Если солнечная постоянная. Солнечная постоянная. Понятие о солнечной радиации

РАСПУТИН
Валентин Григорьевич
Писатель, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР

Родился 15 марта 1937 года в поселке Усть-Уда Иркутской области. Отец - Распутин Григорий Никитич (1913-1974). Мать - Распутина Нина Ивановна (1911-1995). Супруга - Распутина Светлана Ивановна (1939 г. рожд.), пенсионер. Сын - Распутин Сергей Валентинович (1961 г. рожд.), преподаватель английского языка. Дочь - Распутина Мария Валентиновна (1971 г. рожд.), искусствовед. Внучка - Антонина (1986 г. рожд.).
В марте 1937 года в семье молодого работника райпотребсоюза из районного поселка Усть-Уда, затерявшегося на таежном берегу Ангары почти на полпути между Иркутском и Братском, появился сын Валентин, впоследствии прославивший этот чудный край на весь мир. Вскоре родители перебрались в родовое отцовское гнездо - деревню Аталанка. Красота природы Приангарья захлестнула впечатлительного парнишку с первых же лет жизни, навсегда поселившись в потаенных глубинах его сердца, души, сознания и памяти, проросла в его произведениях зернами благодатных всходов, вскормивших своей духовностью не одно поколение россиян.
Местечко с берегов красавицы Ангары стало центром мироздания для талантливого мальчугана. В том, что он таков, никто и не сомневался - в деревне ведь любой с рождения виден как на ладони. Грамоте и счету Валентин научился с малых лет - уж очень жадно тянулся он к знаниям. Смышленый паренек читал все что ни попадалось: книги, журналы, обрывки газет. Отец, вернувшись с войны героем, заведовал почтовым отделением, мать работала в сберкассе. Беззаботное детство оборвалось разом -у отца на пароходе срезали сумку с казенными деньгами, за что он угодил на Колыму, оставив жену с тремя малолетними детьми на произвол судьбы.

