А. Ф. Мерзляков Краткая риторика (1809). Жизнь после смерти

Владимир Галактионович Короленко, чью краткую биографию мы сегодня рассмотрим — это писатель средины 19 начала 20 вв. Он был замечательным русским автором, работал в журналистике, был публицистом. Его творчество изучают в школе, поэтому Короленко и его краткая будет полезна для детей.

Короленко Биография. Кратко самое главное

Давайте сейчас познакомимся кратко с биографией Короленко, останавливаясь более подробно на его детстве, творчестве и интересных фактах из его жизни.

Владимир Короленко биография: детские годы

Жизненный путь и краткая биография Короленко, которого изучают в 5 классе, начинается в 1853 году в Житомире. Именно там в семье уездного судьи родился в июле будущий писатель. Его мать — полячка, поэтому будущий писатель с рождения знал польский. Начальные знания он получает в местной гимназии, а после переезда в Ровно, поступает в училище. Вообще детство и отрочество Владимира прошли в небольших городках, где окружали его польская, еврейская и украино-русская народности. Они и отразятся в будущем в его творчестве, где переплелись польская романтичность с украино-русским колоритом, поэтичностью и задушевностью.

После училища мальчик поступает в Петербурге в технический институт. На тот момент отец его умер, оставив семью без денег. Мальчику приходится терпеть лишения и голодать. Позже мать добьется переезда сына в Москву, где он станет в 1874 году стипендиатом в земледельческой академии. Но его оттуда исключают из-за участия в студенческих движениях. Его высылают в Кронштадт. По возвращении в Петербург в 1877 году он становится студентом горного института. Позже его и отсюда исключат, выслав в Глазов, а за отказ присягнуть Александру Третьему его вышлют в Сибирь.

Литературное творчество

Если говорить о его творческой биографии, то первая литературная деятельность пришлась, когда он учился в горном институте. Первое его произведение называлось Эпизоды из жизни искателя. Данную новеллу он пишет в 1879 году. Однако основное его творчество пришлось на период с 1885 по 1895 гг. За этот промежуток времени он пишет знаменитое произведение Сон Макара, позже будут и другие не менее замечательные работы, среди которых Без языка, написанный во время путешествия писателя по другим странам.

Его работы переводились на иностранные языки и были признаны по всему миру.

Короленко живет сначала в Петербурге, а потом переезжает в 1900 году в Полтаву. Там он продолжает писать новеллы, а на последних годах жизни пишет автобиографическую работу История моего современника. Умер В.Г. Короленко в 1921 году.

Если останавливаться на интересных фактах в биографии писателя, то стоит сказать, что родился он в Украине, там же и получил начальное образование.

