За это задание вы можете получить 1 балл на ЕГЭ в 2019 году
Тема задания 6 ЕГЭ по русскому языку - Образование форм слова в русском языке. В вопросе несколько небольших фраз или словосочетаний, одно или несколько из которых написано с ошибками. Приготовьтесь увидеть в этом списке фразы типа «Я поступил наиболее РЕШИТЕЛЬНО» или «ОБГРЫЗАННОЕ яблоко» - слова, на которые нужно обратить внимание, выделаются большими буквами, курсивом или другим способом. Ваша задача – найти ошибочный вариант построения формы слова и указать его. В каждом задании присутствуют фразы с «проблемными» словами всех частей речи, и неправильным может быть любое из них.
Задание № 6 ЕГЭ по русскому языку считается одним из самых объемных и сложных. Что нужно для его успешного выполнения? Требуется знать не только общие правила, но и типичные ошибки в словообразовании. К нашей общей удаче, большинство морфологических норм усваивается если не в в раннем детстве, то в начальной школе, и при подготовке к экзаменам они трудностей вызывать не должны. Однако разработчики вопросов к ЕГЭ постарались использовать в билетах такие слова, в употреблении которых допускают ошибки даже образованные взрослые. Выход из ситуации – только запоминать как образуются и склоняются сложные слова.
Это задание – на проверку общей грамотности ученика, потому для подготовки к нему вы можете использовать не только онлайн-тесты ЕГЭ по русскому языку или применяемые в наших школах учебники по этому предмету, но и любые словари. Кроме того, вы можете подмечать правильность словообразования при чтении художественной литературы, а также при просмотре фильмов и телевизионных передач. Балл за это задание прибавляется к остальным – предыдущим и последующим. Как вариант, вы можете проверить свои знания только по одной теме, решив задание № 6 ЕГЭ по русскому языку.
Наверное, это самое «неприятное»задание: здесь надо многое учить наизусть. Поступайте, как с заданием 4: отрабатывайте те моменты, в которых сомневаетесь, постепенно сужайте круг ошибок. Утешайте себя тем, что на экзамене вам дадут не десятки, а всего 5 слов.
Задание 6
Формулировка задания
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
НЕЛЕПЕЙШИЙ наряд
за СЕМЬЮ замками
пачка МАКАРОНОВ
в ДВУХТЫСЯЧНОМ году
ВКУСНЕЕ торта
Разнообразие грамматических ошибок, связанных с образованием формы слова, велико. Конкретных правил образования форм слов различных частей речи не существует, это вопрос сложившейся в языке практики. В работе над заданием 6 вам поможет память, речевой слух, терпение.
Мы предлагаем вам списки слов, сгруппированных по частям речи. Таблицы составлены так, чтобы все-таки облЕгчить вам запоминание. Читайте вслух правильные варианты и запоминайте. Следите за своей речью. Здесь, как и с заданием 4 по орфоэпии, важно неоднократное обращение к грамматическим нормам, привыкание к ним, и через некоторое время правильное образование слов не будет вызывать у вас затруднений.
Существительные в именительном падеже
Именительный падеж множественного числа с окончанием -Ы -И | Именительный падеж множественного числа с окончанием -А -Я |
Бухгалтеры | Адреса |
Возрасты | Векселя |
Выговоры | Вороха |
Диспетчеры | Директора |
Договоры | Доктора |
Инженеры | Катера |
Инструкторы | Кителя |
Компрессоры | Кузова |
Конструкторы | Купола |
Контейнеры | Н едра |
Лекари | Окорока |
Месяцы | Округа |
Плееры | Повара |
Полисы | Погреба |
Порты | Профессора |
Почерки | Пояса |
Пудели | Сорта |
ректоры | Стога |
Слесари | Сторожа |
Слоги | Тополя |
Снайперы | Хутора |
Столяры | Штемпеля |
Табели | Якоря |
Токари | |
Торты | |
Тренеры | |
Флигели | |
Фронты | |
Шофёры |
