Франк размышления о русской революции. Экспертное мнение. Обманчивая святость революции

Страна:
Россия

Биография:

Родился в селе Новый Кокорев близ Почаевской лавры в верующей семье крестьян. С малых лет мальчик вместе с родителями посещал Почаевскую лавру, где стал осознавать глубокую сердечную потребность в служении Богу. После демобилизации в 1946 году Андрей Мазур поступил послушником в Почаевскую лавру, где пел в монастырском хоре и был помощником келаря. Через два года он поступил в Московскую духовную семинарию, располагавшуюся тогда в Новодевичьем монастыре.

В 1950 году Андрей принял диаконский сан, а через 3 месяца был поставлен протодиаконом Пермского кафедрального собора. Прослужив в соборе 6 лет, молодой протодиакон переехал в Ленинград, где в Троицком соборе Александро-Невской лавры отец Андрей служил и был регентом будничного хора. При митрополите Никодиме (Ротове) в 1968 году протодиакон Андрей был переведен в Ленинградский кафедральный собор, продолжил свое протодиаконское служение и пел в хоре духовенства под руководством протодиакона Павла Герасимова.

В 1990 году он был назначен архидиаконом Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. С этого времени он служит со Святейшим Владыкой и сопровождает его во всех архипастырских поездках.
Место работы:

Богоявленский кафедральный собор
(Патриарший архидиакон)

орден князя Владимира III степ.
орден преп. Серафима Саровского III степ.

7 декабря 1996 года исполнилось семьдесят лет замечательному человеку - архидиакону Андрею Мазуру. Вся его жизнь связана с Церковью, которой отец Андрей преданно служит почти полвека.
В день своего юбилея он участвовал в Божественной литургии, совершавшейся Святейшим Патриархом Алексием в храме великомученицы Екатерины на подворье Православной Церкви Америки в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви наградил архидиакона Андрея Мазура орденом князя Владимира II степени.
Предлагаем читателям беседу нашего корреспондента с отцом Андреем.