Короленко Владимир Галактионович

(1853-1922) - прозаик, публицист.
Родился Короленко в семье уездного судьи, начал учиться в польском пансионе, затем в Житомирской гимназии, а заканчивал Ровенскую реальную гимназию.
В 1871 году окончил ее с серебряной медалью и поступил в Петербургский технологический институт. Но нужда вынудила Короленко оставить учение и перейти на положение "интеллигентного пролетария". В 1874 году он переезжает в
Москву и поступает в Петровскую земледельческую и лесную (ныне Тимирязевскую) академию. В 1876 году был исключен из гимназии на год и выслан в ссылку, которую затем заменили поднадзорным "жительством" в Кронштадте. В восстановлении в Петровской академии Короленко было отказано, и в 1877 году в третий раз он становится студентом - Петербургского горного института.
В 1879 году по доносу агента царской жандармерии Короленко был арестован. На протяжении последующих шести лет он был в тюрьмах, на этапах, в ссылках. В этом же году в петербургском журнале появился рассказ Короленко "Эпизоды из жизни искателя". Находясь в Вышневолоцкой политической тюрьме, он пишет рассказ "Чудная" (рукопись распространилась в списках, без ведома автора рассказ был напечатан в 1893 году в Лондоне, в России - лишь в 1905 году под заглавием "Командировка").
С 1885 года Короленко было разрешено поселиться в Нижнем Новгороде. Следующие одиннадцать лет были периодом расцвета его творчества, активной общественной деятельности. С 1885 года в столичных журналах регулярно публикуются рассказы и очерки, созданные или напечатанные в ссылке: "Сон Макара", "В дурном обществе", "Лес шумит", "Соколинец" и др. Собранные воедино в 1886 году, они составили книгу "Очерки и рассказы". В том же году Короленко работал над повестью "Слепой музыкант", выдержавшей при жизни автора пятнадцать изданий.
Рассказы составили две группы, связанные с источниками тем и образов: украинские и сибирские. Еще один источник впечатлений, отразившийся в ряде произведений Короленко, - Волга и Приволжский край. Волга для него - "колыбель русского романтизма", ее берега еще помнят походы Разина и Пугачева, раздумьями о судьбе русского народа наполнены "волжские" рассказы и путевые очерки: "За иконой", "На затмении" (оба - 1887), "В облачный день" (1890), "Река играет" (1891), "Художник Алымов" (1896) и др. В 1889 году выходит вторая книга "Очерков и рассказов".
В 1883 году Короленко уезжает в путешествие по Америке, результатом которого явился рассказ, а по сути целый роман о жизни украинца-эмигранта в Америке "Без языка" (1895).
Короленко считал себя писателем-беллетристом "только наполовину", другой половиной его работы была публицистика, тесно связанная с его многогранной общественной деятельностью. К середине 80-х годов Короленко публикует десятки корреспонденции и статей. Из его публикаций в газете "Русские ведомости" составилась книга.
"В голодный год" (1893), в ней потрясающая картина народного бедствия связывается с нищетой и крепостной зависимостью, в которой продолжала оставаться русская деревня.
По состоянию здоровья Короленко переселяется в Полтаву (после того, как Российская Академия наук в 1900 году избирает его почетным членом). Здесь он завершает цикл сибирских рассказов ("Государевы ямщики", "Мороз", "Феодалы", "Последний луч"), пишет рассказ "Не страшное".
В 1903 году выходит третья книга "Очерков и рассказов". С 1905 года началась продолжавшаяся до смерти Короленко работа над многотомной "Историей моего современника".
После поражения первой русской революции 1905 года он выступает против "дикой оргии" смертных казней и карательных экспедиций (очерки "Бытовое явление" (1910), "Черты военного правосудия" (1910), "В успокоенной деревне" (1911), против шовинистической травли и клеветы ("Дело Бейлиса" (1913).
Выехав накануне первой мировой войны для лечения за границу, Короленко смог вернуться в Россию лишь в 1915 году. После Февральской революции он выпускает брошюру "Падение царской власти".
Борясь с прогрессирующей болезнью сердца, Короленко продолжает работу над "Историей моего современника", очерками "Земли! Земли!", организует сбор продовольствия для детей Москвы и Петрограда, основывает колонии для сирот и беспризорных, избирается почетным председателем Лиги спасения детей, Всероссийского комитета помощи голодающим. Смерть писателя наступила от рецидива воспаления мозга.
Одна из главных тем художественного творчества Короленко - путь к "настоящему народу". Раздумья о народе, поиски ответа на загадку русского народа, так много определившие в человеческой и писательской судьбе Короленко, тесно связаны с вопросом, который проходит через многие его произведения. "Для чего, в сущности, создан человек?" - так поставлен вопрос в рассказе "Парадокс". "Человек рожден для счастья, как птица для полета", - отвечает в этом рассказе существо, исковерканное судьбой.
Как бы ни была враждебна жизнь, "все-таки впереди - огни!" - писал Короленко в стихотворении в прозе "Огоньки" (1900). Но оптимизм Короленко не бездумный, не закрывающий глаза на реальность. "Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него". Так Короленко утверждает свое понимание счастья.
Короленко - реалист, которого всегда привлекал романтизм в жизни, размышляющий о судьбах романтического, высокого в суровой, совсем не романтической действительности. У него много героев, чей духовный накал, самосжигающая беззаветность приподнимают их над тупой, сонной действительностью, служат напоминанием о "высшей красоте человеческого духа".
"... Открыть значение личности на почве знания массы", - так формулировал задачу литературы Короленко еще в 1887 году. Это требование, осуществленное в творчестве самого Короленко, связывает его с литературой последующей эпохи, отразившей пробуждение и деятельность масс.

Биография Короленко

Короленко Владимир Галактионович (1853-1921) — русский писатель, публицист, общественный деятель.

Родился в г. Житомире в семье уездного судьи. Учился в Житомирской и Ровенской гимназиях. В 1871 г. поступил в Петербургский технологический институт, в 1874 перешел в Петровскую земледельческую и лесную академию в Москве. В 70-х гг сблизился с деятелями революционного народничества. В 1876 г. за подачу коллективного студенческого протеста исключен из Академии и выслан под надзор полиции в Кронштадт.

