Андреев петька на даче краткая характеристика. Портретная характеристика героя в рассказе Л.Н. Андреева «Петька на даче. Составление портрета Петьки

«В окопах Сталинграда» - историческая повесть Виктора Некрасова , рассказывающая о героической обороне Сталинграда в 1942-1943 годах. Повесть была впервые опубликована в 1946 году в журнале «Знамя».

История произведения

«По непонятным мне причинам Фадеев не очень благосклонно отнесся к этой повести. Это уже потом мне рассказывал Всеволод Витальевич Вишневский , который был редактором журнала «Знамя» и опубликовал, и, нужно сказать, без всяких поправок и изменений, повесть. Но дальше, когда случилось совершенно неожиданное для меня событие - она получила Сталинскую премию, - Всеволод Витальевич вызвал меня, закрыл все двери, по-моему, даже выключил телефон и сказал: «Виктор Платонович, вы знаете, какая странная вещь произошла? (Он сам был членом Комитета по Сталинским премиям). Ведь вчера ночью, на последнем заседании Комитета, Фадеев вашу повесть вычеркнул, а сегодня она появилась». За одну ночь только один человек мог бы вставить повесть в список. Вот этот человек и вставил».

Повесть принесла писателю подлинную славу; она переиздана общим тиражом в несколько миллионов экземпляров и переведена на 36 языков. За эту книгу, после ее прочтения Иосифом Сталиным, Виктор Некрасов получил в 1947 году Сталинскую премию 2-й степени. По мотивам повести и по сценарию Некрасова в 1956 году был снят фильм «Солдаты» , отмеченный премией Всесоюзного кинофестиваля, в котором сыграл одну из своих первых больших киноролей Иннокентий Смоктуновский.

Сюжет

Действие начинается в июле 1942 г. с отступления под Осколом. Немцы подошли к Воронежу, и от только что вырытых оборонительных укреплений полк отходит без единого выстрела, а первый батальон во главе с комбатом Ширяевым остается для прикрытия. В помощь комбату остается и главный герой повествования лейтенант Керженцев. Отлежав положенные два дня, снимается и первый батальон. По дороге они неожиданно встречают связного штаба и друга Керженцева химика Игоря Свидерского с известием о том, что полк разбит, надо менять маршрут и идти на соединение с ним, а немцы всего в десяти километрах. Они идут еще день, пока не располагаются в полуразрушенных сараях. Там и застают их немцы. Батальон занимает оборону. Много потерь. Ширяев с четырнадцатью бойцами уходит, а Керженцев с ординарцем Валегой, Игорь, Седых и связной штаба Лазаренко остаются прикрывать их. Лазаренко убивают, а остальные благополучно покидают сарай и догоняют своих. Это нетрудно, так как по дороге тянутся отступающие в беспорядке части. Они пытаются искать своих: полк, дивизию, армию, но это невозможно. Отступление. Переправа через Дон. Так они доходят до Сталинграда.

В Сталинграде они останавливаются у Марьи Кузьминичны, сестры бывшего Игоревого командира роты в запасном полку, и заживают давно забытой мирной жизнью. Разговоры с хозяйкой и её мужем Николаем Николаевичем, чай с вареньем, прогулки с соседской девушкой Люсей, которая напоминает Юрию Керженцеву о его любимой, тоже Люсе, купание в Волге, библиотека - все это настоящая мирная жизнь. Игорь выдает себя за сапера и вместе с Керженцевым попадает в резерв, в группу особого назначения. Их работа - подготовить к взрыву промышленные объекты города. Но мирная жизнь неожиданно прерывается воздушной тревогой и двухчасовой бомбежкой - немец начал наступление на Сталинград.

«В окопах Сталинграда» (1946) - это уникальное для всей литературы 40-х гг. явление. Впервые, вероятно, в истории батальной прозы явилось произведение, написанное в спокойной, «чеховской» манере, без подчеркивания исключительности ситуаций, концентрации страстей, патетики. Писатель попросту не дал ограбить, обесцветить свою биографию, свой опыт фронтовика, не пожелал внести в облик своих героев поправок на величавость, грандиозность.

В повести В. Некрасов заговорил о своих героях как бы «вполголоса», не пытаясь перекричать войну, с позиций «окопной правды». Неожиданностей в этой повести было много.

Например, главный герой повести молодой интеллигент Керженцев, предшественник будущих лейтенантов из повестей Ю. Бондарева, Г. Бакланова, К. Воробьева, говорит: «Хуже нет лежать в обороне». Естественно, что читатель предполагает: страшны налеты, обстрелы, а ты неподвижен, как мишень, «удобен» для истребления, да еще в степи. Нет, оборона, оказывается, плоха другим: «Каждую ночь - проверяющий. И у каждого свой вкус!» Ho и отступления, отходы тоже противны: только выроешь окопы, соорудишь землянки - звучит приказ отходить по запруженной дороге, по бездорожью, и снова рытье земли... Ординарец Керженцева, хозяйственный солдат Валега, еще обыкновеннее, проще, прозаичнее, начиная с одежды: «Ботинки ему непомерно велики - носки загнулись кверху, а пилотка мала, торчит на самой макушке. Я знаю, что в ней воткнуты три иголки - с белой, черной и защитного цвета ниткой».

Эта пара, Керженцев - заботливый Валега, отчасти напоминающая Гринева и Савельича («Капитанская дочка»), вовсе не иллюстрирует единство народа и интеллигенции. Их нравственные взаимосвязи в чем-то проще, душевнее, их глубина обозначается в бытовых деталях: Керженцев знает даже об иголках, о «тайных» запасах своего солдата, но и тот вовремя поправляет командирские планы. Их патриотизм тоже по-чеховски стыдлив, скрыт иронией. Попали Керженцев и его друг Игорь в один семейный, тихий дом, где царила тишина, где красивая девушка играла на пианино. Ho, увы, и эта уютная среда, и музыка почему-то стали вдруг неприятны герою: «Почему? He знаю. Знаю только, что с того момента, как мы ушли с Оскола, нет - позже, после сараев - у меня все время в душе какой-то противный осадок. Ведь я не дезертир, не трус, не ханжа, а вот ощущение такое, будто я и то, и другое, и третье».