В Аталанке была только четырехлетка. На дальнейшую учебу Валентина снарядили в Усть-Удинскую среднюю школу. Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Об этом сложном периоде жизни Распутин позже напишет в рассказе «Уроки французского», удивительно трепетном и правдивом.
В аттестате зрелости Валентина были только пятерки. Спустя пару месяцев, летом того же 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, он стал студентом филологического факультета Иркутского университета, увлекался Ремарком, Хемингуэем, Прустом. О писательстве не помышлял -видно, не пришел еще срок.
Жилось нелегко. Думалось о матери и младших. Валентин чувствовал себя в ответе за них. Подрабатывая на жизнь где только возможно, он стал приносить свои статьи в редакции радио и молодежной газеты. Еще до защиты дипломной работы он был принят в штат иркутской газеты «Советская молодежь», куда пришел и будущий драматург Александр Вампилов. Жанр журналистики порой не вписывался в рамки классической словесности, но позволил приобрести жизненный опыт и крепче встать на ноги. Отец после смерти Сталина был амнистирован, домой вернулся инвалидом и едва дотянул до 60 лет…
В 1962 году Валентин перебрался в Красноярск, темы его публикаций стали масштабнее - строительство железнодорожной магистрали Абакан - Тайшет, Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС, ударный труд и героизм молодежи и т. д. Новые встречи и впечатления уже не вмещались в рамки газетных публикаций. Его первый рассказ «Я забыл спросить у Л?шки», несовершенный по форме, пронзителен по содержанию, искренен до слез. На лесоповале упавшая сосна задела 17-летнего парня. Ушибленное место стало чернеть. Друзья взялись сопровождать пострадавшего до больницы, а это 50 километров пешком. Поначалу спорили о коммунистическом будущем, но Лешке становилось все хуже. До больницы он не дотянул. А друзья так и не спросили у паренька, вспомнит ли счастливое человечество имена простых трудяг, таких, как они с Л?шкой...
В это же время в альманахе «Ангара» стали появляться очерки Валентина, ставшие основой его первой книги «Край возле самого неба» (1966) о тафаларах - маленьком народе, живущем в Саянах.
Однако самое знаковое событие в жизни писателя Распутина случилось годом раньше, когда разом, один за другим появились его рассказы «Рудольфио», «Василий и Василиса», «Встреча» и другие, которые автор и ныне включает в издаваемые сборники. С ними же он поехал на Читинское совещание молодых писателей, в числе руководителей которого были В. Астафьев, А. Иванов, А. Коптяева, В. Липатов, С. Наровчатов, В. Чивилихин. Последний и стал «крестным отцом» молодого литератора, чьи произведения были напечатаны в столичных изданиях («Огонек», «Комсомольская правда») и заинтересовали широкий круг читателей «от Москвы до самых до окраин». Распутин еще продолжает публиковать очерки, но большая часть творческой энергии отдается уже рассказам. Их появления ждут, к ним проявляют интерес. В начале 1967 года рассказ «Василий и Василиса» появился в еженедельнике «Литературная Россия» и стал камертоном прозы Распутина, в которой глубина характеров героев с ювелирной точностью ограняется состоянием природы. Она - неотъемлемая составляющая практически всех произведений писателя.
...Василиса не простила давней обиды мужу, взявшемуся как-то по пьянке за топор и ставшего виновником гибели их так и не родившегося ребенка. Сорок лет прожили они рядом, но не вместе. Она - в доме, он - в амбаре. Оттуда ушел на войну, туда же и вернулся. Василий искал себя на приисках, в городе, в тайге, он так и остался подле жены, сюда же привел и хромоногую Александру. Сожительница Василия пробуждает в ней водопад чувств - ревность, обиду, злость, а позже - принятие, жалость и даже понимание. После того как Александра ушла искать сына, с которым их разлучила война, Василий по-прежнему оставался в своем амбаре, и только перед самой смертью Василия Василиса прощает его. Василий и видел, и чувствовал это. Нет, она ничего не забыла, она простила, сняла с души этот камень, но осталась тверда и горда. И это мощь русского характера, познать который не суждено ни врагам нашим, ни нам самим!
В 1967 году после публикации повести «Деньги для Марии» Распутин был принят в Союз писателей. Пришли слава и известность. Об авторе заговорили всерьез - его новые работы становятся предметом обсуждения. Будучи человеком чрезвычайно критичным и требовательным к себе, Валентин Григорьевич принял решение заниматься только литературной деятельностью. Уважая читателя, он не мог себе позволить совмещать даже такие близкие по творчеству жанры, как журналистика и литература.
В 1970 году в журнале «Наш современник» была опубликована его повесть «Последний срок». Она стала зеркалом духовности наших современников, тем костром, у которого хотелось погреться, чтобы не замерзнуть в суете городской жизни. О чем в ней речь? Обо всех нас. Все мы - дети своих матерей. И у нас тоже есть дети. И пока мы помним о своих корнях, имеем право называться Людьми. Связь матери с детьми - самая важная на земле. Именно она дает нам силы и любовь, именно она ведет по жизни. Все остальное - менее важно. Работа, успехи, связи, по сути своей, не могут быть определяющими, если ты потерял нить поколений, если забыл, где твои корни. Вот и в этой повести Мать ждет и помнит, она любит каждое свое дитя, независимо, живо оно или нет. Ее память, ее любовь не дают ей умереть, не повидавшись с детьми. По тревожной телеграмме они съезжаются в родной дом. Мать уже и не видит, и не слышит, и не встает. Но какая-то неведомая сила пробуждает ее сознание, как только приезжают дети. Они давно уже повзрослели, жизнь разбросала их по стране, но им невдомек, что это слова материнской молитвы распластали над ними крылья ангелов. Встреча близких людей, давно не живущих вместе, едва ли не порвавших тонкую ниточку взаимосвязи, их беседы, споры, воспоминания, словно вода засохшую пустыню, оживили мать, даровали ей несколько счастливых мгновений перед смертью. Без этой встречи она не могла уйти в мир иной. Но больше всего эта встреча нужна была им, уже очерствевшим в жизни, теряющим в разлуке друг с другом родственные связи. Повесть «Последний срок» принесла Распутину всемирную известность и была переведена на десятки иностранных языков.
Год 1976-й подарил поклонникам творчества В. Распутина новую радость. В «Прощании с Мат?рой» писатель продолжил живописать драматическую жизнь сибирской глубинки, явив нам десятки ярчайших характеров, среди которых по-прежнему доминировали удивительные и неповторимые распутинские старухи. Казалось бы, чем знамениты эти необразованные сибирячки, которым за долгие годы жизни то ли не удалось, то ли не захотелось повидать большой мир? Но их житейская мудрость и выстраданный годами опыт стоят иной раз больше, чем знания профессоров и академиков. Старухи Распутина - особая стать. Сильные духом и крепкие здоровьем, эти русские бабы - из породы тех, кто «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Это они рожают русских богатырей и их верных подруг. Это их любовью ли, ненавистью ли, гневом ли, радостью крепка наша земля-матушка. Они умеют любить и созидать, поспорить с судьбой и одержать над ней победу. Даже обижаясь и презирая, они созидают, а не разрушают. Но вот пришли иные времена, которым противостоять старики не в силах.
...Состоит из многих островов, приютивших людей на могучей Ангаре, островок Мат?ра. Жили на нем предки стариков, пахали землю, дали ей силу и плодородие. Здесь народились их дети и внуки, и жизнь то бурлила, то плавно текла. Здесь ковались характеры и испытывались судьбы. И стоять бы островной деревеньке века. Но строительство крупной ГЭС, такой нужной людям и стране, но ведущей к затоплению сотен тысяч гектаров земель, затоплению всей былой жизни вместе с пашней, полями и лугами, для молодежи это, возможно, и был счастливый выход в большую жизнь, для стариков - погибель. А по сути, - судьба страны. Эти люди не протестуют, не шумят. Они просто горюют. И сердце разрывается от этой щемящей тоски. И природа вторит им своей болью. В этом повести и рассказы Валентина Распутина продолжают лучшие традиции русских классиков - Толстого, Достоевского, Бунина, Лескова, Тютчева, Фета.
