Болезнь и смерть акакия акакиевича. Акакий Башмачкин. Сочинение. Анализ образа Акакия Акакиевича и повести «Шинель» с точки зрения религии

Причастие в Великий пост — это освящение и вкушение хлеба и вина, которое есть Тело и Кровь Господа.

Наверняка каждый православный христианин помнит Тайную вечерю, на которой перед своим распятием Иисус Христос праздновал Пасху со своими учениками. В тот день, преломляя хлеб, он сказал, что это тело его, а наливая вино, назвал его своею кровью. Затем Сын Божий призвал учеников принимать эти дары постоянно, чтобы всегда оставаться с Господом. С того времени на каждом церковном богослужении в молитве освящается хлеб и вино.

Зачем необходимо причастие?

Причастие позволяет человеку наследовать Царствие Божие, а значит, даёт возможность попасть после смерти в рай.

Причастие в Великий пост, как и в другое время, необходимо для укрепления души. Оно помогает не озлобляться в житейских буднях, оставаться чувствительным к людям, поддерживает веру и помогает соблюдать равновесие даже в самых сложных ситуациях, надеясь на Бога.

Таинство причащения очищает грехи. Ежедневно человек сталкивается с осуждением, завистью, недовольством и другими негативными чувствами. Он ощущает, как этот негатив льётся из него самого, а также видит его в других людях. Находясь в такой атмосфере, постепенно душа черствеет, отдаляясь от Бога и всецело погружаясь в житейские заботы. Постоянное недовольство отравляет жизнь, а невозможность добиться своих целей порой показывает ее просто бессмысленной. Но эти мысли не посещают людей, в сердце которых есть Бог. Вера и надежда на Бога позволяет найти правильные пути и радоваться жизни. Поэтому каждому человеку необходимо причастие, которое омывает душу и приобщает к Богу.

Причастие в Великий пост

Великий пост является временем, которое предшествует распятию и Воскресению Иисуса Христа. Православные христиане в память о великой жертве, которую принес Спаситель, постятся в течение 48 дней (с 11 марта по 27 апреля в 2019 году), а затем с радостью празднуют Пасху. Во время поста, воздерживаясь от скоромной пищи, пребывая в смирении и молитве, человек укрощает своё тело и очищается. Исповедь и причастие в Великий пост имеют большое значение, но также важно причастие перед Великим постом, а также на протяжении всего года.

Очень часто люди причащаются перед Пасхой, отдавая дань традиции, не осознавая своей греховности на самом деле. Но причастие без понимания грехов не приносит пользы. Свои грехи необходимо осознать, желая от них избавиться, и постараться не повторять в будущем.

Как нужно поститься, чтобы причаститься в Великий пост?

В первую очередь нужно помнить, что пост заключается не в одном только воздержании от пищи. Главное – это смирить свое сердце, избавить его от ненависти, злости, наполнить добротой и любовью. Постарайтесь не ссориться с близкими, не входить в конфликты, решая все вопросы смиренно и с любовью. В Великий пост следует воздержаться от просмотра телевидения, особенно фильмов с кровавыми и эротическими сценами. В тоже время следует уделять больше времени на чтение духовной литературы, ведь, взирая на подвиги святых людей и творимые ими чудеса, душа начинает оживать и стремиться к лучшему.

Важно понять, что во время поста не настолько грешно съесть кусочек мяса, как обидеть человека. Хотя воздержание в пище также является важным.

Как подготовиться к причастию?

Желая причаститься на Великом посту, подготовку нужно начать за 3-4 дня. В это время оградите тебя от всякой суеты, постарайтесь уделить время своему духовному развитию.

По церковному уставу есть четыре канона Ко причастию (Покаянный Иисусу Христу, Богородице, Ангелу Хранителю и Последование ко причащению), их можно найти в молитвословах или распечатать из Интернета. Для того чтобы сильно не утомляться, можно осознанно прочитывать по одному канону в день. Также важно читать в это время Евангелие. Священники советуют каждому христианину в Великий пост полностью прочитывать Евангелие. Но если это сложно, то одной главы в день также будет достаточно.

С 12 ночи перед причастием запрещается употреблять любую пищу. В этот день нужно успеть к началу службы, исповедаться и после литургии причаститься Святых Христовых Тайн, которые очистят душу и приблизят её к Богу!