В 1877 поступил в Горный институт в Петербурге. В 1879 и 1880 гг. был несколько раз арестован. В 1881 г. за отказ присягнуть царю Александру III выслан в Якутию. В 1885 г. поселился в Нижнем Новгороде, где развернул активную литературную и общественную деятельность. В 1886 г. женился на Е.С. Ивановской. В 1893 г. совершил путешествие в Америку.

С 1896 г. — один из руководителей, а в 1904-1918 (с перерывами) ответственный редактор журнала «Русское богатство». С 1896 г. жил в Петербурге. В 1900 г. избран почетным академиком Петербургской АН (в 1902 г. вместе с А. П. Чеховым отказался от звания в знак протеста против незаконной отмены выборов М. Горького в Академию; в 1918 г. восстановлен в Академии).

В сентябре 1900 г. переехал с семьей в Полтаву. «Переезд в Полтаву, — вспоминала дочь Короленко Софья Владимировна, — был счастливым событием в жизни нашей семьи. В. Г. Короленко, который вырос на Украине, любил ее климат и природу … Мы часто ходили в городской сад и любовались красотой Полтавы. После Петербурга с его дождями и туманами Полтава казалась нам новым замечательным миром «.

Сначала писатель жил в доме Старицкого на ул. Александровской (ныне Октябрьская), с 1903 г. — в доме доктора Будаговська на ул. Мало-Садовой (ныне Короленко). Сейчас в доме Литературно-мемориальный музей В.Г. Короленко.

Дом писателя стал центром культурной жизни Полтавы, сюда шли письма Л.Н. Толстого, А. П. Чехова, М. М. Коцюбинского (побывал в Короленко в 1903 г.), М. Горького, приезжали А. В. Луначарский (1920), В. П. Катаев.

Короленко быстро включился в литературно-общественную жизнь Полтавщины. Наладил дружеские отношения с деятелями украинской культуры — Панасом Мирным, М. Коцюбинского, И. Тобилевичем, X. Алчевской, Г. Хоткевичем и др.. В 1901 послал в журнал «Русское богатство» новые биографические сведения о Т. Г. Шевченко, в 1902 г. участвовал в подготовке российско-украинского альманаха, посвященного 50-летию со дня смерти Н. В. Гоголя. В 1905 выступал на митингах в Полтаве, направленных на предотвращение еврейских погромов в городе. Осудил в прессе расправу над крестьянами во время Сорочинской трагедии 1905 г. (поместил в газете «Полтавщина» за 12 января 1906 открытое письмо, в котором обличил беззакония и массовые жестокости старшего советника А. Филонова, руководил подавлением крестьянского выступления). В 1911 г. выступил на открытии памятника Н. В. Гоголю в Сорочинцах.

Годы жизни в Полтаве были заполнены интенсивной творческой работой. Здесь он завершил очерки «У казаков», писал второй цикл сибирских рассказов («Мороз», «Феодалы» и др.), Рассказы «МиГ» и «Не страшно». В Полтаве В. Короленко продолжал свою работу редактора журнала «Русское богатство», публициста и газетного корреспондента столичных и провинциальных газет. В 1905 г. писатель начал работу над «Историей моего современника». В 1910 г. Короленко напряженно работал над циклом статей «Бытовое явление», направленных против военно-полевых судов и массовых смертных приговоров.

С 1905 г. почти каждое лето отдыхал на х. Домики. В 1912 г. побывал в Финляндии, в 1914 г. лечился за рубежом, во Франции. Вернулся домой в 1915 г.

Короленко принадлежит большая роль в защите евреев Полтавы от погромов в период 1905-1907 гг Он принимал активное участие в защите Бейлиса. В годы гражданской войны на Украине и террора военного коммунизма Короленко выступал против погромов, вступался как за евреев, так и людей других национальностей, репрессированных советскими властями.

Владимир Галактионович Короленко – русский прозаик, публицист, Почетный академик Петербургской АН (1900-1902 ) и РАН (1918 ) – родился 15 (27) июля 1853 года в Житомире. Отец – украинец, из старинного казачьего рода, мать – полька, католичка. Его отец был чиновником судебного ведомства и отличался неподкупной честностью, резко выделявшей его из среды чиновников того времени. Мать писателя была дочерью помещика средней руки. В 1868 году отец Короленко умер, оставив семью без всяких средств. В это время будущий писатель был гимназистом 6 класса.

