Анализ басни кот ласточка и кролик. Стихотворениекот, ласточка и кроликдмитриев и. и

А.Н. Радищев

Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего

Санкт-Петербург 8 августа 1782 г. Вчера происходило здесь, с великолепием посвящение Монумента Петру Первому в честь воздвигнутаго; то есть открытие его Статуи, работы Г. Фальконета. Любезной друг, побеседуем о сем в отсутствии. Пребывая в отдаленном отечества нашего краю, отлученный от твоих ближних, среди людей не известных тебе, ни со стороны качеств разума и сердца, не нашед еще может быть в краткое время твоего пребывания, не токмо друга, но ниже приятеля, с коим бы ты, мог сетовать во дни печали и скорби, и радоваться в часы веселия и утех: ибо печаль и скорбь исчисляются днями и годами, веселие часами, утехи же мгновением. Ты охотно, думаю, употребишь час хотя единый отдохновения твоего, на беседование с делившим некогда с тобою горесть и радовавшимся о твоей радости; с кем ты юношеские провел дни свои.

В день, назначенный для торжества, во втором уже часу пополудни, толпы народа стекалися к тому месту, где зреть желали лице обновителя своего и просветителя. Полки Гвардии Преображенский и Семеновский, бывшие некогда сотоварищи опасностей Петровых и его побед, так же и другие Полки Гвардии тут бывшие, под предводительством начальников своих окружили места позорища, Артиллерия, Кирасирской Новотроицкой Полк и Киевской пехотной заняли места на близлежащих улицах. Все было готово, тысячи зрителей на сделанных для того возвышениях и толпа народа рассеянного по всем близлежащим местам и кровлям ожидали с нетерпением зреть образ того, которого предки их в живых ненавидели, а по смерти оплакивали. Истинно ибо есть и непреложно: достоинство заслуги и добродетель привлекают ненависть нередко и самих тех, кои причины не имеют их ненавидеть; когда же вина и предлог ненависти исчезает, то и она не отрицает им должного, и слава Великого Мужа утверждается по смерти.

Соорудившая Монумент Славы Петра императрица Екатерина, сев на суда у летнего своего дома прибыла к пристани, выйдя на берег, шествовала на уготованное при Сенате ей место, между строя воев своих. Едва вступить она успела на оное, как бывшая вокруг статуи заслона, помалу и неприметно как, опустилася. И се явился паки взорам нашим седящ на коне борзом в древней Отцов своих одежде, Муж, основание града сего положивший и первый которой на Невских и Финских водах воздвиг Российский Флаг, доселе не существовавший. Явился он взорам любезных чад своих сто лет спустя, когда в первые трепещущая его рука, младенцу ему сущу, прияла Скипетр обширныя России, пределы коея он расширил столь славно.



Благословенно да будет явление твое, речет преемница Престола его и дел и преклоняет главу. Все следуют ея примеру. И се слезы радости орошают ланиты. О, Петр! Когда громкия дела твои возбуждали удивление и почтение к тебе, из тысячи удивившихся великости твоего духа и разума, был ли хотя един кто от чистоты сердца тебя возносил. Половина была ласкателей, кои во внутренности своей тебя ненавидели и дела твои порицали, другие объемлемые ужасом беспредельно самодержавной власти, раболепно пред блеском твоей славы, опускали зеницы своих очей. Тогда был ты жив, Царь, Всесилен. Но днесь когда ты ни казнить ни миловать не можешь, когда ты бездыханен, когда ты меньше силен, нежели последний из твоих воинов, шестьдесят лет по смерти, хвалы твои суть истинны, благодарность нелестна. Но сколь крат более признание наше было живее и тебя достойнее, когда бы оно не следовало примеру твоей преемницы, достойному хотя примеру, но примеру того кто смерть и жизнь миллионов себе подобных в руке своей имеет. Признание наше было бы свободнее, и чин открытия изваянного твоего образа, превратился бы в чин благодарственного молебствия каковое в радости своей народ воссылает к предвечному отцу.

Статуя представляет мощного всадника, на коне борзом стремящемся на гору крутую, коей вершины он уже достиг, раздавив змею, в пути лежащую и жалом своим быстрое ристание коня и всадника остановить покусившуюся. Узда простая, звериная кожа вместо седла, подпругою придерживаемая, суть вся конская сбруя. Всадник без стремян в полукафтанье, кушаком препоясан, облеченной багряницею, имеющ главу, лаврами венчанную, и десницу простертую. Из сего довольно можешь усмотреть мысли изваятеля. Если б ты здесь был, любезный друг, если бы ты сам видел сей образ, ты, зная и правила искусства, ты, упражняяся сам в искусстве сему собратном, ты лучше бы мог судить о нем. Но позволь отгадать мне мысли творца образа Петрова. Крутизна горы – суть препятствия, кои Петр имел, производя в действо свои намерения; змея, в пути лежащая, – коварство и злоба, искавшие кончины его за введение новых нравов; древняя одежда, звериная кожа и весь простой убор коня и всадника – суть простые и грубые нравы и непросвещение, кои Петр нашел в народе, которой он преобразовать вознамерился; глава, лаврами венчанная, – победитель ибо был прежде, нежели законодатель; вид мужественной и мощной – крепость преобразователя; простертая рука, покровительствующая, как ее называет Дидерот, и взор веселый – суть внутреннее уверение, достигшее цели, и рука простертая являет, что крепкий муж, преодолев все стремлению его противившиеся пороки, покров свой дает всем, чадами его называющимся. Вот, любезный друг, слабое изображение того, что, взирая на образ Петров, я чувствую. Прости, буде я ошибаюсь в моих суждениях о искусстве, коего правила мне малоизвестны. Надпись сделана на камне самая простая: Петру Первому, Екатерина Вторая, Лета 1782.

Петр, по общему признанию, наречен Великим, а Сенатом – отцом Отечества. Но за что он может Великим назваться? Александр, разоритель полусвета, назван Великим; Константин, омывшийся в крови сыновней, назван Великим; Карл, первой возобновитель Римской Империи, назван великим; Лев Папа Римский, покровитель наук и художеств, назван великим; Козма Медицис Герцог Тосканский назван великим; Генрих, добрый Генрих IV, Король Французский, назван великим; Людвиг XIV, тщеславный и кичливый Людвиг, Король Французский, назван великим; Фридрих II, король Прусский, еще при жизни своей назван великим. Все сии Владетели, о множестве других не упоминая, коих ласкательство великими называет, получили сие название для того что исступили из числа людей, обыкновенных услугами к Отечеству, хотя великие имели пороки. Частной человек гораздо скорее может получить название великого, отличаясь какой-либо добродетелью или качеством, но правителю народов мало для приобретения сего лестного названия иметь добродетели или качества частных людей. Предметы, над коими разум и дух его обращается, суть многочисленны. Посредственный Царь исполнением одной из должностей своего сана был бы, может быть, великий муж в частном положении; но он будет худой Государь, если для одной пренебрежет многими добродетелями. И так вопреки Женевскому гражданину познаем в Петре мужа необыкновенного, название великого заслужившего правильно.

И хотя бы Петр не отличился различными учреждениями, к Народной пользе относящимися, хотя бы он не был победитель Карла XII, то мог бы и для того великим назваться, что дал первый стремление столь обширной громаде, которая, яко первенственное вещество, была без действия. Да не уничижусь в мысли твоей, любезный друг, превознося хвалами столь властного Самодержавца, которой истребил последние признаки дикой вольности своего отечества. Он мертв, а мертвому льстить не можно! И я скажу, что мог бы Петр славнее быть, возносясь сам и вознося отечество свое, утверждая вольность частную; но если имеем примеры, что цари оставляли сан свой, дабы жить в покое, что происходило не от великодушия, но от сытости своего сана, то нет и до скончания мира примера, может быть, не будет, чтобы царь упустил добровольно что-либо из своей власти, сидя на престоле. (Если бы сие было писано в 1790 году то пример Лудвига XVI дал бы сочинителю другие мысли.)

