Химия чистые вещества и смеси. Чистые вещества: примеры. Получение чистых веществ. Значит для того, чтобы изучать свойства вещества нужно его очистить

Если вы ученик старших классов, пора задуматься - куда пойти учиться дальше. Вузов много, а выбрать нужно только один. Как это сделать правильно, чтобы потом не пожалеть? Мы составили перечень основных критериев выбора, которые помогут вам определиться.

Начните поиск вуза как можно раньше, посещайте дни открытых дверей и ищите важную информацию в интернете

Базовые критерии

1. Наличие интересующей программы

Если определились с профессией, то для начала вам нужно найти вуз с выбранной специальностью . Обратите внимание на то, что по одному и тому же направлению специализации в разных вузах могут отличаться. Внимательно изучайте программы, ищите тот профиль, который вам нужен. Если еще не определились с направлением, выбирайте многопрофильный вуз.

2. Государственный или негосударственный

3. Наличие государственной аккредитации

С дипломом государственного образца работу найти проще

Важные критерии

1. Бюджетные места и конкурс

Все вузы страны выделяют определенное количество мест: на бюджетное и платное отделения, на очную или заочную формы обучения. Узнать эти цифры можно на нашем сайте в разделе Вузы и специальности ». Для сравнения : « много мест » - от 50 и выше. « Высокий конкурс » - от 25 и выше. Это характерно для большинства направлений подготовки, кроме медицинских.

При выборе вуза адекватно оценивайте свои шансы попасть на бюджет

2. Стоимость обучения

Не всегда удается поступить на бюджет, поэтому выясните заранее стоимость обучения на платном отделении. На разные программы обычно заявлены разные цены. Лайфхак: в топовом вузе можно учиться относительно недорого на новых или непопулярных программах - ищите их! И уточните, на какую сумму увеличивается оплата каждый год с учетом инфляции.

3. Наличие общежития

Если вы иногородний - это один из самых важных критериев. Узнайте, сможет ли вуз обеспечить жильем всех желающих . В некоторых заведениях мест в общежитии мало, они распределяются на конкурсной основе. Также выясните размер оплаты , состояние корпусов и расстояние от них до вуза.

Выясните, какие условия проживания в общежитии

5. Коррупция

В некоторых вузах процветает коррупция. Чтобы не нарваться на такое учебное заведение, ищите отзывы в сети, мониторьте новости. Скандалы такого рода всегда освещают в прессе. Также ищите тематические сообщества студентов в социальных сетях, где информацию можно получить от проверенных лиц.

6. Количество корпусов

Некоторые вузы имеют несколько корпусов в разных местах. Лучше, когда их меньше, а находятся они близко к друг другу. В этом случае вам не придется ездить на другой конец города за справкой или для сдачи зачета. Чем меньше корпусов, тем реже теряют и чаще подписывают документы, лучше коммуникация с управляющим составом вуза.

7. Лояльность

Чтобы не вылететь уже с первого курса, выбирайте вуз с лояльным отношением к студентам. Узнайте, за какие промахи могут отчислить, есть ли возможность пересдавать хвосты, насколько строгие преподаватели. Всю эту информацию можно найти на студенческих форумах и тематических группах в социальных сетях.

8. Преподавательский состав

Идеальный вариант, когда в вузе преподают доктора наук и профессоры, только у кандидата наук можно защитить магистерскую работу, и только у доктора наук - кандидатскую диссертацию. Хорошо, если в преподавании задействованы иностранные лекторы. Всегда лучше знать про прогрессивные зарубежные практики, не зацикливаться на отечественных подходах.

И еще несколько интересных моментов

Стипендиальные программы

В каждом учреждении своя система начислений. Выясните, какой размер выплат в конкретном заведении, возможно ли их повышение за особые достижения в учебе. Выбирайте вуз, в котором точно есть стипендии, если вы планируете жить за свой счет и отдельно от родителей.

Международные программы

Критерий для тех, кто грезит заморскими странами. В вузах с международными программами есть возможность поехать на стажировку либо бесплатно, либо за смешные деньги. В любом случае это будет дешевле, чем прибегать к услугам агентств.

