Формы проведения мероприятия в начальной школе. Доклад на тему "формы организации внеклассных мероприятий в начальной школе". Формы внеклассных мероприятий

Даудова Д.М. -к.пс.н., доцент кафедры общей и педагогической психологии, ДГПУ, [email protected]

Проблема насилия над подростками в семье в современной отечественной психологии

На сегодняшний день наиболее распространенной проблемой в обществе является проблема насилия над детьми в семье. И хотя насилия в семье изучается не так давно, но достаточно активно, такими учеными как К.Е. Игошев, С.В. Максимов, В.П.Ревин, Н.К. Асанова, Ю.М. Антонян, Р.М. Зулкарнеев, А.Г. Сапрунов, Л. М Клоски и др. .

Самой незащищенной, уязвимой и чаще подвергающейся насилию социальной группой являются дети. По вине взрослых они становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального или психологического насилия .

Насилие над ребенком - это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности .

Рассмотрим основные виды насилия в семье:

Физическое насилие. Представляет собой преднамеренное нанесение физических повреждений или травм родителями либо лицами, их заменяющими, или другими взрослыми, в результате чего у подростка возникают нарушения физического и/или психического здоровья и развития, либо наступает летальный исход . Физическое насилие выражается в форме ударов по лицу, удушений, заключений в запертом помещении, избиений ремнем, веревками, причинения увечий тяжелыми предметами.

На сегодняшний день существует два совершенно противоположных мнения на применение телесных наказаний в качестве воспитательного

средства. Сторонники телесных наказаний считают, что они являются

эффективным воспитательным средством, которое в ряде случаев оказывается

единственным способом поддержания дисциплины. Противники телесных

наказаний доказывают, что они приводят к более высокому уровню

противоправного поведения, провоцируют агрессивность и совсем

неэффективны в качестве меры дисциплинарного воздействия. Более того,

телесные наказания вызывают у ребенка чувство гнева, негативно сказываются

на его самооценке. В большинстве случаев телесные наказания отличаются от

физического насилия тем, что не сопровождаются причинением телесных

повреждений, однако по своим психологическим последствиям эти явления

тесно связаны

Физическое насилия имеет разнообразное проявление: от убийства или

причинения тяжких увечий ребенку до побоев. Наиболее распространенными

повреждениями при физическом насилии являются ушибы и ссадины, затем -

переломы костей и травмы головы. Однако любое физическое насилие, не

зависимо от тяжести, всегда сопряжено с причинением ребенку боли,

ограничением его свободы и навязыванием чужой воли, то есть имеет черты

психического насилия. Опасность физического насилия (тяжесть его

последствий) в значительной мере зависит от возраста ребенка. Доказано, что

родители, применяющие физическое насилие, склонны со временем применять

более тяжелые его формы. Поэтому незначительная травма, причиненная

маленькому ребенку, всегда является предпосылкой (фактором риска) более

тяжелого насилия в будущем. Таким образом, под физическим насилием

необходимо понимать умышленное причинение ребенку телесных

повреждений, а также любе иное использование физической силы (причинение

боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ),

которое причиняет ущерб его физическому или психическому здоровью,

нарушает нормальное развитие или создает реальный риск возникновения

таких нарушений. Как показывает практика, очень часто физическое насилие

сочетается с другими формами жесткого обращения с детьми (сексуальное

насилие, пренебрежение основными потребностями ребенка). По данным зарубежных исследователей один из шести перенесших физическое насилие детей также страдал и от сексуального насилия. Эмоциональное же насилие имеет место в большинстве случаев физического насилия. В связи с этим, необходимо активно выявлять другие формы жестокого обращения среди детей, пострадавших от физического насилия. Повышенный коэффициент риска стать жертвой физического насилия имеется у детей-инвалидов, особенно воспитывающихся в социально неблагополучных семьях. В некоторых случаях само физическое насилие в сочетании с пренебрежением основными потребностями ребенка, в том числе с неоказанием необходимой медицинской помощи, может быть причиной инвалидизации ребенка.