Беседа о том, что есть сын отечества

Не все рожденные в Отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота). Под игом рабства находящиеся не достойны украшаться сим именем. Кому неизвестно, что имя сына Отечества принадлежит человеку, а не зверю или скоту, или другому бессловесному животному? Известно, что человек – существо свободное, поелику одарено умом, разумом и свободною волею; что свобода его состоит в избрании лучшего, что сие лучшее познает он и избирает посредством разума, постигает пособием ума, и стремится всегда к прекрасному, величественному, высокому.

Все сие обретает он в едином последовании естественным и откровенным законам, иначе божественными называемым, и извлеченным от божественных и естественных гражданским или общежительным. Но в ком заглушены сии способности, сии человеческие чувствования, может ли украшаться величественным именем сына отечества? Он не человек, но что? он ниже скота; ибо и скот следует своим законам, и не примечено еще в нем удаления от оных. Но здесь не касается рассуждение о тех злосчастнейших, коих коварство или насилие лишило сего величественного преимущества человека, кои соделаны чрез то такими, что без принуждения и страха ничего уже из таких чувствований не производят, кои уподоблены тяглому скоту, не делают выше определенной работы, от которой им освободиться нельзя; кои уподоблены лошади, осужденной на всю жизнь возить телегу, и не имеющие надежды освободиться от своего ига, получая равные с лошадью воздаяния и претерпевая равные удары: не о тех, кои не видят конца своему игу, кроме смерти, где кончатся их труды и их мучения, хотя и случается иногда, что жестокая печаль, объяв дух их размышлением, возжигает слабый свет их разума и заставляет их проклинать бедственное свое состояние и искать оному конца: не о тех здесь речь, кои не чувствуют другого, кроме своего унижения, кои ползают и движутся во смертном сне (летаргии), кои походят на человека одним только видом, в прочем обременены тяжестью своих оков, лишены всех благ, исключены от всего наследия человеков, угнетены, унижены, презренны; кои не что иное, как мертвые тела, погребенные одно подле другого; работают необходимое для человека из страха; им ничего, кроме смерти, не желательно, и коим наималейшее желание заказано, и самые маловажные предприятия казнятся; им позволено только расти, потом умирать; о коих не спрашивается, что они достойного человечества сделали? какие похвальные дела, следы прошедшей их жизни, оставили? какое добро, какую пользу принесло государству сие великое число рук?

Не о сих здесь слово; они не суть члены государства, они не человеки, когда суть не что иное, как движимые мучителем машины, мертвые трупы, тяглый скот! Человек, человек потребен для ношения имени сына Отечества! Но где он? Где сей украшенный достойно сим величественным именем? Не в объятиях ли неги и любострастия? Не объятый ли пламенем гордости, любоначалия, насилия? Не зарытый ли в скверноприбыточестве, зависти, зловожделении, вражде и раздоре со всеми, даже и теми, кои одинаково с ним чувствуют и к одному и тому же устремляются? или не погрязший ли в тину лени, обжорства и пьянства? Вертопрах, облетающий с полудня (ибо он тогда начинает день свой) весь город, все улицы, все домы, для бессмысленнейшего пустоглаголения, для обольщения целомудрия, для заражения благонравия, для уловления простоты и чистосердечия, соделавший голову свою мучным магазином, брови – вместилищем сажи, щеки – коробками белил и сурика, или лучше сказать живописною палитрою, кожу тела своего – вытянутою барабанного кожею, похож больше на чудовище в своем убранстве, нежели на человека, и его распутная жизнь, знаменуемая смрадом из уст и всего тела его происходящим, задушается целою аптекою благовонных опрыскиваний – словом, он – модный человек, совершенно исполняющий все правила щегольской большего света науки; он ест, спит, валяется в пьянстве и любострастии, несмотря на истощенные силы свои, переодевается, мелет всякий вздор, кричит, перебегает с места на место – кратко, он щеголь. Не сей ли есть сын Отечества?

Или тот, поднимающий величавым образом на твердь небесную свой взор, попирающий ногами своими всех, кои находятся пред ним, терзающий ближних своих насилием, гонением, притеснением, заточением, лишением звания, собственности, мучением, прельщением, обманом и самым убийством, словом, всеми, одному ему известными, средствами раздирающий тех, кои осмелятся произносить слова: человечество, свобода, покой, честность, святость, собственность и другие сим подобные? потоки слез, реки крови не токмо не трогают, но услаждают его душу. Тот не должен существовать, кто смеет противоборствовать его речам, мнению, делам и намерениям? сей ли есть сын Отечества?

Или тот простирающий объятия свои к захвачению богатства и владений целого Отечества своего, а ежели бы можно было, и целого света, и который с хладнокровием готов отъять у злосчастнейших соотечественников своих и последние крохи, поддерживающие унылую и томную их жизнь, ограбить, расхитить их пылинки собственности; который восхищается радостью, ежели открывается ему случай к новому приобретению; пусть то заплачено будет реками крови собратий его, пусть то лишит последнего убежища и пропитания подобных ему сочеловеков, пусть они умирают с голоду, стужи, зноя; пусть рыдают, пусть умерщвляют чад своих в отчаянии, пусть они отваживают жизнь свою на тысячу смертей; все сие не поколеблет его сердца; все сие для него не значит ничего; он умножает свое имение, а сего и довольно. И так не сему ли принадлежит имя сына Отечества?

Или не тот ли, сидящий за исполненным произведениями всех четырех стихий столом, коего услаждению вкуса и брюха жертвуют несколько человек, отъятых от служения Отечеству, дабы до пресыщения мог он быть перевален в постель, и там спокойно уже заниматься потреблением других произведений, какие он вздумает, пока сон отнимет у него силу двигать челюстями своими? Итак, конечно, сей, или же который-нибудь из вышесказанных четырех? (ибо пятого сложения толь же отдельно редко найдем).

Смесь сих четырех везде видна, но еще не виден сын Отечества, ежели он не в числе сих! Глас разума, глас законов, начертанных в природе и сердце человеков, не согласен наименовать вычисленных людей сынами Отечества! Самые те, кои подлинно таковы суть, произнесут суд (не на себя, ибо они себя не находят такими), но на подобных себе, и приговорят исключить таковых из числа сынов Отечества; поелику нет человека, сколько бы он ни был порочен и ослеплен собою, чтобы сколько-нибудь не чувствовал правоты и красоты вещей и дел.

Нет человека, который бы не чувствовал прискорбия, видя себя уничижаема, поносима, порабощаема насилием, лишаема всех средств и способов наслаждаться покоем и удовольствием и не обретая нигде утешения своего. Не доказывает ли сие, что он любит честь, без которой он как без души. Не нужно здесь изъяснять, что сие есть истинная честь; ибо ложная, вместо избавления, покоряет всему вышесказанному, и никогда не успокоит сердца человеческого. Всякому врождено чувствование истинной чести; но освещает оно дела и мысли человека по мере приближения его к оному, следуя светильнику разума, проводящему его сквозь мглу страстей, пороков и предубеждений к тихому ее, чести то есть, свету. Нет ни одного из смертных, толико отверженного от Природы, который бы не имел той вложенной в сердце каждого человека пружины, устремляющей его к люблению чести. Всякий желает лучше быть уважаем, нежели поносим, всяк устремляется к дальнейшему своему совершенствованию, знаменитости и славе; как бы ни силился ласкатель Александра Македонского, Аристотель, доказывать сему противное, утверждая, что сама Природа расположила уже род смертных так, что одна и притом гораздо большая часть оных должна непременно быть в рабском состоянии, и следовательно не чувствовать, что есть честь? а другая в господственном, по тому, что не многие имеют благородные и величественные чувствования.