Родился я на Украине, на Волыни, близ великой святыни - Почаевской Успенской лавры. Тогда Западная Украина входила в состав Польши. Отец мой был старостой в церкви, верующий был очень, да и мать тоже, правда, она умерла рано, когда мне было четыре года. В Почаевской лавре тогда служил замечательный протодиакон - отец Стратоник, бас сильнейший, правда, дикция у него была плохая, но гудел, как колокол. Учился я в польской школе, там преподавали Закон Божий. Преподаватель, отец Алексий Масловский, Царство ему Небесное, любил меня, был очень требовательным. В школе мы учили тропари, кондаки, молитвы на церковнославянском языке. Спрашивали с нас очень строго, хотя само обучение велось на польском, так что и по-польски я понимаю. Ходили в храм все, на первой седмице Великого поста ходила вся школа, стояли в храме всю службу, причащались, так же и на Страстной седмице. В школе у нас все были верующие, неверующих не было. Так я учился всего пять лет, потому что в 1940 году Западная Украина вошла в состав СССР, советская власть пришла.
Работал в хозяйстве, отец мой был крестьянин, у нас было 8 гектаров земли (лес и сенокос). Я и косил, и пахал, и был пастухом. В детстве я пел в церковном хоре, после работы в поле всегда пели. Детство прошло очень хорошо, правда, поменялась власть, но ничего - все было хорошо. Потом два года я учился при советской власти. А когда исполнилось 18 лет, призвали меня в армию, тогда уже была война, шел 1943 год.
- Вы попали на фронт?
- Да, но сначала долгое время был в запасе. Почему-то нас несколько месяцев держали в землянках, кормили очень плохо. В конце концов в начале 1945 года повезли нас в Берлин, но только приехали - и через неделю кончилась война.
- А в каких войсках Вы были?
- В артиллерии. Я минометчик, был командиром отделения.
- С таким голосом?
- Конечно, тогда я был запевалой.
- А когда Вы почувствовали, что у вас такой замечательный голос?
- После войны от плохого питания я заболел, и меня отпустили из армии досрочно. Приехал домой, побыл немножко дома. Тогда у нас неспокойно было на Западной Украине, и меня как бывшего советского воина приглашали на работу в милицию. Но еще раньше я мечтал о Почаевской лавре. Поехал в обитель и стал послушником. Регент меня прослушал и определил в лаврский хор. Оказалось, что у меня бас, я пел октавой даже.
- Какое у Вас было послушание?
- Я был заведующим хлебопекарней, просфорней и трапезным храмом. Было 2000 человек братии в Почаевской лавре - ведь тогда закрыли Киево-Печерскую лавру и всех монахов перевели к нам. И еще я пел в хоре.
- А у Вас не было желания остаться в лавре?
- Я в то время даже и не думал об этом. Пробыл там два года, а затем поступил в Московскую Духовную семинарию (тогда еще Богословский институт). В то время она находилась в Новодевичьем монастыре. Это был 1948 год. Я пел в хоре. Учился неплохо. Через два года мой друг пригласил меня к себе в Пермь. В то время там был архиепископ Иоанн (Лаврененко). Когда-то он около Почаевской лавры, в Кременце, был настоятелем. Пришли к нему на прием. Конечно, до этого была служба, мне дали читать Апостол. Вижу, у Владыки лицо веселое, потом на приеме говорит: "Андрей, идите к нам протодиаконом". Я говорю: "Владыка, я же не женат еще, учиться надо". - "Ничего". Дали мне денег, поехал к себе на Украину, женился, а через месяц приехал и 17 сентября 1950 года принял сан диакона. И вот служу уже 46 лет.
В 1957 году епископ Алексий (Коноплев), впоследствии митрополит Тверской, которого тогда назначили в Петербург восстанавливать Троицкий собор в Александро-Невской лавре, предложил мне поехать с ним: "Отец Андрей, иди в Петербург, служить некому". Так я оказался в Питере.
Начался питерский период моей жизни. С 1957-го до 1968 года я служил в Александро-Невской лавре протодиаконом. Был ризничим, собрал ризницу, много трудов было. В 1968 году митрополит Никодим (Ротов) взял меня в Никольский кафедральный собор, хотя я лавру очень любил и люблю. Служил в Никольском соборе при митрополитах Елевферии, Питириме, Гурии, Никодиме, Антонии, Алексии. И вот Алексий, нынешний Святейший Патриарх, когда впервые был в Петербурге после интронизации, возвел меня в сан архидиакона.
- Теперь Вы всегда служите с Патриархом?
- Служу я с Патриархом, хотя живу в Петербурге. Там семья: трое детей, шесть внуков - три внука и три внучки. Я, наверное, не смог бы жить без внуков.
- Не тяжело?
- Ничего, что же делать. Надо служить - послушание выше поста и молитвы. Диаконское служение очень важное - ведь как диакон молится, так и весь храм молится. Он все возгласы должен произносить не просто громко и певуче, но и молитвенно, тогда он помогает молиться всем пришедшим в храм. Я всегда служу без служебника. Все знаю наизусть, все помню.
- Вы были во многих странах, и, наверное, все удивляются: откуда такой голос?
- Откуда берется голос? Божия Матерь помогает мне. Я же сказал вначале, что в детстве слушал в Почаевской лавре протодиакона Стратоника и мне очень нравилось. Я мечтал быть пусть не таким, как он, но все-таки протодиаконом. Слава Богу, моя мечта сбылась. При Святейшем Патриархе Алексии я побывал во многих странах, в Иерусалиме был 3 раза.
- Семьдесят лет все-таки возраст немалый, большую часть жизни Вы служите в Церкви с полной отдачей, с любовью. Вы счастливый человек?
- Очень! Очень счастливый. Как поет Борис Годунов в опере, "достиг я высшей власти" - диаконской.
- Вы поете какие-нибудь арии?
- Пою: и арию Сусанина, и монолог Пимена, да много всего.
- Вы специально занимались вокалом?
- Немножко. Когда я поступил в семинарию, пел в хоре Успенского храма Новодевичьего монастыря, там меня одна женщина из театра пригласила в консерваторию, к профессору Казакову. Он меня прослушал и говорит: "Берем в консерваторию".
Я ничего ему не рассказал, ходил на лекции, потом вызывают меня и спрашивают: "Вы в семинарии учитесь?" - "Да". - "Так нельзя: или там, или здесь".
Я выбрал семинарию. Я всегда мечтал быть протодиаконом, даже не протодиаконом, а диаконом, а вот стал архидиаконом. Такой титул есть для протодиакона, который служит со Святейшим Патриархом. Еще святитель Тихон дал такой титул Константину Розову, после него Антоненко был, Прокимнов, Стефан Гавшев и я, грешный.
- Вы продолжаете их славные традиции?
- Стараюсь. С нашим Святейшим не посидишь - много ездим. Так что труд нелегкий, особенно в моем возрасте.
- Дети пошли по Вашим стопам?
- Нет, к сожалению. У меня два сына, но время, когда они росли, было тяжелое, в школе ругали, что они "дети попа", заставляли в комсомол вступать. Они не вступили. Один окончил торговый институт, другой - художественное училище. Еще любимая дочь есть, Лариса, теперь она матушка. Вышла замуж за своего одноклассника, теперь он священник и служит недалеко от нашего дома, в храме Пророка Илии. Очень хороший батюшка, я доволен им очень. Люди его любят, он скромный, тихий. Внуки у меня любимые, дети моей дочери, три мальчика: Саша, Андрей, который родился в день моего рождения, и Сима - любимый мой мальчик, ему четыре с половиной года. Вся надежда теперь на них. Девочки тоже есть, одной - 21 год, другой 16, а третья еще маленькая - во 2-м классе. Вот вся моя судьба.
- Когда Вы на службе, все знают, что служба будет на высшем уровне.
- Так и должно быть. Патриаршая служба должна быть красивой, торжественной, чтобы диаконы были хорошие, чтобы пели иподиаконы.
- Отец Андрей, хотелось бы сердечно поздравить Вас с семидесятилетием и пожелать, чтобы Вы еще много-много лет украшали богослужения, чтобы были первым среди диаконского чина и чтобы Ваш голос всегда звучал так же молитвенно и красиво.
- Спасибо. Стараюсь. И буду петь Богу моему "дондеже есмь".

