А лександр Зиновьев (1922 - 2006) - выдающийся советский философ, ученый-логик, социолог и писатель. Самой знаменитой его книгой был роман «Зияющие высоты», опубликованный на Западе в 1976 году. Из-за него Зиновьева лишили всех научных званий и наград (включая боевые, полученные во время Великой Отечественной войны), после чего выслали из СССР. В эмиграции он написал такие знаковые труды, как «Гомо советикус», «Коммунизм как реальность», «Пара беллум» и многие другие книги.
Зиновьев крайне негативно воспринял разрушение советской системы (« »), а в таких работах, как «Запад » и «Глобальный человейник», выступил с резкой критикой западной цивилизации. В 1999-м вернулся в Москву, чтобы преподавать в МГУ, своей alma mater. Тогда же его называли одним из наиболее вероятных претендентов на Нобелевскую премию по литературе. Но высокую награду в том году получил немецкий прозаик .
Мы отобрали 15 цитат из трудов Зиновьева:
Массовые желания редко бывают разумными. «Коммунизм как реальность» |
Знание фактов само по себе еще не дает понимания. «Коммунизм как реальность» |
Понимание вообще не приходит без усилия. Без усилия приходят только заблуждения «Коммунизм как реальность» |
Люди не понимают масштабов и сущности происходящего эволюционного перелома. Подавляющее большинство вообще неспособно понять. Многие могли бы понять, но не хотят. Боятся истины. Боятся, что другие могут понять, и мешают им в этом. Создается всеобщий страх истины. «Русская трагедия» |
Языковая практика людей с логической точки зрения - зрелище, достойное кисти сюрреалиста. Речи политических деятелей, прокуроров, юристов, журналистов, пропагандистов, ученых, больше всего претендующих на логичность, на самом деле дают выдающиеся образцы логической бессвязности и несуразности. «Зияющие высоты» |
У нас инакомыслящих не жгут на кострах, как во времена инквизиции, и не сажают в концентрационные лагеря, как в тоталитарных режимах XX века. У нас против них есть более гуманные средства: их просто игнорируют, и они не появляются вообще. «Глобальный человейник» |
Глупости надо обучаться так же, как уму. Очень высокой степени глупости люди достигают лишь в течение длительной жизни и большого числа тренировок. Современно аналогично обстоит дело с такими качествами, как цинизм, подлость, хитрость, изворотливость, склочность и т.п. Умение делать подлости достигается не сразу. И чтобы стать выдающимся подлецом, надо иметь к тому способности, а также долго и упорно учиться. Не случайно поэтому выдающиеся подлецы среди пожилых и образованных людей встречаются чаще. «Зияющие высоты» |
Бездарность, развязавшая себе руки, начинает вести себя так, будто она гений. И усилиями огромного числа людей создается иллюзия гениальности. «Зияющие высоты» |
Страшно не то, что живешь трудно, а то, что никто не хочет знать о том, как ты живешь, ибо в принципе все знают, как ты живешь. Наша жизнь не имеет тайны и не вызывает ни у кого любопытства. «Зияющие высоты» |
Общеизвестные демократические свободы суть нормы политического права. И они фигурируют в ибанском правовом кодексе. Как они туда попали? Отчасти иллюзии насчет изма. Отчасти пропаганда и демагогия. Отчасти камуфляж, желание прилично выглядеть в глазах внешнего мира. Но главным образом они попали в ибанский кодекс потому, что с самого начала была полная уверенность в том, что никому в голову не взбредет этими свободами воспользоваться. «Зияющие высоты» |
Вот, к примеру, такую-то область за то-то наградили орденом. Область! Такой-то Заместитель поехал туда. Речь произнес. Орден вручил. Это не спектакль. Это - реальная жизнь. Сама жизнь, а не мираж. Гораздо более реальная жизнь, чем кукиши в карманах наших интеллектуалов. А если и есть у нас интригующие вас подземелья, то происходящее там столь же обыденно и серо, как наши очередные собрания. Мы отбываем номер. Везде и всегда. Положено, и все тут. Ничего за кулисами у нас нет, ибо у нас нет кулис. Мы сами все за кулисами. А зрителей мы стараемся ликвидировать, чтобы они не заметили, кто мы на самом деле. Ужас нашего бытия в грандиозных масштабах и безысходности пустяка. «Зияющие высоты» |
Через фильмы, романы и телевидение нам усиленно навязывают культ дружбы. Но в реальности мне за всю жизнь так и не довелось наблюдать ни одного случая настоящей дружбы. То, что у нас называют дружбой, есть лишь сообщничество в каком-то деле. Дружбу в старом смысле у нас заменяют отношения предпочтения и вынужденность общения с более или менее устойчивыми партнерами. «Глобальный человейник» |