Не спорно, что гораздо знатнейшая часть рода смертных погружена во мрачность варварства, зверства и рабства; но сие нимало не доказывает, что человек не рожден с чувствованием, устремляющим его к великому и к совершенствованию себя, и следовательно к люблению истинной славы и чести. Причиной тому или род провождаемой жизни, обстоятельства, или в коих быть принуждены, или малоопытность, или насилие врагов праведного и законного возвышения природы человеческой, подвергающих оную силою и коварством слепоте и рабству, которое разум и сердце человеческое обессиливает, налагая тягчайшие оковы презрения и угнетения, подавляющего силы духа вечного. Не оправдывайте себя здесь, притеснители, злодеи человечества, что сии ужасные узы суть порядок, требующий подчиненности. О ежели б вы проникли цепь всея Природы, сколько вы можете, а можете много! то другие бы мысли вы ощутили в себе; нашли бы, что любовь, а не насилие содержит толь прекрасный в мире порядок и подчиненность.

Вся природа подлежит оному, и где оный, там нет ужасных позорищ, извлекающих у чувствительных сердец слезы сострадания, и при которых истинный друг человечества содрогается. Что бы такое представляла тогда Природа, кроме смеси нестройной (хаоса), ежели бы лишена была оной пружины? Поистине, она лишилась бы величайшего способа как к сохранению, так и к совершенствованию себя. Везде и со всяким человеком рождается оная пламенная любовь к снисканию чести и похвалы у других. Сие происходит из врожденного человеку чувствования своей ограниченности и зависимости. Сие чувствование толь сильно, что всегда побуждает людей к приобретению для себя тех способностей и преимуществ, посредством которых заслуживается любовь как от людей, так и от высочайшего Существа, свидетельствуемая услаждением совести; а заслужив других благосклонность и уважение, человек учиняется благонадежным в средствах сохранения и совершенствования самого себя. И есть ли сие так, то кто сомневается, что сильная оная любовь к чести и желание приобрести услаждение совести своей с благосклонностию и похвалою от других, есть величайшее и надежнейшее средство, без которого человеческое благосостояние и совершенствование быть не может? Ибо какое тогда останется для человека средство преодолеть те трудности, кои неизбежны на пути, ведущем к достижению блаженного покоя, и опровергнуть то малодушное чувствование, кое наводит трепет при воззрении на недостатки свои?

Какое есть средство к избавлению от страха пасть навеки под ужаснейшим бременем оных? ежели отъять, во-первых, исполненное сладкой надежды прибежище к высочайшему Существу, не яко мстителю, но яко источнику и началу всех благ; а потом к подобным себе, с которыми соединила нас Природа, ради взаимной помощи, и которые внутренне преклоняются к готовности оказывать оную и, при всем заглушении сего внутреннего гласа, чувствуют, что они не должны быть теми святотатцами, кои препятствуют праведному человеческому стремлению к совершенствованию себя. Кто посеял в человеке чувствование сие искать прибежища? Врожденное чувствование зависимости, ясно показывающее нам оное двойственное к спасению и удовольствию нашему средство. И что, наконец, побуждает его ко вступлению на сии пути? что устремляет его к соединению с сими двумя человеческого блаженства средствами, и к заботе нравиться им? Поистине, не что иное, как врожденное пламенное побуждение к приобретению для себя тех способностей и красоты, посредством которых заслуживается благоволение божие и любовь собратий своей, желание учиниться достойным их благосклонности и покровительства.

Рассматривающий деяния человеческие увидит, что се одна из главнейших пружин всех величайших в свете произведений! И се начало того побуждения к люблению чести, которое посеяно в человеке, при начале сотворения его! се причина чувствования того услаждения, которое обыкновенно сопряжено всегда с сердцем человека, как скоро наливается на оное благоволение божие, которое состоит в сладкой тишине и услаждении совести, и как скоро приобретает он любовь подобных себе, которая обыкновенно изображается радостию при воззрении его, похвалами, восклицаниями. Се предмет, к коему стремятся истинные человеки, и где обретают истинное свое удовольствие! Доказано уже, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же; следовательно будет верный отличительный признак его, ежели он таким образом честолюбив.

Сим да начинает украшать он величественное наименование сына Отечества, Монархии. Он для сего должен почитать свою совесть, возлюбить ближних; ибо едино любовию приобретается любовь; должно исполнять звание свое так, как повелевает благоразумие и честность, не заботясь нимало о воздаянии, почести, превозношении и славе, которая есть спутница, или паче, тень, всегда следующая за Добродетелью, освещаемою не вечерним солнцем Правды; ибо те, которые гоняются за славою и похвалою, не только не приобретают для себя оных от других, но паче лишаются.

Истинный человек есть истинный исполнитель всех предоставленных для блаженства его законов; он свято повинуется оным. Благородная и чуждая пустосвятства и лицемерия скромность сопровождает все чувствования, слова и деяния его. С благоговением подчиняется он всему тому, чего порядок, благоустройство и спасение общее требуют; для него нет низкого состояния в служении Отечеству; служа оному, он знает, что он содействует здравоносному обращению, так сказать, крови Государственного тела. Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, нежели подать собою другим пример неблагонравия и тем отнять у Отечества детей, кои бы могли быть украшением и подпорою оного; он страшится заразить соки благосостояния своих сограждан; он пламенеет нежнейшею любовию к целости и спокойствию своих соотчичей; ничего столько не жаждет зреть, как взаимной любви между ними; он возжигает сей благотворный пламень во всех сердцах; не страшится трудностей, встречающихся ему при сем благородном его подвиге; преодолевает все препятствия, неутомимо бдить над сохранением честности, подает благие советы и наставления, помогает несчастным, избавляет от опасностей заблуждения и пороков, и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу Отечеству, то не страшится пожертвовать жизнию; если же она нужна для отечества, то сохраняет ее для всемерного соблюдения законов естественных и отечественных; по возможности своей отвращает все, могущее запятнать чистоту, и ослабить благонамеренность оных, яко пагубу блаженства и совершенствование Соотечественников своих. Словом, он благонравен! Вот другой верный знак сына Отечества!

Третий же, и, как кажется, последний отличительнейший знак сына Отечества, когда он благороден. Благороден же есть тот, кто учинил себя знаменитым мудрыми и человеколюбивыми качествами и поступками своими; кто сияет в Обществе разумом и Добродетелию, и будучи воспламенен истинно мудрым любочестием, все силы и старания свои к тому единственно устремляет, чтобы, повинуясь законам и блюстителям оных, придержащим властям, как всего себя, так и все, что он ни имеет, не почитать иначе, как принадлежащим Отечеству, употреблять оное так, как вверенный ему залог благоволения соотчичей и государя своего, который есть Отец Народа, ничего не щадя для блага Отечества. Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени Отечества, и который не инако чувствует притом воспоминании (которое в нем непрестанно), как бы то говорено было с драгоценнейшей всего на свете его чести. Он не жертвует благом Отечества предрассудкам, кои мечутся, яко блистательные, в глаза его; всеми жертвует для блага оного; верховная его награда состоит в Добродетели, то есть в той внутренней стройности всех наклонностей и хотений, которую премудрый Творец вливает в непорочное сердце, и которой в ее тишине и удовольствии ничто в свете уподобиться не может. Ибо истинное благородство есть добродетельные поступки, оживотворяемые истинною честию, которая нигде находится, как в беспрерывном благотворении роду человеческому, а преимущественно своим Соотечественникам, воздавая каждому по достоинству и по предписуемым законам Естества и Народоправления. Украшенные сими единственно качествами как в просвещенной Древности, так и ныне почтены истинными хвалами. И вот третий отличительный знак сына Отечества.