Беседа с архидиаконом Андреем Мазуром

8 декабря – день рождения архидиакона Андрея Мазура: ему исполняется 89 лет. Вот уже почти 70 лет несет он свое служение Церкви, начатое в Почаевской Лавре послушником и певцом в лаврском хоре, продолженное протодиаконом в Пермском кафедральном соборе, а в 1957–1990 годах – в Ленинграде: в Троицком соборе Александро-Невской Лавры и Ленинградском кафедральном соборе. Служа в Лавре, отец Андрей исполнял и послушание регента будничного хора; позднее пел в хоре духовенства под руководством протодиакона Павла Герасимова. С 1990 года отец Андрей – патриарший архидиакон.

Яркий и красивый бас архидиакона Андрея, его вдохновенность придавали особую торжественность богослужениям, в которых он участвовал. Его жизнь – пример преданного служения Церкви Богом данным талантом и следования своему призванию.

Портал «Православие. Ru », его редакция и читатели сердечно поздравляют архидиакона Андрея Мазура с днем рождения, желают ему здравия и крепости. Многая лета!

Архидиакон Андрей Мазур

Накануне дня рождения архидиакона Андрея мы побеседовали с ним по телефону – о том, о чем чаще всего говорят и чего более всего желают в праздник: о счастье, любви, вере.

– Отец Андрей, в одном из своих интервью на вопрос, считаете ли вы себя счастливым человеком, вы ответили: «Безусловно, да». Что такое счастье, и как надо жить, чтобы почувствовать себя счастливым?

– Счастье в моей жизни – это служить Богу. 68 лет стоять у Престола со многими архиереями, с патриархами. Для меня счастье – богообщение. Ну и, конечно же, семья. Не всё было хорошо и гладко в жизни. У меня умерло два сына. У одного была злокачественная опухоль; другой расстроился очень, стоя над могилой брата, и долго не прожил после его смерти – скоропостижно скончался. Остальное всё хорошо. И хотя я не служу сейчас, но всё равно нет причин жаловаться. С патриархом я не служу, потому что у меня очень болят ноги. Мой зять, священник, построил храм. Я туда хожу на каждую службу. Для моих 88 лет это счастье – самому еще ходить в храм.

У меня уже пять внуков и шесть правнуков, так что, слава Богу, всё отлично.

Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в день памяти святителя Филарета. 2 декабря 2011 г.

Вы заговорили о семье. Со своей супругой вы вместе уже 65 лет…

– Больше: 68 лет. (Смеется.)

– Дайте, пожалуйста, совет молодым людям, молодым священникам, как жить так, чтобы отношения в семье были всю жизнь хорошими.

– Самое главное – любовь. Я женился в очень трудное время на Западной Украине. Я, служа в армии, защищал Родину, потом был в Лавре, потом в семинарии.

Поехал в родную деревню, чтобы жениться. Дочь местного батюшки хотела за меня выйти, но ее родители не пустили: ехать же надо было со мной на Урал. Согласилась только одна – добровольно поехала так далеко. Слава Богу, живем вместе уже 68-й год – была и серебряная свадьба, и золотая, и бриллиантовая. (Смеется.)

После женитьбы принял сан. Моя мечта сбылась. Я с детства мечтал служить Богу. Он мне дал и голос, и здоровье отличное. Богослужение – это самое большое счастье. Объездил и повидал весь мир, еще начиная с митрополита Никодима (Ротова), потом при патриархах Алексии II и Кирилле. 71 раз выезжал за границу в советское время! Мне пришлось защищать Православие. Голос привлекал людей не только православных, но и инославных – вот оно счастье.

Отец Андрей, вы сказали, что главное в семье – любовь. А что такое любовь? Как она проявляется?

– Любовь – это мир, благополучие, служение Церкви. Я это всё любил с детства. Больше ничего добавить не могу.

– Какими правилами вы руководствуетесь при воспитании своих детей, теперь уже внуков и правнуков? Что главное для родителей?

– Правилам меня научили родители – своим примером и отношением к жизни и друг к другу. Я родился в простой семье в Западной Украине – тогда это была часть Польши. У нас там гонений на веру не было, советская власть пришла позже – в 1939 году. Я старался всем, чем мог, помогать семье. А что можно еще сказать? Как украинцы говорят:

Де згода в сімействі, там мир і тишина,
Блаженні там люди, блаженна сторона.
Їх Бог благословляє, добро їм посилає
І з ними ввік живе і щастя їм дає.

По-русски:

Где согласие в семействе, там мир и тишина,
Блаженны там люди, блаженна сторона,
Их Бог благословляет, добро им посылает
И с ними вовеки живет и счастье им дает.

На жизнь, слава Богу, я не жалуюсь и переношу с любовью свои болезни и скорби. Я люблю службу. Стоять у престола – это самая большая любовь моей жизни, а потом и семья.

Патриаршее служение в Сретенском монастыре

Построили храм рядом, а ходят единицы. Помогаю воцерковить людей

– Вы наблюдали возрождение церковной жизни в нашей стране, у вас огромный опыт служения в советской России. За последние 25 лет открылось много храмов, строятся новые, возобновилась монашеская жизнь. Всё вроде бы внешне благополучно. Но… Так что же еще необходимо, чтобы нам всем быть православными?

– Надо объяснять людям. В девятиэтажном доме, где я живу, практически никто не ходит в храм. Я очень расстроен, помочь надо этим людям. Построили храм рядом, а ходят единицы. Моя цель – чем могу, помогаю воцерковить людей.

А почему люди не ходят в храм, отец Андрей?

– Так воспитаны. Я живу в новом районе, и все «непослушные» из центра, с Невского, переехали сюда. Я считаю, они не ходят в храм, потому что так воспитаны. Мне в пожилом возрасте приходится уговаривать их, помогать им, чтобы уверовали в Бога. Это моя задача.

– Батюшка, сейчас мы переживаем сложный период в отношениях между Россией и Украиной. Как вы считаете, как нам, обычным людям, русским и украинцам, надо вести себя в этой ситуации? Что мы должны поставить во главу угла?

– Я – украинец, но всю жизнь прожил в России. Не знаю, что можно сделать, чтобы всё было хорошо. Это самый больной вопрос. Я учился в семинарии с Филаретом (Денисенко). Будучи в академии, мы были с ним «на ты». Он был отличным епископом, отличным митрополитом. Столько сделал! А потом что получилось?.. Когда я приехал с патриархом Алексием II в Киев, он, Денисенко, закрыл проезд во Владимирский собор. Лежали люди. А ведь приехал Патриарх! Так я расстроился, это моя Украина… Правда, я родился в Западной Украине. Хотя там тоже сильно притесняют православных. За Украину я очень болею. Не знаю, чем всё это кончится, очень сложно.