Данный тип насилия негативно сказывается на формировании личности и последующих этапах ее развития. Результаты подобного «общения» обычно приводят к тому, что подросток начинает испытывать достаточно противоречивые чувства: страх, боль, ненависть, обида, унижение и т. п. Поскольку, тело подростка подвергается насилию (телесным повреждениям), единство его личности сохраняется путем диссоциации «Я» от собственного тела. Результатом происходящего становится переживания «оцепенения», «омертвения», а также наступает ощущение нереальности происходящего и частичная амнезия .

Как отмечают Т.М. Журавлева и Т.Я. Сафонова: «... физическое насилие несет в себе очень сильный эмоциональный компонент» . Авторами отмечается, что очень важным в формировании последствий у подростков является тесная связь между физической и душевной болью. Как известно, чувство безопасности является основным механизмом успешного развития подростка. Отсутствие безопасности ведет к широкому спектру эмоциональных реакций - от беспокойства и замкнутости до гнева и неконтролируемого аффективного поведения.

Дети подросткового возраста выражают последствия (нанесенного им

физического насилия) в жестокости к окружающим, депрессии, протестных

реакций на наказания родителей, поиске поддержки в асоциальных компаниях, иногда в суицидальном поведении.

Сексуальное насилие. Вид жестокого обращения, представляющий собой вовлечение подростка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды . Иными словами сексуальным насилием считается любой сексуальный опыт с ребенком до 18 лет. Данный вид насилия характеризуется вовлечением зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять, и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия. .

Сексуальное насилие является одним из наиболее опасных видов жестокого обращения, поскольку нередко вызывает тяжелые психические и поведенческие нарушения. К особенностям психического состояния и поведения подростка позволяющим заподозрить сексуальное насилие можно отнести депрессию, расстройства восприятия, побеги из дома или институциональных учреждений, угрозы или попытки самоубийства, сексуализированное поведение, употребление наркотиков или алкоголя, а в крайних случаях проституцию и беспорядочные половые связи. Таким образом, можно сделать соответствующий вывод - сексуализированное поведение -один из самых характерных изменений, позволяющих предположить факт сексуального насилия в отношении подростка.

Как показывает анализ зарубежных и отечественных исследований,

сексуальное насилие затрагивает все сферы функционирования:

эмоциональную, когнитивную, интеллектуальную, поведенческую и др.

Последствия сексуального насилия можно разделить на психологические и

поведенческие нарушения. Обычно к психологическим нарушениям относят

беспокойство из-за боязни повторения насилия, страх темноты, боязнь людей

(внешне напоминающих насильника), чувство стыда, вины и беспомощности.

Одним из частых проявлений характеризующих перенесенное сексуальное насилие является гнев, проявляющийся в неадекватном поведении. Это могут быть спонтанные приступы ярости, агрессия, направленная как на себя, так и на других людей, а также животных. Затрагивая эмоциональную сферу, последствия сексуального насилия влияют на быструю и необоснованную смену настроения и раздражительность. Необходимо отметить, что крайняя степень нарушений в эмоциональной сфере может привести к суицидальным попыткам. Спектр этих нарушений достаточно широк - от чувства беспокойства до глубоких постравматических расстройств.

Психологическое насилие. Представляет собой однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение родителей и лиц, их заменяющих, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и социализацию .

В отечественной психологии психический вид насилия делится на эмоциональное и психологическое насилие. Так, например, отечественными авторами Н.О. Зиновьевой и Н.Ф. Михайловой под эмоциональным насилием понимается любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности, возрастное развитие его эмоциональной жизни; а под психологическим насилием - совершение по отношению к ребенку деяния, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей .

Отечественные исследователи утверждают, что психологическое насилие

является более серьезной угрозой, чем любой другой тип ненадлежащего

отношения. Однако, отметить необходимо и тот факт, что родительское

отвержение по своей сути приводит к дефициту самоуважения и уверенности в

себе у подростков, а также чрезмерной агрессивности и эмоциональной

нестабильности. Последствиями психологического насилия (словесная грубость

родителей: обзывания, негативное сравнение подростков со сверстниками и т.

