«Описание по картине Т. Н. Яблонской «Утро

6 класс

Сочинение по картине Т. Яблонской «Утро»

Вариант 1

План:

1. Общее настроение картины.

2. Композиция и художественные приемы.

3. Связь картины с эпиграфом.

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод...

Это все - весна.

А. А. Фет

Многие картины Татьяны Ниловны Яблонской, художницы, пишущей в стиле реализма и соцреализма, отмечены особым, присущим только им настроением. Сами по себе ее простые пейзажи, портреты и натюрморты, на которых ничем не примечательные предметы, могут казаться бесхитростными и простоватыми. Однако в каждом произведении заключена особая красота простой жизни, которая способна пленять, дарить особое настроение, надолго оставаясь в памяти. К таким творениям художницы относится картина под названием «Утро».

Эта картина несет в себе особый заряд свежести и бодрости, дарит ни с чем не сравнимое настроение радости новому дню. Помогают достичь такого эффекта и краски - светлые, солнечные и наоборот, глубокие и темные, и сама композиция полотна. Полотно по-своему поэтичное, чем-то напоминающее стихотворение-хокку: в краткой и лаконичной форме изображено подсмотренное у природы, сиюминутное и быстротечное. Несомненно, данная работа является знаковой для художницы, эту знаковость признавала как сама Яблонская, так и многие исследователи ее творчества.

«Утро» - картина-портрет. Произведение изображает девочку, по-видимому, только что вставшую с постели и делающую утреннюю зарядку. Двери на балкон распахнуты, на полу - блики солнечного света. Картина пропитана ощущением прохлады, веющей с балкона, теплого, нагретого солнцем пола, запаха утренней свежести. Кажется, что где-то негромко играет радостная, бодрая музыка - вероятно, что именно с ней девочка выполняет ежедневный ритуал - делает утреннюю гимнастику.

Композиция картины предельно проста. Полотно четко разграничено на передний и задний планы, при этом значимыми являются оба плана. В центре картины изображена фигура девочки в белой майке и темных спортивных трусиках. Образ девочки динамичен, фигура запечатлена в движении: она тянет руки вверх, словно потягивается. Глаза прикрыты, вероятно, от солнечных зайчиков, яркими пятнами пляшущие на паркете. Динамичность и стремление этой фигуры подчеркнуто контрастом с массивными и статичными предметами мебели - кроватью, столом.

В композиции полотна нет надуманности, нарочитости - все образы жизненны и легки. Возникает ощущение того, что зритель является невольным свидетелем происходящего. Комната словно наполнена свежим ветром и солнцем - этот эффект достигнут высоким потолком, легким, стремящимся ввысь подъемом арки балконной двери, теплыми красками предметов интерьера.

Цвета теплые, сочные и яркие - они привносят особое ощущение радости, торжественности. Светло: желтые солнечные стены, теплые оттенки коричневого и оранжевого - дерево кровати и пола. Теплота и свежесть этих цветов оттеняется насыщенными темными и холодными цветами - глубокого синего цвета скатерть на столе, темная школьная форма девочки, насыщенная зелень комнатных растений, обрамляющих проемы балконной двери и окна. Ярким пятном выделяется алый пионерский галстук, перекинутый через спинку стула. Благодаря этой детали мы можем предположить, насколько молода девочка.

Помимо приемов контраста, при котором композиционно противопоставляются динамичные и статичные образы, а также теплые и холодные тона, художница использовала прием контражура. При нем основные источники света располагаются вне зоны видимости, за задним планом картины. Яркий, но мягкий солнечный свет, проникая сквозь высокую арку балкона, освещает комнатные растения, подсвечивая сзади часть листьев. При этом возникает интересный зрительный эффект горящей в солнечных лучах листвы. Контраст освещенных и неосвещенных темных участков растений создает ощущение колыхания на ветру, движения и статичности, подчеркивающее общие принципы композиции картины.

