"Звуки Х, Х'" Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Конспекты занятий по развитию речи для детей средней группы. Произношение звуков С Звуковая культура речи звук с средняя группа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №28

Занятие по звуковой культуре речи в средней группе «Гномики»

Тема. «Звуки с и сь»

Выполнила: воспитатель Ткаченко Е.М.

г. Белгород, 2012г

Цель. 1. Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в пра вильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи), упражнять в произнесении звукоподражаний с разной громкостью. 2.Развивать фонематический слух. 3. Воспитывать интонационную выразительность речи.

Оборудование. Бумажка- для воспитателя, полоски папиросной бумаги- для детей, вода, два ведёрка. Игрушки мягкие Лис, Сорока - белобока. Картинка - лисята.

Ход занятия

Организационный момент.

Встаньте дети, встаньте в круг, встаньте в круг, встаньте в круг

Он твой друг и тот твой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель спрашивает детей: « Кто это?» (воспитатель идёт за дверь и вносит игрушку Лиса).

Лис. Здравствуйте, ребята. Я так спешил к вам на занятие не умеют мои лисята говорить звук с. Надо говорить мы маленькие лисята, пушистые зверята , они говорят мы маленькие лията, пушитые зверята.

Воспитатель . Ребята давайте сядем на стульчики и предложим сесть Лису на стульчик

Дети. Садись лис на стульчик.

«Живет-поживает Язычок в своем домике, - говорит вос питатель. - А домик Язычка - рот. Домик открывается и закрыва ется. (Медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыб ки.) Язычок то выглядывает из домика, то прячется».

Воспитатель предлагает детям выпустить Язычок погулять, а потом вер нуть его в домик.

«Язычок очень любит петь разные песенки, - продолжает воспи татель. - Однажды он пел: „И-и-и". Как он пел? Хотите спеть вме сте со мной? Тогда помогайте мне: „И-и-и-и". (Поют негромко.)

„С-с-с-с, - полилась из крана вода. - Язычок, выучи, пожалуй ста, и мою песенку". „Хорошо", - согласился Язычок и запел: „С-с-с-с". (Произносится отрывисто.)

Давайте споем песенку воды вместе. Чтобы песенка хорошо зву чала, надо кончик языка прижать к нижним зубам.

Закройте рот, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: „С-с-с".

Давайте послушаем, как песня воды получается у Ярослава (у Саши). (Вызывает 4-5 детей, в том числе тех, кто не овладел произношени ем звука.)

А теперь споем песенку все вместе.

Вода течет небольшой струей - поет негромкую песню.

Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.

Физминутка.

Мы листики осенние

На веточках сидим (присесть)

Дунул ветер полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял (легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на стулья тихо сели (сесть на стульчики)

Воспитатель: Если петь песню воды медленно и отрывисто (вот так!), то, кажет ся, что вокруг губ танцует ветерок. Хотите убедиться в этом? Тогда сделайте такой же заборчик, как у меня (подносит к губам ладонь, но не прижимает к ним), и разрешите ветерку потанцевать.

Посмотрите: сейчас я буду петь песню воды, и бумажка, которую я держу перед ртом, начнет шевелиться. Что вы видели? (Бумажка шевелилась.)

Возьмите по такой же полоске бумаги (узкие полоски папиросной бумаги лежат на столах) и спойте песенку воды. Давайте посмотрим на полоску Дани, когда он поет песню (Саши,Сонечки...).

Отложите бумажки и послушайте: Язычок стал сочинять другие песенки, похожие на песню воды. Сначала он запел. Чистоговорки:

„Са-са-са".

Что запел Язычок? Потом:

„Ся-ся-ся, ось-ось-ось".

Су-су-су - ягоды в лесу,

Ус-ус-ус- на рябине много бус».

Воспитатель. Ой ещё кто-то стучится (вносит сороку -белобоку) читает русскую народную песенку «Сорока, сорока...»:

Сорока, сорока,

Сорока-белобока.

Кашку варила,

На порог скакала

Гостей скликала

Гости услыхали,

Быть обещали.

Гости - на двор,

Кашицу - на стол

Воспитатель повторяет песенку, побуждая детей договаривать слова со звуком с (выделены курсивом).