Так протекала мирная жизнь человека,

который с четырьмястами жалованья

умел быть довольным своим жребием.

Н . В. Гоголь

«Шинель» — последняя из «петербургских повестей» Гоголя. Написанная в 1839—1841 годах, в пору высшего расцвета творческого гения писателя, «Шинель» продол-жает тему «маленького человека», звучащую в «Портрете», «Невском проспекте», «За-писках сумасшедшего». Причем если Пушкин в «Станционном смотрителе» рассказал о судьбе Вырина с позиции барина, пусть доброго и сочувствующего, то Гоголь в сво-их повестях рассказывает о людях Петербурга, приблизившись к ним вплотную, как собрат по несчастью.

Герой «Шинели» Акакий Акакиевич Башмачкин — скромный чиновник в одном из столичных департаментов, «чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид под-слеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цве-том лица что называется геморроидальным...» Башмачкин — личность чрезвычайно безропотная и незначительная. Гоголь начинает повесть ироническим описанием «пре-допределенности» всей жизни своего героя. Незавидная участь выпала на его долю, еще когда выбирали ему имя. Календарь всякий раз открывался на чем-то трудно-произносимом (Трифилий, Варахасий и так далее). В конце концов решили назвать мальчика Акакием в честь отца. «Акакий» в переводе с греческого — «незлобивый».,

Таким образом, Башмачкин — незлобивый вдвойне, кротчайший. Он служит на маленькой должности, потому что ему, по его скудоумию, можно доверять лишь пе-реписывание бумаг. Зато уж переписывает Башмачкин ревностно, любовно и не дела-ет ошибок даже когда над ним издеваются молодые и бойкие коллеги. Он только из-редка произносит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И эта тихая мольба иногда способна устыдить людей, напомнить им, что Башмачкин — бедный, убогий, но все равно представитель человечества.

Духовный мир Акакия Акакиевича бесконечно скуден и убог. В нем есть только служба, однообразием которой Башмачкин ничуть не тяготится, полуголодное нищен-ское существование с выгадыванием копеек. В жизни этого человека нет ни радости общения с родными и друзьями, ни книг, ни любви, ни природы. Нет даже мелких человеческих пороков и страстей. Поэтому приобретение новой шинели становится со-бытием глобальным, сотрясающим основы бытия. В жизни Башмачкина появляется цель! Полгода совсем уже нищенской жизни — и портной Петрович, единственный человек, проявляющий к герою повести интерес и сочувствие, любовно одергивает на Акакие Акакиевиче полы обновки. Когда неизвестные грабителя срывают ее с плеч Башмачкина — мир рушится. И довершает жизненную катастрофу поход нашего чиновника к «значительному лицу», которое не только не стало хлопотать о разыска-нии грабителей, но и грубо, унизительно распекло его. Материал с сайта

Башмачкин заболел и умер, проклиная в бреду своих обидчиков. Его смерть едва заметили в департаменте. Но появление Акакия Акакиевича в образе призрака-мсти-теля, срывающего с плеч прохожих шинели и лишившего «значительное лицо» его генеральского одеяния, напугало многих, как пугает обычно людей неожиданное и ужасное превращение чего-то привычного и неизменного. Тихая, незамутненная, при-зрачная жизнь Башмачкина ставила его в один ряд с блаженными и мучениками. Если бы не гоголевская ирония, не очень уместная при создании жития. Если бы не по-смертный бунт «маленького человека», бросающий мрачный отблеск на равнодушный чиновный Петербург, в котором человек волен умирать от голода и холода. Ведь Баш-мачкин мог бы жить, если бы «значительное лицо» не так гордилось своей должно-стью и снизошло к его просьбе. Или если бы сослуживцы собрали ему деньги на но-вую шинель. Или если бы мир вообще не был так жесток. Хотя Гоголь показал нам судьбу не крепостного, находящегося в руках помещика, а человека, который мог во многом сам выстраивать свою жизнь и распоряжаться ею. Если бы у Башмачкина были друзья, близкие, если бы он думал и заботился о ком-то, кроме себя, ему было бы легче перенести обрушившуюся на него беду. Жаль несчастного косноязычного чи-новника, ставшего страшным призраком — мир не заметил его и не пошел ему на-встречу. Повесть Гоголя затрагивает нашу душу, как затронула она душу того моло-дого чиновника, который смог увидеть в мольбах гонимого и жалкого существа: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» другие слова: «Я брат твой».

