Что такое риторика и где она используется. Значение слова «риторика. Риторика и культура речи

Синильная кислота - сильнодействующее ядовитое вещество токсического действия. Резкий запах напоминает горечь миндального ореха. Плотность, которого меняется вступая, в контакт с реагентами. Механизм воздействия СК изучен очень подробно. Это ядовитое вещество, попадая, в ткань вызывает кислородное голодание. Но кислород в крови находится в большом количестве. HCN отлично вступает в реакцию с окисленным железом.

Синильная кислота – это сильнодействующий яд

Поэтому действие ядовитого вещества на ферменты дыхательной системы, в которое входит трёхвалентное железо, вызывает инактивацию тканевого дыхания, что приводит к развитию тканевой гипоксии. Также известно, что цианиды приводят к гипоксии, и действуют на ЦНС.

Синильная кислота - бывает газообразной и бесцветной жидкостью, плотность которой – 0,699, с характерной низкой температурой кипения. У кислоты присутствует запах миндаля. Такая плотность обусловлена тем, что это токсическое вещество, вступая в реакцию, становится жидкостью или приобретает газообразную форму. В газообразном виде, чувствуется миндальный запах. Он легко соединяется с водой и органическими растворителями.

С температурным режимом свыше 13 градусов, превращается в затвердевшую волокнисто – кристаллическую форму с отсутствием запаха. Цианид попадает в организм через воздух, когда человек вдыхает его пары. Основной механизм попадания - ингаляционный. СК принадлежит к типу сильнодействующих ядовитых веществ. В природе синильная кислота (цианисто-водородная) не встречается в свободном виде. Поэтому отравление СК происходит под механизмом химических реакций. К ним относятся:

  • Амигдалин. Он находится в косточках: персиков, вишни, сливы, абрикосы, в семьях горького миндаля;
  • Пруназин. Встречается в пенсильванской вишне;
  • Дуррин. Содержится в просе, а горение целлулоида, образует синильную кислоту. Она присутствует в сигаретном дыме.

Содержание СК в растениях и косточках разнообразных плодов

Миндальный орех содержит 2% амигдалина

Это природное образование входит в состав гликозидов. Сами по себе, они менее токсичные, пока находятся в цельном виде. Только нарушается механизм преобразований, синильная кислота высвобождается. При повышенной влажности, в косточках плодов: персика, абрикосы, груши, вишни, сливы, черемухи образуется синильная кислота. А вот в винограде нет. Его цельные ягоды, можно использовать для изготовления вина.

С вышеперечисленными плодами, это делать опасно. Миндальный орех содержит 2% амигдалина. Само, ядовитое вещество находится в горьких сортах ореха. Поэтому он с легкостью распадается на сахар и цианистый водород. Употреблять рекомендуется после соответствующей температурной обработки, а детям - не стоит. Доза, которая способна привести к смерти ребёнка -10 шт., взрослым - более 50 шт.

Миндаль содержит намного больше синильной кислоты, чем абрикосовые, вишневые или яблочные плоды. Процент, амигдалина в семьях персика составляет 3%, в черемухе – 6%. В масле персиковой косточки синильная кислота отсутствует. Оно приятное на запах и вкус. А косточка намного опаснее чем в абрикосе, черемухе и вишне. 1.8% содержится в косточках абрикоса. Не рекомендуется употреблять более десяти ядрышек, это может привести к отравлению организма.

В сладких сортах, цианистого водорода мало, потому они практически безопасны. Вишневая косточка содержит – 0,8%. Варенье с косточкой не несёт опасности, так как при высокой тепловой обработке происходит разрушение амигдалина. В семечках яблок меньше всего ядовитого вещества. Но лучше извлекать семечки во избежания отравления, особенно у детей.

Процент, амигдалина в семьях персика составляет 3%

Не только за красоту полюбил человек черемуху. Черемуха относится к семейству розоцветных. Её плоды имеют вяжущие свойства и великолепный запах. Кору черемухи используют от лихорадки и ревматизма, листья - при болезнях дыхательной системы и легких, глазные примочки готовят из черемухового цвета. А в реальности, это растение содержит синильную кислоту, кроме плодов. Потому, рекомендуется компот с черемухи, только как укрепляющий напиток.

Черемуху не следует употреблять беременным это пагубно скажется на малыше. Не стоит давать в большом количестве и детям, так как чрезмерное употребление приведёт к токсическому отравлению организма синильной кислотой. Приятный запах в период цветения сирени и черемухи также выделяет синильную кислоту. СК (синильная кислота) - быстродействующее ядовитое вещество.

Замороженные фрукты с ягодами, следует хранить не более года. Так как при долгом хранении происходит механизм разрушения амигдалина, что способствует выделению синильной кислоты. Выделяется она и при быстром размораживании.

Яд проникает в слизистую оболочку, ЖКТ, открытые раны с порезами. При отравлении парами, ощущается горьковатый привкус в ротовой полости, отмечается легкая тошнота, головная боль. Появляется отдышка, у человека начинается паническое состояние и он теряет сознание. Отравление большой дозой приводит к смерти.