Произведение лаконично и сдержанно: на полотне минимум деталей, при этом они органично вписываются в общую концепцию. Это декоративная тарелка на стене, украшенная изображением канареек, белый узорчатый кувшин на столе, тарелка с завтраком. Детали, словно некие актеры, прекрасно играют свою роль, поддерживая принципы контраста. Контраст возникает как по цветовым характеристикам (насыщенные цвета стены и скатерти и белый фон посуды), так и по фактурным (контраст между однотонной поверхностью и по верхностью с рисунком). Таким образом небольшие нюансы не утяжеляют композицию полотна, не отвлекают от главного образа - легкой и тоненькой фигурки девочки.

Эпиграф, выбранный мной, неслучаен. Несмотря на то что текст стихотворения несколько не соответствует образам картины, общие настроения очень схожи. Мы не можем утверждать, какое время года на улице, однако ощущение чего-то нового, весеннего, легкого неуловимо присутствует в картине.

Гармония стихотворного текста и гармония живописных образов тесно переплетаются между собой, образуя единое полотно. Общее настроение, мажорное и приподнятое, заставляет прочувствовать образы солнечного утра, хорошей погоды, радости и ликования природы и человека.

Особым доводом к выбору именно этого стихотворения послужил возраст героини картины. Ведь молодость также, по сути, является весной - весной человека, яркой, легкой и стремительной. Девочка на полотне напоминает весеннюю птичку - широко раскинув крылья-руки и прикрыв глаза, она словно бы стремится слиться с ветром и солнцем, вобрать их в себя и взлететь в ясную синеву неба.

Картина привлекла меня своими незабываемыми, простыми и трогательными образами. Ведь радостное настроение, ощущение свободы и счастья, яркие теплые краски, зелень и мягкий солнечный свет, а также молодость и гармония - это все и является особенным весенним настроением, живущим в сердце каждого из нас.

Вариант 2

Творчество российской художницы Т. Н. Яблонской отличается поэтичностью, откровенной искренней любовью к жизни, к человеческому сущес твованию. Ее картина «Утро» - олицетворение бодрости, свежести, открытости чему-то новому.

Изображенная на картине девочка лет одиннадцати с радостью и воодушевлением начинает новый день. Девочка только проснулась - слева мы видим еще не застеленную деревянную кровать - и начинает свое утро с зарядки. Ее волосы заплетены в косы, на ней белая майка и черные спортивные трусы. Героиня картины грациозна, пластична. Ее стройная, подтянутая фигура свидетельствует о том, что она не ограничивается только утренней зарядкой, а занимается каким-либо видом спорта. Справа от нее стул, на котором аккуратно сложена одежда, что говорит об опрятности девочки, ее привычке к порядку. На спинке стула висит красный галстук - героиня картины пионерка.

На переднем плане картины художник изобразил круглый стол, накрытый сине-желтой скатертью. На столе - завтрак девочки: светлый с темным рисунком кувшин с молоком, тарелка, на которой лежит булочка, прикрытая салфеткой.

В комнате, где живет героиня картины, высокие потолки, потому и балконная дверь, которую художник изобразил открытой, начинается от самого пола и заканчивается в виде арки очень высоко. Открытая дверь на балкон приносит в комнате свежесть утреннего воздуха, что буквально физически ощущаем мы, зрители картины.

Рядом с балконной дверью находится окно комнаты, на подоконнике - цветок резеды. Между балконной дверью и окном на стене прикреплено кашпо с вьющимся цветком. Цветок разросся настолько, что полностью огибает арку балконной двери и арку окна. Те листья резеды, которые освещены солнечным светом, кажутся нам золотыми, те же листья, которые остались в тени, насыщенного зеленого цвета. Под кашпо с цветком на стене висит эстамп, на желтом фоне которого изображены птицы и цветы в сине-белых тонах.

Стены комнаты девочки оформлены в теплых светло-желтых тонах. Маленькая аккуратная хозяйка позаботилась о паркетном поле: темно-коричневый, начищенный до блеска, в лучах утреннего солнца он отражает фигуру девочки.