Запоминаем пары:
Корпусы (туловища) – корпуса (здания)
Лагери (политические) – лагеря (туристические)
Мужи (государственные) – мужья (в семьях)
Зубы (у человека) – зубья (у пилы)
Пропуски (пробелы) – пропуска (документы)
Образы (литературные) – образа (иконы)
Ордены (рыцарские) – ордена (награды)
Тоны (звуки) – тона (оттенки цвета)
Курица – куры
Полено – поленья
Судно – суда
Существительные в родительном падеже (Подставляем слово МНОГО)
Фрукты и овощи:
Одежда и обувь:
Бахил | Гольфов |
Ботинок | Джинсов |
Бутс | Лампасов |
Валенок | Носков |
Гетр | |
Кроссовок | |
Мокасин | |
Панталон | |
Погон | |
Сапог | |
Тапок | |
Туфель | |
Чулок | |
Шаровар | |
Шорт | |
Эполет |
Национальности:
Армян | Монголов |
Башкир | Таджиков |
Болгар | Хорватов |
Бурят | Якутов |
Грузин | |
Лезгин | |
Осетин | |
Румын | |
Татар | |
Турок | |
Туркмен | |
Цыган |
Группы людей по роду деятельности:
Единицы измерения:
Учим, учим, учим:
Окончание ОВ, ЕВ |
Нет окончания ОВ, ЕВ |
Бронхов | Гнездовий |
Георгинов | Запястий |
Заморозков | Копий |
Консервов | Кушаний |
Нервов | Ожерелий |
Рельсов | Оладий |
Верховьев | Печений |
Кореньев | Побережий |
Комментариев | Поверий |
Лохмотьев | Подземелий |
Низовьев | Ружей |
Платьев | Сидений |
Подмастерьев | Солений |
Устьев | Ущелий |
Хлопьев | Угодий |
Увечий |
Окончание ЕЙ |
Нулевое окончание |
Будней | Басен |
Гантелей | Брызг |
Кеглей | Вафель |
Ладоней | Дел |
ПростынЕй (простЫнь) | Кочерёг |
Распрей | Кухонь |
СкатертЕй | Макарон |
Чукчей | Манжет |
Яслей | Нянь |
ПЕтель | |
Сабель | |
Серёг | |
Сплетен | |
Сумерек | |
Цапель | |
Шпрот |
Род имен существительных
Мужской, средний род | Женский род |
Рояля, роялем | Антресолью |
Рельса, рельсом | Бандеролью |
Тюля, тюлем | Виолончелью |
Шампуня, шампунем | Мозолью |
Повидла, повидлом | Кроссовку, кроссовкой |
Плацкарту, плацкартой | |
Тапку, тапкой | |
ТУфлю, тУфлей |
Сравнительная и превосходная степень прилагательных и наречий
Внимание! Нельзя смешивать простую и составную форму. Более красивее, самый красивейший, наиболее тончайший – это грамматическая ошибка.
Склоняем числительные
40, 90, 100
Р. П. Д. п. Т. п. П. п. |
|
Сорок, девяносто, сто | Сорока, девяноста, ста |
50, 60, 70, 80
Р. П. «нет» |
Д. п. «дать» |
Т. п. «горжусь» |
П. п. «думаю о» |
пятидесяти | пятидесяти | пятьюдесятью | пятидесяти |
шестидесяти | шестидесяти | шестьюдесятью | шестидесяти |
семидесяти | семидесяти | семьюдесятью | семидесяти |
восьмидесяти | восьмидесяти | восемьюдесятью и восьмьюдесятью | восьмидесяти |
Здесь вызывает трудность творительный падеж. При склонении разделите числительное на две части и произнесите отдельно: восемью домами, десятью домами.
200, 300, 400 и 500, 600, 700, 800, 900
При склонении этих числительных разделите их на две части и вместо слова сот подставляйте нога. Их окончания совпадут: двух ног – двухсот; пятью ногами – пятьюстами.
двухсот | двумстам | двумястами | О двухстах |
трехсот | тремстам | тремястами | О трехстах |
четырехсот | четыремстам | четырьмястами | О четырехстах |
Пятисот | Пятистам | Пятьюстами | Пятистах |
Шестисот | Шестистам | Шестьюстами | Шестистах |
Семисот | Семистам | Семьюстами | Семистах |
Восьмисот | Восьмистам | Восемьюстами | Восьмистах |
Девятисот | Девятистам | Девятьюстами | Девятистах |
Различия в склонении составных количественных и порядковых числительных
У составных количественных числительных склоняется каждое слово, а у порядковых – только последнее. Сравните:
Нет двух тысяч пятисот сорока двух слов – нет две тысячи пятьсот сорокового чемодана;
Двумя тысячами пятьюстами сорока словами – две тысячи пятьсот сороковым чемоданом.
