Автобиография афанасий фет. Когда родился и умер Фет? Афанасий Афанасьевич Фет: краткая биография. Обучение в университете и новое знакомство

27. М .Е. Салтыков-Щедрин: от повестей в духе «натуральной школы» («Противоречие», «Запутанное дело») к сатирической эпопее («История одного города», «Господа Головлевы»)

Пробуждение литературного энтузиазма у Салтыкова-Щедрина принято относить к лицейским годам. Началом его творчества становится лирический мелодизм, растянувшийся на пять лет (гг.). Стихотворные опыты Салтыкова не отличались тематическим разнообразием – в основном он воспроизводил темы (двоемирие, образ неба, мотив отчуждения от земного мира, трагическая любовь), которые были открыты западноевропейским и русским романтизмом. Именно в ранней поэзии Салтыкова определяется художественная доминанта всего дальнейшего его творчества: она – в мотиве отчуждения от земного мира, который уже тогда воспринимался Салтыковым как стихия враждебная человеку. Уже в начале литературной деятельности художественный мир Салтыкова был распахнут для самых различных традиций – Рабле, Свифт, Золя, Диккенс, Крылов, Грибоедов, Гоголь. В наибольшей степени литературная судьба писателя оказалась в зависимости от Пушкина. Литературный стимул первых лет – равнение на Пушкина и его опережение. Со временем, убедившись в тщетности своих попыток, Салтыков начинает бежать стихотворства вообще и, по выходе из лицея, переключается на литературную критику и прозу. Творческий дебют – повесть «Запутанное дело», напечатанная в мартовской книжке «Отечественных записок» за 1848 г. Повесть, защищающая «маленького человека» и отрицающая право на избранность великих мира сего вызвала гнев, и молодой писатель был поскорее выслан в г. Вятка. Годом раньше, в 1847 году, Салтыков пишет повесть «Противоречие». По всей видимости, она была напечатана не сразу: 1) не удалось найти никакой информации о ее публикации; 2) как дебют всюду фигурирует именно «Запутанное дело» 1848 г. Переходим от общих слов к текстам:

Противоречия.

· Повествовательная техника – два рассказчика (пишущий письма Нагибин и ведущая дневник Таня). Повесть вполне может рассматриваться как история любви Нагибина и Тани, осложненная (и погубленная!!) патологическим пристрастием Нагибина к охлаждающему сердце и губящему душевный порыв анализу окружающей действительности в духе «вот Таня меня любит, и я вроде бы тоже, но как я могу быть с ней, если я небогат, да и вообще как-то всё непонятно получается». Подобный пан-аналитизм и всепоглощающая рефлексия над явлением любого порядка (чувство, человек, поступок и т. д.) явным образом отсылают к традициям натуральной школы (Белинский, Григорович, Даль, Некрасов, Панаев).

· Мотив изучения и описания: встречается довольно часто на всем протяжении повести и характеризует отношение Нагибина к окружающему миру (Каких, подумаешь, нет на свете людей! Сколько предметов для изучения! // Опишу вам семейство Крошиных).

· Действие: действие в повести максимально ослаблено и сведено к минимуму – история состоит из писем и выдержек из дневника Татьяны, отличающихся, в первую очередь, пересказом от лица рассказчика и осмыслением – передача тех или иных событий в режиме псевдо-реального времени встречается крайне редко.

· Описательная комплексность и склонность к типологизации : 1) Крошин (тот самый барин) как представитель типа русских помещиков отличающихся несоответствием внутреннего содержания и внешнего образа: скопидомский эгоизм VS добрый христианин, почтенный отец семейства, благонамеренный гражданин, друг человечества; 2) Крошин как типичный будничный характер: утренний чай, поход в поле, брань, обед, брань, отдых, чай и т. д.

· Природа нагибинского метода постижения окружающей действительности: кроме знакомой нам подробной регистрации фактов (не такой подробной, как у физиологистов) в повести присутствует их осмысление, анализ причин и следствий – формирование очерка 60-х. В качестве примера привожу рефлексию Нагибина над снисходительностью и благодетельским пафосом (импульс – «снисходительность и благодетельский пафос» помещика, в чьем доме Нагибин служит репетитором):

<…> Человек богатый как бы мягок и цивилизован ни был, коль скоро принимает услуги бедного, непременно даст ему почувствовать всю тяжесть своего мнимого благодеяния <…> И образованный человек, уж по одному тому, что он имеет, а я не имею все-таки не настолько отказался от общественных предрассудков, чтобы не видеть простого наемника в человеке, которого услугою он пользуется, но так как он понимает, что иметь и не иметь вовсе не от нас зависит, что это более игра случая, нежели результат разумных причин, то и старается всячески сгладить, сделать неприметным расстояние <…> но уверяю вас, этот невинный эклектизм гораздо невыносимее для человека мыслящего, нежели всякие медвежьи выходки степного невежды.