Распутин не срывается на обличительство и критиканство, не становится трибуном и глашатаем, призывающим к бунту. Он не против прогресса, он за разумное продолжение жизни. Его дух восстает против попрания традиций, против потери памяти, против отступничества от прошлого, его уроков, его истории. Корни русского национального характера именно в преемственности. Нить поколений не может, не должна быть прервана “иванами, родства не помнящими”. Богатейшая русская культура и держится на традициях и устоях.
В произведениях Распутина человеческая многогранность переплетается с тончайшим психологизмом. Состояние души его героев - особый мир, глубина которого подвластна только таланту Мастера. Следуя за автором, мы погружаемся в водоворот жизненных событий его персонажей, проникаемся их мыслями, следуем логике их поступков. Мы можем спорить с ними и не соглашаться, но не в состоянии оставаться равнодушными. Так берет за душу эта суровая правда жизни. Есть среди героев писателя тихие омуты, есть люди почти блаженные, но в основе своей - это могучие русские характеры, которые сродни вольнолюбивой Ангаре с ее порогами, зигзагами, плавной ширью и лихой прытью.
Год 1977-й для писателя знаковый. За повесть «Живи и помни» он удостоен Государственной премии СССР. История Настены, жены дезертира, - тема, о которой писать было не принято. В нашей литературе бытовали герои и героини, совершающие реальные подвиги. На передовой ли, в глубоком тылу, в окружении или в осажденном городе, в партизанском отряде, у плуга или у станка. Люди с сильными характерами, страдающие и любящие. Они ковали Победу, приближая ее шаг за шагом. Они могли сомневаться, но все же принимали единственно правильное решение. Такие образы воспитывали героические качества наших современников, служили примером для подражания.
...К Настене вернулся муж с фронта. Не героем - днем и по всей деревне с почетом, а ночью, тихо и крадучись. Он - дезертир. Войне уже виден конец. После третьего, очень сложного ранения он сломался. Вернуться к жизни и вдруг умереть? Не смог он перешагнуть этот страх. У самой Настены война отняла лучшие годы, любовь, ласку, не позволила ей стать матерью. Случись что с мужем - захлопнется перед ней дверь в будущее. Скрываясь от людей, от родителей мужа, она понимает и принимает мужа, делает все, чтобы спасти его, мечется в зимнюю стужу, пробираясь в его логово, скрывая страх, таится от людей. Она любит и любима, быть может, впервые вот так, глубоко, без оглядки. Результат этой любви - будущее дитя. Долгожданное счастье. Да нет же - позор! Считается, что муж на войне, а жена - гуляет. От Настены отвернулись родители мужа, односельчане. Власти подозревают ее в связи с дезертиром и следят. Пойти к мужу - указать место, где он скрывается. Не пойти - уморить его голодом. Круг замыкается. Настена в отчаянии бросается в Ангару.
Душа рвется на части от боли за нее. Кажется, вместе с этой женщиной под воду уходит весь мир. Нет более красоты и радости. Не взойдет солнце, не поднимутся в поле травы. Не зальется трелью лесная птица, не зазвучит детский смех. Ничего живого не останется в природе. Жизнь обрывается на самой трагической ноте. Она, конечно, возродится, но без Настены и ее неродившегося ребенка. Казалось бы, судьба одной семьи, а горе - всеобъемлющее. Значит, есть и такая правда. И главное - есть право ее отображать. Отмолчаться, спору нет, было бы проще. Но не лучше. В этом глубина и драматизм философии Распутина.
Он мог бы писать многотомные романы - их бы с восторгом читали и экранизировали. Потому что образы его героев захватывающе интересны, потому что сюжеты притягивают жизненной правдой. Распутин предпочел убедительную краткость. Но как же при этом богата и неповторима речь его героев («затаенная какая-то девка, тихоомутная»), поэзия природы («искристо играли тугие снега, берущиеся в наст, звенькало из первых сосулек, загорчил первым подтаем воздух»). Язык распутинских произведений словно речка струится, изобилуя чудными по звучанию словами. Что ни строчка - кладезь русской словесности, речевые кружева. Случись так, что до потомков в следующих веках дойдут только произведения Распутина, они будут восхищены богатством русского языка, его мощью и неповторимостью.
Писателю удается передать накал человеческих страстей. Его герои сотканы из черт национального характера - мудрого, покладистого, порой бунтарского, из трудолюбия, из самого бытия. Они народны, узнаваемы, живут рядом с нами, а потому так близки и понятны. На генном уровне, с молоком матери передают они следующим поколениям накопленный опыт, душевную щедрость и стойкость. Такое достояние богаче банковских счетов, престижнее должностей и особняков.
Простой русский дом - та крепость, за стенами которой покоятся человеческие ценности. Их носителям не страшны дефолты и приватизация, они не подменяют совесть благополучием. Главными мерилами их поступков остаются добро, честь, совесть, справедливость. Героям Распутина нелегко вписываться в современный мир. Но они в нем не чужие. Именно такие люди определяют бытие.
Годы перестройки, рыночных отношений и безвременья сместили порог нравственных ценностей. Об этом повести «В больнице», «Пожар». Люди ищут и оценивают себя в непростом современном мире. Валентин Григорьевич тоже оказался на распутье. Он пишет мало, потому что бывают времена, когда молчание художника тревожнее и созидательнее слова. В этом весь Распутин, ведь он по-прежнему чрезвычайно требователен к себе. Особенно во времена, когда в «герои» выдвинулись новые русские буржуа, братки и олигархи.
В 1987 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004), стал почетным гражданином Иркутска. В 1989 году Валентин Распутин был избран в депутаты союзного парламента, при М.С. Горбачеве вошел в состав Президентского совета. Но эта работа не принесла писателю морального удовлетворения - политика не его удел.
Валентин Григорьевич пишет очерки и статьи в защиту оскверняемого Байкала, работая в многочисленных комиссиях во благо людей. Пришло время передавать опыт молодым, и Валентин Григорьевич стал инициатором ежегодно проводимого в Иркутске осеннего праздника «Сияние России», собирающего в сибирский город наиболее честных и талантливых писателей. Ему есть о чем поведать своим ученикам.
Немало наших именитых современников в литературе, кинематографе, на эстраде и в спорте родом из Сибири. Силу и свой искрометный талант впитали они из этой земли. Распутин подолгу живет в Иркутске, каждый год бывает в своей деревне, где родные люди и родные могилы. Рядом с ним родные и близкие по духу люди. Это жена - верный спутник и самый близкий друг, надежный помощник и просто любящий человек. Это дети, внучка, друзья и единодумцы.
Валентин Григорьевич - верный сын земли русской, защитник ее чести. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян. Вкусив книг Валентина Распутина, познав вкус его правды, уже не захочешь довольствоваться суррогатами литературы. Его хлеб - с горчинкой, без изысков. Он всегда свежевыпечен и без душка. Он не способен зачерстветь, потому что не имеет срока давности. Такой продукт испокон века выпекали в Сибири, и назывался он вечным хлебом. Так и произведения Валентина Распутина - незыблемые, вечные ценности. Духовный и нравственный багаж, ноша которого не только не тянет, но и придает сил.
Живя в единении с природой, писатель по-прежнему неброско, но глубоко и искренне любит Россию и верит, что ее сил хватит для духовного возрождения нации.