Интеллигентность общества - это способность общества к объективному самопознанию и к сопротивлению его слепым, стихийным тенденциям, это способность общества к духовному самосовершенствованию и прогрессу. Любыми средствами, в любой форме. «Зияющие высоты» |
К началу двадцать первого века в основных чертах завершился великий эволюционный перелом в истории человечества. Одним из следствий его явилось возникновение вопиющего несоответствия между масштабами социальных событий и масштабами олицетворяющих их личностей. Если первые колоссально увеличились, то вторые, наоборот, сократились. Произошло измельчение исторических личностей, можно сказать - пигмеизация. На смену историческим гигантам вроде Наполеона, Ленина, Сталина, Гитлера, Мао и др. пришли исторические пигмеи вроде Рейгана, Горбачева, Ельцина, Клинтона, Буша и др. Наполеон потерпел поражение, но все равно останется гигантом, США могут покорить весь мир, а Буш все равно останется пигмеем. «Русская трагедия» |
Черты советизма в постсоветском социальном гибриде заметны даже без специальных социологических исследований для тех, кто в какой-то мере знаком с советизмом. Президентская власть копирует власть советского «Кремля», причем даже сталинского периода. Президент имеет тенденцию превратиться в вождя, заботящегося о нуждах всего «трудового» народа. Он опирается на силовые структуры, назначает угодное ему и подконтрольное ему правительство, стремится к контролю за прочими сферами общества, стремится апеллировать к массам (к «народу») непосредственно, минуя якобы враждебных «народу» и коррумпированных чиновников-бюрократов. «Русская трагедия» |
Александр Александрович Зиновьев, родился 29 октября 1922 года в деревне Пахтино Чухломского района Костромской области. Российский логик, философ и писатель-сатирик; критик советского строя и современного глобального капитализма, советский диссидент. Автор работ "Светлое будущее", "В преддверии рая", "Желтый дом", "Коммунизм как реальность", "Гомо советикус", "Мой дом - моя чужбина", "Пара беллум", "Ни свободы, ни равенства, ни братства", "Иди на Голгофу", «Зияющие высоты», «Глобальный человейник», «Катастройка», «Искушение», «Русская трагедия». Умер 10 мая 2006 года в городе Москва.
Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы Зиновьев А.А.
- Целились в коммунизм, а попали в Россию.
- Мы идём вперёд, намного опережая свой зад.
- Человек всегда остается один, если вздумает стать человеком.
- Знаки, включая знаки языка, суть все без исключения материальные явления.
- Отдельные учения, начав жизнь с нескольких фраз, со временем разрастаются до гигантских размеров.
- Реальный социальный строй современных западных стран содержит элементы капитализма и демократии, но не сводится к ним.
- Социальная сущность идеологии состоит не в том, что она извращает реальность, а в том, как именно она это делает и с какой социальной целью.
- По своему содержанию идеология есть совокупность суждений о человеке, о сознании, об отношениях между людьми, о природе, о космосе, о прошлом, о будущем.
- Сам процесс «пробуждения» сознания есть процесс создания какой-то клетки для него, ибо эта «клетка» есть не что иное, как материя сознания. Оно просто не может существовать эмпирически без такой клетки.
- Фундаментальная функция идеосферы – сделать основную массу членов общества (желательно всех) неспособной к самостоятельному и объективному пониманию явлений реальности, позволяя им в этом отношении лишь то, что необходимо и достаточно для исполнения ими их социальных функций.
- Явление, которое называют выражением "смысл жизни", есть явление идеологическое, а значит - массовое. Индивидуально человек может иметь цели в жизни, но не смысл жизни. Смысл жизни он имеет как представитель массы, зараженной определенной идеологией. Смысл жизни и есть состояние индивида, приобщающее его к чему-то исторически грандиозному.
- После распада Советского Союза в мире началась эпоха эволюционного спада, эпоха тотальной социальной реакции». «…направленность этой реакции – антикоммунизм, антисоциализм, антидемократизм и антилиберализм. Важнейшим компонентом этой реакции является искусственно создаваемое и всячески поощряемое тотальное помутнение умов, искусственная реанимация дремучих идеологий прошлого и изобретение новых, того же интеллектуального уровня и направленности.