Думаю, достаточно. Сейчас очень важный момент: Повесть «Противоречие» - это в первую очередь художественное произведение и суть его не в физиологическом познании мира. Вся содержащаяся в нем типология русского помещика и властной женщины - обманка. Натурализм в повести Салтыкова-Щедрина – объект изображения и рефлексии. Натурализм как тип характера. Можно даже сказать, что «Противоречие» – это повесть о «натуралисте». Разумеется, все содержание натурализмом не исчерпывается (тут еще и масса параллелей с «Евгением Онегиным» и пр.) формулировка вопроса заставляет меня акцентировать на нем внимание. Вообще, «натурализм как тип характера» звучит резковато и как-то нетрадиционно… Ладно, главное – передать суть. Да, об отличиях (которых гораздо больше, чем сходств):

· Герои прорисованы глубже: 1) Биография; 2) Личные переживания (дневник Тани наполнен детскими страхами, тоской по умершей маме).

· Эмоциональной сухости и строгости физиологического очерка не соответствует традиционная щедринская склонность к сатире и гротеску (дагерротипичность VS художественность):

<речь Крошина на похоронах> «Уж за что же, - говорил он, - вы нас оставили? Уж за что ж вы рассердились на нас? Маленькие вы были – мы вас воспитали, мадаму для вас мы наняли, платья вам покупали! Подросли вы – замуж мы вас выдали, приданое вам дали! Ездили вы к нам – лошадей ваших овсом кормили! Уж за что вы нас оставили, за что рассердились на нас?»

· Запутанное дело. Так, подробно писать об этой повести я не стану – всё вышесказанное остается в силе, да и гос. длится не вечно – демонстрируйте этот период в творчестве С-Щ на материале «Противоречия». Итак, присутствуют физиологич. мотивы («Мозговое вещество Ивана Самойлыча подернулось пеленою»), повышенное внимание к деталям (до физиологического размаха далеко), содержание не исчерпывается детальностью.

В 1856 году Салтыков возвращается из ссылки и возобновляет литературную деятельность «Губернскими очерками» . В цикле девять разделов, включающих тридцать одно произведение разных жанров (очерк, воспоминание, рассказ, новелла, драматические сцены). Финальная часть «Дорога» (тридцать второе произведение) – это путевой очерк. Основное связующее звено здесь – Н. Щедрин: он и повествователь, и рассказчик, и действующее лицо. «Сквозной» характер образа Щедрина – фактор, способствующий достижению повествовательной цельности цикла. Структура цикла полностью подчинена сатирической логике Салтыкова: если «крутогорский» мир враждебен человеку, значит, его надо разрушить. Именно такую эсхатологическую направленность имеет сцена «похорон». Следующее крупное произведение«История одного города» (1869-70). В промежутке – «Сатиры в прозе» (1863), где зарождался образ города Глупова. Разговор об этом произведении можно выстроить по-разному, я рекомендую коснуться жанровой принадлежности и полемики вокруг нее. Дело в том, что это достаточно интересный и вопрос, который поможет Вам избежать немодного разговора о салтыковской обличительности, духе протеста и социальной направленности. Вокруг жанровой принадлежности «ИОГ» шли споры – одни исследователи, опираясь на название и особенности формы, атрибутировали произведение, как «историческую хронику». Другие сочли такое определение неудовлетворительным, поскольку, напоминая по своей структуре сатирический цикл и хронику, «ИОГ» представляет собой гротескно-сатирический роман-эпопею: перед нами широкое эпическое полотно со сквозными героями (градоначальники и глуповцы), жанровой однородностью составных частей-глав (а не отдельных очерков) и сквозным сюжетом, представляющим собой историческую цепь событий, разворачивающихся в городе Глупове. Повествователь – летописец. Сатирическая установка проявляется не в прямых оценках и суждениях повествователя-летописца, а в показе внутренней нелепости, комичности изображаемых событий.

В процессе работы над «Историей одного города» в творчестве писателя стала формироваться идея сатирического цикла «Сказки». Первые тексты (3 штуки) были опубликованы в «Отечественных записках» в 1869 году, однако весь цикл оформился значительно позднее, когда Салтыков с 1883 по 1886 г. написал еще 29 сказок.

«Господа Головлевы» (). Путь писателя к «ГГ» был очень долгим. Первые романные эксперименты Салтыков начал еще во второй половине 40-х годов, старательно копируя «Евгения Онегина» в «Противоречиях» и незавершенном романе «Глава». Постепенно Салтыков начинает полемизировать (публицистика) с пушкинским романом: основными объектами полемики становятся «онегинская» коллизия и любовная интрига как основа для романа вообще. В полемике Салтыков вырабатывает ту жанровую форму романа, которая и будет реализована в «ГГ». По своей жанровой природе «ГГ» - это сочетание семейного романа с психологическим: сюжет развивается как семейная хроника с параллельным возникновением психологической сюжетной стихии. В соответствии с этим складывается композиция произведения, в которой больше форм, отвечающих потребностям психологического анализа: сквозная параллель Порфирий – Иуда (параллель доведена до конца – Порфирий кончает жизнь чем-то очень похожим на самоубийство), повествовательские психологические комментарии, психологически заостренные портретные характеристики, монологи, в т. ч. и внутренние, психологически насыщенные диалоги и пейзажные зарисовки. Отмеченная библейская параллель и тема людского отчуждения делают «ГГ» ещё и романом-притчей.

Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в нояб-ре 1820 года. История его рождения не сов-сем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принад-лежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от мужа и дочери. Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получив-ший фамилию Шеншин. Четырнадцать лет спустя духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родите-лей, и Афанасий был лишен права носить фамилию отца и лишен дворянского титула. Это событие ранило впечатлительного ре-бенка, и он почти всю свою жизнь пережи-вал двусмысленность своего положения. Кроме того, он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила цер-ковь. Он окончил университет, где учился сначала на юридическом, затем на филоло-гическом факультете. В это время, в 1840 году, он и издал отдельной книгой свои пер-вые произведения, не имевшие, однако, ни-какого успеха.

Получив образование, Афанасий. Афанасьевич решил стать военным, так как офицерский чин давал возможность получить дворянский титул. Но в 1858 году А. Фет вынужден был выйти в отставку. Дворянских прав он так и не завоевал — в то время дворянство давало только чин полковника, а он был штаб-ротмис-тром. Но годы военной службы можно считать периодом расцвета его поэтической деятель-ности. В 1850 году в Москве вышли «Стихотво-рения» А. Фета, встреченные читателями с восторгом. В Петербурге он познакомился с Некрасовым, Панаевым, Дружининым, Гон-чаровым, Языковым. Позднее он подружился со Львом Толстым. Эта дружба была долгой и плодотворной для обоих.

В годы военной службы Афанасий Фет пе-режил трагическую любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма та-лантливой и образованной. Она тоже полюби-ла его, но они оба были бедны, и Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла. До самой смерти поэт помнил о сво-ей несчастной любви, во многих его стихах слышится ее неувядаемое дыхание.

В 1856 году увидела свет новая книга по-эта. Выйдя в отставку, А. Фет купил землю в Мценском уезде и решил посвятить себя сельскому хозяйству. Вскоре он женился на М. П. Боткиной. В деревне Степановке Фет прожил семнадцать лет, лишь ненадолго на-езжая в Москву. Здесь застал его высочай-ший указ о том, что за ним наконец утверж-дена фамилия Шеншин со всеми связанны-ми с нею правами.

В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву. Эти годы в отличие от лет, прожитых в Степановке, отмечены его возвращением к литературе. Все свои стихи поэт подписывал фамилией Фет: под этим именем он приобрел поэтическую славу, и оно было ему дорого. В этот период А. Фет издал собрание своих сочинений под назва-нием «Вечерние огни» — всего было четыре выпуска.

В 1889 году, в январе, в Москве было торже-ственно отмечено пятидесятилетие литера-турной деятельности А. А. Фета, а в 1892 году поэт скончался, не дожив двух дней до 72 лет. Похоронен он в селе Клейменово — родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла.

А. А. Фет прожил долгую и трудную жизнь. Сложной была и его литературная судьба. Из его творческого наследия современному читателю известна в основном поэзия и куда меньше — проза, публицистика, переводы, мемуары, письма. Без Афанасия Фета трудно себе представить жизнь литературной Моск-вы XIX века. В его доме на Плющихе бывали многие знаменитые люди. Долгие годы он дружил с А. Григорьевым, И. Тургеневым. На музыкальных вечерах у Фета перебывала вся литературная и музыкальная Москва.

Стихи А. Фета — это чистая поэзия в том смысле, что там нет ни капельки прозы. Он не воспевал жарких чувств, отчаяния, вос-торга, высоких мыслей, нет, он писал о са-мом простом — о природе, о самых простых движениях души, даже о минутных впечат-лениях. Его поэзия радостна и светла, она наполнена светом и покоем. Даже о своей загубленной любви поэт пишет светло и спокойно, хотя его чувство глубоко и све-жо, как в первые минуты. До конца жизни Фет не утратил способности радоваться.

Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, обра-зен, музыкален. Недаром к его поэзии обра-щались и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие компо-зиторы. «Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант...» — говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широ-кую известность.

Фета можно назвать певцом русской при-роды. Приближение весны и осеннее увяда-ние, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и без края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно за-мерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза:

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой...

Превосходно передает Фет и «благоухаю-щую свежесть чувств», навеянных природой, ее красотой, прелестью. Его стихи проник-нуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Поэт необычайно тонко раскрывает разнообразные оттенки челове-ческих переживаний. Он умеет уловить и об-лечь в яркие, живые образы даже мимолет-ные душевные движения, которые трудно обозначить и передать словами:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Обычно А. Фет в своих стихах останавлива-ется на одной фигуре, на одном повороте чувств, и в то же время его поэзию никак нельзя назвать однообразной, наоборот, — она поражает разнообразием и множеством тем. Особая прелесть его стихов помимо со-держания именно в характере настроений по-эзии. Муза Фета легка, воздушна, в ней будто нет ничего земного, хотя говорит она нам именно о земном. В его поэзии почти нет дей-ствия, каждый его стих — это целый ряд впе-чатлений, мыслей, радостей и печалей. Взять хотя бы такие из них, как «Луч твой, летящий далеко...», «Недвижные очи, безумные очи...», «Солнце луч промеж лип...», «Тебе в молчании я простираю руку...» и другие.

Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был художни-ком с исключительно развитым чувством красоты; наверное, потому так прекрасны в его стихах картины природы, которую он воспроизводил такой, какая она есть, не до-пуская никаких украшений действительности. В его стихах узнаваем конкретный пей-заж — средней полосы России.

Во всех описаниях природы поэт безуко-ризненно верен ее мельчайшим черточкам, оттенкам, настроениям. Именно благодаря этому были созданы такие поэтические шеде-вры, как «Шепот, робкое дыхание...», «Я при-шел к тебе с приветом...», «На заре ты ее не буди...», «Заря прощается с землей...».