При первых симптомах токсического отравления косточками: вишни, груши, миндаля, черемухи, следует незамедлительно оказать доврачебную помощь и вызвать скорую. На начальных этапах легче купировать интоксикацию. Чем тяжелее степень токсического отравления, тем она опаснее для организма.

Семена черемухи содержит 6% амигдалина

Значительная масса отравлений (СК) происходит на производственных предприятиях. Там её соли применяют для изготовления пластмассы, каучука, аромавеществ, гербицидов и прочего. Механизм изготовления такой продукции опасен для не защищенного человеческого организма. Синильная кислота имеет специфический запах, который крайне опасен для человека.

Симптомы отравления цианистоводородом

Признаки отравления наблюдаются, если яд принят внутрь. То есть вдыхая его пары или, была поражена кожа. Скоростное воздействие токсина на организм зависит от путей попадания и проявления клинической картины. Тяжелая степень происходит, если яд проник в систему дыхательных путей. Симптомы проявляются моментально. При высоком содержании, летальный исход наступает практически сразу.

При попадании в пищевод, кислота, «затаивается» и не даёт о себе знать некоторое время. Ещё медленнее и тяжелее происходит интоксикация, если отравление произошло через ткани кожных покровов. Активная физическая нагрузка, повышенная температура в помещении приведёт к обильному потоотделению, а скрытый период продлится до полутора часа.

При больших дозах синильной кислоты человек теряет сознание

Главные признаки отравления СК

  • Слизистая оболочка и кожные покровы человека окрашиваются в ярко-розовый цвет. Преобладает запах миндальной горечи.
  • Обильное выделение слюны, сопровождается першением, горечью во рту и специфическим привкусом металла.
  • Пищеварительная система, реагирует на отравление учащёнными позывами ко рвоте и тошноте.
  • Сердечная система. Учащается пульс с появлением сильной боли в области груди. На последних стадиях тахикардия замещается учащённым дыханием и медленным пульсом.
  • Система дыхательных путей. Здесь наблюдается частое дыхание с явными признаками аритмии.
  • Нервная система. На этом этапе, происходит онемение рта, появляется несвязная речь, головная боль, нарушение риторики движений. Расширяются зрачки с полным нарушением сознания. В итоге судороги, непроизвольное мочеотделение, кома и летальный исход.

Установить степень поражение СК, можно по признакам:

  • внезапные появления симптомов поражения;
  • чёткое и быстрое развитие клинической картины;
  • во вдыхаемом воздухе запах горького миндаля;
  • ярко-красный цвет кожи и слизистой оболочки;
  • расширенные зрачки.

Поражения СК схоже и с иными токсическими и отравляющими веществами, которые провоцируют развитие судорог (поражения Фов, отравление угарным газом). Запах кислоты приводит в механизм действие яда, чем подвергает опасности организм человека.

При отравлении синильной кислотой кожа становится красной, а слизистые оболочки приобретают синюшный оттенок

Смертельная доза для человека

Она колеблется в пределах 50 мг, это:

  • около ста абрикосовых семян;
  • 30 гр. горького миндаля;
  • 50 вишнёвых и персиковых ядер;
  • 200 семечек яблока.

Действие цианистоводорода разрушает не только ЖКТ, а и: почки, печень, сердце. Антидотом выступает сахар.

Доврачебная помощь пострадавшему

Как только появились первые симптомы, человека нужно положить горизонтально, во избежания распространения яда по всему телу и организму. Если яд попал в пищевод - промыть желудок, вызвать рвоту. Она вызывается у человека, который находится в сознании. Для этого нужно три стакана воды с добавлением 3 – х чайных ложек на один стакан. Далее, промывание желудка молоком, разведённым с кипячёной водой.

Отличное действие на организм, окажет слабенький раствор марганцовки с активированным углём. Они являются антидотами. Если появились признаки клинической смерти, то незамедлительно проводить реанимационные действия к приезду неотложной помощи. При попадании токсина на кожу - аккуратно снять одежду и мыльным раствором вытереть пораженные места, не размазывая по всему телу! Иначе действие всасывания яда будет иметь эффект ускорения. Цианистоводород - яд. И неправильно оказанная помощь приведет к смерти.

Перечень антидотов, используемых при отравлении. К ним относятся:

  • сода пищевая;
  • сахар;
  • активированный уголь;
  • камфара;
  • пары уксуса.

Вовремя оказанная первая помощь, способствует нейтрализации отравляющих веществ и предотвращает осложнения.

Лечебные мероприятия при отравлении СК

Для лечения применяют антидот

Антидоты СК делятся на группы, которые в реакции с HCN обезвреживают ядовитое вещество. Применят метгемоглобин начали опираясь на основной механизм действия СК. Потому как окисленное железо находится в молекуле метгемоглобина, а цианистоводород вступая с ним в реакцию, образует цианметгемоглобин. Метгемоглобин преобразовывается с помощью нитритов.