Так протекала мирная жизнь человека,

Который с четырьмястами жалованья

Умел быть довольным своим жребием.

Н. В. Гоголь

"Шинель" - последняя из "петербургских повестей" Гоголя. Написанная в 1839-1841 годах, в пору высшего расцвета творческого гения писателя, "Шинель" продолжает тему "маленького человека", звучащую в "Портрете", "Невском проспекте", "Записках сумасшедшего". Причем если Пушкин в "Станционном смотрителе" рассказал о судьбе Вырина с позиции барина, пусть доброго и сочувствующего, то Гоголь в своих повестях рассказывает о людях Петербурга, приблизившись к ним вплотную, как собрат по несчастью.

Герой "Шинели" Акакий Акакиевич Башмачкин - скромный чиновник в одном из столичных департаментов, "чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным..." Башмачкин - личность чрезвычайно безропотная и незначительная. Гоголь начинает повесть ироническим описанием "предопределенности" всей жизни своего героя. Незавидная участь выпала на его долю, еще когда выбирали ему имя. Календарь всякий раз открывался на чем-то труднопроизносимом (Трифилий, Варахасий и так далее). В конце концов решили назвать мальчика Акакием в честь отца. "Акакий" в переводе с греческого - "незлобивый".,

Таким образом, Башмачкин - незлобивый вдвойне, кротчайший. Он служит на маленькой должности, потому что ему, по его скудоумию, можно доверять лишь переписывание бумаг. Зато уж переписывает Башмачкин ревностно, любовно и не делает ошибок даже когда над ним издеваются молодые и бойкие коллеги. Он только изредка произносит: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?" И эта тихая мольба иногда способна устыдить людей, напомнить им, что Башмачкин - бедный, убогий, но все равно представитель человечества.

Духовный мир Акакия Акакиевича бесконечно скуден и убог. В нем есть только служба, однообразием которой Башмачкин ничуть не тяготится, полуголодное нищенское существование с выгадыванием копеек. В жизни этого человека нет ни радости общения с родными и друзьями, ни книг, ни любви, ни природы. Нет даже мелких человеческих пороков и страстей. Поэтому приобретение новой шинели становится событием глобальным, сотрясающим основы бытия. В жизни Башмачкина появляется цель! Полгода совсем уже нищенской жизни - и портной Петрович, единственный человек, проявляющий к герою повести интерес и сочувствие, любовно одергивает на Акакие Акакиевиче полы обновки. Когда неизвестные грабителя срывают ее с плеч Башмачкина - мир рушится. И довершает жизненную катастрофу поход нашего чиновника к "значительному лицу", которое не только не стало хлопотать о разыскании грабителей, но и грубо, унизительно распекло его.

Башмачкин заболел и умер, проклиная в бреду своих обидчиков. Его смерть едва заметили в департаменте. Но появление Акакия Акакиевича в образе призрака-мстителя, срывающего с плеч прохожих шинели и лишившего "значительное лицо" его генеральского одеяния, напугало многих, как пугает обычно людей неожиданное и ужасное превращение чего-то привычного и неизменного. Тихая, незамутненная, призрачная жизнь Башмачкина ставила его в один ряд с блаженными и мучениками. Если бы не гоголевская ирония, не очень уместная при создании жития. Если бы не посмертный бунт "маленького человека", бросающий мрачный отблеск на равнодушный чиновный Петербург, в котором человек волен умирать от голода и холода. Ведь Башмачкин мог бы жить, если бы "значительное лицо" не так гордилось своей должностью и снизошло к его просьбе. Или если бы сослуживцы собрали ему деньги на новую шинель. Или если бы мир вообще не был так жесток. Хотя Гоголь показал нам судьбу не крепостного, находящегося в руках помещика, а человека, который мог во многом сам выстраивать свою жизнь и распоряжаться ею. Если бы у Башмачкина были друзья, близкие, если бы он думал и заботился о ком-то, кроме себя, ему было бы легче перенести обрушившуюся на него беду. Жаль несчастного косноязычного чиновника, ставшего страшным призраком - мир не заметил его и не пошел ему навстречу. Повесть Гоголя затрагивает нашу душу, как затронула она душу того молодого чиновника, который смог увидеть в мольбах гонимого и жалкого существа: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?" другие слова: "Я брат твой".

