3 охранное отделение российской империи. Из истории Охранных отделений Департамента полиции Российской империи. Начальники Отделения по охранению общественной безопасности и порядка в Оренбургской губернии

14 декабря 1906 г. Столыпин утверждает специальное Положение о Районных охранных отделениях ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 16. Л. 1-8.. Создавались они в «целях успешной борьбы с революционным движением, выражающимся в целом ряде непрерывно продолжающихся террористических актов, аграрных беспорядков, усиленной пропаганды среди крестьян, в войсках и во флоте» ГА РФ. Ф. 102, 00, 1907. Д. 114, Л. 18.. Положением о РОО на них возлагалась задача объединения всех функционирующих в пределах района (охватывающего несколько губерний) органов политического розыска. Введение РОО, с одной стороны, децентрализовало систему политического розыска, с другой стороны, по мысли их создателей, должно было централизовать и направить эту деятельность в определенном регионе. Большое внимание придавалось знанию обстановки на местах, принятию быстрых решений, дружной совместной работе охранных отделений и жандармских управлений, «чтобы деятельность носила более живой и планомерный характер». В одной из записок в 1913 г. директор Департамента полиции назвал РОО «филиальным отделением» Департамента полиции.

Примечательно, что Районные отделения организовывались так, чтобы сфера их деятельности совпадала (или почти совпадала) с районами действия окружных партийных комитетов РСДРП и других революционных партий. Иначе говоря, это была попытка согласовать географические границы деятельности политической полиции с соответствующей территорией революционных организаций -- областных и окружных партийных комитетов.

В циркуляре № 207 от 8 января 1907 г. за подписью Столыпина о создании Районных охранных отделений говорилось: «В видах усиления деятельности органов власти, ведающих розыском по делам о государственных преступлениях, мною признано необходимым существенно изменить постановку политического расследования и создать в Империи несколько центральных розыскных учреждений, предоставив им сосредоточение в своих руках данных агентурного и наружного наблюдения по крупным административным районам, и руководство работой местных учреждений, причем объединяющим и направляющим центром явится, по-прежнему, Департамент полиции» ГА РФ. Ф. 102. Оп. 260. Д. 17. Л. 108..

Первоначально было создано 8 РОО:

  • 1. Северное -- Петербург (губернии -- Петербургская, Лифляндская, Псковская, Эстляндская, Новгородская, Олонецкая).
  • 2. Центральное -- Москва (губернии -- Московская, Тверская, Ярославская, Вологодская, Архангельская, Костромская, Калужская, Тульская, Орловская, Владимирская, Рязанская, Нижний Новгород, в 1909 г. присоединилась Смоленская губ.).
  • 3. Поволжское -- Самара (губернии -- Самарская, Пермская, Вятская, Казанская, Сибирская, Уфимская, Саратовская, Оренбургская, Астраханская, Пензенская, Уральская обл.).
  • 4. Юго-Восточное -- Харьков (губернии -- Харьковская, Курская, Воронежская, Тамбовская, Донская обл., Черноморская обл., Екатеринославская губ.).
  • 5. Юго-Западное -- Киев (губернии -- Киевская, Черниговская, Полтавская, Подольская, Волынская).
  • 6. Южное -- Одесса (губернии -- Херсонская, Таврическая, Бессарабская и все побережье Черного моря).
  • 7. Северо-Западное -- Вильно (губернии -- Вильненская, Ковенская, родненская, Могилевская, Минская, Витебская, Смоленская).
  • 8. Прибалтийское -- (Рига, Лифляндия, Курляндия) ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 16. Л. 1; Оп. 260. Д. 15. Л. 49.. -Позднее были учреждены Туркестанское, Кавказское, Примисленское, Пермское, Севастопольское, Сибирское (из которого впоследствии было создано Восточно-Сибирское с центром в Иркутске и Западно-Сибирское с центром в Томске) ГА РФ. Ф. 102. Оп. 260. Д. 88. Л. 10..

Во главе Районных охранных отделений стояли начальники. В некоторых губерниях должность начальника местного охранного отделения совмещалась с должностью начальника РОО. Так было в Москве, Петербурге, Киеве, Харькове, Одессе, Вильно, Риге, Самаре ГА РФ. Ф. 102. Оп. 260. Д. 208. Л. 16. Д. 24. Л. 91; Оп. 260. Д. 15. Л. 49.. Начальники местных охранных отделений непосредственно подчинялись начальнику РОО. Губернские, уездные ЖУ и ЖПУ ж.д. в вопросах розыска должны были руководствоваться указаниями начальника РОО.

Основной задачей РОО являлись организация внутренней агентуры для «разработки» всех местных партийных организаций и руководство деятельностью агентуры и розыска в границах района. С этой целью начальники РОО имели право созывать совещания офицеров, непосредственно ведущих политический розыск. Они также должны были информировать высшие розыскные учреждения о положении дел в революционном движении в районе, помогать в деле политического розыска соответствующим учреждениям других районов. Требования начальника РОО о производстве обысков и арестов были обязательными для железнодорожных управлений, охранных отделений и органов общей полиции. Офицеры РОО могли пользоваться всеми следственными и агентурными материалами жандармских управлений и охранных отделений. В случае необходимости им должны были быть известны и секретные сотрудники -- агенты, находящиеся в ведении того или иного офицера жандармского управления и охранного отделения.

Охранные отделения и ГЖУ должны были представлять в РОО все агентурные сведения, по которым в РОО составлялись общие обзоры и сведения для Департамента полиции.

Если агентурные сведения касались не только района, но и других областей России, охранные отделения и жандармские управления должны были их сообщать одновременно и району, и в Департамент полиции ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 16. Л. 1-4об.. РОО призваны были не заменить местные органы, а направлять их деятельность. В то же время они не должны были подменять Департамент полиции, обеспечивая лишь более оперативное ведение розыскного дела.В основном начальниками РОО назначались молодые офицеры, прошедшие подготовку в деле политического розыска. Было очевидно, что эти назначения не вызовут энтузиазма у старых кадров -- начальников ГЖУ и ЖПУ ж.д. И почти каждому начальнику ГЖУ из Департамента полиции шло письмо с личным обращением за подписью Трусевича. Как бы оправдывая свои действия, директор писал: «В силу особых условий последнего времени и постепенного усовершенствования розыскного дела события выдвинули из подведомственных Департаменту учреждений целый ряд лиц, которые специализировавшись в своих обязанностях, сделались ныне в силу обстоятельств, а отчасти и личных своих качеств, несомненно наиболее сведущими и опытными в сфере розыска и потому призваны теперь к занятию должностей начальников районных охранных отделений, не взирая на некоторое, быть может, несоответствие их чинов этому служебному положению. Однако же серьезность переживаемого государством исторического момента, когда наряду с заботами высшего правительства об упорядочении государственного и общественного строя, республиканские и оппозиционные элементы непрерывно ведут отчаянную по замыслу и приемам борьбу в видах разрушения существующих порядков, не допуская возможности ставить успех дела в зависимость от одного соответствия служебного положения отдельных представителей власти с существом возлагаемых на них прав и обязанностей, поэтому каждое преданное престолу и отечеству правительственное лицо должно забыть свои вытекающие из табели о рангах преимущества в тех случаях, когда существеннейшие интересы России вызывают необходимость принимать к руководству указания служебного опыта лиц, хотя и ниже стоящих в чинах, но специально подготовленных в данном деле. Рутина и споры из-за формальных условий дела ныне неуместны и должны уступить место живой работе и простору для способностей и энергии» ГА РФ. Ф. 102. Оп. 260. Д. 256. Л. 2об-3..