Загадка:

На листочках там и тут

Фиолетовый салют,

Это в тёплый майский день

Распускается… (сирень)

Примечание. Для индивидуальной работы с детьми, которые пло хо овладели произношением звуков с, сь, можно использовать соот ветствующие страницы рабочей тетради. (Уроки грамоты для малы шей. Средняя группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - Тема: «Звук с»

Литература:

В.В. Гербова Занятия по развитию речи.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.


1.Круг радости «От сердца к сердцу».

Сердце я свое открою,

Счастьем поделюсь с тобою.

Все хорошие слова

Говорю я для тебя.

Воспитатель: Скажите мне, а какие бывают животные?

Почему одних мы называем домашние, а других дикие?

Каких домашних животных вы знаете?

Каких диких животных вы знаете?

Сегодня к нам в гости пришел зверь. Хотите узнать кто он? Отгадайте загадку и узнаете кто наш гость.

Чей тоскливый вой

Слышится зимой? (волк)

Показывает детям волка и предлагает детям с ним поздороваться.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, волк какой-то грустный. Давайте спросим у него почему.

Предлагает одному из детей обратиться к волку с вопросом.

Воспитатель: (отвечает за волка) Я потерял свою песенку, и поэтому мне грустно.

Ребята, как вы думаете, мы можем помочь волку? Что мы будем делать? Где мы будем ее искать? Где она может прятаться?

Выслушивает ответы детей.

Хорошо, молодцы! Но, чтобы помочь волку, нам с вами надо выполнить несколько интересных упражнений. Я вас всех приглашаю сесть за столы.

2.Артикуляционная гимнастика.

Показывает детям картинки: «улыбка», «дудочка», «лопаточка», «иголочка».

Что изображено на картинках? Смотря в зеркало, покажите то, что изображено на первой картинке, на второй, на третьей, на четвертой.

Напоминает, как выполнить упражнения.

1.«Улыбка» - губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы. 10-15 секунд.

2. «Дудочка» - губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки. 10-15 секунд.

3. «Лопаточка» - расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу, а верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка.10-15 секунд.

4. «Иголочка» - узкий кончик языка высунуть из полости рта, не прикасаясь им к губам.10-15 секунд.

Молодцы! Волку очень понравилось, как вы выполняли упражнения. А я для вас приготовила еще картинки.

3.Дидактическая игра «Посмотри и назови».

Воспитатель показывает детям картинку с изображением предмета, в названии которого встречается звук «у». просит детей сказать, что изображено на картинке. Произнося слово, воспитатель голосом выделяет звук «у» (у-у-у-тка, пет –у-у-у-х) и т.д.

Затем предлагает ответить детям на вопрос: «Какой звук ты слышишь?»

Молодцы! Мы можем долго искать песенку волка. Я предлагаю вам сесть на самолет и посмотреть сверху. Может быть так мы быстрее найдем ее.

4.Физкультминутка «Самолеты».

Вместе с детьми выходит на ковер и играют в игру с элементами звукоподражания.

Самолеты загудели

Самолеты полетели.

На полянку тихо сели.

Да и снова полетели.

5.Игровое упражнение.

Ребята, посмотрите, волку стало весело. Как вы думаете почему?

Выслушивает ответы детей.

Волк говорит, что мы помогли ему найти его песенку и он хочет спеть ее для вас.

Воспитатель поет за волка:

Какая интересная песенка у волка! Давайте ее споем.

На что похожа песенка волка? Где же пряталась его песенка?

Выслушивает ответы детей.

Молодцы! А теперь поиграем с волком.

Молодцы!

«Рефлексия с мячиками»

Желтый мячик – хорошее настроение;

Синий мячик – грустное настроение.


Конспект по звуковой культуре речи в старшей группе:

«Звук «С» и «Сь».

Программное содержание:

    формирование рационального дыхания;

    увеличение резервных возможностей дыхательного аппарата;

    развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей;

    работать над усилением подвижности артикуляционного аппарата, уточнять артикуляцию и произнесение звуков «С» и «Сь» в словах;

    способствовать чёткому и правильному произнесению звука «С» и «Сь» в словах и чистоговорках.

Ход занятия

В гости к детям прилетела из леса ворона Каркуша и принесла в подарок маленькие снежинки. Она торопливо стала рассказывать, как спешила к детям в детский сад. Воспитатель говорит Каркуше, что при разговоре не нужно так быстро говорить и предлагает послушать стихотворение, которое расскажут дети хором.