Но сколь ни блистательны, сколь ни славны, ни восхитительны для всякого благомыслящего сердца сии качества сына Отечества, и хотя всяк сроден иметь оные, но не могут однако быть они без надлежащего воспитания и просвещения Науками и Знаниями, без коих наилучшая сия способность человека удобно, как всегда то было и есть, превращается в самые вреднейшие побуждения и стремления, и наводняет целые Государства злочестиями, беспокойствами, раздорами и неустройством. Ибо тогда понятия человеческие бывают темны, сбивчивы и совсем химерические. Почему прежде, нежели пожелает кто иметь помянутые качества истинного человека, нужно, чтобы прежде приучил дух свой к трудолюбию, прилежанию, повиновению, скромности, умному состраданию, кто к охоте благотворить всем, к любви Отечества, к желанию подражать великим в том примерам, также к любви к Наукам и Художествам, сколько позволяет отправляемое к общежитии звание; применился бы к упражнению в Истории и Философии или Любомудрии, не школьном, для словопрения единственно обращенном, но в истинном, научающем человека истинным его обязанностям; а для очищения вкуса возлюбил бы рассматривание Живописи великих Художников, Музыки, Изваяния, Архитектуры или Зодчества.

Весьма те ошибутся, которые почтут сие рассуждение тою Платоническою системою общественного воспитания, которой события никогда не увидим, когда в наших глазах род такого точно воспитания, и на сих правилах основанного, введен Богомудрыми Монархами, и просвещенная Европа с изумлением видит успехи оного, восходящие к предположенной цели исполинскими шагами!

«...Корень всему злу и добру - воспитание»

Социально-экономические преобразования в России XVIII века в ходе реформ Петра I, развитие промышленности, армия и флот требовали не только квалифицированных специалистов, но и патриотов своей страны. Большую роль в их воспитании сыграла школьная реформа, начатая по указу царя от 28 февраля 1714 г. Она предполагала открытие во всех губерниях при монастырях цифирных школ и училищ, обязательное обучение детей дворян, «приходного чина», дьячих и подьячих. В 1722 г. введено обучение «плотничьих, матросских, кузнечных и прочих мастеров» грамоте и цифири. Школьная реформа учитывала опыт народного воспитания и образования, интеллектуальные достижения русских просветителей, общественных деятелей и педагогов.

Русский историк и государственный деятель

В.Н. Татищев (1686 - 1750 гг.), поддерживая начинания Петра I, в своих педагогических сочинениях поднял вопросы «о пользе наук и училищ», роли учителя в образовании и воспитании. Он подчеркивал, что молодежи нужно «знать законы гражданские и воинские своего Отечества».

Один из первых законодательных документов гражданского и патриотического воспитания - утвержденное Екатериной II (1729 - 1796 гг., императрица с 1762 г.) в 1764 г. «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Его автором был общественный деятель, личный секретарь императрицы И.И. Бецкой (1704 - 1795 гг.). Он, учась за границей, познакомился с педагогическими взглядами Я.А. Коменского (1592 - 1670 гг., чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель, основоположник дидактики), Д. Локка (1632 - 1704 гг., английский философ, основатель либерализма), Ж.Ж. Руссо (1712 - 1778 гг., французский писатель, философ, сторонник теории общественного договора).

В «Генеральном учреждении...» указано: «Искусство доказало, что один только украшенный или просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина. Но во многих случаях паче во вред бывает, если кто от самых нежных юности своей лет воспитан не в добродетелях и твердо оные в сердце его не вкоренены, а небрежением того и ежедневными дурными примерами привыкает он к мотовству, своевольству, бесчестному лакомству и непослушанию. При таком недостатке смело утвердить можно, что прямого в науках и художествах успеха и третьего чина людей в государстве ожидать, всуе себя и ласкать.

Посему ясно, что корень всему злу и добру - воспитание».

Педагогические взгляды, представленные в «Генеральном учреждении...» и ряде других документов подчинены идее образования и воспитании гражданина. Этой цели служили принципы новой системы просвещения.

Упадок нравственности -

к падению государства

По мнению исследователей, в реформах времен Екатерины II образование человека и гражданина рассматривалось в первую очередь как нравственное воспитание. Сделать новые школы учреждениями прежде всего воспитательными, гармонически сочетать воспитание с образованием - таков был принципиальный вопрос учебной реформы. Образование человека, по замыслу инициаторов реформы, должно завершаться образованием гражданина. Новая система воспитания и образования исходила из потребности государства в преданных и квалифицированных гражданах.

Над этими проблемами работал и сербский и российский педагог, член Российской академии наук, участник разработки плана школьных реформ 1782 - 1786 гг. Ф.И. Янкович (1741 - 1814 гг.). Он был последователем Я.А. Коменского, стремился повысить роль учителя в обучении и воспитании. В его «Уставе народным училищам в Российской империи» обучение связывается с гражданско-патриотическим воспитанием молодежи: «Воспитание юношества было у всех просвещенных народов толико уважаемо, что почитали оное единым средством утвердить благо общества гражданского; да сие и неоспоримо, ибо предметы воспитания, заключающие в себе чистое и разумное понятие о творце и его святом законе и основательные правила непоколебимой верности к государю и истинной любви к отечеству и своим согражданам, суть главные подпоры общего государственного благосостояния. Воспитание, просвещая разум человека различными другими познаниями, украшает его душу; склоняя же волю к деланию добра, руководствует в жизни добродетельной и наполняет, наконец, человека такими понятиями, которые ему в общежитии необходимо нужны». Он предлагал в обязательном порядке, наряду с книгами по грамматике, истории, арифметике, географии учить юношество по книге « о должностях человека и гражданина».

Царствование Екатерины II связано с реформированием системы просвещения, принятием ряда законодательных актов, касающихся гражданско-патриотического воспитания молодежи. В своих пьесах, статьях, книгах императрица постоянно обращалась к идее укрепления Российского государства, подчеркивала, что упадок нравственности в стране, непочтение к государю и начальствующим, старикам, отцам и матерям свидетельствуют о близком падении государства. По ее мнению, многое в обществе зависит от правильности решений государственного руководителя. «Прежде всего, - писала Екатерина II, - государственному человеку следует иметь в виду следующие пять предметов: 1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно создать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям. Каждый гражданин должен быть воспитан в сознании долга перед Высшим Существом, перед собой, перед обществом...»

Честь, благонравие, благородство

В разработке теоретических основ государственно-патриотического воспитания велика роль А.Н. Радищева и А.Ф. Бестужева.