Батюшка, правильно я понимаю, что главное, чтобы в Церкви порядок был?

Украинская Церковь в очень сложной ситуации. Надо молиться Богу, чтобы всё было хорошо

– Да, конечно. Я очень переживаю. Власти [украинские] стараются порушить храмы, при случае закрыть. В России – в Питере, в Москве, – слава Богу, все хорошо сейчас. В Киеве – страшно, что будет. Патриарх не может поехать. Украинская Церковь в очень сложной ситуации. Надо молиться Богу, чтобы всё было хорошо.

– Отец Андрей, как молодые пастыри должны относиться к своему служению? О чем ни в коем случае нельзя им забывать?

Архидиакон Андрей Мазур

– В Питере много молодых пастырей, много новых храмов есть. Они окончили академию. К службе, к сожалению, относятся нехорошо. Все накупили «мерседесов», а в храме ничего не делают. Старые храмы часто в запустении. В советское время так было, после перестройки стало лучше, а сейчас будет так же, как при СССР. Если взять службу, я прихожу в храм, там на полиелей выходят все, после полиелея все садятся в машины и уезжают. Конечно, всё зависит от настоятеля. У меня зять священник, я говорю ему, он молчит. Он родился в неверующей семье. Я его провел в семинарию…Я люблю торжественные службы, как в Александро-Невской Лавре, как в Никольском соборе. Там еще порядок. В простых храмах – не всегда. Нет благочиния, и поэтому мало народа ходит.

Отец Андрей, дайте совет нам, молодым людям, как жить в Церкви.

Надо, чтобы все дети были верующими

Архидиакон Андрей Мазур многое успел за жизнь: участвовал в Великой отечественной Войне, был ротным запевалой, учился в консерватории, заведовал трапезным храмом и хлебопекарней, много путешествовал и служил с патриархом Алексием II.

Болезнь ног заставила отказаться от службы в храме, но в сане Андрей Мазур оставался до самой смерти в 2008 году.

Андрей Мазур родился в Польше, но позже его родные земли вошли в состав СССР

день рождения Андрея Мазура

Андрей Лазаревич Мазур родился 8 декабря 1926 в Новом Кокореве. Это село тогда принадлежало Польской республике, а сегодня оно входит в состав Западной Украины.

Он рос в окружении верующих людей. Отец был церковным старостой. А вот с матерью маленький Андрей толком не успел пообщаться - она умерла, когда ему было около 4-х лет.

Церковный староста - это мирянин, который заведует церковным хозяйством.

Через год мальчик уже учился в польской школе. Русского языка он не знал, зато изучал православие. В 1939 Западная Украина вошла в состав СССР.

Андрей Мазур

Архидиакон

«У отца была земля, хозяйство, лошади. Я пас коров, когда еще даже не ходил в школу. И в поле работал, и косил, и ездил за дровами. В школе польский язык учил, и сейчас его хорошо помню. Польский учили как основной, а украинский ― как иностранный. По-русски стал учиться только в семинарии».

Забот по дому хватало: 8 гектаров, где требовалось пасти скот, пахать и косить.


Архидиакон Андрей Мазур на службе

Помимо учёбы и труда, юный Андрей уделял время церкви. Ходил в храм отца, где пел в хоре.

Перемены, которые принесла советская власть, не радовали Андрея Лазаревича:

Андрей Мазур

Архидиакон

« Раньше все у нас были верующими, до 1939 года я не видел ни одного неверующего человека. Советская власть пришла ― и началось: гонения, раскулачивания. Высылали в Сибирь ― родственников моей матушки выслали ни за что: объявляли кулаками за пять гектаров земли, корову и лошадь…

В общем, брали всех, кто был чуть-чуть побогаче, чем бедный. Вообще у нас ни нищих, ни особо богатых не было, были бедные и средние».

Андрей Лазаревич участвовал в боях за Берлин, но его демобилизовали по здоровью

В 1943 году Андрея Лазаревича призвали в Красную Армию, но к счастью для него, советская власть относилась к полякам настороженно.