Извещая местные власти о создании РОО, Департамент предупреждал, что эти сведения должны быть использованы «исключительно для личного соображения» и должны «сохраняться в безусловной тайне» ГА РФ. Ф. 102. Оп. 260. Д. 17. Л. 1а.. В феврале 1907 г. в РОО были направлены Положения об охранных отделениях, Районных охранных отделениях, инструкции по организации наружного наблюдения, инструкции филерам, материалы о фотографировании лиц, инструкции по организации и ведению внутреннего секретного наблюдения и предписывалось «немедленно с получением настоящего приложения» приступить к работе ГА РФ. Ф. 102. Оп. 260. Д. 256. Л. 1..

В период 1908--1910 гг. рядом циркуляров проводилось перераспределение уездов и отдельных местностей, входивших и РОО. В циркуляре за 1910 г. указывалось: «При введении районных охранных отделений распределение губерний между ними были приноровлено» к тогдашнему делению областей, принятому революционными организациями, в настоящее же время это не отвечает создавшемуся положению ГА РФ. Ф. 280. 1910. Д. 5001. Л. 32.. Соответственно шло и перераспределение областей. В циркуляре от 5 мая 1909 г. сообщалось, что в интересах розыска Поволжское (Самарское) районное охранное отделение перенесено из Самары в Саратов, причем Саратовское (городское) охранное отделение упраздняется, а должность начальника этого отделения переименовывается в помощника начальника Поволжского (Саратовского) районного охранного отделения ГА РФ. Ф. 102. Оп. 260. Д. 208. Л. 16.. Однако, Самара не осталась без надзора и через два месяца в июле 1909 г. был издан циркуляр «Об учреждении Самарского розыскного пункта» в интересах политического сыска ГА РФ. Ф. 102. 00. 1909. Д. 263. Л. 1, 7..

Деятельности районных охранных отделений придавал большое значение товарищ министра внутренних дел Курлов. Часто по его личному распоряжению происходило перераспределение местностей, входящих в состав РОО.

В циркуляре от 30 июля 1909 г. за № 134116, подписанном только что назначенным на должность директора Департамента Н.П. Зуевым, говорилось: «Ввиду необходимости наибольшего объединения политического розыска на Крымском полуострове товарищ министра внутренних дел генерал-майор Курлов приказал Таврическую губернию изъять из ведения Одесского Районного охранного отделения и передать в Севастопольское охранное отделение. Вследствие настоящего распоряжения Таврическое ГЖУ, Мелитопольское, Севастопольское, Феодосийское охранные отделения, Харьковское ЖПУ ж.д., Бердянское охранное отделение, Екатерининское ЖПУ ж.д. в розыскном отношении по делам политического характера подчиняются начальнику Севастопольского охранного отделения» ГА РФ. Ф. 102. Оп. 260. Д. 24. Л. 91. См. также: ЦДП от 3 марта 909 г., № 125256..

На первом этапе своей деятельности РОО сыграли немалую роль в разгроме партийных организаций, партийных комитетов, координации деятельности сыскных служб на местах. Их успехи подняли престиж розыскной деятельности среди властей, создали иллюзию возможного разгрома революционных организаций. Их создание, особенно на первых порах, облегчало деятельность Департамента полиции, так как появились учреждения, способные к более быстрым и оперативным действиям.

Однако возникли и сложности. По мере роста вмешательства РОО в деятельность местных полицейских властей, их взаимоотношения с работниками ГЖУ стали осложняться. Не помогали и периодически издаваемые Департаментом циркуляры с напоминанием о необходимости совместных усилий в борьбе с силами революции и обязательной взаимной информации ГА РФ. Ф. 102. Оп. 260. Д. 24. Л. 91. См. также: ЦДП от 3 марта 909 г., № 125256.. Чиновники РОО порой не проявляли тактичности в отношении своих губернских коллег. Жалобы и недовольство часто приводили к конфликтам и кляузам, которыми приходилось заниматься Департаменту полиции. Циркуляром от 13 июня 1909 г. Департамент предписывал: «... вновь настоятельно напоминаем командируемым на места офицерам и чиновникам районных охранных отделений, что они не являются инспекторами местных органов, а лишь инструкторами, обязанными всеми мерами способствовать правильной постановке политического розыска в слабых местах районов, почему и обязуются не только констатировать замеченные упущения, но и исправлять их по мере возможности немедленно, во всяком случае указывая совершенно точно и определенно, что нужно сделать, и показывая, как именно выполнить предъявляемое требование...» ГА РФ. Ф. 102. Оп. 260. Д. 37. Л. 256. ЦДП от 13 июня 1909, № 131413.

Периодически чиновники Департамента полиции проводили инспекции и ревизии новых учреждений. Иногда это были высокопоставленные чиновники в чине вице-директора (Виссарионов) или заведующие Особым отделом. Материалы ревизий сохранились в Особом отделе. Как правило, проверяющий знакомился с личным составом, с каждым секретным сотрудником в отдельности. Он также интересовался взаимоотношениями в коллективе. Одновременно он проверял ведение делопроизводства, денежную отчетность.

В отчетах подобного рода содержалась как общая оценка работы подразделения, так и его руководителя.