В.Г. Короленко учился в Санкт-Петербургском технологическом институте (с 1871 г .), Петровской земледельческой и лесной академии в Москве (с 1874 г. ), Санкт-Петербургском горном институте (с 1877 г. ); ни одно из этих учебных заведений не окончил вследствие арестов по политическим мотивам и длительных ссылок в Вятскую губернию и Якутию, давших богатый материал для его дальнейшего творчества. В 1885-1896 гг. Короленко жил в Нижнем Новгороде; в 1893 году совершил поездку в США (впечатления от этой поездки отразились, в частности, в повести «Без языка», 1895 ) и Западную Европу. В 1896 году переехал в Санкт-Петербург, где совместно с Н.К. Михайловским издавал журнал «Русское богатство». С 1900 года В.Г. Короленко живет в Полтаве.

Убежденный гуманист, ставший для многих современников олицетворением гражданской совести (М. Горький назвал его «честнейшим русским писателем»), Короленко не принял Октябрьскую революцию 1917 года; выступал против большевистского террора («Письма к Луначарскому», опубликованные в Париже в 1922 г . , в СССР в 1988 г .). К Короленко относились с демонстративным уважением, но его неоднократные призывы к гуманности игнорировали.

Короленко дебютировал в печати как корреспондент газеты «Новости» (1878 ). Первый рассказ «Эпизоды из жизни «искателя»» (1879 ) о молодом разночинце отразил увлечение Короленко идеями народничества. Известность принес рассказ «Сон Макара» (1885 ) – проникнутое глубоким сочувствием повествование о жизни человека из народа, страдания которого перевешивают на весах Господа его грехи.

Убийство и пролитие крови - темы, волновавшие многих писателей XIX века и рассматривавшиеся ими в разных аспектах. Короленко же думает о «стройном порядке в мире», но идея взаимосвязанности, взаимообусловленности природы, человека, общества была расплывчатой.

Короленко в скитаниях по ссылкам боялся впасть в озлобленность - она расшатывает убеждения. Борьба и неудовлетворенность, постоянное движение, даже если цель не до конца сформулирована, - вот что ценит Короленко в людях. Остановка равносильна смерти.

Почти все рассказы Короленко созданы на основе пережитого или виденного им самим, и в их центре - человек, который не сломлен.

Среди лучших произведений Короленко: рассказ «Чудная» (1880 , опублик. в 1905 ) о несгибаемом характере ссыльной девушки-революционерки; «Сказание о Флоре, Агриппе и Менахиме, сыне Иегуды» (1886 ) о восстании иудеев против своих поработителей-римлян, носящее аллегорический характер; «полесская легенда» «Лес шумит» (1886 ), изображающая времена запорожского казачества; повести: «В дурном обществе» (1885 ) – не лишенное романтизации и построенное отчасти на автобиографическом материале повествование об обитателях социального «дна»; «Слепой музыкант» (1886 ) – «этюд» о торжестве духа над плотью, включающий в себя элементы естественно-научного исследования; символический «эскиз» «Река играет» (1892 ).

Короленко много работал в документально-художественном и публицистическом жанрах. В 1895-1896 гг . Короленко успешно выступал в качестве общественного защитника в суде по делу крестьян-удмуртов из с. Старый Мултан, ложно обвиненных в ритуальном убийстве; его очерки об этом деле составили цикл «Мултанское жертвоприношение» (1895-1898 ). Цикл очерков «Сорочинская трагедия» (1907 ) – о расправе с крестьянами местечка Сорочинцы. В очерках «Бытовое явление», «Черты военного правосудия» (оба 1910 года ), «В успокоенной деревне» (1911 ) и др. Короленко обличает власть за массовые казни участников первой русской революции. Пафосом борьбы с национализмом проникнуты статьи и корреспонденции Короленко, связанный с «делом Бейлиса» (1913 ).

Самое крупное произведение Короленко – многотомная автобиография «История моего современника» (опублик. в 1922-1929 гг .), сочетающая художественное и публицистическое начала, лиризм и очерковость; повествование в ней доведено до 1884 года. Короленко – автор литературно-критических статей и воспоминаний о Н.Г. Чернышевском (1890 ), В.Г. Белинском (1898 ), Г.И. Успенском (1902 ), А.П. Чехове (1904 ), Л.Н. Толстом (1908 ), Н.В. Гоголе (1909 ).