Любовная лирика Фета — самая откровен-ная страница его поэзии. Сердце поэта от-крыто, он не щадит его, и драматизм его стихов буквально потрясает, несмотря на то что, как правило, основная их тональность светлая, мажорная.

Стихи А. А. Фета любимы у нас в стране. Время безоговорочно подтвердило цен-ность его поэзии, показало, что она нужна нам, людям XXI века, потому что говорит о вечном и самом сокровенном, открывает красоту окружающего мира.

Афанасий Афанасьевич Фет (настоящая фамилия Шеншин) (1820-1892) - русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1886).

Афанасий Фет родился 5 декабря (23 ноября по старому стилю) 1820 года в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Он был внебрачным сыном помещика Шеншина и в четырнадцать лет по решению духовной консистории получил фамилию своей матери Шарлотты Фет, одновременно утратив право на дворянство. Впоследствии он добился потомственного дворянского звания и возвратил себе фамилию Шеншин, но литературное имя - Фет - осталось за ним навсегда.

Афанасий учился на словесном факультете Московского университета, здесь он сблизился с Аполлоном Григорьевым и входил в кружок студентов, усиленно занимавшихся философией и поэзией. Еще студентом, в 1840 году, Фет издал первый сборник своих стихотворений - "Лирический Пантеон". В 1845-1858 годах он служил в армии, затем приобрел большие земли и стал помещиком. По своим убеждениям А. Фет был монархистом и консерватором.

Происхождение Афанасия Афанасьевича Фета до сих пор остается до конца не выясненным. Согласно официальной версии, Фет был сыном орловского помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и Шарлотты-Елизаветы Фет, сбежавшей от своего первого мужа в Россию. Бракоразводный процесс затянулся, и свадьба Шеншина и Фет произошла только после рождения мальчика. По другой версии его отцом был первый муж Шарлотты-Елизаветы Иоганн-Петер Фет, но ребенок родился уже в России и был записан под фамилией своего приемного отца. Так или иначе, в возрасте 14 лет мальчик был признан незаконнорожденным и лишен всех дворянских привилегий. Это событие, в одночасье превратившее сына богатого русского помещика в безродного иностранца, оказало глубокое влияние на всю последующую жизнь Фета. Желая оградить сына от судебных разбирательств относительно его происхождения, родители отправили мальчика в немецкую школу-пансион в городе Верро (Выру, Эстония). В 1837 полгода провел он в московском пансионе Михаила Петровича Погодина, готовясь к поступлению в Московский университет и в 1838 стал студентом историко-филологического отделения философского факультета. Университетское окружение (Аполлон Александрович Григорьев, в доме которого Фет жил во все время своего обучения, студенты Яков Петрович Полонский, Владимир Сергеевич Соловьев, Константин Дмитриевич Кавелин и др.) как нельзя лучше способствовало становлению Фета как поэта. В 1840 он выпустил первый сборник «Лирический Пантеон А. Ф». Особого резонанса «Пантеон» не произвел, однако сборник заставил обратить на себя внимание критиков и открыл дорогу в ключевые периодические издания: после его публикации стихи Фета стали регулярно появляться в «Москвитянине» и «Отечественных записках».

Ты говоришь мне: прости! Я говорю: до свиданья!

Фет Афанасий Афанасьевич

Надеясь получить дворянскую грамоту, в 1845 году Афанасий Афанасьевич записался в кирасирский орденский полк, расквартированный в Херсонской губернии, в чине унтер-офицера, уже через год он получил звание офицера, однако незадолго до этого стало известно, что отныне дворянство дает только чин майора. В годы херсонской службы в жизни Фета разразилась личная трагедия, наложившая отпечаток на последующее творчество поэта. Возлюбленная Фета, дочь отставного генерала Мария Лазич, скончалась от полученных ожогов - ее платье вспыхнуло от по неосторожности или нарочно уроненной спички. Версия самоубийства кажется наиболее вероятной: Мария была бесприданницей, и ее брак с Фетом был невозможен. В 1853 году Фет был переведен в Новгородскую губернию, получив возможность часто бывать в Петербурге. Его имя постепенно возвращалось на страницы журналов, этому способствовали новые друзья - Николай Алексеевич Некрасов, Александр Васильевич Дружинин, Василий Петрович Боткин, входившие в редакцию «Современника». Особую роль в творчестве поэта сыграл Иван Сергеевич Тургенев, подготовивший и опубликовавший новое издание стихотворений Фета (1856).

В 1859 году Афанасий Афанасьевич Фет получил долгожданный чин майора, однако мечте вернуть дворянство не суждено было тогда исполниться - с 1856 этот титул присуждался только полковникам. Фет вышел в отставку и после продолжительной поездки за границу обосновался в Москве. В 1857 женился на немолодой и некрасивой Марии Петровной Боткиной, получив за ней солидное приданое, позволившее приобрести поместье в Мценском уезде. «Он сделался теперь агрономом - хозяином до отчаянности, отпустил бороду до чресл... о литературе слышать не хочет и журналы ругает с энтузиазмом», - так комментировал произошедшие с Фетом перемены И. С. Тургенев. И действительно, в течение долгого времени из-под пера талантливого поэта выходили только обличительные статьи о пореформенном состоянии сельского хозяйства. «Людям не нужна моя литература, а мне не нужны дураки», - написал Фет в письме к Николаю Николаевичу Страхову, намекая на отсутствие интереса и непонимание со стороны современников, увлеченных гражданской поэзией и идеями народничества. Современники отвечали тем же: «Все они (стихи Фета) такого содержания, что их могла бы написать лошадь, если бы выучилась писать стихи», - так звучит хрестоматийная оценка Николая Гавриловича Чернышевского.