Говорим всегда красиво,

Смело и не торопливо!

Ясно, чётко говорим,

Потому что не спешим!

Воспитатель напоминает детям, что каждая встреча начинается с приветствия. Дети выстраиваются в круг и строят «пирамиду приветствия», накладывая свою правую ладошку на ладошку соседнего ребёнка, приветствуя друг друга: доброе утро, здравствуй, привет, добрый день и т.д.

После приветствия Каркуша спрашивает, как они будут играть со снежинками. Детям предлагается взять по одной снежинке и положить на ладошку.

Воспитатель: «Скажите, пожалуйста, с какого звука начинается слово снежинка

Дети: «Со звука «С».

Воспитатель: «Правильно дети. Но чтобы определять звуки в словах – нужно научиться слышать эти звуки и выговаривать их. А что для этого нужно?»

Дети: «Язык, губы, зубы, уши».

Воспитатель: «Вот мы с вами сейчас и подготовим наши ушки, губки и язычок. Для этого я предлагаю поиграть со снежинкой. Мы попытаемся сдуть снежинку с правой ладошки.

Набираем воздух через нос (щёки не надуваем), а выпускаем воздух медленно через губы, сложенные в трубочку. Язык нужно удерживать за нижними зубами. Я в это время буду читать стихотворение:

Ветер северный подул –

Все снежинки с ручки сдул.

Поднимите снежинку и положите её на левую ручку. Попробуйте ещё раз сдуть снежинку». (Дети повторяют дыхательное упражнение) .

После дыхательной гимнастики дети садятся на коврик и вспоминают сказку о Весёлом Язычке, для подготовки языка и губ , чтобы правильно произносить звук «С», дети выполняют упражнения: утро язычка, маляр, орешки, уборка дома.

Воспитатель: «После уборки решил Язычок умыться. Открыл сначала большой кран (показ картинки) и услышал песенку водички:

С-СА-СО-СУ-СЫ-СЭ . Повторите за мной».

Дети: «С-СА-СО-СУ-СЫ-СЭ».

Воспитатель: «А потом открыл маленький кран (показ картинки) , из него водичка текла тоненькой струйкой и песенка звучала нежнее:

Сь-СЯ-СЁ-СЮ-СИ-СЕ . Повторите за мной».

Дети: «Сь-СЯ-СЁ-СЮ-СИ-СЕ».

Воспитатель спрашивает Каркушу о том, понравились ли ей игры с язычком и песенки водички, напоминая о том, что когда дети подготовили свои губы, язык, уши они могут с помощью чистоговорок рассказать, как были у неё в лесу, опираясь на картинки, чётко проговаривая звуки «С»,«Сь».

СУ-СУ-СУ - были дети в лесу.

СО-СО-СО - в небе солнце – колесо.

ИС-ИС-ИС – в лесу много лис.

СА-СА-СА – убежала лиса.

ОСЬ-ОСЬ-ОСЬ – на поляне стоял лось.

СИ-СИ-СИ – мы вернулись на такси.

СЫ-СЫ-СЫ – у таксиста усы.

СЯ-СЯ-СЯ – вот и сказочка вся….

Воспитатель уточняет у детей и Каркуши зачем они играли с язычком, пели песенки со звуками, проговаривали чистоговорки? (Ответы детей).

Каркуша прощается с детьми.

Воспитатель: Рзаханова Заира Мамедовна

Разделы: Логопедия

  • Закрепить знания детей о согласных и гласных звуках, навык различения твердых и мягких согласных звуков.
  • Познакомить со звуками [В], [В‘], буквой В.
  • Учить определять место звуков [В], [В‘]в словах.
  • Развивать умение делить слова на слоги разными способами.
  • Формировать навыки анализа и синтеза слогов.
  • Упражнять в составлении предложений с предлогами.
  • Развивать мышление, внимание, мелкую и общую моторику.

Оборудование:

КуклаВаря,картинки – символы звуков (используются символы звуков из пособия Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова “По дороге к Азбуке”.

Рис. 1

Карта согласных звуков (представляет собой квадрат 25×25 см, состоящий из синей и зеленой полос (Рис. 2) ; картинки, в названии которых присутствуют звуки [В], [В‘], индивидуальные тетради со схематическим изображением слов, пластилин.