Писатель, публицист, основоположник русской революционной педагогики, приговоренный за книгу в защиту своего народа к смертной казни, лишь по случаю заключения мира со Швецией замененной острогом, А.Н. Радищев (1749 - 1802 гг.) в труде «Беседа о том, что есть сын Отечества» подчеркивал: «Не все рожденные в Отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)». Он выделил три отличительных признака достойного этого имени патриота: первый - честолюбие (любовь к чести). «Он возжигает сей благотворный пламень во всех сердцах; не страшится трудностей, встречающихся ему при сем благородном его подвиге... и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу Отечеству, то не страшится пожертвовать жизнию; если же она нужна для Отечества, то сохраняет ее для всемерного соблюдения законов естественных и отечественных; по возможности своей отвращает все, могущее запятнать чистоту и ослабить благонамеренность оных, яко пагубу блаженства и совершенствования соотечественников своих». Второй признак - благонравие; третий - благородство. «Благороден же есть тот, - пишет он, - кто учинил себя знаменитым мудрыми и человеколюбивыми качествами и поступками своими... истинное благородство есть добродетельные поступки, оживотворяемые истинною честию... в беспрерывном благотворении роду человеческому, а преимущественно своим соотечественникам».

Просветитель-демократ, военный и писатель А.Ф. Бестужев (1761 - 1810 гг.) защищал государственную систему воспитания и предлагал строить ее на принципах Я.А. Коменского. Отдавая предпочтение в гражданском становлении молодежи общественному воспитанию, он указывал на его положительные стороны: возможность познать гражданское общество, понять необходимость жить, ограничивая пределы своей свободы, сформировать у молодежи умение общаться с другими членами общества, готовность сделать все, что требуют честь, должность, Отечество.

Бестужев указывает, что гражданско-патриотические качества приобретаются в процессе воспитания, проходя путь от чувств к истинным понятиям и далее через опыт к навыкам и привычкам. По его мнению, предмет нравственного воспитания - формирование способности человека быть в военное время неустрашимым защитником Отечества, а в мирное время - рачительным гражданином, добродетельно и законопослушно выполняющим свои должностные обязанности. Он предлагает использовать в нравственном воспитании принцип «от простого к сложному», личный высоконравственный пример поведения воспитателя, а также ряд правил: «Не творите другим того, чего не хотите, дабы вам творили»; «Творите для других добро, елико возможно вам сотворить для них»; «Храните законы... защищайте отечество от нападений неприятельских»; «Доставляйте отечеству все те выгоды, какие только состоят в возможности вашей; не остановитесь в пределах, законами только предписанных, но устремляйтесь делать для него всякое добро, какое только любовь ваша вдохнуть может; да польза оного учинится вашим верховным, единственным законом».

Обращаясь к гражданско-патриотическому воспитанию молодежи, литературный критик В.Г. Белинский (1811 - 1848 гг.), утверждал: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству». Он также отмечал: «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом».

Русский писатель, публицист, литературный критик, один из идеологов революционного движения в России Н.Г. Чернышевский (1828 - 1889 гг.), развивая идеи гражданственности и патриотизма, писал: «Характер средств должен быть таков, как характер цели, только тогда средства могут вести к цели. Дурные средства годятся только для дурной цели». Он подчеркивал, что изменить Родине может только человек с низкой душой, а истинный «патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ».

Сначала - личность, затем - специалист

Огромную роль в развитии гражданского образовании и воспитания подрастающего поколения России сыграл основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1824-1870/71 гг.). Автор множества педагогических работ, он способствовал созданию новой системы женского образования и оживлению педагогического дела в России, был убежден, что для постановки новой системы воспитания юношества необходимы учителя, хорошо разбирающие в физической и духовной природе человека. По его мнению, воспитание должно стать главным для педагога. «Этот вид воспитания, - указывал он, - ...не имеет ничего общего с выпуском в жизнь просто офицеров, инженеров, сельских хозяев, учителей и проч., и проч. ...воспитание должно образовать, оформить прежде всего «человека», - и потом уже из него, как из личности развитой, нравственной, непременно вырабатывается и соответствующий специалист, любящий избранное им дело, преданный ему, тщательно изучающий его и потому способный приносить наибольшую пользу в избранной им сфере деятельности...»

Научный вклад в понимание таких категорий, как «Отечество», «Родина», внес писатель, лексикограф, этнограф, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даль (1801 - 1872 гг.). Он говорил, что «Россия - земля, отечество многих народов, разных по языку и вере, что всякий народ, чей корень гнездится в земле Российской, имеет право считать Россию отечеством и что нерусский, живущий в России и почитающий ее отечеством, есть полноценный и достойный гражданин». По его мнению, «Отечество - родная земля, отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рожденью, языку, вере, принадлежит». Даль объяснял: «В России более шестидесяти губерний и областей, а иная губерния более целой немецкой либо французской земли. Народу... всего более русского; а есть, кроме того, много народов других. Все эти губернии, области и народы разноязычные составляют Русскую землю», все они «должны стоять друг за друга, за землю, за родину свою... как односемьяне».

Создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» дал понимание слов «патриот» и «патриотизм». По его определению, это «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм... - любовь к отчизне».

Таким образом, в дореволюционной России главной целью воспитания и образования подрастающего поколения признавалось формирование гражданина-патриота. Труды отечественных просветителей и ученых, государственных и военных деятелей, писателей, публицистов и педагогов подсказывают пути решения современных проблем воспитания молодежи.

Александр ГЕРАСИМОВ, Галина ЛИСЕЕНКО


А. Н. РАДИЩЕВ.

БЕСЕДА О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ СЫН ОТЕЧЕСТВА


  • Не все рожденные в отечестве достойны величественного наименования сына отечества (патриота). Под игом рабства находящиеся не достойны украшаться сим именем. - Удержись, чувствительное сердце, не произноси суда твоего на таковые изречения, доколе стоишь при пороге.

  • Вступи и выжди! Кому не известно, что имя сына отечества принадлежит человеку, а не зверю или скоту или другому бессловесному животному? Известно, что человек существо свободное, поелику одарено умом, разумом и свободною волею; что свобода его состоит в избрании лучшего, что сие лучшее познает он и избирает посредством разума, постигает пособием ума и стремится всегда к прекрасному, величественному, высокому. Все сие обретает он в едином следовании естественным и откровенным законам, иначе божественными называемым, и извлеченным от божественных и естественных гражданским, или общежительным.

  • Но в ком заглушены сии способности, сии человеческие чувствования, может ли украшаться величественным именем сына отечества?

  • Он не человек, но что? он ниже скота; ибо и скот следует своим законам, и не примечено еще в нем удаления от оных. Но здесь не касается рассуждение о тех; злосчастных, коих коварство или насилие лишило сего величественного преимущества человека, кои сделаны чрез то такими, что без принуждении и страха ничего уже из таких чувствовании не производят, кои уподоблены тяглому скоту, не делают выше определенном работы, от которой им освободится нельзя; кои уподоблены лошади, осужденной на всю жизнь возить телегу, и не имеющие надежды освободиться от своего ига, получая равные с лошадью воздаяния и претерпевая равные удары; не о тех, кои не видят конца своему игу, кроме смерти, где кончатся их труды и их мучения, хотя и случается иногда, что жестокая печаль, объяв дух их размышлением, возжигает слабый свет их разума и заставляет их проклинать бедственное свое состояние и искать оному конца; не о тех здесь речь, кои не чувствуют другого, кроме своего унижения, кои ползают и движутся во смертном сне (летаргия), кои походят на человека одним токмо видом, в прочем обременены тяжестью своих оков, лишены всех благ, исключены от всего наследия людей, угнетены, унижены, презренны; кои ничто иное, как мертвые тела, погребенные одно против другого; работают необходимое для человека из страха; им ничего, кроме смерти, не желательно и коим наималейшее желание заказано и самые маловажные предприятия казнятся; им позволено только расти, потом умирать; о коих не спрашивается, что они достойного человечества сделали? какие похвальные дела, следы прошедшей их жизни, оставили? какое добро, какую пользу принесло государству сие великое число рук?

