Южная осетия народ. Как осетины смогли сохранить древнюю культуру своих предков. Религиозные праздники в Осетии

В Грузии , Турции и других странах. Осетинский язык принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков ; практически все осетины двуязычны (двуязычие - осетинско -русское , реже - осетинско-грузинское или осетинско-турецкое .

Общая численность - около 700 тыс. человек, из них в Российской Федерации - 515 тыс.

Этноним

Осетины - название народа, произошедшее от грузинского названия алан - овсы (груз. ოსები ), которое в свою очередь произошло от самоназвания алан - асы. Самоназвание осетин - «ирон». По одной из версий это слово восходит к «арии » (آریا, ārya, aryien - благородный). Однако известный иранист Васо Абаев отрицает это предположение . В византийских источниках осетин называли аланами, по-армянски осы, по-русски ясы.

Происхождение

Осетины являются прямыми потомками алан , отсюда и название республики РСО-Алания .

В более широком смысле, осетины являются потомками древнейшего индоевропейского населения Европы и единственными сохранившимися северными иранцами .

Впервые, гипотеза иранского происхождения осетин была выдвинута Ю. Клапортом в первой половине XIX века и вскоре подтверждена языковыми исследованиями русского академика финского происхождения Андреаса Шёгрена.

Уже в середине XIX века русский ученый немецкого происхождения В. Ф. Миллер писал: «Можно теперь считать доказанной и общепринятой истиной, что маленькая народность осетин представляет собою последних потомков большого иранского племени, которое в средние века известно было как аланы , в древние - как сарматы и понтийские скифы »

История

Приблизительная карта Скифии в I-м тысячелетии н. э.

Гранича с хазарами, аланы являлись серьёзной военной и политической угрозой для каганата. Византия неоднократно разыгрывала «аланскую карту» в своих постоянных имперских амбициях по отношению к Хазарии . Используя географическое расположение единоверцев-алан, навязывала хазарам свои политические планы.

Религия

Большинство верующих осетин исповедуют православие , принятое в -VII веках из Византии , позже из Грузии , с XVIII века из России . Часть осетин исповедуют ислам суннитского толка (воспринятый в XVII -XVIII веках от кабардинцев); в большой степени сохранились местные традиционные верования.

Язык

Памятники архитектуры осетин

Диалекты и этнические группы

Осетины, живущие в российской Северной Осетии , делятся на две этнические группы: иронцев (самоназвание - ирон ) и дигорцев (самоназвание - дигорон ). Численно преобладают иронцы, иронский диалект положен в основу осетинского литературного языка. Литературную форму имеет и дигорский диалект : на нём, как и на иронском, издаются книги и периодические издания, функционирует драматический театр. Этноним «дигорцы» (ашдигор) впервые упоминается в «Армянской истории и географии» (VII век). Дигорский и иронский диалекты осетинского языка различаются, в основном, в фонетике и лексике.

Описания осетин

Сохранились описания осетин, написанные первыми исследователями, посещавшими Осетию :

«Осетины довольно хорошо сложены, сильные, крепкие, они обычно среднего роста; рост мужчин бывает лишь пять футов и два-четыре дюйма. Они редко бывают толстые, но обычно плотные; они бесхитростные, особенно это относится к женщинам. Они очень выделяются среди соседей своей внешностью, которая очень схожа с внешним видом европейцев. У осетин очень часто встречаются голубые глаза и светлые или рыжие волосы, темноволосых там очень мало; это здоровая и плодовитая раса». И. Бларамберг.

«В общем антропология осетин значительно отличается от антропологии других народов Кавказа; часто встречаются светлые волосы и серые или голубые глаза. Осетины высокого роста и сухощавы… Тело осетин здоровое и сильное». Е. Зичи.

«Осетины являются довольно стройными людьми, крепкими и сильными, обычно среднего роста: мужчины достигают 5 футов 2-4 дюймов. Осетины не толстые, но жилистые и широкие, в особенности женщины. Они отличаются от своих соседей преимущественно чертами лица, цветом волос и глаз, которые напоминают европейцев. Среди осетин часто встречаются голубые глаза, светлые и каштановые волосы; черные волосы не встречаются почти никогда. Они здоровые люди и имеют большое потомство». Ю. Клапорт. 1807-1808 гг.

«Разговаривая однажджы в Тифлисе с одним осетином, я сказал ему, что среди ученых Германии распостранено мнение, что мы, немцы, одной расы с осетинами и наши предки в прежние времена населяли Кавказские горы. В ответ осетин крепко высмеял меня; он был очень красивым человеком с черкесским орлиным профилем; с ним согласился стоявший рядом со мной образованный русский. Как раз мимо проходил вюртембергский крестьянин из колонии Мариенфельд. Неуклюжая фигура этого немца, его широкое лицо с сонливым выражением и покачивающаяся походка резко отличались от гибкой прекрасной фигуры кавказца. «Как это может быть,- воскликнул русский,- чтобы вы были таким безрассудным и признавали два народа такого различного типа, принадлежащими к одной расе? Нет, предки этих двух людей так же могли вылететь из одного гнезда, как сокол и индюк. Видите, этот осетин и тот немец занимаются одинаковыми работами, они обрабатывают поля и пасут стада. Пошлите ваших крестьян на высокие горы и нарядите всех в кавказскую одежду, все-таки никогда из них не выйдет осетин… Даже через тысячу лет можно будет за милю отличить их правнуков». М. Вагнер. 1850 г.

Расселение

Осетинская кухня

Основными блюдами осетинской кухни являются осетинские пироги (осет. чъиритæ ), пиво (осет. бæгæны ). Как и на всём Кавказе , в Осетии распространен шашлык (осет. физонæг ).

Исследования

Первыми подробно описали хозяйственную жизнь, традиционный быт и культуру осетин экспедиции С. Ванявина (), А. Батырева ( , ) и И.-А. Гюльденштедта ( -). Уже тогда учёными были отмечены как «кавказские черты» осетин, так и явное несходство их с соседними народами. Этим объясняется особый интерес к научному изучению Осетии.

Важный вклад в изучение осетинского народа внёс крупный русский ученый П. С. Паллас : он установил сходство осетинского языка не только с древнеперсидским , но и славянскими и немецким языками. Так, уже в XVIII веке была замечена принадлежность осетинского языка к индоевропейской языковой ветви.

Работы русских и иностранных учёных наряду с научными экспедициями послужили началом всестороннего изучения Осетии и осетинского народа.

