Запятая между подлежащим и сказуемым. Ко мпания и Ка мпания

131,5×281 см

Государственный Русский музей , Санкт-Петербург

«Бурлаки на Волге » - картина русского художника Ильи Репина , созданная в 1870-1873 годах. Изображает артель бурлаков во время работы. Предположительно, пример критического реализма , переходящего в натурализм . Картина имеет размеры 131,5×281 см и находится в Русском музее в Санкт-Петербурге .

История создания

Согласно воспоминаниям художника, замысел картины возник ещё в 1869 году , когда во время работы над конкурсной картиной «Иов и его друзья» он вместе с Константином Савицким поехал на Неву на этюды. Увиденные им там впервые бурлаки произвели на Репина сильное впечатление своим контрастом с жизнерадостным обществом и живописной природой. Тогда же был создан первый акварельный эскиз картины, включавший помимо собственно бурлаков и контрастировавших с ними дачников. Такая композиция картины была раскритикована Фёдором Васильевым как «искусственная» и «рассудочная». Последний, вместе с Иваном Крамским , нашли стеснённому в то время в средствах Репину необходимые для поездки на Волгу 200 рублей.

К этому же времени относится демарш Репина по поводу его возможного исключения из Академии художеств в связи с нежеланием сдавать экзамены по общеобразовательным предметам. Репин подал заявление об увольнении, которое не было удовлетворено, вместо этого ему была обещана заграничная стажировка и оплачен проезд по Волге от Твери до Саратова . В мае 1870 года группа в составе Ильи Репина, его брата Василия, Фёдора Васильева и Евгения Макарова на пароходе компании «Самолёт» отправилась в путешествие.

Дальнейшая судьба картины

Картина была впервые выставлена в Санкт-Петербурге в марте 1873 года на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки в Вену на Всемирную выставку . Выставка вызвала много печатных откликов, обсуждавших противостояние реалистической и академической живописи. Публика разделилась на «репинцев» и тех, кто предпочёл «Христа и блудницу», написанную в Риме академистом Семирадским . Академист Фёдор Бруни , например, разнёс «Бурлаков» как «величайшую профанацию искусства ». Подлинную атаку повёл на произведение Репина консервативный публицист Алексей Суворин .

В то же время Стасов и Крамской приняли полотно восторженно, как подлинный триумф национального гения, сопоставимый с реалистическими произведениями Гоголя. В своём «Дневнике писателя » Фёдор Достоевский проанализировал картину Репина и высказался о ней как о подлинном торжестве правды в искусстве. Владимир Короленко скопировал гравюрную репродукцию и повесил её у себя в комнате. На Всемирной выставке картина завоевала бронзовую медаль и была куплена за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем , который повесил её в бильярдной комнате Владимирского дворца:

Нaдo пpaвдy cкaзaть, чтo вeликoмy князю кapтинa этa иcкpeннe нpaвилacь. Oн любил oбъяcнять oтдeльныe xapaктepы нa кapтинe: и paccтpигy пoпa Kaнинa, и coлдaтa Зoтoвa, и нижeгopoдcкoгo бoйцa, и нeтepпeливoгo мaльчишкy - yмнee вcex cвoиx cтapшиx тoвapищeй; вcex иx знaл вeликий князь, и я cлышaл coбcтвeнными yшaми, c кaким интepecoм oн oбъяcнял вce дo caмыx пocлeдниx нaмeкoв дaжe в пeйзaжe и фoнe кapтины.

И. Е. Репин «Далёкое близкое»

См. также

Ссылки

Примечания

Литература

  • Elizabeth Kridl Valkenier: Ilya Repin and the world of Russian art . Columbia University Press, New York 1990. ISBN 0-231-06964-2 . стр. 36
  • Репин И. Е. Далёкое и близкое. - М ., 2002. - С. 400. - ISBN 5-8159-0204-7

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бурлаки на Волге" в других словарях:

    БУРЛАКИ НА ВОЛГЕ - Картина И.Е. Репина. Создана в 1870– 1873 гг., находится в Русском музее. Размеры 131,5 × 281 см. На картине изображены бурлаки, тянущие по реке грузовое судно. Нет ветра. Ярко светит солнце. Мужчины идут тяжело и медленно. В центре картины юноша … Лингвострановедческий словарь