С 1909 г. деятельность РОО ослабевает, что было связано в значительной мере с затишьем в деятельности революционных организаций. Циркуляры Департамента полиции, направляемые в РОО, становятся все более суровыми. Департамент явно недоволен. Однако, несмотря на указания Департамента, начальники РОО по-прежнему сплошь и рядом превышают свои полномочия, чем вызывают еще большие нарекания. Департамент полиции настаивает на том, чтобы офицеры РОО больше работали с кадрами, обучали их «азам практической работы». Заведующим РОО ставилось в вину, что они не знакомят лиц, занимающихся политическим розыском, с «основами ведения внутренней. агентуры», в связи с чем наблюдается единообразие в приемах розыска. Указывалось, что те циркуляры, которые посылает Департамент полиции начальникам РОО, предназначаются «исключительно для личного руководства и для того, чтобы служить конспектом при разъяснении оснований ведения внутренней агентуры лицам, стоящим во а главе розыска» ГА РФ. Ф. 102. Оп. 260. Д. 37. Л. 132. ЦДП от 19 января 1911, № 117102., а не для издания их на основе циркуляров РОО. Издание «циркуляров есть прерогатива Департамента».Так, в Москве, функции РОО возложены были на отделение по охранению общественной безопасности и порядка в г. Москве, т.е. на Охранное отделение г. Москвы. В состав района входил ряд губерний, примыкавших к Московской. Все начальники ГЖУ этих губерний, по делам розыска подчинялись, таким образом, начальнику Охранного отделения в Москве, получая от него все приказания и распоряжения. Между тем начальником этим при мне был подполковник Мартынов (совсем молодой офицер), начальниками же управлений были уже не молодые полковники, генерал-майоры, а в самой Москве почтенный генерал-лейтенант Черкасов, все это были люди, может быть, и не всегда безупречные, но с известным стажем. ...Самолюбие их было задето. ...В бытность мною в Нижнем, я окончательно в этом убедился, и не мог не обратить внимания на ненормальность существования самостоятельного Охранного отделения рядом с ГЖУ, ведавшим, по закону, розыском... Это отделение не вызывалось никакой необходимостью, тем более, что находившееся там Жандармское управление было прекрасно поставлено... Все эти районные и самостоятельные Охранные отделения были только рассадниками провокации; та небольшая польза, которую они, быть может, смогли бы принести, совершенно затушевывалась тем колоссальным вредом, который они сеяли в течение этих нескольких лет» Джунковский В.М. Воспоминания. Т. 1. М., 1997. С. 217-218..

15 мая 1913 г. за подписью Джунковского был издан циркуляр, которым «совершенно секретно», «срочно», начальники Бакинского, Екатеринославского, Киевского, Нижегородского, Петроковского, Тифлисского, Херсонского и Ярославского ГЖУ, Донского и Севастопольского областных жандармских управлений извещались о ликвидации охранных отделений в их губерниях. В циркуляре указывалось: «Обсудив положение постановки розыска в текущий момент, в связи с проявлениями революционного движения в Империи и принимая во внимание, что охранные отделения, кроме учрежденных в законодательном порядке (имеются в виду Петербургское, Московское, Варшавское. -- З.П.) рассматривались, как учреждения временные, я признал целесообразным, в видах достижения единообразия организации розыскного дела и руководительства им, влить и оставшиеся самостоятельные охранные отделения в составы местных Губернских жандармских управлений». Все начальники ликвидированных охранных отделений становились руководителями вновь созданных розыскных частей ГЖУ.

Во второй части циркуляра Джунковский обращался к начальникам ГЖУ, в ведение которых поступают бывшие руководители и сотрудники охранных отделений: «... на Вас, кроме обязанностей, вытекавших из деятельности Вашей по должности начальника Управления до сего времени, возложены еще более серьезные обязанности руководить, под личной Вашей ответственностью, при помощи заведующего розыском при Управлении офицера, делом розыска по всей территории, обслуживаемой Управлением. Но такое увеличение Ваших обязанностей компенсируется тем облегчением, которое Вы получите в своей работе при своевременном получении сведений, сосредоточение разработки которых в одном учреждении несомненно упростит и ускорит это дело, успех которого зависит главным образом от быстрой интенсивной разработки... При этом считаю необходимым указать, что объединение в Вашем лице деятельности обоих учреждений не должно рассматриваться как унижение служебного достоинства начальника упраздняемого охранного отделения, ибо установление такого порядка... вызывается не другими какими-либо соображениями, как только интересами важнейших для чинов Отдельного корпуса жандармов обязанностей, путем улучшения условий ведения розыскного дела» ГА РФ. Ф. 102, 00, 1913. Д. 366. Л. 30-34..

Вслед за ликвидацией охранных отделений Джунковский приступает к подготовке мер по упразднению Районных охранных отделений. По его заданию директор Департамента Белецкий собирает сведения о деятельности РОО и составляет большую записку, в которой указывает, что за 6 лет существования РОО, на их работу тратится ежегодно огромная сумма денег, а центральной агентуры как не было, так и нет Записка от 15 ноября 1913. ГА РФ. Ф. 102. 00, 1914. Д. 366 Л. 4-5.. 22 февраля 1914 г. все РОО были упразднены, остались лишь: Туркестанское, Кавказское, Восточносибирское. 19 июля 1914 г. были ликвидированы Кавказское и Восточно-Сибирское РОО Записка от 15 ноября 1913. ГА РФ. Ф. 102, 00. 1914. Д. 40. Ч. 1 (Циркуляр от 22 февраля 1914 г. № 167309) 00, 1914. Д. 321. Л. 29. Циркуляр от 19 июля 1914.. Остальные действовали до 1917 г. Все дела ликвидированных учреждений были переданы «по принадлежности» в местные губернские жандармские управления, а для ведения розыска встал вопрос о составлении новых правил и инструкций.

С ликвидацией охранных и районных отделений центральным звеном политического сыска на местах в большинстве губерний вновь становятся, как и ранее (до 1902 г.), ГЖУ.

Охранное отделение появилось в России в 1860-х годах, когда страну захлестнула волна политического террора. Постепенно царская охранка превратилась в тайную организацию, сотрудники которой, помимо борьбы с революционерами, решали свои частные задачи.

Специальная агентура

Одну из важнейших ролей в царской охранке играла так называемая специальная агентура, незаметная работа которой позволяла полиции создать эффективную систему слежки и профилактики оппозиционных движений. В их число входили филеры – «агенты наружного наблюдения» и стукачи – «вспомогательные агенты».

Накануне Первой мировой войны насчитывалось 70 500 стукачей и около 1000 филеров. Известно, что ежедневно в обеих столицах на службу выходило от 50 до 100 агентов наружного наблюдения.

На место филера был довольно строгий отбор. Кандидат должен был быть «честным, трезвым, смелым, ловким, развитым, сообразительным, выносливым, терпеливым, настойчивым, осторожным». Брали обычно молодых людей не старше 30 лет с неприметной внешностью.

Стукачей нанимали большей частью из среды швейцаров, дворников, конторщиков, паспортистов. Вспомогательные агенты обязаны были доносить о всех подозрительных личностях работавшему с ними участковому надзирателю.
В отличие от филеров стукачи не были штатными сотрудниками, а поэтому постоянного жалования не получали. Обычно за сведения, которые при проверке оказывались «основательными и полезными», им выдавалось вознаграждение от 1 до 15 рублей.

Иногда с ними расплачивались вещами. Так, генерал-майор Александр Спиридович вспоминал, как купил одному из осведомителей новые калоши. «И проваливал же он потом своих сотоварищей, проваливал с каким-то остервенением. Вот что наделали калоши», – писал офицер.