Валенти́н Григо́рьевич Распу́тин (15 марта 1937, село Усть-Уда, Восточно-Сибирская область - 14 марта 2015, Москва) - русский писатель и публицист, общественный деятель. Один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы». В 1994 году выступил инициатором создания Всероссийского фестиваля «Дни русской духовности и культуры „Сияние России“» (Иркутск).Герой Социалистического Труда (1987). Лауреат двух Государственных премий СССР (1977, 1987), Государственной премии России (2012) и Премии Правительства РФ (2010). Член Союза писателей СССР с 1967 года.

Родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутская область) области в крестьянской семье. Мать - Нина Ивановна Распутина, отец - Григорий Никитич Распутин. С двух лет жил в деревне Аталанке Усть-Удинского района. Окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа, об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского», 1973. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» в 1961 году.

В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии «Роман-газеты».

Жил и работал в Иркутске, Красноярске и в Москве.

9 июля 2006 года в результате авиакатастрофы, произошедшей в аэропорту Иркутска, погибла дочь писателя, 35-летняя Мария Распутина, музыкант-органист. 1 мая 2012 года в возрасте 72 лет умерла жена писателя - Светлана Ивановна Распутина.

Смерть

12 марта 2015 года был госпитализирован, находился в коме. 14 марта 2015 года, за 4 часа до своего 78-летия, Валентин Григорьевич Распутин скончался во сне, а по иркутскому времени это было 15 марта, поэтому земляки считают, что он умер в свой день рождения. Соболезнования родным и близким писателя выразил Президент России Владимир Путин. 16 марта 2015 года в Иркутской области был объявлен траур. 19 марта 2015 года писатель был похоронен в Знаменском монастыре Иркутска.

Творчество

Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».

В 1965 году показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири Владимиру Чивилихину, который стал «крёстным отцом» начинающего прозаика. Среди русских классиков своими учителями Распутин считал Достоевского и Бунина.

С 1966 года - профессиональный литератор, с 1967 года - член Союза писателей СССР.

Первая книга «Край возле самого неба» вышла в Иркутске в 1966 году. В 1967 году в Красноярске была издана книга «Человек с этого света». В том же году повесть «Деньги для Марии» была опубликована в иркутском альманахе «Ангара» (№ 4), а в 1968 году она вышла отдельной книгой в Москве в издательстве «Молодая гвардия».

В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.

Затем последовали: рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976).

В 1981 году вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне?», «Век живи - век люби».

Появление в 1985 году повести «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.

В последние годы писатель много времени и сил отдавал общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 году вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке». На протяжении 1990-х годов Распутин опубликовал ряд рассказов из «Цикла рассказов о Сене Позднякове»: Сеня едет (1994), Поминный день (1996), Вечером (1997).

В 2006 году вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь…» (предыдущие издания 1991, 2000).

В 2010 году Союз писателей России выдвигал кандидатуру Распутина на присуждение Нобелевской премии по литературе.

В Иркутской области его произведения входят в региональную школьную программу по внеклассному чтению.

Повести

  • Деньги для Марии (1967)
  • Последний срок (1970)
  • Живи и помни (1974)
  • Прощание с Матёрой (1976)
  • Пожар (1985)
  • Дочь Ивана, мать Ивана (2003)

Рассказы и очерки

  • Я забыл спросить у Лёшки... (1965)
  • Край возле самого неба (1966)
  • Костровые новых городов (1966)
  • Уроки французского (1973)
  • Век живи – век люби (1982)
  • Сибирь, Сибирь (1991)
  • Эти двадцать убийственных лет (в соавторстве с Виктором Кожемяко) (2013)

Экранизации

  • 1969 - «Рудольфио», реж. Динара Асанова
  • 1969 - «Рудольфио», реж. Валентин Куклев (студенческая работа во ВГИК) Рудольфио (видео)
  • 1978 - «Уроки французского», реж. Евгений Ташков
  • 1980 - «Встреча», реж. Александр Итыгилов
  • 1980 - «Продаётся медвежья шкура», реж. Александр Итыгилов
  • 1981 - «Прощание», реж. Лариса Шепитько и Элем Климов
  • 1981 - «Василий и Василиса», реж. Ирина Поплавская
  • 1985 - «Деньги для Марии», реж. Владимир Андреев, Владимир Храмов
  • 2008 - «Живи и помни», реж. Александр Прошкин
  • 2017 - «Последний срок». Канал «Культура» экранизировал спектакль Иркутского драматического театра им. Охлопкова