    Жарг. мол. Шутл. О людях, едущих в автомобиле «Волга». Максимов, 49 … Большой словарь русских поговорок

    На Волге, 1900 е. И.Репин «Бурлаки на Волге», 1870 1873 Бурлак наёмный рабочий в России XVI конца XIX веков, который, идя по берегу, тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким… … Википедия

    Бурлаки - (возможно, от назв. р. Бурла, протекающей гл. обр. в Алтайском крае РФ) наемные рабочие (гл. обр. из оброчных крестьян, а также гор. низов) на реках, тянувшие суда вдоль берега бечевой или передвигавшие их по воде с помощью весел. Появились в кон … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Рабочие на реках, тянувшие суда вдоль берега бечевой или передвигавшие их по воде с помощью вёсел. Б. появились в конце 16 начале 17 вв. Развитие бурлачества было вызвано ростом речных перевозок при техническом несовершенстве водного… … Большая советская энциклопедия

    Наёмные рабочие в России XVI XIX вв., передвигавшие речные суда вручную с помощью бечевы и вёсел. Главным образом оброчные крестьяне нечернозёмных губерний. Трудились артелями (4 40 человек), связанными круговой порукой. В начале XIX в. на Волге… … Энциклопедический словарь

Илья Репин - один из тех художников, у которого что ни полотно, то хит. Одна из картин, которую невозможно забыть или перепутать с чем-либо, - «Бурлаки на Волге». Кто не знает этот групповой портрет?! Казалось бы, все ясно: Волга, тяжелый труд, немытая Россия. Но не все так просто.


Сюжет

На речном берегу, впряженные, тянут судно бурлаки. По полотну Репина, которое, кажется, даже в школьных учебниках истории есть, растиражирован образ нищего оборванца, которому и на жизнь иначе не заработать, кроме как адским трудом. Репин еще и подбрасывает дров в социальный костер: на горизонте виднеется символ прогресса — буксир, который мог бы заменить бурлака, облегчить его участь, но почему-то не используется.

Возглавляет ватагу тройка «коренников»: в центре бурлак Канин, напоминающий Репину философа, бородач, олицетворяющий первобытную силу, и озлобленный «Илька-матрос». За ними — остальные, среди которых выделяются высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, как бы пытающийся освободиться от лямки, черноволосый «Грек», который словно окликает бурлака, готового рухнуть на песок.

Характеры выписаны настолько эмоционально и живо, что охотно верится этой истории. Однако не торопитесь судить по одной картине о целом явлении в экономике царской России. Дело в том, что процесс работы бурлака был другим.

На баржах стоял большой барабан, на который был намотан трос с прицепленными к нему тремя якорями. Движение начиналось с того, что люди садились в лодку, забирали с собой канат с якорями и плыли вверх по течению. По пути якоря бросали. Бурлаки на барже цеплялись за трос своими чалками и шли от носа на корму, выбирая канат, а там, на корме, его наматывали на барабан. Получалось, что шли они назад, а палуба у них под ногами проходила вперед. Потом они опять бежали на нос баржи, и все это повторялось. Вот так баржа и плыла вверх по течению до первого якоря, который потом поднимали, далее до второго и третьего. То, что описал Репин, происходило, если лоцман сажал баржу на мель. Такая работа оплачивалась отдельно.

Что до денег и харчей, то бурлак был далеко не так нищ, как показал художник. Работали они артелями и перед началом сезона судоходства сговаривалась о харчах. В день им давали хлеб, мясо, масло, сахар, соль, чай, табак, крупу. После обеда всегда спали. И денег за летний сезон хороший бурлак зарабатывал столько, что в зимнее время мог ничего не делать. В бурлацком промысле были заняты сотни тысяч человек. Шли туда в подавляющем большинстве случаев добровольно, как на отходные работы.

Контекст

«Бурлаки на Волге» — ранняя работа Репина. Еще и 30 лет ему не исполнилось, когда было завершено полотно. В то время художник был студентом Академии и в основном писал на библейские сюжеты. К реализму Репин обратился, кажется, неожиданно для самого себя. А дело было так. В конце 1860-х он с сокурсниками отправился на этюды в Усть-Ижору (поселок недалеко от Петербурга). Набережная, господа прогуливаются, все чинно — благородно. И внезапно впечатлительный Репин заметил ватагу бурлаков.