д.) часто являются физическая агрессия со стороны подростков,

делинквентность, проблемы межличностных отношений. Вербальная агрессия тесно связана с психосоциальными проблемами, поскольку такие особенности подростков мешают их социальной адаптации, вызывают неприятие и отвержение со стороны сверстников и взрослых. Российские ученые указывают на то, что основными последствиями психического насилия чаще всего является заниженная самооценка жертвы, крайне искаженная Я-концепция. Могут возникнуть интеллектуальные дисфункции - негибкость, некритичность, узость мышления, низкая концентрация внимания, плохая память. Следствием психологического насилия становится межличностная дезадаптация и дезориентация. Подросток испытывает хроническое чувство вины, частые депрессии, неспособность переживать положительные эмоции. Для него характерна гиперсензитивность, высокая тревожность. Такие подростки беспомощны, безынициативны, неспособны к самостоятельным решениям и ответственным действиям. Т.М. Журавлева пишет: «Психологическое насилие, значение которого недооценивалось в течение долгого времени, является наиболее деструктивной формой жестокого обращения, затрагивающей все сферы развития. Не случайно психологи называют его душегубством» .

В последние годы в нашей стране намечается поворот от замалчивания к наблюдению и изучению фактов насилия в семье. Так, российскими учеными (С.В. Ильиной, А.Д. Кошелевой, О.С. Лобза, Е.Т. Соколовой и др.) выявлены «сензитивные к насилию» периоды развития подростка, когда анатомофизиологические, гормональные, эмоционально-личностные и психосоциальные изменения делают его легко травмируемым. Подростковый период является опасным в отношении, как сексуального насилия, так и жестокого обращения с подростком, телесных наказаний, и психологического насилия. Изменившийся телесный облик и поведение подростка становятся провокативными не только для потенциального насильника, но и вызывают у родителей стремление немедленно исправить непослушное чадо, актуализируя те или иные воспитательные установки. В настоящее время представители

различных теоретических ориентаций сходятся в признании патогенного

влияния физического и психологического насилия, в качестве которых указываются и сексуальные домогательства, и телесные наказания, и неадекватные родительские установки (манипуляторство) на личность и психику подростка.

Большинство исследователей сходятся на том, что результатами пережитого в детстве насилия (так называемые «оставленные эффекты травмы») являются нарушения Я-Концепции - чувство вины, депрессия, трудности в межличностных отношениях, сексуальные дисфункции, низкий уровень самооценки, склонность к самодеструктивному поведению, а также регресс в поведении.

Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования. Проще говоря, патогенное влияние различных типов насилия на личность и психику подростка не оставляет сомнений. А так как первичным институтом социализации является семья, то именно она была, есть, и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни. По мнению психологов, детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Особо подчеркиваем, что эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться многому.

Как одни из самых негативных последствий насилия являются проявления девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения: зависимость, суицидальные попытки, агрессивность и др.

Таким образом, рассмотрев проблему насилия в семье, его виды и

последствия, а также влияние этих последствий на социализацию личности

подростка, мы приходим к выводу, что любая ситуация насилия над подростком носит полифакторный характер и переживается в дальнейшем как психологическая травма. На это влияют индивидуальные особенности подростка, условия, в которых протекает его развитие, характер негативных воздействий и другие факторы. Дальнейшие исследования и изучение последствий различных видов насилия у подростков, соотношение насилия и этапов личностного развития индивида, поможет специалистам в решении проблемы оказания полноценной помощи подросткам - жертвам насилия.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье // Социс. 2003. №4. С. 78.

2. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого

обращения и их родителям / Под редакцией Т.Я.Сафоновой, Е.И. Цымбала. М., 2001. С. 36.

3. Журавлёва Т.М., Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Помощь детям - жертвам насилия. М.: Генезис, 2006.

4. Защита детей от насилия и жестокого обращения. Рабочая книга / Под ред.

Е.Н. Волковой. Нижний Новгород, 2004.

5. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб.: Речь, 2003. С. 34.

