Эйнштейн биография отношения судьба первой жены. Судьба жены гения: Милева Марич и Альберт Эйнштейн. Кем были жены и дети Эйнштейна

Все мы наслышаны о плохой учёбе Эйнштейна в школе. Ознакомимся же с тем, как проходило обучение его первой жены, сербского физика и математика Милевы Марич.Итак, Милева родилась за неделю до Рождества, 19 декабря 1875 года в селении Тител, расположенного на территории Воеводины — «края разбойников и повстанцев», как потом говорил Эйнштейн, который в те времена принадлежал Венгрии, а сейчас Сербии (см. выше пояснения к картам).

С самого раннего детства она проявила поразительные способности к математике и языкам. Помимо этого, девочка увлекалась живописью и музыкой. Одна престарелая учительница сказала отцу: «Эту девочку надо беречь. Она — необыкновенный ребенок» . Родные ласково называли ее Мицой (Mitza). Этим прозвищем пользовался и Альберт в период их взаимной любви.

Все это время ее родители проживали в Руме; в середине мая 1894 года семья переезжает в Аграм (Загреб). «Как высокоодаренная и успешная ученица, — пишет Маргарет Маурер, — она добилась того, чтобы ее допустили в Королевскую высшую гимназию города Аграма [позднее, Zagreber Knabengymnasium] на правах частной ученицы; она — единственная девушка, которая могла брать уроки по физике (этот предмет изучали только мальчики)» .

Понятно, что такое юридическое исключение мог получить для нее отец, который работал в Верховном суде города. Но его возможности были не безграничны. Чтобы продолжить свое образование, Милева вынуждена была выехать за пределы Габсбургской монархии в свободный город Цюрих — первый немецкоязычный город, в котором с 1867 года разрешено было учиться в университете девушкам.

В Цюрих Милева приехала самостоятельно в ноябре 1894 года. Этот город, пропитанный духом либерализма, стал для нее родным (здесь в 1948 году она умрет). По желанию учиться и жажде знаний девушке из Сербии не было равных, в этом отношении она явно выделялась из среды своих сверстниц. С самого раннего детства она показала себя умной, волевой и самостоятельной личностью, решившей посвятить себя интеллектуальной работе. Отец не мог нарадоваться успехам дочери. Он понимал, что его любимица далеко пойдет, никогда не наделает никаких глупостей, поэтому предоставил ей полную свободу действий в реализации своих интеллектуальных способностей.

Старый и новый Цюрих

В Цюрихе Марич начала самостоятельно изучать медицину, планируя стать врачом-психиатром — наиболее модной на тот период профессии. В Цюрихском университете на отделении, где впоследствии будет учиться Карл Юнг, она проучилась один летний семестр. Потом Милева поняла, что профессия врача — не для нее. В конце октября, когда формировалась очередная группа в Цюрихский Политехникум, решительная 21-летняя девушка, прекрасно разбирающаяся в вопросах физики и математики, успешно сдает экзамены и попадает в группу мальчиков-первокурсников, куда со второго раза поступил учиться 17-летний Альберт Эйнштейн. Первую попытку он сделал ровно год назад, в октябре 1895 года, но не прошел испытательные экзамены. После провала он поступил в кантональную школу, дипломом которой давал право поступать в Политехникум без экзаменов. После годичного подготовительного курса его гарантировано зачислили на первый курс.


Группа учащихся из подготовительной школы в Аарау, среди которых находится и молодой Эйнштейн (сидит крайний слева в первом ряду). Получение в этом учебном учреждении диплома давало право поступления в Политехникум без экзаменов. 29 октября 1896 года Альберт приехал в Цюрих и стал учиться в одной группе с Милевой.