«О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! — воскликнул художник. -…Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ».

Во время той поездки Репин сделал эскиз картины, сюжет которой строился на контрасте бурлаков и дачников. Композицию раскритиковал друг художника Фёдор Васильев, назвав ее искусственной и рассудочной. Он-то и посоветовал Репину отправиться на Волгу и доработать сюжет, а заодно помог с деньгами — сам живописец был крайне стеснен в средствах.

Репин поселился в Самарской области на все лето, знакомился с местными, расспрашивал о жизни. «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».

Гораздо больше художника увлекал сам образ бурлака: «Вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, — вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное — цвет его лица!» Так Репин описывал Канина — бурлака, расстриженного священника, с которым он познакомился на Волге. Его художник считал «вершиной бурлацкой эпопеи».

Публика увидела картину в 1873 году в Петербурге на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки в Вену на Всемирную выставку. Отзывы были противоречивыми.

Достоевский, например, писал: «Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы впечатление и не составили бы такой картины». Хвалили Репина Крамской, Стасов, да и все те, кто позднее станет передвижниками.

Академические круги называли картину «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Кто-то из журналистов усматривал на полотне «разные гражданские мотивы и худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение».

После Петербурга картина отправилась в Вену. Там ее также встретили одни с восторгом, другие — с недоумением. «Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк?.. Ну, как не стыдно — русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишете картину, везете ее на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников», — говорил один из министров.

И все же полотно нашло покупателя. Им стал великий князь Владимир Александрович, из-за чего полотно оказалось закрытым для широкой публики, которая могла видеть его только на выставках.

Судьба художника

Жизнь Репина была долгой и насыщенной. Начиная с «Бурлаков на Волге» о художнике заговорили как о новом явлении в искусстве. Со временем он стал одним из самых популярным портретистов. Позировали ему даже те, кто никогда не соглашался ни на чье предложение.

Каждое свое полотно Репин выписывал основательно, на работу уходило по несколько лет. Идеей он увлекал и семью, и друзей. Все они искали костюмы, позировали, буквально жили сюжетом. Старшая дочь художника Вера вспоминала, что когда Репин работал над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев, играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану.

А когда Репин работал над картиной «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги 1698 года», то даже жил недалеко от монастыря. Тем временем первая жена Репина Вера Алексеевна собственноручно шила платье по эскизам, принесённым из Оружейной палаты.

Вокруг личности Репина — немало мистических историй. И о том, как картины его влияли на людей, и о том, что многие натурщики вскоре умирали не своей смертью, и о том, как Илья Ефимович с колдунами общался. Ни подтвердить, ни опровергнуть их, конечно, нельзя. Но в историю мастера реализма они добавляют особый колорит.

Сюжет

На речном берегу, впряженные, тянут судно бурлаки. По полотну Репина, которое, кажется, даже в школьных учебниках истории есть, растиражирован образ нищего оборванца, которому и на жизнь иначе не заработать, кроме как адским трудом. Репин еще и подбрасывает дров в социальный костер: на горизонте виднеется символ прогресса - буксир, который мог бы заменить бурлака, облегчить его участь, но почему-то не используется.

Возглавляет ватагу тройка «коренников»: в центре бурлак Канин, напоминающий Репину философа, бородач, олицетворяющий первобытную силу, и озлобленный «Илька-матрос». За ними - остальные, среди которых выделяются высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, как бы пытающийся освободиться от лямки, черноволосый «Грек», который словно окликает бурлака, готового рухнуть на песок.

Характеры выписаны настолько эмоционально и живо, что охотно верится этой истории. Однако не торопитесь судить по одной картине о целом явлении в экономике царской России. Дело в том, что процесс работы бурлака был другим.

На баржах стоял большой барабан, на который был намотан трос с прицепленными к нему тремя якорями. Движение начиналось с того, что люди садились в лодку, забирали с собой канат с якорями и плыли вверх по течению. По пути якоря бросали. Бурлаки на барже цеплялись за трос своими чалками и шли от носа на корму, выбирая канат, а там, на корме, его наматывали на барабан. Получалось, что шли они назад, а палуба у них под ногами проходила вперед. Потом они опять бежали на нос баржи, и все это повторялось. Вот так баржа и плыла вверх по течению до первого якоря, который потом поднимали, далее до второго и третьего. То, что описал Репин, происходило, если лоцман сажал баржу на мель. Такая работа оплачивалась отдельно.