6. Ильяшенко А.И. Основные черты насильственной преступности в семье /

Социс. 2003. № 4. С. 90.

7. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов

между родителем и ребёнком и формирование аномалий личности. // Семья и формирование личности / Под ред. В.В. Столина. М., МГУ, 1981. С. 15-21.

В классе. Данная форма отличается своей гибкостью. При ее помощи можно активно воздействовать на детей, стараться развить их положительные качества.

Цели проведения классного часа

Особенности выбора формы проведения классных часов обуславливаются целями, которые должен ставить перед собой каждый учитель во время общения с детьми. Прежде всего, необходим для формирования такого коллектива, в котором каждый школьник будет чувствовать себя комфортно. Очень важно создать среду, пребывая в которой, ученики будут иметь все возможности для проявления своей индивидуальности, реализации любых творческих способностей.

Кроме того, классный час необходим для создания системы ценностей ребенка, формирования эмоционально-чувствительной сферы его жизни. Это отличная возможность почерпнуть прикладные знания, узнать больше о природе и обществе.

Особенности классных часов в начальной школе

При выборе формы проведения классных часов в начальной школе нужно учитывать психологические особенности детей, то, что они еще плохо умеют концентрироваться. Поэтому важно часто менять виды деятельности, переключать их интерес. Также во время проведения воспитательной работы нужно активно использовать наглядность, интриговать детей, вносить элемент неожиданности. К подготовке классных мероприятий можно подключать родителей.

Основные формы проведения классных часов в начальной школе

Проще всего организовать общение с классом в виде викторины. Это поспособствует развитию познавательных способностей детишек. В ходе викторины можно использовать ребусы, небольшие задачи, интересные вопросы, кроссворды, репродукции картин. Все это позволит расширить кругозор детей. Самых активных участников мероприятия нужно обязательно награждать хотя бы небольшими призами (можно самодельными).

Также формы проведения классных часов в школе включают в себя беседу. Это необязательно должно быть общение между учителем и детьми. К процессу коммуникации можно привлечь старшеклассников. Взрослые школьники могут рассказать малышам о правильном режиме дня, особенностях поведения в школе. Хорошая идея - пригласить в качестве гостей ветеранов, пожарников, просто достойных горожан, которые будут примером для подражания.

В преддверии каких-либо интересных дат можно организовать целые праздники. При этом следует привлекать к работе всех учеников класса. Каждый может внести какую-либо лепту, чтобы в итоге получилось хорошее мероприятие. Учитель не должен взваливать на себя всю подготовительную работу. Его задача - быть наставником и организатором. Ему необходимо помочь детям проявить свои таланты. В результате школьники надолго запомнят этот праздник.

Классные часы в 5 классе

5 класс - это уже более взрослые и сознательные ребята, при этом они еще не теряют свою любознательность. Качественное проведение классных часов в этот период способствует становлению коллектива, помогает облегчить адаптацию учеников, которые выходят из своей зоны комфорта и начинают работать с разными учителями.

Современные формы проведения имеют творческий характер. Это могут быть театрализованные представления, фестивали, праздники. Кроме того, возможны игровые формы работы. Дети в этом возрасте очень восприимчивы к игре. Они готовы проявлять энтузиазм. Школьники стремятся быть лучшими во всем, а реализовать эту возможность можно именно через игры. Развлечения могут иметь разный характер. К примеру, в 5 классе можно устроить брейн-ринг или "Поле Чудес".

Дискуссионные формы классных часов

В старшей школе возможно использование любой формы проведения классных часов, в том числе дискуссионной. К примеру, это может быть диспут. Данная форма воспитательной деятельности предусматривает открытый яркий спор на какую-нибудь серьезную тему, на которую можно взглянуть с разных сторон. Использование диспута необходимо для развития диалектического мышления детей. Также в старшей школе можно прибегнуть к дискуссии, в рамках которой каждый из учеников будет отстаивать свое мнение. Это можно сделать путем приведения убедительных аргументов.