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Кто виноват в смерти Акакия Акакиевича? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (Второй вариант) уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    В одном из департаментов служит ничем не примечательный чиновник, Акакий Акакиевич Башмачкин. В течение многих лет он делает одну и ту же рутинную работу - переписывает документы. Его должность называется "чиновник для письма". Несмотря на безобидность и неконфликтность Акакия Акакиевича, коллеги, особенно молодые, смеются над ним. Они находят много причин для своих издевок, но Акакий Акакиевич продолжает вести свой обычный образ жизни. Он служит весьма прилежно, любит буквы, всегда думает
    Здесь тему маленького человека Гоголь раскрывает как проблему общественную, социальную. Бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин выступает как олицетворение бедных обездоленных людей. Автор уже в начале подчеркивает предопределенность судьбы героя, когда выбирают имя родившемуся ребенку. Его жизнь раскрывается в повести как суровая зависимость от общих условий жизни. Вечный титулярный советник, занимающий скромное, малозначительное место в обществе, поставлен в условия прозябания и нищеты. Духовная жизнь чиновника до крайности бедна и замыкается в
    1. Кто такой Акакий Акакиевич Башмачкин? Он - чиновник какого-то департамента, «вечный титулярный советник», служака, никчемный человек, который получает мизерное жалованье, которого не хватает на жизнь. 2. Что означает его имя? Ребенка должны были окрестить Трифилием, Дулою, Вархасием, или Павсихахием. Поэтому его мамочка избрала для сына отцовское имя - Акакий, что означает «неплохой». 3. Где живет герой повести Гоголя «Шинель» и почему именно он ощущает себя «маленьким человеком»? Башмачкин живет
    В 30-е годы XIX века на смену архаическому, ограниченному в своих возможностях классицизму и пылкому, но далекому от жизни романтизму приходит новое литературное направление, получившее вначале название "натуральная школа", а затем "реализм". Внимание к реальной жизни и реальному человеку - основная его задача. Среди тех, кто первыми обратились к изображению жизни "маленького человека", были Пушкин и Гоголь. Самсон Вырин и Акакий Акакиевич Башмачкин принадлежат к низшему классу. Они примерно одного возраста,
    Николай Васильевич Гоголь - совершенно уникальный писатель, не похожий на других русских мастеров слова. В его творчестве много поразительного и удивительного: смешное переплетается с трагическим, фантастическое с реальным. Читая произведения Гоголя, с каждым разом убеждаешься в том, что основа его произведений - комическая. Это карнавальность, когда все надевают маски, проявляют непривычные свойства, меняются местами, и все перемешивается. В повести "Шинель" Гоголь рассказывает историю нелегкой жизни "маленького человека" Акакия Акакиевича Башмачкина, жизнь которого
    Повесть "Шинель" - лучшее произведение петербургского цикла, "одно из глубочайших созданий Гоголя" (Белинский). Образ мелкого чиновника-неудачника появился в русской литературе задолго до Гоголя (например, образ станционного смотрителя в одноименной повести Пушкина). В начале повести "Шинель" автор пишет, что над бедным человеком "натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться ". В отличие от литераторов, для которых забитый чиновник был часто предметом насмешек,

В повести «Шинель» Н.В.Гоголь изображает нелегкую судьбу «маленького человека» в бессердечном мире. Лишение героя его материального смысла жизни продиктовано идеей самого произведения.

Переписчик департаментских документов Акакий Акакиевич Башмачкин представляет собой типичного мелкого клерка, беспрекословно подчиненного начальству. Он старателен, и незаметен: «несколько рябоват, несколько рыжеват», имеет чин титулярного советника, но изъясняется «большей частью предлогами».

Акакий ни с кем не конфликтует, ведет себя тихо, но сослуживцы то и дело издеваются и подшучивают над ним. Он не способен постоять за себя, лишь грустно вопрошает: «Зачем вы меня обижаете?». Гоголь показывает, что даже заурядный, незначительный человек обладает чувствами.