Перлюстраторы

Были в сыскной полиции люди, выполнявшие довольно неблаговидную работу – чтение личной переписки, называемую перлюстрацией. Эту традицию еще до создания охранного отделения ввел барон Александр Бенкендорф, называя ее «делом весьма полезным». Особенно активным чтение личной переписки стало после убийства Александра II.

«Черные кабинеты», созданные еще при Екатерине II, работали во многих городах России – Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Одессе, Харькове, Тифлисе. Конспирация была такова, что сотрудники этих кабинетов не знали о существовании контор в других городах.
Некоторые из «черных кабинетов» имели свою специфику. Согласно газете «Русское слово» за апрель 1917 года, если в Санкт-Петербурге специализировались на перлюстрации писем сановников, то в Киеве изучали корреспонденцию видных эмигрантов – Горького, Плеханова, Савинкова.

По данным за 1913 год было вскрыто 372 тыс. писем и сделано 35 тыс. выписок. Такая производительность труда поражает, учитывая, что штат перлюстраторов составлял всего 50 человек, к которым присоединялись 30 почтовых работников.
Это была довольно продолжительная и трудоемкая работа. Иногда письма приходилось расшифровывать, копировать, подвергать действию кислот или щелочей, чтобы выявить скрытый текст. И только затем подозрительные письма переправлялись розыскным органам.

Свои среди чужих

Для более эффективной работы охранного отделения Департамент полиции создал разветвленную сеть «внутренней агентуры», внедряющейся в различные партии и организации и осуществляющей контроль над их деятельностью. Согласно инструкции по вербовке секретных агентов предпочтение отдавалось «подозревавшимся или уже привлекавшимся к политическим делам, слабохарактерным революционерам, разочаровавшимся или обиженным партией».
Оплата секретных агентов варьировалась от 5 до 500 рублей в месяц в зависимости от статуса и приносимой пользы. Охранка поощряла продвижение своих агентов по партийной лестнице и даже помогала им в этом деле арестом членов партии, стоящих рангом выше.

С большой осторожностью в полиции относились к тем, кто добровольно изъявлял желание послужить охране государственного порядка, так как в их среде оказывалось много случайных людей. Как показывает циркуляр Департамента полиции, в течение 1912 года охранка отказалась от услуг 70 человек «как не заслуживающих доверия». К примеру, завербованный охранкой ссыльный поселенец Фельдман на вопрос о причине дачи недостоверной информации ответил, что находился без всяких средств к существованию и пошел на лжесвидетельство ради вознаграждения.

Провокаторы

Деятельность завербованных агентов не ограничивалась шпионажем и передачей сведений полиции, они нередко провоцировали действия, за которые можно было бы арестовать членов нелегальной организации. Агенты сообщали о месте и времени акции, и подготовленной полиции уже не составляло труда задержать подозреваемых. По мнению создателя ЦРУ Аллена Даллеса, именно русские подняли провокацию до уровня искусства. По его словам, «это было главное средство, с помощью которого царская охранка нападала на след революционеров и инакомыслящих». Изощренность русских агентов-провокаторов Даллес сравнивал с персонажами Достоевского.

Главным российским провокатором называют Евно Азефа – одновременно агента полиции и руководителя партии эсеров. Его не без оснований считают организатором убийств Великого князя Сергея Александровича и министра внутренних дел Плеве. Азеф был самым высокооплачиваемым секретным агентом в империи, получая 1000 руб. в месяц.

Весьма успешным провокатором стал «соратник» Ленина Роман Малиновский. Агент охранки регулярно помогал полиции выявлять местонахождение подпольных типографий, сообщал о тайных собраниях и конспиративных встречах, но Ленин все не желал верить в предательство товарища. В конце концов, при содействии полиции Малиновский добился своего избрания в Государственную Думу, причем как член большевистской фракции.

Странное бездействие

С деятельностью тайной полиции были связаны события, которые оставили о себе двусмысленное суждение. Одним из них стало убийство премьер-министра Петра Столыпина. 1 сентября 1911 года в Киевском оперном театре анархист и секретный осведомитель охранки Дмитрий Богров без всяких помех двумя выстрелами в упор смертельно ранил Столыпина. Причем в этот момент рядом не было ни Николая II, ни членов царской семьи, которые по плану мероприятий должны были находиться с министром
.

По факту убийства к следствию были привлечены глава Дворцовой охраны Александр Спиридович и начальник киевского охранного отделения Николай Кулябко. Однако, по поручению Николая II следствие было неожиданно прекращено.
Некоторые исследователи, в частности Владимир Жухрай, считают, что Спиридович и Кулябко были напрямую причастны к убийству Столыпина. На это указывает немало фактов. Прежде всего, подозрительно легко опытные сотрудники охранки поверили в легенду Богрова о неком эсере, собирающемся убить Столыпина, и более того, позволили ему с оружием попасть в здание театра для мнимого разоблачения предполагаемого убийцы.

Жухрай утверждает, что Спиридович и Кулябко не только знали о том, что Богров собирается стрелять в Столыпина, но и всячески этому содействовали. Столыпин, видимо, догадывался, что против него зреет заговор. Незадолго до убийства он обронил такую фразу: «меня убьют и убьют члены охраны».

Охранка за рубежом

В 1883 году в Париже была создана зарубежная охранка для наблюдения за русскими революционерами-эмигрантами. А следить было за кем: это и вожди «Народной воли» Лев Тихомиров и Марина Полонская, и публицист Петр Лавров, и анархист Петр Кропоткин. Интересно, что в агентуру входили не только приезжие из России, но и вольнонаемные французы.

С 1884 по 1902 годы зарубежную охранку возглавлял Петр Рачковский – это годы расцвета ее деятельности. В частности, при Рачковском агенты разгромили крупную народовольческую типографию в Швейцарии. Но Рачковский оказался замешан и в подозрительных связях – его обвиняли в сотрудничестве с правительством Франции.

Когда директор Департамента полиции Плеве получил донесение о сомнительных контактах Рачковского, он немедля направил в Париж генерала Сильвестрова для проверки деятельности начальника зарубежной охранки. Сильвестров был убит, а вскоре нашли мертвым и агента донесшего на Рачковского.

Более того, Рачковский подозревался в причастности к убийству самого Плеве. Несмотря на компрометирующие материалы, высокие покровители из окружения Николая II смогли обеспечить неприкосновенность тайного агента.

At Из истории Охранных отделений Департамента полиции Российской империи.

В качестве дополнения к материалу коллеги imperium_ross "Основатель филёрской службы Охранного Отделения Департамента полиции" .

1.Краткая история Охранных отделений
2.Инструкция начальникам Охранных отделений по организации наружных наблюдений
(1908? Буду благодарен за помощь в точной датировке документа).

