Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Тире между частями бессоюзного сложного предложения дополняет, изъясняет

Бричка между тем поворотила в более пустынные улицы; скоро потянулись одни длинные деревянные заборы, предвещавшие конец города. Вот уже и мостовая кончилась, и шлагбаум, и город назади, и ничего нет, и опять в дороге. И опять по обеим сторонам столбового пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колодцы, обозы, серые деревни с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином, бегущим из постоялого двора с овсом в руке, пешеход в протертых лаптях, плетущийся за восемьсот верст, городишки, выстроенные живьем, с деревянными лавчонками, мучными бочками, лаптями, калачами и прочей мелюзгой, рябые шлагбаумы, чинимые мосты, поля неоглядные и по ту сторону и по другую, помещичьи рыдваны, солдат верхом на лошади, везущий зеленый ящик с свинцовым горохом и подписью: такой-то артиллерийской батареи, зеленые, желтые и свежеразрытые черные полосы, мелькающие по степям, затянутая вдали песня, сосновые верхушки в тумане, пропадающий далече колокольный звон, вороны как мухи и горизонт без конца… Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе; не развеселят, не испугают взоров дерзкие дива природы, венчанные дерзкими дивами искусства, города с многооконными высокими дворцами, вросшими в утесы, картинные дерева и плющи, вросшие в домы, в шуме и в вечной пыли водопадов; не опрокинется назад голова посмотреть на громоздящиеся без конца над нею и в вышине каменные глыбы; не блеснут сквозь наброшенные одна на другую темные арки, опутанные виноградными сучьями, плющами и несметными миллионами диких роз, не блеснут сквозь них вдали вечные линии сияющих гор, несущихся в серебряные ясные небеса. Открыто-пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают, и стремятся в душу, и вьются около моего сердца? Русь! чего же ты хочешь от меня? какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?.. И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями, и онемела мысль пред твоим пространством. Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!..

Держи, держи, дурак! - кричал Чичиков Селифану.

Вот я тебя палашом! - кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин. - Не видишь, леший дери твою душу: казенный экипаж! - И, как призрак, исчезнула с громом и пылью тройка.

Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух… покрепче в дорожную шинель, шапку на уши, тесней и уютней прижмемся к углу! В последний раз пробежавшая дрожь прохватила члены, и уже сменила ее приятная теплота. Кони мчатся… как соблазнительно крадется дремота и смежаются очи, и уже сквозь сон слышатся и «Не белы снеги», и сап лошадей, и шум колес, и уже храпишь, прижавши к углу своего соседа. Проснулся: пять станций убежало назад; луна, неведомый город, церкви с старинными деревянными куполами и чернеющими остроконечьями, темные бревенчатые и белые каменные дома. Сияние месяца там и там: будто белые полотняные платки развешались по стенам, по мостовой, по улицам; косяками пересекают их черные, как уголь, тени; подобно сверкающему металлу блистают вкось озаренные деревянные крыши, и нигде ни души - все спит. Один-одинешенек, разве где-нибудь в окошке брезжит огонек: мещанин ли городской тачает свою пару сапогов, пекарь ли возится в печурке - что до них? А ночь! небесные силы! какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, там, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся!.. Но дышит свежо в самые очи холодное ночное дыхание и убаюкивает тебя, и вот уже дремлешь и забываешься, и храпишь, и ворочается сердито, почувствовав на себе тяжесть, бедный, притиснутый в углу сосед. Проснулся - и уже опять перед тобою поля и степи, нигде ничего - везде пустырь, все открыто. Верста с цифрой летит тебе в очи; занимается утро; на побелевшем холодном небосклоне золотая бледная полоса; свежее и жестче становится ветер: покрепче в теплую шинель!.. какой славный холод! какой чудный, вновь обнимающий тебя сон! Толчок - и опять проснулся. На вершине неба солнце. «Полегче! легче!» - слышится голос, телега спускается с кручи: внизу плотина широкая и широкий ясный пруд, сияющий, как медное дно, перед солнцем; деревня, избы рассыпались на косогоре; как звезда, блестит в стороне крест сельской церкви; болтовня мужиков и невыносимый аппетит в желудке… Боже! как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!.. Но и друг наш Чичиков чувствовал в это время не вовсе прозаические грезы. А посмотрим, что он чувствовал. Сначала он не чувствовал ничего и поглядывал только назад, желая увериться, точно ли выехал из города; но когда увидел, что город уже давно скрылся, ни кузниц, ни мельниц, ни всего того, что находится вокруг городов, не было видно и даже белые верхушки каменных церквей давно ушли в землю, он занялся только одной дорогою, посматривал только направо и налево, и город N. как будто не бывал в его памяти, как будто проезжал он его давно, в детстве. Наконец и дорога перестала занимать его, и он стал слегка закрывать глаза и склонять голову к подушке. Автор признается, этому даже рад, находя, таким образом, случай поговорить о своем герое; ибо доселе, как читатель видел, ему беспрестанно мешали то Ноздрев, то балы, то дамы, то городские сплетни, то, наконец, тысячи тех мелочей, которые кажутся только тогда мелочами, когда внесены в книгу, а покамест обращаются в свете, почитаются за весьма важные дела. Но теперь отложим совершенно все в сторону и прямо займемся делом.

