Знаки препинания в сложном предложении. Пунктуация в простом и сложном предложении (обобщение) Пунктуация знаки препинания в простом осложненном предложении

Что такое простое предложение? Это предложение, в котором одна грамматическая основа. Например:

Сегодня я поеду к бабушке.
В дверь стучат.
Что за красота!

Но даже в простом предложении могут возникать сложности при постановке знаков препинания. Например, иногда между подлежащим и сказуемым ставится тире. Когда?

Когда подлежащее и сказуемое выражены:

  • двумя существительными : Книга – источник знаний
  • двумя числительными : Пятью восемь – сорок
  • двумя инфинитивами : Жить – Родине служить
  • существительным и инфинитивом : Превосходная должность – быть человеком.

Мы не ставим тире между подлежащим и сказуемым, когда они выражены:

  • личным местоимением и существительным: Он скептик.
  • любыми частями речи, но при этом сказуемое имеет отрицание не или слова как, точно, как будто: Бедность не порок. Пруд как сталь.

Иногда простое предложение может осложняться. Тогда его называют простым осложнённым предложением.

Предложение может быть осложнено однородными членами предложениями. Однородными могут быть любые члены предложения – как главные, так и второстепенные.

В каких случаях мы ставим запятые между однородными членами предложения?

  • между двумя и более однородными членами без союзов: Звуки росли, крепли, ширились.
  • между однородными членами с повторяющимися союзами и – и, ни – ни, да – да, или – или, либо – либо, то – то, не то – не то : И берег , и море молчали. Не то север , не то восток .
  • между однородными членами с союзами а, но, да (= но): Он поворчал , но согласился .

Ни в коем случае мы не ставим запятую между однородными членами предложения в следующих случаях:

  • между однородными членами с одним союзом и, или, либо, да (= и) : Красные и синие цветы. Он или я – мне безразлично.
  • внутри группы однородных членов, соединенных попарно: Мы собирали травы и ягоды, грибы и орехи.
  • во фразеологизмах: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, ни рыба ни мясо, ни жив ни мёртв.

Ещё простое предложение может быть осложнено вводными словами и конструкциями. Перед такими словами и конструкциями мы делаем паузу при чтении, потому и ставим знаки препинания.

Вставные конструкции со значением дополнительных замечаний и пояснений выделяются скобками или тире. Такие конструкции мы можем исключить из предложения без изменения главного смысла предложения.

Например:
Линда – так называлась наша станция – находилась в 60 км от города. Надя пошла наверх, где жила с матерью (нижний этаж занимала бабушка).

Вводные слова и предложения обосабливаются запятыми: Вероятно, все спят. Берег, как я сказал, был низкий. К счастью, он не разбился.

Простое предложение может быть осложнено обращением. Обращение всегда обособляется запятыми:

Моя старушка, что же ты приумолкла у окна?
Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?
Что же ты приумолкла у окна, моя старушка?

Иногда перед обращением может стоять частица «о». Она отделяется от обращения запятой, только если его можно заменить междометием (ах или ох). Например:
О (=ах!), память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной!

Иногда в простом предложении возникает коварный союз «как» , перед которым запятая может ставить, а может и не ставить в зависимости от контекста.

Запятая перед союзом «как» ставится :

  • при сравнительном обороте: Блестели её глаза, зелёные, как крыжовник.
  • при вводном словосочетании (предложении) как обычно, как всегда, как правило : По дороге, как всегда, мы забежали в кафе.
  • при приложении с причинным значением: Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!
  • если в предложении есть соотносительные слова так, такой, тот, столь: Лицей дал России таких людей, как Пушкин, Пущин, Дельвиг.
  • если после слова как следует и : Деревья, как и люди, имеют свою судьбу.
  • если слово как входит в состав выражений не кто иной, как; не что иное, как : Это был не кто иной, как Рылов.