Андрей Мазур

Архидиакон

«Мне очень мало пришлось воевать. Нас, «западников», почему-то на фронт не пускали, держали в Марийской республике ― считали, что мы ненадежные, бандеровцы, если что, переметнемся на сторону врага. Под конец уже послали, когда были бои за Берлин.

Должность, которую получил будущий священник, - командир отделения миномётчиков. Также он был ротным запевалой.

Из-за плохого питания Андрей Лазаревич угодил в госпиталь. И не удивительно: ведь среди солдат считалось удачей угодить в наряд по кухне, чтобы запечь очистки от картошки. Иногда случились и удачные дни - когда посылки с едой из дома доходили, но так происходило далеко не всегда. Из-за проблем со здоровьем Андрея Мазура демобилизовали.

В армии Андрей Лазаревич освоил русский язык. Точнее, научился на нём разговаривать.

Что же касается письменности, то в ней он успехов не имел, да и вряд ли мог бы найти время для серьёзного её изучения.

Андрей Лазаревич пел в хоре Почаевской лавры, нёс другие послушания и женился перед получением сана

После госпиталя Андрея Лазаревича хотели направить в школу милиции. Такая участь ему не нравилась, и отец нашёл выход - отвёз сына в Почаевскую лавру.

У него выявили бас и взяли в хор. Одновременно назначили послушания:

  • заведовать хлебопекарней;
  • заведовать просфорней;
  • заведовать трапезным храмом.

Затем, в 1948 году, была Московская духовная семинария (тогда - «Богословский институт») при Новодевичьем монастыре - в ней-то послушник освоил русскую письменность.

Андрей Лазаревич недолго учился в Московской консерватории, но не смог совмещать с семинарией и бросил.

Не всё складывалось благополучно, советская власть напоминала о себе:

Андрей Мазур

Архидиакон

«Помню, когда учился в семинарии, во время занятий приходили красноармейцы и брали людей, сажали в тюрьму, потом отправляли в Казахстан. В Почаевской лавре прямо во время службы приходили в шапках в собор и забирали священников. Брали каждого десятого».

Но Андрей Лазаревич избежал страшной участи.

Однажды друг пригласил его в Пермь.

В те годы православию приходилось тяжело, так что никто особо не выбирал священнослужителей. Один из дьяконов местного архиепископа Иоанна Лаврененко любил выпить. Иногда доходил до такого состояния, что не мог выполнять обязанности.

Тогда архиепископ обращался к Андрею Лазаревичу - просил читать Апостол. Однажды он сказал, что послушнику пора принять сан. Но тот возразил, что ещё не женился.

Архиепископ Иоанн вручил послушнику деньги и сказал, чтобы тот ехал домой жениться.

Архиепископ Иоанн посоветовал Андрею Мазуру жениться

Андрей Мазур

Архидиакон

«Поехал я в родную деревню. Дочь местного батюшки хотела за меня выйти, но ее родители не пустили: ехать же надо было со мной на Урал. Согласилась только одна ― добровольно поехала в Сибирь».

Затем Андрей Лазаревич закончил учёбу и принял духовный сан.


Несмотря на гонения отец Андрей служил во многих храмах и пел в хоре

в этом году отец Андрей переехал служить в Ленинград

В 1950 отец Андрей стал протодиаконом Пермского кафедрального собора - служил у того самого архиепископа Иоанна, который посоветовал жениться.

В 1957 году понадобилось переехать в Ленинград. Только там стало понятно, насколько действительно тяжело приходилось священникам:

Андрей Мазур

Архидиакон

«Я увидел настоящие гонения. Митрополитам разрешали служить только в Никольском соборе, он был кафедральным. Если митрополит хотел служить в другом храме, требовалось разрешение уполномоченного по делам религий. Нам тоже запрещено было служить в других храмах.

В Крещение, когда люди стояли в очереди за святой водой, мы иногда выносили воду на улицу, чтобы сократить очередь, но если приходил уполномоченный, вынуждены были возвращаться в храм».

До 1968 года отец Андрей служил протодиаконом Троицкого собора Александро-Невской лавры. Туда его назначил митрополит Никодим. Эту деятельность протодиакон совмещал с другой - был регентом в будничном хоре.