Первый курс Милева Марич закончила вполне успешно, хотя могла бы учиться значительно лучше. Этому есть объяснение: она была «разочарована стандартом обучения по физике» (строка из письма), принятым в Политехникуме. Ей было скучно изучать предметы, связанные с будущей технической специальностью, предназначенной для парней. Милева ожидала большего, мечтала узнать о самой передовой науке, чего, к сожалению, в Цюрихском Политехникуме она не нашла. Жаждущая знаний девушка начала самостоятельно много читать научной литературы, не входящей в программу обучения. Этим своим энтузиазмом она заразила друга, Альберта, который привязался к ней. Чтобы не отстать от нее и как-то завоевать ее внимание, он тоже пытается приобщиться к чтению статей, рассказывающих о последних достижениях физики. Альберт делал это по необходимости, чтобы понравиться своей подруге. До этого проблемы передовой науки и последние открытия в физике его не особенно интересовали. Милева же делала это по зову сердца, из искреннего любопытства. Она добывала знания ради самих знаний, а не ради того, чтобы выглядеть в глазах друга достойно.

Коллаж из двух фотографий 1896 года, когда
Альберту Эйнштейну 17 и Милеве Марич 21 год.
Не нужно быть психологом, чтобы понять, кто из
этих двоих является ведущим, а кто — ведомым.

В качестве доказательства приведем строки из августовского письма 1899 года; в нем Альберт писал Милеве: «Наряду с этим я изучил также прекрасные места из Гельмгольца по поводу атмосферных движений — от страха перед Вами и, между прочим, к собственному удовольствию. Сразу же добавлю, что я хотел бы вместе с Вами просматривать всю историю [физики]... Когда я читал первый раз Гельмгольца, то ничего не мог понять, я не мог поверить, как не могу до сих пор, что Вы не сидите со мной рядом. Совместно работать с Вами я нахожу прекрасным и полезным, работа идет намного спокойнее и кажется мне менее скучной» .

Через год Альберт пишет ей: «К исследованию эффекта Томсона, я убежден, нужно подходить иначе... Если бы мы только могли начать сразу же завтра!» . И чуть раньше: «Как мог я только жить раньше, ты моё маленькое всё. Без тебя мне не хватает уверенности в себе, страсти к работе, и жизнь не в радость — короче, без тебя мне и жизнь не жизнь» . Эйнштейн только с ней начал знакомиться с классическими произведениями Гельмгольца, Томсона, Больцмана, Друде, Герца, Кирхгофа, Маха, Оствальда, Планка (эти имена фигурируют в письмах) и обсуждать физические проблемы со своей возлюбленной. Она была его единственной опорой, когда он после окончания Политехникума в течение почти двух лет оставался безработным. Ее родители были богаты и могли обеспечить материальное положение зараждающейся семьи. Впрочем, об этом говорить пока рано.

Целеустремленная студентка для получения знаний с передового фронта науки 5 октября 1897 года забирает документы из Цюрихского Политехникума и решает ехать в Германию, в старейший (основан в 1386 году) Гейдельбергский университет, где она слышала об удивительных экспериментах с каналовыми лучами и фотоэлектрическим эффектом, которые проводил будущий лауреат Нобелевской премии (1905) и ярый противник теории относительности, Филипп Ленард. Не отсюда ли проистекает интерес Эйнштейна к явлению фотоэлектричества, за исследование которого в ноябре 1922 году он получит Нобелевскую премию за истекший 1921 год? Однозначный ответ на этот вопрос дается в разделе Милева Марич — мать квантовой механики .


20 октября 1897 года Милева поделилась впечатлениями о содержании прослушанной накануне лекции «хорошего профессора Ленарда», посвященной вопросу теплого движения молекул. Она была поражена большой скорости движения молекул (400 м/с) и малости пути свободного пробега (1/100 от толщины волоса), о чём с удивлением и поделилась со своим другом Альбертом .

Тема теплого движения молекул, тесно связанная с так называемым броуновским движением, была актуальна для Эйнштейна, поскольку послужила темой одной из его статей 1905 года, а также темой его диссертационной работы. Кроме того, нужно не забыть упомянуть, что Милева в Гейдельберге прослушала курс электродинамики — главная тема другой работы Эйнштейна 1905 года, «К электродинамике движущихся тел» (см. Как создавалась специальная теория относительности ). Осенью 1897 года она посещает математические лекции профессора Лео Кёнигсбергера по эллиптическим функциям и профессора Карла Кёлера по теории чисел, а также изучает аналитическую механику, избранные главы интегрально-дифференциального исчисления .

