, но неизменно блистает в местном обществе.
Род занятий Помещик, имение реорганизовал в ферму. Без особых успехов старается постичь сельскохозяйственную науку. Участвует в местных выборах, слывет либералом. В имении ничем не занят, однако неоднократно выручал брата деньгами.
Отношение к искусству Возвышенная, романтичная натура. Слова Базарова о бессмысленности изящных искусств всерьез изумляют и ранят Николая Петровича. Не понимает искусства. Говорит о нем лишь с отсылкой на известные авторитеты и с целью поругать нынешнее поколение.
Отношение к семье Нежно любит сыновей, с тоской вспоминает о покойной жене. В финале женится на Фенечке, несмотря на социальное неравенство. К брату и племяннику испытывает самые теплые чувства. Семейную честь ценит высоко и готов защищать как свою собственную.
Отношение персонажей друг к другу Брата безмерно уважает и искренне любит. С огромным тактом отнесся к чувствам Павла Петровича, когда тот переживал любовную драму. Нежно любит младшего брата. Рад его семейному благополучию, никогда не завидует и всячески оберегает.
Речевые особенности Немного застенчив, говорит просто и искренне. Любит русских поэтов, изъясняется на родном языке. Рассуждает уверено, в споре часто горячится. Как большинство людей его круга, перемежает русскую речь французскими и английскими фразами.
Отношение к любви Романтик. С болью и трепетом вспоминает первую встречу с покойной женой. Страстный человек. После гибели любимой женщины потерял смысл жизни.
Персонаж в финале Женился на Фенечке, счастливо живет в имении в окружении семьи. Уехал в Германию. Стал еще более одиноким. Держит себя по-прежнему хорошо, очень популярен в местных кругах.
    • Базаров Е. В. Кирсанов П. П. Внешний вид Высокий молодой человек с длинными волосами. Одежда бедная, неопрятная. Не уделяет внимания собственной внешности. Красивый мужчина средних лет. Аристократическая, «породистая» внешность. Тщательно следит за собой, одевается модно и дорого. Происхождение Отец – военный лекарь, небогатая простая семья. Дворянин, сын генерала. В молодости вел шумную столичную жизнь, строил военную карьеру. Образование Очень образованный человек. […]
    • Евгений Базаров Анна Одинцова Павел Кирсанов Николай Кирсанов Внешность Продолговатое лицо, широкий лоб, огромные зеленоватые глаза, нос, плоский сверху и заостренный снизу. Русые длинные волосы, бакенбарды песочного цвета, самоуверенная улыбка на тонких губах. Обнаженные красные руки Благородная осанка, стройный стан, высокий рост, красивые покатые плечи. Светлые глаза, блестящие волосы, чуть заметная улыбка. 28 лет Среднего роста, породистый, лет 45. Модный, по-юношески стройный и изящный. […]
    • Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, […]
    • Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические точки зрения. Базаров и Павел Петрович оказываются по разные стороны баррикад в соответствии со всеми параметрами. Базаров – разночинец, выходец из бедной семьи, вынужденный самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Павел Петрович – потомственный дворянин, хранитель семейных уз и […]
    • Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. […]
    • Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить. Тургенев очень уважительно относился к женщинам, возможно, поэтому их образы подробно и ярко описаны в романе. Этих дам объединяет знакомство с Базаровым. Каждая из их внесла свою лепту в изменение его мировоззрения. Самую значительную роль сыграла Анна Сергеевна Одинцова. Именно ей было суждено […]
    • Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни человека, изобразив наиболее яркие ее моменты, но и показать, как сформировался характер его героя, в каких условиях развивался, какие особенности психологии и мировоззрения того или иного персонажа привели к счастливой либо трагичной развязке. Финал любого произведения, в котором автор проводит своеобразную черту под определенным […]
    • Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно […]
    • Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя. Базаров – главный герой романа «Отцы и дети» – удивительно яркая фигура, персонаж, в котором автор задумывал показать все молодое поколение того времени. Не следует забывать, что это произведение не просто описание событий того времени, но и глубоко прочувствованные вполне реальные […]
    • Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «...Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»...» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма […]
    • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя. Почему? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает совсем молодым, не успев приступить ни к какой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал более мягким, более добрым, и говорит по-другому, даже романтично, что […]