Общественно-политическая деятельность

С началом «перестройки» Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу, занимал последовательную антилиберальную позицию, подписал, в частности, антиперестроечное письмо с осуждением журнала «Огонёк» («Правда», 18 января 1989), «Письмо писателей России» (1990), «Слово к народу» (июль 1991), обращение сорока трёх «Остановить реформы смерти» (2001). Крылатой формулой контрперестройки стала процитированная Распутиным в выступлении на I Съезде народных депутатов СССР фраза Столыпина: «Вам нужны великие потрясения. Нам нужна великая страна».2 марта 1990 года в газете «Литературная Россия» опубликовано «Письмо писателей России», адресованное Верховному Совету СССР, Верховному Совету РСФСР и ЦК КПСС, где, в частности, говорилось:

«В последние годы под знамёнами объявленной „демократизации“, строительства „правового государства“, под лозунгами борьбы с „фашизмом и расизмом“ в нашей стране разнуздались силы общественной дестабилизации, на передний край идеологической перестройки выдвинулись преемники откровенного расизма. Их прибежище - многомиллионные по тиражам периодические издания, теле- и радиоканалы, вещающие на всю страну.Происходит беспримерная во всей истории человечества массированная травля, шельмование и преследование представителей коренного населения страны, по существу объявляемого „вне закона“ с точки зрения того мифического „правового государства“, в котором, похоже, не будет места ни русскому, ни другим коренным народам России».

Был среди 74 литераторов, подписавших это обращение.

В 1989-1990 - народный депутат СССР.

Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР впервые высказал предложение о выходе России из СССР. Впоследствии утверждал, что в нём «имеющий уши услышал не призыв к России хлопнуть союзной дверью, а предостережение не делать с одури или сослепу, что одно и то же, из русского народа козла отпущения».

В 1990-1991 - член Президентского совета СССР при Горбачёве. Комментируя в позднейшей беседе этот эпизод его жизни, писатель считал работу в совете безрезультативной и сожалел о согласии в нём участвовать.

В декабре 1991 года был одним из тех, кто поддержал обращение к Президенту СССР и Верховному Совету СССР с предложением о созыве чрезвычайного Съезда народных депутатов СССР.

В 1996 году был одним из инициаторов открытия Православной женской гимназии во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Иркутске.

В Иркутске содействовал изданию православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск», входил в совет литературного журнала «Сибирь».

В 2007 году выступил в поддержку Геннадия Зюганова. Являлся сторонником КПРФ.

С почтением относился к исторической роли Сталина и к его восприятию в общественном сознании. С 26 июля 2010 года - член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь)

30 июля 2012 высказался в поддержку уголовного преследования известной феминистской панк-группы Pussy Riot; вместе с Валерием Хатюшиным, Владимиром Крупиным, Константином Скворцовым опубликовал заявление под названием «Молчать не позволяет совесть». В нём он не только ратовал за уголовное преследование, но и весьма критически отозвался о письме деятелей культуры и искусства написанном в конце июня, назвав их соучастниками «грязного ритуального преступления».

6 марта 2014 года подписал обращение Союза писателей России к Федеральному собранию и Президенту России Путину, в котором выразил поддержку действиям России в отношении Крыма и Украины.

Семья

Отец - Григорий Никитич Распутин (1913-1974), мать - Нина Ивановна Распутина (1911-1995).

Супруга - Светлана Ивановна (1939-2012), дочь писателя Ивана Молчанова-Сибирского, родная сестра Евгении Ивановны Молчановой, супруги поэта Владимира Скифа.

Сын - Сергей Распутин (род. 1961), преподаватель английского языка.

Дочь - Мария Распутина (8 мая 1971 - 9 июля 2006), музыковед, органист, преподаватель Московской консерватории, погибла в авиакатастрофе 9 июля 2006 года в Иркутске, в память о ней в 2009 году советский русский композитор Роман Леденёв написал «Три драматических отрывка » и «Последний полёт », в память о дочери Валентин Распутин передал Иркутску эксклюзивный орга́н, сделанный много лет назад петербургским мастером Павлом Чилиным специально для Марии.

Библиография

  • Избранные произведения в 2-х томах. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 150 000 экз.
  • Избранные произведения в 2-х томах. - М.: Художественная литература, 1990. - 100 000 экз.
  • Собрание сочинений в 3-х томах. - М.: Молодая гвардия - Вече-АСТ, 1994. - 50 000 экз.
  • Избранные произведения в 2-х томах. - М.: Современник, Братск: ОАО «Братсккомплексхолдинг»., 1997.
  • Собрание сочинений в 2-х томах (Подарочное издание). - Калининград.: Янтарный сказ, 2001. (Русский путь)
  • Собрание сочинений в 4 томах (комплект). - Издатель Сапронов, 2007. - 6000 экз.
  • Малое собрание сочинений. - М.: Азбука-Аттикус, Азбука, 2015. - 3000 экз. (Малое собрание сочинений)
  • Распутин В. Г. У нас остается Россия: Очерки, эссе, статьи, выступления, беседы / Сост. Т. И. Маршковой, предисл. В. Я. Курбатова / Отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2015. - 1200 с.