Что до денег и харчей, то бурлак был далеко не так нищ, как показал художник. Работали они артелями и перед началом сезона судоходства сговаривалась о харчах. В день им давали хлеб, мясо, масло, сахар, соль, чай, табак, крупу. После обеда всегда спали. И денег за летний сезон хороший бурлак зарабатывал столько, что в зимнее время мог ничего не делать. В бурлацком промысле были заняты сотни тысяч человек. Шли туда в подавляющем большинстве случаев добровольно, как на отходные работы.

Контекст

«Бурлаки на Волге» - ранняя работа Репина. Еще и 30 лет ему не исполнилось, когда было завершено полотно. В то время художник был студентом Академии и в основном писал на библейские сюжеты. К реализму Репин обратился, кажется, неожиданно для самого себя. А дело было так. В конце 1860-х он с сокурсниками отправился на этюды в Усть-Ижору (поселок недалеко от Петербурга). Набережная, господа прогуливаются, все чинно - благородно. И внезапно впечатлительный Репин заметил ватагу бурлаков.

«О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! - воскликнул художник. -…Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ».

Во время той поездки Репин сделал эскиз картины, сюжет которой строился на контрасте бурлаков и дачников. Композицию раскритиковал друг художника Фёдор Васильев, назвав ее искусственной и рассудочной. Он-то и посоветовал Репину отправиться на Волгу и доработать сюжет, а заодно помог с деньгами - сам живописец был крайне стеснен в средствах.

Репин поселился в Самарской области на все лето, знакомился с местными, расспрашивал о жизни. «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».

Гораздо больше художника увлекал сам образ бурлака: «Вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, - вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное - цвет его лица!» Так Репин описывал Канина - бурлака, расстриженного священника, с которым он познакомился на Волге. Его художник считал «вершиной бурлацкой эпопеи».

Публика увидела картину в 1873 году в Петербурге на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки в Вену на Всемирную выставку. Отзывы были противоречивыми.


Достоевский, например, писал: «Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты - не производили бы впечатление и не составили бы такой картины». Хвалили Репина Крамской, Стасов, да и все те, кто позднее станет передвижниками.

Академические круги называли картину «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Кто-то из журналистов усматривал на полотне «разные гражданские мотивы и худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение».

После Петербурга картина отправилась в Вену. Там ее также встретили одни с восторгом, другие - с недоумением. «Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк?.. Ну, как не стыдно - русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишете картину, везете ее на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников», - говорил один из министров.

И все же полотно нашло покупателя. Им стал великий князь Владимир Александрович, из-за чего полотно оказалось закрытым для широкой публики, которая могла видеть его только на выставках.

Первая совершенно уже самостоятельная большая картина Репина.
Замысел ее относится, очевидно, к 1868 году, когда был сделан первый акварельный эскиз, от которого художник впоследствии совершенно отошел. Летом 1870 года Репин совершает поездку на Волгу, где живет, наблюдая жизнь бурлаков, рисуя этюды фигур и пейзажа.
В том же году делаются этюды композиции, представляющие два варианта решения, в основном отличающиеся направлением движения бурлацкой ватаги. Репин останавливается на втором из них, в котором движение располагается по несильной диагонали почти параллельно холсту, и его разрабатывает как в отношении самой группы, так и пейзажного фона. По окончательному эскизу маслом (ГТГ) в 1870-1871 годах пишется первый вариант картины. Летом 1872 года Репин вновь едет на Волгу и затем переписывает картину, сохранив ее композицию.

Такой метод многолетней работы над картиной, переписки и доработки уже готового произведения будет характерен в дальнейшем для работы художника над большими композициями.

Много позднее Репин так сам оценивал своего первенца: «Знаете ли, только теперь, рисуя и повторяя эту свою излюбленную тему, я вижу, что она действительно недурна, в ней есть много художественного, а главное, - человеческого» (письмо Стасову).