Отходы, торжество врага - это и мучающие сознание взгляды мирных жителей, оставляемых на произвол фашистов...

Керженцев первым - задолго до «оттепели», до Е. Носова с его ездовым Копешкиным («Красное вино победы») и др., - угадал истинный патриотизм рядовых людей, похожих на его Валегу:

«Валeгa вот читает по складам, в делении путается, не знает, сколько семью восемь, и спроси его, что такое социализм или родина, он, ей-богу, толком не объяснит: слишком для него трудны определяемые словом понятия. Ho за родину - за меня, Игоря, за товарищей своих по полку, за свою покосившуюся хибарку где-то на Урале, за Сталина, которого он никогда не видел... - он будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны - кулаками, зубами... Вот это и есть русский человек. Сидя в окопе, он будет больше старшину ругать, чем немцев, а дойдет до дела - покажет себя».

Виктор Некрасов создал традицию камерно-лирического, сдержанного повествования о человеке на войне: через 15 лет ее продолжат многие создатели «лейтенантской прозы» - в особенности В. Богомолов, В. Быков, В. Кондратьев, Б. Васильев... На окопном пятачке войны, в пространстве действия роты, маленькой разведгруппы, «батальонов, которые просят огня», возникали достаточно драматичные испытания душ, человечности.

Вступление

Глава 1. Отрывок из повести В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда»

Глава 2. Анализ отрывка из повести В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда»

2.1 Проблема патриотизма

2.4 Проблема смерти на войне

2.5 Аргументы

2.6 Комментарии к проблемам

Заключение

Приложения

Вступление

Каждому русскому человеку особенно дорог Праздник Победы. Дорог памятью о тех, кто ценою своей жизни отстаивал свободу. Люди должны всегда помнить об участниках Великой Отечественной войны, которые отдали свои жизни за свободу и светлое будущее нашей страны. Бессмертен их подвиг, они боролись и победили фашизм. Память о них будет вечно жить в сердцах людей и русской литературе. Каждый должен знать, какой ценой было завоевано счастье, знать и помнить.

Сейчас тех, кто видел войну не по телевизору, кто вынес и пережил ее сам, с каждым днем становится все меньше и меньше. Дают о себе знать годы, старые раны и переживания, которые выпадают на долю стариков. Друзья-однополчане теперь чаще перезваниваются, чем видятся. Но девятого мая они всегда собираются все вместе, с медалями и орденами на стареньких, но тщательно отутюженных пиджаках или парадных кителях.

Годы Великой Отечественной войны не забудутся никогда. Чем дальше, тем все живей и величественней остаются они в памяти людей, которые еще не раз прочувствуют священный, тяжкий и героический эпос дней, когда страна воевала от мала до велика. А книги и кинофильмы помогают достоверно передать это великое и трагическое событие – Великую Отечественную войну, которая оставила глубокий след в истории нашего государства. Испытания, выпавшие на долю народа, как бы приостановили естественный ход истории. Война в который раз показала всю жестокость, бесчеловечность. Русская литература не могла остаться в стороне от событий, в которых решалась судьба страны. Русские писатели того времени принимали активное участие в разгроме врага. Силой своего таланта они утверждали справедливость на земле.

Виктор Платонович Некрасов (рисунок 1, приложение А) относится к тем писателям, кто сам прошел трудными дорогами войны, кто защищал родную землю с оружием в руках. Он родился 4 июня 1911 года в Киеве, в семье врача. В 1936 году окончил Киевский строительный институт как архитектор, параллельно проходил обучение в театральной студии при театре. После окончания института работал актером и театральным художником. С 1941года по 1944год Некрасов был на фронте полковым инженером и заместителем командира саперного батальона, участвовал в Сталинградской битве, после ранения в Польше, в начале 1945 года, в звании капитана был демобилизован. Повесть «В окопах Сталинграда» начал писать в госпитале после очередного ранения. Впервые произведение было опубликовано в 1946году в журнале «Знамя» № 8–10. Оно состоит из двух частей, первая включает 20 глав, вторая – 30. Действие повести охватывает весь период Ста­линградской битвы – с июля 1942 года по февраль 1943 года. Эта повесть была одной из первых книг о войне, написанных правдиво, насколько это было возможно в то время. Этой повести суждено было стать этапной для литературы, открывающей войну, а таким образом в определенном смысле и мир, в котором люди жили до войны, и будут жить после нее. Автор описывает войну такой, какой он видел ее своими глазами. Сталинградская битва начиналась для него на перепутьях летнего отступления 1942 года, под бомбами первого налета на город. Потом бои на Украине, в Польше, одно ранение, второе, госпиталь. Сюжетная «неорганизованность» начальных глав – лишь отражение фронтовой неорганизованности. Чем ближе Сталинград, Сталинградские бои, тем концентрированнее действие повести. Идея протяженности, упорности и неприметности героизма постоянно присутствует в повести Некрасова. На защитников навалилась война, тянувшаяся уже второй год, оба летних отступления. Отношения, какие обычно складывались между героями, просты, натуральны, сердечны, без признаний и сентиментов. Кто бы ни вошел в повесть, какую бы должность ни занимал, в каком бы ни выступал качестве, Некрасов обязательно испытывает его на смелость, испытывает придирчиво. Все они недостаточно осведомлены и не все могут додумать до конца. Они нравственны, человечески значительны.