Порядковые числительные, заканчивающиеся на -сотый, -тысячный, миллионный, -миллиардный , пишутся в одно слово. Они похожи на сложные прилагательные: первая часть в таких словах стоит а родительном падеже. Сравните: трехсотого – трехголового; трехсотым – трехголовым; о четырехтысячном – о четырехметровом .
Полтора, полторы, полтораста
Собирательные числительные (двое, трое, четверо и т. д.) употребляются
1) с именами существительными, называющими лиц мужского пола, словами дети, люди, ребята: двое друзей, трое братьев;
2) с существительными, называющими детенышей животных: семеро козлят;
3) с существительными, имеющими форму только множественного числа: четверо, ножниц, трое брюк.
Оба (обоих, обоими, обоим) употребляется с существительными мужского и среднего рода: оба брата, обоих сердец .
Обе (обеих, обеими, обеим) употребляется с существительными женского рода: обе сестры, по обеим сторонам .
Местоимения
1. В русском языке не употребляются ихний, ихняя, ихние и т. п. Надо использовать его, её, их .
2. После предлогов у личных местоимений появляется буква Н: с ней, без него, для них.
Глаголы
- 1. Повелительное наклонение
лечь | ляг | лягте |
ехать | поезжай | поезжайте |
разъехаться | разъезжайся | разъезжайтесь |
ездить | езди | ездите |
положить | положи | положите |
трогать | трогай | трогайте |
махать | маши | машите |
класть | клади | кладите |
бежать | беги | бегите |
высыпать | высыпи | высыпите |
прополоскать | прополощи | прополощите |
- 2. Спряжение глаголов
ездить | езжу | ездит | ездят |
лазить | лажу | лазит | лазят |
махать | машу | машет | машут |
жечь | жгу | Жжёт, жжёшь | жгут |
испечь | испеку | испечёт | испекут |
стеречь | стерегу | стережёт | стерегут |
3. Суффикс –СЬ после гласных: встретились (неправильно встретилися ), договорились .
4. «Вежливое слово» - извините (неправильно извиняюсь )
5. По стричься, по скользнуться, по черк, но под черкнуть, на смехаться
6. Выздороветь – выздоровею
обессилеть – обессилею
7. Сохнуть –сох
промокнуть – промок
замерзнуть – замерз
окрепнуть – окреп
Деепричастие
У деепричастий несовершенного вида (что делая?) суффиксы -А, - Я: говоря (неправильно говорив ), скучая (неправильно скучав ).
У деепричастий совершенного вида (что сделав?) суффикс -В, -ВШИ: прочитав, поговорив (неправильно поговоря), обидевшись (не обидясь).
Вернемся к заданию . Проанализируйте каждый ответ, найдите в объяснении ту часть, где встретилось это или подобное слово. (Ошибка: МАКАРОНОВ. Правильно: МАКАРОН.)
В задании 6 вас просят найти пример с ошибкой в образовании формы слова. Задание 6 может выглядеть вот так:
Укажите вариант с ошибкой в образовании формы слова.
- их пальто
- красноречивые лекторы
- ветер колышет флаги
- у обоих подруг
Ниже приведен краткий перечень правил и тем, которые надо знать, чтобы справиться с заданием 6.
Ошибки в формах числительных
1. Склонение числительных. Вот правила, которые тестируются чаще всего:
При склонении числительных от 50 до 80, от 200 до 900 изменяются оба корня : семьдесят, семидесяти, семидесяти, семьюдесятью, о семидесяти; пятьсот, пятисот, пятистам, пятьюстами, о пятистах.
При склонении порядковых числительных изменяется только последнее слово : в две тысячи четырнадцатом году (нельзя: в двух тысячи четырнадцатом году).
Числительные полтора и полтораста (150) имеют формы косвенных падежей полутора и полутораста .
Для того чтобы научиться склонять числительные со вторым корнем «сто» (двести, триста, четыреста, пятьсот и т.д.), нужно воспользоваться словом «нота»: четырех нот — четырехсот, четырем нотам — четыремстам, четырьмя нотами — четырьмястами, о четырех нотах — о четырехстах. (См. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб., 1999)
2. Собирательные числительные двое, трое, четверо и т.д. не употребляются с существительными женского рода. Нельзя сказать трое подруг. Правильно говорить три подруги.
3. Оба и обе. Форма женского рода обе употребляется с существительными женского рода (обе актрисы, обе ладони) и с личными местоимениями мы, вы, они, если эти местоимения указывают на двух лиц женского пола (например, про двух балерин можно сказать они обе).