Полотно «Утро» призывает радоваться прекрасному, молодости, красоте, наступлению нового дня, которое непременно несет ожидание чего-то лучшего, волнующего. Такое впечатление от картины возникает у нас благодаря искусству художника владеть сложной техникой светопередачи. Она с подлинным мастерством передала вторжение утра с его ярким солнцем и прозрачным воздухом в комнату своей героини.


  • познакомить с художницей и её картинами,
  • подготовить к описанию картины “Утро”,
  • воспитывать самостоятельность и ответственность за чёткое выполнение своих обязанностей в игре,
  • развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

  • выставка репродукций картин художницы,
  • Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова и Н. Ю.Шведовой,
  • таблички с названиями команд: “Биографы”, “Экскурсоводы”, “Искусствоведы”, “Авторы””, “Языковеды”.

Ход урока

(Класс разделён на 5 групп. На столе у каждой команды табличка с её названием.)

1. Слово учителя.

Ребята, мы с вами часто обращаемся к произведениям живописи на уроках. Что бы ни изображал художник: человеческое лицо, природу, предметы, окружающие нас,- он всегда рассказывает о жизни, о каком-то её мгновении. “Остановись, мгновение!”- приказал времени художник и красками на холсте запечатлел то, что увидел.

2. Словарная работа.

Посмотрите на стенд “Запомни”. Вы видите 3 слова: натюрморт, пейзаж, интерьер.
- Определите их лексическое значение, обратившись к толковому словарю.
- Назовите орфограммы в этих словах.
- Устно составьте словосочетания и предложения с ними.
- Как связаны между собой эти слова? (Они обозначают жанры живописи)

3. Знакомство с Т.Н.Яблонской и её творчеством.

Ребята! Сегодня мы познакомимся с художником Т.Н.Яблонской и её картинами. Готовясь к уроку, вы все провели большую работу. То, что вы подготовили, поможет вам написать сочинение по одному из полотен художницы.

Слово предоставляется биографам.

Выступление биографов.

Татьяна Ниловна Яблонская родилась в 1917 году в Смоленске в семье учителя истории и рисования Нила Александровича Яблонского. Первые уроки рисования получила от отца. Потом рисование стало не просто детским увлечением. В 1935 году вместе с сестрой Татьяна Яблонская поступила в Киевский художественный институт. С 1941 по 1973 преподаёт в родном институте. На своих полотнах Яблонская изображает простых людей, их труд, любит писать детей. Для творчества художника характерны жизнеутверждающие мотивы, поэтические образы современников и родной природы. Т.Н.Яблонская – заслуженный деятель искусств Украины, в 1960 году ей присвоено звание народного художника Украины.

Здравствуйте, друзья! У нас сегодня встреча с полотнами Т.Н.Яблонской. Мы расскажем о некоторых картинах художницы.

В 1949 году создана картина “Хлеб”. В 1948 году Яблонская руководила летней практикой студентов, которая проходила в селе Летава. Ощущение коллективного труда, боевой темп запали в душу. Всё это захотелось выразить на полотне. Посмотрим на репродукцию картины. Летний солнечный день. На колхозном току кипит работа: молотят зерно, насыпают его в мешки, везут на элеватор. Хороший урожай собрали колхозники! Бодрое, жизнерадостное настроение пронизывает картину. Яркий свет солнца играет на лицах и одежде колхозниц. От золотой хлебной пыли воздух кажется туманным.

В 1967 году появилось полотно “Лето”. Посмотрите на него. Здесь отражается удивительная способность художника видеть окружающий мир восхищёнными и благодарными глазами. Родной край, украинская природа, смеющиеся дети – всё вызывает простодушное восхищение и радует художницу.

А сейчас посмотрите на картину “Простудились”, созданную в 1955 году.

