Задания "подготовка к олимпиаде по русскому языку". как эти слова называются. Дайте толкование выделенных слов

10класс. 1.

    Образуйте нарицательные существительные со значением «житель данного города, местности».

Псков, Харьков, Камчатка, Палех, Старая Русса, Тамбов. Архангельск, Одесса, Кострома, Киев, Пинск, Курск. Баку, Пермь, Рим, Минск, Франция, Холм. Уфа, Крым, Омск, Полесье, Тула, Устюг.

    Определите значение заимствованных слов.

Утилитарный, экспансия, секьюрити, теолог, бестселлер, инвестиция, экстремизм, электорат, имидж.

3. Какие части речи в русском языке могут иметь значения количества? Докажите примерами.

4. Запишите числительные словами, поставив их в нужную форму.

От 264; с 467; от 875; в 2010 году; о 379; о 540; с (полтора) рублями, за 818, около 436.

5. Разберите по составу .

6.

Полковой командир в ту самую минуту как услыхал стрельбу и крик сзади понял что случилось что-нибудь ужасное с его полком и мысль что он примерный много лет служивший офицер мог быть виновен пред начальством в оплошности или нераспорядительности так поразила его что в ту же минуту забыв и непокорного полковника-кавалериста и свою генеральскую важность он ухватившись за луку седла и шпоря лошадь поскакал к полку под градом пуль осыпавших но счастливо миновавших его.

7. Образуйте все возможные формы степеней сравнения от следующих прилагательных . Хороший, честный, деревянный, плоский.

8. Какие из приведенных ниже слов этимологически родственны заимствованному в 18 веке из французского языка слову тур - «круговое движение»? (французское tour - движение с возвратом на место отправления). Аргументируйте свой ответ.

Турне, контур, турнир, агентура, туризм, турок, турникет, архитектура, антураж.

9. В каждой из приведенных групп три языка из четырех являются родственными, а один относится к другой языковой семье или группе. Выпишите названия «лишних» языков.

1) грузинский, осетинский, иранский, таджикский.

2) эстонский, латышский, финский, венгерский.

3) азербайджанский, турецкий, чувашский, армянский.

4) французский, немецкий, молдавский, португальский.

5) украинский, литовский, польский, болгарский.

10. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

О(кк,к)упация, криста(лл,л)ический, грима(с,сс)а, гу(мм,м)анизм, ма(с,сс)он, ко(лл,л)ичество, дра(м,мм)атический, а(п,пп)е(лл, л)яция, ко(р,рр)идор, кава(л,лл)ерист, кро(сс,с)овки, а(нн,н)отация, а(л,лл)юминий, и(м,мм)итация, компроми(сс,с)ный, гро(с,сс)мейстер, те(р,рр)а(с,сс)а, су(р,рр)огат.

Ответы. 1.

1. Пскович, харьковчанин, камчадал, палешанин, старорусец, тамбовец. Архангелогородец, одессит, костромич, киевлянин, пинчук, курянин. Бакинец, пермяк, римлянин, минчанин, француз, холмич. Уфимец, крымчак, омич. Полещук, туляк, устюжанин.

2. Утилитарный – узко практический; экспансия – захват; расширение

секьюрити – охранник; теолог – богослов; бестселлер – наиболее продаваемая книга

инвестиция – долгосрочное вложение капитала в какое-нибудь дело

экстремизм – приверженность к крайним взглядам и мерам

электорат – круг избирателей, голосующих за какую-нибудь политическую партию на выборах

имидж - образ; представление (часто целенаправленно создаваемое) о чьем-либо внутреннем и внешнем образе.

3. Значения количества могут иметь, кроме числительных, сущ. (дюжина); прилагательные (восьминогий, тройной); глаголы (утроить), их формы (сдвоенный, раздваиваясь), наречия (втрое). Значения неопределенного количества могут иметь местоимения (с несколькими шариками).

4. От двухсот шестидесяти четырех; с четырьмястами шестьюдесятью семью; от восьмисот семидесяти пяти; в две тысячи десятом году; о трехстах семидесяти девяти; о пятистах сорока; с полутора рублями, за восемьсот восемнадцать, около четырехсот пятидесяти шести.

5. Разобрать по составу.

Безысходность, восходящий, обходительный, проходимец, переходность, лисий, предосенний, убеждая, восхождение.

6. Расставьте знаки препинания в предложении, постройте его схему, подчеркните основы, дайте характеристику всего предложения и каждой его части.

Полковой командир в ту самую минуту, как услыхал стрельбу и крик сзади, понял, что случилось что-нибудь ужасное с его полком, и мысль, что он, примерный, много лет служивший офицер, мог быть виновен пред начальством в оплошности или нераспорядительности, так поразила его, что в ту же минуту, забыв и непокорного полковника-кавалериста, и свою генеральскую важность, он, ухватившись за луку седла и шпоря лошадь, поскакал к полку под градом пуль, осыпавших, но счастливо миновавших его.

7. Хороший – лучше, более хороший, лучший, самый хороший. Честный – честнее, более честный, честнейший, самый честный. Деревянный – относительное. Плоский – площе, более плоский, нельзя, самый плоский.

8. Турне – путешествие по круговому маршруту. Контур – внешние очертания, обведение вокруг чего-либо. Турнир – первоначально: рыцарские игры – движение в круге; теперь - соревнования по круговой системе. Туризм – путешествие, поездки, походы. Турникет – специально вращающееся устройство, устанавливаемое в проходах. Антураж – окружение, окружающая среда.

Остальные слова не имеют связи.

9. грузинский. Он относится к картвельской группе кавказских языков. Иранская группа: азербайджанский, фарси, курдский, осетинский, таджикский.

Латышский (Финно-угорские языки: финский, венгерский, карельский, эстонский, удмуртский),

Армянский язык (тюркские языки: азербайджанский, узбекский, казахский, киргизский, башкирский, туркменский, якутский, чувашский, каракалпакский, турецкий).

Немецкий (романская: испанский, итальянский, каталонский, молдавский, португальский, румынский, французский).

Литовский (остальные – славянские)

10. Оккупация, кристаллический, гримаса, гуманизм, масон, количество, драматический, апелляция, коридор, кавалерист, кроссовки, аннотация, алюминий, имитация, компромиссный, гроссмейстер, терраса, суррогат.

10 класс. 2.

1. Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужную форму.