Затем его перевели в Ленинградский кафедральный собор, где отец Андрей двадцать два года участвовал в богослужениях и пел в хоре.


Отец Андрей обращал внимания на проблемы Церкви: плохое образование, разрушенные храмы, равнодушие молодёжи

Отец Андрей много рассуждал о проблемах православной Церкви. Особо его занимала тема того, что она не популярна среди молодёжи. Но не забывал он и о других трудностях:

Андрей Мазур

Архидиакон

« Далеко не все из тех, кто называет себя православными, воцерковились, молодежь в основном далека от Церкви. В городах люди жалуются, что много работают, нет времени ходить в храмы.

В селах мало храмов, часто они находятся вдали от деревень, а живут в деревнях в основном пожилые люди, им дойти тяжело. И священников в деревнях нет богословски образованных: раньше, бывало, если человек знал «Отче наш» и «Верую», его рукополагали. <…>

Много бедных приходов с полуразрушенными храмами. В Москве и в Петербурге этого практически нет, а в провинции многие священники вынуждены работать еще и на светской работе, иначе просто не прожить».

Алексий II возвёл отца Андрея в сан архидиакона, и тот благодарно продолжал служение

В 1990 году патриарх Алексий 2 назначил Андрея архидиаконом. С тех пор тот служил с ним и сопровождал в различных поездках.

Андрей Мазур

Архидиакон

«У меня больше 80 выездов за границу. Я был и в Америке, и в Италии, и в Японии, и во многих других странах».

После смерти Алексия II Андрей стал помощником патриарха Кирилла. Однако служить Церкви в полную силу уже не мог. Болезнь ног мешала ходить в храм.

Однако этого от архидиакона и не требовали. Ему предоставили свободный график работы, лишь бы тот мог продолжать нести свою миссию.

Оглядываясь на прожитые годы, архидиакон Андрей рассуждал о счастье и называл себя счастливым человеком:

Андрей Мазур

Архидиакон

« Счастье в моей жизни – это служить Богу. 68 лет стоять у Престола со многими архиереями, с патриархами. Для меня счастье - богообщение. Ну и, конечно же, семья. Не всё было хорошо и гладко в жизни. У меня умерло два сына.

У одного была злокачественная опухоль; другой расстроился очень, стоя над могилой брата, и долго не прожил после его смерти - скоропостижно скончался. Остальное всё хорошо. И хотя я не служу сейчас, но всё равно нет причин жаловаться.

С патриархом я не служу, потому что у меня очень болят ноги. Мой зять, священник, построил храм. Я туда хожу на каждую службу. Для моих 88 лет это счастье - самому еще ходить в храм».

Со смертью архидиакона Андрея в 2018 году прошла целая эпоха православной Церкви, за преданную службу он получил много наград

день смерти Андрея Мазура

3 мая 2018 года архидиакон Андрей Мазур ушёл в иной мир. На тот момент ему было 92. Его отпевали 5 мая в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.

Когда умер архидиакон Андрей, стало ясно, что с ним ушла целая эпоха. Этот человек отдал служению православной Церкви - целых семьдесят лет жизни.

В оценке его деятельности современники не стеснялись в эпитетах и называли архидиакона легендарной фигурой. Отмечали, что он был сторонником и популяризатором «красивых богослужений». Эта традиция едва не исчезла в советские годы, когда старые батюшки торопились быстро провести службу и разойтись по домам, чтобы принять лекарства.

Архидиакон Андрей любил яркие, торжественные службы

Архидиакон Андрей был не таков, а потому приветствовал торжественность в службах. Его бас красиво выделялся и запоминался прихожанам.

Собственно, особую роль этого священнослужителя подчёркивает его сан - архидиакон.

Архидиакон - это старший иеродиакон. Получить такое звание можно в двух случаях:

  • за особые личные заслуги;
  • за многолетнюю безупречную службу.

За жизнь архидиакон получил множество наград - как военных, так и церковных. Самые значимые из них:

  • орден Отечественной войны 2-й степени (1985);
  • медаль «За взятие Берлина» (1945);
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945);
  • орден равноап. вел. кн. Владимира 3-й степени (7 декабря 1996, в день семидесятилетия, от патриарха Алексия II);
  • орден равноап. вел. кн. Владимира 1-й степени (2 декабря 2011);
  • орден прп. Серафима Саровского 3-й степени;
  • орден прп. Серафима Саровского I степени (2015);
  • орден свт. Иннокентия Московского I степени (2016).