Отрицая натурализм, порожденный рационалистическим позитивистским мировоззрением, Короленко в своем творчестве тяготел к синтезу реалистичного и романтичного начал; достоверность, а порой и этнографическая точность в воссоздании быта сочетаются в его произведениях с интересом к скрытым силам человеческой души, понимаемой Короленко как общемирового «бесконечного создания». Оптимистичное отношение к жизни, обостренное чувство справедливости и вера в торжество добра нашли выражение в знаменитой формуле: «человек создан для счастья, как птица для полёта» (рассказ «Парадокс», 1894 ).

А. Ф. Мерзляков

Краткая риторика (1809)

Алексей Федорович Мерзляков (1778–1830) профессор Московского университета, занимавший кафедру российского красноречия и поэзии с 1804 по 1830 г., литературный критик, поэт. Его «Краткая риторика» выдержала 4 стереотипных издания с 1809 по 1828 г. Влиятельность «Риторики» Мерзлякова обусловлена его мастерской стилистикой, образностью и выразительностью языка. В основу своей теории Мерзляков положил учение о слоге или стиле, отказавшись от изобретения и полагая найти в стилистических характеристиках речи общие правила для всех родов сочинений. Его частнориторические описания наиболее интересны точным нахождением содержательно-стилистических качеств каждого рода и вида словесности. Именно Мерзляков первым представил роды и виды словесности в таком разнообразии: 1. письма; 2. диалоги; 3. учебные сочинения; 4. история (характеры, биография, романы, подлинная история); 5. речи (духовные, политические, судебные, похвальные, академические).

А. Ф. Мерзляков был блестящим литературным критиком и неплохим поэтом. С 1803 по 1810 г. он создал цикл песен, пользовавшихся большим успехом у современников. Ценился и педагогический талант А. Ф. Мерзлякова: среди его учеников были М. Ю. Лермонтов, А. И. Полежаев, Ф. И. Тютчев.

Для нынешней публикации избраны основные отрывки из его «Краткой риторики» – и прежде всего из «Введения», начальные суждения о сущности словесных наук, цели и пользе красноречия, о красноречии истинном и мнимом (чрезвычайно популярное рассуждение для теоретиков XIX в.); затем – отрывки из всех шести глав:

I. Всеобщая теория прозаических сочинений (учение о слоге или стиле); II. Правила о сочинении писем; III. О диалогах или разговорах; IV. Учебные сочинения; V. История (с разными жанрами); VI. Речи ораторские.

Публикуется по изданию: Мерзляков А. Ф. Краткая риторика или правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических. – М., 1828 C. 16–21, 23, 26–27, 45–48, 54, 58–60, 68–70, 72–75, 78, 86–87, 95–98, 103–104, 106–111.

Введение в риторику

§ 1. Под словом речи вообще разумеется всякое словесное выражение наших мыслей и чувствований, расположенное в некотором определенном порядке и связи. Порядок и связь отличают искусственную речь от языка. Под словом языка, в пространном смысле, понимать надобно все правила речи, составляющие теперь три особенные науки: логику или диалектику, которая учит думать, рассуждать и выводить заключения правильно, связно и основательно; – грамматику, которая показывает значение, употребление и связь слов и речей, – и риторику, которая подает правила к последовательному и точному изложению мыслей, к изящному и пленительному расположению частей речи, сообразно с видами каждого особенного рода прозаических сочинений.

§ 2. Итак, риторика, принятая во всем ея пространстве, включает в себе полную теорию красноречия. Красноречие, как обыкновенно понимаем, есть способность выражать свои мысли и чувствования на письме или на словах правильно, ясно и сообразно с целию говорящего или пишущего. Древние под именем красноречия разумели единственно искусство оратора; а под именем риторики – правила, служащие к образованию ораторов. Теория прочих прозаических сочинений была предметом их диалектики и грамматики.

§ 3. Цель риторики как теории всех прозаических сочинений не ограничивается убеждением и доказательствами. В противность древним и некоторым новейшим учителям, мы понимаем под сим словом науку научить наш разум и занимать воображение, или трогать сердце и действовать на волю. Итак, искусство научать, занимать, трогать, доказывать составляет предмет всякого прозаического писателя.

§ 4. Смысл или чувство и выражение оных составляют сущность речи и должны быть в надлежащей связи точно так, как душа и тело. То и другое, как материя и форма, служит предметом риторики, которая, впрочем, не простирает своих исследований до мыслей и до слов, представляя это логике и грамматике. Она более смотрит на красоту и стройность сочинения, т. е. она учит мысли, правильно обдуманные и по правилам грамматики выраженные, представлять в виде изящном и соответственном каждому роду красноречия.