Их антидотное действие происходит ингаляционно с применением двух ампул по 0,5 мл амилнитрита, внутривенно - однопроцентный азотистокислый натрий (30 мл). Передозировка этих препаратов очень опасна и ведёт к сосудистой недостаточности. Потому, нужно не превышать допустимые нормы, а если необходимо продолжать антидотное лечение, то использовать другие антидоты.

Образователи метгемоглобина не очищают организм от токсина, а временно блокируют циан. Поэтому нитриты используются в паре с иными антидотами СК, во избежание рецидива интоксикации. Антидотную терапию проводят совокупно: вначале нитриты, потом - гипосульфит с хромосомоном. Они обладают медленным действием, но полностью выводят яд.

Реанимационные действия

Производится интубация трахеи с последующей искусственной вентиляцией легких. Отравление синильной кислотой, провоцирует развитие болезни Паркинсона и нарушение деятельности мозжечка.

Действие кислоты при заморозке. Замороженные фрукты с ягодами, следует хранить не более года. Так как при долгом хранении происходит механизм разрушения амигдалина, что способствует выделению синильной кислоты. Выделяется она и при быстром размораживании.

Профилактика

Чтоб не стать жертвой отравления и не подвергаться риску, своевременно надо:

  • постоянно проветривать помещение где велась работа с токсинами;
  • следовать инструкциям техники безопасности;
  • соблюдать личную гигиену;
  • регулярный контроль уровня токсических веществ;
  • проверка оборудования на исправность.

Каждый человек, должен быть проинформирован о методах оказания первой помощи при отравлении синильной кислотой. Использование синильной кислоты дома, приводит к необратимым последствиям. Важно знать, что синильная кислота, попавшая в организм в малых дозах, обезвреживается естественным путём. Поэтому не проявляется клиническая картина отравления.

(греч. rhetorike «ораторское искусство»), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина – как искусство оратора, искусство устного публичного выступления. Широкое осмысление предмета риторики является достоянием более позднего времени. Ныне при необходимости отличить технику устного публичного выступления от риторики в широком смысле, для обозначения первой используется термин оратория .

Традиционная риторика (bene dicendi scientia «наука о хорошей речи», по определению Квинтилиана) была противопоставлена грамматике (recte dicendi scientia – «науке о правильной речи»), поэтике и герменевтике. Предметом традиционной риторики, в отличие от поэтики, являлись только прозаическая речь и прозаические тексты. От герменевтики риторику отличал преимущественный интерес к убедительной силе текста и лишь слабо выраженный интерес к иным, не влияющим на убедительную силу компонентам его содержания.

Методологическое отличие риторики и дисциплин риторического цикла от других филологических наук состоит в ориентации на ценностный аспект в описании предмета и подчиненности этого описания прикладным задачам. В Древней Руси существовал целый ряд синонимов с ценностным значением, обозначающих владение искусством хорошей речи: благоязычие, доброречие, красноглаголание, хитрословие, златоустие и, наконец, красноречие . В древности ценностный элемент включал и морально-этическую составляющую. Риторика считалась не только наукой и искусством хорошей ораторской речи, но и наукой и искусством приведения к добру, убеждения в хорошем посредством речи. Морально-этический компонент в современной риторике сохранился лишь в редуцированном виде, хотя некоторые исследователи предпринимают попытки восстановить его значение. Предпринимаются и другие попытки – определять риторику, полностью удаляя из определений ценностный аспект. Существуют, например, дефиниции риторики как науки о порождении высказываний (такую дефиницию приводит А.К.Авеличев со ссылкой на У.Эко – Дюбуа). Устранение ценностного аспекта исследования речи и текста приводит к утрате специфики риторики на фоне описательных филологических дисциплин. Если задачей последних является создание полного и непротиворечивого описания предмета, которое допускает дальнейшее прикладное использование (например, в преподавании иностранного языка, создании систем автоматического перевода), но само по себе нейтрально по отношению к прикладным задачам, то в риторике уже само описание строится с ориентацией на потребности речевой практики. В связи с этим столь же важную роль, как и научная риторика, в системе риторических дисциплин, играет учебная (дидактическая) риторика, т.е. обучение технике порождения хорошей речи и качественного текста.

Античные риторики . М., 1978
Дюбуа Ж. и др. Общая риторика . М., 1986
Перельман Х., Ольбрехт-Тытека. Л. Из книги «Новая риторика: трактат об аргументации ». – В кн.: Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987
Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия . М., 1989
Топоров В.Н. Риторика. Тропы. Фигуры речи . – В кн.: Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990
Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика . – В кн.: Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторрском искусстве. М., 1994
Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика языковой коммуникации. М., 1998
Ивин А.А. Основы теории аргументации . М., 1997
Аннушкин В.И. История русской риторики: Хрестоматия . М., 1998
Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция ). М., 1999
Рождественский Ю.В. Теория риторики . М., 1999
Лотман Ю.М. Риторика – механизм смыслопорождения (раздел книги «Внутри мыслящих миров»). – В кн.: Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб, 2000

Найти "РИТОРИКА " на

Труд Коракса до нас не дошёл, но древние писатели сообщают нам примеры его софизмов, из которых особенной славой пользовался так называемый крокодилит . Ученик Коракса, Лисий , развивал ту же систему софистических доказательств и главным средством преподавания риторики считал заучивание образцовых речей судебных ораторов.