Существительные женского рода в косвенных падежах сочетаются с косвенными падежами от формы обе, а не оба. Нельзя сказать с обоих сторон, обоим дочкам, обоими руками, в обоих сумках. Правильные формы: с обеих сторон, обеим дочкам, обеими руками, в обеих сумках.
Формы существительных
1. Трудные случаи формы именительного падежа множественного числа Множественное число имен существительных
Слова мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже множественного числа имеют окончания -ы, -и (стол — столы, компьютер — компьютеры, переводчик — переводчики, мяч — мячи) или -а, -я (глаз — глаза, голос — голоса, стул — стулья). Некоторые слова имеют две формы множественного числа (например, годы и года). Не существует четких правил, которые определяли бы, какое окончание имеет форма множественного числа того или иного слова.
Слова с окончанием - ы , - и (прописная буква обозначает ударный звук)
лектор — лЕкторы — лЕкторов
инженер — инженЕры — инженЕров
шофЁр — шофЁры — шофЁров
бухгалтер — бухгАлтеры — бухгАлтеров
инспектор — инспЕкторы — инспЕкторов**
инструктор — инстрУкторы — инстрУкторов**
слесарь — слЕсари — слЕсарей**
токарь — тОкари — тОкарей**
конюх — кОнюхи — кОнюхов
договор — договОры — договОров**
возраст — вОзрасты — вОзрастов
крем — крЕмы — крЕмов
суп — супЫ — супОв
госпиталь — гОспитали — госпиталЕй и гОспиталей (равноправные варианты)
** В разговорной речи (не на ЕГЭ) допустимы варианты инспекторА, инструкторА, слесарЯ, токарЯ, договорА.
Слова с окончанием - а , - я
директор — директорА — директорОв
профессор — профессорА — профессорОв
доктор — докторА — докторОв
веер — веерА — веерОв
тетерев — тетеревА — тетеревОв
окорок — окорокА — окорокОв
якорь — якорЯ — якорЕй
катер — катерА — катерОв
Слово пропуск в значении «документ» образует множественное число пропускА, а в значении «что-то пропущенное» — множественное число — прОпуски.
Выберите ряд, в котором все слова имеют в форме им. падежа множ. числа окончание -ы или -и:
договор, шофёр, веер
лектор, профессор, инспектор
бухгалтер, инженер, возраст
директор, инструктор, доктор
2. Трудные случаи формы родительного падежа множественного числа
Родительный падеж множественного числа существительных
Попробуйте ответить на вопрос. Как правильно сказать: у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей или у рыб нет зуб?
В этой шутке есть большая доля правды: здесь представлены все три нормативных окончания формы род. падежа мн. числа:
ов (ев): столов, компьютеров, платьев, поленьев,
ей: морей, скамей, мышей, дочерей,
нулевое: башен, вишен, туч, ущелий, оладий, брызг.
Эта форма очень трудна, потому что что закономерности выбора окончания хотя и существуют, но их очень много — и они непоследовательны.
Так, одна из закономерностей заключается в том, что, если окончание в начальной форме существительного ненулевое, то в род. падеже мн. числа — нулевое и наоборот: тётя и много тёть, дыня — дынь, яблоко — яблок, окно — окон, но стол — столов, печь — печей, мать — матерей. Однако эта закономерность очень часто нарушается, сравните: один носок и пара носков; но один чулок и пара чулок; платье — платьев, море — морей.
Изредка встречаются случаи вариативные, когда норма допускает два варианта окончания:
баклажан и баклажанов, кедов и кед, свеч и свечей, туркменов и туркмен, простЫнь и простынЕй, будней и буден, граммов и грамм.