Повесть «В окопах Сталинграда» принесла писателю подлинную славу: переиздана общим тиражом в несколько миллионов экземпляров, переведена на 36 языков. За эту книгу, после ее прочтения Сталиным, Виктор Некрасов получил в 1947 году Сталинскую премию второй степени, которую писатель отдал на приобретение колясок для инвалидов войны. По мотивам повести и по сценарию Некрасова в 1956 году был снят фильм «Солдаты», отмеченный премией Всесоюзного кинофестиваля.

В 1974 году писатель эмигрировал в Париж. За границей продолжал творческую работу. Умер Виктор Платонович 3 сентября 1987 года в Париже, где и похоронен на русском кладбище (рисунок 2, приложение Б).

В повести «В окопах Сталинграда», В. П. Некрасов открыл правду окопа – жизнь рядового пехотинца. Автор не изображает героических подвигов в сражениях, а считает, что именно в окопах решается ход битв. В повести нет генералов, нет политработников, нет «руководящей роли партии», а есть только солдаты и их командиры, есть сталинградский окоп, мужество, героизм и патриотизм русского народа. «Окопная правда» Некрасова, – это суровая правда о буднях войны, о народной беде и народном мужестве. Взгляд из окопа (рисунок 3, приложение В), вроде бы ограниченный, позволяют автору создать маленькие сценки о войне. Но именно эти детали, «которые запоминаются на всю жизнь», опалили души современников правдой о войне. Несмотря на патриотические мотивы, которые так явно звучат в тексте, война вызывает резкое неприятие со стороны писателя. В противоборстве «красных крестиков» и «черных крестов» – символов двух воюющих систем – гибнут люди. Некрасов считает, что ничего нет страшнее этого. И в этом свойство сильной натуры – защитить, пожалеть зеленые побеги жизни в любом ее проявлении: будь то «грустная песня», «простые слова о земле», гибель бойца. И герои Некрасова – люди с высокой ответственностью за все, что происходит вокруг них, верящие в торжество справедливости и человечности.

В повести видно, как накатывается война на Сталинград. Вот мирный город с «вылезающим из-за крыш солнцем и блинными прохладными тенями… А над всем этим – голубое небо». Черной тучей надвинулась война на город. Фашистская авиация обрушила на Сталинград лавину смертоносного груза: «Багровое клубящееся небо. Черный, точно выпиленный лобзиком, силуэт горячего города». Видя, во что за считанные часы превратился город, бойцы героически сражаются на его руинах.

Книга В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда» (рисунок 4, приложение Г) начала целое направление в литературе о войне. Писатель рассказал о мужественных людях, которые героически преодолевали ежедневные тяготы войны. Каждый герой и все вместе отвоевывали у войны свою жизнь – на день, месяц, год.

Есть в повести, правда о героизме тех людей, которых всегда считали только винтиками в огромном корпусе государственной машины. Некрасов беспощадно судит тех, кто спокойно посылает людей на смерть, кто расстреливает за потерянную кирку или саперную лопату, кто держит людей в страхе. Боль за страшные потери и мучения звучит в словах повести: «…полка нет, и взвода, и Ширяева, а есть только насквозь пропотевшая гимнастерка и немцы в самой глубине России». Некрасов изображает быт войны, что кажется невероятным человеку пережить такое. Героически переносят солдаты сражения, дороги, недолгое обживание новых мест. На войне каждый день одно и то же, а это целая история солдатской жизни. «Тогда-то минировали, и всех накрыло, а тогда-то сутки в овраге отлеживались, в трех местах пилотку прострелили».

У Некрасова человек на войне изображается на грани между жизнью и смертью. Еще одна правда страшной войны: секунду назад – жизнь, а сейчас – уже нет. Главного героя поражает: «Товарищей хоронят над Волгой просто как-то, здесь был вчера, а сегодня – нет, а завтра, может быть, и тебя не будет. И так же глухо будет падать земля на гроб, а может, гроба не будет, а занесет тебя снегом, и будешь лежать до конца войны». Автор донес правду о войне и рассказал об истинной любви к Родине, которая помогла солдатам выжить и победить.

Война у Некрасова – это трудная работа, это не только бои, но и тяжелый физический труд. Бойцы долбят кирками твердый, как камень грунт. Им приходится быть и столярами, и плотниками, и печниками. Оказывается, что кроме боевых качеств на фронте еще ценится умение выжить, приспособиться к условиям, умение выстроить землянку, достать еду, устроить ночлег. И для героев повести война – это обычные будни, Исследователи по праву относят произведение В. П. Некрасова к классике русской военной прозы.

Тема Великой Отечественной войны актуальна, так как в этом году наша страна празднует семидесятилетие Победы над немецкими захватчиками. В повести В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда» показана значимость борьбы и победы, героизм людей, их нравственная сила, преданность Родине.

Целью данного реферата является анализ отрывка из повести В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда».

Для достижения поставленной целей, были определены следующие задачи:

Выявить основные проблемы отрывка из повести В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда»;

Проанализировать наиболее важные проблемы;

Привести аргументы;

Сделать комментарии.

Объектом данного реферата является отрывок из повести В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда». Предметом – проблемы, рассмотренные в отрывке.

Реферат состоит из вступления, основной части, заключения, списка используемых источников, приложений.

Глава 1. Отрывок из повести В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда».

Игорь вспыхивает. Он вечно сцепляется с Георгием Акимовичем.

Что вы хотите этим сказать?

Что воевать не умеем.

А что такое уметь, Георгий Акимович?

Уметь? От Берлина до Волги дойти - вот что значит уметь.

Отойти от границы до Волги тоже надо уметь.

Георгий Акимович смеется мелким, сухим смешком…

Наши танки не хуже немецких. Они лучше немецких. Один танкист мне

говорил...

Не спорю, не спорю. Возможно, что и лучше, я в этом не разбираюсь. Но

одним хорошим танком не уничтожить десять посредственных. Как по-вашему?

Подождите... будет и у нас много танков.

Когда? Когда мы с вами на Урале уже будем?