Некоторые выдающиеся осетины (в алфавитном порядке)

  • Абаев В. И. - языковед, академик, исследователь иранских языков и, в частности, осетинского языка.
  • Андиев С.П. - выдающийся борец вольного стиля. Двукратный олимпийский чемпион (1976, 1980), четырехкратный чемпион мира (1973, 1975, 1977, 1978), серебряный призер чемпионата мира (1974), победитель Кубка мира (1973, 1976, 1981), чемпион Европы (1974, 1975, 1982), победитель Спартакиады народов СССР (1975), чемпион СССР (1973-1978, 1980), победитель абсолютного первенства СССР по вольной борьбе (1976). Заслуженный мастер спорта СССР (1973), Заслуженный тренер России (1988).
  • Бароев Х.М. - Заслуженный мастер спорта греко-римской борьбы . Чемпион России (2003, 2004, 2006). Чемпион мира (2003, 2006). Победитель Кубка мира (2003). Победитель Игр XXVIII Олимпиады в Афинах (2004) до 120 кг.
  • Бероев В.Б. (1937 – 1972) - Известный актер советского кино. Снимался в фильмах: Самолет не приземлился (1964), Наш дом (1965), Майор Вихрь (1967), В огне брода нет (1967), Ленинградский проспект, Цезарь и Клеопатра, Офицер флота, Маскарад.
  • Берёзов Т. Т. - заслуженный деятель науки РФ, академик РАМН , доктор медицинских наук, профессор; председатель Московской диаспоры осетин.
  • Боллоев Т. К. - известный российский бизнесмен, президент ОАО Пивоваренная компания «Балтика» (1991-2004).
  • Гаглоев В. М. (1928-1996) - осетинский писатель, драматург
  • Газзаев В. Г. - известный советский нападающий, Член клуба бомбардиров Григория Федотова (117 голов),футбольный тренер, который сумел собрать почти полный комплект наград, которые возможно выиграть в России. Заслуженный тренер России, «Тренер года» по версии УЕФА (сезон 2004-05).
  • Гергиев В. А. - художественный руководитель Мариинского театра в Петербурге. Народный артист России, дважды лауреат Государственной премии России, "Дирижер года"(1994), Крест первого класса "За заслуги" (Германия), орден Grand Ufficiale (Италия), орден L"Ordre des Arts et des Lettres (Франция); неоднократно ему, как лучшему дирижеру года, присуждалась высшая театральная премия страны "Золотая маска" (с 1996 по 2000 гг.). В 2002 году ему присуждена премия Президента России за выдающийся творческий вклад в развитие искусства. В марте 2003 года маэстро удостоен почетного звания "Артист мира ЮНЕСКО".
  • Варзиев Х. П. - первый дипломированный балетмейстер Осетии (ГИТИС-1968г)и государственного академического ансамбля народного танца «АЛАН», заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
  • Дзагоев А.Е. - полузащитник ЦСКА . Лучший молодой футболист российской премьер-лиги (лауреат премии «Первая пятёрка »): . Главное открытие российского футбольного сезона: .
  • Дударова В.Б. - знаменитая женщина-дирижёр; имя Дударовой занесено в Книгу рекордов Гиннеса как имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами.
  • Исаев М. И. - российский языковед, социолингвист, исследователь иранских языков и руководитель ряда работ по исследованию эсперанто .
  • Караев, Руслан - кикбоксёр-профессионал. Победитель мирового Гран-при К-1 2005 года в Лас-Вегасе и Гран-при K-1 2008 года в Тайбэе. Чемпион мира среди кикбоксеров-любителей (2003). Чемпион Европы среди кикбоксеров-любителей (2003).
  • Кантемиров, Алибек Тузарович(1903-1976) - основатель советского конного цирка и знаменитой династии наездников Кантемировых, народный артист России.
  • Кучиев Ю. С. - арктический капитан, первым достигший Северного полюса , Герой Советского Союза, кавалер многих наград СССР.
  • Мамсуров, Хаджиумар Джиорович (1903-1968) - Герой Советского Союза, генерал-полковник, легендарный разведчик.
  • Плиев, Исса Александрович - советский генерал, отличившийся во время Второй мировой войны, дважды герой Советского Союза и герой Монгольской Народной Республики .
  • Таймазов, Артур - двукратный Олимпийский чемпион (2004 и 2008 гг.), серебряный призер Олимпиады 2000, чемпион мира 2003 , 2006 гг. по вольной борьбе
  • Токаев Г. А. - советский учёный, ведущий специалист в области авиационных и ракетных разработок СССР . Известный во всем мире специалист в области термодинамики и космических исследований, работавший над «Конкордом» и программой «Аполло» НАСА, профессор Британского университета Сити, почётный член многих Академий и научных обществ.
  • Фадзаев А. С. - двукратный Олимпийский чемпион, шестикратный чемпион мира, многократный чемпион Европы, победитель Суперкубка в Токио - 1985 г. и Игр доброй воли 1986 г., первый обладатель «Золотой борцовки», вручающейся лучшему борцу планеты.
  • Хадарцев, Махарбек Хазбиевич - двукратный Олимпийский чемпион, пятикратный чемпион мира, четырехкратный чемпион европы, многократный победитель Кубков Мира, Игр Доброй Воли и т.д.
  • Хетагуров К. Л. - основоположник осетинской литературы , поэт, просветитель, скульптор, художник.
  • Цаголов, Ким Македонович (1903-1976) - генерал-майор, удостоен 28 государственных наград и почетных знаков СССР, России, Афганистана, Польши. Награжден высшими знаками Советского комитета борьбы за мир - медалью «Борец за мир» и Российской академии естественных наук - «Рыцарь науки и искусств», несколькими почетными именными наградами министра обороны России и начальника Генерального штаба Вооруженных Сил России.
  • Хетагуров, Георгий Иванович (1903-1976) - генерал армии, Герой Советского Союза.
  • Царикати, Феликс - Заслуженный артист России, народный артист Северной Осетии, популярный исполнитель современных эстрадных песен.
  • Черчесов С. С. - российский футбольный тренер, ранее советский и российский футболист, вратарь, заслуженный мастер спорта России. Обладатель приза Вратарь года (приз журнала «Огонёк»): 1989, 1990, 1992, 2-е место в списке лучших футболистов СССР 1989 года по опросу еженедельника «Футбол». Черчесов является самым возрастным футболистом, выступавшим за сборную России.

Фотогалерея

Вопрос о том, кто осетины — мусульмане или христиане, и какая религия наиболее распространена в Северной Осетии, можно разрешить только рассмотрев историю этого народа, начиная с древних времен, когда на этой территории жили различные племена и этносы.

История осетинского народа

Осетины относятся к наиболее древним народностям Кавказа, имеющим специфическую религиозную культуру, достаточно сложную структуру обычаев и верований. На протяжении веков их религия сохраняла языческие корни, а затем под влиянием христианства персонажи языческих божеств у них прочно соединились с православными.

Поэтому ответы на вопросы, кем были осетины до принятия христианства и какие у них были религиозные воззрения, нужно искать в их исторических корнях, которые произошли от скифо-сарматов, основавших здесь государство Алания.