§ 5. Некоторые под именем красноречия разумеют стихи и прозу, а другие одну прозу, разделяя таким образом всю науку словесности на два рода, на искусство прозаическое и на искусство стихотворное. Сие разделение основано не на одной наружной форме того и другого рода; оно зависит от существенного различия предметов и цели, которые предполагают себе оратор и стихотворец: одного намерения научить, а другой имеет в виду особенно – удовольствие.

§ 6. Есть люди, которые отличаются каким‑то природным красноречием; они никогда не учились правилам риторики, но, имея здравый рассудок, живое чувство, вкус и легкость в языке, выражают свои мысли ясно и в таком порядке, который совершенно соответствует их цели. Сия, частию от природы получаемая, частию воспитанием, обращением и чтением образованная способность обеспечивать успехи предлагаемого нами искусства и сама приобретает посредством правил новый блеск, силу и совершенство. От всякого писателя требуется, чтоб он со всех сторон осмотрел предмет своей речи, чтоб он каждую минуту обладал самим собою, чтоб сам был уверен в причинах и доказательствах, которые предлагает другим, и чтоб, наконец, сам был живо проникнут чувствованиями и страстью, которую намерен возбудить в сердце читателя.

§ 7. Польза красноречия очевидна для каждого, кто обращает внимание на его существо и цель. Ни одна наука не имеет столь великого влияния на душевные наши силы. Как изящное искусство, красноречие пленяет наши сердца и воспламеняет воображение; этого мало: будучи рассматриваемо в собственных своих правилах, оно способствует к распространению познаний, к открытию новых истин и всем вообще наукам доставляет новые достоинства и прелести. Посредством его не только мысли и познания, но и самые чувства, склонности и страсти людей, нам неизвестных, отдаленных от нас веками, становятся нашими собственными, современными. Оно научает нас избирать предметы, разбирать их и описывать прилично, порядочно и связно; оно дает самой истине большую силу убедительности и самим страстям больше выражения и трогательности; оно образует наши нравы.

§ 8. Красноречие обращается в искусство безнужное и вредное, когда оставляет благородную цель свою, т. е. когда оно устремлено будет не к выгодам истины и добродетели, но к распространению заблуждения и пороков; когда оно решится защищать правила и мнения, противные чистой нравственности, или будет одевать предметы, сами по себе пагубные и соблазнительные, в одежду приятную и благовидную, чтобы заманить в свои сети неопытный и ослепленный ум читателя или слушателя. Итак, не красноречие, но его употребление навлекло на себя справедливые укоризны в древности и в новейшие времена; злоупотребление всегда будет порицаемо, между тем как наука беспрестанно приводится к совершенству, беспрестанно сияет в новом немерцающем свете.

§ 9. Для образования истинного оратора и для приобретения надл ежащего успеха во всех прозаических сочинениях не довольно одних правил риторики. Для сего необходимо нужно познакомиться с лучшими образцами искусства, как между древними, так и новейшими произведениями. Молодой благоразумный питомец Муз, занимаясь чтением лучших авторов, видит, каким образом доставили они бессмертным своим сочинениям истинную красоту, совершенство и подлинную классическую важность. Внимательное изучение писателей подает нам случай узнать нам собственный их характер и возбуждает в нас благородное стремление к подражанию. Таким образом, чрез непрерывные упражнения в красноречии и чрез образование своих способностей, приобретаем мы большие силы, вернейшее чувство изящного и доброго и быстрейший взор для отличия погрешностей.<… >

§ 16. Риторические наставления в пространном смысле состоят частию из правил, которые относятся к хорошему слогу вообще, частию из особенных рассуждений и о каждом особенном роде сочинений. Сии роды суть: а) письма, b) разговоры, с) рассуждения или учебные книги, d) история истинная или вымышленная и, наконец, e) собственно так называемые речи. Сообразно сему порядку мы расположим наши риторические наставления.

Всеобщая теория прозаических сочинений

§ 1. Слогом, или стилем во всех родах письменных сочинений называем мы словесную одежду мыслей и чувствований, какого бы они содержания ни были. Всякий слог имеет совой собственный характер. Различие в слогах происходит: 1. от характера писателя; 2. от сущности материи, которую он избрал; 3. от цели, которую он себе предположил, и, наконец, 4. от расположения, в котором он пишет.