Из его школы вышел славившийся в своё время Горгий Леонтийский, который, по словам Платона , «открыл, что вероятное важнее истинного, и умел в своих речах малое представить великим, а великое малым, выдать старое за новое и новое признать старым, об одном и том же предмете высказывать противоречивые мнения». Метод преподавания у Горгия тоже состоял в изучении образцов; каждый его ученик должен был знать отрывки из произведений лучших ораторов, чтобы уметь дать ответ на чаще всего выставляемые возражения. Горгию принадлежал любопытный трактат «О приличном случаю» (др.-греч. περὶ τοῦ καιροῦ ), где говорилось о зависимости речи от предмета, от субъективных свойств оратора и аудитории , и давалось наставление, как при помощи насмешки уничтожать серьёзные доводы и, наоборот, на насмешку отвечать с достоинством. Красивое говорение (красивую речь, др.-греч. εὐέπεια ) Горгий противопоставлял утверждению истины (правильной речи, ὀρθοέπεια ).

Он приложил много сил к созданию правил относительно фигур : метафор , аллитерации , параллелизма частей фразы. Из школы Горгия вышли многие знаменитые риторы : Пол Агригентский, Ликимний , Фрасимах, Эвен , Феодор Византийский. К тому же стилистическому направлению риторики принадлежали софисты Протагор и Продик и знаменитый оратор Исократ , разработавший учение о периоде .

Направление этой школы можно назвать практическим, хотя оно и подготовило богатый психологический материал для выработки общих теоретических положений об ораторском искусстве и этим облегчило задачу Аристотелю, который даёт в своей знаменитой «Риторике» научное обоснование прежним догматическим правилам, пользуясь чисто эмпирическими приёмами.

Риторика Аристотеля

Эллинистическая риторика

  1. Нахождение (в латинской терминологии - инвенция) - систематизация содержания речей и используемых в них доказательств.
  2. Расположение (в латинской терминологии - диспозиция) - деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательства своего взгляда и опровержение противного) и заключение.
  3. Словесное выражение (в латинской терминологии - элокуция) - учение об отборе слов, о сочетании слов, о тропах и риторических фигурах , с помощью чего формируется стиль речи.
  4. Запоминание (в латинской терминологии - мемория).
  5. Произнесение (в латинской терминологии - акцио).

В состав учения о словесном выражении входило и учение о трёх стилях: в зависимости от использования стилистических средств - о простом (низком), среднем и высоком стиле речи. Эта теория сохраняла своё значение в Средние века и в эпоху Возрождения.

Древнеримская риторика

В римской риторике продолжался спор об азианизме и аттицизме. Первым последователем азианизма направления был Гортензий , а впоследствии к нему примкнул Цицерон , высказывающийся, впрочем, в некоторых сочинениях и в пользу аттицизма. Наиболее изящным представителем аттицизма в римской литературе можно считать Юлия Цезаря .

Разработка материала в римской риторике подчинялась особой конечной цели, убеждению, в котором различались три аспекта - docere («учить», «сообщать»), movere («побуждать», «возбуждать страсти»), delectare («развлекать», «доставлять наслаждение»). Каждый из них был неразрывно связан с остальными, но, смотря по обстоятельствам, мог занимать господствующее положение. Было унаследовано и учение о разработке пяти этапов речи.

Позднеантичная и средневековая риторика

В эпоху борьбы христианства с античным язычеством была создана наука о христианском ораторском искусстве, достигшем блистательного развития в и веках н. э. . Выдающийся представитель этого ораторского искусства - Иоанн Златоуст . В теоретическом смысле средневековая риторика почти ничего не прибавляет к античным разработкам, держится правил Аристотеля и поздних теоретиков (на Западе - Цицерона) и лишь перерабатывает их в расчёте преимущественно на сочинение писем (посланий) и проповедей . Повсеместно происходит ужесточение требований к соблюдению этих правил.

Уже к IV веку сфера действия риторических норм совпала с самим понятием литературы : в латинской литературе средних веков риторика заменяет поэтику , прочно забытую средневековой традицией. Теоретики задавались вопросом: ограничен ли материал, о ко­тором может идти речь в литературном тексте? На сей счет выска­зывались самые разные мнения. В целом победила максималистская тенденция: в компетенцию риторики по крайней мере до XIII века входил любой материал. Следуя этому искусству, автор, прежде чем создавать произведение, должен был составить себе ясное и рациональное представление (intellectio ) о предпола­гаемом материале. В средневековой риторике сохранялось учение об убеждении как об основной задаче и о трёх задачах («учить, побуждать, развлекать» лат. docere, movere, delectare ).

Создание произведения, в свою очередь, подразделялось на три части или ступени (три главных элемента из пяти в античном списке).