Жителями территории, где сейчас располагается Северная Осетия, были племена сарматов и алан, которые еще в IX-VII вв. до н.э. обосновались здесь, создав достаточно развитую «кобанскую» культуру, языком их общения был иранский. Позднее на эти поселения совершали набеги скифы и сарматы, которые ассимилировались и сформировали новые этнические группы.

Появление сарматского племени аланов случилось в I в. до н.э. и способствовало появлению Аланского государства в V-VI веках, основой правления которого служила военная демократия. В состав его входили не только нынешние осетинские территории, но и большая часть Северного Кавказа.

Столица Алании — городище Татартуп — располагалось недалеко от современного с. Эльхотово. На территории Аланского государства сложились 2 этнические группы:

  • протодигорцы (Асдигор) — западные территории Кубани, Пятигорья и Балкарии, их население поддерживало экономические и дружеские отношения с Византией;
  • протоиронцы (Ирхан) — восточные аланы (Северная Осетия, Чечня и Ингушетия), которые были ориентированы на Иран.

Христианизация в Аланской империи

В VI-VII вв. византийские проповедники появились в Алании, привнося черты православия в их жизнь и религию. Процесс христианизации являлся одной из форм отношений с Византией, которая преследовала свои политические цели. С помощью христианских епископов и священников империя начала расширять сферы влияния и власть на эти земли, действуя через местных вождей с помощью подкупов и подарков, наделяя их различными титулами.

Происходило это с целью уменьшить опасность нападения кочевых племен на границы Византии, которые в те времена населяли степные и горные регионы от Северного Кавказа и Меотиды до Каспийского моря. Поэтому империя старалась провоцировать конфликты между ними, а также пыталась заключить союз со степными народностями, чтобы противостоять Ирану.

Стратегическое положение территорий Аланского государства способствовало интересу империи к ее населению, которых они хотя и считали варварами, но с помощью христианства стремились укрепить с ним взаимоотношения. До середины VII в. независимая Алания была союзником Византии в противостоянии арабскому халифату на Кавказе.

После окончания арабо-хазарских военных действий сильно укрепилось политическое влияние Хазарского каганата, что было тактикой Алании, чтобы не попасть под власть арабских завоевателей.

Падение Византии, дружба с Грузией

В конце X в. аланы заключают союз с русами, обеспечив таким образом Киевскому князю Святославу победу над хазарами, что помогло государству освободиться от влияния каганата и арабов. В независимой Алании в X-XII вв. наступает период высшего политического, военного и культурного расцвета.

Большое влияние на христианизацию алан в эти годы оказали дружеские отношения с Грузинским царством, где правил царь Давид IV Строитель и царица Тамара. Они проводили активную просветительскую, миссионерскую и миротворческую политику во всем регионе. Важным моментом в истории упрочения христианства как религиозного мировоззрения осетин явилось появление Аланской митрополии. Грузинские миссионеры, пришедшие на земли осетин, занимались строительством небольших православных церквей, которые позднее стали превращаться в языческие святилища.

В Аланском государстве во 2-й половине XII в. начинается феодальная раздробленность, а затем после набегов татаро-монгол оно прекращает свое существование. В 1204 г. поход крестоносцев и взятие Константинополя привели к падению Византии.

Эпоха правления Золотой орды привела к изоляции осетинского населения, которые сохранилось только в районах горных ущелий, изолированное от остальных народов и государств. В период XII-XIII вв. произошло уменьшение влияния православия в регионе Северного Кавказа, основные массы населения придерживались полуязыческих верований, оставаясь оторванными от цивилизации.

Религия осетин — смешение христианства и язычества

Образуя горные сообщества, осетины долгие годы сохраняли языческую религию. Даже при последующем переселении на равнины они придерживались этих древних воззрений. По описаниям путешественников, посещавших их в прошедшие столетия и интересовавшихся тем, какую религию исповедуют осетины, было отмечено, что они придерживались смешанных религиозных обрядов.

В их религии переплелись православные традиции, почитание Иисуса Христа и Девы Марии с полуязыческими праздниками. Вместе с языческими божествами (Овсади, Аларды и др.) они поклонялись и Чиристи (И.Христос) и Мадии-Майрам (Божья Матерь) и т. д. Аланы отмечали православные праздники (Пасху, Сошествие Святого Духа и др.), строго придерживались постов, ходили на кладбище поминать усопших.

Народная религия осетин создана смешением христианства и язычества, отчасти — магометанства. Причем следование религиозным обрядам не всегда было точное, многое перепуталось и перемешалось, что связано с миссионерскими движениями не только христиан, но и мусульман.

Влияние Российской империи

Начиная с XVIII в. наступает следующий этап: христианство приходит из России. Православные миссионеры проповедовали религиозные догмы в самых отдаленных горных поселениях, привозя с собой товары на обмен и деньги для оплаты крещения. Причем горцы умудрялись креститься не только сами, но и домашних животных, чтобы получить больше монет.

Христианство осетин приняло своеобразную форму: они верили в Иисуса Христа, но также и в своих языческих божеств. В построенные еще грузинами храмы осетины не ходили, т.к. служба там велась на грузинском языке. И только в конце XIX в. стали появляться местные священники. После основания в 1880 г. Ардонской духовной семинарии, где обучались осетины, в поселениях на равнинах также начали возводить православные церкви, которые должны были противостоять распространившейся в эти годы мусульманской религии.

Осетины (мусульмане или христиане) жили в горных ущельях небольшими группами, продолжали отмечать свои традиционные праздники и молиться своим языческим божествам.

Мусульманство в Осетии

Сведения о проповедовании и принятии некоторыми семьями Ислама свидетельствуют о его распространении на территории Алании еще в VII-X вв., после арабских походов. По некоторым данным, уже во времена Золотой Орды функционировали минареты, один из которых — Татартупский — был разрушен в 1980-е гг.

Однако в официальной истории осетин принято считать, что мусульманство стали принимать богатые феодалы (дигорцы, тагаурцы, куртатинцы) от кабардинских князей только в XVI-XVII вв. Причем бедные горцы в то время оставались христианами, но постепенно также перенимали исламские идеи. К началу XIX в. большая часть семей были мусульманами, исключение составляли только Алагирское и Туальское сообщества.

Во время Кавказской войны (1817-1864) пропаганда мусульманской религии стала превалировать и исходила со стороны Дагестана: приезд посланцев имама Шамиля помог распространить Исламские идеи еще на 4 горных сообщества.

Во второй половине XIX в. российское правительство, следуя антиисламской политике, вынуждает мусульман поселяться отдельно от христиан для предотвращения дальнейшего усиления влияния этой религии. В исламских селах появились свои имамы, которые получали образование в Дагестане и Кабарде, началось распространение арабской письменности, выпускались религиозные издания. Длившаяся почти 50 лет Кавказская война вызвала частичное переселение горцев и осетин в Турцию.