Сотрудники Петербургского Охранного отделения и с его начальником Александром Васильевичем Герасимовым (в первом ряду, в центре), не ранее 1905 г.:

Отделения по охранению общественной безопасности и порядка Департамента полиции Министерства внутренних дел Российской империи - так витиевато, в классическом стиле "ампир" российской имперской бюрократии, они официально назывались, а в просторечии просто: "Охранка" - были "заточены" специально под "политический сыск". Проще говоря, главной задачей этих силовых структур (извиняюсь за неологизм) Империи была именно борьба с революционными организациями, революционной пропагандой и революционным террором.
Своим рождением Охранные отделения обязаны народническому этапу российской революционности в 1860-70-х гг., когда опасные молодые мечтатели (в основном из разночинной, но "чистой публики"), разочаровавшиеся в перспективах социалистического преобразования мужицких масс просветительскими методами, принялись отчаянно "звать Русь к топору", а затем сами взялись за самодельные взрывные "адские машинки" и револьверы системы Лефорше...

Выстрел Дмитрия Кракозова в Александра II (Кракозов промазал) 4 апреля 1866 г., вызвавший к жизни Охранные отделения:

Когда в солнечный апрельский денек 1866 г. у решетки петербургского Летнего сада прогремел выстрел террориста-одиночки Дмитрия Кракозова, стрелявшего в императора Александра II (освободителя крепостного крестьянства и смелого реформатора - вот почему заговорщикам в России не терпелось угрохать именно прогрессивного царя???), охранителям безопасности Империи стало понятно, что нужны специальные органы для борьбы с набирающей силу новой угрозой.
В столице Империи было образовано «Отделение для производства дел по охранению общественного порядка и спокойствия в Санкт-Петербурге» под руководством тайного советника Ф.А.Колышкина, подчинявшегося напрямую Санкт-Петербургскому губернатору. В 1886-87 гг. оно было реформировано в «Отделение по охранению общественной безопасности и порядка в городе Санкт-Петербурге» с постоянным штатом в составе Общей канцелярии, Регистрационного бюро, Центральной филерской и жандармской охранной команд. Численность штатных сотрудников столичной "Охранки" достигала 200 человек.
На официальные должности в Охранных отделениях назначались офицеры Отдельного корпуса жандармов и классные чины Департамента полиции МВД. Для оперативной же работы "в поле" (как сказали бы современные сотрудники "органов") создавался штат вольнонаемных агентов-филеров, о которых и пойдет речь в приводимом ниже документе. Сложно сказать, кто наводил на революционеров больший трепет (хоть в революцию, как правило, шли ребята не пугливые) - лощеный безжалостный жандармский офицер из "Охранки", или вездесущий незаметный филер...

Сотрудники Охранного отделения в штатском, начало ХХ в.:


Офицеры Отдельного корпуса жандармов, из которых рекрутировались начальствующие кадры для Охранных отделений:

В 1880 г. подобная структура появилась и в первопрестольной столице, первоначально под названием «Секретно-розыскное отделение при Канцелярии Московского обер-полицмейстера», а с 1881 г. - как «Отделение по охранению общественной безопасности и порядка в городе Москве». К слову сказать, Московское Охранное отделение долгое время "давало фору" Питерскому. Оно и понятно: в Северной Пальмире "охранники" бдили в основном над безопасностью императорской фамилии (Александра II, тем не мене, не уберегли), а их московские коллеги нередко брали на себя функции организаторов политического сыска в масштабах всей Империи. Именно в Москве заработала система внедрения в революционные круги тайных осведомителей, оплетения подозрительных лиц частой сетью слежки агентами наружного наблюдения - знаменитыми филерами. Там же по инициативе начальника Отделения С.В.Зубатова в 1894 г. был создан «Особый отряд наблюдательных агентов» под началом виртуозного мастера и "распорядителя" слежки Е.П.Медникова, более известный как "Летучий отряд филеров" благодаря своим стремительным служебным экспедициям в любую точку страны.

Филер Московского Охранного отделения Крылов перед выходом на задание:

С 1885 г. приступило к работе также Заграничное бюро "Охранки", ведавшее слежкой за русскими политэмигрантами и проведением тайных операций "за кордоном". Его штаб-квартира располагалась в Париже.

Наивысшую точку развития "Охранка" прошла в начале ХХ в. в связи с резким всплеском революционного движения. В период Первой русской революции 1905-07 гг. в Российской империи Охранные отделения функционировали (сами охранники предпочитали скромный и архаично звучащий термин: "труждались") в 27 губернских городах, их штат превышал тысячу обер- и штаб-офицеров и классных чинов начальствующего состава. В распоряжении отделений находилось многократно большее число филеров, осведомителей и прочей агентуры, точный учет которых не известен не только из соображений секретности, но и потому, что в роковом 1917 г. сами "охранники" напоследок успели уничтожить большинство списков... Своих в "Охранке" не сдавали, это был краеугольный принцип сплоченности ее кадров и залог конструктивной товарищеской атмосферы, как правило царившей между начальниками и подчиненными в этом ведомстве.

Инструктаж полицейских околоточных надзирателей (какие шикарные полицейские типажи Российской империи!) в Киевском охранном отделении, не ранее 1902 г.:

В конце 1906 г. в дополнение к губернским городским и столичным были созданы также и Районные Охранные отделения, охватывавшие своей сферой ответственности целые регионы Империи (по нескольку губерний каждому, плюс некоторые регионы вне официального административного деления, например, Причерноморье). По состоянию на конец 1907 г. Районных отделений было 10.
К слову, во многих "провинциальных" Охранных отделениях штатными сотрудниками являлись всего по нескольку офицеров и чиновников, главной задачей которых было создание интеллектуального и организационного центра работы сети вольнонаемных филеров, систематизация собранной ими информации и проведение расследования. Для выполнения оперативных заданий (арест подозреваемых, обыски, оцепления) привлекались. как правило, личный состав жандармерии и полиции, реже (на основании соответствующих нормативных актов о чрезвычайном положении) - воинские команды.
"Объединяющим и направляющим центром для всех охранных отделений", как значилось в январском циркуляре МВД 1907 г., являлся Департамент полиции.

Сотрудники Охранного отделения и чины полиции тренируются в штурме квартиры, укрываясь за тактическим броневым щитом:

Индивидуальные средства броневой защиты использовались стражами порядка Российской империи с 1905 г, подробнее об этом: http://world-war-first.livejournal.com/293012.html

Как минимум двое агентов в штатском на фотографии вооружены мощными самозарядными пистолетами Маузер С96, не состоявшими на штатном вооружении, однако очень любимыми российским офицерством, полицией и не только...