147. Предлагаемая статья относится к той же серии, как и моя статья «Категории необходимости и справедливости при исследовании социальных явлений», напечатанная более двух лет тому назад в журнале «Жизнь» (май и июнь 1900 г.){1}. Как показывает уже само заглавие печатающейся теперь{2} статьи, я не задавался целью представить полную литературную или научную характеристику «русской социологической школы». В мою задачу не входило также исследование генезиса идей этой школы, а потому я не касался предшественников г. Михайловского{3}. Я рассматриваю теории русской социологической школы в связи с вполне определенным вопросом о категории возможности в применении к социальным явлениям вообще и к решению социально-этических проблем в особенности. Ввиду однако того, что идея возможности занимает{4} господствующее положение в строе идей русских социологов и оказывает громадное влияние на их решение этических вопросов, составляющих неотъемлемую часть их социологических систем, - ввиду всего этого{5} изложение и анализ значения идеи возможности для теоретических построений русских социологов дает в результате вполне цельную картину их взглядов. В эту картину, правда, не входят некоторые стороны мировоззрения г. Михайловского и других русских социологов, но Эти стороны должны рассматриваться в связи с гносеологическими проблемами другого порядка, так как правильное суждение о них может быть основано только на анализе способов образования г. Михайловским его социально-научных понятий. Тем не менее вопрос об образовании понятий связан в теории познания теснейшим образом с вопросами категориального мышления, а в процессе познания правильное образование понятий является необходимой подготовительной ступенью для правомерного применения категорий. Поэтому уже давно и притом одновременно с исследованием границ применения различных категорий к социальным явлениям я начал работать над вопросом «об образовании социально-научных понятий», и эта работа должна составить первую главу той книги, основная часть которой будет состоять из исследования значения различных категорий мышления в применении к социальным явлениям. Если обстоятельства позволят мне опубликовать эту работу сперва по-русски, то я обязательно воспользуюсь тем громадным запасом «социологических» понятий и других якобы логических конструкций, который имеется в сочинениях г. Михайловского{6}. Такие понятия-близнецы, как «простая и сложная кооперация», «органический и неорганический тип развития», «орган и неделимое», «физиологическое и экономическое разделение труда», «тип и степень развития», «идеальные и практические типы», «герои и толпа», «вольница и подвижники», «честь и совесть» и многие другие, при помощи которых г. Михайловский оперировал всю свою жизнь, вполне заслуживают того кропотливого труда, который потребуется{7} при анализе и критике их, потому что на их примере можно особенно ярко показать, как не следует конструировать социально-научные понятия. В области социальных наук господствует, притом до сих пор, особого рода китаизм{8}. В то время, например, как вышеперечисленные понятия-двойники, пущенные в оборот г. Михайловским, играют в известных кругах нашего общества роль некоторого рода фетишей, которые святы и неприкосновенны, они совершенно неизвестны европейской публике. Зато из запаса социально-научных понятий, имеющих обращение среди западноевропейской публики, только часть признается в нашем обществе безусловно истинной, другая же часть приравнивается к ненужным измышлениям. Поэтому проводить критику и анализ социологических понятий, обращающихся на научном рынке по чрезмерно повышенному и несоответствующему их внутренней ценности курсу, несоизмеримо легче, чем указывать путь для добывания и выработки более плодотворных социологических понятий и правильной расценки их. В своем немецком исследовании «Gesellschaft und Einzelwesen» я старался исполнить эту работу по отношению к вопросу о социальном организме (во 2-й и 4-й главах) и по отношению к вопросу о толпе (в 3-й, 5-й и 6-й главах). В исследовании этом я брал понятия социального организма и толпы в том виде, как они были выработаны в западноевропейской социально-научной литературе, и совсем не принимал во внимание модификаций, внесенных в эти понятия русскими социологами. Эти модификации не представляли бы никакого интереса для европейского читателя уже хотя бы потому, что все они диктовались русским социологам их субъективной точкой зрения.