    Болезненный, тяжелый сон называют…

    В освоении космоса у России есть неоспоримый…

    Волокиту и дамского угодника в честь героя романа Ричардсона называют…

    Восстановление прав и честного имени, а иногда лечение после продолжительной болезни называют…

    Каждый из нас, склонный к лености и праздности, в душе немного…

    Если вам не могут дать требуемое, то, скорее всего, предложат…

    Исключительное право человека или организации – это…

Остальные слова перепишите. Уточните их лексическое значение.

Д..в..львация, с..б..рит, д..гр..дация, р..аб..литация, л..т..ргический, пр..ор..тет, л..в..лас, пр..р..гатива, м..л..нхолия, п..н..гирик, п..рл..мутр, ф..л..нтроп, экв..в..лент, ..м..нс..пация.

    Вставьте пропущенные буквы, выделите суффикс причастий.

Замеш..ое тесто, окно занавеш..о, вымен..ый нож, прострел..ый щит, измер..ая площадь, стены сплошь увеш..ы картинами, взвеш..ый товар, смеш..ые краски, расстрел..ый партизан, выкач..ый из сарая велосипед, свал..ый мусор, увид..ый берег, закле..ый конверт, мука просе..а, вода откач..а, взлеле..ая мечта, задерж..ый преступник, зате..ая игра.

    Как называется раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного произношения? Какой звук произносится на месте выделенных букв? Почему?

О азис, б о а, фламенк о , б о монд, ватерпол о , вет о .

    Поставьте ударения.

Апостроф, асимметрия, анатом, базироваться, банты, бантов, баржа, благовест, бронировать билет, бронировать стекла, бряцать, включишь, втридорога, верба, гофрированный, к деньгам, с деньгами, джинсовый, гербовый, газировать, гастрономия

    Образуйте все возможные причастия и деепричастия от данных глаголов.

    Разберите по составу.

    Расставьте знаки препинания в предложении, постройте его схему, подчеркните основы, дайте характеристику всего предложения и каждой его части.

Перед вечером когда уже после многих споров и ошибок генералов зашедших не туда куда надо после рассылок адъютантов с противупоказаниями стало ясно что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет Кутузов огромная свита сопровождала его выехал из Красного и переехал в Доброе куда была переведена в нынешний день главная квартира.

    Разделите славянские языки на две группы: а) использующие кириллический алфавит; б) использующие латинский алфавит. Каким историческим фактором это объясняется?

    Определите тип склонения данных существительных:

Часовой, герой, планетарий, лесничий, знамя, судья, дитя, полюшко, Полюшка, пустошь, плакса, Дюма, млекопитающее, чудовище, ущелье, портье, мозоль, ковыль, гость кость.

    Исправьте лексические ошибки.

Лесистая чащоба, цивильное государство, редакторская правка, оплатить проезд, уплатить за проезд, сыскать уважение, буднее платье.

Ответы. 2.

1. 1) летаргический 2) приоритет 3) ловелас 4) реабилитацией 5) сибарит 6) эквивалент

7) прерогатива

Девальвации – денежная реформа, при которой уменьшается официально золотое содержание денежной единицы страны или понижается ее курс. Утрата ценности, обесценивание.

Деградация – постепенное ухудшение, вырождение, упадок.

Меланхолия – 1) депрессия 2) уныние, тоска.

Панегирик – восторженная, неуместная похвала.

Перламутр – внутренний слой раковин моллюсков, состоящий из углекислого кальция с примесью органических соединений.

Филантроп – человек, занимающийся благотворительностью.

Эмансипация – освобождение от зависимости, угнетения. Уравнивание в правах.

2. Замешенное тесто, окно занавешено, выменянный нож, простреленный щит, измеренная площадь, стены сплошь увешаны картинами, взвешенный товар, смешанные краски, расстрелянный партизан, выкаченный из сарая велосипед, сваленный мусор, увиденный берег, заклеенный конверт, мука просеяна, вода откачана, взлелеянная мечта, задержанный преступник, затеянная игра.

3. орфоэпия.

Звук о, так как слова иностранные, не до конца освоенные системой русского языка.

4. Апостр о ф, асимметр и я, ан а том, баз и роваться, б а нты, бантов, б а рж а , бл а говест, брон и ровать билет, бронировать стекла, бряц а ть, включ и шь, втр и дорога, в е рба, гофрир о ванный, к деньг а м, с деньг а ми, джинс о вый, г е рбовый, газ и ровать, гастрон о мия

5. спать – спящий, спавший, спя. Читать – читающий, читавший, читаемый, читанный, читая. Выстрелить – выстреливший, выстрелив. Оторвать – оторвавший, оторванный, оторвав.

6.Разберите по составу.

Камень, каменистость, закаменеть, закаменелый, окаменение, окаменев. Гибкий, согнуть, сгибать, согбенный, согни. Вспоминать, помянуть, упомянутый, упоминание, память.

Перед вечером, когда уже после многих споров и ошибок генералов, зашедших не туда, куда надо, после рассылок адъютантов с противупоказаниями стало ясно, что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет, Кутузов (огромная свита сопровождала его) выехал из Красного и переехал в Доброе, куда была переведена в нынешний день главная квартира.

а) Все восточнославянские языки: русский, украинский, белорусский - и часть южнославянских: болгарский, македонский, сербский.

б) все западнославянские языки (польский, чешский, словацкий, лужицкий) и часть южнославянских (словенский, хорватский).

Деление связано с тем, какая из ветвей христианства закрепилась в качестве господствующей религии: католики пользуются латиницей, православные – кириллицей.

9. 1скл.- судья, Полюшка, плакса. 2 – герой, планетарий, полюшко, чудовище, ущелье, ковыль, гость. 3 – пустошь, мозоль, кость. Нескл. – Дюма, портье. Склоняющиеся по образцу прилагательных – часовой, лесничий, млекопитающее.

10. Лесная чащоба, цивилизованное государство, редакторская правка, оплатить проезд, уплатить за проезд, снискать уважение, будничное платье.

Квартал, вероисповедание, каталог, искра, обеспечение, диспансер, ходатайство, мизерный, заплесневеть, заиндеветь. Всего 2 балла (по 0,2б за каждое слово).

а) звуков больше, чем букв;

б) в которых букв больше, чем звуков.

За невестою своей

Королевич Елисей

Междк тем по свету скачет.