В работе Охранных отделений широко применялись передовые полицейские технологии своего времени, например - использование специально обученных служебных собак. Дрессировщик (кинолог, как сказали бы сейчас) Московского отделения отрабатывает со своим четвероногим другом положение, описанное как: "Лежать смирно, охранять раненого":

Уровень эффективности работы Охранных отделений в сравнении с другими органами охраны порядка в Российской империи был довольно высок. При их деятельнейшем участии в России удалось дважды "сбивать революционную волну" - в конце ХIХ в. и после революции 1905-07 гг. Однако полностью искоренить причины, вызвавшие к жизни российскую революционность и в финале приведшие страну к Октябрьской революции 1917 г., одними полицейскими мерами было невозможно... Но вины сотрудников Охранных отделений, честно защищавших престол и государство, в этом не было.

В Охранных отделениях был собран огромный объем материала на действующих революционеров, в т.ч. и на многих будущих знаменитостей.
Личное дело В.И.Ульянова(Ленина):


...и Владимира Маяковского (сразу видно - поэт! Слишком большой поэт, чтобы быть серьезным реворлюционером!):

...В.П.Ногина :

...и какого-то простого еврейского парнишки из Бунда (приводится для массовости):

Кстати, революционерам тоже удалось нанести "Охранке" несколько чувствительных ответных ударов. Например, ими были убиты двое начальников Санкт-Петербургского охранного отделения - Г.П.Судейкин в 1883 г. и С.Г.Карпов в 1909 г.

Разбитая взрывом эсеровской бомбы конспиративная квартира, в которой был убит начальник Петербургского отделения полковник Сергей Георгиевич Карпов:

В худших традициях российской государственной бюрократии, Охранные отделения, как и многие другие успешно работавшие структуры, пережили несколько разрушительных "реформ".
В 1913 г. товарищ (заместитель) министра внутренних дел Г.Ф.Джунковский, видимо, сочтя революционную опасность минимизированной, приступил к ликвидации "периферийных" Охранных отделений. В 1914 г. такая же судьба постигла многие Районные...
К 1917 г. в Российской империи оставалось всего три городских Охранных отделения - в Петрограде, Москве и Варшаве, и три Районных - Восточно-Сибирское, Кавказской и Туркестанское.
Февральская революция смела и их. Временное правительство упразднило "Охранку", слишком прочно ассоциировавшуюся с царским режимом. Революционеры и псевдо-революционеры яростно устремились сводить счеты с "охранниками". Начальник Петроградского отделения полковник М.Ф.фон Коттен 4 марта 1917 г. был убит толпой близ Гельсингфорса; его судьбу разделили многие офицеры и чиновники. А вот тщательно законспирированная филерская сеть в основном успела "залечь на дно" и уцелела...

Разгром полицейского архива в Петрограде в 1917 г.:

Списки филеров "Охранки", за редким исключением, революционерам так и не достались.

Михаил Кожемякин.

Инструкция начальникам Охранных отделений по организации наружных наблюдений.

1. Одним из средств негласного расследования является наружное наблюдение за лицами, прикосновенными к революционному движению, для каковой надобности приглашаются особые лица филеры - ["топтуны"]

2. Наружное наблюдение представляется средством большею частью вспомогательным, а потому при отсутствии освещения со стороны внутренней агентуры, оно лишь в исключительных случаях может дать самостоятельный материал для выяснения сообществ. Потому наибольшую выгоду из наружного наблюдения можно получить только при строгом сообразовании его с указаниями внутренней агентуры на значение наблюдаемых лиц и намеченных филерами событий.

3. При отсутствии попутного освещения со стороны внутренней агентуры, не следует допускать чрезмерного развития наружного наблюдения, т.к., будучи весьма растяжимо, оно может давать весь обширный, непонятный материал, крайне затрудняющий работу филеров и отделений.

4. Подробные правила для деятельности филеров изложены в особой инструкции.

5. В видах более успешного наблюдения, филеры должны быть приурочены к возможно тщательному запоминанию лиц наблюдаемых, а не к определению их по одной одежде.

6. В отношении представления филеров для допроса в качестве свидетелей при дознании в точности руководствоваться правилами, изложенными в циркулярном предписании Начальникам Губернских и Областных жандармских Управлений от 20 марта 1903г № 2821.

7. Сведения по наблюдению, заслуживающие серьезного внимания, представляются еженедельно в Районное охранное отделение по каждой организации отдельно.

8. Все сведения по наружному наблюдению за каждым отдельным лицом записываются филерами ежедневно в вечерние рапортные книжки: по каждой организации отдельно составляются сводки лиц и домов, проходящих по наблюдению.

9. Для быстрых справок иметь дугу сведений о домах, на которую надеваются листки трех цветов в порядке №№ домов по каждой улице особо. На первый - красный - заносятся все сведения о данном доме по агентуре, делам и проч. Второй - зеленый - является сводкой наружного наблюдения по этому дому. На нем по каждой организации отдельно, отмечается: кто, когда и кого посетил в данном доме. Третий - белый - представляет из себя выписку из домовых книг лиц, живущих в означенном доме, к квартирам которых по предложению могли относиться посещения, агентурное сведение или сведение по переписке. Все три листка на один дом кладутся по порядку один под другой.

10. К 5-му числу каждого месяца начальники охранных отделений представляют в Районные охранных отделений и в Департамент Полиции списки лиц, проходивших по наблюдению, по каждой организации отдельно, с полной установкой знакомых, фамилия, имя, отчество, звание, занятие, кличка по наблюдению и по организации и кратким указанием причин наблюдения. Наиболее серьезным /центральным/ лицам следует давать вкратце характеристику в особом примечании к этому списку.

11. Заведующий наблюдением в районах и старшие филеры в отделениях, должны знать адреса таковых же всех других охранных отделений для посылки условных телеграмм и писем.

12. ________________________________________ _________________________

13. Сопровождать наблюдением в иногородних поездках следует только лиц:
а/ в отношении коих имеются специальные на этот счет распоряжения Департамента полиции;
б/ основательно подозреваемых в террористических злоумышлениях и
в/ о коих доподлинно известно, что поездка их имеет революционную цель.

14. Для сопровождения наблюдаемых в иногородних поездках, командируется не менее двух агентов, так как только в этом случае может быть обеспечен успех наблюдения и устранены нежелательные случайности /потеря, провал и т.п./.

15. Филер, выехавший с наблюдаемым, при первом удобном случае телеграфирует заведующему наблюдением в район и своему начальнику. Телеграммы должны носить характер торговой корреспонденции, например: "Товар Черного везу Тулу" и т.п.

16. В случае выбытия наблюдаемого в сопровождении филеров в район ведения другого охранного отделения или Управления, начальнику последних немедленно телеграфировать о том шифром с обязательным указанием: какого числа, каким поездом и какой дорогой, в вагоне какого класса и за каким номером, до какого места выехал наблюдаемый, как его фамилия /не установлено, то кличка/, кто его сопровождает, к какой он организации принадлежит, какое значение он имеет для розыска и что требуется в отношении его принять: неотступное наблюдение, установка личности, задержание. В этих же телеграммах указать условные признаки, по которым можно узнать сопровождающего филера.