457. Выясните смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений (перечислительные, пояснительные, сопоставительные, временные, изъяснительные, причинно-следственные, условно-следственные). Объясните постановку знаков препинания. Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. 1. И думал он: отсель грозить мы будем шведу, здесь будет город заложен назло надменному соседу (П.). 2. К сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль (Г.). 3. Вот мои условия: вы ныне же публично откажетесь от своей клеветы и будете просить у меня извинения (Л.), 4. Однажды проснулся он и видит: прямо против его норы стоит рак (С.-Щ.). 5. Пробовал бежать - ноги от страха не двигались (Л. Т.). 6. Варвара прислушалась: донесся шум вечернего поезда (Ч.). 7. Темный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада, и чудеса световые {Пришв.). 8. Он гость - я хозяин (Багр.). 9. Пропади ты совсем - плакать о тебе мы не будем (?.). 10. Им овладело одно желание: во что бы то ни стало, сейчас же, разыскать Магду (Наб.). 11. Впереди пробирался старшой, подавая команду осторожным движением руки: поднимет руку над головой - все тотчас останавливались и замирали; вытянет руку в сторону с наклоном к земле - все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились; махнет рукой вперед - все двигались вперед; покажет назад - все медленно пятились назад (Кат.). 12. В общем, Егор не сетовал, не обижался: по закону все было сделано (Б. В.). 13. С женой спорить - бестолочь одна (Б. В.). 14. Ползти было неудобно: с непривычки болели колени и локти (Некр.). Для справок. Между предложениями, объединенными в одно бессоюзное сложное предложение, ставятся следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире. Знак препина ния Пример Смысловые отношения между предложениями Запятая Небо очистилось, замелькали звезды, становилось уже светло (Акс.). Перечисление фактов или явлений. Точка с запятой Герасим схватил Му му, стиснул ее в своих объятиях; она в одно мгновение облизала ему нос, глаза, усы и бороду (Г.). То же самое, но при более распространенных предложениях (особенно когда внутри предложений есть уже запятые). Двоето- г чие Меня грызет сомнение: может быть, и в самом деле надо было переждать до вечера? (Бакл.). Вы так просто ей и скажите: Ганин, мол, уезжает и просит не поминать его лихом (Наб.). Второе предложение поясняет первое, раскрывает его содержание (можно вставить слова а именно). Второе предложение дополняет смысл первого (можно вставить союз что). Знак препина ния Пример Смысловые отношения между предложениями Я поглядел кругом: То же самое (можно вста- торжественно и вить слова и увидел, царственно стояла ночь (Т.). что). Всю дорогу до хуто- Второе предложение ука- ра молчали: гово- зывает причину того, рить мешала тряс- о чем говорится в первом кая езда (Ч.). (можно вставить союз потому что). Тире Вдруг мужики с то- Второе предложение ука- порами явились - зывает на быструю смену лес зазвенел, застонал, затрещал (Н.). событий. Косили версту - Содержание второго выкосили грош предложения противоре- (М. Г.). чит содержанию первого (можно вставить противительный союз). Лес рубят - щепки Первое предложение ука- летят (посл.). зывает на время соверше- « ния действия, о котором говорится во втором предложении (можно вставить союз когда). Любишь катать- Первое предложение ука- ся - люби и саноч- зывает на условие совер- ки возить (посл.). шения действия, о котором говорится во втором предложении (можно вставить союз если). Хвалы приманчи- Второе предложение со- вы - как их не по- держит в себе следствие, желать? (Кр.). вывод из того, о чем говорится в первом предложении (можно вставить слово поэтому). Знак препина ния Пример Смысловые отношения между предложениями Посмотрит - рублем подарит (Н.). Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго (можно вставить союзы словно, будто).

В бессоюзных сложных предложениях ставятся следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

1. Запятая ставится в том случае, когда предложения обозначают одновременно или последовательно происходящие события, тесно связаны между собой и кратки (между ними можно вставить союз и), например! Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром.

2. Точка с запятой ставится тогда, когда предложения менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри них есть запятые), например: Время стоит ещё раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская только что показавшееся солнце; трава блестит.