Игорь вскакивает как ужаленный

Кто будет на Урале? Я, вы, он? Да? Черта с два! И вы это сами

прекрасно знаете. Вы это все так, из какого-то упрямства, какого-то

дурацкого желания спорить, обязательно спорить.

Георгий Акимович дергает носом, бровями, щеками.

Чего вы злитесь? Сядьте. Ну, сядьте на минуточку. Можно ж обо всем

спокойно. – Игорь подсаживается. – Вот вы говорите, что и отступать надо

уметь. Верно. Перед Наполеоном мы тоже отступали до самой Москвы. Но тогда мы теряли только территорию, да и то это была узкая полоска. И Наполеон, кроме снегов и сожженных сел, ничего не приобрел. А сейчас? Украины и Кубани нет – нет хлеба. Донбасса нет – нет угля. Баку отрезан, Днепрострой разрушен, тысячи заводов в руках немцев. Какие перспективы? Экономика сейчас – это все. Армия должна быть обута, одета, накормлена, снабжена боеприпасами. Я не говорю уже о мирном населении. Не говорю о том, что добрых пятидесяти миллионов, находящихся под сапогом у фашистов, мы недосчитываемся. В силах ли мы все это преодолеть? По-вашему, в силах?

В силах... В прошлом году еще хуже было. Немцы до Москвы дошли, и

все-таки отогнали...

Некоторое время мы молчим и следим за плывущими в небе черными,

противными, такими спокойными и уверенными в своей силе желтокрылыми самолетами. Георгий Акимович курит одну папиросу за другой. Вокруг него уже с десяток окурков. Смотрит в одну точку, туда, где скрылись самолеты.

Он как-то сказал:

Мы будем воевать до последнего солдата. Русские всегда так воюют. Но

шансов у нас все-таки мало. Нас может спасти только чудо. Иначе нас задавят. Задавят организованностью и танками.

Недавно ночью шли мимо солдаты. Я дежурил у телефона и вышел покурить. Они шли и пели, тихо, вполголоса. Я даже не видел их, я только слышал их шаги по асфальту и тихую, немного даже грустную песню про Днипро и журавлей. Я подошел. Бойцы расположились на отдых вдоль дороги, на примятой траве, под акациями. Мигали огоньки цигарок. И чей-то молодой, негромкий голос доносился откуда-то из-под деревьев.

Нет, Вась... Ты уж не говори... Лучше нашей нигде не сыщешь. Ей-богу... Как масло, земля – жирная, настоящая. - Он даже причмокнул как-то по-особенному. - А хлеб взойдет - с головой закроет...

А город пылал, и красные отсветы прыгали по стенам цехов, и где-то совсем недалеко трещали автоматы то чаще, то реже, и взлетали ракеты, и впереди неизвестность и почти неминуемая смерть.

Я так и не увидел того, кто это сказал. Кто-то крикнул: "Приготовиться к движению!" Все зашевелились, загремели котелками. И пошли. Пошли медленным, тяжелым солдатским шагом. Пошли к тому неизвестному месту, которое на карте их командира отмечено, должно быть, красным крестиком.

Я долго стоял еще и прислушивался к удалявшимся и затихшим потом совсем шагам солдат.

Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. И не только запоминаются. Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как бы символом.

Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымившийся окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас – смерть.

А вот в песне той, в тех простых словах о земле, жирной, как масло, о хлебах, с головой закрывающих тебя, было что-то... Я даже не знаю, как это назвать. Толстой называл это скрытой теплотой патриотизма. Возможно, это самое правильное определение. Возможно, это и есть то чудо, которого так ждет Георгий Акимович, чудо более сильное, чем немецкая организованность и танки с черными крестами.

А вот вчера на моих глазах около него разорвался снаряд. Шагах в двадцати, не больше, разорвался. Он только слегка наклонился и продолжал искать порыв. Обмотал поврежденное место и потом еще проверил весь провод на участке, вокруг места разрыва.

Это было полтора месяца тому назад – в июле. Сейчас сентябрь. Мы уже десятый день на этом заводе. Десятый день немцы бомбят город. Бомбят, – значит, там еще наши. Значит, идут бои. Значит, есть фронт. Значит, лучше сейчас, чем в июле…

Глава 2. Анализ отрывка из повести В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда»

2.1 Проблема патриотизма

Виктор Платонович Некрасов в приведенном отрывке показывает, что только благодаря патриотизму русского народа была выиграна Великая Отечественная война! «Мы будем воевать до последнего солдата. Русские всегда так воюют», до окончательной победы. Эта мысль цепочкой проходит через весь текст и является основной идеей произведения.
Патриотизм… Это чувство свойственно каждому, кто ценит ту страну, в которой родился, кто гордится своей Родиной. Именно эту проблему поднимает Некрасов, автор приведенного текста. Именно чувство патриотизма помогло русским людям в годы Великой Отечественной войны одержать победу над врагом. Примером этому могут послужить герои повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда», которые защищали Сталинград и испытывали чувство гордости за свою страну.

Чувство патриотизма всегда было присуще нашему народу в трудные периоды истории. В этом смысле вспоминается толстовская фраза о «скрытой теплоте патриотизма», свойственной русским людям. Автор помогает нам понять, что «скрытая теплота патриотизма» и есть «чудо», в трудные минуты объединяющее весь русский народ. И нельзя не разделить с автором его позиции. Бессмертен и подвиг тех солдат, которые защищали Сталинград.

Патриотизм действительно может творить чудеса. Порою решимость солдата и его преданность и любовь к Родине оказываются более значимым фактором достижения победы, чем стратегическое или техническое превосходство противника.

Проблема патриотизма сложная, глубокая, важная. Она социально-нравственная, потому что касается всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Эта тема всегда была и будет социальной, ведь патриотизм – это то чувство, которое должно быть в любом человеке, в какое бы время он не жил. Автор утверждает, что готовность русского человека отдать даже жизнь за Родину – это и есть то самое «чудо». Мужество и небывалый героизм бойцов и мирных жителей оказались сильнее военной техники и численного превосходства врага. Патриотизм – любовь к Родине – наиважнейшее на войне чувство, без которого невозможна победа. Именно любовь к родине является залогом победы на войне.