Демонстрационная лекция в
Гейдельбергском университете
(справа у стены стоит Ленард).

Надо пояснить, что в ту далекую эпоху студенты более свободно переходили из одного учебного заведения в другое, чем сейчас. Профессора не сопротивлялись этому перемещению, когда видели, что студент хорошо учиться и действительно хочет узнать что-то новое, чего нет в данном институте или университете. Это правило распространялось на парней; для девушек всё было намного сложней.

Свои молодые силы Марич потратила не только на освоение физических и математических предметов, но и на преодоление жесточайшего сопротивления, связанного с тогдашними предрассудками: считалось, что из женщины не может получиться первоклассный ученый. Это тогда, а что сейчас? Нынешние женоненавистники снова кричат, что Марич приложила не достаточно сил, чтобы стать физиком. Возле мужа, твердят они, первая жена «гениального физика» всегда была только домохозяйкой.

Это, разумеется, не так. Популяризаторы «эйнштейновских достижений» не любят вспоминать самую первую статью Альберта, написанную в 1901 году без помощи Милевы. Это — самая слабая из всех работ, вошедших в его «Собрании научных трудов». Наиболее важные статьи первых лет их совместного проживания были написаны при самом активном участии Милевы. Четыре работы 1905 года, прославившие имя Эйнштейна в веках, были написаны, практически, одной Милевой, во всяком случае, их математическая часть. Альберт же в это время работал в бюро патентов и ему некогда было обдумывать содержание сложных научных концепций, связанных с термодинамикой, молекулярно-кинетической теорией и статистической физикой. Однако всё это происходило после замужества, а сейчас давайте снова вернемся в студенческие годы.

Итак, зимний семестр (тогда год делился на летний и зимний семестры, а не на весенний и осенний, как сейчас) второго года обучения Милева Марич начала в Германии, о чём сообщает Эйнштейну в октябрьском письме 1897 года . Она жадно слушает лекции немецких профессоров, которые по содержанию, ей показались намного интереснее лекций, читаемых в Политехникуме. По письмам видно, что ее захватил открывшийся перед ней мир науки. Старательная студентка так поглощена учебой и исследованиями, что даже забывает отвечать на письма Альберта. Между тем в своем письме от 16 февраля 1898 года он явно показывает, что заскучал, называет ее «маленькой беглянкой» и просит «поскорее вернуться» .

Проучившись в Гейдельберге зимний семестр, Милева в апреле 1898 года возвращается назад в Цюрих, но не потому, что ее позвал обольстительный сокурсник, а потому, что в прославленном университете Германии с 1891 года женщины имели право посещать лекции любых профессоров на правах вольнослушательниц, но им не выдали диплом. Милева посещала все положенные лекции и практические занятия, однако невозможность получения аттестата заставило ее вернуться назад в Швейцарию. Ее возврат в Цюрих по времени почему-то совпал с началом, когда Эйнштейн по собственным заявлениям начал заниматься специальной теорией относительности.

***

После окончания Политехникума он просит оставить его ассистентом, но ему отказали — единственному из выпускников, все так или иначе благополучно устроились. За него просила сама Милева. По этому поводу она даже повздорила со своим руководителем дипломной работы (Diplomarbeit) и докторской диссертации (Doktorarbeit) профессором Вебером, к которому хотел пойти ассистентом Альберт. Об этом весной 1901 года Милева написала своей подруге Элен . Просился он ассистентом и к профессору Гурвицу. В эти же весенние месяцы Альберт пытается получить работу у Оствальда в Лейпциге и у Камерлинг-Оннеса в Лейдене; тоже безрезультатно.


Дом на улице Kramgasse-49, куда 29 октября 1903 года поселилась молодая чета Эйнштейнов.