  • Инвенция (лат. inventio ), есть собственно нахождение идей как творческий процесс. Она извлекает из предмета весь его идейный потенциал. Она предполагает наличие у автора соответствующего таланта, но сама по себе является чисто техническим приемом. Её законы определяют отношение писателя к своему ма­териалу; они подразумевают, что всякий объект, всякая мысль мо­жет быть ясно выражена в слове, и исключают все невыразимое, как и чистую импрессионистичность формы. В своем главном аспекте, называвшемся «амплификация» (лат. amplificatio ), она описывает способы переходить от имплицитного к эксплицитному. Вначале амплификация пони­малась как качественный сдвиг, но в средневековой теории и прак­тике она обычно обозначала количественное расширение; обычно так назывались разнообразные приемы варьирования: наиболее раз­работанный из них, описание (лат. descriptio ), не раз подвергавшийся коди­фикации и занимавший центральное место в латинской литературной эстетике, в XIII веке без каких-либо изменений перешёл в жанр романа , сделавшись одной из главных его черт.
  • Диспозиция (лат. dispositio ), предписывала порядок расположения частей. Здесь общие тенденции системы обозначались с трудом. Средневековая риторика никогда всерьез не занималась проблемой органичного сочетания частей. Она ограничивается несколькими эмпирическими и самыми общими предписаниями, определяя ско­рее некий эстетический идеал, нежели способы его достижения. На практике от средневекового поэта требуется незаурядная твор­ческая мощь, чтобы преодолеть это препятствие и достичь гармонии и равновесия в длинном тексте. Зачастую он выходит из положения, выстраивая имеющиеся в наличии элементы в соответствии с опре­деленными числовыми пропорциями: такая практика не вписыва­ется в античную риторику, однако в глазах средневекового клирика её оправдывало существование числовых «искусств», особенно му­зыки (musica ).
  • Элокуция (лат. elocutio ), облекает «идеи», найденные и эксплицированные посредством ин­венции и организованные посредством диспозиции, в языковую форму. Она служила чем-то вроде нормативной стилистики и под­разделялась на целый ряд частей; наиболее разработана из них та, что посвящена, украшению , украшенному слогу (лат. ornatus ), то есть преимущест­венно теории риторических фигур .

Перенимая идеи античных наставников, создатели риторик XI-XIII веков сосредоточивают основное внимание на амплификации и на учении об украшенном слоге, в котором они видят самую суть письменного слова: их деятельность сводится главным образом к перечислению и упорядочению тех способов выражения, какие в своем первоздан­ном виде уже существуют в обыденном языке; они описывают их в функциональных понятиях, как код типов слога с высокой степенью вероятности.

В 1920-1950 гг. многие медиевисты, в том числе и Э. Р. Курциус , полагали, что риторическая модель применима ко всем областям словесности, и делали из этой гипотезы далеко идущие выводы. На деле риторика безраздельно господствовала в латинской лите­ратуре, а её влияние на поэзию на народном языке было длитель­ным, но весьма неравномерным.

Византия

Риторика Возрождения и Нового времени

Жёстко-нормативный характер утверждается за европейской риторикой особенно в Италии , где, благодаря встрече латинского языка учёных и народного итальянского языка , лучше всего находит себе применение теория трёх стилей. В истории итальянской риторики занимают видное место Бембо и Кастильоне, как стилисты. Законодательное направление особенно ярко выражается в деятельности академии della Crusca, задача которой состоит в охранении чистоты языка. В произведениях, например, Спероне Сперони заметно подражание приёмам Горгия в антитезах , ритмическом строении речи, подборе созвучий, а у флорентийца Даванцати замечается возрождение аттицизма.

Только в эпоху Возрождения заново становится известен Квинтилиан, чьё творчество было утрачено в Средние века.

Из Италии это направление передаётся Франции и другим европейским странам. Создаётся новый классицизм в риторике, находящий самое лучшее выражение в «Рассуждении о красноречии» Фенелона . Всякая речь, по теории Фенелона, должна или доказывать (обыкновенный стиль), или живописать (средний), или увлекать (высокий). Согласно с Цицероном, ораторское слово должно приближаться к поэтическому; не нужно, однако, нагромождать искусственные украшения. Надо во всём стараться подражать древним; главное - ясность и соответствие речи чувству и мысли. Интересные данные для характеристики французской риторики можно найти и в истории Французской академии и других учреждений, охранявших традиционные правила.

Аналогично и развитие риторики в Англии и Германии в течение всего XVIII века .

Риторика в XIX и XX веке

В таком виде риторика оставалась частью гуманитарного образования во всех европейских странах вплоть до XIX века . Развитие политического и других видов красноречия и романтической литературы приводит к упразднению условных правил ораторского искусства. Традиционно наиболее значимая часть - учение о словесном выражении - растворилась в стилистике как части теории литературы, а остальные разделы потеряли практическое значение. Именно тогда слово «риторика» приобрело одиозный оттенок напыщенного пустословия.