Нет как нет! Он горько плачет,

И кого ни спросит он,

Всем вопрос его мудрён;

Кто в глаза ему смеётся,

Кто скорее отвернётся;

К красну солнцу наконец

Обратился молодец. (А. Пушкин)

Всего 2 баллов (по 0,2б за каждое слово).

Об..жаться следует только тогда когда хотят вас обид..ть. Если (не) хотят а повод для обиды случайность то зачем(же) обижат..ся? (Не)сердясь вы..снить (не)доразумение и все. Ну а если хотят обидеть? Прежде чем ответить на обиду обидой стоит подумать следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где(то) низко и до нее следует накл..ниться что(бы) ее поднять.

Если решили все(же) обидеться то прежде произв..дите некое математическое действие вычитание деление и пр. Допустим вас оск..рбили за(то) в чем вы только отчасти виноваты. Выч..тайте из вашего чу..ства обиды все что к вам (не)относится. Допустим что вас обидели из побуждений бл..городных произв..дите деление вашего чу..ства на побуждения бл..городные вызвавшие оск..рбительное замечание. Произв..дя в уме некую нужную математическую операцию вы смож..те ответить на обиду с большим достоинством которое будет тем бл..городнее чем меньше значения вы пр..даете обиде. До известных пределов конечно.

В общем(то) излишняя обидчивость признак недостатка ума или какой(то) закомплексова..ости. Буд..те умны. (Д.С. Лихачев)

Существительные

Глагол

Наречие

Предлог

Деепричастие

Краткое причастие

Местоимение

Краткое прилагательное

Числительное

    Лингвистическая задача. В стихотворении А.А.Тарковского «Петровские казни» читаем:

Передо мною плаха

На площади встаёт,

Червонная рубаха

Забыться не даёт.

Определите значение выделенного слова. Что вы можете сказать о его происхождении? Почему именно это слово употребил поэт в своём стихотворении?

    В словенском языке есть пословица, все слова которой состоят из общеславянских корней:

Переведите её на русский язык и подберите ей русский фразеологический эквивалент.

    Какие из приведённых ниже слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.

Проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка.

Десница, виктория, ланиты, блиставица, ветрило, шуйца, толмач, сиречь, тать, чага.

Когда море вернёт всех погибших в нём;

Для каждой собаки наступит её день;

Не стоит пороха и дроби;

Возить уголь в Ньюкасл;

Называть лопату лопатой;

Птицы одного оперенья держатся вместе.

    « Составляем текст». Расскажите о своем городе, о тех изменениях, которые в нем произошли уже на Вашей памяти, о том, чем он славится и чем он дорог Вам. Используйте данное начало. Постарайтесь увидеть в привычном неожиданное. Напишите о нем так, чтобы заинтересовать читателя. Озаглавьте сочинение - миниатюру.

К месту, в котором родился и живешь, привыкаешь, как к своему дому. Все в нем знакомо. Некогда остановиться, оглянуться…

Но бывают мгновения, когда родной город видишь словно со стороны.

ОТВЕТЫ:

    Расставьте ударение в данных словах:

КвартА л, вероисповЕ дание, каталО г,И скра, обеспЕ чение, диспансЕ р, ходА тайство, мизЕ рный, заплЕ сневеть, заИ ндеветь.

Всего 2 балла (по 0,2б за каждое слово).

    Выпишите из текста слова в две группы:

а) звуков больше, чем букв: НЕВЕСТОЮ, СВОЕЙ, СКОРЕЕ (т.к. буквы Ю и Е после гласной обозначает 2 звука); ЕЛИСЕЙ, ЕГО, ЕМУ (буква Е в начале слова обозначает 2 звука)

б) в которых букв больше, чем звуков: ГОРЬКО (Ь звука не обозначает); ОТВЕРНЁТСЯ, СМЕЁТСЯ (ТС обозначает звук Ц); СОЛНЦУ (буква Л звука не обозначает)

За каждое правильно указанное слово – 0,4 балла. За правильный комментарий каждого слова – 0,1 балла. Максимальное количество баллов – 5.

    Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания:

Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться? Не сердясь, выяснить недоразумение – и все. Ну, а если хотят обидеть? Прежде чем ответить на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.

Если решили все же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие – вычитание, деление и пр. Допустим, вас оскорбили за то, в чем вы только отчасти виноваты. Вычитайте из вашего чувства обиды все, что к вам не относится. Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, – произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т.д. Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньше значения вы придаете обиде. До известных пределов, конечно.

В общем-то, излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны. (Д.С. Лихачев)

Максимальное количество баллов – 5.

    Заполните таблицу такими существительными, которые омонимичны другим частям речи. Можно использовать падежные формы.

Существительные

Глагол

Жгут

Наречие

Тепло

Предлог

В течение

Деепричастие

Краткое причастие

Бита

Местоимение

Краткое прилагательное

Числительное

Сорок

Всего 4 балла (по 0,5б за каждое слово).

    ЧЕРВОННЫЙ - красный, алый, цвет крови.

В старославянском языке было слово чръвьнь , в древнерусском – чьрвенъ – красный.

Использовано для создания исторического колорита. Судя по названию, речь в стихотворении идёт о временах восхождения на престол Петра Первого, казни стрельцов, выступавших на стороне сестры Петра I, Софьи.

За правильно определённое значение слова – 1 балл. За объяснение происхождения слова – 1 балл. За комментарий функции слова – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 3.

    Kovaceva kobila je vendo bosa. = Лошадь кузнеца ходит босой (неподкованной).

Русский фразеологизм – сапожник без сапог.

За правильный перевод - 1 балл. За правильно подобранный русский эквивалент – 1балл. Максимальное количество баллов – 2

    Этимологически родственными являются слова НАВОЛОЧКА, ПРОВОЛОКА и ОБЛАКО . Все они происходят от глагола ВОЛОКУ. ОБЛАКА – то, что обволакивает; ПРОВОЛОКА – железная нить, созданная путём проволакивания металла; НАВОЛОЧКА наволакивается на подушку.

За правильно определённые слова – по 1 баллу. За комментарий – 1 балл. Максимальное количество баллов –4

    Подберите к устаревшим словам современные синонимы:

Десница – правая рука;

виктория – победа;

ланиты – щёки;

блиставица - молния;

ветрило – парус;

шуйца – левая рука;

толмач – переводчик;

сиречь - то есть;

тать – вор;

чага – рабыня.