К литературному творчеству Афанасий Фет вернулся лишь в 1880-х годах после возвращения в Москву. Теперь он уже был не безродный бедняк Фет, а богатый и уважаемый дворянин Шеншин (в 1873 сбылась, наконец, его мечта, получена дворянская грамота и фамилия отца), умелый орловский помещик и владелец особняка в Москве. Он снова сблизился со своими старыми друзьями: Полонским, Страховым, Соловьевым. В 1881 увидел свет его перевод основного труда Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление», год спустя - первой части «Фауста», в 1883 - сочинений Горация, позже Децима Юния Ювенала, Гая Валерия Катулла, Овидия, Марона Публия Вергилия, Иоганна Фридриха Шиллера, Альфреда де Мюссе, Генриха Гейне и других знаменитых писателей и поэтов. Небольшими тиражами выходили сборники стихов под общим названием «Вечерние огни». В 1890 году появились два тома мемуаров «Мои воспоминания»; третий, «Ранние годы моей жизни», был опубликован посмертно, в 1893 году.

К концу жизни физическое состояние Фета стало невыносимым: резко ухудшилось зрение, обострившаяся астма сопровождалась приступами удушья и мучительнейшими болями. 21 ноября 1892 Фет продиктовал своей секретарше: «Не понимаю сознательного преумножения неизбежных страданий, добровольно иду к неизбежному». Попытка самоубийства не удалась: поэт скончался раньше от апоплексического удара.

Все творчество Фета может быть рассмотрено в динамике своего развития. Первые стихи университетского периода тяготеют к воспеванию чувственного, языческого начала. Прекрасное обретает конкретные наглядные формы, гармоничные и завершенные. Между духовным и плотским мирами не существует противоречия, есть то, что их объединяет - красота. Поиск и раскрытие красоты в природе и человеке - вот основная задача раннего Фета. Уже в первом периоде появляются тенденции, характерные для более позднего творчества. Предметный мир станл менее четким, а на первый план вышли оттенки эмоционального состояния, импрессионистические ощущения. Выражение невыразимого, бессознательного, музыки, фантазии, переживания, попытка ухватить чувственное, не предмет, а впечатление от предмета - все это определило поэзию Афанасия Фета 1850-1860-х годов. Поздняя лирика писателя складывалась во многом под влиянием трагической философии Шопенгауэра. Для творчества 1880-х годов характерна попытка уйти в другой мир, мир чистых идей и сущностей. В этом Фет оказался близок эстетике символистов, считавших поэта своим учителем.

Афанасий Афанасьевич Фет скончался 3 декабря (21 ноября по старому стилю) 1892 года, в Москве.

"Его статьи, в которых он ратовал за интересы помещиков, возбуждали негодование всей передовой печати. После долгого перерыва в поэтической работе, на седьмом десятке своих лет, в 80-х годах Фет выпускает сборник стихов "Вечерние огни", где его творчество развернулось с новой силой.

Фет вошел в историю русской поэзии как представитель так называемого "чистого искусства". Он утверждал, что красота - единственная цель художника. Природа и любовь были главными темами произведений Фета. Но в этой сравнительно узкой сфере талант его проявился с огромным блеском. ...

Афанасий Фет особенно мастерски передавал нюансы чувств, смутные, беглые или едва зарождающиеся настроения. "Уменье ловить неуловимое" - так характеризовала критика эту черту его дарования".

Стихотворения Афанасия Фета

На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру
Долго, долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди...
На заре она сладко так спит!

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня веселье веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.

Какие-то носятся звуки
И льнут к моему изголовью.
Полны они томной разлуки,
Дрожат небывалой любовью.

Казалось бы, что ж? Отзвучала
Последняя нежная ласка,
По улице пыль пробежала,
Почтовая скрылась коляска...

И только... Но песня разлуки
Несбыточной дразнит любовью,
И носятся светлые звуки
И льнут к моему изголовью.

Музе

Надолго ли опять мой угол посетила,
Заставила еще томиться и любить?
Кого на этот раз собою воплотила?
Чьей речью ласковой сумела подкупить?

Дай руку. Сядь. Зажги свой факел вдохновенный.
Пой, добрая! В тиши признаю голос твой
И стану, трепетный, коленопреклоненный,
Запоминать стихи, пропетые тобой.

Как сладко, позабыв житейское волненье,
От чистых помыслов пылать и потухать,
Могучее твое учуя дуновенье,
И вечно девственным словам твоим внимать.

Пошли, небесная, ночам моим бессонным
Еще блаженных снов и славы и любви,
И нежным именем, едва произнесенным,
Мой труд задумчивый опять благослови.

Всю ночь гремел овраг соседний,
Ручей, бурля, бежал к ручью,
Воскресших вод напор последний
Победу разглашал свою.