Она хороша своей простотой. Кажется, вслед за своей героиней Яблонская приговаривает: “Лежать бы без всяких хлопот, раз уж простудилась! Так нет же, оказывается и медвежонок, любимый, плюшевый, тоже гонял по морозу, в шубке нараспашку, да ещё и льдинки сосал. Вот и возись теперь с ним, корми порошками, перевязывай горло, чтоб не болело.

Слово учителя.

В 1954 году Т.Н.Яблонская создала картину “Утро”. Это рассказ о красоте будней. Художник учит нас видеть прекрасное в обыденном, простом, что нас окружает и что мы не всегда замечаем.

4. Анализ картины “Утро”.

Рассмотрите картину. Что изображено на ней?

(На картине изображена комната городской квартиры, девочка, делающая зарядку.)

На вопросы учителя ответы дают ребята из группы искусствоведов.

Какое время года изображено? Какая погода?

(Стоит весна. Учебный год ещё не закончился. На стуле лежит школьная форма. Дверь на балкон распахнута. Погода тёплая, утро ясное, солнечное. Длинные тени вытянулись по полу, спрятались в складках постели.)

Опишите девочку.

(У девочки стройная фигура. Школьница стоит в позе ласточки. Её руки вытянуты в стороны и чуть подняты вверх. Правая нога отставлена в сторону, носочек вытянут. Художница показала, что движения девочки просты и изящны. Школьница легко одета, на ней белая майка и чёрные шорты. Ничто не сковывает движений. Длинные русые волосы заплетены в косу.)

Опишите комнату девочки. Как комната характеризует хозяйку?

(Комната просторная и светлая. Обилие солнца и света. Чистый и свежий воздух из распахнутой двери. В помещении немного мебели: деревянная кровать в углу с белоснежным постельным бельём, круглый стол, покрытый льняной скатертью с бахромой, да стул. Паркетный пол сверкает своей чистотой. Художница во всём подчёркивает уют: из кашпо тянутся стебли плюща, яркое солнышко играет на его листочках. Ощущение уюта усиливает цветок на подоконнике. Под кашпо на стене эстамп с изображением диковинных птиц. На столе глиняный кувшин и такая же кружечка. Рядом с кружкой тарелка необычной формы. Видно, что хозяйка комнаты аккуратная. Всё просто в этой картине, но всё до мелочей продумано автором.)

Как думаете, почему стол в комнате круглый, окно и выход на балкон также имеют закруглённую форму вверху?

(Этим Яблонская ещё раз подчёркивает уют, умиротворённость, которые царят в комнате и, наверное, во всём доме.)

Что изображено за окном?

(За окном утренняя дымка. Город ещё не вполне проснулся.)

Какие краски преобладают на этом полотне? Почему?

(Здесь преобладают жёлтый и зелёный цвета. Жёлтый бодрит, вызывает радостное настроение. А зелёный создаёт ощущение спокойствия, мира, гармонии.)

Объясните, почему художница назвала картину “Утро”?

(Слово утро употреблено здесь в нескольких значениях. Утро за городом, утро в квартире. Да и героиня полотна – девочка. Её жизнь только начинается, её жизнь – утро. А весна? Это же утро в жизни природы.)

Определите тему картины.

(Изображение девочки, делающей зарядку, комнаты, утреннего города за окном.)

Что хочет сказать Яблонская своей картиной?

(Хороша наша будничная жизнь. В простом и обыденном тоже много прекрасного.)

Каким человеком предстала перед вами художница, когда вы познакомились с её творчеством?

(Яблонская любит жизнь, умеет увидеть прекрасное в повседневном. В её картинах много воздуха, света и человеческого счастья.)

Слово предоставляется следующей группе учащихся. Условно они названы авторами.

Эти ученики знакомят класс с планами к сочинению, составленными ими (планы записаны на доске).

План 1.

1. Художник Т.Н.Яблонская.
2. Солнечное утро.
3. Комната.
4. Девочка, делающая зарядку.
5. Какие чувства вызывает картина “Утро”.