Из инструкции по организации наружного /филерского/ наблюдения

I. Для несения наружной /филерской/ службы выбираются строевые запасные нижние чины, предпочтительно унтер-офицерского звания, не старше тридцати лет. Преимущество при удовлетворении условиям, изложенным ниже, отдается окончившим военную службу в год поступления на филерскую службу, а также кавалеристам, разведчикам, бывшим в охотничьей команде, имеющим награду за разведку, отличную стрельбу и знаки отличия военного ордена.

2. Филер должен быть политически нравственно благонадежным, твердым в своих убеждениях, честный, трезвый, смелый, ловкий, развитой, сообразительный, выносливый, терпеливый, настойчивый, осторожный, правдивый, откровенный, но не болтун, дисциплинированный, выдержанный, уживчивый, серьезно и сознательно относящийся к делу и принятым на себя обязанностям, крепкого здоровья, в особенности крепкими ногами, с хорошим зрением, слухом и памятью, такою внешностью, которая давала бы ему возможность не выделяться из толпы и устраняла бы запоминание его наблюдательными.

3. Филерами не могут быть лица польской и еврейской национальности. Вновь поступающему филеру должно быть разъяснено: что такое государственное преступление, что такое революционер; как и какими средствами революционные деятели достигают своих целей; несостоятельность учений революционных партий; задачи филера - наблюдение и связь его с внутренней агентурой; серьезность принятых филером на себя обязанностей и необходимость безусловно правдивого отношения к службе вообще, а к даваемым сведениям, в особенности; вред от утайки, преувеличения и вообще ложных показаний, причем ему должно быть указано, что только совокупность безусловно точно передаваемых сведений ведет к успеху наблюдения, тогда как искажение истины в докладах и стремление скрыть неудачи в его работе наводят на ложный след и лишают филера, наверное возможности отличаться.

4. Когда молодых филеров наберется несколько, попросить в отделение священника и привести их к присяге на верность службе.

5. Принимать филеров надо с большою осторожностью, при сомнении, новичка испытать, выдержав его в отделении недели две без поручений по наблюдению, стараясь за это время изучит его характер, на основании данных общения его с другими служащими. При всех достоинствах, чрезмерная нежность к семье и слабость к женщинам - качества с филерской службой несовместимы и вредно отражаются на службе. Ему в первый же день службы должно быть внушено, что все, что он слышал в отделении, составляет служебную тайну и не может быть известно кому бы то ни было. Во время испытания, новичка нужно посылать для детального изучения города: знать проходные дворы, трактиры, пивные, сады, скверы с их входами; отход и приход поездов, пути трамвая, место стоянки извозчиков, таксу их; учебные и другие заведения, время занятия; фабрики и заводы; время, начало и окончание работы; формы чиновников и учащихся и т.п.
Полученные в этой области филером познания он должен представлять ежедневно в письменном виде заведующему наблюдением, для суждения о степени пригодности его к филерской службе.

6. При удостоверении в наличности требуемых от филера качеств можно его посылать в наблюдение за своими служащими, показав ему некоторые приемы наблюдения; в дальнейшем можно будет уже переходить на настоящее наблюдение, для чего назначать новичка в помощь к старому опытному филеру, который дает ему советы, практическое указание и поправляет его ошибки. До этого же, о служебных приемах, составляющих тайну, говорить не следует.

7. Так как филер полезен для службы только тогда, когда его мало знают в лицо и не знают его профессии, то филер должен держать себя конспиративно, избегать знакомства, особенно в месте его квартирования, чтобы там не знали, что он служит в охранном отделении. Отнюдь никому не следует говорить о приемах филерской службы, и каждому филеру должно быть внушено, что чем меньше посторонние знают приемы филерской службы, тем успешнее розыск. Квартиру избирают, где нет учащихся. Одинокому комнату подыскивать в таком семействе, где меньше интересовались бы его службой и поздним возвращением домой. Род занятий надо указывать такой, при котором можно возвращаться домой поздно /служба на железной дороге, в товарных конторах, трамвае, гостинице и т.п./, давать филеру возможность иметь у себя дома и некоторые доказательства этого рода занятий.

8. Одеваться филер должен, согласуясь с условием службы, обыкновенно же так, как одеваются в данной местности жители среднего достатка, не выделяясь своим костюмом вообще и отдельными его частями/также ботинки/ в частности, из общей массы жителей.

9. Филер, ни под каким условием не должен знать лиц, состоящих секретными сотрудниками и наоборот.

10. Наружное наблюдение устанавливается за известной личностью с целью выяснения ее деятельности, связей /знакомства/ и сношений. Вследствие этого недостаточно вводить одно данное лицо, а надо выяснить лиц, с которыми оно видится, и чьи квартиры посещает, а также и связи последних.

11. Дабы приобрести навык быстро /с первого взгляда/ запоминать наблюдаемого, надо пользоваться всякими удобными случаями для практики в запоминании на лицах из наблюдаемых. Посмотрев на таковые, филер, отвернувшись в другую сторону, или закрыв на минуту глаза, должен представить себе все приметы этого лица и проверить таким ли является лицо в действительности.

12. Приметы должны быть замечаемы в следующем порядке: лета, рост, телосложение, лицо /глаза, нос, уши, рот и лоб/, растительность на голове и прочее, цвет, длина волос и особенности в стрижке, походке или манерах. Для более точного определения цвета волос, филерам показать пример на живых лицах.

13. При сообщении сведений о каждом наблюдаемом, в самом начале должно указать, где он живет. Если местожительство не установлено, то и писать так.

14. При посещении наблюдаемыми домов, следует точно указывать помимо улиц еще и номер владения и фамилию владельца, если нет номера, а равно по возможности и квартиру. /Ход, этаж, флигель, окна, балкон и т.д./.

15. Если в данном доме наблюдаемые посещают две или несколько разных помещений, то надлежит каждый раз указывать куда именно они ходят.

16. Каждому лицу, пошедшему в наблюдение, дается кличка, как равно и лицам, кой, по мнению филеров, будут представляться интересными, или часто встречаться ими по наблюдению.

17. Кличку должно давать краткую /из одного слова/. Она должна характеризовать внешность наблюдаемого, или выражать собою впечатление, которое производит данное лицо.

18. Кличка должна быть такая, чтобы по ней можно было судить, относится ли она к мужчине или к женщине.

19. Не следует давать одинаковых кличек нескольким лицам. Каждый наблюдаемый должен иметь одну кличку, данную ему впервые, когда его узнали.

20. ________________________________________ _____________________

21. Определенное число филеров, назначаемых для наблюдения за определенной личностью, или домом, называется наблюдательным постом. На каждый наблюдательный пост назначается не менее двух филеров.