  • Не о сих здесь слово; они не суть члены государства, они не человеки, когда суть ничто иное, как движимые мучителем машины, мертвые трупы, тяглый скот!

  • Человек, человек потребен для ношения имени сына отечества! Но где он? где сей, украшенный достойно сим величественным именем?

  • Не в объятиях ли неги и любострастия? Не объятый ли пламенем гордости, любоначалия, насилия? По зарытый ли в скверно-прибыточестве, зависти, зловожделении, вражде и раздоре со всеми, даже и теми, кои одинаково с ним чувствуют и к одному и тому же устремляются? или не погрязший ли в тину лени, обжорства и пьянства? Вертопрах, облетающий с полудня (ибо он тогда начинает день свой) весь город, все улицы, все дома для бессмысленнейшего и пустого разговора, для обольщения целомудрия, для заражения благонравия, для уловления простоты и чистосердечия, сделавший голову свою мучным магазином, брови вместилищем сажи, щеки коробками белил и сурика или, лучше сказать, живописною палитрою, кожу тела своего вытянутою барабанного кожею, похож больше на чудовище в своем убранстве, нежели на человека, и его распутная жизнь, знаменуемая смрадом, из уст и всего тела его происходящим, душится целою аптекою благовонных опрыскиваний, - словом, он модный человек, совершенно исполняющий все правила щегольской большого света науки: он ест, спит, валяется в пьянстве и любострастии, несмотря па истощенные силы свои; переодевается, мелет всяким вздор, кричит, перебегает с места на место, кратко - он щеголь.

  • Не сей ли есть сын отечества? - или тот, поднимающий величавым образом на твердь небесную спой взор, попирающий ногами своими всех, кои находятся пред ним, терзающий ближних своих насилием, гонением, притеснением, заточением, лишением звания, собственности, мучением, прельщением, обманом и самым убийством, словом, всеми одному ему известными средствами раздирающий тех, кои осмелятся произносить слова: человечество, свобода, покой, честность, святость, собственность и другие им подобные? потоки слез, реки крови не токмо не трогают, но услаждают его душу. Тот не должен существовать, кто смеет противоборствовать его речам, мнению, делам и намерениям! сей ли есть сын отечества?

  • Или тот, простирающий объятия свои к захвату богатства и владений целого отечества своего, а ежели бы можно было, и целого света и который с хладнокровием готов отъять у злосчастных соотечественников своих и последние крохи, поддерживающие унылую и томную их жизнь, ограбить, расхитить их пылинки собственности; который восхищается радостью, ежели открывается ему случай к новому приобретению, пусть то заплачено будет реками крови собратий его, пусть то лишит последнего убежища и пропитания подобных ему людей, пусть они умирают с голоду, служи, зноя; пусть рыдают, пусть умерщвляют чад своих в отчаянии, пусть они отваживают жизнь свою на тысячи смертей; все сие не поколеблет его сердца; все сие для него не значит ничего, - он умножает свое имение, а сего и довольно. - И так не сему ля принадлежит имя сына отечества?

  • Или не тот ли, сидящий за исполненным произведениями всех четырех стихий столом, коего услаждению вкуса и брюха жертвуют несколько человек, отъятых от служения отечеству, дабы по пресыщении мог он быть перевален в постель и там бы спокойно уже заниматься потреблением других произведений, какие он вздумает, пока сон отнимет у него силу двигать челюстями своими? И так, конечно, сей или же которым-нибудь из вышесказанных четырех? (ибо пятого сложения столь же отдельно редко найдем). Смесь сих четырех везде видна, но еще не виден сын отечества, ежели он не в числе сих!

  • Глас разума, глас законов, начертанных в природе и сердце людей, не согласен наименовать вычисленных людей сынами отечества! Самые те, кои подлинно таковы суть, произнесут суд (не на себя, ибо они себя не находят такими), но на подобных себе и приговорят исключить таковых из числа сынов отечества, поелику нет человека, сколько бы он ни был порочен и ослеплен собою, чтобы сколько-нибудь не чувствовал правоты и красоты вещей и дел.

  • Нет человека, который бы не чувствовал прискорбия, видя себя уничижаемым, поносимым, порабощаемым насилием, лишаемым всех средств и способов наслаждаться покоем и удовольствием и не обретаемым нигде утешения своего. Не доказывает ли сие, что он любит честь, без которой он как без души. Не нужно здесь изъяснять, что сия есть истинная честь, ибо ложная вместо избавления покоряет всему вышесказанному и никогда но успокоит сердца человеческого.

  • Всякому врожденно чувствование истинной чести; но освещает оно дела и мысли человека по мере приближения его к оному, следуя светильнику разума, проводящему его сквозь мглу страстей, пороков и предубеждений к тихому ее, чести то есть, свету. Нет ни одного из смертных только отверженного от природы, который бы не имел той вложенной в сердце каждого человека пружины, устремляющей его к люблению чести. Всяк желает лучше быть уважаем, нежели поносим, всяк устремляется к дальнейшему своему совершенствованию, знаменитости и славе: как бы пи силился ласкатель Александра Македонского, Аристотель, доказывать сему противное, утверждая, что сама природа расположила уже род смертных так, что одна, и притом гораздо большая часть оных должна непременно быть в рабском состоянии и, следовательно, не чувствовать, что есть честь? а другая в господственном, потому, что не многие имеют благородные и величественные чувствования.

  • Не спорно, что гораздо знатнейшая часть рода смертных погружена во мрачность варварства, зверства и рабства; но сие нимало не доказывает, что человек не рожден с чувствованием, устремляющим его к великому и к совершенствованию себя и, следовательно, к люблению истинной славы и чести. Причиною тому или род провождаемой жизни, обстоятельства, или в коих быть принуждены, или малоопытность, или насилие врагов праведного и законного возвышения природы человеческой, подвергающих оную силою и коварством слепоте и рабству, которое разум и сердце человеческое обессилевает, налагая тягчайшие оковы презрения и угнетения, подавляющего силы духа вечного.

  • Не оправдывайте себя здесь, притеснители, злодеи человечества, что сии ужасные узы суть порядок, требующий подчиненности. О, ежели б вы проникли цепь всея природы, сколько вы можете, а можете много! то другие бы мысли вы ощутили в себе; нашли бы, что любовь, а. не насилие содержит столь прекрасный в мире порядок и подчиненность. Вся природа подлежит оному, и где оный, там нет ужасных позорищ, извлекающих у чувствительных сердец слезы сострадания и при которых истинный друг человечества содрогается.

  • Что бы такое представляла тогда природа, кроме смеси нестройной (хаоса), ежели бы лишена была оной пружины? Поистине она лишилась бы величайшего способа как к сохранению, так и совершенствованию себя. Везде и со всяким человеком рождается оная пламенная любовь к снисканию чести и похвалы у других. Сне происходит из врожденного человеку чувствовании своей ограниченности и зависимости. Сне чувствование толь сильно, что всегда побуждает людей к приобретению для себя тех способностей и преимуществ, посредством которых заслуживает любовь как от людей, так и от высочайшего существа, свидетельствуемая услаждением совести; а заслужив других благосклонность и уважение, человек учиняется благонадежным в средствах сохранения и совершенствования самого себя.