Рис. 2

Ход занятия

1. Организационный момент.

Построение в круг. Игра “Мяч по кругу передавай, первый звук в имени соседа называй”.

Вопросы:

– Звуки [П],[М], [Н], какие? (Согласные, твердые.)

– Звуки [Д’], [К’]? (Согласные, мягкие.)

– Звуки [А], [О], какие? (Гласные.)

В вопросах используются звуки, которые были первыми в именах детей.

2. Формулирование темы занятия, постановка учебной задачи.

Детям предлагается сесть на ковер .

– Я расскажу вам историю, которая произошла с куклой Варей.

– Весной Варя вышла во двор и услышала протяжный вой В-В-В-В. Она поспешили на вой и увидела своего друга Вову.

– Почему ты так воешь Вова?

– Я пою песенку весеннего ветра.

– Но так воет волк.

Выставляется картинка-символ звука В.

– А веселый весенний ветерок поет: В’-В’-В’-В’.

Выставляется символ звука В’.

– Произнесите, как воет волк на выдохе. Вдохните глубоко, и сколько хватит воздуха, произносите В-В-В.

– Теперь как ветерок. Вдохните – В’-В’-В’. (Упражнения выполняются стоя)

– О каких звуках мы будем говорить сегодня? (Мы будем говорить о звуках [В], [В’] ).

– Звук В, какой? (согласный твердый ). А звук [В’]? (согласный мягкий ).

3. Работа по теме занятия.

Работа в тетрадях.

– Садитесь за столы.

– Откройте тетради. Рассмотрите картинки.

Звуки в слове исчезают, снова появляются.
Звуки слово изменяют, сами изменяются.

– Мы с вами будем искать место звуков [В], [В’] в словах – названиях картинок.

– В слове ворона, какой звук вы слышите [ В] или [В‘]?

– Где находится звук в слове? (Звук [В] находится в начале слова .)

– Закрасьте на схеме слова первый квадрат. Какой карандаш вам понадобиться? (Синий. )

– Назовите следующее слово. (Корова. )

– Какой звук вы слышите в слове [В] или [В]’?

– Где находится этот звук? Раскрасьте соответствующий квадрат.

– Назовите следующее слово. (Дверь. ) Какой звук есть в этом слове? ([В’] ). Где находится этот звук? Раскрасьте соответствующий квадрат. Подумайте, какого цвета карандаш вам нужен.

Такая же работа проводится со словом – вишни.

– Закройте тетради. Отодвиньте на край стола.

Игра “Разложи картинки”.

– Возьмите с лотка по четыре картинки. Рассмотрите. Если в названии картинки есть звук В, положите карточку на синюю полоску, если [В’] – на зеленую.

Будьте внимательны, звуки могут быть в начале, в середине и в конце слова.

Выходите на ковер. Выполняйте вместе со мной:

Дружит гласный звук с согласным.

(Хлопки руками над головой.)
Образуя вместе слог. (Берутся за руки.)
Мы с ребятами шагаем, части слова мы считаем. (Шагают.)

– Посчитайте шагами количество слогов в слове ВА-ГО-НЫ – все вместе.

– Теперь оттопайте ногой в слове СО-ВА.

– Хлопками в слове ВО-ДО-ЛА-ЗЫ. Ладонь к подбородку, в слове ВО-РО-НА.

Работа со звуковыми карточками.

– Возьмите карточки, символы звуков. Найдите символ звука В.

– Выложите слог ВА. Какие звуки образуют этот слог? (В, А.)

– Замените звук А на О. Какой слог получился? (ВО.)

– Поменяйте местами звуки В и О. Произнесите, какой получился слог. (ОВ.)

– Уберите карточки.

Предлог В.

– Звук В еще обозначает маленькое слово В. Оно употребляется, когда предмет движется или прячется внутрь. Варя и Вова любят играть в прятки, но прячутся не сами, а прячут свои игрушки. Подойдите ко мне, расскажите, кто, куда спрятал игрушки. (Варя спрятала мишку в коробку. Вова спрятал робота в грузовик.)

– Составьте другие предложения со словом В.

Знакомство с буквой В.

– Звуки [В], [В’] обозначаются буквой. Показ буквы.