То, что Репин называл «человеческим», было действительно тем новым, что ставило картину на следующую ступень развития реализма сравнительно с живописью шестидесятников. Их критика действительности здесь освобождалась от просветительского рационализма и нарочитости. Это было уже не олицетворение идеи, а взятая прямо из жизни характерная и типическая сцена, многосторонняя в своем содержании.
Богатство и разнообразие типажа, полная естественности его трактовка давали возможность показать в картине, рисующей жестокую эксплуатацию народа, не только ее жертвы, но и образы людей из народа, полные сил, духовного богатства и красоты. Так зарождалась та многосторонность изображения народной жизни в ее противоречиях, которая полностью развернулась в картине «Крестный ход в Курской губернии». .

Жизненная сцена и человеческие образы передаются во всей естественной полноте и разносторонности, а не только в тех чертах, которые прямо нужны для выражения заданной идеи. Художник идет от замысла, но не подчиняет ему действительность, а, напротив, в ней самой находит решение замысла.

Репинские воспоминания сохранили нам документальное свидетельство его увлечения натурой, страстности ее изучения и воспроизведения. В ней самой ищет он содержания, выступающего как красота пластической выразительности. Он видит ее глазами живописца: «...вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, - вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой!... Боже, как дивно повязана у него тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, и, главное: цвет его лица!... Но я иду рядом с Каниным, не спуская с него глаз. И все больше и больше нравится он мне: я до страсти влюбляюсь во всякую черту его характера и во всякий оттенок его кожи и посконной рубахи. Какая теплота в этом колорите»
(Репин И.Е. Бурлаки на Волге // Репин И.Е. Далекое близкое. - М., 1944. С. 247-248.).

Это художническое восприятие натуры, при котором она вся представляется прекрасной, сказалось в трактовке фигур и пейзажа.

Изображение того и другого было очень смелым для своего времени, поражая живописностью, материальностью, чувственностью восприятия, благодаря которой даже некрасивая натура, вроде лохмотьев бурлаков, приобретала живописную красоту.

Ватага бурлаков в картине расположена по несильной диагонали справа налево, двигаясь из глубины, но так, что фигуры почти все находятся на одном плане, как бы в известной мере барельефом. При таком расположении фигур, в котором сказываются традиции классицизма, академического обучения, хорошо передавалась трудность их движения, тяжесть работы, вместе с тем каждая из них отчетливо «читалась», а все они образовывали некое сложное единство.

Одиннадцать фигур, составляющих бурлацкую ватагу, композиционно объединены в три ясно видимые группы, на которые распадается вся масса фигур. Первая группа состоит из четырех фигур с Каниным во главе, вторая - также из четырех фигур, среди которых выделяется и господствует образ юного бурлака Ларьки, и, наконец, последняя группа из трех, менее значительных и выразительных фигур.

Обращаясь к первой группе, видим, как крепко и мастерски она скомпонована. Она представляет собой компактное единство, однако при большой сложности внешнего контура, которая придает ей жизненность. Характерно размещение голов таким образом, чтобы каждая из них была четко видна на свободном фоне. Изображая фигуры в сильном наклоне, Репин поднимает их головы так, чтобы были видны лица. В этом сказывается интерес художника к передаче психологии, душевного мира бурлаков. «Человечность» трактовки персонажей, гуманизм Репина позволили ему увидеть и показать в порабощенных людях их яркие личности, их человеческое достоинство, их нестертые рабским существованием индивидуальности. Гуманизм и психологизм Репина с особой силой проявляется в образе Канина, этого мудреца и философа, каким он рисовался Репину. Головы бурлаков и портретны и в большой мере обобщены, типизированы. Изображая лица бурлаков первой группы фронтально, Репин лишь крайнего справа (Ильку Моряка) заставляет прямо глядеть на зрителей. Канин же смотрит куда-то вдаль, а взгляд рыжего обращен на Канина. Этим достигается свобода выражения. Главные действующие лица не позируют, а живут своей жизнью. Обращенность их на зрителей сделала бы их резонерами, что в особенности было опасно в положительном образе мудреца Канина.

В воспроизводимых фрагментах отчетливо видна манера живописи молодого Репина: уже довольно широкое письмо, в наложении мазков, однако, целиком подчиненное объемной форме предмета. Наглядно виден и интерес живописца к пестрым лохмотьям одежд.