Всего 2 балла (по 0,2б за каждое слово).

    Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют по –русски в ситуациях, когда англичане говорят:

Когда море вернёт всех погибших в нём – когда рак на горе свистнет;

для каждой собаки наступит её день – будет и на нашей улице праздник;

не стоит пороха и дроби – овчинка выделки не стоит;

возить уголь в Ньюкасл – ездить в Тулу со своим самоваром;

называть лопату лопатой – называть вещи своими именами;

птицы одного оперенья держатся вместе – одного поля ягодки, два сапога пара.

За правильный перевод - 0,5 балла Максимальное количество баллов – 3

    Задание 10. Всего 10 баллов.

Общее количество баллов: 40

    задание – 2 б.

    задание – 5 б.

    задание – 5 б.

    задание – 4 б.

    задание – 3 б.

    задание – 2 б.

    задание – 4 б.

    задание – 2 б.

    задание – 3 б.

    задание – 10 б.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

ОТВЕТЫ ПОДРОБНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ

1. Даны слова: краснота, чернота, лиловатый, розоватый, лермонтовед, шолоховед, минералогия, география, тарификация.

Эти слова можно разделить на две группы:

1. слова, образованные простым соединением значащих частей;

Слова, у которых соединение значащих частей сопровождалось некоторым дополнительным преобразованием (одним и тем для всех слов этой группы).

Определите, в чём заключалось это дополнительное преобразование. Запишите все слова, входящие во вторую группу.

Ответ. 1.Прилагательные лиловатый и розоватый образованны соответственно от прилагательных лиловый и розовый с помощью суффикса -оват-, как и многие другие. При простом соединении производящей основы и суффикса получилось бы: лилововат ый и розововат ый . Существительные лермонтовед, шолоховед, минералогия, тарификация по общему правилу должны были бы иметь вид: лермонтово вед, шолохово вед, минералоло гия, тарифифик ация . У этих слов при соединении значащих частей оказываются рядом две сходные последовательности звуков, одна из которых выпадает. Такое явление называется наложение морфем (4 балла).

2. Лиловатый, розоватый, лермонтовед, шолоховед, минералогия, тарификация (6 баллов).

Перечислите гласные, которые могут чередоваться с нулём звуков, то есть быть «беглыми». Приведите по два примера на каждый случай.

Ответ. «Беглыми» являются гласные О (рот-рта, уголок-уголка), Е (день – дневной, глупец – глупца), И (собирать – собрать, лисий – лисья), Ы (называть –назвать, втыкать – воткнуть)

Определите часть речи выделенных слов. Какую синтаксическую роль они играют? Какой морфемой является в них конечный гласный?

Утром небо ясно и прозрачно ,

Ночью звёзды смотрят так светло ;

Отчего ж в душе твоей так мрачно

И зачем на сердце тяжело ?

(А.К.Толстой)

Ответ: Ясно, прозрачно – краткие прилагательные (2 балла) , О в их морфемном составе является окончанием, указывающим на форму среднего рода, единственного числа (1 балл) ; синтаксическая роль – составное именное сказуемое (1 балл) . Светло – качественное наречие (1 балл), производное от прилагательного светлый суффиксальным способом, О в этом слове - словообразующий суффикс (1 балл); наречие светло является обстоятельством (1 балл). С помощью суффикса О (1 балл) образованы от имён прилагательных также и слова мрачно и тяжел , но они являются иной частью речи – это слова категории состояния (2 балла) , выступающие в роли главного члена односоставных предложений (безличных) (1 балл).

Какие из данных слов являются старославянскими по происхождению? Почему?

Враг, брат, страна, ворота, шлем, хлеб, власть, предать, молоко.

Ответ. Слова враг, страна, шлем, власть, предать (5 баллов) являются старославянскими по происхождении, так как содержат неполногласные сочетания ра-, ла-, ре-, ле- в соответствии с русскими полногласными сочетаниями –оро-. –оло-, ере, -ело: враг –ворог, страна –сторона, шлем – шелом, власть – волость, предать –передать (3 балла).

5. Замените заимствованные слова русскими синонимами: традиция, атлет, банкротство, триумф.

Ответ: Традиция (обычай), атлет (силач, крепыш), банкротство (разорение), триумф (победа, успех).

6. Прочтите сведения А и Б, объедините информацию и ответьте письменно на вопрос: что у древних русичей означала фраза «зарубить на носу» и что это за «нос» в данной фразе?

А. Поднос – от глагола подносить , означает «то, на чем подносят»; перенос – от глагола переносить , означает «то, при помощи чего переносят (слово на новую строчку)».

Б. Многие народы в древности при счете или для запоминания делали зарубки на палочках (бирках). Так велись календари, отмечались договоры купли-продажи, долговые обязательства. Бирки с зарубками известны у аборигенов Австралии, Африки, Центральной Америки. Существовали такие бирки и в Европе.

Ответ. Зарубить на носу – запомнить крепко-накрепко, очень хорошо запомнить.

Нос – дощечка, палочка, бирка – предмет, на котором делали зарубки для лучшего запоминания.

Зарубить на носу означает: запомнить крепко-накрепко, раз и навсе­гда.

Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать зарубку на собствен­ном лице. Напрасный страх. Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древ­ности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.

Какие из приведенных ниже слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.

Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло.

Сокровище – от скрыть, крыть, крою (то, что скрыто);крышка – от крыть, накрыть (то, что накрывают);покрывало – от покрыть, укрыть (то, чем покрывают);укрытие – от крыть, укрыть (то, где укрываются от чего-нибудь).