Запятая перед союзом «как» НЕ ставится:

  • если перед сравнительным оборотом стоит отрицательная частица не или слово совсем, совершенно, почти, вроде, прямо, точь-в-точь, именно и т. д. : Газета вышла не как всегда. Он совсем как ребёнок.
  • если оборот можно заменить на «в качестве»: Ленский везде был принят как жених(=в качестве жениха). Вопрос экологии встаёт как главный вопрос сегодняшнего дня (в качестве главного вопроса сегодняшнего дня).
  • если оборот является фразеологизмом: белый как снег, бояться как огня, гол как сокол, видно как на ладони.
  • при двойном союзе как… , так и… : Эта тема затронута как в поэзии, так и в прозе.
  • если мы можем заменить оборот существительным в творительном падеже: Он полетел как птица. (= Он полетел птицей.) Мечты рассеялись как дым. (= Мечты рассеялись дымом.)

Знаки препинания в сложном предложении

Сложное предложение – предложение, в котором две и более грамматические основы. Виды сложных предложений можно представить в следующей схеме:

Сложные предложения:

1. Союзные
2. Бессоюзные . Я сижу в своем саду, горит светильник.
3. С разными видами связи . Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.

Сложносочинённые . Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.

Сложноподчинённые . Я знаю, что я ничего не знаю.

Давайте разбираться по порядку.

Со сложносочинёнными предложениями всё довольно просто:

Между простыми предложениями, входящими в состав сложного предложения, ставится запятая: Настало утро, и все разошлись по домам.

Запятая не ставится, если соединенные союзами предложения имеют общие второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот или общее придаточное предложение: Из окна видна Волга и высоко поблёскивают звёзды (общий член – «из окна»).

Сложноподчинённые предложения

Ставим запятую:

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного: Мы тронулись, когда взошло солнце. Сообщите, где вы остановились. Чтобы не промок ребёнок, его закутали в плащ.
  • при использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы . В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них: Он не явился в школу, потому что заболел. Мы ушли только потому, что стало темно.
  • между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения: Очевидно было, что он прав и что я кругом виноват.

Не ставим запятую:

  • между стоящими рядом союзами что если, что хотя , если дальше имеется вторая часть союза то или так : Он сказал, что если погода не исправится, то о рыбалке надо забыть.
  • если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не : Он начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.
  • если придаточную часть составляет одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.
  • перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно : Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
  • перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.

В бессоюзных сложных предложениях всегда есть какой-либо знак препинания. Важно понять – какой. Разбираемся!

Запятую ставим

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.

Двоеточие ставим:

  • второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что ): Любите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни.
  • второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова а именно ): Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
  • второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что : “чувствую, что...” ): Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону.
  • второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?

Тире ставим:

  • при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
  • при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но ): Саша глуп – (=а) Петя умён.
  • если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если ): (Когда) Лес рубят – щепки летят.
  • при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто): Молвит слово –(=будто) соловей поёт.
  • если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому ): Солнце дымное встаёт – (=поэтому) будет день горячий.

Сложное предложение с разными видами связи представляет собой комбинацию из уже известных нам сложных предложений. Поэтому важно определить, какой связью координируются части предложения. Знаки препинания ставим, исходя из этого. Больше всего вопросов возникает, когда сочинительные и подчинительный союзы оказываются рядом. Когда их нужно разделять запятой? Тут всё просто:

Сравните:
Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем.
Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Подведём итоги

Сначала нам нужно определить, простое предложение или сложное. Для этого считаем количество грамматических основ.
Если предложение простое, обращаем внимание на подлежащее и сказуемое – не относятся ли они к тем, между которыми надо ставить тире?
Осложнено ли это простое предложение? Есть ли в нём однородные члены предложения, вводные слова или конструкции, обращения, союз «как»?
Если это предложение сложное, нам нужно определить вид сочинительной связи.
Сочинительные союзы: и, а, но, да . Тут просто – если они есть, значит, предложение сложносочинённое. Если у частей сложносочинённое предложение нет общего члена, смело ставим запятую.
Если не видим сочинительных союзов, а видим какие-то другие, скорее всего, предложение сложноподчинённое. Проверяем, не разделили ли мы какие-нибудь союзные слова лишней запятой.
Если никаких союзных слов не видим, а предложение сложное, значит, оно бессоюзное. Наша задача – определить, какой именно знак разделяет части бессоюзного сложного предложения: запятая, тире или двоеточие.
Если в предложении видим и союзы (или союзные слова), как сочинительные, так и подчинительные, и бессоюзную связь, ориентируемся на каждый вид связи отдельно. Особое внимание обращаем на наличие во второй части союзов то, так, но .