Ты спал. Окно я растворила,
В степи кричали журавли,
И сила думы уносила
За рубежи родной земли,

Лететь к безбрежью, бездорожью,
Через леса, через поля, -
А подо мной весенней дрожью
Ходила гулкая земля.

Как верить перелетной тени?
К чему мгновенный сей недуг,
Когда ты здесь; мой добрый гений,
Бедами искушенный друг?

Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы, -
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Прости и все забудь в безоблачный ты час,
Как месяц молодой на высоте лазури;
И в негу внешнюю врываются не раз
Стремленьем молодым пугающие бури.

Когда ж под тучею, прозрачна и чиста,
Поведает заря, что минул день ненастья, -
Былинки не найдешь и не найдешь листа,
Чтобы не плакал он и не сиял от счастья.

Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветер с цветущих берегов.

Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам
Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец -
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,
Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудит и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
1891.

Афанасий Афанасьевич Фет - цитаты

Ночь. Не слышно городского шума. В небесах звезда - и от нее, Будто искра, заронилась дума Тайно в сердце грустное мое.

Мама! глянь-ка из окошка - Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело - Видно, есть мороз. Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней - Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты.

Давно забытые, под лёгким слоем пыли, Черты заветные, вы вновь передо мной И в час душевных мук мгновенно воскресили Всё, что давно-давно утрачено душой. Горя огнём стыда, опять встречают взоры Одну доверчивость, надежду и любовь, И задушевных слов поблекшие узоры От сердца моего к ланитам гонят кровь.

Встречу ль яркую в небе зарю, Ей про тайну свою говорю, Подойду ли к лесному ключу И ему я про тайну шепчу. А как звёзды в ночи задрожат, Я всю ночь им рассказывать рад; Лишь когда на тебя я гляжу, Ни за что ничего не скажу.

Из тонких линий идеала, Из детских очерков чела Ты ничего не потеряла, Но всё ты вдруг приобрела. Твой взор открытей и бесстрашней, Хотя душа твоя тиха; Но в нём сияет рай вчерашний И соучастница греха.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820 - 1892) – известный русский поэт с немецкими корнями, переводчик, лирик, автор мемуаров. Член-корреспондент Академии наук Петербурга.

Ранние годы

Родился будущий поэт 23 ноября (5 декабря по новому стилю) 1820 года в с. Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии (Российская империя).

Будучи сыном Шарлотты-Елизаветы Беккер, уехавшей из Германии в 1820 году, Афанасий был усыновлен дворянином Шеншиным. Через 14 лет в биографии Афанасия Фета произошло неприятное событие: обнаружилась ошибка в записи о рождении, что лишило его титула.

Образование

В 1837 году Фет окончил частный пансион Крюммера в городе Верро (сейчас Эстония). В 1838 году поступил в Московский университет на философский факультет, продолжая увлекаться литературой. Окончил университет в 1844 году.

Творчество поэта

В краткой биографии Фета стоить отметить, что первые стихи были написаны им еще в юности. Поэзия Фета впервые публикуется в сборнике «Лирический пантеон» в 1840 году. С тех пор стихотворения Фета постоянно печатаются в журналах.

Стремясь всеми возможными способами вернуть себе дворянский титул, Афанасий Фет пошел служить унтер-офицером. Затем в 1853 году в жизни Фета происходит переход в гвардейский полк. Творчество Фета даже в те времена не стоит на месте. В 1850 году выходит его второй сборник, в 1856 – третий.

В 1857 году поэт женится на Марии Боткиной. Уйдя в отставку в 1858 году, так и не добившись возвращения титула, приобретает землю, посвящает себя ведению хозяйства.

Новые произведения Фета, опубликованные с 1862 до 1871 года, составляют циклы «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Они включают новеллы, рассказы, очерки. Афанасий Афанасиевич Фет строго разграничивает свою прозу и поэзию. Поэзия для него романтична, а проза – реалистична.

Николай Некрасов писал о Фете: «Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина , не почерпнёт столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г.Фет».

Последние годы жизни

В 1873 году Афанасию Фету было возвращено звание, а также фамилия Шеншин. После этого поэт занимается благотворительностью. На этом этапе стихи Афанасия Фета публикуются в сборниках «Вечерние огни», которых с 1883 по 1891 выходит четыре выпуска. Поэзия Фета содержит в основном две темы: природу, любовь.

Смерть настигла поэта 21 ноября 1892 года в Москве в своем доме на Плющихе. Фет скончался от сердечного приступа. Афанасий Афанасьевич был похоронен в родовом имении Шеншиных в с. Клейменово Орловской губении.

Интересные факты

  • Кроме сочинения стихотворений Фет до самой старости занимался переводами. Ему принадлежат переводы обеих частей «Фауста» Гёте. Он даже планировал перевести книгу Иммануила Канта «Критика чистого разума», но оставил эту идею и взялся за перевод произведений Артура Шопенгауэра .
  • Поэт пережил трагическую любовь к Марии Лазич – поклоннице его творчества. Эта девушка была образованной и очень талантливой. Их чувства были взаимны, но паре не удалось связать свои судьбы. Мария погибла, а поэт всю жизнь помнил свою несчастную любовь, которая повлияла на его творчество. Именно ей он посвятил поэму «Талисман», стихотворения «Старые письма», «Ты отстрадала, я ещё страдаю…», «Нет, я не изменил. До старости глубокой…» и другие стихотворения.
  • Некоторые исследователи жизни Фета полагают, что смерти поэта от сердечного приступа предшествовала попытка суицида.
  • Именно Фет автор известной фразы, которая вошла в «Приключения Буратино» А. Н. Толстого - «А роза упала на лапу Азора».