План 2.

I. Т.Н.Яблонская – известный художник.

II. Картина “Утро” - одна из работ живописца.

1.Утром в городской квартире:

а) за окном чудесная погода;
б) уютная комната;
в) аккуратная хозяйка.

2. Почему картина имеет такое название.

3. Какие краски преобладают на полотне.

III. Радостно на сердце!

Чем отличаются планы?
- Какой из них считаете лучшим? Почему?
- Запишите наиболее понравившийся план в тетрадь.

Возможное начало.

Т.Н.Яблонская – известный живописец. На своих полотнах она изображает простых людей, их труд, очень любит писать детей. В своих произведениях художница предстаёт человеком, который очень любит жизнь, умеет увидеть прекрасное в повседневном.

Возможное заключение.

Мне очень понравилась работа Т.Н.Яблонской “Утро”. Посмотришь на эту картину, полную света, солнца и воздуха, вспомнишь о весне, и сразу как-то радостно становится на сердце, хочется крикнуть: “Хороша наша жизнь, несмотря ни на что!”

Слово предоставляется группе языковедов.

Ребята! В наших сочинениях бывает немало речевых ошибок. Мы думаем, что наши вопросы и задания помогут их избежать.
- Какими словами можно заменить существительное художник для устранения повтора этого слова? (Яблонская, автор, живописец, она)
- С этой же целью подберите синонимы к слову картина . (Холст, полотно)
- Замените близким по смыслу глагол изображать . (Писать, освещать)

Для предупреждения орфографических ошибок языковеды подготовили словарный диктант:

Плющ в кашпо, эстамп на стене, льняной скатертью, с длинной бахромой, глиняный графин, паркетный пол, деревянную кровать, белоснежное постельное бельё, батарея центрального отопления, выход на балкон.

Т.Н.Яблонская – известный художник.

Художница показала, что движения девочки просты и изящны.

Жёлтый свет бодрит, вызывает радостное настроение.

5. Подведение итогов.

Учитель обращается к классу:

Понравилась ли вам картина Яблонской?
- Представьте, что вы оказались в этой комнате. В каком месте вы бы хотели остановиться? Почему?
- О чём бы вы стали говорить с девочкой?

Заключительное слово учителя:

Спасибо! Вы помогли друг другу подготовиться к сочинению. Я надеюсь, что ваши сочинения будут интересны, содержательны и грамотны.

(Для написания сочинения отводится следующий урок.)

Подготовить учащихся к написанию сочинения-описания по картине «Утро»;

Провести работу над лексикой, обогатить словарный запас учащихся, подобрать наиболее подходящие слова и выражения, описывающие картину, повторить термины «прямое» и «переносное значение слова»;

Научить школьников оценивать художественное произведение, видеть в нем не только сюжет, но замечать художественные детали, колорит, композиционное своеобразие;

Познакомить учеников с искусствоведческими понятиями «колорит», «замысел», «композиция», «деталь», «художественный прием»;

Научить детей видеть замысел живописца и те способы, которыми он воплощает его в жизнь;

Вызвать интерес учащихся к живописи;

Провести работу над развитием речи.

Оборудование

Репродукция картины Яблонской «Утро»

Портрет художницы, при возможности фотографии с ее выставок.

Планируемые результаты

В результате проведенного урока учащиеся должны приобрести следующие знания и навыки:

Писать сочинение-описание по картине;

Правильно употреблять слова и выражения для описания живописного полотна.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня мы рассмотрим картину Яблонской «Утро» и подготовимся писать сочинение-описание по этому произведению. Краткий рассказ о художнице. Вариант - доклад о биографии автора картины делает кто-то из учеников.

2. Начало составления плана сочинения

Ребята, мы рассмотрим картину, подберем подходящие слова для ее описания. В течение урока мы будем записывать план и некоторые другие материалы, которые помогут вам написать сочинение.