Слова с нулевым окончанием
обувь и одежда, надеваемая на ноги: чулки (пара чулок), сапоги (пара сапог), ботинки (пара ботинок), сандалии (пара сандалий), туфли (пара туфель); но пара носков
военные: гусары (нет гусар), партизаны (много партизан), солдаты (много солдат)
национальности: башкиры (много башкир), армяне (армян), болгары (болгар), осетины (осетин), цыгане (цыган)
слова на -ня, -ля: яблоня (нет яблонь), кухня (нет кухонь), вишня (нет вишен), вафля (нет вафель)
слова на -ца: блюдца (блюдец), полотенца (полотенец), щупальца (щупалец)
другие слова: погоны (нет погон), макароны (нет макарон), яблоко (нет яблок), сосиска (нет сосисок, а не сосисек), воскресенье (воскресений), ущелье (ущелий), оладья (оладий), ремесло (ремёсел), серьга (серёг), ведьма (ведьм), кочерга (кочерёг)
Слова с окончанием ов (или ев )
носки (пара носков) — в отличие от пары чулок, пары сапог и других вещей, надеваемых на ноги. В разговорной речи возможен и вариант пара носок
фрукты и овощи: абрикосов, апельсинов, бананов, лимонов, мандаринов, помидоров
консервы (консервов)
центнеров
казахов, хорватов
комментариев
Слова с окончанием ей
ясли (Яслей с ударением на первый слог); ноздри (ноздрей), клешнИ (клешнЕй), (пельмени) пельменей, падежи (падежей).
У некоторых слов нет именно формы род. падежа мн. числа (например, мечта, тахта). Нельзя сказать: «У нее было много разных мечт».
Выберите ряд, в котором все слова имеют в форме род. падежа множ. числа окончание ов:
Мачта, мечта, мама, клешня
Чулок, носок, слон, куртка
Вор, апельсин, хорват, помидор
Ремесло, оладья, пила, партизан
Выберите ряд, в котором все слова имеют в форме род. падежа множ. числа нулевое окончание:
Ведьма, консервы, армянин, осетин
Ноздря, ясли, щупальце, будни
Стол, погон, макароны, гусары
Цыган, воскресенье, глаз, солдат
3. Несколько существительных мужского рода с нулевым окончанием имеют в предложном падеже единственного числа два варианта окончания: -е и -у. При этом выбор окончания зависит от того, с каким предлогом употребляется слово:
в шкафу и на шкафу, но о шкафе
в порту и в аэропорту, но о порте и об аэропорте
в боку, но о боке
в лесу, но о лесе
на мосту, но о мосте.
Формы глаголов
1. Трудные глагольные формы Глаголы с чередованием в основе
Трудны некоторые формы настоящего времени с чередованиями в основе:
жечь — жгу, жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, жгут (неправильно: жгёт, жгём, жгёте)
течь — теку, течёшь, течёт, течём, течёте, текут
печь — пеку, печёшь, печёт, печём, печёте, пекут
молоть — мелю, мелешь, мелет, мелем, мелете, мелют
хотеть — хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят
ехать — еду, едешь, едет, едем, едете, едут (неправильно: ехаю)
колыхать — колышу, колышешь, колышет, колышем, колышете, колышут (возможен и вариант колыхаю, колыхаешь)
полоскать — полощу, полощешь, полощет, полощем, полощете, полощут (возможен и вариант полоскаю, полоскаешь)
лазить — лажу, лазишь, лазит, лазим, лазите, лазят (существует и глагол лазать с формами лазаю, лазаешь, лазает и т.д.)
изрешетить — изрешечу, изрешетишь, изрешетит, изрешетим, изрешетите, изрешетят, причастие изрешечённый.
махать — машу, машешь, машет, машем, машете, машут (в разговорной речи возможен и вариант махаю, махаешь)
В случае наличия в языке вариантов литературной нормы при выполнении заданий ЕГЭ следует указывать только один — основной (а не разговорный) вариант.
Отметьте предложения, в которых допущены ошибки:
Я лажу по скалам.
Ветер колышет траву.
Повелительное наклонение
Образование повелительного наклонения от некоторых глаголов может вызывать трудности:
лечь — ляг, лягте
махать — маши
полоскать — полощи
положить — положи (а слова ложи не существует)
класть — клади (а слова поклади не существует)
выйти — выйди
выправить — выправь и выправи (оба варианта возможны)
Глагол ехать не имеет формы повелительного наклонения. Неправильно: ехай, едь. Глагол ездить также не имеет формы повелительного наклонения. Неправильно: езжай. Можно образовать форму повелительного наклонения только от другого глагола — поехать: поезжай.
Отметьте словосочетания, в которых допущены ошибки:
ляг на траву
помахай на прощание
едь быстрее
регулярно полощите рот
Несуществующие глаголы
Запомните: глаголов вылазить, залазить в русском литературном языке не существует! Правильно: вылезаю (а не вылажу), залезаю.
Глагола ложить тоже не существует! Правильно: класть (видовая пара класть — положить).