Активная антимусульманская политика во времена Российской империи продолжилась после революции 1917 г. коммунистическим правительством наравне с пропагандой атеизма. В советское время Ислам подвергался гонениям и запретам.

Начиная с конца 80-х годов XX века наблюдается рост влияния мусульманской религии, что выражается в принятии Ислама осетинами, которые произошли из мусульманских семей.

Божества народной религии

Родная осетинская религия верует в существование Бога, который управляем миром (Бог богов). Ниже его есть другие божества:

  • Уацилла — бог грома и света (Громовник), имя произошло от библейского пророка Илии;
  • Уастырджи или Святой Георгий — самое важное божество, является покровителем мужчин и путешественников, врагом всех убийц и воров;
  • Тутир — правитель волков, люди верят, что уважая его, отводят волков от нападений на домашний скот и людей;
  • Фальвара — самое мирное и доброе божество, защитник домашнего скота;
  • Афсати — управляет дикими животными и покровительствует охотникам, выглядит белобородым стариком, сидящем на высокой горе, именно для него пекут традиционные 3 пирога, призывая удачу в жизни;

  • Барастыр — божество загробной жизни, который заботится о умерших как в раю, так и в аду.
  • Дон Баттир — водный правитель, владеющий рыбой и покровительствующий рыбакам.
  • Рынибардуг — божество, насылающее болезни и излечивающее их.
  • Алард — злой дух, который насылает массовые болезни — монстр со страшным лицом.
  • Хуыцауы Дзуар — покровительствует семье и старикам.
  • Мадии-Майрам — оберегает и покровительствует женщинам, образ взят из Святой Марии в христианстве.
  • Сау Дзуар — «черный» покровитель леса, защищающий от пожара и вырубки и т.д.

Религиозные праздники в Осетии

Многочисленные праздники в Осетии отличаются по форме проведения и содержанию, причем во горных селениях они отличаются своими правилами и обычаями. Основные религиозные празднества осетин следующие:

  • Ног Аз (Новый год) отмечается 1 января всей семьей, когда на стол выставляют угощения: традиционные 3 пирога, физонаг, фрукты и праздничные блюда. Для детей ставят елку с игрушками. Самый старший, сидя во главе стола, читает молитву Богу о благах, ожидаемых в наступающем году.
  • Доныскафан — отмечается через 6 дней, с утра все женщины берут кувшины «басылта» и идут за водой, где молятся о достатке и счастье в семье, проносят домой воду и обрызгивают все стены и углы, умываются ею. Считается, что такая вода способствует очищению души, ее заготавливают впрок.
  • Хайраджыты Ахсав — празднуется ночью, чтобы задобрить чертей, которые по древним преданиям когда-то жили вместе с людьми. В «Ночь чертей» принято резать козленка (курицу и т.д.), а кровь его закапывать, чтобы никто не нашел. Накрытый к полуночи стол с угощением оставляли сначала для «нечистых», а потом пировали всей семьей.
  • Куадзан (соответствует Пасхе) — отмечается окончание поста на первое воскресенье после полнолуния в апреле. Все приготовления идентичны православному празднику: красят яйца, готовят пироги, мясо. За праздничным столом старший в семье молится, обращаясь к Иисусу Христу обо всем, во что верят осетины: о благе для семьи, о поминании умерших родственников и др. Устраивается праздник всего села (кувд), общее веселье, танцы, ходили в гости по соседям.
  • Таранджелоз — относится к древнейшим традиционным празднованиям, отмечается через 3 недели после Пасхи. Таранджелоз — название божества плодородия, чье святилище расположено в Трусовском ущелье. Ему приносят жертвенного барашка, отмечается праздник несколько дней, устраиваются скачки для молодежи.
  • Никкола — имя древнего святого, известного со времен Алании, считается божеством хлебных злаков, которое помогает убирать урожай. Праздник приходится на вторую половину мая.
  • Реком — мужской праздник, названный по имени святилища, особенно почитаем среди горцев Алагирского ущелья. По традиции закалывается жертвенный барашек, устраиваются всенародные гуляния и спортивные состязания. На время проведения (7 дней) многие семьи переселяются во временные постройки, расположенные около Рекома, вокруг святилища устраиваются ритуальные танцы и шествия, за столы с угощением приглашаются соседи из других селений.

  • Уацилла — Бог-громовержец, заботящийся обо всем, что растет из земли, традиционный праздник земледелия со времен Алании. Святилища его расположены в разных местах, основное в Даргавсе на горе Тбау. Для праздничного стола пекут пироги, забивают барана, во время застолья возносят молитвы. В святилище может входить только жрец, который заносит подношения и чашу с пивом, сваренным специально к этому дню.
  • Хетаджы Бон — день Уастырджи, который помог кабардинскому князю Хетагу бежать от врагов, преследовавших его за принятие христианства. Празднуется в Святой Роще недалеко от с. Суадаг во 2-е воскресенье июля, это всенародный праздник с ритуалом жертвоприношения барана и застольем.

Религии в Осетии: XXI век

На вопрос о том, являются ли осетины мусульманами или христианами, можно ответить точно, посмотрев статистические данные, которые подтверждают, что 75% осетин являются православными христианами. Остальная часть населения исповедует Ислам и другие религии. Однако древние языческие обычаи практикуются до сих пор и прочно вошли в бытовые и семейные взаимоотношения представителей народа.

Всего в Осетии сейчас представлены 16 религиозных конфессий, среди которых присутствуют также пятидесятники, протестанты, иудеи и др. В последние годы предпринимаются попытки создания «неоязыческой» религии, альтернативной к традиционным верованиям, но опирающейся на родовые обряды и уклад жизни населения.

Центр христианства на Северном Кавказе

Северная Осетия является единственной христианской республикой на Северном Кавказе, во Владикавказе размещены епархии Российской православной церкви (РПЦ), которые объединяют верующих этого региона.

Родная религия осетин имеет свою национальную идентичность и может стать основанием для существования Православия в этой стране, которое хранит христианские ценности и наследие аланов. РПЦ во Владикавказе начинает работу над разработкой осетиноязычного богослужения, начав перевод христианских текстов на осетинский язык. Возможно, на родном языке традиции проводить православные богослужения возвратятся в древние церкви, разбросанные в горных поселениях.

Политика правительства Северной Осетии в составе Российской Федерации направлена на проповедование и упрочение православной веры среди осетин (мусульман или христиан).

Осетины – наследники древних иранских племен: сарматов и скифов. Территория Осетии в средних веках входила в состав могущественного экономически и культурно развитого государства Алания. Историки-этнографы отмечают тесное переплетение иранских и кавказских черт в области духовной и материальной культуры современного осетинского народа.