Слово кровавый происходит от слова кровь,акрыло – по-славянскикрило, происходит от древнего праславянского корня, не родственного слову крыть.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29

Задания для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2014/2015 учебном году

9 класс

1. Найдите слово, происшедшее от того же корня, что и слово лукавый: луковый, излучение, излучина, лучина, получить. (2 балла)
2. В каких словосочетаниях прилагательное имеет нулевое окончание? (2 балла)Отчий дом Висячий шкаф Заячий тулуп Жгучий мороз Колючий еж
3. Какие слова образованы при помощи приставки? (2 балла)Вознаграждение, подземелье, нездоровится, заполучить, безопасный.
4. Какой тип склонения русских имен существительных не представлен в следующих примерах: лошадь, река, трико, стремя, пюре, папаша, путь, кофейня, мозоль? (2 балла)
5. В сочетании с каким существительным прилагательное тонкий употребляется не в том значении, что в остальных? (2 балла)Запах, работа, намек, одеяло, различия, обращения, ценитель.
6. По библейскому преданию, когда еврейский народ шел по пустыне в землю обетованную, Бог каждое утро посылал ему пищу с неба. Это предание породило фразеологизм. Вспомните – какой, его современное значение. (2 балла)
7. В старину заготовки осиновых чурок для изготовления ложек и прочих мелких деревянных изделий считалось совсем простым занятием, почти что бездельем. Так и появился в русском языке фразеологизм. Вспомните какой, что он означает? Подберите синонимичные фразеологизмы. (2 балла)
8. Угадайте, как звучат по-русски названия известных сказок Ш.Перро и Г.-Х. Андерсена, представленные в таблице на болгарском, сербском и польском языках. (5 баллов)Болгарский


9. Какие из приведенных ниже слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ. (4 балла)
Проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка.
10. Впишите в правый столбик таблицы существительные, сочетающиеся со словами из левого столбика. (5 баллов)С ней выступают, ею захватывают, ее подавляют и проявляют, берут и вырывают, перехватывают и захватывают, она может кому-нибудь принадлежать, но иногда бывает наказуема
11. Как правильно писать слово (с, сс)у(ж, жж)е(н, нн)ый? Обоснуйте свой ответ. (3 балла)
12. Сделайте синтаксический разбор приведенного ниже стихотворного отрывка. Определите части речи. Определите вид сказуемых (до 9 баллов).Только мама за порог,Малыши с кровати скок,Стулья хвать, подушки хватьИ давай воевать! (Э.Успенский)
Максимальное количество баллов – 40.

Ответы

    Излучина. «Река делает излучину», т.е. лукавит, обманывает. Отчий дом, заячий тулуп. Заполучить, безопасный. Среди данных сущ. нет сущ. 2 склонения. Одеяло. Только с этим словом прилагательное тонкий употреблятся в прямом значении – «не толстый», в остальных случаях значение переносное – «деликатный, изысканный, не грубый» Манна небесная, ждать как манны небесной – с нетерпением, очень сильно желать. Бить баклуши. Баклушами назывались эти чурки. Синонимы: валять дурака, лодыря гонять.
Болгарский
    Этимологически родственными являются слова наволочка, проволока и облако . Все они происходят от глагола волоку . Облако – с полногласием оболоко – то, что обволакивает. Проволока – металлическая нить, созданная путем проволакивания , протягивания металла. Наволочку на-волакивают на подушку.
Слово волкодав происходит от слова волк , невольно – от воля , волнушка – от волна. 10. Впишите в правый столбик таблицы существительные, сочетающиеся со словами из левого столбика.С ней выступают, ею захватывают, ее подавляют и проявляют, берут и вырывают, перехватывают и захватывают, она может кому-нибудь принадлежать, но иногда бывает наказуема 11. Это слово (вернее, три разных слова) может быть написано тремя способами: 1) суженый – жених, от глагола судить, тот, кого судил Бог; 2) суженный – от глагола сузить, например суженный пиджак; 3) ссуженный – от глагола ссудить, ссуженный под большие проценты миллион.
12. Предложение повествовательное, восклицательное, сложное, 1-я часть –двусоставное, неполное (пропущено сказуемое вошла), распространенное предложение. 2-я часть – двусоставное, полное, распростр. предложение, осложненное однородными сказуемыми.Мама, порог, малыши, кровать, стулья, подушки – сущ.Скок, хвать, давай, воевать – глаголы. Первые два – в особой усеченной форме прошедшего времени. С другой стороны, их можно отнести и к междометиям, так как они выражают эмоциональное восприятие внезапного, быстрого действия.Только – частица.За, с – предлоги.И – союз.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

10-11 КЛАСС


«olimp-10-11»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

10-11 КЛАСС

Максимальное время выполнения заданий: 180 минут

Максимальное количество набранных баллов: 100

1. Даны слова:

Утром небо ясно и прозрачно ,

Ночью звёзды смотрят так светло ;

Отчего ж в душе твоей так мрачно

И зачем на сердце тяжело ?

(А.К.Толстой)

5.

6. «зарубить на носу» и что это за «нос» в данной фразе?

А. Поднос – от глагола подносить перенос – от глагола переносить

7.

9. объясняющей конструкцией писатель, возчик «человек, который…».

Украинский

Русский

Украинский

Русский

сi к

дi м

пi сок

сi ль

кi т

кi сть

вечi р

Просмотр содержимого документа
«otvet- 10-11»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

201 6 -201 7 УЧЕБНЫЙ ГОД

ОТВЕТЫ

10 -11 КЛАСС

задания

Максимальный балл

Итого:

100 баллов

ПОДРОБНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ

1. Даны слова: краснота, чернота, лиловатый, розоватый, лермонтовед, шолоховед, минералогия, география, тарификация.

Эти слова можно разделить на две группы:

1. слова, образованные простым соединением значащих частей;

2. слова, у которых соединение значащих частей сопровождалось некоторым дополнительным преобразованием (одним и тем для всех слов этой группы).

Определите, в чём заключалось это дополнительное преобразование. Запишите все слова, входящие во вторую группу.

Оценка: по 1 баллу за каждое правильное слово 2-ой группы (6 баллов); 4 балла – за объяснение дополнительного преобразования.

Итого: 10 баллов максимально.

Ответ. 1.Прилагательные лиловатый и розоватый образованны соответственно от прилагательных лиловый и розовый с помощью суффикса -оват-, как и многие другие. При простом соединении производящей основы и суффикса получилось бы: лил ововат ый и роз ововат ый . Существительные лермонтовед, шолоховед, минералогия, тарификация по общему правилу должны были бы иметь вид: лермонт ово вед, шолох ово вед, минерал оло гия, тариф ифик ация . У этих слов при соединении значащих частей оказываются рядом две сходные последовательности звуков, одна из которых выпадает. Такое явление называется наложение морфем (4 балла).

2. Лиловатый, розоватый, лермонтовед, шолоховед, минералогия, тарификация (6 баллов).

2. Перечислите гласные, которые могут чередоваться с нулём звуков, то есть быть «беглыми». Приведите по два примера на каждый случай.