Между простыми предложениями, входящими в состав сложного, ставится запятая : Настало утро, и все разошлись по домам.

Запятая НЕ ставится, если соединенные союзами предложения имеют общие второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот или общее придаточное предложение: Из окна видна Волга и высоко поблёскивают звёзды. Звёзды бледнели и небо светлело, когда мы подошли к деревне .

Запятая ставится:

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного: Мы тронулись, когда взошло солнце. Сообщите, где вы остановились. Чтобы не промок ребёнок, его закутали в плащ.
  • при использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы . В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них: Он не явился в школу, потому что заболел. Мы ушли только потому, что стало темно.
  • между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения (см. Однородные члены предложения , Запятая между однородными членами предложения , Двоеточие или тире при однородных членах предложения):Очевидно было, что он прав и что я кругом виноват.

Запятая НЕ ставится:

  • между стоящими рядом союзами что если, что хотя , если дальше имеется вторая часть союза то или так : Он сказал, что если погода не исправится, то о рыбалке надо забыть. НО: Он сказал, что, если пойдёт дождь, рыбалки не будет.
  • если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не: Он начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.
  • если придаточную часть составляет одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда .
  • перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно: Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
  • перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.

Запятая ставится между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.

Если предложения распространены и почти не связаны по смыслу, между ними ставится точка с запятой : Время раннее, седьмой час; туман рассеивается, пропуская солнце; роса высохла.

Двоеточие между частями сложного бессоюзного предложения ставится, если:

  • второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что ): Любите книгу: она поможет разобраться в путанице жизни.
  • второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова а именно ): Картина переменилась: снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
  • второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что: “чувствую, что...” ): Вдруг чувствую, кто-то тянет меня в сторону.
  • второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?

Тире между частями сложного бессоюзного предложения ставится:

  • при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся - его уже не было. Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
  • при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но ): Саша глуп - Петя умён.
  • если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если ): Лес рубят - щепки летят.
  • при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто ): Молвит слово - соловей поёт.
  • если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому ): Солнце дымное встаёт - будет день горячий.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи ставятся в соответствии с предыдущими правилами (Знаки препинания в сложносочиненном предложении , Знаки препинания в сложноподчиненном предложении , Знаки препинания в бессоюзном предложении ). Например: Не было сомнений: с гонцами что-то случилось, но, что бы ни произошло, мост должен быть взорван. Ещё была зима, но солнце начинало ходить выше и в полдень, когда вышедший рано утром отряд прошёл уже вёрст десять, пригревало так, что становилось жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и на блёстки, которые вдруг вспыхивали на меди пушек, как маленькие солнца.

Между сочинительным и подчинительным союзами запятая не ставится, если после придаточного идет вторая часть двойного союза (то, так ) или союз но :Мы вступаем в открытое море, но если хорошо приглядеться, то на горизонте уже виднеются синие тени земли. Солнце взошло, и хотя на небе не было ни облачка, но цвет его был странный: беловатый и серый одновременно.

Что такое простое предложение? Это предложение, в котором одна грамматическая основа. Например: -Сегодня я поеду к бабушке. -В дверь стучат. -Что за красота!

Знаки препинания в конце предложения:

-точка ставится в конце повествовательных и побудительных невосклицательных предложениях (Они отправились на прогулку в лес.);

Примечание: если в конце предложения есть точка, обозначающая сокращенное слово, то вторая точка, обозначающая конец предложения, не ставится: В магазине вы можете купить ручки, тетради, карандаши и т.д.