Духовная жизнь Башмачкина также ограничена: он лишен интересов, не стремится к роскоши, но дорожит имеющимся положением. Единственное его желание – сшить новую шинель на вате. Эта приземленная цель становится для Башмачкина великой мечтой. Жизнь неожиданно преображается, наполняется смыслом, хотя герою приходится идти на мученические жертвы ради воплощения задуманного. Он приучился голодать, не жжет свечи по вечерам, редко отдает белье прачке – все это ради накопления нужной суммы.

У маленького человека появилась мечта и даже «огонь порою показывается в глазах его…», но для раскрытия конфликта Гоголь считает необходимым лишить Акакия вожделенной шинели. Его счастье длится лишь один день. Не может такой мечтатель быть счастлив, сталкиваясь с жизненными реалиями, поэтому остается один на один с проблемами. Ограбленный Башмачкин не может добиться справедливости в чиновничьей среде, где всем правят должности. Даже «значительное лицо» не воспринимает его всерьез и выгоняет из дома, поэтому Акакий заболевает и гибнет от потери смысла жизни.

На примере заурядного события Гоголь показывает, что в мире чиновников нет места взаимопомощи, доброте, пониманию и участию. Именно поэтому досадная потеря новой шинели оборачивается для маленького человека настоящей трагедией.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-01-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Почему Гоголь назвал персонаж "Шинели" Акакием Акакиевичем?

АКАКИЙ АКАКИЕВИЧ. В ЗАЩИТУ ИМЕНИ.

Исследуя стилистику произведений Николая Васильевича Гоголя, задумалась над тем смыслом, которое вкладывается в имя и отчество главного действующего лица повести «Шинель». Показалось несправедливым бытующее объяснение, а интуиция и некоторые знания значений слов подсказывали иную подоплёку. Решила изучить этот вопрос. Вот что получилось.

До сих пор существовало мнение, что имя-отчество Акакия Акакиевича содержит явно «фекальный» смысл. «Какашка» - отвратительная кучка человеческих испражнений, никуда не годная, разлагающаяся часть. Не просто «г-но», а ничтожно малая его часть. И желательно усохшая. И всё это - бедный чиновник Башмачкин? Поверхностное суждение, не правда ли? Так можно было бы каждого второго персонажа в любом гоголевском произведении назвать. Уж там предостаточно кандидатов на звание «какашки», да и «г-на» хватает.

Скорее всего читатели пошли по пути наименьшего сопротивления, утвердив первейшую ассоциацию со словами «Акакий Акакиевич». В сочЕтанном употреблении одинаковых слов в имени и отчестве явственно слышится «ка-ка», что и наводит на определенные ассоциации. Н.В.Гоголь был мастером многослойности изображаемых масок, но не настолько примитивен, чтобы своего последнего петербуржца обзывать какашкой. И без того, он достаточно явственно указывает нам на его незавидное положение, существование на низком социальном уровне. Этому и без «какашек» хватает свидетельств.

1. Фамилия Башмачкин.
Все мужчины в роду были почтенные. Несмотря на неблагозвучную фамилию, сапоги носили. Жили вопреки фамилии, а Акакий Акакиевич – под стать. Башмак – низкая, закрытая обувь для улицы, часто грубая, тяжёлая и неудобная. Это не хромовые и не лайковые сапоги, не туфли сафьяновые с изысканной отделкой, не кирзовые ботинки, не боты и даже не уютные валенки. Во времена оные ниже, неприличнее башмаков обуви было не найти. Так что фамилией Гоголь определил статус главного героя. И даже у старой его шинели чиновники отнимали благородное её имя и называли презренно капотом.

2. Переписывание.
Акакий Акакиевич служил переписчиком. Должности более нетворческой, простейшей в госдепартаменте не сыщешь. Скорее – уничижительней, унижающей. Во времена Гоголя значение слова «переписывать» наполнялось глубоким смыслом. Хлестаков, демонстрируя свою приближенность к высшим светским кругам, заявляет Городничему: «Вы, может, думаете, что я только переписываю? Нет, начальник отделения со мной на дружеской ноге». И чуть позже с презрением говорит о ком-то: «Эдакая крыса, пером только: тр, тр... пошёл писать».