Магистерские программы

Если вы не очень любите перемены в жизни, то ищите вуз, в котором есть большой выбор магистерских программ. Магистратура - отличный шанс углубиться в науку или сменить профиль обучения в случае разочарования в выборе профессии.

Ускоренные программы

Если есть способности к быстрому освоению информации, вы сможете перейти на ускоренную программу после 1 курса. Для этого нужно будет пройти переаттестацию. А если у вас уже есть диплом колледжа или техникума, можете сразу поступать на сокращенный срок обучения. Так вы сэкономите время и деньги, быстрее приступите к работе.

Каждое вещество обладает присущим только ему набором свойств, однако эти свойства являются вполне определенными только для отдельно взятого индивидуального вещества, не смешанного с другими веществами. Поэтому необходимо отличать чистые вещества от смесей веществ.

ЧИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

Физические и химические свойства постоянны, если вещество является чистым.

Примерами практически чистых веществ могут служить некоторые металлы, у которых содержание примесей не превышает нескольких сотых или тысячных долей процента по массе. Например, медь с чистотой 99,99 % или слитки золота, в которых его содержание выражается цифрами 99,999 %. Это означает, что на 100 000 атомов металла приходится лишь 1 другой атом.

Чистыми называют вещества, не содержащие примесей других веществ. Любое чистое вещество обладает присущим только ему набором свойств. Постоянство свойств является признаком чистоты вещества.

СМЕСИ ВЕЩЕСТВ

В природе вещества почти никогда не встречаются в чистом виде. Одни вещества смешаны вместе с другими образуют смеси.

Если смесь почти целиком состоит из одного вещества, то ее обычно называют так же, как и само это вещество. Примеры смесей, с которыми вы встречаетесь в повседневной жизни, даны на рисунке.

Можно заметить, что эти смеси состоят из нескольких составных частей — компонентов.

Минералы - смесь нескольких веществ

Молоко - неоднородная смесь

РАЗДЕЛЕНИЕ СМЕСЕЙ

Чистые вещества встречаются редко, например, в химических лабораториях, в аптеке, на химических предприятиях (примеры чистых веществ - на рисунке).


Чтобы их получить, необходимо научиться разделять смеси и выделять каждое вещество в отдельности. Для этого существуют различные методы разделения смесей.

РАЗДЕЛЕНИЕ НЕОДНОРОДНЫХ СМЕСЕЙ

Один из самых простых методов разделения — отстаивание . Этот метод основан на различной плотности компонентов смеси и может быть использован для разделения неоднородных смесей двух жидких веществ (например, бензин — вода), жидкого и твердого вещества (например, песок — вода).

Такой метод, как фильтрование , основан на способности некоторых пористых материалов задерживать частицы, размер которых больше размера пор данного материала. С помощью фильтрования можно разделить неоднородные смеси твердого и жидкого веществ (мел — вода, глина — вода).

Разделение смесей различных веществ, с помощью отстаивания и фильтрования

РАЗДЕЛЕНИЕ ОДНОРОДНЫХ СМЕСЕЙ

- Выпаривание . Метод основан на различии температур кипения компонентов смеси и может быть использован для разделения однородных смесей твердых и жидких веществ (соль — вода, сахар — вода). Метод выпаривания обычно используется тогда, когда из однородной смеси твердого и жидкого веществ необходимо выделить только твердое вещество.

Выпаривание. Выпаривание соли на соляном озере

- Дистилляция (или перегонка) основан на разности температур кипения компонентов смеси. Чаще всего дистилляцию применяют для разделения однородных смесей нескольких жидких компонентов или твердого и жидкого компонентов. В отличие от метода выпаривания дистилляцию применяют для выделения из смеси всех компонентов. В химических лабораториях с помощью этого метода получают дистиллированную воду, не содержащую растворенных солей. В странах Ближнего Востока этот метод широко используется для получения питьевой воды из морской.