    • Возможны два взаимоисключающих утверждения: “Несмотря на внешнюю чёрствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их” (Г.Бялый) и “Разве не проявляется в отношении Базарова к родителям та душевная чёрствость, которая не может быть оправдана”. Однако в диалоге Базарова и Аркадия точки над i расставлены: “- Так видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. - Ты их любишь, Евгений? - Люблю, Аркадий!” Здесь стоит вспомнить и сцену смерти Базарова, и его последний разговор с […]
    • В февральской книжке «Русского вестника» появляется роман Tургенева «Отцы и дети». Роман этот, очевидно, составляет вопрос... обращается к молодому поколению и громко задает ему вопрос: «Что вы за люди?» Таков настоящий смысл романа. Д. И. Писарев, Реалисты Евгений Базаров, по свидетельствам писем И. С. Тургенева к друзьям, «самая симпатичная из моих фигур», «это мое любимое детище... на которого я потратил все находящиеся в моем расположении краски». «Этот умница, этот герой» предстает перед читателем натурой […]
    • Уважаемая Анна Сергеевна! Позвольте обратиться к вам лично и высказать свои мысли на бумаге, так как произнести некоторые слова вслух для меня является непреодолимой проблемой. Понять меня очень трудно, но надеюсь, что это письмо немного прояснит мое отношение к вам. До знакомства с вами, я был противником культуры, морально-нравственных ценностей, человеческих чувств. Но многочисленные жизненные испытания заставили меня по-другому взглянуть на окружающий мир и переоценить свои жизненные принципы. Впервые я […]
    • Чем является на самом деле конфликт Базарова и Павла Петровича Кирсанова? Вечным спором поколений? Противостоянием сторонников разных политических взглядов? Катастрофическим разногласием между прогрессом и стабильностью, граничащей с застоем? Отнесем споры, переросшие впоследствии в дуэль, к одной из категорий, и сюжет станет плоским, потеряет остроту. В то же время произведение Тургенева, в котором проблема была поднята впервые в истории отечественной литературы, актуально до сих пор. И сегодня требуют перемен и […]
    • Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат к разным кругам общества. Аркадий – сын дворянина, он с раннего детства впитал то, что Базаров презирает и отрицает в своем нигилизме. Отец и дядя Кирсановы интеллигентные люди, ценящие эстетику, красоту и поэзию. С точки зрения Базарова, Аркадий – мягкосердечный «барич», размазня. Базаров не хочет […]
    • В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» главным героем выступает Евгений Базаров. Он с гордостью говорит о том, что он – нигилист. Понятие нигилизм означает такой вид убеждений, в основе которого – отрицание всего накопленного на протяжении долгих веков культурного и научного опыта, всех традиций и представлений о социальных нормах. История этого общественного движения в России связана с 60 -70 –ми гг. XIX века, когда в обществе наметился перелом в традиционных общественных взглядах и научных […]
    • Действие романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" разворачивается летом 1859 года, накануне отмены крепостного права. В то время в России остро стоял вопрос: кто же может возглавить общество? С одной стороны, на ведущую социальную роль претендовало дворянство, которое состояло как из достаточно вольномыслящих либералов, так и из аристократов, думающих так же, как и в начале века. На другом полюсе общества находились революционеры - демократы, большинство среди которых составляли разночинцы. Главный герой романа […]
    • Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», не сложились по множеству причин. Материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство.Признавая физиологические отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Поэтому и Одинцову он вначале оценивает только с точки зрения ее внешних данных. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр», […]
    • Действие романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» относится к 1859 году, а работу над ним писатель завершил в 1861 году. Время действия и создания романа разделяют лишь два года. То была одна из напряженнейших эпох русской истории. В конце 1850-х годов вся страна жила в условиях революционной ситуации, под знаком близкого крутого поворота в судьбе народа и общества - надвигающегося освобождения крестьян. Снова, в который раз, Россия «подымалась на дыбы» над неведомой пропастью, и будущее ее для одних озарялось […]
  • У Дмитриева тяжело заболела мать, Ксения Фёдоровна. Его жена в связи с этим затеяла обмен, желая поменять хорошую 20-метровую комнату матери на Профсоюзной и комнату, в которой жили они с Дмитриевым и дочерью Наташей, на двухкомнатную квартиру. Мать Дмитриева давно хотела жить вместе с сыном, но она ссорилась с невесткой, поэтому такую мысль оставила.