Группа с Ларькой построена на резких контрастах образов. Юности Ларьки, его нетерпению и раздражению молодости противопоставлены, с одной стороны, изнеможение чахоточного, а с другой - флегматичное спокойствие бывалого старика, умеющего приспосабливаться ко всякой обстановке. Прислонившись на ходу к плечу соседа, он спокойно набивает трубку. Ларька - самый пленительный в своем лиризме и молодом обаянии образ. Репин им очень увлекался, и это сказалось в его поэтической трактовке. Ларька как бы сосредоточивает в себе, персонифицирует идею благородства человеческой личности и всю отвратительность ее подавления в примитивной животной эксплуатации. В умении грубое и обыденное увидеть внутренне облагороженным и потому прекрасным и поэтичным особенно выявляется уже у молодого Репина демократизм его эстетики.

Характерен ритм фигур внутри ватаги в целом. Они постепенно все более сгибаются в каждой следующей группе, что подчеркивает движение всей ватаги вперед. Но для того чтобы избежать монотонности, Репин в каждой из трех групп дает одну высокую и распрямленную фигуру. Таковы высокий бурлак с трубкой в первой группе, Ларька - во второй и бурлак в круглой шапке - в третьей. Эти фигуры вносят перерывы в повторяющийся ритм согнутых спин, образуя своего рода цезуры в общем ритме ватаги. Особенно сильна цезура, образованная откинувшейся назад, в обратном общему движению направлении, фигурой Ларьки, чем усиливается ее центральное положение. Ларька - второй по силе после Канина образ в картине - изобразительно представляет собой центр всей фигурной части композиции. Справа и слева от него располагается равное количество фигур бурлаков. Он выделен и цветом. Его розовое юношеское тело, лохмотья красной спадающей рубахи и портки образуют светлое красочное пятно среди темных фигур бурлаков. В своей колористике фигура Ларьки, более, чем другие, связана с пейзажем, с его желтым песком, игрой света на воде, желтыми тонами баржи и паруса вдали слева.

Помещенная рядом с Ларькой фигура чахоточного своим сильным наклоном связывает вторую группу с первой и вместе с тем освобождает перед лицом Ларьки необходимое пространство. Последняя фигура в третьей группе, изображенная фронтально, с опущенной головой, корреспондирует с крайней фигурой первой группы, как бы замыкая всю массу ватаги. В итоге получается своеобразный ритм волнообразного движения. Этим выявлена его затрудненность: бурлаки с трудом тянут бечеву и передвигаются по зыбкому песку. Ватага изображена одновременно компактно, как единая масса на пейзажном фоне, и вместе с тем дифференцированно, в соответствии с разнообразием составляющих ее типов. Она вся как бы «пульсирует» благодаря контрасту ритмически повторяющихся кривых линий согнутых спин и возвышающихся над ними вертикалей отдельных фигур.

В широком открытом пейзаже картины сказалось то впечатление, которое произвели на Репина волжские просторы и дали. «Что всего поразительнее на Волге - это пространства», - вспоминал Репин впоследствии (Репин И.Е. Далекое близкое. - М., 1944. С. 235.). Художник изображает далеко простирающуюся водную гладь реки с парусной лодкой. Этот открытый пейзаж картины был для своего времени большим достижением по ощущению пространства, по цветности гаммы, основанной на сочетании желтых и голубых цветов, а также по уже относительно свободному письму. В решении пейзажа сказалось плодотворное воздействие на Репина Ф. А. Васильева, с которым художник жил на Волге в свою первую поездку. Этот пейзаж создавал для картины необходимое ей большое и свободное пространство, волжские шири придавали ей эпическое дыхание, подчеркивали внутреннее, психологическое содержание полотна. Недаром у Репина волжские пейзажи вызывали в памяти «Камаринскую» Глинки (Репин И.Е. Далекое близкое. - М., 1944. С. 231.). Если теплые красно-розовые цвета в фигуре Ларьки связываются с теплыми желтыми красками пейзажа, то голубое небо и вода находят отклики в цветах одежд некоторых других бурлаков, например, крайнего слева. Но Репину не удалось полностью связать фигуры с пейзажем, и последний смотрится еще в большой мере как фон, на котором резко выделяется темная группа фигур.

Эта задача связи фигур с пространством, с пейзажем решена была Репиным в другом варианте картины, известном под названием «Бурлаки, идущие вброд».

Федоров-Давыдов А.А. И.Е. Репин. М.: Искусство, 1989. С. 14-16.