Награды

Государственные награды:

  • Герой Социалистического Труда (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1987, орден Ленина и золотая медаль «Серп и Молот») - за большие заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельность и в связи с пятидесятилетием со дня рождения
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (8 марта 2008 года) - за большие заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (28 октября 2002 года) - за большой вклад в развитие отечественной литературы
  • Орден Александра Невского (1 сентября 2011 года) - за особые личные заслуги перед Отечеством в развитии культуры и многолетнюю творческую деятельность
  • орден Ленина (16 ноября 1984 года) - за заслуги в развитии советской литературы и в связи с 50-летием образования Союза писателей СССР
  • орден Трудового Красного Знамени (1981),
  • орден «Знак Почёта» (1971),

Церемония вручения Большой литературной премии России за 2011 год.
1 декабря 2011 года

Премии:

  • Лауреат Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2012 года (2013)
  • Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2003),
  • Лауреат премии Правительства России за выдающиеся заслуги в области культуры (2010),
  • Лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987),
  • Лауреат премии Иркутского комсомола им. Иосифа Уткина (1968),
  • Лауреат премии им. Л. Н. Толстого (1992),
  • Лауреат премии Фонда развития культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (1994),
  • Лауреат премии им. Святителя Иннокентия Иркутского (1995),
  • Лауреат премии журнала «Сибирь» им. А. В. Зверева,
  • Лауреат премии Александра Солженицына (2000),
  • Лауреат Литературной премии им. Ф. М. Достоевского (2001),
  • Лауреат премии им. Александра Невского «России верные сыны» (2004),
  • Лауреат премии «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (Китай, 2005),
  • Лауреат Всероссийской литературной премии имени Сергея Аксакова (2005),
  • Лауреат премии Международного фонда единства православных народов (2011),
  • Лауреат премии «Ясная поляна» (2012),

Почётный гражданин Иркутска (1986), Почётный гражданин Иркутской области (1998).

Память

  • 19 марта 2015 года имя Валентина Распутина было присвоено средней школе № 5 в Урюпинске (Волгоградская область).
  • Имя Валентина Распутина присвоено научной библиотеке ИГУ.
  • Журнал «Сибирь» № 357/2 (2015) полностью посвящён Валентину Распутину.
  • Имя Валентина Распутина будет присвоено средней школе в Усть-Уде (Иркутская область).
  • Имя Валентина Распутина будет присвоено школе в Братске.
  • В 2015 году имя Валентина Распутина было присвоено Байкальскому международному фестивалю научно-популярных и документальных фильмов «Человек и Природа».
  • 15 марта 2017 года в Иркутске был открыт музей Валентина Распутина.


Валентин Григорьевич Распутин – один из наиболее ярких представителей классической советской и русской прозы ХХ века. Его перу принадлежат такие знаковые повести, как “Живи и помни”, “Прощание с Матерой”, “Дочь Ивана, мать Ивана”. Он был членом Союза писателей СССР, лауреатом высших государственных наград, активным общественным деятелем. Он вдохновлял режиссеров на создание гениальных кинофильмов, а своих читателей на то, чтобы жить по чести и совести. Ранее мы публиковали краткую биографию , это вариант более полной биографии.

Меню статьи:

Деревенское детство и первые творческие шаги

Валентин Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда (ныне Иркутская область). Его родители были простыми крестьянами, а он – самым обыкновенным крестьянским ребенком, с раннего детства знавшим и видевшим труд, не привыкшим к излишкам, прекрасно чувствующим народную душу и русскую природу. В младшую школу он ходил в родном селе, а вот средней там не было, поэтому маленькому Валентину пришлось переехать за 50 км, чтобы посещать учебное заведение. Если читали его “Уроки французского”, то сразу проведете параллели. Практически все истории Распутина не выдуманы, они прожиты им или кем-то из его окружения.

Получать высшее образование будущий писатель отправился в Иркутск, где поступил в городской университет на историко-филологический факультет. Уже в студенческие годы он стал проявлять интерес к писательству и журналистике. Площадкой для проб пера стала местная молодежная газета. Его очерк “Я забыл спросить у Лешки” привлек внимание главного редактора. На юного Распутина обратили внимание, а он сам уяснил – будет писать, это у него получается неплохо.

После окончания университета юноша продолжает работать в газетах Иркутска и Красноярска и пишет первые рассказы, но пока что не публикуется. В 65-м на совещании молодых писателей в Чите оказался известный советский писатель Владимир Алексеевич Чивилихин. Ему очень понравились произведения начинающего литератора и он решил их протежировать, став “крестным отцом” Распутина-литератора.

Взлет Валентина Григорьевича произошел стремительно – уже два года спустя после встречи с Чивилихиным он стал членом Союза писателей СССР, что являлось официальным признанием литератора на государственном уровне.

Ключевые произведения автора

Дебютная книга Распутина была опубликована в 1966 году под названием “Край возле самого неба”. В следующем году вышла повесть “Деньги для Марии”, принесшая популярность новой звезде советской прозы. В своем произведении автор рассказывает историю Марии и Кузьмы, которые живут в глухой сибирской деревеньке. У супругов четверо детей и долг в семьсот рублей, который они взяли в колхозе на строительство дома. Чтобы улучшить материальное положение семейства, Мария устраивается в магазин. Перед ней уже несколько продавцом засадили за растрату, потому женщина очень переживает. Спустя длительное время в магазине проводят ревизию и обнаруживают недостачу в 1 000 рублей! Марии нужно собрать эти деньги за неделю, иначе ее посадят в тюрьму. Сумма неподъемная, но Кузьма и Мария решают бороться до конца, они начинают одалживать деньги у односельчан… и вот тут многие, с кем они жили плечом к плечу, проявляются с новой стороны.