Лабораторная установка для перегонки жидкостей

Итак, сегодня мы узнали:

Чистыми называют вещества, которые не содержат примесей других веществ;

Чистое вещество обладает постоянными свойствами, по которым его можно отличить от других веществ;

Смеси бывают однородные и неоднородные;

Выделить вещества из неоднородной смеси можно с помощью отстаивания и фильтрования;

Выделить вещества из однородной смеси можно с помощью выпаривания и дистилляции.

Пройти тест по параграфу

Урок №5

Тема: Чистые вещества и смеси.

Цель: дать понятие о чистых веществах и смесях, гомогенных и гетерогенных смесях; рассмотреть природные смеси: воздух, природный газ, нефть; ознакомить с примерами твердых, жидких, газообразных смесях в природе и быту; развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности; воспитывать отношение к химии, как к одной из фундаментальных наук.

Оборудование: примеры чистых веществ (сахар, сера, железные опилки, дистиллированная вода, мел-порошок), презентация «чистые вещества и смеси», мультимедийный проектор и экран.

Ход урока.

I Организация класса.

II Сообщение темы, цели урока, мотивация учебной деятельности.

Мы с вами рассмотрели понятие «вещество», знаем, какими свойствами обладают вещества. Сегодня мы познакомимся с понятием «смесь». Рассмотрим, чем отличаются смеси от веществ, какие бывают виды смесей. Познакомимся с природными смесями и смесями, применяемыми в быту. (Слайд 1)

III Актуализация опорных знаний.

(Фронтальная беседа).

    Что такое физическое тело?

    Что такое материал?

    Что такое вещество?

    Приведите примеры веществ, материалов.

    Какими свойствами обладают вещества?

    Какие свойства называются физическими, а какие – химическими?

    Опишите свойства воды, алюминия, кислорода.

IV Изучение нового материала.

    Чистые вещества и смеси.

Примеры: железо, алюминий, сода, дистиллированная вода, сахар, кислород и т.д.

    Смеси это совокупность разных веществ, которые составляют одно физическое тело. Вещества, которые входят в состав смесей, сохраняют присущие им свойства.

Посмотрите у меня приготовлены примеры чистых веществ. Назовите эти вещества, опишите их физические свойства.

Сейчас я приготовлю несколько смесей: сера и 1) железные опилки, 2) вода и мел,

3) вода и сахар. Что вы наблюдаете.

Ответ: 1) сера смешалась с железными опилками. Вопрос учителя: можем мы различить железные опилки и частички серы? Ответ: да.

Ответ: 2) вода стала мутной белого цвета. Учитель: оставим на время эту смесь. Посмотрим, что с ней будет через несколько минут.

Ответ 3) сахар растворился в воде. Учитель: можем мы увидеть частички сахара среди частичек воды невооруженным глазом? Ответ: нет. Учитель: оставим и эту смесь на несколько минут.

Учитель: Скажите, какие агрегатные состояния имеют вещества, из которых мы приготовили смеси?

Ответ: 1) твердое и твердое вещество, 2) твердое и жидкое вещество, 3) твердое и жидкое вещество.

Учитель: А может быть смесь из газообразных веществ или смесь жидкого и газообразного вещества.

Выслушиваются ответы учеников. Разбираем их и устанавливаем, что такие смеси возможны, более того – существуют: воздух, растворенный в воде кислород.

Возвращаемся к смесям воды и мела, воды и сахара. Видим, что мел осел, и мы четко различаем слой мела внизу и слой воды над ним. Раствор сахара остался в прежнем состоянии.

    Однородные (гомогенные) и неоднородные (гетерогенные) смеси. (Слайд 3)

    Смеси, в которых частички составляющих их веществ видны невооруженным глазом или под микроскопом, называются неоднородными или гетерогенными .

    Смесь, в которой даже с помощью увеличительных приборов нельзя увидеть частицы составляющих ее веществ, называется однородной или гомогенной.

    Природные смеси, смеси, применяемые в быту. (Рассказ учителя).