-вопросительный знак ставится в конце вопросительного предложения (Отчего люди не летают? );

-восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения (Как хорошо жить на свете !);

-многоточие ставится как в конце предложения при незавершённости высказывания (Дубровский молчал... Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали .). Примечание: также многоточие может ставиться в середине предложения при перерыве речи. (Не хочу я... вот так .)

Но даже в простом предложении могут возникать сложности при постановке знаков препинания. Например, иногда между подлежащим и сказуемым ставится тире. Когда?

Когда подлежащее и сказуемое выражены:

Двумя существительными: Книга – источник знаний.

Двумя числительными: Пятью восемь – сорок.

Двумя инфинитивами: Жить – Родине служить.

Существительным и инфинитивом: Превосходная должность – быть человеком.

Мы не ставим тире между подлежащим и сказуемым, когда они выражены:

Личным местоимением и существительным: Он скептик.

Любыми частями речи, но при этом сказуемое имеет отрицание "не" или слова "как", "точно", "как будто" : Бедность не порок. Пруд как сталь.

Тире ставится в неполном предложении на месте пропущенного сказуемого: Сталь закаляется в огне, а человек-в труде.

Упражнение 103. Перепишите предложения в таком порядке: а) повествовательные; б) вопросительные, в) побудительные. Объясните знаки препинания в конце предложения. Произведите синтаксический разбор 3 предложений (по 1 из каждой группы).

1. Лопатин взял газету и увидел на четвертой полосе напечатанную подвалом корреспонденцию. 2. – Давайте работать, – повторил Лопатин. 3. У Мишки глаза разбежались. Растерянно закружился на одном месте, потом рванулся и побежал к музыкантам. 4. Мишка строго взглянул на комбата: «Ты гляди, не обмани меня!» – «Ну что ты? Как можно!» 5. – Пойдем, внучек, во двор. 6. – Настя не приходила? – спрашивал Олексий. 7. Листопад смотрел на мать и думал: откуда у нее эта энергия, этот новый живой огонь? 8. К истории сына Порфирий Владимирыч отнесся довольно загадочно. 9. Сорок лет назад пароходы плавали медленно. 10. – Весь пожар видел, сначала? Бабушка-то как, а? 11. Все на восток, все на восток... Хоть бы одна машина на запад! 12. В эти часы дотла сгорела жизнь Федора Воганова. Но немецкие танки не прошли! 13. Чудесны облака в арктическом небе. 14. Радист включил репродуктор, оттуда рванулась веселая буря оркестра. Москва? Хабаровск? Новосибирск? Все равно – родина.



Упражнение 104. Спишите примеры, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните употребление тире.

1. Доктора те же адвокаты, с тою только разницей, что адвокаты только грабят, а доктора и грабят и убивают. 2. Чайка, когда она птица, а не символ, злющее существо: клюет на лету собратьев по профессии, вырывает у них добычу. 3. Красивая штука море, особенно если ты едешь лодырем в плавучем отеле и нет качки! 4. Что Сибирь страна холодов, это знают многие. Но многие не знают, что Сибирь страна солнца. 5. Грузоподъемность автомобиля семь тонн. 6. Я ж сказал, что я не гордый, я согласен на медаль. 7. Я думал, ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик. 8. Я и жуликов уважаю. По-моему, ни одна блоха не плоха. 9. Идем молча. Я ведущий, а куда веду? 10. Рыба для партизан еда редкая. А свежий зеркальный карп, хорошо поджаренный на подсолнечном масле, и в мирное время первоклассная закуска. 11. Полковник объявил перед строем, что мы партизанский отряд. 12. Она была насмешлива, горда, а гордость – добродетель, господа! 13. И в ночь, как съехать со двора, с конем был разговор, что все равно не ждать добра, что без коня не двор, что вместе жили столько лет, что восемь бед один ответ. 14. Наталья Степановна отличная хозяйка. 15. Ведь в супружестве, вы сами знаете, главная вещь солидный характер! 16. У жителей города с детства привычка названия улиц читать на табличках. 17. Кареты и кучера не последняя достопримечательность города и тотчас бросятся в глаза.



Упражнение 105. Спишите предложения, поставив, где необходимо, тире. Установите, какой член предложения опущен.