Лишь с 19 мая по 15 июля 1901 года он отыскал временную работу в технической школе Винтертура в качестве преподавателя математики. Другая временная работа ему перепала Шахфаузене, где он учительствовал с сентября 1901 года по январь 1902 год. В декабре 1901 года он отсылает заявление с просьбой принять его в штат Бернского патентного бюро. 21 Февраля 1902 года он приезжает в Берн, но приступает к работе в Патентном бюро только 23 июля. Альберта взяли с испытательным сроком на самую низкооплачиваемую должность эксперта третьего класса. Его испытательный срок длился дольше, чем у других — до 16 сентября 1904 года. После этого унижения он, наконец, заключил с руководством патентной конторы долгожданный контракт.

Внутренние помещения Дома Эйнштейна

Автор сайта особо подчеркивает тот удивительный факт, что, несмотря на безуспешное окончание Политехникума, Милева всё-таки стала кандидатом в доктора философии, а Альберт — нет. В докторантуру при Цюрихском университете ее устроил профессор Фридрих Вебер — тот самый, который на выпускном экзамене поставил ей невысокую оценку по своему предмету. Тем не менее, он взял Милеву для дальнейшей научной работы, а Альберта отверг как бесперспективного в научном плане молодого человека. В знак протеста против такого решения своего научного руководителя Милева отказалась работать с ним. Потом у нее родилась дочь и началась черная полоса в отношениях с Альбертом.

1. Картер П. и Хайфилд Р. Эйнштейн. Частная жизнь. — М.: «Захаров», 1998 (Paul Carter and Roger Highfield «The Private Lives of Albert Einstein», 1993).
2. The Collected Papers of Albert Einstein (CPAE). Volume 1. The Early Years, 1879-1902, Princeton University Press 1987.
3. Хофман Б., Дюкас Э. Альберт Эйнштейн. Творец и бунтарь. — М.: Прогресс, 1983. (Banesh Hoffmann/Helen Dukas: Einstein. Schopfer und Rebell . Die Biographie, Frankfurt/M. 1978, amerikanisches Original New York, Viking Press, 1972).
4. Кузнецов Б.Г. Эйнштейн. Жизнь. Смерть. Бессмертие. Издание пятой, переработанное и дополненное. / Под редакцией М.Г. Идлиса. — М.: Наука, 1980.
5. Frank, Phillipp: Einstein. Sein Leben und seine Zeit. Mit einem Vorwort von Albert Einstein, Wiesbaden (Friedr. Vieweg & Sohn) 1979 (Copyright der amerikanischen Ausgabe 1979; eine fruhere englische Ausgabe: Einstein, His Life and Times, New York 1947, sowie London 1948).
6. Зелиг К. Альберт Эйнштейн. — М., 1966. (Carl Seelig: Albert Einstein. Eine dokumentarische Biographie, Zurich-Stuttgart-Wien (Europa Verlag) 1954).
7. Maurer, Margarete. Weil nicht sein kann, was nicht sein darf... "Die Eltern" Oder "Der Vater" Der Relativitatstheorie? (Aus: PCnews, Nr. 48, Jg. 11, Heft 3, Wien, Juni 1996, S. 20-27).
8. Shankland, R.S.: Conversations with Albert Einstein, in: American Journal of Physics, Vol. 31, 1963, S. 47-57.
9. Bernstein, Jeremy: Einstein When Young, in: New Yorker, 6 July 1987, S. 77-80, zitiert nach Pyenson 1989, S. 133.
10. Michelmore, Peter: Albert Einstein. Genie des Jahrhunderts, Hannover (Fackeltrager-Verlag) 1968 (amerikanisches Original: Einstein - Profile of the Man 1962).
11. Брайен Д. Альберт Эйнштейн / Пер. с англ. Е.Г. Гендель. — Мн.: «Попурри», 2000 (EINSTEIN: A LIFE by Denis Brian. — N. Y.: John Wiley & Sons, Inc., 1996).
12. Mileva Einstein-Maric (WebSite assembled by Neil S. Eshleman).