Слово риторика применялось для вновь создаваемых дисциплин - теории прозы (преимущественно художественной прозы - XIX век, немецкая филология), стилистики (XX век, французская филология), теории аргументации (XX век, бельгийский философ Х. Перельман)

Риторика в России Нового времени

В России, в допетровский период развития литературы, риторика могла иметь применение лишь в области духовного красноречия, и число её памятников совершенно ничтожно: мы имеем некоторые стилистические замечания в «Изборнике» Святослава , трактат XVI века : «Речь тонкословия греческого» и «Науку о сложении проповедей» Иоанникия Голятовского.

Систематическое преподавание риторики начинается в юго-западных духовных школах с XVII века , причём учебники - всегда латинские, так что оригинальной обработки в них искать не приходится. Первым серьёзным русским трудом является Краткое руководство к красноречию Ломоносова («Риторика» Ломоносова, ), составленная на основании классических авторов и западноевропейских руководств и дающая в подтверждение общих положений ряд примеров на русском языке - примеров, извлеченных частью из сочинений новых европейских писателей. Ломоносов же, в своём «Рассуждении о пользе книг церковных», применяет к русскому языку западную теорию трёх стилей. Ввиду того, что область красноречия в России ограничивалась почти исключительно церковной проповедью, риторика здесь почти всегда совпадала с

Риторика - это искусство разговаривать с людьми. Казалось бы, что тут сложного? Если, конечно, знакома тема, да и аудитория понимает язык оратора. Проблема в том, что люди любят говорить и не любят слушать. И чтобы они обратили внимание на сказанное, нужно уметь заинтересовать. Увлечь своей речью.

История ораторского искусства

Искусство риторики - одно из древнейших. Как только люди научились говорить, как только сформировалась вторая сигнальная система, так сразу возникла потребность употребить ее как можно лучше и эффективнее. Ведь ораторское искусство - это не просто умение красиво говорить.

Это еще и умение убеждать, уговаривать людей сделать то, что нужно оратору, а не то, что они собирались. Это - власть. В древней Греции ораторскому искусству обучали в обязательном порядке. Считалось, что образованный человек должен уметь говорить - так же, как должен уметь писать. В Древнем Риме полагали, что мужчина благородного происхождения должен быть либо политиком, либо воином, либо юристом. Ни одно из этих дел не обходится без умения говорить ярко и увлекательно.

Кому нужно умение красиво говорить?

Сегодня, конечно, риторика не входит в перечень обязательных предметов. Но есть много профессий, в которых она станет отличным подспорьем. Те, кто работает с людьми, должны уметь объяснять доступно и интересно, убеждать и доказывать. Педагогическая риторика - искусство учителя увлекательно подавать материал, концентрировать внимание учеников на нужных моментах. Грамотно построенная лекция не только лучше запомнится, она еще и проще в исполнении для самого оратора. Не нужно кричать, напрягая связки, не нужно злиться и нервничать. Ведь аудитория и так ловит каждое слово педагога, и не потому, что боится наказания, а потому что интересно. Педагогическая риторика, усвоенная и отработанная в полной мере, поможет и учителям, и ученикам.

Основа речи - план

Нужно помнить, что риторика - это не только умение красиво говорить. Это еще и искусство стройно, логически мыслить.

Без умения структурировать речь, без четкого плана, основанного на последовательных, связных тезисах, нельзя говорить убедительно и разумно. В основе любого, самого эмоционального спича лежит выверенная, продуманная концепция. В противном случае оратор начнет бессмысленно повторяться, упускать важные факты и запинаться.

Еще один момент, напрямую с умением общаться с аудиторией не связанный - дикция. Слушатели должны сконцентрироваться на речи, а не отвлекаться на необходимость разбирать невнятное произношение лектора.

Говорят, Демосфен, чтобы добиться идеального произношения, тренировался в ораторском искусстве, положив в рот несколько камешков. Звучит забавно, но это действительно неплохой способ выровнять дикцию - если, конечно, нет серьезных проблем, требующих помощи специалиста. Ну и, конечно, скороговорки. Их даже дикторы используют для тренировок.

Публика - это вовсе не страшно

Риторика - это беседа, а не зачитывание текста с листа. Речь нужно учить на память, причем отрабатывать до тех пор, пока она не будет звучать, как свободная импровизация - то есть легко и без усилий. Нет ничего более сложного, чем создание иллюзии непринужденности. Легчайшая грация балерин - результат огромного труда.

Тренироваться нужно постоянно. На родных, на друзьях, на любимой собаке - уж она-то точно будет слушать с интересом, даже если рассказывать одно и то же десяток раз. Когда появится привычка говорить легко и гладко, не сбиваясь, выступать на публике станет намного легче.

Для многих проблема именно в том, что стоять перед людьми, выступать - процесс страшноватый, нервирующий. Здесь тоже поможет практика. Можно попробовать выступить на родительском собрании, на совещании перед коллективом, сказать небольшую речь на корпоративе. Вокруг будут пусть и не родственники, но все же знакомые, доброжелательные люди. В таких условиях привыкать к вниманию публики будет намного проще.

Ориентация на слушателей

Основы риторики предполагают умение структурировать речь и подгонять ее под аудиторию. То есть нужно научиться писать план и заполнять пункты фрагментами текста, имеющими целевое назначение.