Оценка: по 1 баллу за каждую гласную (4 балла); за каждый пример по 1 баллу (8 баллов)

Итого: 12 баллов максимально.

Ответ. «Беглыми» являются гласные О (рот-рта, уголок-уголка), Е (день – дневной, глупец – глупца), И (собирать – собрать, лисий – лисья), Ы (называть –назвать, втыкать – воткнуть)

3. Определите часть речи выделенных слов. Какую синтаксическую роль они играют? Какой морфемой является в них конечный гласный?

Утром небо ясно и прозрачно ,

Ночью звёзды смотрят так светло ;

Отчего ж в душе твоей так мрачно

И зачем на сердце тяжело ?

(А.К.Толстой)

Оценка: по 1 баллу за правильное определение части речи у выделенных слов; по 1 баллу за определение морфемы; по 1 баллу за определение синтаксической роли.

Итого: 11 баллов максимально

Ответ: Ясно, прозрачно – краткие прилагательные (2 балла) , О в их морфемном составе является окончанием, указывающим на форму среднего рода, единственного числа (1 балл) ; синтаксическая роль – составное именное сказуемое (1 балл) . Светло – качественное наречие (1 балл), производное от прилагательного светлый суффиксальным способом, О в этом слове - словообразующий суффикс (1 балл); наречие светло является обстоятельством (1 балл). С помощью суффикса О (1 балл) образованы от имён прилагательных также и слова мрачно и тяжел , но они являются иной частью речи – это слова категории состояния (2 балла) , выступающие в роли главного члена односоставных предложений (безличных) (1 балл).

4. Какие из данных слов являются старославянскими по происхождению? Почему?

Враг, брат, страна, ворота, шлем, хлеб, власть, предать, молоко.

Оценка: по 1 баллу за каждое правильно определённое слово (5 баллов); 3 балла – за объяснение.

Итого: 8 баллов

Ответ.

Слова враг, страна, шлем, власть, предать (5 баллов) являются старославянскими по происхождении, так как содержат неполногласные сочетания ра-, ла-, ре-, ле- в соответствии с русскими полногласными сочетаниями –оро-. –оло-, ере, -ело: враг –ворог, страна –сторона, шлем – шелом, власть – волость, предать –передать (3 балла).

5. Замените заимствованные слова русскими синонимами: традиция, атлет, банкротство, триумф.

Оценка: За каждое правильно угаданное слово – 1 балл.

Итого: 4 балла.

Ответ: Традиция (обычай), атлет (силач, крепыш), банкротство (разорение), триумф (победа, успех).

6. Прочтите сведения А и Б, объедините информацию и ответьте письменно на вопрос: что у древних русичей означала фраза «зарубить на носу» и что это за «нос» в данной фразе?

А. Поднос – от глагола подносить , означает «то, на чем подносят»; перенос – от глагола переносить , означает «то, при помощи чего переносят (слово на новую строчку)».

Б. Многие народы в древности при счете или для запоминания делали зарубки на палочках (бирках). Так велись календари, отмечались договоры купли-продажи, долговые обязательства. Бирки с зарубками известны у аборигенов Австралии, Африки, Центральной Америки. Существовали такие бирки и в Европе.

Оценка. За ответ на вопрос о значении фразеологизма – 5 баллов.

За ответ на вопрос, что обозначало слово «нос» – 5 баллов.

Итого: 10 баллов.

Зарубить на носу – запомнить крепко-накрепко, очень хорошо запомнить.

Нос – дощечка, палочка, бирка – предмет, на котором делали зарубки для лучшего запоминания.

Зарубить на носу означает: запомнить крепко-накрепко, раз и навсе­гда.

Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать зарубку на собствен­ном лице. Напрасный страх. Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древ­ности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.

7. Какие из приведенных ниже слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.

Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло.

Оценка:

Итого: 4 балла.

За наличие аргумента (указание на значение слов, выстраивание однокоренного ряда) дополнительно 4 балла.

Максимально за выполненное задание – 8 баллов.

Сокровище – от скрыть, крыть, крою (то, что скрыто); крышка – от крыть, накрыть (то, что накрывают); покрывало – от покрыть, укрыть (то, чем покрывают); укрытие – от крыть, укрыть (то, где укрываются от чего-нибудь).

Слово кровавый происходит от слова кровь,а крыло – по-славянски крило, происходит от древнего праславянского корня, не родственного слову крыть.

8. Прочитайте отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». О каком лингвистическом явлении идет речь?

Еще нужно сказать, что дамы города N отличались, подобно многим дамам петербургским, необыкновенною осторожностию и приличием в словах и выражениях. Никогда не говорили они: «я высморкалась», «я вспотела», «я плюнула», а говорили: «я облегчила себе нос», «я обошлась посредством платка». Ни в каком случае нельзя было сказать: «этот стакан или эта тарелка воняет». И даже нельзя было сказать ничего такого, что бы подало намек на это, а говорили вместо того: «этот стакан нехорошо ведет себя» или что-нибудь вроде этого. Чтоб еще более облагородить русский язык, половина почти слов была выброшена вовсе из разговора, и поэтому весьма часто было нужно прибегать к французскому языку, зато уж там, по-французски, другое дело: там позволялись такие слова, которые были гораздо пожестче упомянутых.

Максимальный балл за выполненное задание – 10 баллов.

Ответ. В ответе учащегося есть ключевые слова, которые он использовал для объяснения.

Речь в этом отрывке идет о табу – запрете на употребление какого-либо слова, связанном с религиозными, культурными, социально-политическими, этическими или эмоциональными причинами. В данном случае имеется этическая причина: слова, которые кажутся дама города N неприличными, заменяются допустимыми, с их точки зрения, эвфемизмами или французскими словами, которые в глазах дам, независимо от значения, являются принадлежностью высокого стиля .

9. Производные слова можно объяснить при помощи слов, от которых они образованы (исходных слов), составляя с ними фразы, например: писатель – «человек, который пишет»; возчик – «человек, который возит»; читальня – «место, где читают»; стульчик – «маленький стул» . Часть объясняющей фразы, остающуюся, если отбросить исходное слово, называют объясняющей конструкцией для рассматриваемого слова. Слова писатель, возчик имеют одну и ту же объясняющую конструкцию: «человек, который…».