3. Быт.
Скажи мне, как и что ты ешь, и я скажу, кто ты.
«Приходя домой, он садился тот же час за стол, хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком, вовсе не замечая их вкуса, ел всё это с мухами и со всем тем, что ни посылал бог на ту пору. Заметивши, что желудок начинал пучится, вставал из-за стола...».
Имущество Акакия Акакиевича состояло из пучка гусиных перьев, пятидесяти листов белой казеной бумаги, трёх пар носков, двух-трёх пуговиц, оторвавшихся от панталон, и старого дырявого капота, когда-то называвшегося шинелью.

4. Интересы.
В переписывании, и только в нём, «виделся ему какой-то свой разнообразный и приятный мир». Даже дома, встав из-за стола, «вынимал баночку с чернилами и переписывал бумаги», принесенные из депaртамента. «Если же таких не случалось, он снимал нарочно, для собственного удовольствия, копию для себя». Он играл буквами в воображении, любил их, а некоторых - особой избирательной любовью. Он заигрывал с ними, подмигивая. Старательно выписывал, при этом по-детски губами помогая им благополучно преодолеть расстояние из собственного представления прямо на бумагу. Так усердствовал, что даже не замечал капельку пота или сопельку, свисавшую с кончика носа, а только инстинктивно втягивал её обратно, шмыгая и сопя, но дела не прекращая (черта образа А.А., навеянного Ю.Норштейном). Другому развлечению Акакий Акакиевич не предавался. Скудость и ограниченность интересов указывают на примитивную внутреннюю жизнь чиновника, на отсутствие потребностей, способствующих развитию личности. Один из критиков того времени, недоумевая, воскликнул: «Что за идиот этот Башмачкин, право!».

Этих и многих других характеристик достаточно, чтобы обрисовать незаметного, никчемного человечка, а не просто обзывать его, предположим, какашкой.
Итак, мы не находим аргументов, подтверждающих, что имя и отчество Акакия Акакиевича имело «фекальный» смысл.
Давайте рассмотрим аргументы в пользу обратного.

1. Акакий
Акакия - (Acacius – латинское написание), (Аkakija***– греч.) - с греческого невинность, невинный, незлобливый, беззлобный, не делающий зла.
В русском произношении добавилась буква «й» - полугласная с «и» краткой, обозначающая, как правило, своЙства. Значит, слово не однородно со словом, обозначающим фекалии, а объясняет свойства того, кому принадлежит. Удваивание указывает на переизбыток свойства, усиление значения слова, на его крайнюю степень.
Вот описание вышеназванных свойств Акакия Акакиевича, обнаруженных в его имени.
«Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия... Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним...».

«Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нём слышалось что-то такое преклоняющее на жалость...».
«Акакий Акакиевич хотя было отчасти и сконфузился, но, будучи человеком чистосердечным...»
«По утру рано отправился он к частному; но сказали, что спит; он пришёл в десять – сказали опять: спит; он пришёл в одиннадцать часов – сказали: да нет частного дома; он в обеденное время – но писарЯ в прихожей никак не хотели пустить его... наконец Акакий Акакиевич РАЗ В ЖИЗНИ захотел ПОКАЗАТЬ ХАРАКТЕР...».

То есть настолько незлобливый и невинный, по-русски говоря, бесхарактерный, что только, когда случилась с ним катастрофа, тогда уж захотел показать свой нрав.

Уже во времена Гоголя имя Акакий было редко употребляемо в народе, сохраняется и по сей день в качестве церковного, этим именем именовались святомученики и наиболее набожные священники. Грузия, наверное, единственная страна, в которой до сих пор новорожденных нарекают именем Акакий.
Святомученики получали имя Акакий посмертно, что указывало прямо на их страдания без вины.
Акакий Акакиевич пострадал, никому в жизни не причинив зла, снося издевательства, сам будучи невинным, аки святый мученик.

2. Речь
Ещё одно свойство, характеризующее главное лицо повести, обнаружено мною, которое напрочь ускользает от внимания большинства читателей. Речь Акакия Акакиевича была сбивчивой, дискретной, бестолковой.
"Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Если же дело было очень затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем не оканчивать фразы, так что весьма часто, начавши речь словами: "Это, право, совершенно того.."., а потом уже и ничего не было, и сам он позабывал, думая, что всё уже выговорил".