Александр Гагин

Вы можете скачать эту статью в формате DOC по адресу:

Постановка задачи
Милева Марич
Диаграмма способностей Марич
Подходящие области деятельности для Марич
Альберт Эйнштейн
Диаграмма способностей Эйнштейна
Подходящие области деятельности для Эйнштейна
Реализация потенциалов в действительности
Удачи и препятствия на профессиональном пути
Обсуждение результатов
Примечание для астрологов
Примечание для родителей

В наши дни в мире науки, более того - в кругу гениев, обнаружилось новое имя. Это - Милева Марич, первая жена Альберта Эйнштейна. Историки науки обнаружили удивительную, почти невозможную историю, суть которой лучше всего передаёт название статьи П.В. Тюленев а "Гений человечества Милева Марич создала Эйнштейна". Это название очень точно и полно передаёт суть той ситуации, которую я предлагаю изучить с помощью методики определения способностей, которая была разработана в нашем Институте "Человек-Космос" в Российской Народной Академии наук.

Постановка задачи

Хорошо, если вы познакомитесь с темой обсуждения: прочитаете Статью Павла Тюленева, статьи Олега Акимова, и возможно, другие публикации на эту тему, ─ это само по себе интересно и поучительно. Кроме того - у вас будет собственное мнение обо всём этом круге вопросов.

Схематически ситуация выглядит следующим образом.

1) Милева Марич обладает заметными способностями к науке, в том числе к физике и математике.

2) Она увлекла своими исследованиями Альберта Эйнштейна, и впоследствии от его имени публиковала свои статьи.

3) Эйнштейн, обладая интересом к физике и математике, не имел к ним достаточных способностей, но под влиянием Милевы Марич по-видимому в какой-то степени их развил.

Отсюда вытекают вопросы, на которые нам можно поискать ответы:

1) Какими способностями обладает Милева Марич?

2) Какими способностями обладает Альберт Эйнштейн?

3) В какой степени они были полезны друг другу, насколько хороша была их научная, деловая, творческая совместимость?

Первые два вопроса можно сформулировать иначе: что я сказал бы родителям Альберта и Милевы, если бы они пришли узнать способности своих детей? Мне это сделать тем более интересно, что ответ будет искать моя программа определения способностей. Программа не знает того, что знаем мы: что Эйнштейн и Милева Марич - известные люди, не знает, чем занимались, насколько успешно. Программа беспристрастно сделает свои расчёты, а мы затем, осторожно их обсудим.

Итак, смысл ситуации понятен: автором открытий, которые изменили современную физику, является не Эйнштейн, а его первая супруга Милева Марич. Так это, или нет - можно выяснять вместе с исследователями этой ситуации, они приводят факты, аргументы… Наша с вами задача - оценить правдоподобность такой ситуации. И более широко - попытаться составить рекомендации для выбора жизненного пути Милевы и Альберта.

Милева Марич

Начнём с Милевы Марич.

Родилась она 19 декабря 1875 в небольшом посёлке Тител в Австро-Венгрии, сейчас - в Сербии. Введя эти данные в программу, мы получим описание способностей и характера человека, с которыми сейчас вкратце познакомимся. Полный текст консультации для Марич и Эйнштейна находится в приложении к статье.

Также, для лучшего понимания, вы можете скачать с Яндекс-диска "Объяснение к письменной консультации "Способности":

Образование. Самообразование. Поведение

(Это раздел говорит о детских годах, п оведении и особенностях усвоения знаний, он адресован родителям и преподавателям. )

Милева идёт впереди своего времени.

Очень любопытна и постоянно задаёт вопросы, которые могут показаться даже дерзкими.

Любит честность, правдивость, справедливость и умеет "рубить с плеча".

Поведение

Она очень любит свободу. Настолько, что повзрослев, может уйти из дома, порвав отношения с родителями.

Склонна проявлять решительность и агрессию. Её внутренняя сила значительна, но внешне она может выглядеть вялой. Активной она становится при эмоциональной заинтересованности. Из видов спорта предпочтение отдаёт водным и эстетическим. Любит походы и путешествия, но опять же тогда, когда есть настроение. А возможны и периоды полной пассивности.

Внутренний мир

Её взгляды на жизнь долго будут оставаться по-детски наивными, и ей не помешают практические советы близких и друзей.