3. Двоеточие ставится в следующих трёх случаях:

а) когда второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом, например: Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (Сравните: Любите книгу, потому что она поможет;

б) когда второе предложение раскрывает содержание первого, поясняет первое или какой-нибудь член его, например: Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами.(Сравните:Степь весело пестреет цветами, а именно: ярко желтеет дрок.);

в) когда второе предложение дополняет первое, например: Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает.(Сравните: Вдруг я почувствовал, что кто-то берёт меня за плечо. ..).

Иногда в первом предложении опускаются слова: и увидел, и услышал, и почувствовал и т. д., например: Я поднял голову: перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником.(Сравните: Я поднял голову и увидел: перед огнём, сидела мельничиха.).

4. Тире ставится в следующих случаях:

а) если предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия, например:

1) Проснулся - пять станций убежало назад.

2) Сыр выпал - с ним была плутовка такова;

а) если в предложении содержится противопоставление, например: Ввысь взлетает Сокол - жмётся Уж к земле. (Сравните: Ввысь взлетает Сокол, а жмётся Уж к земле);

б) если первое предложение обозначает время или условие совершения действия, о котором говорится во втором предложении, например: 1) Лес рубят - щепки летят. 2) Назвался груздём - полезай в кузов. (Сравните: 1) Когда лес рубят, щепки летят. 2) Если назвался груздём, полезай в кузов);

в) если то, о чём говорится в одном предложении, сравнивается с тем, что сказано в другом, например: Молвит слово - соловей поёт. (Сравните: Молвит слово, как соловей поёт);

г) если второе предложение заключает в себе результат или вывод того, что говорится в первом, например: Солнце дымное встаёт - будет день горячий. (Сравните: Солнце дымное встаёт, так что (поэтому) день будет горячий.)

  • 4. Синтаксические отношения в словосочетании.
  • 5. Согласование как вид подчинительной связи. Разновидности согласования: полное и неполное.
  • 6. Управление как вид подчинительной связи. Сильное и слабое управление, именное примыкание.
  • 7. Примыкание как вид подчинительной связи.
  • 8. Предложение как основная ед. Синтаксиса. Основные признаки предложения.
  • 9. Актуальное членение предложения.
  • 11. Типы предложений по замещённости позиций главных и второстепенных членов предложения. Парцелляция.
  • 13. Простое глагольное сказуемое, осложнение простого глагольного предложения.
  • 14. Составное глагольное сказуемое
  • 15. Составное именное сказуемое.
  • 16. Определённо-личные предложения.
  • 17. Неопределённо-личные предложения
  • 18. Обобщённо-личные предложения.
  • 19. Безличные и инфинитивные предложения.
  • 20. Номинативные предложения и их типы. Вопрос о генитивных и вокативных предложениях.
  • 21. Синтаксически нечленимые предложения и их разновидности.
  • 22. Дополнение, его типы и способы выражения.
  • 23. Определение, его типы и способы выражения. Приложение как особая разновидность определения.
  • 24. Обстоятельство, его типы и способы выражения. Понятие о детерминантах.
  • Однородные и неоднородные определения
  • 26. Предложения с обособленными членами. Понятие об обособлении. Основные условия обособления второстепенных членов предложения.
  • 27. Обособленные определения и приложения.
  • Обособленные приложения
  • 28. Обособленные обстоятельства.
  • 29. Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения. Обособление уточняющих пояснительных и присоединительных членов предложения.
  • Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
  • 30. Предложения с обращением. Способы выражения обращений. Знаки препинания при обращении.
  • 31. Вводные слова и словосочетания, их лексико-семантические разряды и грамматическое выражение.
  • 32. Вставные конструкции.
  • 33. Сложное предложение как единица синтаксиса. Средства выражения синтаксических отношений в сложном предл. Типы сл. Предл.
  • 34. Типы сложносочиненных предложений по количеству предикативных частей (открытой и закрытой структуры). Средства связи ссп.
  • 35. Сложносочинённые предложения с соединительными и присоединительными отношениями.
  • 36. Сложносочинённые предложения с разделительными и противительными отношениями.
  • 37. Сложноподчинённые предложения нерасчленённой и расчленённой структуры.
  • 43. Сложноподчинённые предложения с условными и причинными отношениями.
  • 44. Сложноподчинённые предложения с уступительными отношениями.
  • 45. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели и следствия.
  • 46. Типы подчинения в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.
  • 47. Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения между частями бессоюзного сл. Предложения и средства их выражения.
  • 48. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
  • 52. Текст как высшая коммуникативная организация речи. Основные признаки текста: связность, цельность, законченность, членимость.
  • Порядок синтаксического разбора сложносочинённого предложения
  • Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения
  • Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения
  • Синтаксический разбор простого предложения:
  • Синтаксический разбор словосочетания:
  • 48. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