Общие сведения о жизни осетин

Коренного осетина можно узнать по продолговатой форме головы, темным или русым волосам, глазам преимущественно карего или серого цвета. Осетины принадлежат к европеоидной расе (кавкасионский тип).

Основным занятием жителей республики издревле было скотоводство и земледелие, в связи с чем здешняя местность славилась качественным производством масла, сыра, шерстяных изделий и т. д. Также развито здесь было и прикладное искусство: вышивка орнаментов, резьба по дереву и камню, ковка металла.

Среди религий осетины предпочитают православное христианство (57% опрошенных за 2012 год), вера предков – язычество (22%) и ислам (3%).

У осетин очень крепки родственные узы. Глава семьи стремился обезопасить ее от врагов и других невзгод, возводя надежные крепости, башни, замки и высокие заграждения. К сожалению, до наших дней родовые сооружения сохранились в лишь полуразрушенном виде.

Дружелюбность и толерантность осетинского народа не знает границ, о чем свидетельствует мирное проживание представителей разных национальностей на землях Северной Осетии.

Краткие факты «биографии» других народностей на североосетинской территории

Россияне. Русские казаки впервые появились в этих местах еще в 16 веке. Дабы обрести независимость и не подчиняться помещикам-узурпаторам, люди находили убежище в отдаленных уголках страны, где образовывали собственные мини-государства – казачьи станицы и слободы. В укрепленных селениях выбирались свои органы власти. Главным среди казаков был атаман, который руководил жизнью селения как в военную, так и в мирную пору. По происшествии некоторого времени казаки нашли общий язык с государственным правительством: станицы перешли под контроль российских властей, однако за ними сохранились все права и привилегии казаков. Приход советской власти встретил серьезное сопротивление со стороны большинства казачьих поселений, результатом чего стала жестокая расправа над казаками: во всем Северном Кавказе станицы были разрушены. Северная Осетия на съезде народов Терека сумела отстоять и защитить от уничтожения такие русские поселения как: Змейская, Архонская, Николаевская и Ардонская станицы.

Армяне. Торговые и культурные связи между Арменией и здешними землями были известны еще во времена существования Аланского государства. Чтобы защитить себя и свое имущество от грабителей и бандитов, армянские торговцы старались подружиться с местными жителями и путешествовать по незнакомой стране в их сопровождении. Начало 20 века припало на Первую мировую войну, в которой Турция и Россия оказались по разные стороны баррикад. Армяне преследовались во всей Турции, из-за чего те искали убежища в разных странах. Северная Осетия в те годы приютила не одну армянскую семью.

Греки. Основная часть греческого поселения появилась в Северной Осетии в первой половине 19 столетия. Под предводительством Спиридона Чекалова в Садон направилась группа греков, дабы осуществлять строительные проекты домов, мостов и дорог. Турецкие греки повторили судьбу армян в период Первой мировой войны: многие из них обрели мирную жизнь в здешнем крае. В столице Северной Осетии работали греческий театр и греческая школа.

Немцы. Немецкие поселения (Эммаус и Михайловское) возникают на территории республики во второй половине 19 века. Российский царь приглашал немецкие семьи с целью перенять их опыт безупречного ведения хозяйства.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Осетины. «Это мои горы», 2006


Общие сведения

ОСЕТ‘ИНЫ, ирон, дигорон [самоназвание; сохранились также этнонимы туалаг (двалы, группа Осетин Наро-Мамисонского региона) и хусайраг (хусары, группа Осетин в Южной Осетии)], - народ иранского происхождения, живущий на Кавказе, потомки алан, основное население двух республик Северная Осетия - Алания и Южная Осетия (основное население Северной Осетии, численность около 335 тыс. человек) и Грузии (основное население Южной Осетии, численность 65 тыс. человек); живут также в Кабардино-Балкарии (10 тыс. человек), в Карачаево-Черкесии (4 тыс. человек), Турции и других странах. Численность в России 402 тыс. человек.

По данным Переписи населения 2002 года численность осетин, проживающих на территории России, составляет 515 тысяч человек, по данным переписи 2010г. - 528 тыс. 515 человек. Нынешняя численность осетин - более 600 тысяч человек с учетом многочисленной диаспоры, живущей за пределами своей этнической территории. Северная часть осетин составляет основное население Республики Северная Осетия-Алания с центром в городе Владикавказе и входит в состав Российской Федерации. Южная часть осетинского народа живет на южных склонах Кавказского хребта (около 80 тысяч человек), центр Республики Южная Осетия (2008) в городе Цхинвал.

Основные субэтнические группы: иронцы и дигорцы (на западе Северной Осетии). Говорят на осетинском языке иранской группы индоевропейской семьи. Имеет 2 диалекта: иронский (лёг в основу литературного языка) и дигорский. Письменность (с 19 века) на основе русского алфавита, большинство осетин двуязычны (двуязычие - осетинско-русское, реже - осетинско-грузинское или осетинско-турецкое).

Верующие - православные, есть мусульмане. Большинство верующих осетин считаются православными, принявшими христианство несколькими этапами из Византии, Грузии и России. Часть осетин исповедуют ислам суннитского толка, воспринятый в XVII-XVIII веках от кабардинцев. Но значительная часть осетин фактически является приверженцами традиционных осетинских верований, испытавших значительное влияние христианства на определённых исторических этапах.

Цикл аудиолекций «Народы России» — Осетины


С Кавказом осетины связаны издавна. Уже со времен скифских походов в Переднюю Азию они упоминаются в грузинской хронике: именуются овсами (осами, отсюда русское название осетины). Формировался осетинский народ вместе с аборигенным населением Северного Кавказа (создателями кобанской культуры) и с пришлыми ирано-язычными народами - скифами, сарматами и особенно аланами. Этот процесс начался еще в I веке нашей эры. Мощный союз аланов, сложившийся на Кавказе, дал стимул к образованию осетинской народности.
Впервые гипотеза иранского происхождения осетин была выдвинута Яном Потоцким в XVIII в. и развита в первой половине XIX века Юлиусом Клапротом вскоре подтверждена языковыми исследованиями русского академика Андреаса Шёгрена.

Этноним дигор (ашдигор) впервые упоминается в "Армянской географии" (7 век). В этом же источнике названы двалы. Грузинский историк Леонтий Мровели (11 век) указывает на значение "Большой двальской дороги", проходившей из Грузии через территорию двалов на Северный Кавказ. Осетины - один из древних народов Кавказа. Уже со времён скифских походов в Переднюю Азию они именуются в грузинской хронике овсами (осами, отсюда русское название осетины). Сваны называли их савиар, мегрелы - опсами, абхазы - ауапс, чеченцы и ингуши - ири, балкарцы и карачаевцы - дюгер, кабардинцы - къущхьэ. Формирование осетинского народа связано с аборигенным населением Северного Кавказа (создателями кобанской культуры) и с пришлыми ирано-язычными народами - скифами, сарматами и особенно аланами (с 1 века нашей эры). В результате оседания последних на Центральном Кавказе коренное население восприняло их язык и многие черты культуры.