В более серьезной подготовке нуждаются такие формы проведения классных часов в как конференции. По сути, это совещание с целью обсуждения какого-либо вопроса. Все участники конференции должны быть подготовленными, поэтому заранее нужно раздать задание ученикам и проконтролировать их выполнение к классному часу. Это же касается и круглого стола. Он также относится к дискуссионным формам, только высказываться участники могут лишь в определенном порядке.

Информационный час - можно организовать обмен новостями. Учитель заранее дает задание все ученикам подготовить интересную новость на определенную тему: научные достижения, космос, охрана природы, здоровье, искусство и др.

Гостиная - это возможность встретиться с интересными людьми. Познакомиться с местной элитой или же просто представителями различных профессий. Это важно для развития кругозора детей, качественной профориентации.

Состязательные формы проведения классных часов

К этой категории относятся любые мероприятия, предусматривающие состязание. Это могут быть конкурсы, викторины, смотры, презентации. Еще одна полюбившаяся ученикам форма - КВН! Такое мероприятие позволяет разрядить атмосферу в классе, дать возможность ребятам пошутить, проявить свои юмористические таланты.

Творческие классные часы

Это далеко не новые формы проведения классного часа, но не теряющие своей актуальности. Дети их любят, поскольку могут полноценно реализовать свои таланты.

Фестиваль - это в рамках которого можно продемонстрировать свои достижения в сфере самодеятельности. Такая форма взаимодействия поможет каждому ребенку проявить свою индивидуальность, пробудит приобщит школьников к искусству. Кстати, фестивали могут быть не только музыкальными, но и театральными.

Выставки позволяют продемонстрировать результаты той деятельности, которая обычно остается вне поля зрения педагогов. Это могут быть вышитые или связанные изделия, различные поделки, предметы, собранные в результате туристических и краеведческих походов.

Концерты представляют собой исполнение перед публикой музыкальных произведений, декламацию стихов и многое другое. Они могут быть тематическими или отчетными.

Разнообразие классных часов

В статье перечислены лишь основные формы проведения классных часов. На самом деле их намного больше. Причем каждый учитель имеет возможность комбинировать элементы разных форм или же создавать новые. При этом необходимо учитывать возрастные особенности детей, их творческий потенциал, сплоченность коллектива. Очень важно не превращать классный час в занудное мероприятие, после которого у детей не останется никаких позитивных эмоций. Школьники не должны ощущать давления со стороны учителя. Для этого классные часы должны проходить ярко и интересно.

Уроки школьники могут со временем забыть, а вот отличное время, проведенное с классным руководителем и одноклассниками, должно остаться в памяти навсегда. Хороший наставник обязан уметь разнообразить жизнь своих подопечных при помощи необычных мероприятий. Нужно только не жалеть своих сил и иметь достаточно любви к школьникам. Правильно организованный классный час позволит детям раскрыть свои таланты, а учителю даст возможность реализовать себя.

В методической литературе различают три формы внеклассной работы, базируясь на количестве участников в ней: индивидуальную, групповую и массовую. Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович и Т. Е. Сахарова считают, что в основном используются групповая и массовая формы внеклассной работы, т.к. индивидуальная как бы является их частью.

Массовая внеклассная работа органически вписывается в общешкольный план внеклассных мероприятий; она может проводиться эпизодически или периодически. К этой форме внеклассной работы относятся следующие типы мероприятий: вечера, утренники, конкурсы, викторины, олимпиады, КВН, день иностранного языка, пресс-конференции. В них принимают участие классы, параллели классов, звено (этапы) обучения, даже вся школа целиком.

Вечера и утренники являются основными типами массовой внеклассной работы. Они могут различаться по содержанию (подробнее об этом мы будем говорить во второй главе). Эти типы внеклассной работы помогают развить целый комплекс умений и навыков владения иностранным языком: овладение новым материалом способствует освоению новых областей знаний по иностранному языку и отработке пройденного материала. В них задействуются индивидуальные когнитивные, творческие навыки, знания в области фонетики, грамматики и лексики.