2.2 Проблема истинных ценностей

Виктор Платонович Некрасов в приведенном отрывке раскрывает проблему истинных ценностей на войне, а именно любовь к своему родному краю, которая помогает солдатам выстоять в нелегких испытаниях. Автор использует для обозначения этого чувства слова Толстого «скрытая теплота патриотизма». Некрасов называет такой патриотизм, выражающийся в любви к своей родной земле, чудом более сильным, чем немецкая дисциплинированность.

Для поддержания боевого духа солдата очень важно осознание того, что он сражается за свой дом и свою землю. «Простые человеческие ценности» тем и ценны, что они обыденны, то есть, востребованы человеком каждый день.

Человек на войне может и вынужден отказаться от многих благ. Но не может отказаться от родной земли: «Лучше нашей нигде не сыщешь. Ей-богу... Как масло, земля – жирная, настоящая. - Он даже причмокнул как-то по-особенному. - А хлеб взойдет - с головой закроет...». Во время отдыха бойцы любуются красотой родной земли и в то же время понимают, что все может родная земля: накормить своим хлебом, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может. И защиту родной земли воины считают своим долгом.

В тексте показана решимость бойцов, защищать свою землю. Автор изобразил войну изнутри, глазами солдата. А это значит, что война представлена правдой, настоящей и страшной правдой. В самом изображении наших воинов автор сумел раскрыть тайну победы. Она в том, что герои «нравственно не разрушаются». На войне простые человеческие ценности приобретают особое значение; земля, которую защищали русские бойцы, и являлась для них непреходящей ценностью.

2.3 Проблема национального характера

Русский национальный характер… Каков он? Что в нем особенного? В условиях труднейших исторических испытаний, выпавших на долю нашей страны, в характере человека появились мужество, стойкость, любовь к родине, воля и энергия, чувство собственного достоинства, честность, доброта, самопожертвование. В приведенном тексте из повести В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда» прослеживается проблема русского национального характера, основой которого являются идейные и нравственные убеждения изображенных бойцов.

В основе настроения автора, от лица которого ведется повествование, Георгия Акимовича и других героев лежит идея любви к родине, защита родной земли. Защитники Сталинграда, преодолели все испытания, выпавшие на их долю, потому что обладали лучшими качествами характера русского народа. А именно: жизнестойкостью, мужеством, героизмом, несгибаемой волей, патриотизмом.

Бойцы уверены, что русские танки не хуже немецких. Спорят, что отступать тоже надо уметь, восхищаются родной землей, радуются, что наши защитники смогли отогнать немцев от Москвы. И в тоже время уверены, что будут воевать до последнего солдата, но отстоят родную землю.

Некрасов раскрыл лучшие черты русского национального характера. Отвага, решительность и самопожертвование – эти черты присущи русским людям. Русский характер невозможно сломить, победить, одолеть. Лучшие качества русского национального характера всегда спасали страну. Русские – сильная нация, богатая не только материально, физически, но и духовно. Сила национального характера заключается в патриотизме – в искренней любви людей к своей Родине, к родной земле. Автор прославил и воспел русский национальный характер, который и позволил России выстоять, победить, восстановиться и помочь другим народам отстоять свою независимость.

2.4 Проблема смерти на войне

Автор в приведенном отрывке задумывается над проблемой, может ли война заставить человека привыкнуть к смерти. Он описывает эпизод, когда герой романа видит погибшего бойца, лежащего на спине с раскинутыми руками. В его губах еще дымит сигаретный окурок. Невыносимо видеть мертвого человека, который еще минуту назад жил, мыслил и желал.

Полное разрушение грани между жизнью и смертью. «Дымящийся окурок на губе трупа – это было страшнее всего: страшнее разрушенных городов, оторванных рук и ног, распоротого живота или повешенного ребенка. Секунду назад была жизнь, а сейчас человек уже мертв». Убитый солдат с дымящимся окурком на губе – это символ полного разрушения грани между жизнью и смертью. Кровь, пот, окопы, смерть… Весь ужас войны, к которому нельзя привыкнуть, хотя смерть все время рядом.

2.5 Аргументы

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве людей, бороться за мир – обязанность всех живущих на земле. Поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига нашего народа в Великой Отечественной войне.

Наблюдая за современной молодежью, задумываешься, как же все-таки легкомысленно мы относимся к жизни! В наше время, мирное время, не надо задумываться о том, что ты завтра будешь есть, где спать. Вокруг все есть, мы живем полноценной жизнью. А вот представить хотя бы одного из нас на месте тех ребят, которые в семнадцать лет уходили умирать, которые не знали, что их ждет там, на фронте. Они не задумывались об этом, потому что шли защищать Родину. Сколько молодых жизней было погублено, сколько судеб исковеркано! С войны возвращались или калеками, людьми, сломленными не только физически, но больше всего душевно, или не возвращались вообще. Задаешься вопросом: имели ли право, такие как Гитлер, отнимать у людей жизни? Кто давал им такое право? Ведь у этих людей тоже были дети, жены, матери, родившие их на свет! Так что же это за люди, которые в силах ломать судьбы детей и матерей, жен и мужей? Какое у них сердце, и есть ли оно вообще? И стоит ли мировое первенство жертв стольких людей?

Тема войны по-прежнему остается актуальной. Сколько похоронок пришло уже матерям в наше мирное время из Афганистана и Чечни! Только извлекая уроки из прошлого, мы сможем предотвратить новые войны. И дети наши будут узнавать о войнах только из учебников истории и кинофильмов. В будущем войне не должно быть места! Автор, участник Великой Отечественной войны, за четыре её долгих года прочувствовал у своего плеча огненное дыхание смерти, осознал горечь утраты, проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечке. Он видел не раз страдания и слёзы в глазах восемнадцатилетних девушек – санинструкторов, умирающих в полуразрушенном блиндаже. Разве это не трагедия военного поколения? Разве не трагедией является и то, что молодые люди, участники войны, за эти годы повзрослели на двадцать лет?