Сложившийся здесь мощный союз аланов (осы - в грузинских и ясы, сони - в русских средневековых источниках) положил начало образованию осетинской народности. В 13 веке аланское государство было разгромлено монголо-татарами, аланы оттеснены с плодородных равнин к югу, в горные ущелья Центрального Кавказа. На его северных склонах образовались 4 крупных "общества", восходящих к племенному делению (Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), на южных - множество более мелких "обществ", находившихся в зависимости от грузинских князей. Немало Осетин-алан ушло в Монголию и особенно в страны Восточной Европы (в Венгрии осела крупная компактная группа потомков алан, которая именует себя ясами, но утратила родной язык).

Уже с 40-х годов 18 века складывались русско-осетинские отношения. Русским правительством была создана "Осетинская духовная комиссия". Члены комиссии организовали осетинское посольство в Петербурге (1749-52), способствовали переселению Осетин в Моздок и моздокские степи для поселения и освоения новых земель. Осетины, испытывая острую нужду в земле, неоднократно обращались через комиссию с просьбой к русскому правительству о переселении их в предгорные районы Северного Кавказа. В 1774 Осетия вошла в состав России. Усилилась консолидация осетинской народности. В конце 18-19 веке началось переселение части Осетин с гор на равнины. Земли, переданные Осетинам российским правительством, закреплялись в основном за осетинской знатью.

После 1917 происходит массовое переселение Осетин на равнину. 20 апреля 1922 была образована Юго-Осетинская АО в составе Грузинской ССР, в 1924 - Северо-Осетинская АО, которая 5 декабря 1936 была преобразована в Северо-Осетинскую АССР в составе РСФСР. В 1990 Верховный Совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Республики Северная Осетия.

На равнине основное традиционное занятие - земледелие (пшеница, кукуруза, просо, ячмень и др.). В горах наряду с земледелием было развито скотоводство (овцы, козы, крупный рогатый скот). Традиционная система земледелия на равнине - трёхполье. Главное орудие в горах - рало с железным сошником, упряжкой с парой быков, на равнине - тяжёлый плуг, в упряжке которого было 8-10 волов. Скотоводство было важнейшим занятием, обеспечивавшим Осетин продуктами питания, сырьём, тягловой силой. Преобладало овцеводство и козоводство, на равнине - крупный рогатый скот, лошади. Были развиты домашние промыслы, ремёсла - производство сукна, овчины, мебели, посуды, резьба по дереву и камню, кузнечное, ювелирное, вышивка и др.

Традиционные поселения в горах (кау) - небольшие, кучевой или рядовой планировки, на равнинах - более крупные, уличной планировки. Основной строительный материал - камень, в лесистых ущельях - дерево. Дома одно- или двухэтажные, первый этаж для скота, крыши плоские, земляные. Внутри стены обмазывались глиной, с появлением печи с дымоходом белились. Пол земляной. Окна небольшие, четырёхугольные. Дома были многокомнатными, рассчитанными на большую семью. Столовая, совмещённая с кухней, имела открытый очаг с надочажной цепью (считались священными, как и центральный опорный столб, поддерживающий перекрытие) и делилась на мужскую и женскую половины. Для гостей устраивалось специальное помещение - кунацкая.

Памятниками традиционной архитектуры являются многоярусные (3-5 ярусов и более) боевые башни, замки (галуаны), жилые двух-, трёхэтажные башни (ганах), разнотипные склеповые сооружения (зоеппадз), языческие святилища (дзуар). В Южной Осетии распространены жилища с закрытой террасой и четырёхскатной крышей, первый этаж из камня, второй - из дерева. Менее зажиточные Осетины жили в турлучных (плетнёвых) и в саманных домах, крытых соломой или камышом.

Традиционная мужская одежда - черкеска с газырями, бешмет, рубаха, шаровары, бурка, шуба из овчины. Головные уборы - папаха из овчины или каракуля, башлык из сукна, козьего пуха, реже верблюжьей шерсти, войлочная шляпа с широкими полями. Обувь - ноговицы, сапоги, чувяки из кожи, сафьяна или сукна. Неизменная принадлежность мужского костюма - кинжал.

Женская повседневная одежда до 19 века по покрою почти идентична мужской; с проникновением элементов русской культуры становится более разнообразной. Праздничное платье, доходившее до пят, кроилось в талию с разрезом спереди и длинными нарукавниками, под ним - шёлковая юбка; носили короткий передник с широким поясом. К платью пришивались серебряные с позолотой украшения (нагрудники), аппликации. Круглая бархатная шапочка (свадебная) покрывалась лёгким ажурным платком.

Традиционная пища близка пище других народов Кавказа. В горах преобладали молочные и мясные блюда, на равнине - мучные и овощные. Из национальных мучных изделий большое распространение имеют пироги с мясом и с сыром, с начинкой из фасоли, тыквы, картофеля, капусты и т.д. Из молочных продуктов и блюд наиболее употребительны сыр, топлёное масло, кефир, различные каши на молоке. Особое место в рационе занимает дзыкка, приготовляемая из свежего сыра, смешанного с мукой. В Южной Осетии излюбленными овощными блюдами стали лобио и аджабсандал, воспринятые у грузин.

Наиболее почитаемым напитком является пиво, изготовлявшееся в горах исключительно из ячменя, а на равнине, кроме того,- из пшеницы и кукурузы. Пиво - древний напиток Осетин, по легенде оно изобретено нартовской героиней Сат‘аной. Его приготовляют обычно к большим семейным и общественным торжествам в огромных медных пивоваренных котлах. Распространена повсеместно арака (самогон) из кукурузы, а в Южной Осетии - различные вина.

Осетинское общество делилось на несколько социальных групп. В быту Осетин сохранились пережитки многих древних институтов. Среди них особенно выделялась кровная месть, распространявшаяся на близких и дальних родственников и тянувшаяся годами. Она возникала из-за земли, оскорбления чести дома или отдельных членов семьи, похищения женщин и т.д. Примирение завершалось выплатой виновной стороной большого количества скота и ценных вещей (оружия, пивоваренного котла и пр.) и устройством "кровного стола" для угощения сторон потерпевших. Обычаи гостеприимства, куначества, побратимства, взаимопомощи, аталычества мало отличались от аналогичных у других народов Северного Кавказа.