Ясное и чёткое восприятие реальности, но не умеет чётко изложить свои представления, путается и создаётся впечатление, что она не очень умный человек и ей нечего сказать.

Может нравиться классическая музыка и классический стиль. Примером могут быть лидеры и официально признанные авторитеты, в том числе в манере одеваться.

Учёба

Хотя она непоседлива, но всё же любит учиться, особенно если учёба воспринимается как занимательная игра "в знание всего на свете". Особое увлечение у неё могут вызвать фантастика, приключения, а позднее идеалистическая философия и религия. К отметкам и учителям ребёнок может относиться как к глупости, от которой, к сожалению, не уйдешь. Она сама знает, что и когда ей учить, сама выработает понятные ей концепции.

Легко учится, обладает интуицией, легко анализирует и упорядочивает ситуации.

Смотрите также исследования Олега Акимова, их легко найти в Интернете.

А. Гагин. "Объяснение к письменной консультации Способности", этот файл можно скачать по адресу

Милева Марич, возможно самая спорная запись в этом блоге. Даже сегодня, люди обсуждают степень её влияния на труды мужа, Альберта Эйнштейна. В частности, речь идёт о судьбоносных работах Эйнштейна.

Эти три работы, имеют дело с фотоэффектом, броуновским движением и теорией относительности, за которую физик получил Нобелевскую премию, а также получил своё место в качестве одного из самых влиятельных людей в истории.

Она была физиком тоже — училась в Цюрихе, закончила Политехническую школу, где и встретила Эйнштейна. Она была, на тот год, единственной женщиной математической секции Школы.

Милева Марич — первая жена Альберта Эйнштейна

У них было два сына. Их дочь Lieserl родился до брака и умерла в детстве. На момент смерти Милевы в 1948 году её старший сын Ганс Альберт был профессором гидротехники в Калифорнийском университете в Беркли.

Сербский математик, Милева Марич была спутницей Эйнштейна, его коллега и доверенное лицо, чьё влияние отражено в наиболее творческих годах ученого.

После свадьбы Милева подчиняет свои профессиональные навыки Эйнштейну.

Она родилась в Titel-Воеводина, в северной части Югославии, в семье сербских родителей.

Милева вошло в жизнь Эйнштейна в решающий период его научных достижений. Брак Эйнштейна Милева стал интеллектуальным партнерством. Эйнштейна восхищала спокойная независимость Милевы и её интеллектуальные амбиции.

Эйнштейн читал вместе с Милевой классические произведения Больцмана, Друде, Гельмгольца, Герца, Kirchkoff и Osward. Это чтение сыграло важную роль в его образовании.

Тем не менее, конкретных доказательств, что она действовала как нечто большее, чем просто декой и моральной поддержкой своему мужу — трудно найти. Есть несколько подсказок в письмах, относящихся к этой знаменитой паре. В одном, утверждается, что они всегда работают на науку вместе. В другом, Эйнштейн говорит о «нашей работе «вместо» моей работы » .

Но Милева никогда не претендовала на соавторство публикаций мужа. Дискуссия в основном базируется на свидетельстве русского физика Абрама Иоффе, который утверждал, что видел оригиналы документов Альберта, которые были подписаны «Эйнштейн-Marity» (по-венгерски «Марич») . До сих пор неясно, относится ли это к двум людям, или это тогда было способом Эйнштейна так подписываться.

Так и не сформировалась вторая семейная пара физиков, наподобие Кюри, поскольку Эйнштейн и Милева Марич развелись. У неё начались отношения с его двоюродным братом.

Альберт Эйнштейн был исключительным гением. Его теория относительности была положена в основу современной физики, ему также принадлежит особая роль в введении в научный оборот новых физических концепций и теорий. Лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года всегда привлекал повышенное внимание общества не только к своим научным изысканиям, всех еще и интересовала его личная жизнь. Эти поразительные факты из жизни Эйнштейна еще больше удивят вас.