2.6 Комментарии к проблемам

Война... Как много говорит это слово. Война – страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, не до смеха.

Великая Отечественная Война – это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей. Городам, которые выстояли весь напор гитлеровской армии, присвоили звание героев. Среди них – Сталинград, о котором пишет Некрасов в повести «В окопах Сталинграда». Автор изобразил жизнь на войне. Жизнь, которая, естественно, включает в себя бои, но только к боям не сводится.

А какой ценой досталось победа! Россия в это время отдавала все для дела победы. Люди считали святым – отдать жизнь для победы. Сколько миллионов людей погибло в эту войну. Матерям и женам некогда было оплакивать своих родных, воевавших в окопах, они сами брали в руки оружие и шли на врага. Немногие дошли до Берлина, но слава погибших, их имена живут в сердцах людей.

С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным врагом. Нет границ величию его подвига во имя Родины, как нет границ величию трудового подвига советского народа.

Тема Великой Отечественной войны – необычная тема... Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит целой книги, если вспоминать одни только названия произведений. Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино. Современные молодые люди не знают и не хотят войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибал, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни своих детей. Чем дальше от нас война, тем больше осознаем мы величие народного подвига. И тем больше – цену победы.

Таким образом, тема поведения человека на войне – важная тема в истории не только русской литературы, но и истории России. В Великую Отечественную Войну люди показали, на что способен русский народ и какая великая и могущественная наша страна. Россия – страна-освободительница. Она изгнала фашистскую армию из своих пределов. Произведения, написанные русскими писателями, передают все то, что пришлось пережить нашим соотечественникам, нашим предкам. Мы не можем лишиться памяти о войне. Уроки прошлого, книги о войне помогают нам в этом.

Заключение

Великая Отечественная война оставила глубокий след в истории нашего государства. Испытания, выпавшие на долю народа, как бы приостановили естественный ход истории. Война в который раз показала всю жестокость, бесчеловечность. Русская литература не могла остаться в стороне от событий, в которых решалась судьба страны. Русские писатели того времени принимали активное участие в разгроме врага. Силой своего таланта они утверждали справедливость на земле.

Годы Великой Отечественной войны являются одной из главных тем нашей литературы. Одна из них – подвиг нашего народа. Отечество пересчитывало дни и месяцы смертельной опасности. Искусство, литература вышли на огневой рубеж. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия, лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Горечь первых поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность Отчизне, вера в победу – вот что под пером разных художников отличалось в неповторимых стихотворениях, балладах, поэмах, песнях. Создавались большие эпические произведения, в которых давалось осмысление сложных общественно-политических процессов периода войны, раскрывались нравственные основы личности. Независимо от жанра все произведения были объединены одним – «памятью сердца», страстным желанием поведать правду о пройденных дорогах войны. Многие писатели, поэты посвящали теме войны и подвига советского народа в Великой Отечественной войне свои произведения.

Повесть «В окопах Сталинграда» – это фронтовой дневник автора (рисунок 5, приложение Д), в котором от начала до конца Некрасов описывает тяжелые бои, трудности, с которыми сталкивались солдаты во время войны. Командир и его солдаты – это главные герои, все без исключения. Все они разные, но объединены одной целью – защитить Родину! Солдаты, героически оборонявшие Сталинград, не вымышленные люди, а фронтовые товарищи самого автора. Поэтому все произведение пронизано любовью к ним.

Создавая образ Керженцева и других героев, Виктор Платонович пытался рассказать, как война изменила судьбы, характеры людей, что такими, какими люди были раньше, до войны, они уже не станут.
Автор с глубочайшим сожалением писал о гибели родного города, в котором он вырос, который горячо любил.

Эта повесть стала бесценным даром, который оставил после себя Виктор Платонович Некрасов. Цель, которую он ставил перед собой – изобразить войну такой, какая она есть, – была выполнена полностью.

В реферате рассмотрен отрывок из повести В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда», перечислены и проанализированы наиболее важные проблемы, рассмотренные в тексте.

Сделаны выводы, что основными проблемами являются:

Проблема любви к родине, при рассмотрении которой даются ответы на вопросы: что такое патриотизм и что помогает победить в войне?;

Проблема истинных ценностей, дается ответ на вопрос: каково значение простых человеческих ценностей на войне?;

Проблема национального характера, дается ответ на вопрос: в чём сила национального характера?;

Проблема смерти на войне, дается ответ на вопрос: может ли война заставить человека привыкнуть к смерти?

Некрасов ранее и проницательнее других писателей раскрыл духовое достояние защитников Сталинграда, увидел в них победителей Берлина. Дух победы пронизывает повесть, которая заканчивается сценой на Мамаевом кургане, где совсем недавно проходила передовая. Герои повести не чувствуют себя пешками в руках всеведущего старшего. Они утвердились в гордом сознании своего достоинства. С таким чувством вернулись с войны солдаты, с таким чувством Некрасов писал повесть о Сталинграде. Он был человеком - патриотом, русским писателем и жил по совести.