Речь, лишённая значения настолько, насколько незначителен был и сам обладатель её. Неспособность перевести глаголы из первого лица в третье говорит не столько о неграмотности, сколько о боязни отступить от привычного, простого, безответственного. Здесь надо было проявить самостоятельность, взять на себя ответственность за проделанную работу, ОЗНАЧИТЬСЯ. Но:
«Это задало ему такую работу, что он вспотел совершенно, тёр лоб и наконец сказал: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».

Даже в описаниях действий и мыслей Акакия Акакиевича Гоголь использует те же частицы, фиксируя их соотношение с образом главного героя. Самая чаще употребляемая частица имеет в своем составе «КАК».
- (Имя) «никак не искали, а что сами собой случились такие обстоятельства, что никак нельзя было дать другого имени, и это произошло именно вот как...»
- «итак, вот каким образом произошло все это»
- «Отчего же нельзя, Петрович?... у тебя есть же какие-нибудь кусочки...»
- «Ну, да уж прикрепи. Как же этак, право, того!...»
- «Как же новую?... Ведь у меня и денег на это нет».
- «Ну, а если бы пришлось новую, как бы она того...»
- «...как-нибудь поправь, чтобы хоть сколько-нибудь еще послужила...»
- «Этаково-то дело этакое, - говорил он сам себе, - я, право, и не думал, чтобы оно вышло того... – а потом, после некоторого молчания, прибавил: - Так вот как!»
- «Так этак-то! Вот какое уж, точно, никак неожиданное, того... этого бы никак... этакое-то обстоятельство!»
- «Ну нет, - сказал Акакий Акакиевич, - теперь с Петровичем нельзя толковать: он теперь того... жена, видно, как-нибудь поколотила его.»
- «Акакий Акакиевич потерялся совершенно, не знал, как ему быть, что такое отвечать и как отговориться».
- «всё это было как-то чудно Акакию Акакиевичу. Он просто не знал, как ему быть...»
- «...однако ж никак не мог позабыть, что уже двенадцать часов и что давно пора домой. Чтобы как-нибудь не вздумал удерживать его хозяин...»
- «...точно как будто сердце его предчуствовало что-то недоброе»
- «но писарЯ в прихожей никак не хотели пустить его и хотели непременно узнать, за каким делом и какая надобность привела его...»
- «...чтоб он ходатайством своим как-нибудь того, списался бы с господином...»
- «Как сошёл с лестницы, как вышел на улицу, ничего уж этого не помнил Акакий Акакиевич...».
По мнению австрийского исследователя М.Мозера, две особенности речи Акакия Акакиевича - частое употребление им предлогов, наречий и частиц, а также тенденция не заканчивать начатые фразы - характеризуют и речь самого рассказчика (М.Мозер напоминает начало повести: "В департаменте...").
Одним из бросающихся в глаза признаков сказа в "Шинели" Гоголя является очень частое появление корня "как", находящегося в составе вопросительных, относительных и неопределенных местоимений (какая-нибудь ниточка, каким образом, именно вот как и т.д.). Как замечает М.Мозер, этот признак является возможной мотивацией выбора имени главного героя: Акакия Акакиевича характеризует не только его манера речи, свойственная и сказу рассказчика, но также и его имя, в котором содержится симптом его речевой патологии.

Изобилие частиц «как» превращается в один спошной вопрос-крик: «Как же так?! А как?!». А как получилось, что самому смиренному и невинному человеку пришлость пострадать так, что у него была отнята не только мечта, добытая жертвоприношением, но и самое насущное, необходимое, которое не только согревало бы его в морозы, сохраняя здоровье, но и облагораживало и, глядишь, произвело бы в уважаемые люди?

Акакий Акакиевич: «А как? А как это... того... как же так... как можно?». Вопрос ко всему народу, к каждому в отдельности. Акакий Акакиевич – человек-вопрос, сам вопрошающий и спрашивающий со всякого, узнавшего его историю. Созвучно с известным риторическим исконно русским: «Доколе?».

________________

*** К сожалению греческий алфавит не воспринимается данной программой. В тексте автором слово "акакия" было написано по-гречески.