Вот буква В видна вдали, красивая, витая.
Как будто крендель испекли, гостей в дом поджидая.

– Назовите элементы, из которых состоит буква. (Палочка и два полукруга.)

– Давайте покажем с вами пальчиковую гимнастику про буквы и звуки.

Много звуков есть на свете,

(сжимают и разжимают кулачки)
Шелест листьев, плеск волны.
(Хлопки чередуются с ударами кулачков.)
Но бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны.
(Пальцы здороваются, начиная с большого.)
Звуки четко произносим, (имитируют произношение, слушание)
Слушаем внимательно,
Буквы правильно читаем,
(качают указательными пальцами обеих рук).
Пишем их старательно. (Имитируют письмо.)

– Садитесь за столы. Вылепите букву В из волшебного пластилина.

– Полюбуйтесь буквами.


Рис. 3


Рис. 4

– Молодцы, вы хорошо работали на занятии.

Тема : «Звуковая культура речи: звук ш»

Цель: Познакомить со звуком ш, научить его произносить, находить слова, в которых есть звук ш.

Задачи:
обучающие: Упражнять детей в произношении звука ш, в слогах и словах; различать слова с этим звуком.
развивающие : Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.
воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

Материал, оборудование: картинки зимней одежды, игрушка щенок, маски гуся.

Структура НОД:
1. Вводная часть

Создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент.
1. Упражнения на развитие речевого выдоха

2 . Основная часть
Методические приёмы
Артикуляционная гимнастика
Логопедическая распевка
Отгадывание загадок
Знакомство со звуком Ш
Дидактическая игра « Определи слово с заданным звуком»
Работа по картинкам
Проговаривание чистоговорок

3 . Заключительная часть. Подведение итога НОД

I . Вводная часть
Воспитатель.
Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
Какие признаки зимы вы знаете?) (Ответы детей)
Загадывание загадки о снежинке.
С неба падают зимою и кружатся над землею,
Легкие пушинки, белые ….(снежинки)

1.Дыхательная гимнастика «Сдуем снежинку»
Сильный ветер вдруг подул,
И снежинку нашу сдул.
И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздух.

2. Сюрпризный момент — появление щенка. (Щенок Шармик просит детей научить его шипеть как птица, название которой он забыл, но помнит загадку о них и просит назвать предметы одежды, название которой начинается на звук Ш)

Загадывание загадки о гусе:
Он шипит и тянет шею…, нет, наверно, птиц смелее.
Но его я не боюсь. Кто же это, дети? (гусь).

II .Основная часть
Воспитатель . Ребята, сегодня мы будем учиться произносить звук Ш и научим Шармика шипеть как гуси. Но сначала сделаем артикуляционную гимнастику

1.Артикуляционная гимнастика
Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
Чередование: улыбка – трубочка.
Подъем языка за верхние зубы, за нижние зубы..

2. Знакомство со звуком Ш
Воспитатель
. Ребята, давайте вспомним, как у нас осенью на ветру шуршали листики. (Ш-Ш-Ш). Вот так и гуси шипят. Дети одевают маски гуся, делятся на 2 команды и обыгрывают шипение сердитого гуся хором и индивидуально, соревнуются, какая их команд лучше и правильней «шипит».

3.Работа по картинкам
Воспитатель
. Слов со звуком Ш очень много, но у нас есть задание вспомнить одежду на звук ш (шубу, шапка, шарф, штаны, шорты…)-работа по картинкам

4.Д/игра « Определи слово с заданным звуком»
(Услышав слово со звуком Ш, дети хлопают в ладоши)

5. Проговаривание чистоговорок:
Ша-ша-ша…
Наша Маша хороша.
Шу-шу-шу…
Дали кашу малышу.
Ши-ши-ши
Съели кашу малыши.
Шо-шо-шо…
После каши хорошо.

III. Подведение итога
Воспитатель.
Ребята, скажите, какой звук мы сегодня учились произносить? (Ш)
Где мы слышим эти звуки? (Шипение гуся, шелест листьев).
Я думаю, что мы теперь можем помочь нашему щенку Шармику.

Название: Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук ш»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Средняя группа

Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Место работы: МБДОУ Хрущевский детский сад «Ягодка»
Месторасположение: д. Хрущево, Старожиловский р-н, Рязанская область