Даны глаголы, образованные от существительных или прилагательных: озорничать, глохнуть, голодать, лодырничать, пилить, звереть, свирепеть, нуждаться, хамить, горевать, каменеть, рыбачить, блаженствовать, бороновать, толстеть, бинтовать, столбенеть, сверлить.

а) Сгруппируйте эти глаголы в таблицу таким образом, чтобы в пределах каждой группы для всех глаголов подходила одна и та же объясняющая конструкция. Озаглавьте колонки таблицы (количество колонок значимо для ответа) наименованием объясняющей конструкции.

б) Укажите, при помощи каких образовательных средств образованы глаголы каждой группы.

Оценка: за правильное определение каждого глагола в нужную группу по 0,5 балла (9 баллов); за определение каждой группы по 1 баллу (5 баллов); за определение словообразовательных средств по 1 баллу за группу (5 баллов).

Итого: 19 баллов максимально

Ответ.

    Если проанализировать определения производных глаголов через исходные слова и выявить их общий смысловой костяк, то можно выделить пять объясняющих конструкций (5 баллов – по 1 баллу за каждую группу):

совершать действие, свойственное…

становиться…

испытывать…

действовать с помощью…

становиться похожим на …

озорничать, лодырничать, хамить, рыбачить

глохнуть, свирепеть, толстеть

голодать, нуждаться, горевать, блаженствовать

пилить, бороновать, бинтовать, сверлить

звереть, каменеть, столбенеть

2. Глаголы каждой группы образованы при помощи суффиксов: глаголы 1 группы: -ать, -ничать, -ить; глаголы 2 группы: - нуть, -еть; глаголы 3 группы: -ать, -аться, -евать, -овать; глаголы 4 группы: -ить, -овать; глаголы 5 группы: -еть, -енеть (5 баллов – по 1 баллу за каждую группу)

10. Сравните соответствующие слова украинского и русского языков и заполните пропуски в таблице.

Украинский

Русский

Украинский

Русский

сi к

дi м

пi сок

сi ль

кi т

кi сть

вечi р

Оценка: за каждое верно указанное слово – 1 балл.

За наличие объяснения причины чередования – 2 балла.

Итого: 8 баллов.

Украинский

Русский

Украинский

Русский

сi к

д i д

дi м

пi сок

сi ль

соль

кi т

кi сть

в i тер

вечi р

Русские о и е , ё заменяются на украинское i , если они не выпадают при изменении слова, в противном случае (сон – сна, овёс – овса, песок – песка, вечер – вчера) они сохраняются и в украинских словах. Вместо ё в украинских словах – е .

Просмотр содержимого документа
«trebovaniya_russkiy_7-11»

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО русскому языку
В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

7 – 11 классы

2016-2017 учебный год

    Принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов олимпиадных заданий.

При разработке заданий учитывалось, что в целом участники Олимпиады муниципального этапа должны продемонстрировать:

    владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.);

    знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии;

    знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова;

    знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте;

    знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой;

    навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа;

    знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова;

    знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности;

    элементарную осведомленность в области истории русского языкознания; коммуникативные умения и навыки;

В то же время для разных возрастных групп на муниципальном этапе учтены следующие особенности.

7-8 классы

Для данной возрастной группы решаются следующие конкретные задачи:

1) привлечение широкого круга участников,

2) дифференциация участников по степени подготовки,

3) умение анализировать языковой материал, сравнивать, делать выводы,

4) выявление одаренных и интересующихся лингвистикой детей и создание условий для их поддержки.

Задания отражают следующие разделы: фонетика, орфоэпия, состав слова, лексика, морфология, синтаксис в современном состоянии и исторической ретроспективе.

На муниципальном уровне участникам 7 – 8 классов предлагается выполнить 7-10 заданий, время выполнения – полтора астрономических часа (90 минут).

Предлагается один (общий) комплект заданий для учащихся 7-8 классов, так как это позволит лучше дифференцировать учащихся и выявить среди семиклассников лингвистически одаренных детей.

Определение победителей и призеров как на школьном уровне, так и на муниципальном уровне, следует проводить отдельно в каждой параллели – в 7 и в 8 классе.

9-11 классы

При составлении заданий в 9-11 классах решаются следующие задачи:

Дифференциация участников по степени подготовки, умению анализировать языковой материал, сравнивать, делать выводы,

Формирование круга учащихся для подготовки к участию в олимпиаде регионального и всероссийского уровней,

Выявление одаренных детей и создание условий для их поддержки.

Количество заданий в 9-11 классах - 10-12 заданий, время выполнения 3 астрономических часа (180 минут).

Определение победителей и призеров как на школьном, так и муниципальном уровнях, следует проводить отдельно в каждой параллели – в 9, 10, 11 классах.

2. Материально-техническое обеспечение для выполнения олимпиадных заданий

Для проведения муниципального этапа Олимпиады по русскому языку требуется здание школьного типа с классами по 15 столов; достаточное количество экземпляров заданий, чистая бумага для черновиков, авторучки, скрепки или степлер. Для составления рейтинга участников Олимпиады желательно использовать компьютер (ноутбук) с программой MS Excel или её аналогом. Для тиражирования материалов необходим ксерокс или принтер. Наличие в аудитории дополнительного материала (текстов художественной литературы, словарей разных видов, учебно-методической литературы, средств мобильной связи, компьютера и т.д.) исключается.

В здании, где проводится Олимпиада, должен быть оборудованный всем необходимым медицинский пункт с дежурным врачом во время проведения Олимпиады.

    Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады.

Список литературы, Интернет-ресурсов и других источников для использования при составлении заданий школьного и муниципального этапов.

1) Научная и методическая литература

А) Основная литература:

    Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 1. М.: Просвещение, 2008.

    Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2. М.: Просвещение, 2009.

    Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 3. М.: Просвещение, 2011.

    Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 4. М.: Просвещение, 2012.

Б) Дополнительная литература:

    Введенская Л.А., Колесников Н. П. Этимология. М., 2004.

    Виноградов В.В. История слов: около 1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связанных. Отв. ред. Н.Ю. Шведова, М., 1994.

    Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах. М., 2013.

    Панов М.В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках. М., 2007.

    Шанский Н.М. Лингвистические детективы. М., 2010.

    Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. М., «Аванта+», 2000.