Список использованных источников

    Зубков В. Н. Ожидание? Прощание? Сегодня и завтра художественной прозы о Великой Отечественной войне, Москва, 2015

    Лейдерман Н. С., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: 1950 – 1990 г., Москва, 2014

    Лейдерман Н. С. Современная художественная проза о Великой Отечественной войне, Москва, 2016

    Некрасов В. П. В окопах Сталинграда, Санкт-Петербург, 2016

    Павловский А. И. Русские писатели, Москва, 2015

    Потресов В. А. И. И все-таки я счастливый человек, Нижний Новгород, 2013

    Рохлин А. А. Писатель и время, Москва, 2015

    Сухих С. И. Теоретическая поэтика, Москва, 2014

    Тамарченко Н. Д., Тюпа В. И., Бройтман С. Н. Теория литературы, Москва, 2014

    Интернет-ресурсы: www.testent.ru, http://militera.lib.ru/prose/russian/nekrasov/index.html,

http //www.omgmozg.ru. paravitta/mail/ru

Приложение А

Рисунок 1. Портрет В. П. Некрасов

Приложение Б

Рисунок 2. Русское кладбище в Париже

Приложение В

Рисунок 3. В окопах Сталинграда

Приложение Г

Рисунок 4. Книга «В окопах Сталинграда»

Приложение Д

Терзает, мучит, раздирает на части, и в то же самое время наполняет жизнь смыслом. От неё невозможно отказаться, но и приблизиться к ней вплотную порой несбыточно. Рассказ Леонида Андреева «Петька на даче» (краткое содержание следует далее) повествует именно о такой мечте…

Вольная тюрьма

В парикмахерской раздаётся окрик, отрывистый и громкий: «Мальчик, воды!» К Осипу Абрамовичу, парикмахеру, подбегает Петька, мальчик десяти лет, и худыми, нескладными ручонками протягивает жестянку с горячей водой. Вокруг скучный запах дешевых духов, мухи, грязь. Посетитель, как правило, нетребовательный: приказчики, швейцары, рабочие, мелкие чиновники, старые и молодые, аляповато одетые, с румяными щеками и маслянистыми наглыми глазками. За окном серые от пыли деревья, такие же серые, неохлаждённые тени от них. Невдалеке виднеются дома «дешёвого разврата». На скамейках сидят мужчины, женщины, странно одетые, со злыми, а зачастую и вовсе равнодушными лицами. Пьют водку, смеются, говорят хриплыми голосами, обнимаются, порой ругаются и даже дерутся, что не вызывает страха или жалости, а наоборот - всеобщее оживление и веселье… Петька не знал, мало ли, много ли он жил таким образом. Бесконечная вереница дней и ночей слилась воедино, в один длинный неприятный сон с постоянными криками: «Мальчик, воды!», - с растянувшимися рассказами его друга Николки о пьяных бабах и мужиках, и с нескончаемыми подношениями горячей воды, снова и снова… Рассказ Андреева «Петька на даче» на этом не заканчивается.

Неуловимая мечта

Продолжая рассказ «Петька на даче», вернёмся к главному герою. Из всех служащих в парикмахерской Петька был самым младшим. Когда-то его мать, кухарка Надежда, отдала мальчика в подмастерье к Осипу Абрамовичу. С тех пор он там ел, спал и служил, зимой и летом, без выходных и праздников, не ведая о других краях, или даже об иных кварталах и улицах. Время от времени его навещала мать, приносила угощения и сласти. Он лениво ел, мало говорил, не жаловался, и только просил забрать его отсюда. Куда? Он и сам не знал. Ему просто хотелось куда-нибудь далеко, в совсем иное место. Очень хотелось. Но какое это должно быть место? И сие ему было невдомёк. Поэтому он быстро забывал о своей просьбе, вяло, отрешенно прощался с матерью, не спрашивая, когда она приедет снова. Петька не знал, плохо ему живётся в парикмахерской или хорошо, скучно или весело, однако с каждым новым днём он всё более худел, покрывался нехорошими струпьями, и всё чаще разливал воду. Посетители то и дело с брезгливостью смотрели на грязного, веснушчатого, худого мальчика, который с острыми морщинками около глаз и под носом больше походил на старого карлика.

Дача

Рассказ «Петька на даче», краткое содержание которого изложено в данной статье, на этом не заканчивается. Однажды в обед нежданно-негаданно приехала Надежда и сообщила Петьке, что его вместе с ней отпускают погостить на дачу, в Царицыно, где живут её господа. Мальчик смутно представлял себе, что такое дача, однако внутри ощутил необъяснимую радость. Произошло то, о чём он мечтал. Он поедет в то самое место, куда он неосознанно стремился. Интересно, какое оно? Вокзал с его грохотом, сутолокою, торопливыми пассажирами; вагон поезда, проносящиеся за окном яркие пейзажи; бесконечный задумчивый лес, ясное, широкое небо, которое невозможно увидеть в городе; полянки, весёлые, светлые, зелёные - новые впечатления страшили, волновали, и вместе с тем наполняли его душу невиданным восторгом. Он смотрел и боялся пропустить, потерять малейшую подробность этого нового для него мира.

Прошло два дня. Только что вырванный из «каменных объятий городских громад», бледный, взволнованный, страшащийся, словно щенок, голубой глади озера, Петька уже чувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что существует парикмахерская, Осип Абрамович и вечный крик: «Мальчик, воды!» Он растолстел, хотя ел совсем мало. Незаметно и как-то вдруг исчезли с его лица морщинки, словно кто-то прошёлся по ним горячим утюгом. Он научился вырезать в орешнике удочку, копать червей и удить рыбу.

Возвращение в реальность: конец мечте

В конце рассказа «Петька на даче», краткое содержание которого упускает множество деталей, барин привозит из города Надежде письмо: Осип Абрамович срочно вызывает Петьку обратно на работу. Кухарка расплакалась и с тяжелым сердцем пошла звать сына. Ничего не подозревающий Петька играл на заднем дворе в «классики». Слова матери: «Надобно ехать, сынок!» - ничего для него не значили. Он улыбнулся и удивился. Для него больше не существовал город, парикмахерская с расколотыми зеркалами и вечно недовольный Осип Абрамович. Они стали для него призраками, безликими фантомами, а дача, удочка и запланированная на завтра рыбалка - фактами, его новой реальностью. Но постепенно его мысли стали проясняться, и произошла удивительная перестановка: Осип Абрамович стал самой что ни на есть объективной реальностью, действительным фактом, а удочка превратилась в призрак. Мальчик не просто заплакал, а начал неистово кричать, упал на землю, и начал кататься по земле.