Речь, рассчитанная на шахтеров - совсем не то же самое, что спич, который будут произносить на совете директоров. И дело вовсе не в том, что кто-то лучше или хуже. Просто у этих аудиторий - разные интересы, разные вкусы. Оратор должен это учитывать, составляя конспект речи. При одинаковой основе такие выступления требуют разных выразительных средств, разных примеров. Интеллигентная аудитория вряд ли оценит излишнюю экспрессивность оратора, а вот люди, привыкшие открыто выражать свои чувства, наоборот, будут симпатизировать эмоциональному оратору.

Заинтересовать и увлечь

Вступление тоже должно быть ярким. Даже если основная тема спича не позволяет фантазии развернуться, первые фразы должны увлечь аудиторию, приковать внимание к говорящему. Опытные ораторы могут использовать для вступления экстравагантные и рисковые темы - просто для того, чтобы их начали слушать. А потом, в следующей части речи, сгладить резкое впечатление. Начинающим, конечно, не стоит прибегать к столь радикальным мерам. Но все же нужно постараться сделать начало «цепляющим», ярким. Если с самого начала не удалось завоевать внимание слушателей, весь труд по написанию речи окажется бесполезным.

Кажущиеся отступления от темы - тоже очень важный момент. Человек может без усилий фокусировать внимание только пять-шесть минут. Если речь должна быть долгой - лекция, подробное пояснение, - значит, нужно разделить ее на логические сегменты. И разбить теорию любопытными для публики примерами, может, даже забавными, хотя юмор - весьма зыбкая почва. То, что смешно одному, другой сочтет грубостью или пошлостью. Риторика - это искусство не только заинтересовать, но и удержать внимание публики.

Диалог с публикой

Таки отступления должны быть не слишком частыми, но и не редкими. Они позволяют аудитории передохнуть, мысленно подытожить сказанное и подготовиться к следующей части речи, не столь живой и увлекательной.

Чтобы определить, интересно ли слушателям, правильно ли выбран темп и интонация, нужно найти в зале человека, вызывающего симпатию, и говорить «для него». Этот прием часто используют начинающие актеры, а современная риторика имеет много общего с театральным искусством. Во-первых, так легче забыть о зале и публике, наблюдающей за выступлением. Во-вторых, наблюдая за конкретным человеком, выступающий создает иллюзию диалога. Он видит эмоции, вызванные речью, замечает, когда человек отвлекается и начинает скучать, а когда, наоборот, сочувствует высказанным мыслям.

Речь должна быть грамотной

Русская риторика имеет характерную особенность. Она требовательна к языку, точнее - к стилю речи.

Это важный фактор, по которому оценивают ораторское искусство говорящего. Предполагается, что оратор должен владеть классическим литературным стилем, не сбиваться на сленг, жаргонизмы или местечковый говор. Конечно, есть исключения - к примеру, выступления в узкопрофессиональной среде или перед лицом избирателей, когда нужно выглядеть «своим». Но чаще такая речь воспринимается как проявление необразованности, низкой культуры. И тогда доверие к оратору снижается.

Увы, научиться говорить правильно намного сложнее, чем исправить дикцию. Лучший способ - это читать хорошую литературу и общаться с интеллигентными людьми. Если времени на чтение нет, можно приобрести несколько качественных аудиокниг, и слушать их в свободные минуты. Так будет формироваться привычка говорить правильным литературным языком.

Определение риторики

Срок "риторика" происходит от древнегреческого слова "оратор" и означает теорию ораторского искусства, науки красноречия. Близким по значению к нему есть латинское слово "oratoria". Эти сроки связывают с публичными выступлениями, живым словом. Еще в древности люди, которые мастерски владели искусством красноречия (риторы, ораторы), играли значительную роль в общественной жизни.

В течение исторического развития значение термина "риторика" несколько расширился. На сегодняшний день среди ученых не существует единодушия относительно толкования этого термина, даже в определении риторики как науки. Более того, в некоторых специалистов вызывает сомнение даже то, можно риторику вообще считать наукой. В Древней Греции, где именно и окончательно сформировалась эта сфера деятельности, риторика считалась скорее искусством.

Среди разнообразия определений риторики можно выделить две главные традиции, имеют очень давнюю историю.

o Первая традиция наиболее ярко представлена в творчестве древнегреческого философа Аристотеля (IV в. до н. э.). В ее рамках риторика определяется как "искусство убеждения". Согласно этой традиции главная задача оратора - убеждение аудитории.

o Вторая традиция наиболее ярко представлена в творчестве древнеримского ритора Квинтилиана (I в. н. э.). В ее рамках риторика определяется как "искусство говорить изящно". Согласно этой традиции задача оратора - красота, изысканность, утонченность выражения мысли. Убеждение же выступает не только возможна, но далеко не главная цель оратора.

Каждая из этих традиций, несомненно, содержит в себе рациональное зерно. Вместе с тем, упор только на одном аспекте ораторского деятельности приводит к потере целостности в понимании предмета и задач риторики.