§ 2. Мы прежде видели, что цель каждого прозаического сочинения должна быть или нравоучение, или удовольствие, или возбуждение страсти. Цель сия одна и та же для всех родов сочинения, но намерение писателя может действовать на ход и силу его творения, и слог изменяется. Сии изменения могут быть бесчисленны. Не входя в подробность, мы полагаем здесь главные три рода слога: 1. Народный, или простой, 2. Средний, или умеренный и 3. Высокий. Кроме сих, может быть слог простой, блестящий, трогательный, цветущий, живописный и проч. Всякий из них более или менее относится к вышеупомянутым трем родам.

§ 3. Простонародному слогу более свойственны: ясность, легкость, чистота, краткость и точность. Он удаляется всех пышных украшений, всего, что воспламеняет украшение и страсти: цель его – спокойное научение разума. Допуская иногда даже некоторую видимую небрежность, он имеет свою красоту и приятность; его правильное употребление предполагает в писателе здравый и основательный рассудок, тщательное рассматривание мыслей и чувствований. Таким слогом пишутся особенно учебные книги и письма, и потому‑то его называют догматическим и письменным. Он иногда имеет место во всех других сочинениях и даже в самых речах.

§ 4. Средний, или умеренный слог, отличается полнотою и богатством выражений. Возвышаясь весьма приметно над низким, или народным, слогом, он удерживается от сильных и смелых порывов высокого слога.<… >

§ 5. Высокий слог принадлежит к собственно так называемому красноречию, или речам, и в таком только случае, когда требуют сего слога или величие предмета, или отменно живое чувство и возвышенность духа.<… >

§ 7. Всеобщие или существенные свойства хорошего слога во всех родах прозаических сочинений суть следующие: правильность, точность, пристойность, благородство, живость, красота и благозвучие. Первое из сих свойств, т. е. правильность, или исправность, принадлежит более к грамматике, нежели к риторике. Она состоит в совершенном согласии между выражением и мыслию, для которой выражение служит отпечатком или одеждой. Правильность заключает в себе чистоту выражений, которая требует, чтобы мы, изображая нашу мысль, остерегались от всех слов и оборотов, чуждых нашему языку. Оба сии свойства хотя не могут быть главною целью автора, но они необходимы для хорошего слога.<… >

§ 11. Самое существенное свойство стиля есть ясность. С каким бы намерением автор ни писал, какие бы ни были виды его сочинения, всегда он должен так выражаться, чтобы его понимали; в противном случае все труды его потеряны. Здесь писателю одна грамматическая исправность не поможет; чтобы доставить сочинению надлежащую степень ясности, надобно избегать всех погрешностей, для нее вредных. Они суть: темнота, двоесмыслие, сбивчивость.<… >

§ 15. Соответственность стиля заключается в соблюдении отношений между словами и оборотами и между тоном целого сочинения. Все сие при том должно быть приспособлено к особенному намерению того, кто говорит или пишет. Итак, всегда наблюдать должно: а) одно только то, что употребительно в обществе или свойственно языку; b) что прилично предмету и цели; с) натуральное и простое; d) надлежащую определительность выражений, относительно к ним самим и к мыслям, которые автор посредством их объясняет. Сохранение всех сих свойств можно назвать одним словом точностию. Она избегает всего излишнего и растянутого, наблюдая везде благоразумную краткость.

§ 16. Ко всеобщим качествам хорошего слога принадлежит также его достоинство, или благородство. Надобно стараться присвоить себе навсегда мысли и чувствования людей образованных, имеющих здравый вкус. Все неблагопристойное, низкое, неприличное так, как и пустая напыщенность и высокопарность, оскорбляет нежность читателя.

§ 17. Живость слога зависит частию от его ясности и точности, частию от живости воображения и чувствований. Она происходит от совершенного согласия между означающим и означаемым, между словами и идеями. Итак, выбор слов их расположение и их благозвучность наиболее производят сию живость. Лучшие авторы не только смотрят на слова, которые они употребляют, но и на звуки, из которых сии слова состоят. Они стараются самым тоном слогов выражать предмет, особливо если сей предмет подвержен чувству слуха.<… >

Правила о сочинении писем

§ 1. Письмо есть не что иное, как письменная речь одного лица к другому отсутствующему; оно заменяет недостаток словесной речи, которую можно было бы обратить к сему лицу, когда бы оно было в присутствии. Итак, переписка есть письменный разговор между отсутствующими лицами. Все правила для писем основываются на языке и тоне словесного обращения в различных обстоятельствах и случаях жизни.