Справка. Валентина Распутина называют одним из значительных представителей “деревенской прозы”. Это направление в русской литературе сформировалось к середине 60-х и объединило произведения, изображающие современную деревенскую жизнь и традиционные народные ценности. Флагманами деревенской прозы являются Александр Солженицын (“Матренин двор”), Василий Шукшин (“Любавины”), Виктор Астафьев (“Царь-рыба”), Валентин Распутин (“Прощание с Матерой”, “Деньги для Марии”) и другие.

Золотой эпохой творчества Распутина стали 70-е. В это десятилетие были написаны его самые узнаваемые произведения – рассказ “Уроки французского”, повести “Живи и помни”, “Прощание с Матерой”. В каждом произведении центральными персонажами были простые люди и их нелегкие судьбы.

Так, в “Уроках французского” главным героем является 11-летний Лешка, смышленый паренек из деревни. На его родине нет средней школы, поэтому мама собирает деньги, чтобы отправить сына на учебу в райцентр. В городе мальчику несладко – если в деревне случались голодные дни, то здесь они практически всегда, ведь еду в городе достать намного сложнее, все приходится покупать. Из-за молокровия мальчику нужно каждый день покупать молоко на рубль, нередко оно становится его единственной “едой” на целый день. Старшие мальчики показали Лешке, как заработать быстрые деньги, играя в “чику”. Он всякий раз выигрывал свой заветный рубль и уходил, но однажды азарт взял верх над принципом…

В повести “Живи и помни” остро поднимается проблема дезертирства. Советский читатель привык видеть дезертира исключительно в темном цвете – это человек без моральных принципов, порочный, трусливый, способный предать и спрятаться за спинами других. А что если такое черно-белое разделение несправедливо? Главный герой Распутина Андрей однажды в 44-м не вернулся в армию, просто захотел на денек заглянуть домой, к любимой жене Настене, а потом возврата уже не было и на нем зазияло пекучее клеймо “дезертир”.

В повести “Прощание с Матерой” показана жизнь целой сибирской деревни Матеры. Местные вынуждены покинуть свои дома, потому что на их месте будут строить ГЭС. Поселение в скором времени затопят, а жителей отправят в города. Каждый воспринимает это известие по-разному. Молодежь преимущественно радуется, для них город – это невероятное приключение и новые возможности. Взрослые настроены скептично, скрипя сердцем расстаются с налаженым бытом и понимают – в городе их никто не ждет. Тяжелее всего старикам, для которых Матера – вся их жизнь и другой они не представляют. Именно старшее поколение становятся центральным персонажем повести, ее духом, болью и душой.

В 80-х и 90-х Распутин продолжает много трудиться, из под его пера выходят повесть “Пожар ”, рассказы “Наташа”, “Что передать вороне?”, “Век живи – век люби” и многое другое. Перестройку и вынужденное забвение “деревенской прозы” и деревенской жизни Распутин воспринял болезненно. Но писать он не прекратил. Большой резонанс имело произведение “Дочь Ивана, мать Ивана”, изданное в 2003 году. В нем отразилось упадническое настроение писателя, связанное с крахом большой страны, морали, ценностей. Главную героиню повести, юную девочку-подростка, насилует компания отморозков. Ее на протяжении нескольких дней не выпускают из мужского общежития, а потом всю побитую, запуганную, морально сломленную вышвыривают на улицу. Они с матерью отправляются к следователю, но правосудие не торопится наказывать насильников. Утратив надежду, мама решается на самосуд. Она делает обрез и поджидает обидчиков в подъезде.

Последняя книга Распутина была создана в тандеме с публицистом Виктором Кожемяко и представляет своеобразную автобиографию в беседах и воспоминаниях. Труд вышел в свет в 2013 году под названием “Эти двадцать убийственных лет”.

Идеология и общественно-политическая деятельность

Несправедливо говорить о жизни Валентина Распутина, не упоминая его активную общественно-политическую деятельность. Занимался он этим не ради выгоды, а лишь потому что не был молчуном и не мог наблюдать за жизнью своей горячо любимой страны и народа со стороны.

Очень огорчило Валентина Григорьевича известие о “перестройке”. При поддержке единомышленников Распутин писал коллективные антиперестроечные письма, надеясь сохранить “великую страну”. В дальнейшем он стал не так критичен, но окончательно новый строй и новую власть принять не смог. И никогда власти не кланялся, несмотря на щедрые подарки от нее.

“Всегда казалось само собой разумеющимся, заложенным в основании человеческой жизни, что мир устроен равновесно… Теперь этот спасительный берег куда-то пропал, уплыл, как мираж, отодвинулся в бесконечные дали. И люди теперь живут не ожиданием спасения, а ожиданием катастрофы”

Много внимания Распутин уделял вопросам охраны природы. Писатель видел сбережение народа не только в обеспечении его работой и прожиточным минимумом, но и в сохранении его нравственного и духовного облика, сердцем которого является мать-природа. Особенно его беспокоил вопрос Байкала, по этому поводу Распутин даже встречался с президентом РФ Владимиром Путиным.

Смерть и память

Валентин Распутин ушел из жизни 14 марта 2015 года, за день до своего 78-летия. На этот момент он уже похоронил жену и дочь, последняя была успешной органисткой и погибла в авиакатастрофе. На следующий день после смерти великого писателя по всей Иркутской области был объявлен траур.