С одной стороны, категория убеждению, действительно, одной из главных в риторике. Сферы, в которых один человек пытается убедить других людей, весьма разнообразны: наука, политика, искусство, реклама, повседневное общение и тому подобное. Мы стараемся сделать так, чтобы другие люди приняли наши идеи, товары или услуги, наши представления о жизни, наконец - нас самих.

Убеждение может быть направлено не только на других людей, но и на самого человека. Когда мы задумываемся над определенными поступками, планируем свое будущее, мы взвешиваем различные варианты и стараемся принять наиболее оптимальный. Этот выбор зависит от тех обоснований, человек приводит в себя (или может привести) в пользу той или иной позиции. Наиболее ярко указанные моменты проявляются тогда, когда человек отвечает на вопросы, например: "Стоит ли идти сегодня на лекции?", "Надо изучать математику, может ли она не понадобится мне в жизни?", "Пора вставать можно еще немножко полежать? "," Есть ли надеть сегодня эту яркое платье? "," Есть ли взять с собой зонтик? " и тому подобное.

Во всех вышеупомянутых случаях ведущую роль играет убеждению, на чем собственно и настаивал Аристотель, когда определял риторику.

С другой стороны, в тех же сферах не менее важные позиции иногда занимает сообщения информирования других о чем-то. И тогда на первое место выходит изящество в выражении мысли, на чем настаивал в свое время Квинтилиан. Имеются в виду случаи, когда задача оратора заключается в том, чтобы привлечь внимание слушателей к чему-то новому, интересному; сделать так, чтобы другие люди запомнили ораторское речь.

Таким образом, можно зафиксировать две главные цели оратора, между которыми простирается поле риторики. Это убеждение и информирование в процессе публичного выступления.

На сегодняшний день очевидно, что сферой интереса риторики является общение, коммуникация. Иногда ее даже определяют как теорию и мастерство эффективного (целенаправленного, влиятельного, гармоничного) вещания. Однако следует отметить, что общение - это очень сложный и многогранный феномен, который изучает много наук, в частности лингвистика, психология, философия и др. Поэтому таким образом специфика риторики не проясняется.

Задача дисциплины имеют узкий характер. Попробуем определить особенности риторики через установление ее предмета.

Предмет риторики - это публичное выступление в процессе коммуникации.

Многие люди могут привести примеры не только успешных выступлений, но и таких выступлений, завершались полным провалом. Возникают закономерные вопросы: возможно ли предсказать результат публичного выступления? Может ли обычный человек научиться произносить речи? Или подобное умение - это исключительно природное дарование?

Для ответа на эти и другие вопросы, связанные с искусством публичных выступлений, нужно обратиться к достижениям риторики, которые были накоплены в течение почти 3 тыс. Лет. Именно освещению приемов успешного выступления оратора перед аудиторией посвящено данное руководство.

Таким образом, риторика - это наука о способах подготовки и произнесения ораторской речи с целью определенного воздействия на аудиторию.

Отличительной чертой публичного выступления оратора является одностороннее воздействие на слушателей. Оратор, конечно, должен учитывать «фактор» аудитории. Однако активное противодействие слушателей не предвидится, в отличие, например, от спора. Успех ораторской речи определяется тем, удалось ли ему достичь своей цели при воздействии на аудиторию.

Влияние - это воздействие на состояние, мысли, чувства и поступки другого человека с помощью вербальных и невербальных средств, в результате которой происходят изменения во взглядах или поведении.

Психологическое воздействие имеет много различных форм: манипулирование, внушение, убеждение, принуждение и т. Относительно ораторского деятельности целесообразно говорить об убеждениях, поэтому другие виды оставим без внимания.

В современной литературе достаточно популярным термином для обозначения подобных процессов является также термин "презентация". Во многих моментах его определения совпадает с тем, что в риторике подразумевается под публичным выступлением. Например: "публичная презентация - это персональное или опосредованное через СМИ представление проектов, товаров, программ с целью осуществить на слушателей убеждающий влияние и побудить их к действиям, прямо или косвенно выгодны тому, кто выступает, или тем, от кого он выступает ".

Такое определение презентации свидетельствует об определенной тождество терминов "публичное выступление", "презентация", "ораторская речь". Любое выступление перед аудиторией не лишен каких информативных частей, однако успешность презентаций, как подчеркивается в определении, во многом зависит не столько от информирования слушателей, сколько от направленности на вызов желаемой для оратора реакции.

Однако ограничения риторики исключительно категорией убеждения приводит к ее сужению, не является оправданным в анализе современных коммуникативных ситуаций. Поэтому более целесообразно пользоваться термином "успех публичного выступления", который далее может конкретизироваться в зависимости от цели оратора (убедить или информировать).

Факторы, от которых зависит успех публичного выступления, представляют в виде так называемого риторического треугольника:

Оратор - это человек, который влияет на других людей таким образом, чтобы они приняли определенные утверждения или выполнили определенные действия.

Аудитория - это группа людей, в мыслях или поведении которых должны произойти изменения, к которым стремится оратор. Речь - это речевое сообщение, с которым оратор обращается к аудитории.