На следующий день Петька отправился обратно, в город. И снова звучало резкое: «Мальчик, воды!», - и вновь сонные, апатичные глаза не видели, как расплескивали то там, то здесь горячую воду. А по ночам раздавался тихий голосок, и Николка жадно ловил каждое слово о даче, о том, чего никто, никогда не слышал и не видел, и всматривался в маленькое худое лицо, испещрённое мелкими морщинками около глаз и под носом…

Ещё раз хочется напомнить, что рассказ называется «Петька на даче». Краткое содержание не может передать всю тонкость и глубину чувств главного героя, поэтому прочтение произведения просто необходимо.

Урок литературного чтения по теме:

Л. Андреев «Петька на даче», 4 класс

Учитель начальных классов

Петрова Татьяна Григорьевна

МБОУ «Лицей № 9» г.Белгород

Цель урока: создание условий по изучению композиции рассказа, определению идейно-тематического содержания.

Личностные: способствовать созданию условий для осознания значимости своей деятельности в учебном процессе; умения высказывать и отстаивать свою точку зрения, готовности для саморазвития в процессе сотрудничеств.

Метапредметные задачи:

Регулятивные: создавать условия для наблюдения над выполнением целеполагания, оценки результата своих действий.

Познавательные: содействовать развитию умения исследовать и анализировать полученную информацию по теме, с целью выделения отличительных признаков и критериев для сравнения и классификации изучаемых объектов;

Коммуникативные: создавать условия для развития устной речи учащихся, умения слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группы и строить продуктивное сотрудничество, учиться на принципах толерантности обсуждать вопросы, учитывать позиции других людей.

Задачи предметные :

Содействовать формированию представления о композиционном строении рассказа.

Способствовать формированию умения по поступкам, словам, эмоциональным проявлениям делать выводы о характере героя, определять идейно-тематическое содержание произведения.

Совершенствовать навыки учащихся в различных видах чтения и пересказа.

Увидеть возрождение главного героя под влиянием новых впечатлений, переживаний.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: презентация; карточки для кластера, тесты; карточки для групповой и индивидуальной работы.

Планируемые результаты:

Научить сравнивать «два мира, два детства»: уютный мир деревни(дачи) и жестокий мир города(парикмахерской).

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

Виды деятельности учащихся

  1. Организационный момент

1. Приветствие учителя. Учащиеся читают эпиграф (Слайд №1). «Надежда, которая не угаснет».

Личностные

Регулятивные

2.Актуализация опорных знаний.

Целеполагание.

3.Открытие новых знаний:

А)выявление проблемы рассказа.

4.Усвоение новых знаний и способов действий.

  1. Учащиеся читают эпиграф и формулируют тему и цель урока: продолжим работу над произведен

На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?

Подробнее остановиться на образе главного героя.

Проследить за его изменением в городе на даче.

Обратить внимание на внешние и внутренние переживания.

Откуда будем получать информацию?

Какие действия нам помогут?

1.-Работа по тексту.

Какие смысловые части вы выделили в рассказе? (3части).

Тяжелые дни в парикмахерской.

Счастливые дни на даче.

Возвращение в город.

Учитель предлагает остановиться на составлении художественного портрета главного героя.

2.-Работа в группах. Заполнение таблицы юного критика: « Описание художественного портрета героя». Учитель предлагает использовать цветовую гамму для характеристики образа главного героя.

«Старший лаборант» группы получает задание. Учащиеся читают инструкцию по выполнению задания и приступают к поисковой деятельности.

Жизнь в городе.

Петька в поезде.

Петька на даче.

Возвращение в город.

Дача окончательно сломила Петьку или вселила в него надежду?

познавательные, личностные,

коммуникативные.Регулятивные-целеполагание

Коммуникативные,познавательные

Познавательные

5.Интеллектуально-мыслительная разминка

6.Систематизация и самооценка полученных знаний.

7.Подведение итогов и систематизация знаний.

8.Рефлексия.

Учащиеся находят ответы-таблицы, развешанные на стенах.

Проверим ваши знания содержания текста рассказа.

Какой художественный прием использует автор?

Какое образное сравнение помогает представить Петькины дни в парикмахерской?

Какое сравнение подобрал к облачкам?

Что хотел приласкать, как сестер?

Во время отчета групп о своей работе, учащиеся заполняют таблицу: «Художественный портрет главного героя».

После отчета групп, учащиеся делают вывод: используя прием контраста, автор противопоставляет два мира: реальный и сказочный. Дача оставляет надежду на лучшую жизнь, воспоминания.

Работа в парах.

1.Составление мини-кластера «Мир реальный- мир мечты.» Охарактеризуйте жизнь Петьки на даче и в городе.

Учащиеся приходят к выводу:

Под влиянием новых впечатлений происходит возрождение личности.

Идея рассказа:

Боль за униженных и оскорбленных .

- Теперь мы можем ответить на вопрос поставленный в начале урока о названии рассказа?

Андреев назвал рассказ «Петька на даче». так как это самое яркое событие в жизни героя. Оно дало ему надежду на лучшую жизнь.

Давайте пополним нашу копилку знаний.

О том, как люди должны относиться друг к другу, быть добрее, уметь сострадать.

Какие знания и умения помогли вам сегодня на уроке?

Напишите одно из нравственных качеств, которое вы воспитываете в себе и цените в людях на карточке и закрепите его на демонстрационной ленте, а если вдруг вы забудете,- вспомните о нашем уроке. И чудо произойдет, оно к вам вернется!

Желаю удачи!

Коммуникативные, регулятивные, познавательные

Коммуникативные,познавательные,

Регулятивные, личностные