Один из самых любимых материалов скульпторов и архитекторов - мрамор (Слайд 4). Окраска этой горной породы удивительно разнообразна: молочно-белая, серая, розоватая. Причудливый узор радует глаз. (Слайд 5) Мрамор послушен и податлив в руках мастера, он легко обрабатывается и прекрасно полируется до зеркального блеска. (Слайд 6) Мрамор - материал, из которого можно изготовить облицовочную плитку, статую или колонну дворца. Плитка, статуя, колонна - это физические тела, изделия. А вот основу мрамора составляет вещество, которое называется карбонат кальция. То же вещество входит в состав других минералов: мела, известняка.

А теперь давайте подумаем: почему мрамор бывает разного цвета? Почему на его поверхности играет неповторимый узор?

Правильно. Потому что помимо карбоната кальция в его состав входят примеси, придающие окраску. Аналогично и стеклянные изделия бывают разного цвета, который зависит от того, какой краситель добавляют в стекло. В состав материала резины для изготовления автомобильных покрышек входит 24 компонента, важнейшим из которых является химическое вещество каучук.

Вот и получается, что чистых веществ в природе, в технике, в быту очень немного. Гораздо чаще встречаются смеси - сочетание двух или более веществ. Воздух - это смесь различных газов; нефть - природная смесь органических веществ (углеводородов); любые минералы, горные породы - это тоже твердые смеси различных веществ.

К смесям, используемым в быту можно отнести, например, стиральный порошок, кулинарные смеси для выпечки блинов или тортов, строительные смеси, которые относятся к гетерогенным смесям. (Слайд 7)

Порой частички компонентов в смесях очень мелкие, неразличимые глазом. (Слайд 8). Например, в состав муки входят крупицы крахмала и белка, которые невозможно различить невооруженным глазом. Молоко - это тоже водная смесь, в которой содержатся маленькие капельки жира, белок, лактоза и другие вещества. Увидеть капельки жира в молоке можно, если рассмотреть каплю молока под микроскопом. Эти смеси, естественно, относятся к каким? Правильно! Это тоже гетерогенные смеси.

Агрегатное состояние веществ в смеси может быть различным. Зубная паста, например, это смесь твердых и жидких составляющих.

Смесь любых газов всегда гомогенна. Например, чистый воздух – это гомогенная смесь азота, кислорода, углекислого и благородных газов, водяных паров. А вот пыльный воздух – это уже гетерогенная смесь тех же газов, только содержащая еще и частицы пыли. Вам наверняка доводилось не раз видеть, как ранним утром через неплотно задернутые шторы в комнату пробиваются солнечные лучи. (Слайд 9). Пути их нередко бывают отмечены светящимися дорожками: это взвешенные в воздухе частички пыли рассеивают солнечный свет. (Слайд 10). Смог над городом или над промышленным предприятием – это тоже гетерогенная смесь: воздух, в котором содержатся не только частицы пыли, но также сажа из дыма, капельки различных жидкостей и др.

V Обобщение и систематизация знаний.

Класс делится на группы (3-6) в зависимости от количества учеников.

Каждой группе выдается теоретический материал для изучения определенного вопроса.

Вопросы для изучения в группах:

    Газообразные смеси в природе и быту.

    Жидкие природные смеси и жидкие смеси, применяемые в быту.

    Твердые смеси в природе и быту.

Раздаточный материал с теоретической информацией.

    Газообразные смеси в природе и быту.

Задание:

    Какие газообразные смеси встречаются в природе и применяются в быту?

    Каков их состав?

    Имеет ли запах природный газ?

    Почему бытовой газ имеет запах?

    Какие правила техники безопасности вы обязаны выполнять при использовании газа в бытовых условиях?

Природный газ, попутный нефтяной газ также представляют собой природные смеси газообразных веществ, основным компонентом которых является метан СН 4 . Тот же метан поступает в наши квартиры по трубопроводам и горит на кухне веселым голубым пламенем. Но бытовой газ – это тоже смесь. В ее состав специально вводят резко пахнущие вещества, чтобы можно было по запаху почувствовать малейшую утечку газа. Для чего это необходимо? Дело в том, что и воздух (необходимый для дыхания всего живого), и природный газ (незаменимое топливо и сырье для химической отрасли промышленности) – это великое благо человечества, но их смесь превращается в грозную разрушительную силу из-за чрезвычайной взрывоопасности. Из сообщений средств массовой информации вы, безусловно, знаете о трагедиях, связанных со взрывами метана в угольных шахтах, взрывами бытового газа в результате преступной халатности или несоблюдения элементарных норм безопасности. Почувствовав запах газа в квартире или в подъезде своего дома, вы должны немедленно перекрыть краны и вентили, проветрить помещение, по телефону 104 вызвать специализированную аварийную службу.При этом категорически запрещается пользоваться открытым огнем, включать или выключать электроприборы.