Афанасий Афанасьевич Фет – родился в 1820 году, а умер в 1892.

Жил юный поэт в небольшой деревне. Позже обучался заграницей и после приехал в Москву, умело лавируя полученными знаниями. Творчество Фета принято считать виртуозно – экспериментальным. Автор любил инновации и часто применял их в своих произведениях. Его сборники стали выпускать уже на двадцатом году Шеншина. (Русская фамилия Фета)

Афанасия Афанасьевича признавали одним из лучших пейзажистов, потому что описание природы в его произведениях действительно поражают своей красотой. Для поэта было характерно посвящать свои стихотворения природе. Каждый пейзаж символизирован: весна – молодость, пора безудержной любви; осень – старость, увядание жизни; ночь – беда, действие тёмных сил; утро – восход всего нового и доброго.

Ещё одной особенностью для творчества Фета является использование различных повторов – анафора, эпифора, рефрен. Это помогало поэту усилить передачу ощущений. В жанровом отношении Фет тяготеет к фрагменту, лирической миниатюре, циклизации.

Поэт «раскрепостил» слово и увеличил нагрузку на него – грамматическую, эмоциональную, смысловую и фонетическую нагрузку. Это было новаторство Афанасия Афанасьевича в отношении к художественному слову.

Подробнее биография Фета

Афанасий Фет - переводчик и поэт-лирик. Его стихи уже несколько поколений являются частью школьной программы.

Он родился в 1820 году в селе Новосёлки, что неподалеку от Мценска - уездного города Орловской губернии. В селе находилось имение его отца, отставного военного Афанасия Неофитовича Шеншина. Он обвенчался заграницей в 1820 году с его будущей матерью, Шарлоттой Фет, которая носила фамилию бывшего мужа. Именно эта фамилия и досталась её сыну: когда мальчику исполнилось 14 лет выяснилось, что православное венчание было совершено после того, как Афанасий появился на свет. Духовная консистория лишила мальчика фамилии отца, а вслед за этим - дворянских привилегий.

Фет получил хорошее домашнее образование. В 14 лет его отправили в немецкий пансион города Верро, что ныне в Эстонии.

В 18 лет поступил в Московский университет на юридический факультет, но скоро перешел на факультет словестности. Обучался 6 лет: с 1838 по 1844 годы.

Именно во время обучения в университете Фет публикует первые стихи. Его дебют состоялся в 1840 году: сборник стихов «Лирический пантеон» появился в печати. Он начинает сотрудничать с «Отечественными записками» и «Москвитянином».

После окончания университета поэт решил попытаться вернуть себе дворянское звание, поступив на службу кавалеристом в армию в 1845 году. Уже через год ему присвоили офицерское звание. Но, к сожалению, он так и не получил дворянскую грамоту, её давали только со звания майора.

Это был тяжелый период в жизни Афанасия Фета. Он сильно переживал из-за смерти его возлюбленной - Марии Лазич. Она погибла при пожаре. В это время он посвятил её множество стихов.

В 1853 году он был переведен в гвардейский полк, который находился в Санкт-Петербурге. Там он сблизился с кружком журнала «Современник». В него входили: Тургенев, Дружинин, Некрасов. Особую роль занимала дружба с Тургеневым, который помог составить и опубликовать новое издание стихов Фета в 1856 году.

В 1857 году Фет женился. Его избранницей была Мария Боткина - сестра литературного критика Василия Боткина. Мария не отличалась особенной красотой, но зато имела за собой большое приданное. Именно эти средства позволили поэту купить имение Степановка. Он решил выйти в отставку и заняться обустройством имения, которое было немаленькое: 200 десятин земли. Его друзья расценивали этот поступок, как измена литературе. Действительно, из его пера стали выходить только заметки о сельском хозяйстве и небольшие литературные очерки. Фет объяснял это тем, что его творчество никому не интересно.

К творчеству писатель вернулся только спустя 17 лет, когда продал улучшенное имение и купил дом в Москве. Теперь он был не бедняком, а известным орловским помещиком. Писатель снова примыкает к своим друзьям. Он усиленно занимается переводом классической немецкой литературы.

К 1892 году состояние поэта стало резко ухудшаться: он стал задыхаться, испытывая ужасные боли, у него почти пропало зрение. В последние месяцы жизни он часто думал о самоубийстве. Умер 21 ноября 1892 года.

Вариант 3

Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году и оставил этот мир спустя практически целый век, прожив невероятно насыщенную жизнь до 1892 года. По большей части лирика Фета относилась к теме природы или любви. Эти темы являются довольно распространенными, но поэт не был банальным и смог создать ряд действительно выдающихся произведений.

Фета нередко называли поэтом-музыкантом, ведь он создавал стихи, которые становились основой для романсов. К слову, романсы на стихи Фета пользуются популярностью до сих пор и звучат со сцены.

Сначала Фет обучается в пансионе на территории Эстонии, а после этого поступает на факультет словесности в Московском университете. В городе поэт начинает общаться с различными представителями творческой элиты и приобретает некоторую популярность, произведения Фета хвалил Гоголь и многие другие величины того времени.