Другие трудные случаи
У некоторых глаголов отсутствуют определенные формы. В этом случае говорят о дефектной парадигме глаголов. Например: у глаголов победить, убедить, дерзить, чудить нет формы 1 лица единственного числа. Однако у глагола пылесосить она есть (пылесошу), хотя и употребляется редко.
Глагол жаждать образует формы жажду, жаждешь, жаждет и т.д. В разговорной речи возможен и вариант жаждаю, жаждаешь, жаждает.
У глагола вымокнуть формы прошедшего времение вымок, вымокла. Неправильно: вымокнул.
2. От глаголов совершенного вида образуются только деепричастия совершенного вида, а от глаголов несовершенного вида — только деепричастия несовершенного вида. Например, от глагола совершенного вида заменить нельзя образовать деепричастие заменя (правильная форма — заменив), а от глагола несовершенного вида держать нельзя образовать деепричастие держав (правильная форма — держа).
Формы прилагательных и наречий
1. Способы образования сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий.
Сравнительная степень прилагательных (и наречий на -о, -е) может быть образована одним из двух способов:
с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше: умнее, тише, старше
с помощью слов более и менее: более умный, более тихий, менее громко, более старый.
Эти два способа никогда не используются вместе. Нельзя сказать он более умнее или говори более тише.
Превосходная степень прилагательных (и наречий на -о, -е) может быть образована одним из трех способов:
с помощью суффиксов -ейш-, -айш-: умнейший, тишайший
с помощью слов самый, наиболее и наименее: самый умный, наиболее тихий, наименее интересно
с помощью сравнительной степени прилагательного и слова всех: умнее всех, тише всех.
Эти способы тоже никогда не используются вместе. Нельзя сказать самый умнейший студент. Кроме того, не употребляются вместе сравнительная и превосходная степень. Нельзя сказать он бежит наиболее быстрее или более тяжелейший случай.
2. У прилагательных на -кий формы сравнительной степени, как правило, заканчиваются на -че: звонче (а не звончее), жёстче, ярче, горче (и горше в значении «горестный»), громче, жарче, крепче, резче.
Формы местоимений
1. В литературном русском языке нет местоимения ихний. Правильно говорить их : их кот, их кошка, их котята.
Употребление местоимений
Местоимения их, его и её
Принадлежность 3 лицу множ. числа (то есть им — родителям, друзьям, коллегам, одноклассникам, соседям) выражается местоимением их .
Это местоимение неизменяемое. Слово, к которому оно относится, может быть любого рода и может быть употреблено в любом числе и падеже — в любом случае местоимение их останется неизменным.
их кот, их обезьяна, их удивление, их дети
их кота, их коту, с их котом, об их коте
Местоимение ихний (ихняя, ихнее, ихние) относится к просторечной лексике. Употреблять его рекомендуется только писателям при описании сцен из народной жизни.
То же самое касается местоимений евоный и ейный. Это грубые просторечные ошибки, недопустимые ни в устной, ни в письменной речи. Правильно говорить его и её.
Склонение местоимения она
Местоимение она в родительном падеже имеет форму её, а с предлогами — неё. Форма родительного падежа ней —просторечная ошибка, и употреблять ее не следует.
Обратите внимание на то, что речь идет именно о родительном, а не о творительном падеже. В творительном падеже ней — литературная норма. Например, предложение «Мы с ней просто друзья» полностью соответствует литературной норме.
У нее много друзей. Нельзя: «У ней много друзей».
В XIX веке форма родительного падежа ней была литературной нормой, но постепенно у неё появился просторечный оттенок.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
(Ф.И. Тютчев, 1866 г.)
А вот пример употребления слова ней (вместо неё) в художественном тексте — автор использует прием стилизации, поскольку пишет от лица «необразованного» персонажа:
А у ней — широкая натура,
А у ней — открытая душа,
А у ней — отличная фигура,
А у меня в кармане — ни гроша.
(В. Высоцкий)
Ихнее мнение здесь никому не интересно.
Её мнение тоже никого не волнует.
Отметьте все предложения, соответствующие современной литературной норме.
У неё отличная фигура.
У ней нет ни стыда ни совести.
К ней пришли гости.