Образец: Днем – ростепель, капели, греет солнце (опущ. сказ.).

1. Над глубокими снегами синее, огромное и удивительное нежное небо. 2. Далеко впереди парят два старых беркута. В их полете спокойствие владык, в размерах крыльев могущество. 3. Матушка сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она придерживала чайник, другой кран самовара. 4. От ученого набирайся ума, а от мастера – сноровки. 5.Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные вто- рую. 6. В июле окунь кормится ранним утром, а лещ, судак ночью. 7. Золото добывают из земли, а знания из книги. 8. Ночь была облачная, река черная.

Упражнение 106. Спишите примеры, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните постановку тире. Произведите синтаксический разбор 2-х предложений (на выбор, но одно из них должно быть неполное).

1. Короче сказать, в это время Невский проспект педагогический Невский проспект. 2. Вообрази, что это вокруг все пальмы, Юлечка кроткая лань, ты лев, я тигр. 3. Одесса город музыкальный. Но Одесса еще и город литературный. 4. Потерт сыромятный его тулуп, ушастая шапка его как склеп. 5. Самое лучшее для памяти моего отца это если вы оставите о ней заботу. 6. Скажите, пожалуйста, что вы за благодетель такой! Ведь помогать другим отнимать у себя. Что вас побуждает? 7. Покоя нет и быть не может. Окно как раненая грудь. 8. Он находил, что коммерция есть риск и отвечает за риск только коммерсант. 9. Звезда похожа на слезу, а кипарисы там, внизу, как две зеленые свечи в сандалом пахнущей ночи. 10. По-русски проститься значит попросить прощенья. 11. Уста без слов любить никто не мог, взор без огня без запаха цветок! 12. Потянулись улицы, сначала безмолвные, малолюдные, за ними шумные, с рокотом пролеток, лязгом трамваев, потом снова покойные и молчаливые. 13. Он подсел к Извековой и выдохнул, отдуваясь: «Просили подождать. Подождать это вежливость чиновников». 14. Они покосились друг на друга, и оба улыбнулись, Цветухин с беглым оттенком растерянности. 15. Пастухов вот это действительно общественное мнение! Надо просить Пастухова! 16. Бульвар как бы терраса города. За ним обрыв к морю.

Упражнение 107. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите, какими частями речи выражены подлежащие и сказуемое. При необходимости обратитесь к справочникам по пунктуации.

1. Лес как сад, как парк царя или вельможи. 2. У меня врожденная страсть противоречить... 3. Маленькие вагоны точно игрушки тянулись по профилю дороги. 4. Мудрость не в красоте, а в голове; сила не в пестром халате, а в мышцах. 5. Ну, что там конь! Конь огонь! 6. Ваш «Охотничий сборник» блистательная и, я надеюсь, выгодная в денежном отношении мысль. 7. У этой небольшой и скромной книжки свое обаяние, обаяние подлинности. 8. Федор Орлов моя партийная подпольная кличка. 9. Я, знаете ли, согласна... пусть! Почему же? Наука вещь хорошая, без литературы нельзя. 10. Я тебя понимаю. Но то и это вещи разные. 11. И счастлив тем, что я не чудо особой избранной судьбы.12. Я закричал: – Вы кто такие? – Мы листья, листья, листья! 13. У ночи мрак, у листьев шум, у ветра свист, у капли дробность, а у людей пытливый ум и жить упорная способность. 14. Расстояние не помеха ни для смеха, ни для вздоха.


Знаки препинания в простом предложении

3. Запятые между однород­ными членами: Желтые, красные листья падали нам под ноги.

4. Двоеточие и тире при обобщающих словах в пред­ложениях с однородными членами: Все вокруг: и ре­ка, и трава, и деревья - ожило при первых солнеч­ных лучах.

5. Запятые (тире, скобки) при вводных словах, ввод­ных предложениях, поясни­тельных конструкциях: Он, я думаю, не сделает этого.

6. Запятые (восклицатель­ный знак) при обращениях и междометиях: Разбуди меня завтра рано, о моя терпе­ливая мать (С. Есенин).