- Я эту нашу гнусну жизнь все равно люблю, ибо другого выхода все равно нет. Если нашу жизнь не любить, то и жить невозможно будет, - сразу подохнешь от тоски и отчаяния. Любовь к жизни вообще есть самозащитная реакция тех, кому в жизни приходится плохо. Если тебе хорошо живется, то любить жизнь тебе совсем ни к чему, поскольку тебе и без этого хорошо.
А лександр Зиновьев (1922 - 2006) - выдающийся советский философ, ученый-логик, социолог и писатель. Самой знаменитой его книгой был роман «Зияющие высоты», опубликованный на Западе в 1976 году. Из-за него Зиновьева лишили всех научных званий и наград (включая боевые, полученные во время Великой Отечественной войны), после чего выслали из СССР. В эмиграции он написал такие знаковые труды, как «Гомо советикус», «Коммунизм как реальность», «Пара беллум» и многие другие книги.
Зиновьев крайне негативно воспринял разрушение советской системы (« »), а в таких работах, как «Запад » и «Глобальный человейник», выступил с резкой критикой западной цивилизации. В 1999-м вернулся в Москву, чтобы преподавать в МГУ, своей alma mater. Тогда же его называли одним из наиболее вероятных претендентов на Нобелевскую премию по литературе. Но высокую награду в том году получил немецкий прозаик .
Мы отобрали 15 цитат из трудов Зиновьева:
Массовые желания редко бывают разумными. «Коммунизм как реальность» |
Знание фактов само по себе еще не дает понимания. «Коммунизм как реальность» |
Понимание вообще не приходит без усилия. Без усилия приходят только заблуждения «Коммунизм как реальность» |
Люди не понимают масштабов и сущности происходящего эволюционного перелома. Подавляющее большинство вообще неспособно понять. Многие могли бы понять, но не хотят. Боятся истины. Боятся, что другие могут понять, и мешают им в этом. Создается всеобщий страх истины. «Русская трагедия» |
Языковая практика людей с логической точки зрения - зрелище, достойное кисти сюрреалиста. Речи политических деятелей, прокуроров, юристов, журналистов, пропагандистов, ученых, больше всего претендующих на логичность, на самом деле дают выдающиеся образцы логической бессвязности и несуразности. «Зияющие высоты» |
У нас инакомыслящих не жгут на кострах, как во времена инквизиции, и не сажают в концентрационные лагеря, как в тоталитарных режимах XX века. У нас против них есть более гуманные средства: их просто игнорируют, и они не появляются вообще. «Глобальный человейник» |
Глупости надо обучаться так же, как уму. Очень высокой степени глупости люди достигают лишь в течение длительной жизни и большого числа тренировок. Современно аналогично обстоит дело с такими качествами, как цинизм, подлость, хитрость, изворотливость, склочность и т.п. Умение делать подлости достигается не сразу. И чтобы стать выдающимся подлецом, надо иметь к тому способности, а также долго и упорно учиться. Не случайно поэтому выдающиеся подлецы среди пожилых и образованных людей встречаются чаще. «Зияющие высоты» |
Бездарность, развязавшая себе руки, начинает вести себя так, будто она гений. И усилиями огромного числа людей создается иллюзия гениальности. «Зияющие высоты» |
Страшно не то, что живешь трудно, а то, что никто не хочет знать о том, как ты живешь, ибо в принципе все знают, как ты живешь. Наша жизнь не имеет тайны и не вызывает ни у кого любопытства. «Зияющие высоты» |
Общеизвестные демократические свободы суть нормы политического права. И они фигурируют в ибанском правовом кодексе. Как они туда попали? Отчасти иллюзии насчет изма. Отчасти пропаганда и демагогия. Отчасти камуфляж, желание прилично выглядеть в глазах внешнего мира. Но главным образом они попали в ибанский кодекс потому, что с самого начала была полная уверенность в том, что никому в голову не взбредет этими свободами воспользоваться. «Зияющие высоты» |
Вот, к примеру, такую-то область за то-то наградили орденом. Область! Такой-то Заместитель поехал туда. Речь произнес. Орден вручил. Это не спектакль. Это - реальная жизнь. Сама жизнь, а не мираж. Гораздо более реальная жизнь, чем кукиши в карманах наших интеллектуалов. А если и есть у нас интригующие вас подземелья, то происходящее там столь же обыденно и серо, как наши очередные собрания. Мы отбываем номер. Везде и всегда. Положено, и все тут. Ничего за кулисами у нас нет, ибо у нас нет кулис. Мы сами все за кулисами. А зрителей мы стараемся ликвидировать, чтобы они не заметили, кто мы на самом деле. Ужас нашего бытия в грандиозных масштабах и безысходности пустяка. «Зияющие высоты» |