Произведения Фета по большей части наполнены некоторой легкостью и как бы отрешенностью от этого мира, однако судьбу самого поэта трудно назвать безоблачной. Он остался без титула и для того чтобы вернуть себе статус, поступил в 1844 году в армию, где прослужил до 1858 года. Именно там он написал множество великолепных произведений, в том числе и посвященных Марии Лазич, которую он любил целиком и полностью и довольно трагически потерял.

На самом деле творчество Фета во многом следует оценивать именно через отношения к Лазич. С этой девушкой поэта связывали взаимные чувства, но молодой и честолюбивый Фет тогда не мог взять себе супругу из бедной семьи, будучи сам не полностью состоявшимся. Замужество не состоялось, а Лазич трагически погибла от огня и в итоге Афанасий Афанасьевич непрестанно винил себя в этой ситуации и оставался верен Марии на протяжении всей своей жизни, хотя потом и завел семью.

Вышедший в отставку Фет работает мировым судьей и занимается творчеством, пишет не только стихи, но и переводы, он также создает книгу воспоминаний. Все эти дни поэт по большей части проводит в приобретенным для себя имении, которое имело большое значение в его судьбе. Скончался Фет от сердечного приступа в Москве.

Творчество

Особенная и осложненная во многом, судьба со своими драматическими событиями характерна для творчества Фета.

У Афанасия Афанасьевича была долгая и беспокойная жизнь. Появился он и рос в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и его супруги Шарлотты Беккер. В 14-летнем возрасте мальчик узнал, что был рожден вне брака. Когда он учился в немецком пансионе, находившемся в одном из городов Прибалтики, Афанасию пришло письмо, где говорилось, что теперь юноша будет жить под фамилией Фета. И тогда поэт почувствовал на себе все тяжелые последствия, которые были связаны с его новой фамилией. Именно здесь Фет почувствовал первые порывы к поэтическому творчеству.

Свои творения Афанасий Афанасьевич продолжал сочинять с особым усердием и в пансионе профессора Погодина, где готовился к экзаменам в Московский университет. Первым благословил на его занятия творчеством Гоголь. Радостный Фет решает выпустить свои стихи отдельным сборником, заняв немного денег у прислуги. Книга «Лирический Пантеон» все-таки была опубликована в 1840 году и получила одобрительный отзыв со стороны Белинского. Одобрение этого литературного критика помогло Фету реализовать свои возможности на литературном поприще и дальше. Поэт принимается усиленно печатать свои сочинения в «Москвитянине» и «Отечественных записках».

В 1845 году Фет резко меняет свою судьбу, отбыв из Москвы и поступив на службу в один из полков в Херсонской губернии. Теперь он мог дослужиться до потомственного дворянства и тем самым хоть немного вернуть себе утраченное. Однако его творческая деятельность ослабевала. До дворянства ему так и не удалось дослужиться, и в 1853 году он переводится в полк, находящийся недалеко от Петербурга. В 1856 году выходит переработанный сборник стихов, получивший высокую оценку со стороны Некрасова. И Фет начинает развивать активнейшую литературную деятельность. Он пробует себя в художественной прозе. Переводит труды Гейне, Гете. В 1857 году сочетается законным браком с дочерью богатейшего московского чаеторговца Марией Боткиной и выходит в отставку. В последствии купив небольшое имение, он становится мценским помещиком и продолжает писать. В 1863 году он издает новое собрание своих работ в двух частях, которые так и остались до конца нераспроданными. Дальше он покупает еще одно поместье-Воробьевку и его избирают в уезде мировым судьей. Но Фет не оставил литературу. В 1883 году он выпускает книгу «Вечерние огни». Далее под этим же названием вышли сборники и в 1885,1888 и 1891 годах.

Друзья организовали торжественный юбилей, посвященный 50-летию поэтической деятельности Афанасия Афанасьевича. Однако ограниченность читательской аудитории вызвала у него горечь и печаль. С некоторых пор Фета стали мучить старые недуги. И 21 ноября 1892 года поэт покончил жизнь самоубийством. И в наше время стало вероятно, что лирика Фета доставляет читателям огромное эстетическое значение.

3, 4, 6 класс

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Бианки Виталий

    Виталий Бианки – знаменитый русский писатель. Он очень любил родную природу и рассказывал о ней в книгах, которые писал для детей. Виталий родился в столице царской России – Петербурге.

  • Зигмунд Фрейд

    Зигмунд Фрейд являлся известным ученым-психиатром, родоначальником теории психоанализа, вызывающей противоречивые дискуссии до сих пор.

  • Юрий Гагарин

    Юрий Алексеевич Гагарин родился в Смоленской области, деревне Клушино 09.03.1934 года.

  • Краткая биография Николай 2 самое главное для детей (4 класс, Окружающий мир)

    Николай II являлся последним Российским императором. Был рожден 18 мая в 1868 году в Царском селе. Николай начал обучение с 8 лет. Помимо стандартных школьных предметов, он также обучался рисованию, музыке и фехтованию

  • Лермонтов Михаил Юрьевич

    Михаил родился 3 октября (15 октября по старому стилю) 1814 года. Наибольшую часть своего детства будущий писатель провёл в Тарханах