В осетинском быту сохранились многие установки родового строя, патриархальные устои. Например, такой принцип, как безусловное подчинение младшего старшему. В больших семьях многие вопросы решались на семейных советах. Главой семьи являлся старший по возрасту. Вместе с тем сохранилось немало элементов и матриархата. Старшие женщины по возрасту являются распорядительницами на семейных и общественных торжествах.

Пережитки родового строя проявлялись в делении на патронимии - малая (мыгкаг) и большая (оервадослтое). Большие семьи сохранялись даже в первые годы советской власти. Все вопросы решались на семейном совете. Права главы семьи были ограничены. Обычно главой был старший по возрасту. Обязанности между женщинами распределяла его жена или старшая женщина. Основной семьёй была малая семья. В ней господствовали патриархальные устои: безусловное подчинение младшего старшему, бесправие женщины. Вместе с тем сохранилось немало элементов матриархата. Особым уважением пользовалась пожилая женщина. Старшая женщина была распорядительницей на семейных и общественных торжествах.

Большинство Осетин исповедовало православие, проникавшее в 6-7 веках из Византии, позже из Грузии, с 18 века из России, меньшинство - ислам (воспринятый в 17-18 веках от кабардинцев); сохранялись языческие верования и обряды. Среди разнообразных жанров фольклора выделяются эпос о нартах, героические песни, предания, плачи. Во 2-й половине 19 - начале 20 века формируется осетинская интеллигенция.

В 1798 издана первая книга на осетинском языке ("Краткий катехизис"). В 40-х годах 19 века русским филологом и этнографом А.М. Шегреном составлены осетинская грамматика и осетинский практический алфавит на русской основе. На нём стала выходить духовная и светская литература, фольклорные тексты, школьные учебники, а также издана "Осетинская лира" ("Ирон фандыр"). До середины 1910-х годов в Осетии имелось более 200 начальных и средних школ, значительное число национальной интеллигенции, развивалась художественная литература, появилась драматургия, проза. В дальнейшем получили развитие образование, культура, искусство, здравоохранение, наука, созданы профессиональные театры, государственные ансамбли, художественные коллективы.

Б.А. Калоев

Очерки

Что народу отдашь, то не пропадет

Когда звучат слова «осетин», «осетинка», то почему-то сразу вспоминается картина, на которой изображена молодая и красивая женщина, а рядом с ней мужественный мужчина. Он — в традиционной черкеске с газырями, бешмете, бурке, на голове — папаха из овчины или каракуля. Молодая женщина одета в приталенное платье до пят, отделанное серебряными с позолотой украшениями. На голове у нее круглая бархатная шапочка, покрытая легким ажурным платком. Все строго и все красиво. И еще одна значительная деталь мужского осетинского костюма — кинжал. Это не только оружие, но и важная часть строгой мужской психологии.

Жизнь обычаем держится

Уже со времен скифских походов в Переднюю Азию овсы (осы, отсюда русское название осетины) упоминаются в грузинской хронике. Формировался осетинский народ вместе с аборигенным населением Северного Кавказа (создателями кобанской культуры) и с пришлыми ирано — язычными народами — скифами, сарматами и особенно аланами. Этот процесс начался еще в I веке нашей эры. Мощный союз аланов, сложившийся на Кавказе, дал стимул к образованию осетинской народности.В XIII веке монголо-татары разгромили аланское государство. Аланы были оттеснены с плодородных равнин в горные ущелья Центрального Кавказа. Немало осетин-алан ушло в Монголию, а также в страны Восточной Европы. На северных же склонах Кавказа образовалось четыре крупных сообщества, восходящих к племенному делению: Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское. В сороковых годах XVIII века устанавливаются русско-осетинские отношения. Процесс сближения происходит быстро, и в 1774 году Осетия уже входит в состав России. Нынешняя численность осетин — более 600 тысяч человек с учетом многочисленной диаспоры, живущей за пределами своей этнической территории. Северная часть осетин составляет основное население республики Северная Осетия-Алания с центром в городе Владикавказе и входит в состав Российской Федерации. Южная часть осетинского народа живет на южных склонах Кавказского хребта (около 80 тысяч человек), центр Южной Осетии — в городе Цхинвал.Особая строгость осетин зиждется на неукоснительном соблюдении обычаев. В фольклоре эта тема прописана очень тщательно:«На свете нет ничего старше обычая».«Жизнь обычаем держится».«Обычай — всему голова».«Обычай не стареет».В осетинском быту сохранились многие установки родового строя, патриархальные устои. Например, такой принцип, как безусловное подчинение младшего старшему. В фольклоре осетинского народа можно найти много суждений, подтверждающих устойчивость фундаментальных принципов рода, семьи:Кто предков своих не почитает, тот и сам недостоин почтения.Кто для своих матери и отца хорош, сильнее того на свете нет.Отцовский долг сын платит.Человек для своего потомства живет.Понять нравы и характер осетинского народа невозможно, не зная, что такое «аегъдау» — кодекс поведения.

Ныхас и фарн предков

Есть у осетин такое понятие «ныхас», буквально разговор. В центре любого осетинского аула имеется такое место, где собираются старики. Оно тоже называется ныхас. Все сложные вопросы решались здесь. На ныхасе осетины занимали места строго по старшинству. Когда возникала необходимость, то старейшина предоставлял право голоса и молодым людям.Благодаря таким выступлениям молодежь училась у стариков ораторскому искусству, а также почтительному отношению к старшим. И, что тоже немаловажно, во время работы ныхаса (это как бы древний парламент) молодые люди постигали нормы житейского права, знакомились с мировоззренческими основами своего народа и нравственными понятиями. Все наиболее сложные проблемы, например конфликты с соседними народами, а также вопросы, связанные с примирением сторон, участвующих в кровной мести, решались на ныхасе.На Северном Кавказе многие народы привержены старому патриархальному укладу жизни, но у осетин ситуация достаточно уникальная. Им удалось сохранить свой язык, культуру, религию, традиции почти в первозданном виде. Самое главное для всех осетин, в том числе и для ныне живущих, содержится в так называемом Фарне предков, Фарне народа. Понятие Фарн можно перевести на русский язык как все благое: счастье, благополучие, достаток, мир, тишина, благодать.