3. Устные ответы учащихся (1-2 человека) по теме «Сюжет картины». Дети должны рассказать, что они видят на картине, высказать свое отношение к произведению.

Учитель говорит: «Верно. На картине изображена комната, в которой находится девочка. Раннее утро, девочка только что проснулась и делает гимнастику. Но это лишь первое поверхностное впечатление. Давайте подумаем, каков был замысел художницы, и посмотрим, какими приемами она пользовалась для его воплощения».

3. Обсуждаем картину.

К какому жанру относится данное произведение?

Пейзаж? Натюрморт? Портрет?

Нет, это жанровая сцена. Несмотря на то, что здесь изображен человек, это не портрет. Девочка запечатлена в бытовой обстановке, в конкретный момент времени, видно, чем она занимается (делает зарядку).

Учимся определять композицию

Задний план картины - окна, пейзаж за окнами.

Средний план - фигура девочки, мебель.

Передний план - накрытый стол.

Выбранная композиция передает объем, создает глубину изображения.

Колорит

Яркие, свежие оттенки создают радостное «утреннее» настроение. Яркие пятна - красный галстук на стуле и синяя скатерть делают полотно еще более праздничным. В картине много светлых тонов, с помощью бликов и игры красок художница смогла изобразить яркий солнечный свет, заливающий всю комнату.

Художественные детали

Два светлых распахнутых окна, через которые врываются солнечные лучи. Тонкая, изящная фигура девочки. Ее движения передают радость, с которой героиня встречает новый день. Изображения предметов передают простую обстановку, в которой живет девочка (одежда на стуле, завтрак на столе).

Лексическая работа

Подбираем слова для сочинения-описания по картине. Слова распределяем по группам, например:

Настроение картины - радость, счастье, новый день, улыбка;

Фигура девочки - тонкая, изящная, грациозная;

Движения девочки - здоровье, бодрость;

Комната - простая, красивая, светлая, чистая;

Оттенки - радостные, яркие, свежие.

4. Составление плана сочинения

Вступление.

Основная часть. Сюжет картины (что делает девочка, что этому предшествовало). Обстановка, описание комнаты. Какое впечатление создает картина.

Заключение.

5. Составление устных рассказов по картине.

Все ученики готовят устный рассказ по картине. Учитель вызывает нескольких учащихся, и они выступают со своими рассказами. Небольшое обсуждение в классе.

6. Домашнее задание - написать сочинение-описание по картине.

Сочинение

Татьяна Ниловна Яблонская - известный мастер русской живописи, заслуженный деятель искусства, лауреат Государственной премии. Она изображает на своих полотнах простых людей, их труд, очень любит писать детей.

Художница на своей картине изобразила утро школьницы. Сюжет этого произведения служит всем ребятам хорошим примером для подражания.

Картина создаёт доброе и весёлое настро­ение. Она насквозь пронизана утренней весен­ней свежестью.

Изображённая комната наполнена светом от восходящего солнца. В центре изображена девочка, которая занимается утренней заряд­кой. Она опирается на левую ногу, правая отведена назад и немного в сторону. Руки подняты вверх и изящно разведены в сторо­ны. Одета девочка в белую майку и чёрные трусы.Комната просторная, светлая, с паркет­ным полом. Обстановка простая, скромная, ничего лишнего. В центре круглый деревян­ный стол, накрытый белой с синими полоса­ми скатертью. На нём стоит хлебница, рядом с ней бокал, в центре - расписной кувшин и сахарница. В левом дальнем углу располо­жилась массивная деревянная кровать с ещё неубранной постелью. В правом углу кар­тины виднеется часть окна. На заднем пла­не - распахнутые настежь балконные двери. На стене, между столом и балконной дверью, висят декоративная тарелка и кашпо с рас­кидистыми цветами. Около балкона стоит де­ревянный стул, на котором висит школьная форма.

Картина поднимает настроение и побуж­дает к добрым делам. Стройная и аккуратная девочка олицетворяет собой примерную и доб­росовестную ученицу.