ВАРИАНТ №1
1. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ДВОЕ влюбленных
строгие ИНСПЕКТОРА
ОБЕИМИ страницами
пара ДЖИНСОВ
пять КИЛОГРАММОВ
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОЛУТОРА метрами
стадо из СЕМИСОТ голов скота
об ОБЕИХ книгах
пара САПОГОВ
новые ДРАЙВЕРЫ
Ответ ________________________
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
с ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ костюмами
пачка МАКАРОН
к десятому АПРЕЛЮ
ОБЕИХ гусынь
в СОРОКА регионах
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ТРОЕ волчат
свыше ЧЕТЫРЁХСОТ метров
ягоды стали СЛАЖЕ
нет ПОЛУТОРАСТА книг
перед пятым ИЮНЯ
Ответ ________________________
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ДВОЕ сирот
менее ДЕВЯНОСТО одного процента
ЛЯГТЕ (на пол)
пара НОСКОВ
ИХ работа
Ответ ________________________
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
горячие СУПЫ
любимые ПРОФЕССОРА
наиболее РЕШИТЕЛЬНЕЕ
в ДВУХСТАХ метрах
на ИХ территории
Ответ ________________________
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ОБОИМИ студентами
БОЛЬНАЯ мозоль
пять АПЕЛЬСИНОВ
ПРИЕДЬ быстрее
для СЕМИСОТ детей
Ответ ________________________
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ОБГРЫЗАННОЕ яблоко
ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ рублями
ЧЕТВЕРО суток
ЧЁРНЫЙ тюль
пара БОТИНОК
Ответ ________________________
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
в ОБЕИХ странах
ПОЛОЖИТЕ сумки
с ПЯТИДЕСЯТЬЮ рублями
пара ЧУЛОК
тонна ПОМИДОРОВ
Ответ ________________________
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ШЕСТЬЮСТАМИ учениками
ЛЯГТЕ на диван
много БАКЛАЖАНОВ
пирог с ПОВИДЛОЙ
КЛАДИТЕ на место
Ответ ________________________
ВАРИАНТ №2
1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
опытные ШОФЁРЫ
одной ТАПКОЙ
в ОБОИХ государствах
без КОММЕНТАРИЕВ
ПОВАРЫ вкусно готовили
Ответ ________________________
2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
КЛАДИТЕ на полку
более УМНЕЕ
менее ПЯТИДЕСЯТИ рублей
ПОЕЗЖАЙ сегодня
несколько ПОЛОТЕНЕЦ
Ответ ________________________
3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пять АМПЕР
на ширине ПЛЕЧ
цветок быстро УВЯНУЛ
ТРЕМЯСТАМИ дисками
почти в СТА странах
Ответ ________________________
4. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
почётные ТИТУЛЫ
мы ХОЧЕМ
ПРОПОЛОЩИ бельё
ЛАЖУ по крышам
ПОЛОЖИ на стол
Ответ ________________________
5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
килограмм ВАФЛЕЙ
ОЛИМПИЙСКИЙ Сочи
согласно ПРИКАЗУ
скучает по ВАС
свыше СЕМИСОТ страниц
Ответ ________________________
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
опытные ТРЕНЕРЫ
двадцать ПЕТЛЕЙ
килограмм ПОМИДОРОВ
лучшие ИНЖЕНЕРЫ
много КОЧЕРЁГ
Ответ ________________________
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
нет ЦЫГАН
ТРОЕ медвежат
сильно ЖГЁТСЯ
двадцать ГРАММОВ
к первому СЕНТЯБРЯ
Ответ ________________________
8. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
килограмм БАНАНОВ
отряд ПАРТИЗАН
лампочка ЗАЖЖЕТСЯ
двое ГРУЗИН
ЕХАЙТЕ в город
Ответ ________________________
9. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пять СОТНЕЙ книг
СЫПЛЕТ снегом
горсть ВИШЕН
порция ПЕЛЬМЕНЕЙ
ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями
Ответ ________________________
10. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
палец с МОЗОЛЕМ
около ПОЛУТОРАСТА книг
бочки без ДОНЬЕВ
современные ПРИНТЕРЫ
у ОБЕИХ сестёр
Ответ ________________________
Ответы
Вариант 1Задание № 6 ЕГЭ по русскому языку проверяет знания ученика по теме образования форм слова (морфологические нормы). Будет предложено несколько словосочетаний, в котором нужно найти ошибку. Необходимое слово будет выделено жирным шрифтом. Обратите внимание на слова: “Граммов”, “Килограммов”, “Джинсов”, “Договоры”, “тОрты”, “бАнты”, “шАрфы”. Необходимо уделить большое внимание числительным, так как числительные - одни из самых сложных частей речи, встречающихся в данном задании.