22. Необходимо менять филеров при назначении на посты, во-первых: наблюдаемые замечают одних и тех же наблюдающих за ними филеров, и, во-вторых: чтобы все филеры ознакомились со всей наблюдаемой группой и имели бы понятие о важности того или другого лица в наблюдении. Последнее важно для того, чтобы стоящие на посту филеры, видя серьезного наблюдаемого без наблюдения, следовательно, утерянного, могли оставить свой пост как менее важный, и взять его в наблюдение для передачи потерявшим филером. Дабы не оставить свой пост без наблюдения, можно отделиться только одному. Знать всех наблюдаемых надо также для того, чтобы своевременно скрыть себя от случайного проходящего одного из наблюдаемых, так как он может невольно обратить внимание, на стоящих филеров, а последний может быть завтра придется за ним наблюдать.

23. Филеру, назначенному на пост, указывается место, откуда надо взять наблюдаемое лицо, описываются приметы последнего, даются /если есть/ фотографическая карточка, сообщается, если известно, время выхода или прихода; вообще дается сумма имеющихся данных, по которым можно узнать лицо, подлежащее ее наблюдению.

24. Во избежание провалов, и вообще для конспиративного наблюдения, рекомендуется иногда одевать филеров посыльными, торговцами, газетчиками, солдатами, сторожами, дворниками и т.п., смотря по местности и надобности.

25. На пост филеры должны прийти не более, как за час до известного времени выхода наблюдаемого; если же время неизвестно, то надо быть на посту ко времени начала общего движения в данной местности.

26. При осуществлении наблюдения необходимо действовать так, чтобы не обратили на тебя внимание, не ходить заметно тихо и на одном месте в течение продолжительного времени не останавливаться.

27. В ожидании выхода наблюдаемого лица, филер становится на таком расстоянии от места выхода, чтобы только видеть последний /насколько хватает зрения/ с тем, чтобы по выходе безошибочно определить по приметам данное для наблюдения лицо.

28. Позиция филера должна быть по возможности закрыта, т.е. чтобы филер не бросался в глаза наблюдаемому лицу. Для этого надо примениться к местности.

29. При выходе наблюдаемого филер должен держать себя спокойно, не теряться, не срываться с места. Если наблюдаемый еще не видел наблюдающего за ним филера, то последнему лучше укрыться, но если наблюдаемый заметил, то лучше остаться, не изменяя положения и трогаться лишь тогда, когда наблюдаемый далеко отойдет или завернет за угол.

30. Заметив выход наблюдаемого и его направление в их сторону, филеры должны быстро сообразить, по условиям местности, как избежать встречи с наблюдаемым; последнее необходимо достигнуть всеми способами, но без суеты и торопливости. Для этого филеры, зная проходные дворы, лавочки, калитки, скрываются туда, и давши время пройти наблюдаемому, следуют за ним по одной с ним стороне, или противоположной, что зависит от условий местности.

31. Следя за наблюдаемым, филер должен изучить его походку, характерные движения, обращать внимание на то, как наблюдаемый держит голову, руки, как ступает ногами и пр. Чтобы посмотреть в лицо наблюдаемого, надо пользоваться людными улицами, базарами, перекрестными улицами, трамваем, конкой и проч., так как в этих местах можно видеть лицо наблюдаемого незаметно для последнего. На глухих улицах и переулка совершенно нельзя смотреть в лицо наблюдаемому.

32. Если встреча наблюдаемого с филером неизбежна, то не следует ни в коем случае встретиться взорами /не показывал своих глаз/, так как глаза легче всего запоминаются.

33. Дистанция, которую надо держать при следовании за наблюдаемым, зависит от многих причин. Например: если улица прямая, длинная, мало оживленная, - филеры держатся сзади на таком расстоянии, чтобы только видеть наблюдаемого. При следовании по оживленной улице, дистанция сокращается; в толпе же надо держаться, близко.

34. Если наблюдаемый начинает оглядываться, то филер должен определить, почему именно он начал оглядываться: потому ли, что намеривается посетить какое-либо конспиративное место, и боится чтобы его не заметили, или потому, что сам заметил наблюдение. В первом случае надо продолжать наблюдение с большей осторожностью /если место позволяет, то в обход, в объезд/ если же есть основание предполагать, что наблюдаемый может заметить даже осторожное наблюдение, то лучше прекратить таковое; если есть основание предполагать, что серьезный наблюдаемый может уехать из города, то надо обеспечить железнодорожный вокзал. Если наблюдаемый вообще очень строг /оглядывается, конспирирует/, то надо чаще меняться филерами и вообще вести наблюдение осторожнее.

35. Проводя наблюдаемого в дом, филер должен обследовать дом, т.е. узнать, не проходной ли он и, если проходной, то обеспечить все выходы.
Проходные дворы в городе, где филер имеет жительство постоянное, он должен знать все наизусть.

36. Все места, куда заходил наблюдаемый, надо твердо запомнить и при первом удобном случае записывать: время пребывания, приход и выход, улицу, номер дома, парадное, если на последнем есть карточка, то запомнить и записать.

37. Если дом угловой, подлежит обязательно указать, под какими номерами он значится с обеих улиц и с какой улицы существует вход в таковой дом.

38. В сведениях следует писать: "Пошел к такому-то", а также и в дом такой-то, к такому-то.

39. В сведениях должно указывать на те места, где наблюдаемые бывают по частным надобностям /обед, занятие, родственники и т.п./, если это уже ранее выяснено.

40. При посещении наблюдаемыми магазинов и мастерских следует обязательно указывать фамилии владельца и их улицы, на которых эти магазины находятся.

41. При посещении наблюдаемым какого-либо дома устанавливать квартиру, в которую он зашел, что сразу удается сравнительно редко, почему же на первых порах филер ограничивается, что узнает какие номера в том парадном, куда зашел наблюдаемый и кто там живет /по дверным карточкам/; при дальнейшем наблюдении можно иногда зайти несколько вперед наблюдаемого и придти на самый верхний этаж и когда наблюдаемый войдет, то, спускаясь, заметить квартиру, в которую он вошел. С этой же целью можно заранее приготовить филера посыльным, или одному из филеров, где-нибудь поблизости снять пальто, шапку, даже сюртук, выпустив цветную рубаху навыпуск и зайти в парадное, как бы здесь живущему человеку.

42. Если наблюдаемый свернул за угол, надо ускорить шаги, чтобы видеть, как бы за углом наблюдаемый не зашел куда-либо. Если наблюдаемый будет утерян за углом, то, значит, он зашел в место, находящееся недалеко от угла. Рассчитав по времени место, куда мог приблизительно зайти наблюдаемый, надо вновь избрать место и стать так, чтобы видно было несколько парадных выходов и ворот.