Папаха-мужчине, платок-женщине

В сознании осетина личное и родовое составляли единое целое. Каждый член родового коллектива считал себя ответственным за свой коллектив, а родовой коллектив, в свою очередь, считал себя ответственным за каждого своего члена. Осетины считают, что человека можно оскорбить и опозорить физически и морально. К физическим оскорблениям относится нанесение удара палкой или плетью. По народным понятиям палка существует только для собак, следовательно, ударивший мужчину палкой равняет его с собакой. Таким же унизительным оскорблением считается удар плетью. Ведь обычно плетьми били только бессловесных и бесправных рабов. Осетин чувствовал себя оскорбленным, когда кто-нибудь дотрагивался до его головного убора. Как бы беден ни был горец, шапку он всегда старался иметь хорошую, добротную. Ведь шапка по воззрениям осетин и вообще горцев — принадлежность настоящего мужчины. Соответственно, платок — принадлежность женщины. Когда хотели пристыдить мужчину за трусость, ему говорили, что он не достоин носить шапку. Поэтому пусть сменит ее на платок, и тогда не будет к нему претензий, предъявляемых вообще к мужчине. Так же болезненно реагировал осетин на словесное оскорбление жены, матери или умершего близкого человека. Нравы доклассового общества веками воспитывали в осетине гордость и мстительность. За оскорбление личности и человеческого достоинства осетин жестоко мстил своему врагу. Случаи преднамеренных убийств или нанесения оскорбления членам семьи, рода неминуемо вели к кровной мести. Вражда родов могла продолжаться веками, унося десятки жизней молодых мужчин. При этом даже в самые жестокие времена непримиримой вражды кровники никогда не трогали детей, женщин и стариков. Рано или поздно кровная вражда заканчивалась заключением мира. Порой требовалось огромное дипломатическое и ораторское искусство посредников, чтобы убедить враждующие стороны остановить бессмысленное кровопролитие. В пословицах осетинского народа мы находим такие красноречивые суждения: «Острие меча может растягиваться» (то есть кровная месть тянется долго). «Неизвестно, кто раньше поспеет — кровник-должник или кровник-мститель». «Месть совершается лишь на этом свете».

Путешествие с Нартом Созырко

Что же касается того света, то по представлениям осетин, это не совсем запредельная территория, куда живым вход запрещен. В осетинских сказаниях о нартах-героях есть стихотворный рассказ о том, как нарт по имени Созырко совершает путешествие в инобытие, в страну мертвых. И там, в загробном мире, он активно общается с предками. На русский язык это сказание перевел поэт Рюрик Ивнев. На наш взгляд, это очень поучительная история, в которой без ложного пафоса утверждается мысль, что за земные дела человеку всегда воздается по заслугам, но уже в иной жизни.

Это народ живущий на территории Кавказа, преимущественно в России. Основное население северной и южной Осетии. Считаются аланскими потомками. Себя они называют народом дигирон или ирон. Осетины в большинстве своем разговаривают на двух языках.

Численность населения

Всего в мире насчитывается около 700 тыс. представителей осетинов. Больше всего их проживает в РФ, около 530 тыс. человек:

  • Северная Осетия (460 тыс.);
  • Москва и область (14,5 тыс.);
  • Кабардино-Балкария (9 тыс.);
  • Ставрополь (8 тыс.);
  • Краснодар (4,5 тыс.);
  • Санкт-Петербург (3,2 тыс.);
  • Карачаево-Черкесия (3 тыс.);
  • Ростов-на-Дону и область (2,8 тыс.);
  • Тюмень и область (1,7 тыс.);
  • Красноярск (1,5 тыс.);
  • Волгоград и область (1 тыс).

А также в таких странах:

  • Южная Осетия (48 тыс. человек и составляют 80% всего населения государства);
  • Турция (37 тыс.);
  • Грузия (14-36 тыс.);
  • Узбекистан (9 тыс.);
  • Украина (4,8 тыс.);
  • Азербайджан (2,5 тыс);
  • Туркмения (2,3 тыс.);
  • Казахстан (1,3 тыс);
  • Сирия (700 чел.);
  • Абхазия и Киргизия (по 600 чел.);
  • Белоруссия (500 чел.);
  • Таджикистан (400 чел.).

Происхождение народности

Предками осетинов являются древние скифы, сарматы и аланы. Это одно и то же племя, только в разные века, их называли по-разному. Поселяясь на землях казахов, произошло смешание народностей (это и сыграло большую роль в формировании современных осетин). У них очень похожий язык, некоторые традиции и обряды. Но, как и в большинство народов, на процесс формирования современной народности прошло не мало времени (примерно 30 веков). У скифов и сарматов очень богатая история, первые упоминания датируются еще IV веком до н.э.

Родственные народности с осетинами — это ягнобцы и ясы а также некоторые .

Распределение по языковых группах

Осетинский язык — это единственный реликт, что сохранился со времен скифов и сарматов. Он делиться на такие категории:

  • индоевропейский язык;
  • индоиранская ветка;
  • иранская группа;
  • северо-восточная подгруппа.

Среди местных диалектов Северной Осетии различают иронский и дигорский диалект. Первые — больше распространённые, а их диалект заложен в литературное письмо. Кроме того на дигорском языке издаются книги. Но между собой эти диалекты сильно отличаются, как фонетически, так и лексически. В Южной Осетии ошибочно закрепилось название этноса, как кударцы. Но на самом деле, это лишь несколько десятков представителей с одноименной фамилией. Среди говоров различают кударо-джавский и чсанский осетинские языки. Кроме того в Южной Осетии признано 3 национальных языка:

  • осетинский;
  • грузинский;
  • русский.

Тогда, как на территории РФ распространено только двуязычие. Поэтому даже в диалектах Южной и Северной Осетии много отличия. В первой больше грузинского сходства, а во второй — русского.

Религиозность

Большинство осетин православные, почти 60% всей народности. Многим людям свойственно язычество. И совсем немного человек (всего 3 %) поддерживают ислам.

Описание народности

У коренного населения форма головы продолговатая, волосы темных оттенков, также, как и глаза (но не редко бывают и серыми). Осетины — яркий пример европеоидной расы.

Кухня

Кулинарные традиции начали вводить кочевые племена аланов. Очень ценится мясо, а также осетинские сыр и пиво. Среди любимых блюд — пироги (насгун, фидгун) и шашлык. Очень часто мясо тушат в сметане. Такие блюда, как калуа и бламык до нашего времени не сохранились в традициях. Но сегодня осетинская кухня вобрала в себя много элементов русской и европейских кухонь.

Культура и традиции

Осетины в древние века занимались скотоводством, реже ловили рыбу и охотились.

Костюмы в летнее и зимнее время могли отличаться. Но в основном одевали зауженные брюки мужчины, башмаки и бешмет. Женщины же носят платье с воротником, могут на голову одевать платок.

В семье глава старался чтобы его семья была защищена, ни в чем не нуждалась и являлся крепкой опорой для всех. Это сохранилось и по сей день.

Позор для осетин — пьянство за застольем. Также нельзя начинать кушать, пить и выходить з-за стола без разрешения старшин. Кто опаздывает на мероприятие, то садится в самый конец стола.

Гостеприимность и дружелюбие народа видны во всем. Особым доказательством тому есть — проживание иных народов на их землях. А суровые обычаи только закалили дисциплину и характер каждого осетина.