    В зависимости от смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения могут ставиться следующие знаки: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

    I. Запятая или точка с запятой ставится между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного в том случае, когда в простых предложениях перечисляются какие-либо однородные явления, события, происходящие одновременно или одно за другим. Запятая ставится, если предложения короткие и тесно связаны по смыслу. Точка с запятой ставится, если простые предложения менее тесно связаны между собой по смыслу или значительно распространены (особенно если внутри них уже есть запятые). Например: 1) [Нивы сжаты], [рощи голы], [от воды туман и сырость], [колесом за сини горы солнце тихое скатилось] (С. Есенин). 2) [Дул сильный ветер], [летела пыль], [вывески раскачивались и скрежетали], [шляпы срывались с голов и катились под колёса прыгающих экипажей] (Ю. Олеша). 3) [На тёмно-сером небе кое-где мигают звёзды]; [влажный ветерок изредка набегает лёгкой волной]; [слышится сдержанный, неясный шёпот ночи]... (И. Тургенев). 4) [Вновь появившийся молодняк состоит главным образом из осины, лиственницы и белой берёзы]; [ближе к морю, в горах, преобладают хвойные породы] (В. Арсеньев).

    II. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:

    1) Второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом (между частями можно вставить союз так как, потому что). Например: 1) [Не искушай меня без нужды возвратом нежности твоей]: [разочарованному чужды все обольщенъя прежних дней] Баратынский). 2) [Путешествовал мало]: [не позволяло здоровье] (Д. Лихачёв).

    2) Второе предложение (часто несколько предложений с перечислительными отношениями) поясняет первое (между частями можно вставить союз а именно). Например: 1) [Двор живёт обычной жизнью]: [гремят телеги], [грохочут бочки], [всхрапывают битюги], [переругиваются грузчики с возчиками] (Ю. Нагибин). 2) [Как все московские, ваш. батюшка таков]: [желал бы зятя он с звездами да с чинами] (А. Грибоедов).

    3) Второе предложение дополняет одно из слов или словосочетаний первого (такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными изъяснительными; между частями можно вставить союз что). Например: 1) [Вижу]: [кто-то скачет на лихом коне] (А. Фет). 2) И [знаю]: [молодость цветущую твою не пощадит молвы коварное гоненье] (М. Лермонтов).

    Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится и в том случае, если слова, к которым относится вторая часть (сказал, почувствовал, увидел, услышал и т. п.), опускаются, например: 1) [Я выглянул из кибитки]: [всё было мрак и вихорь] (А. Пушкин) (ср.: выглянул и увидел, что...). 2) [Обломов очнулся]: [перед ним наяву, не в галлюцинации, стоял настоящий, действительный Штольц] (И. Гончаров) (ср.: очнулся и увидел, что...). 3) [Варвара прислушалась]: [донёсся шум вечернего поезда] (А. Чехов) (ср.: прислушалась и услышала, что...).

    3. Тире в бессоюзных сложных предложениях ставится в следующих случаях:

    1) Простые предложения противопоставлены друг другу по смыслу (между частями можно вставить союз а). Например: 1) [Прихожу к колодцу] - [никого уже нет] (М. Лермонтов). 2) [Щерба не готовое излагал] - [он вслух мыслил] (И. Андроников).

    2) Первое простое предложение указывает на время или условие того, о чём говорится во втором (в первое предложение можно вставить союзы если, когда). Например: 1) [Понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента] - [посылают его] (И. Гончаров). 2) [Выйдет солнце из-за облака] - [чувствуешь на лице горячую ласку света] (И. Бунин).

    3) Второе предложение выражает вывод, следствие из того, о чём говорится в первом (между частями можно вставить союз так что или наречие поэтому). Например: 1) [Дохнул осенний хлад] - [дорога промерзает] (А. Пушкин). 2) [Мелкий дождик сеет с утра] - [выйти невозможно] (И. Тургенев).

    4) Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго (между частями можно вставить союзы словно, точно, будто). Например: 1) [Молвит слово] - [соловей поёт] (М. Лермонтов). 2) ...[Посмотрит] - [рублём подарит] .

    Тире в бессоюзных сложных предложениях ставится также, чтобы показать быструю смену событий, подчеркнуть неожиданность результата действия. Например: 1) [Проснулся] - [пять станций убежало назад] (Н. Гоголь). 2) [Сыр выпал] - [с ним была плутовка такова] (И. Крылов).

    "