Биография Валентина Распутина: вехи жизни, ключевые произведения и общественная позиция

4.7 (93.33%) 3 votes

Краткая биография РАСПУТИНА ВАЛЕНТИНА ГРИГОРЬЕВИЧА

  1. Валентин Григорьевич Распутин русский писатель, прозаик, представитель так называемой деревенской прозы, а также Герой Социалистического Труда. Распутин родился 15 марта 1937 года в крестьянской семье в селе Аталанка (Иркутская область). Его детство прошло в селе, где он ходил в начальную школу. Продолжил обучение в 50 км от дома, где была ближайшая средняя школа. Об этом периоде обучения он позже написал рассказ Уроки французского.

    Окончив школу, будущий писатель поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Будучи студентом, работал внештатным корреспондентом в университетской газете. Один из его очерков Я забыл спросить у Лшки обратил на себя внимание редактора. Эта же работа была позже опубликована в литературном журнале Сибирь. После университета писатель несколько лет проработал в газетах Иркутска и Красноярска. В 1965 году с его работами ознакомился В. А. Чивилихин. Этого писателя начинающий прозаик считал своим наставником. Из классиков особенно ценил Бунина и Достоевского.

    С 1966 года Валентин Григорьевич стал профессиональным литератором, а через год был зачислен в Союз писателей СССР. В тот же период в Иркутске вышла в свет первая книга писателя Край возле самого себя. Затем последовала книга Человек с этого света и повесть Деньги для Марии, которую в 1968 опубликовало московское издательство Молодая гвардия. Зрелость и самобытность автора проявилась в повести Последний срок (1970). Большой интерес у читателя вызвала повесть Пожар (1985).

    В. Г. Распутин и ныне проживает и работает в Иркутске, а иногда в Москве. В последнее время больше занимается общественной деятельностью, не отрываясь при этом от литераторства. Так, в 2004 году была опубликована его книга Дочь Ивана, мать Ивана. Спустя два года третье издание очерков Сибирь, Сибирь. В родном городе писателя его произведения входят в школьную программу по внеклассному чтению.

  2. 15 марта 1937 года, 78 лет назад родился известный, справедливый писатель Валентин Григорьевич Распутин. Этот человек имел массу достоинств, и массу интересов. Валентин Григорьевич являлся общественным деятелем, героем социалистического труда, лауреатом государственной премии СССР, государственной премии России и премии Правительства. Но главное он писатель, с большой буквы П, его стихией была публицистика, с 1967 года он являлся членом писателей СССР.

    Валентин Григорьевич родился в Иркутской области, а именно в поселке Усть Уда. Семья будущего писателя была очень обычной, крестьянской. Мать звали Нина Ивановна, а отца Григорий Никитич. Они, через некоторое время после рождения сына, переезжают в деревню Атланку. Которая вскоре потерпела затопление. Именно в этой деревне Валентин Григорьевич окончил начальную школу, а вот среднюю школу он оканчивал уже вдали от дома, и именно это время послужило сюжетом известного рассказа Распутина Уроки Французского. После окончания средней школы, Валентин Григорьевич стал студентом Иркутского государственного университета историко-филологического факультета. Во время учебы он не просто сидел за учениками, а развивался, и уже с 1957го года Распутин работал внештатным корреспондентом газеты Советская молодежь, а уже с 1959го года он работал в штате газеты. Он работал и на телевидении, так с 1961го года Валентин Григорьевич был редактором литературно-драматических передач на Иркутской студии телевидения. В 1962 году Валентин Григорьевич увольняется и уезжает в Красноярск. Там его рабочая деятельность набирает обороты, он работал и в газете Красноярский рабочий и Красноярский комсомолец, и сотрудничал с газетой Советская молодежь. Примерно в этот же период творческая деятельность Распутина так же обрела свое дыхание. В 1961 году был опубликован первый рассказ Я забыл спросить у Лешки, в свет начали выходить очерки книги Край возле самого неба, а в 1966 году вышла уже полная книга этого произведения. В 1964 году был опубликован рассказ Человек с этого света, а в следующем году был опубликован рассказ Ветер ищет тебя. Следующей книгой Валентина Распутина стал Человек с этого света, она была издана в 1967 году, за книгой Человек с этого света издали книгу Молодая гвардия. В этом же году Валентин Распутин вступил в Союз писателей СССР.
    В 1970ом году была написана повесть Последний срок, в 1973году тот самый рассказ о периоде учебы в средней школе Уроки французского, в следующем году была окончена повесть Живи и помни, в 1976 году Прощание с Матрой. Валентин Распутин с 1979 года вошел в редакционную коллегию книжной серии Литературные памятники Сибири. А годом позже он стал членом редакционной коллегии журнала Роман-газета. Тогда Валентин Распутин начал свою общественную деятельность, например, он выступал за спасении озера Байкал от целлюлозно-бумажного комбината. К тому же он был противником проекта поворота северных и сибирских рек. 1981 год был ознаменован выходом рассказов Наташа, Что передать вороне, Век живи век люби. А довольно таки знаменитая повесть Пожар была опубликована в 1985 году. В следующем году писатель был избран секретарем правления союза писателей СССР и секретарем правления Союза писателей РСФСР. В 1987 году Валентину Распутину присвоили звание Героя Социалистического труда, за всю свою жизнь он был не однократно награжден почетными знаками, орденами, и премиями. Среди его наград был орден знак почета, трудового красного знамени, два ордена Ленина, орден России за заслуги перед отечеством, орден Александра Невского, так же премия иркутского комсомола имени Иосифа Уткина, премия имени Л. Н. Толстого, имени Святителя Иннокентия Иркутского, Александра Солженицына, имени Ф. М. Достоевского, имени Александра Невского России ве

  3. ооочень краткая