  • И если сие так, то кто сомневается, что сильная оная любовь к чести и желание приобрести услаждение совести своей с благосклонностью и похвалою от других есть величайшее и надежнейшее средство, без которого человеческое благосостояние и совершенствование быть не может? Ибо какое тогда останется для человека средство преодолеть те трудности, кои неизбежны на пути, ведущем к достижению блаженного покоя, и опровергнуть то малодушное чувствование, кое наводит трепет при воззрении на недостатки свои? Какое есть средство к избавлению от страха пасть навеки под ужаснейшим бременем оных? ежели отъять, во-первых, исполненное сладкой надежды прибежище к высочайшему существу не яко мстителю, но яко источнику и началу всех благ; а потом к подобным себе, с которыми соединила нас природа ради взаимной помощи и которые внутренне преклоняются к готовности оказывать оную и, при всем заглушении сего внутреннего гласа, чувствуют, что они не должны быть теми святотатцами, кои препятствуют праведному человеческому стремлению к совершенствованию себя.

  • Кто посеял в человеке чувствование сие искать прибежища? - Врожденное чувствование зависимости, ясно показывающее нам оное двойственное к спасению и удовольствию нашему средство. И что, наконец, побуждает его ко вступлению на сии пути? что устремляет его к соединению с сими двумя человеческого блаженства средствами и к заботе нравиться им? - Поистине ничто иное, как врожденное пламенное побуждение к приобретению для себя тех способностей и красоты, посредством которых заслуживается благоволение божье и любовь собратьев своих, желание учиниться достойным их благосклонности и покровительства.

  • Рассматривающий деяния человеческие увидит, что се одна из главнейших пружин всех величайших в свете произведений! И се начало того побуждения к люблению чести, которое посеяно в человеке при начале сотворения его! се причина чувствования того услаждения, которое обыкновенно сопряжено всегда с сердцем человека, как скоро изливается на оное благоволение божье, которое состоит в сладкой тишине и услаждении совести, и как скоро приобретает он любовь подобных себе, которая обыкновенно изображается радостью при воззрении его, похвалами, восклицаниями. Се предмет, к коему стремятся истинные человеки и где обретают истинное свое удовольствие! Доказано уже, что истинный человек и сын отечества есть одно и то же; следовательно, будет верный отличительный признак его, ежели он таким образом честолюбив.

  • Сим да начинает украшать он величественное наименование сына отечества, монархии. Он для сего должен почитать свою совесть, возлюбить ближних; ибо единою любовью приобретается любовь; должно исполнять звание свое так, как повелевает благоразумие и честность, не заботясь нимало о воздаянии почести, превозношении и славе, которая есть спутница или паче тень, всегда следующая за добродетелью, освещаемою не вечерним солнцем правды; ибо те, которые гоняются за славою и похвалою, не только не приобретают для себя оных от других, но паче лишаются.

  • Истинный человек есть истинный исполнитель всех предуставленных для блаженства его законов; он свято повинуется оным. Благородная и чуждая пустозвонства и лицемерия скромность сопровождает все чувствования, слова и деяния его. С благоговением подчиняется он все­му тому, чего порядок, благоустройство и спасение общее требуют; для него нет низкого состояния в служении отечеству; служа оному, он знает, что он содействует здравому обращению, так сказать, крови государственного тела. Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, нежели подать собою другим пример неблагонравия и тем отнять у отечества детей, кои бы могли быть украшением и подпорою оного; он страшится заразить соки благосостояния своих сограждан; он пламенеет нежнейшею любовью к целости и спокойствию своих соотечественников, ничего столько не жаждет зреть, как взаимной любви между ними; он возжигает сей благотворный пламень во всех сердцах; не страшится трудностей, встречающихся ему при сем благородном его подвиге; преодолевает все препятствия, неутомимо бдит над сохранением честности, подает благие советы и наставлении, помогает несчастным, избавляет от опасностей заблуждения и пороков, и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью; если же она нужна для отечества, то сохраняет ее для всемерного соблюдения законов естественных и отечественных; по возможности своей отвращает все, могущее запятнать чистоту и ослабить благонамеренность оных, яко пагубу блаженства и совершенствования соотечественников своих, Словом, он благонравен! Вот другой верный знак сына отечества!

  • Третий же и, как кажется, последний отличительный знак сына отечества, когда он благороден. Благороден же есть тот, кто учинил себя знаменитым мудрыми и человеколюбивыми качествами и поступками своими; кто сияет и обществе разумом и добродетелию и, будучи воспламенен истинно мудрым любочестием, все силы и старания свои к тому единственно устремляет, что бы, повинуясь законам и блюстителям оных, придержащим властям, как всего себя, так и все, что он пи имеет, не почитать иначе, как принадлежащим отчеству. употреблять оное так, как вверенный ему залог благоволения соотчественников и государя своего, который есть отец народа, ничего не щадя для блага отечества. Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества и который не инако чувствует при том воспоминании (которое в нем непрестанно), как бы то говорено было о драгоценнейшей всего на свете его части. Он не жертвует благом отечества предрассудкам, кои мечутся, яко блистательные, в глаза ого; всем жертвует для блага оного: верховная его награда состоит и добродетели, то есть в той внутренней стройности всех наклонностей и хотений, которую премудрый творец вливает в непорочное сердце и которой в ее тишине и удовольствии ничто в свете уподобиться не может. Ибо истинное благородство есть добродетельные поступки, оживотворяемые истинною честью, которая не инде находится, как в беспрерывном благотворении роду человеческому, а преимущественно своим соотечественникам, воздавая каждому по достоинству и по предписуемым законам естества и народовластья. Украшенные сими единственно качествами как в просвещенной древности, так и ныне почтены истинными хвалами. И вот третий отличительный знак сына отечества!
- Но сколь ни блистательны, сколь ни славны, ни восхитительны для всякого благомыслящего сердца сии качества сына отечества и хотя всяк сроден иметь оные, но не могут, однако ж, не быть нечисты, смешаны, темны, запутаны, без надлежащего воспитания и просвещения науками и знаниями, без коих наилучшая сия способность человека удобно, как всегда то было и есть, превращается в самые вреднейшие побуждения и стремления и наводняет целые государства злочестьями, беспокойствами, раздорами и неустройством. Ибо тогда понятия человеческие бывают темны, сбивчивы и совсем химерические. Почему прежде, нежели пожелает кто иметь помянутые качества истинного человека, нужно, чтобы прежде приучил дух свой к трудолюбию, прилежанию, повиновению, скромности, умному состраданию, к охоте благотворить всем, к любви отечества, к желанию подражать великим в том примерам, також к любви к наукам и художествам, сколько позволяет отправляемое в общежитии знание; применился бы к упражнению в истории и философии или любомудрии, не школьном, для словопрения единственно обращенном, но в истинном, научающем человека истинным его обязанностям; а для очищения вкуса возлюбил бы рассматривание живописи великих художников, музыки, изваяния, архитектуры или зодчества.

Весьма те ошибутся, которые почтут сне рассуждение тою платоническою системою общественного воспитания, которой события никогда не увидим, когда и наших глазах род такового точно воспитания и на сих правилах основанного введен богомудрыми монархами, и просвещенная Европа с изумлением видит успехи оного, восходящие к предположенной цели исполинскими шагами!

С чего начинается родина?

Понятие «патриот» в прошлом году отпраздновало свой трехсотлетний юбилей. Оно появилось в 1716-ом, раньше же никто такого слова не использовал и подобными категориями не мыслил. На Руси патриотизма в нашем современном понимании не существовало. Нет, конечно, землю родную народ любил и даже воспевал. Правда, определить, что такое русская земля XIII века, например, достаточно сложно — территории, которые мы привыкли называть русскими, таковыми себя вовсе не считали. Однако они были в некотором роде едины — как земли христиан.