2) Специализированные словари, которые могут быть использованы для составления заданий:

    Алексеева Л.М. и др. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М., 2006. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. М., 2004.

    Березович Е.Л., Галинова Н.В. Этимологический словарь русского языка. 7-11 классы. 1 600 слов, происхождение, исторические связи. M., 2013.

    Бобылев В.Н. Краткий этимологический словарь научно-технических терминов. М., 2004.

    Бурцева В.В. Словарь наречий и служебных слов русского языка. М., 2007.

    Буцева Т.Н. и др. Новые слова и значения. ТТ. 1-2. СПб., 2009.

    Введенская Л.А. и др. Словарь синонимов и антонимов русского языка. М., 2008.

    Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. М., 2002.

    Гильбурд А.М. Словарь описательных синонимов русского глагола. Сургут, 2003.

    Глинкина Л.А. Современный этимологический словарь русского языка. Объяснение трудных орфограмм. М.-Владимир, 2009.

    Горбачевич К.С. Современный орфоэпический словарь русского языка. М., 2009.

    Епишкин Н.И. Краткий исторический словарь галлицизмов русского языка. Чита, 1999.

    Ефремова Т.Ф. Толковый словарь служебных частей речи русского языка. М., 2004.

    Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. М., 2010 (обратный).

    Иванова Н.Н. и др. Словарь языка поэзии. М., 2004.

    Ким О.М. Словарь грамматических омонимов русского языка. М., 2004.

    Кожевникова Н.А. Материалы к словарю метафор и сравнений русской литературы XIX-ХХ вв. М., 2000.

    Козлова Т.В. Идеографический словарь русских фразеологизмов с названиями животных. М., 2001. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. М., 1986.

    Лепнев М.Г. Словарь непроизводных предлогов современного русского языка. СПб., 2009. Мгеладзе Д.С., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным. Тбилиси, 1970.

    Окунева А.П. Русский глагол. Словарь-справочник. М., 2000.

    Окунева А.П. Словарь омонимов современного русского языка. М., 2002. Псковский областной словарь с историческими данными. Вып. 1- . Л., 1967-.

    Рогожникова Р.П. Словарь устаревших слов русского языка. М., 2005.

    Рут М.Э. Этимологический словарь русского языка для школьников. - М., 2008.

    Сазонова И.К. Толково-грамматический словарь русского языка. Глагол и его причастные формы. 2500 глаголов. 7500 причастий. М., 2002.

    Словарь русских народных говоров. Вып. 1- . М.-Л., Л., СПб., 1965- .

    Тамерьян Т.Ю. Историко-этимологический словарь латинских заимствований. Владикавказ, 2009. Успенская И.Д. Современный словарь несклоняемых слов русского языка. М., 2009.

    Федосов Ю.В. Идеографический антонимо-синонимический словарь русского языка. М., 2001.

3) Интернет-ресурсы

    http://www.rosolymp.ru/ - портал Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

    http://www.philologia.ru/ - учебный филологический ресурс, с помощью которого можно научиться читать тексты художественной литературы в форме решения увлекательных задач.

    www.etymolog.ruslang.ru - этимология и история слов русского языка.

Также могут быть использованы материалы с порталов http://gramota.ru, http://gramma.ru, http://slovari.ru, http://dic.academic.ru, http://ruscorpora.ru.

    Критерии и методики оценивания олимпиадных заданий.

По истечении времени выполнения заданий работы школьников собираются и сдаются в Оргкомитет, который производит обезличивание (кодирование) работ и передаёт их председателю жюри. Жюри проверяет и оценивает выполненные олимпиадные задания. Для объективности оценки олимпиадных работ (особенно на муниципальном уровне) не рекомендуется проверять одной группой из состава жюри всю работу от начала до конца. Рекомендуется групповая проверка одного задания во всех работах одной возрастной категории. Например: 1-я группа проверяет задание №1 во всех работах 9 класса; 2-я группа – задание №2 во всех работах 9 класса; 3-я группа – задание №3 во всех работах 9 класса и т.д. по работам всех классов. Оргкомитет суммирует результаты выполнения каждого задания в работе, таким образом определяется общее количество баллов по результатам выполнения всей работы в целом. Оргкомитет выстраивает рейтинг, проводит декодирование работ участников, жюри определяет победителей и призёров Олимпиады.

    Процедура регистрации участников олимпиады.

Все участники олимпиады проходят в обязательном порядке процедуру регистрации, для подтверждения правомочности участия в олимпиаде.

Перечень документов необходимых для регистрации:

      копия приказа о направлении обучающегося на муниципальный этап;

      паспорт или свидетельство о рождении;

      медицинский полис (оригинал);

      справка об эпидокружении.

    Показ олимпиадных работ, рассмотрение апелляций участников олимпиады.

Жюри совместно с оргкомитетом олимпиады осуществляет показ работ
и рассматривает апелляции участников.

      апелляция проводится в случаях несогласия участника Олимпиады с результатами оценивания его олимпиадной работы;

      рассмотрение апелляции проводится в спокойной и доброжелательной обстановке;

      участнику олимпиады, подавшему апелляцию, предоставляется возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с критериями и методикой, разработанными Центральной предметно-методической комиссией;

      апелляция участника олимпиады рассматривается строго в день объявления результатов выполнения олимпиадного задания;

      для проведения апелляции участник олимпиады подает письменное заявление;

      заявление на апелляцию принимается в течение 1 астрономического часа после окончания разбора заданий и показа работ на имя председателя Жюри

      При рассмотрении апелляции присутствует только участник олимпиады, подавший заявление, имеющий при себе документ, удостоверяющий личность.

      По результатам рассмотрения апелляции выносится одно из следующих решений:

    об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов;

    об удовлетворении апелляции и корректировке баллов.

      критерии и методика оценивания олимпиадных заданий не могут быть предметом апелляции и пересмотру не подлежат;

      решения по апелляции принимаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов председатель Жюри имеет право решающего голоса;

      решение по апелляции является окончательным и пересмотру не подлежит;

      проведение апелляции оформляется протоколами, которые подписываются членами Жюри и Оргкомитета;

      протоколы проведения апелляции передаются председателю Жюри для внесения соответствующих изменений в протокол и отчетную документацию;

      документами по проведению апелляции являются:

    письменные заявления об апелляциях участников олимпиады;

    журнал (листы) регистрации апелляций;

    протоколы апелляции.