Эйнштейн говорил, что верит в «пантеистического» бога Бенедикта Спинозы, но не в персонифицированного Бога — такую веру он подвергал критике. «Вы верите в Бога, который играет в кости, а я — в полную закономерность и правопорядок в мире, который объективно существует и который я дико умозрительным путем пытаюсь захватить. Я твердо верю, но я надеюсь, что кто-то откроет более реалистичный путь или основу, чем это было моим уделом его найти. Даже великий успех квантовой теории не заставит меня поверить в фундаментальную игру в кости, хотя я очень хорошо знаю, что некоторые из наших молодых коллег интерпретируют это как следствие старости», — говорил ученый.

Ученый открещивался от ярлыка «атеист», разъясняя свои взгляды: «Я неоднократно говорил, что, на мой взгляд, идея персонифицированного Бога выглядит по-детски. Вы можете называть меня агностиком, но я и не разделяю духа крестовых походов профессиональных атеистов, чей пыл вызван в основном болезненным освобождением от оков религиозного воспитания, полученного в молодости. Я предпочитаю смирение, соответствующее слабости нашего интеллектуального осознания природы и нашего собственного бытия».

Еще в юности Эйнштейн заметил, что носки быстро протираются до дыр. Мужчина своеобразно решил эту проблему — просто перестал их носить. На официальные мероприятия Эйнштейн обувал высокие ботинки, чтобы отсутствие этой детали не бросалось в глаза.

С ранней молодости Альберт Эйнштейн был противником войны. В 1914 году радикальные студенты захватили контроль над Берлинским университетом и взяли в заложники ректора и несколько профессоров. Эйнштейн, которого уважали и студенты, и преподаватели, вместе с Максом Борном был отправлен на переговоры с «захватчиками» и ему удалось найти компромисс и мирно разрешить ситуацию.

У маленького Альберта были такие проблемы с речью, что окружающие боялись, научится ли он вообще говорить. Разговорился Эйнштейн только к 7 годам. Даже сегодня некоторые ученые полагают, что у гения была одна из форм аутизма, по крайней мере у него проявлялись все признаки синдрома Аспергера.

С первой женой Милевой Марич ученый прожил 11 лет. Мало того, что Эйнштейн был бабником, так он еще и выдвинул жене ряд условий: она не должна была настаивать на интимных отношениях и ожидать от супруга каких-либо проявлений чувств, но обязана была приносить еду в кабинет и следить за домом. Женщина добросовестно выполняла все условия, но Эйнштейн все равно развелся с ней.

Еще до свадьбы Милева Марич родила от Альберта их первого ребенка — дочь Лизерл. Но новоиспеченный отец из-за материальных трудностей предложил отдать малышку на удочерение в богатую бездетную семью родственников Милевы. Женщина послушалась будущего супруга, а сам ученый скрывал эту темную историю.

Инцидент, произошедший в одной берлинской семье, подтолкнул физиков Альберта Эйнштейна и Лео Силарда к созданию нового абсорбционного холодильника. Члены той семьи погибли из-за утечки диоксида серы из холодильника. Предложенный Эйнштейном и Силардом холодильник не имел движущихся частей, в нем использовался относительно безопасный спирт. Сколько же проблем человечества мог решить ученый, если бы сфокусировался на изобретении чего-то нового.

Эйнштейн начал курить еще будучи студентом Политехнического университете в Цюрихе. Курение трубки, по его собственным словам, помогало ему сосредоточиться и настроиться на работу, так что он не расставался с ней практически до конца жизни. Одну из его трубок можно увидеть в Национальном музее американской истории в Вашингтоне.

Младший сын Эйнштейна Эдуард подавал большие надежды. Но когда он поступил в университет, у него случился серьезный нервный срыв. Во время госпитализации молодому человеку диагностировали шизофрению. В психиатрическую больницу Эдуард попал в 21 год, где и провел большую часть жизни. Эйнштейну было сложно свыкнуться с тем, что его ребенок болен. В одном из писем физик даже писал, что лучше бы Эдуард не рождался.

В 1952 году политик Давид Бен-Гурион предложил Эйнштейну стать президентом Израиля. Альберт предложение отклонил, объяснив отказ нехваткой опыта и неподходящим складом ума.