Задание № 6 ЕГЭ по русскому языку не такое легкое, как может показаться на первый взгляд. Вам нужно обязательно выучить единые принципы словообразования, понимать, какие ошибки можно сделать в них.У русских изменяемых слов большое количество морфологических норм. Радует, что дети запоминают эти нормы в раннем возрасте, и у многих не возникает трудностей с подготовкой к ЕГЭ по данному заданию. Но есть такие формы, с которыми не могут справиться даже старшие. В этом случае ученикам помогут перечни морфологических норм, которые можно отыскать в интернете.
Закрепим, что именно проверяет задание № 6 ЕГЭ по русскому языку:
- Формы существительных, глаголов;
- Степени сравнения прилагательных;
- Склонение числительных и местоимений по падежам;
- Формы образования причастий, деепричастий.
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ. Как проходит обучение?
Отзывы наших пользователей
Не секрет, что грамотная и систематизированная подготовка к ЕГЭ - залог получения заветных высоких баллов, которые служат пропуском во взрослую жизнь, к мечте, приблизиться к которой поможет центр онлайн-подготовки к ЕГЭ "Novisse". Он выделяется среди прочих подобных организаций простотой, академичностью и компетентностью препод...
Не секрет, что грамотная и систематизированная подготовка к ЕГЭ - залог получения заветных высоких баллов, которые служат пропуском во взрослую жизнь, к мечте, приблизиться к которой поможет центр онлайн-подготовки к ЕГЭ "Novisse". Он выделяется среди прочих подобных организаций простотой, академичностью и компетентностью преподавателей; учебный материал уже не кажется страшным "винегретом" терминов, правил и исключений, особенно, когда его преподносит человек, которому самому интересен предмет и который легко способен вдохновить ученика на продуктивную деятельность. Качественные презентации быстро запоминаются и выстраиваются в голове в стройный ряд знаний, а подобранные практические задания помогут "набить руку" в решении экзаменационных вопросов. Такой формат видеолекций удобен для занятых выпускников из разных городов, нацеленных на достойный результат своих стараний. Я благодарна "Novisse" за качественную подготовку к ЕГЭ, харизматичных квалифицированных преподавателей и новые удивительные открытия! Учиться, нельзя прокрастинировать!
Отзыв полезен?
Отзыв полезен?
Честно говоря, мне очень нравятся ваши вебинары!
Во-первых, всё доступно объясняется. Не даётся какой-то лишней информации
Во-вторых, мне радует, что после каждого занятия идёт практика.
В-третьих, подобрано очень удобное время и день!
Ну, а в-четвёртых, преподаватель очень хороший! Читая биографию, я могу смело доверять этом...
Честно говоря, мне очень нравятся ваши вебинары!
Во-первых, всё доступно объясняется. Не даётся какой-то лишней информации
Во-вторых, мне радует, что после каждого занятия идёт практика.
В-третьих, подобрано очень удобное время и день!
Ну, а в-четвёртых, преподаватель очень хороший! Читая биографию, я могу смело доверять этому учителю.
Хотела бы сказать спасибо за то, что проводите столь интересные и полезные занятия! И я уверена, что благодаря вашим занятиям я смогу набрать высокие баллы!
Отзыв полезен?
Очень классный вебинар😍 безумно понравился.и учитель замечательный,понимаю с полуслова😊Дальше буду заниматься вместе с Вами:)
Отзыв полезен?
Отзыв полезен?
Спасибо мастер группе по русскому языку!:* ❤ До занятия с вами,я не знала русский вообще:(мне было так тяжело понимать задания,я не знала и не понимала ничего,но Благодаря замечательному учителю Татьяне Николаевне, я поняла одно! Что смогу русский сдать на престижный балл ❤ ребята,кто сейчас читает,скорее бегите записы...
Спасибо мастер группе по русскому языку!:* ❤ До занятия с вами,я не знала русский вообще:(мне было так тяжело понимать задания,я не знала и не понимала ничего,но Благодаря замечательному учителю Татьяне Николаевне, я поняла одно! Что смогу русский сдать на престижный балл ❤ ребята,кто сейчас читает,скорее бегите записываться ❤ ❤ ❤ скорее начинаете подготовку с профессионалами! Ведь образование -это главное,к чему стоит стремиться ❤ :)
Отзыв полезен?