    Ксения Фёдоровна Дмитриева думала, что у неё язвенная болезнь. Она почувствовала улучшение и была выписана домой. Она жила у сестры Дмитриева Лоры на бывшей даче в Павлинове. Слова жены вызывают у Дмитриева раздражение. Да и весь её облик ему неприятен.

    Семья Дмитриевых живёт в плохонькой комнате в коммунальной квартире. Супруги спят на раздобытой по случаю чешской софе, а Наташка – за ширмой. Здесь же в комнате долгое время жила няня Наташи, так что о близости между супругами не могло быть и речи. Но теперь, когда няни нет, Лена рассчитывала на близость, как бы извиняясь за неприятный разговор. Дмитриев вспоминает, как его мать после его решения жениться спрашивала, хорошо ли он подумал, как Лена смеялась над её английским произношением.

    Иногда Дмитриев проникался оптимизмом, и ему казалось, что всё ещё впереди. Тогда его не раздражали ни утренний шум жены и тёщи, ни некрасивая женщина на балконе соседнего дома, ни соседка по коммуналке, которая стучала в дверь ванной и требовала её освободить.

    В это ясное утро раннего октября Дмитриев встревожен состоянием матери, но надеется, что всё обойдётся, потому что Ксении Фёдоровне лучше. Лена жалуется, что серьёзно заболела её мать, но Дмитриев уверен, что это обычная мигрень.

    Уходя на работу, Лена напоминает, чтобы Дмитриев взял у матери ключи от городской квартиры.

    Дмитриев работал в ГИНЕГА. В этот день решалась его командировка в Тюменскую область, запланированная ещё до болезни матери. Директор пошёл Дмитриеву навстречу и послал вместо него другого сотрудника.

    Дмитриев понял, что это день удач, и стал думать, у кого бы одолжить денег. На лечение матери в этом месяце ушло 60 рублей, и Лора просила хотя бы 50. Просить было не у кого, разве что у тёщи, но Лена такие просьбы переживала мучительно.

    Вдруг Дмитриев понял, что не сможет объяснить матери, зачем съезжаться. Он позвонил Лене, и та велела сказать матери, что это идея Дмитриева, а Лена против.

    После обеда Дмитриев пошёл к экономистам и поговорил с бывшей любовницей Таней. Дмитриев сошёлся с ней 3 года назад, их отношения длились одно лето и прервались, когда вернулись с отдыха жена и дочь.

    Таня сама предложила Дмитриеву денег, которые договорились взять у неё дома после работы. Дмитриев сначала отказывался: 200 рублей Таня отложила на летнее пальто, но лето уже закончилось.

    Дмитриев обращается за советом к Невядомскому, который тоже сменял комнаты на квартиру, когда заболела его тёща. Через 3 дня после удачно завершённого обмена тёща умерла.

    Дмитриев понял, что попадёт в Павлиново к Лоре и матери слишком поздно, потому что Таня жила в очень неудобном месте – в Нагатин, поэтому отпросился у начальницы. Он уже не раз решал свои проблемы, прикрываясь болезнью матери. Потом Дмитриев пошёл к Невядомскому, с которым был в плохих отношениях, так что Невядомский не раскрыл своих секретов и посоветовал обратиться в бюро обмена.

    Пока Дмитриев и Татьяна ехали к ней домой, она расспрашивала о матери. Женщины нравились друг другу. Татьяна жалела Дмитриева. Она жила в новом 16-этажном доме на краю поля. Из окна квартиры был чудесный вид. Дмитриев думает, что мог бы жить в этой квартире.

    Сын Татьяны встречает его неприветливо. Татьяна отдала деньги и угостила Дмитриева коньяком и закуской, после чего он ушёл.