7. Запятые при обособлен­ных определениях: Утом­ленная дорогой, она быстро заснула.

8. Запятые или дефис при обособленных приложени­ях: Стихи читала Катя - ученица восьмого класса.

9. Запятые при обособленных дополнениях: Никто, кроме меня, не знал об этом.

10. Запятые при обособлен­ных обстоятельствах: Не­смотря на плохую погоду, мы поехали на экскурсию.

11. Запятые при обособлен­ных уточняющих членах предложения: Рано утром, в восемь часов, я вышла из дома.

Знаки препинания в сложном предложении

2. Запятые между частями сложноподчиненного пред­ложения: Мы точно знали, что деревня находится именно в этой стороне.

3. Запятые (точка с запя­той, тире, двоеточие) в бес­союзном сложном предло­жении: Дорога в город была извилистой: она то пет­ляла между деревьями, то круто поворачивала в сто­рону.

Запятые в сложных предло­жениях с разными видами связи: Вдруг навалился гус­той туман, как будто стеной отделил он меня от остального мира, и, чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тро­пинку, которая, по моим соображениям, должна бы­ла находиться слева и сза­ди (В. Арсеньев).

5. Двоеточие и тире между частями предложения с прямой речью: «Пожар! Пожар!» - раздался внизу отчаянный крик (А. Че­хов).

6. Запятые и кавычки при цитировании: Я согласна со словами М. А. Булгакова о том, что «рукописи не го­рят».

1. В каких вариантах ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Командир дивизии (1) полковник Марченко (2) раненный в предплечье и голову (3) в это утро (4) после перевязки (5) выпив стакан креп­кого чая (6) прилег отдохнуть (М. Шолохов).


а) 2, 3, 4, 5, 6

б) 2, 3, 5, 6 в) 1, 2, 3, 4, 5, 6

г) 1, 2,3, 5, 6


2. Укажите предложения, в которых нужно поставить

одну запятую.

а) Наш аил расположен в предгорьях на широком плато куда сбегаются из многих ущелий шумли­вые горные речки (Ч. Айтматов).

б) Она слышала то шум поезда то скрип телег.

в) Это путешествие было не только приятным но и увлекательным.

г) Ваши слова точно живительный источник.

3. Укажите предложения, осложненные обособленным

определением.

а) Легкая и подвижная девушка двигалась стреми­тельно и плавно.

б) Усталая измученная она без сил опустилась на кровать.

в) Ночь поднимается над миром полная свежих за­пахов (М. Пришвин).

г) Едва слышимый звук донесся до нас.

4. Укажите предложения, в которых нет обособлен­ного обстоятельства.

а) Все это она говорила хохоча.

б) Мы шли не оглядываясь по сторонам.

в) Несмотря ни на что концерт будет подготовлен.

г) Работа была выполнена спустя рукава.

5. Укажите предложения, не осложненные уточняю­щими членами.

а) Поздней весной в отдаленной деревушке все еще лежал снег.

б) Нам задали подготовить сообщение о тушканчике или земляном зайце.

в) Справа шагах в двадцати что-то затрещало.

г) Я не хотела видеть никого особенно Веру.

6. Укажите предложения, в которых при однородных членах находятся обобщающие слова.

а) Великая сила жизни видна во всем в колебании вершин в пересвисте птиц в мягком освещении (М. Пришвин).

б) Мы решили купить розы тюльпаны и лилии.

в) Все интересует меня и поэзия и проза.

г) Ах я не верю ничему ни снам ни сладким уве­реньям ни даже сердцу своему (А. Пушкин).

7. Укажите предложение, в котором союз как присо­единяет сравнительный оборот.

а) Он был как утверждают очень талантливым.

б) Сначала он расценивал все как шутку как при­ключение.

в) Дождь всю неделю льет как из ведра.

г) Голова острижена как у мальчика (В. Панова).

8. Укажите предложения, в которых нет вводных кон­струкций.

а) К счастью ехать было недолго.

б) Лиза казалось не шла а летела (А. Пушкин).