Важным средством повышения уровня овладения иностранным языком являются различные конкурсы. В практике школ получили распространение конкурсы по следующим видам работы с языком:

1) Конкурс на лучшее выразительное чтение художественного стихотворения, текста или отрывка;

2) Конкурс на лучший рассказ без подготовки по темам, включенным в программу;

3) Конкурс на лучшее описание рисунков, кадров из видео- или диафильма, на озвучивание видео-отрывка;

4) Конкурс на лучший устный перевод (конкурс переводчиков-синхронистов);

5) Конкурс на лучший письменный перевод;

6) Конкурс на лучшего собеседника.

Конкурсы могут проводиться в школьном, районном, городском, областном масштабах, а также в масштабах страны. Как правило, они проводятся в несколько этапов (туров), если это не школьный конкурс: школьный этап, районный этап, городской, областной и этап страны.

К конкурсу как к одной из популярных массовых форм внеклассной работы примыкают викторины, олимпиады, КВН, игра «Что? Где? Когда?», которые фактически являются вариантами конкурса. Эти виды работы не позволяют учащимся останавливаться на достигнутом уровне, стимулируя их любознательность и стремление повышать степень владения языком.

Викторину можно проводить на любом этапе изучения иностранному языку. Ее предметом могут быть страноведческие или лингвострановедческие знания. Материал для викторины может быть облечен в различные формы: ребусов, загадок, вопросов и т.д. Викторины связаны с выявлением самых различных знаний, раскрывая межпредметные связи.

Практика проведения КВН свидетельствует о его эффективности в стимулировании интереса к иностранному языку. КВН проводится по завершении изучения темы или ряда тем по программе, предусматривающей различные соревнования.

День (или неделя) иностранного я зыка в школе проводится ежегодно в одно и то же время. В этом мероприятии участвуют практически все учащиеся школы, действуя согласно специально разработанной программе. По завершении дня или недели иностранного языка проводится отчетный вечер-концерт.

К групповой форме относятся клубы и кружки. Основной чертой этой формы является постоянное участие группы учащихся (10-15 человек), а также регулярностью занятий. При создании кружков учитываются интересы учащихся, и, конечно, возможности, склонности и вкусы учителя.

В основном кружки и клубы не отличаются друг от друга по принципам функционирования. Основным их отличием является то, что клубная форма как бы объединяет кружковой, массовой и индивидуальной форм работы в стройную структуру, являясь ее координирующим и организующим центром. Наиболее распространенными кружками являются: кружок любителей кино, кружок разговорной речи, драматический, хоровой кружок, любителей поэзии и некоторые другие. Как правило, деятельность кружков и клубов отражается в отчетных концертах или вечерах.

Индивидуальная форма работы дает возможность для развития индивидуальных способностей и склонностей учащихся. Эта форма внеурочной работы дает ученикам возможность проявить творческую инициативу и активность. Как правило, ученики, участвующие в индивидуальной форме внеклассной активности, участвуют и во всех остальных формах внеклассной работы. Различают следующие виды внеклассной работы: заучивание наизусть отрывков прозы и стихов, разучивание песен, составление заметок, работа над ролью, оформление материалов для выставки, изготовление альбомов, наглядных пособий, подготовка к докладам, выступлениям в программах вечеров.

Таким образом, внеклассной работой называют воспитательные и образовательные виды деятельности, которые проводятся вне урока. Внеклассная работа играет важную роль в обучении ИЯ. Она обладает определенной спецификой, присущей предмету. Внеклассная работа выполняет примерно тот же круг задач, что и урочная. Она мотивирует познавательную деятельность учащихся, формирует их вкус, мировоззрение, расширяет кругозор.

Внеклассная работа эффективно помогает раскрыть когнитивный аспект обучения ИЯ, т.к. развивает способности, используемые при межкультурной коммуникации.

Выделяют три формы внеклассной работы: массовую, групповую и индивидуальную. Массовая форма подразделяется на следующие виды: вечера, утренники, конкурсы, викторины, олимпиады, КВН, день иностранного языка, пресс-конференции. Групповая форма включает в себя деятельность кружков или клубов. Индивидуальная внеклассная работа подразумевает заучивание наизусть, составление заметок, пособий, альбомов, работу над ролью и т.д.