    Дмитриев приехал в Павлиново, в дом, построенный его отцом в кооперативе «Красный партизан» 40 лет назад. В кооператив отца Вити Дмитриева Георгия Алексеевича пригласил Василий Алексеевич, его брат, там же жил и третий брат, Николай Алексеевич. Сейчас никого, кроме сестры Лоры, в Павлинове не осталось. Отец Дмитриева был инженером-путейщиком, но считал своим призванием сочинение юмористических рассказов, один даже был напечатан. Отец окончил университет, а братья из-за гражданской войны не окончили даже гимназию. Мать Дмитриева считала, что братья ссорились из-за того, что более богатые младшие были заражены мелкобуржуазным мещанством.

    Лора тоже считала, что её брат «олукьянился», когда женился на Лене Лукьяновой, то есть стал ценить выгоду больше идеи. Но Виктор видит, что «олукьянился» весь мир. Павлиново, например, перестраивается, обрастает удобствами.

    Дмитриев вспомнил, как первый после свадьбы год они с Леной жили на даче. Проблему сломанной выгребной ямы легко решил предприимчивый тесть Дмитриева, которого семья Виктора осуждает за левый кирпич.

    Тесть в первое же лето сделал ремонт. В одной комнате жили молодые, в другой – тесть и тёща, в третьей – Ксения Фёдоровна.

    Вскоре Лора обвинила Лену в том, что она забрала лучшие чашки, ставит ведро с водой возле маминой комнаты и, наконец, перевесила папин портрет в проходную комнату. Лена не поняла, что в этом плохого, ведь ей нужен был гвоздь для часов. Из-за этого разговора обиделись тесть и тёща, их пришлось уговаривать вернуться на дачу.

    С Лукьяновыми конфликтует дед. Он не понимает, как можно обращаться на «ты» с рабочим или давать деньги в магазине, чтобы оставили товар.

    Дмитриев вспоминает, как рыдала Лена через 4 года, на похоронах деда. Дмитриев не поехал на поминки к тёте Жене. На похоронах он встретился с неродным племянником тёти Жени Лёвкой Бубриком. После института Лёвка поехал в Башкирию, а когда вернулся, тесть Дмитриева выбил ему место в ГИНЕГА, хотя на это место устроился Дмитриев, поддавшись на уговоры жены.

    Дмитриев вспоминает, как на Дне рождения у матери произошла грандиозная ссора Дмитриевых с Леной, после которой уже 5 лет она не была у Ксении Фёдоровны. Тогда Лена в пылу спора рассказала, что Виктор сам решился занять приготовленное для Бубрика место.

    Правда, потом Лена отдала Наташку бабушке, когда горели путёвки Лены и Виктора в Болгарию, а тёща ухаживала за больным тестем.

    Все эти воспоминания проносятся в голове Дмитриева, пока он стоит у дома Лоры и наблюдает за её силуэтом в окне кухни. Дмитриев чувствует, что нет души роднее.

    Лора и её муж Феликс заклеивали окна. Мать с шести часов спала. В полпятого ей стало плохо, начались боли. Мать встревожена: всё так же, как и в мае. Она уснула, приняв обезболивающее.

    За чаем Лора предупреждает Виктора, чтобы он сказал Феликсу, что не согласен отпустить Лору в экспедицию в Куня-Ургенч. Их там ждут 18 человек. Дмитриев подаёт идею о том, что можно обменять квартиры, чтобы он ухаживал за матерью, но представляет обмен как нежелательный для себя.

    Лора спрашивает, почему они не построили для себя кооперативную квартиру. Дмитриев почти искренне говорит, что лично ему ничего не надо, кроме того чтобы было хорошо их маме.

    Феликс принёс письмо от Мамедова, сотрудника, который спрашивал, покупать ли на их долю спальные мешки.

    Проснулась мама, и Виктор отметил, что у её постели всё ещё лежит «Доктор Фаустус» с закладкой на первой сотне страниц. Мать показывает Виктору детский рисунок и спрашивает, когда он был нарисован: до войны или после. Мать бодрится, шутит. Она считает, что Лора может уехать, мать справится сама. Тогда Дмитриев предлагает обменятся, чтобы жить вместе. Ксения Фёдоровна отвечает, что раньше она хотела жить с ним, но не теперь. Ксения Фёдоровна утверждает, что Витя уже обменялся. Это произошло когда-то давно и происходит постоянно.