Через фильмы, романы и телевидение нам усиленно навязывают культ дружбы. Но в реальности мне за всю жизнь так и не довелось наблюдать ни одного случая настоящей дружбы. То, что у нас называют дружбой, есть лишь сообщничество в каком-то деле. Дружбу в старом смысле у нас заменяют отношения предпочтения и вынужденность общения с более или менее устойчивыми партнерами. «Глобальный человейник» |
Интеллигентность общества - это способность общества к объективному самопознанию и к сопротивлению его слепым, стихийным тенденциям, это способность общества к духовному самосовершенствованию и прогрессу. Любыми средствами, в любой форме. «Зияющие высоты» |
К началу двадцать первого века в основных чертах завершился великий эволюционный перелом в истории человечества. Одним из следствий его явилось возникновение вопиющего несоответствия между масштабами социальных событий и масштабами олицетворяющих их личностей. Если первые колоссально увеличились, то вторые, наоборот, сократились. Произошло измельчение исторических личностей, можно сказать - пигмеизация. На смену историческим гигантам вроде Наполеона, Ленина, Сталина, Гитлера, Мао и др. пришли исторические пигмеи вроде Рейгана, Горбачева, Ельцина, Клинтона, Буша и др. Наполеон потерпел поражение, но все равно останется гигантом, США могут покорить весь мир, а Буш все равно останется пигмеем. «Русская трагедия» |
Черты советизма в постсоветском социальном гибриде заметны даже без специальных социологических исследований для тех, кто в какой-то мере знаком с советизмом. Президентская власть копирует власть советского «Кремля», причем даже сталинского периода. Президент имеет тенденцию превратиться в вождя, заботящегося о нуждах всего «трудового» народа. Он опирается на силовые структуры, назначает угодное ему и подконтрольное ему правительство, стремится к контролю за прочими сферами общества, стремится апеллировать к массам (к «народу») непосредственно, минуя якобы враждебных «народу» и коррумпированных чиновников-бюрократов. «Русская трагедия» |
~ Афоризмы ~ Поиск по авторам
Александр Александрович Зиновьев, родился 29 октября 1922 года в деревне Пахтино Чухломского района Костромской области. Российский логик, философ и писатель-сатирик; критик советского строя и современного глобального капитализма, советский диссидент. Автор работ "Светлое будущее", "В преддверии рая", "Желтый дом", "Коммунизм как реальность", "Гомо советикус", "Мой дом - моя чужбина", "Пара беллум", "Ни свободы, ни равенства, ни братства", "Иди на Голгофу", «Зияющие высоты», «Глобальный человейник», «Катастройка», «Искушение», «Русская трагедия». Умер 10 мая 2006 года в городе Москва.
Я эту нашу гнусну жизнь все равно люблю, ибо другого выхода все равно нет. Если нашу жизнь не любить, то и жить невозможно будет, - сразу подохнешь от тоски и отчаяния. Любовь к жизни вообще есть самозащитная реакция тех, кому в жизни приходится плохо. Если тебе хорошо живется, то любить жизнь тебе совсем ни к чему, поскольку тебе и без этого хорошо.
После распада Советского Союза в мире началась эпоха эволюционного спада, эпоха тотальной социальной реакции». «…направленность этой реакции – антикоммунизм, антисоциализм, антидемократизм и антилиберализм. Важнейшим компонентом этой реакции является искусственно создаваемое и всячески поощряемое тотальное помутнение умов, искусственная реанимация дремучих идеологий прошлого и изобретение новых, того же интеллектуального уровня и направленности.
Явление, которое называют выражением "смысл жизни", есть явление идеологическое, а значит - массовое. Индивидуально человек может иметь цели в жизни, но не смысл жизни. Смысл жизни он имеет как представитель массы, зараженной определенной идеологией. Смысл жизни и есть состояние индивида, приобщающее его к чему-то исторически грандиозному.
Фундаментальная функция идеосферы – сделать основную массу членов общества (желательно всех) неспособной к самостоятельному и объективному пониманию явлений реальности, позволяя им в этом отношении лишь то, что необходимо и достаточно для исполнения ими их социальных функций.
Сам процесс «пробуждения» сознания есть процесс создания какой-то клетки для него, ибо эта «клетка» есть не что иное, как материя сознания. Оно просто не может существовать эмпирически без такой клетки.
Социальная сущность идеологии состоит не в том, что она извращает реальность, а в том, как именно она это делает и с какой социальной целью.
Реальный социальный строй современных западных стран содержит элементы капитализма и демократии, но не сводится к ним.