Слово «патриот» появилось в России в 1716 году

Но именно это единство на основе христианской веры и мешало появлению понятия патриотизма. Москва, считавшая себя наследницей Византии и Рима, переняла и их самоопределение как мирового царства. А в Евангелие от Иоанна и вовсе значится: «Иисус отвечал: Царство мое не от мира сего», то есть настоящему христианину следовало задумываться о вечной жизни, а не о бренном земном существовании. И лишь много лет спустя, в XIX веке появился девиз «За Веру, Царя и Отечество», объединивший в сознании русского человека православие и любовь к своей стране.

Долгое время «патриот» и «сын отечества» были синонимами

Понятию патриотизма предшествовала любовь к отечеству, к тому, что мы сейчас называем малой родиной. Например, во времена монгольского ига отечеством считалась одна конкретная земля, «вотчина», наследие отцов. Лишь к XIV веку отечество получает иную трактовку — более масштабную, границы его выходят за пределы одной земли. Этому во многом способствовало возвышение Московского княжества.

Жизнь за царя!

Долгое время патриотизм был связан не с любовью к стране, а с преклонением правителю. Само слово «государство», в привычном нам понимании, появилось только к XVI веку. Еще в XV столетии под «государством» понималась личная власть, в частности, Ивана III. Но уже в Судебнике 1550 года «государство» означает определенную территорию, землю. Ярче всего смена фокуса с правителя на территорию проявилась во времена Смуты. Начало XVII века отчетливо показало, что жители России были готовы сражаться за страну, в которой они живут, даже если над ними нет царя-батюшки.

Великий князь Московский Иван III

Первый патриот

В XVII веке появляется понятие «общего блага», возникшее на почве объединения идеи «родины» и «государства». Алексей Михайлович, например, в своих письмах рассуждает о благости для государства. Его сын, Петр I, по праву может считаться первым патриотом в современном понимании этого слова. Впервые термин «патриот» встречается в трактате «Рассуждение о причинах Свейской войны», написанном соратником Петра I Петром Шафировым в 1716 году.

Термин «патриотизм» появился в екатерининскую эпоху

Тогда слово «патриот» еще сохраняло значение, пришедшее из греческого — «земляк». Именно поэтому Шафиров использует сочетание «истинный патриот» или, как равнозначное ему, «сын отечества». Правителя он именует «отцом отечества» и считает настоящим патриотом, то есть борцом за свою родину. Термин «патриот» пришел на смену уже существовавшим в языке выражениям — «отечестволюбец», «доброхот». Правда, в речи они не прижились, а вот заимствование осталось.


Петр Павлович Шафиров

В начале XVIII века слово «патриот» использовалось только знатью, и лишь спустя несколько десятилетий оно вошло в лексикон образованных людей. К концу века возникает понятие «патриотизм», которым оперируют писатели того времени. Например, в сочинении «Беседа о том, что есть сын Отечества» Радищев рассуждает, любой ли человек, рожденный в стране, достоин носить имя патриота.

Есть в русской литературе имена, с которыми связаны понятия истинного, глубокого патриотизма, гражданственности, высокого чувства долга, чести, истины. К таким именам относится имя Александра Николаевича Радищева. Это человек высоких нравственных качеств и глубоких убеждений.
Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду? -
Я тот же, что и был, и буду весь мой век:
Не скот, не дерево, не раб, но человек! -
так сказал о себе Радищев в 1790 году по дороге в Илимский острог, куда он был отправлен после замены смертной казни ссылкой в Сибирь. За что? За создание книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Это потом в России станет обычным явление, когда писатели, поэты, «возмутители» спокойствия, «подрыватели» основ самодержавного строя будут отбывать ссылки на Кавказе и в Вятке, в Сибири и Астрахани. А пока в Илимский острог едет Радищев - первый русский революционер. Первому всегда труднее, тем более, если ты один. Какой любовью к Родине, верой в народ надо было обладать, какой личностью быть, чтобы выступить против могущественного самодержавия! Родившись в дворянской семье, получив хорошее образование, имея литературный талант, Радищев мог бы составить прекрасную карьеру, жить безбедно и спокойно. Но как личность, живущая интересами Отечества, как истинный патриот он яростно, гневно и доказательно обличал крепостничество.
Прочитав «Путешествие из Петербурга в Москву», «просвещенная», известная в Европе своей перепиской и личными встречами с французскими просветителями самодержица Екатерина II сделала вывод и начертала: «Бунтовщик хуже Пугачева». Бунтовщик? Хуже Пугачева? Но ведь бунтовщик Пугачев выступал против самодержавия с оружием в руках, а Радищев всего-навсего написал книгу «веса золота» (Д. Бедный), которую и отпечатал в собственной типографии в 1790 году. Слово Радищева, его книга в истории развития революционного движения в
России сыграли огромную роль. Что же это за книга, история которой - «...история удивительная, почти напоминающая историю живого существа»? (Н.П. Смирнов-Сокольский). Безобидное название - «Путешествие из Петербурга в Москву» - обычное для того времени описание путешествия; их было много. Но откроем книгу. И на первой же странице: «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Уже эта фраза настораживает, заставляет задуматься. Вряд ли просто праздный, развлекающийся, любопытствующий путешественник «страданиями человечества» стал бы заниматься. И вот пошли одна за другой почтовые станции: София, Тосна, Любани, Спасская Полесть, Медное... Городня... Пешки...
Глава «Любани»: «Время жаркое. Праздник. А крестьянин пашет с великим тщением» - «В неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину. Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет». Но ведь умирали! И сотнями, тысячами! Потому что ни один закон не мог (не хотел!) защитить крепостного от произвола помещика. Глубоко мыслящая и сильно чувствующая человеческая личность, носитель смелой передовой мысли Радищев восклицает: «Страшись, помещик жесткосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение!» Но зло - не в человеке. («Человек рождается ни добр, ни зол!») Значит, нужно изменить существующую социально-политическую систему. А это уже призыв к бунту. Вот оно - бунтовщик! И дальше глава за главой Радищев доказывает, что самодержавная власть жестока и бесчеловечна. «Звери алчные, пиявицы ненасытные, что мы крестьянину оставляем? то, чего отнять не можем, - воздух. Да, один воздух».
Но терпение народа не беспредельно, не вечно. «Я приметил, - пишет Радищев в главе «Зайцово», - из многочисленных примеров, что русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности, но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать...»
Мне слышится уж глас природы...
(Ода «Вольность»)
«Мрачная твердь позыбнулась, и вольность воссияла... (глава «Тверь»),
Вот он, пафос свободы, вольнолюбие, вера в народовластие и Демократию.
«Не все рожденные в Отечестве достойны величественного
наименования сына Отечества (патриота)», - утверждал Радищев в «Беседе о том, что есть сын Отечества». - «Сын Отечества не страшится трудностей, встречающихся ему при благородном его подвиге, преодолевает все препятствия... ничего не щадя для блага Отечества». Настоящим сыном Отечества, патриотом был сам писатель. Совершая благородный подвиг для блага Отечества, он не щадил самой жизни, до конца дней сохранив в себе гордое сознание - Человек (а в это слово вложен глубочайший смысл).
Радищев «зрил сквозь целое столетие». В «Песни исторической» которая заканчивается «пророческим словом», писатель говорит, что «поздние потомки» преславного народа
Все преграды, все оплоты
Сокрушат рукою сильной.