в) Все, что мы видели казалось скучным и неинте­ресным.

г) Она была буквально поражена.

9. Укажите предложение, в котором не ставится тире.

а) Полковник волновался и не мог скрыть волне­ния правую щеку его подергивал нервный тик (М. Шолохов).

б) Он должен был поехать в командировку внезапно обстоятельства изменились.

в) По ночам часто плакал Фунтик маленькая рыжая такса (К. Паустовский).

г) Счастливо друзья! крикнул он.

10. Укажите предложение, в котором не ставится двое­точие.

а) Эти тополя особенные у них свой язык.

б) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.

в) Соловей в середине мая запел весна пойдет дружно.

г) Он никогда не нарушал данного слова надо значит надо.

11. Укажите предложения, в которых ставится запятая

перед союзом И.

а) В саду было тихо прохладно и темные тени лежа­ли на земле.

б) Наверное дождь будет лить весь день и на дачу мы не поедем.

в) Мы увидели и сказочные колокольчики и скром­ные васильки.

г) Дорога была утомительной и мы решили сделать привал.

12. Укажите предложение, соответствующее схеме:

«П, - а, - л».

а) Соседушка мой свет Пожалуйста покушай (И. Кры­лов).

б) Значит подумал я придется доделать эту работу завтра.

в) А почем купили души у Плюшкина шепнул ему на ухо Собакевич.

г) Пойдем угрюмо пробормотал друг и тут же спро­сил Что же ты молчишь?

Справочная информация

Вспомни основную закономерность:

Запятая перед и ставится

  1. Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и разделяет простые предложения в его составе

    Стало холодно, и мы затопили печь.

    , и

Запятая перед и не ставится

  1. Простое предложение с однородными членами и неповторяющимся союзом и

    Белые, красные и жёлтые розы цвели у крыльца.

    О, О и О.
  2. Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и не ставится, если его части имеют общий второстепенный член (распространитель) или в других случаях, приведённых ниже*.

    Зимой на даче холодно и мы топим печь.

    1) холодно (когда?, где?) зимой на даче
    2) мы топим печь (когда?, где?) зимой на даче
    [общ.распространитель] и

Не путай:

В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном - две и более.

Рассмотрим основные случаи подробнее.

I. Пунктуация при однородных членах предложения

Запятая не нужна:

1) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, изучали и систематизировали их.

Схема: о, о и о

2) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их.

Схема: о и о

2) в устойчивых сочетаниях, например:

ни пуха ни пера, и смех и грех, ни свет ни заря

Запятая ставится:

1) между однородными членами, не связанными союзами, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.

2) между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении но ), однако, зато, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, но организовать выставку в то время они не могли.

Схема: о, о, о, но о

3) между однородными членами, связанными повторяющимися союзами:
сочинительными и, да (в значении и ), ни… ни и разделительными или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то) , например:

Сотрудники музея и хранили коллекции, и систематизировали, и изучали их, и организовывали выставки, и публиковали научные статьи.

Схема: и о, и о, и о, и о, и о

4) перед второй частью двойных союзов не только…, но и…; как…, так и…; не столько…, сколько; хотя и…, но…; если не…, то и др., например:

Сотрудники музея не только хранили коллекции, но и систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.

Схема: не только о, но и о, о, о, о

5) между парными однородными членами, связанными союзами и и или, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи.

Схема: о и о, о и о

II. Пунктуация в сложносочинённом предложении с союзом и

*Знаки препинания не ставятся:

1. Если есть общий член предложения, например:

Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.

(Осенью - общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью . Запятая не нужна.)

2. Если есть вводное слово, общее для частей, например:

К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.

(к удивлению - вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)

3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например:

Когда мама вошла в комнату, 1 /осколки вазы валялись на полу 2 / и дети пытались их собрать 3 .

(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)

Примечание:

В случаях, перечисленных в пп. 1- 3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы. Например:

Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме.

(есть общий член: осенью, но есть и повторяющийся союз: и… и… , поэтому запятая нужна)

К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок.

(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то ли… , поэтому запятая нужна)