В феврале 1919 года Эйнштейн развелся со своей первой женой Милевой Марич, а уже спустя несколько месяцев женился на своей двоюродной сестре Эльзе. На протяжении второго брака у физика было множество любовниц, Эльза не только была в курсе всех похождений мужа, но еще и могла обсудить с ним его внебрачные приключения.

В нескольких своих письмах Эйнштейн упоминал о любовнице Маргарите, которую называл «советской шпионкой». ФБР всерьез рассматривало версию, что девушка являлась русским агентом, чья миссия была переманить Эйнштейна на работу в Советский Союз.

Эльза Левенталь была двоюродной сестрой Эйнштейна по материнской линии. Она была на три года старше, разведена, имела двух дочерей. Еще с детства Эльза и Альберт были в хороших отношениях. Близкое родство нисколько не смутило влюбленных, и в 1919 году они поженились. Общих детей они так и не родили, но Эйнштейн прожил с Эльзой до самой ее смерти.

В 1955 году 76-летний физик был доставлен в Принстонский госпиталь с жалобой на боль в груди. На следующее утро Эйнштейн скончался от массивного кровоизлияния после разрыва аневризмы аорты. Сам Эйнштейн хотел, чтобы после смерти его кремировали. Без всякого разрешения мозг Эйнштейна был извлечен патологоанатомом Томасом Харвей. Он сфотографировал мозг под различными углами и затем разрезал его на приблизительно 240 блоков. 40 лет он посылал кусочки мозга Эйнштейна для исследования ведущим неврологам.

Работа Олега Акимова о Милеве Марич по объёму равна книге средних размеров, поэтому она никак не могла поместиться в одну запись ЖЖ.
Мне пришлось ее разбить на три части, я хотел сохранить и весь текст и все фотографии этой работы.

Милош Милошевич Марич (1885 - 1944), брат Милевы Марич,
профессор Саратовского медицинского института (ныне СГМУ).

В 76-летнем возрасте Милош-старший скончался от апоплексического удара, виной которому послужила безумная выходка Зорки (об этом подробнее рассказывается в конце раздела Смерть и вечная жизнь Милевы Марич ). На смертном одре отец признался, что жизнь его была неудачной: два младенца умерли, Зорка сошла с ума, а Милош-младший его просто опозорил. И только дочь Милева, большая умница, была его гордостью. Он любил ее больше жизни и, конечно же, не пожалел на ее обучение ни денег, ни своего влияния в высшем обществе.

*Итак, Милева родилась за неделю до Рождества, 19 декабря 1875 года в селении Тител, расположенного на территории Воеводины — «края разбойников и повстанцев», как потом говорил Эйнштейн, который в те времена принадлежал Венгрии, а сейчас Сербии (см. выше пояснения к картам). С самого раннего детства она проявила поразительные способности к математике и языкам. Помимо этого, девочка увлекалась живописью и музыкой. Одна престарелая учительница сказала отцу: «Эту девочку надо беречь. Она — необыкновенный ребенок» . Родные ласково называли ее Мицой (Mitza). Этим прозвищем пользовался и Альберт в период их взаимной любви.

Милева Марич (она слева) с подругами.

В то время ни в Германии, ни на территории Австро-Венгрии девочки редко учились в гимназиях, а тем более в высших учебных заведениях. Но у Милевы обнаружились выдающиеся интеллектуальные способности. Поэтому отец настоял, чтобы она получила достойное образование. Она окончила начальную народную школу (Volksschule), где училась в период с 1882 по 1886 год. Затем в 1886/87 учебном году закончила первый класс средней школы для девочек в Новом Саду. Ее одноклассница Елизавета Барако, вспоминает, что за высокие оценки и прилежание Милеву прозвали «наша святая» . Последующие классы она училась в гимназии Sremska Mitrovica, расположенной в окрестностях Рума. Это частное учреждение было оснащено химическими и физическими лабораториями, что позволило Милеве приобрести навыки экспериментатора. В гимназии, которую она закончила в 1890 году, она всегда получала только самые хорошие отметки, особенно, по математике и физике. Немало времени она уделяла изучению иностранных языков, особенно налегала на немецкий и французский , .