§ 2. Существенное свойство хорошего письма есть легкое, простое, благородное и безыскусственное изъяснение наших мыслей. Итак, письма вообще более, нежели другой какой род прозаических сочинений, принадлежат к простому народному языку. Способность писать хорошо письма приобретается рачительным наблюдением и точным подражанием языка общественного, употребляемого в образованном обращении. Письма изменяют свой тон сообразно намерению и содержанию оных, сообразно состоянию наших чувствований, характеру и званию тех лиц, к которым мы пишем, и отношению, какое между ними находится. Все это производит бесчисленное множество различий в языке и в расположении письменном.

§ 3. Поелику письменное изъяснение наших мыслей предполагает более труда, более размышлений, нежели словесное, то письма не во всем должны следовать совершенно языку разговорному. Оне избегают слишком обыкновенного, небрежного, от частого употребления состаревшегося образа выражаться. В простых разговорах простительны такие обороты, но в письмах, которые читаются с большим вниманием, нежели речь, в минуту родящаяся и исчезающая, терпеть их не можно. Мы сказали, что письма должны быть писаны легким и естественным слогом; следовательно, ясность и точность составляют их главное достоинство.

§ 4. Этого требует цель их, которая состоит в том, чтоб сообщать другим свои мысли и чувствования в надлежащей связи и порядке. Наши мысли и представления должны соответствовать предметам, о которых идет дело; наши слова и образ выражения должны быть согласны с нашими мыслями и чувствованиями. Один тонкий вкус, образованный в лучших обществах, может сохранить все сии приличия.<… >

§ 6. Сколь многоразлично содержание писем, столь многоразличны и правила писать их. Заключают ли они простой рассказ, тогда требуют точности, порядка, краткости и полноты; состоят ли они в просьбе, в убеждении, в оправдании, тогда образ выражения нашего и способ доказательств должен быть силен и трогателен; заключают ли они учтивость, тогда должны они отличаться, соответственно нашему званию и отношениям, благородству, скромностию и выразительностию. В письмах, относящихся к должности нашей, требуется особенная основательность в мыслях, верность и исправность в выражениях. Изъяснение друзей дышит взаимною доверенностию, простотою и сладкими чувствованиями сердец, преданных друг другу. В письмах ученых должно удаляться, сколько возможно, сухости и единообразия.<… >

О диалогах или разговорах

§ 1. Диалог или разговор есть взаимное изъяснение между двумя или многими лицами; он есть письменное подражание разговора словесного о предметах важных или занимательных. Цель сего рода сочинений состоит в том, чтобы живее показать образ мыслей разговаривающих лиц; в хорошем разговоре вы видите их своими глазами и характер их сам собою живописуется. Речь разговорная всегда имеет более живости и убеждения, нежели повествование.

§ 2. Разговор бывает или драматический – и заключает в себе действие, которое имеет начало, средину и конец (об нем мы скажем в нашей пиитике); или философский, которого предмет – истина; или просто занимательный и живописующий, имеющий своею целию прелести остроумия, любопытные картины природы и изображение чрезвычайных характеров.<… >

Учебные сочинения

§ 1. Догматическими или учебными сочинениями называем мы те, в которых предлагаются или доказываются истины общеполезные, служащие к научению ума или образованию нашего сердца. Сей род сочинений можно разделить на два разряда: на рассуждения и на учебные книги. Первые занимаются обыкновенно отдельною истиною; другие представляют нам многие истины в связи и порядке.

§ 2. Отличительные свойства слога сих сочинений суть те же, которые приписали мы прежде слогу низкому, или народному. Если писатель имеет главною своею целию научение и убеждение рассудка, следовательно, ясность и точность в мыслях и слоге должны быть необходимым условием догматического творения. Все ораторские украшения, служащие к воспламенению страстей и воображения, не имеют здесь места. Впрочем, для того, чтоб сей слог не был слишком сух, однообразен и утомителен, позволяется автору употреблять исторические отступления, примеры и описания характеров.

§ 3. Под рассуждением разумеем мы связное, стройное сочинение, в котором писатель объясняет или доказывает теоретическую или практическую истину. Сия истина должна иметь собственную важность и может относиться или к наукам, или к исследованиям историческим так, как предмет защищения или опровержения. Содержание рассуждений может быть столько же многоразлично, коль бесчисленны предметы в природе и науках. Самый способ сочинять их изменяется беспрестанно, по существу материи, по намерению автора – и, смотря по тому, требует более или менее остроумия, точности и строгости в исследованиях. Рассуждение, взятое в тесном смысле, означает ту часть сочинения, которая находится в середине его, между началом и концом.<… >