    Жидкие смеси в природе и быту.

Задание:

Прочитайте приведенную ниже информацию, дайте ответы на вопросы.

    Какие жидкие смеси встречаются в природе и применяются в быту?

    Какая самая распространенная жидкая смесь на земле?

    Почему нельзя пить некипяченую воду из-под крана?

    Каким образом можно сделать водопроводную воду пригодной для приготовления пищи?

К жидким природным смесям относится нефть. В ее состав входят сотни различных компонентов, главным образом соединения углерода. Нефть называют «кровью Земли», «черным золотом», и вам хорошо известно, насколько значительную роль в экономике нашего государства и многих других стран играют добыча, переработка и экспорт нефти и нефтепродуктов.

Безусловно, самой распространенной жидкой смесью, а точнее раствором, является вода морей и океанов. Вы уже знаете, что в одном литре морской воды в среднем содержится 35 г солей, основная часть из которых приходится на хлорид натрия. В отличие от чистой воды морская имеет горько-соленый вкус, замерзает не при 0 °С, а при –1,9 °С.

С жидкими смесями в повседневной жизни вы сталкиваетесь постоянно. Шампуни и напитки, микстуры и препараты бытовой химии – все это смеси веществ. Даже воду из-под крана нельзя считать чистым веществом: в ней содержатся растворенные соли, мельчайшие нерастворимые примеси, ее обеззараживают хлорированием. Такую воду нельзя пить некипяченой, ее не рекомендуют использовать для приготовления пищи. Специальные бытовые фильтры помогут очистить водопроводную воду не только от твердых частиц, но и от некоторых растворенных примесей. Даже растворы реактивов на водопроводной воде готовить нельзя. Воду для этого очищают методом дистилляции, о чем вы узнаете немного позже.

    Твердые смеси в природе и быту.

    Какие твердые смеси встречаются в природе и применяются в быту?

    Почему каменный уголь называют «черным золотом»?

    Как используется каменный уголь?

Широко распространены и твердые смеси. Как мы уже говорили, горные породы представляют собой смеси нескольких веществ. Почва, глина, песок – это тоже смеси. К твердым смесям можно отнести стекло, керамику, сплавы. Каждому знакомы кулинарные смеси или смеси, образующие стиральные порошки.

Каменный уголь - твердое горючее полезное ископаемое растительного происхождения твердая смесь с большим содержанием углерода (75-97 процентов, остальное – это примеси). Уголь - главное богатство Донецкого бассейна, представлен различными марками от длиннопламенных и коксующихся до газовых, жирных и антрацитов. Он дает жизнь многим промышленным предприятиям и транспорту, тепловым электростанциям, является важнейшим энергетическим источником, ценнейшим сырьем для химической и коксохимической промышленности. Из каменного угля изготовляют удобрения, пластмассы, краски, жидкое и газообразное топливо, ароматические вещества, лекарства. Каменный уголь поэтому называют «черным золотом».

К природным твердым смесям относятся также руды (полезные ископаемые, из которых получают металлы): железные, ртутные, нефелиновые, полиметаллические, медные руды и др.

(Представители групп рассказывают классу о результатах своей работы.)

VI Итог урока.

Мы сегодня с вами рассмотрели понятия «чистые вещества» и «смеси». Выяснили, на какие группы разделяют смеси. Узнали, какие смеси встречаются в природе, и какие используются в быту. Оценки сегодня такие: ……

VII Сообщение домашнего задания.

Вам необходимо выучить опорный конспект к данному уроку.

Изучение параграфа поможет вам:

· различать чистые вещества и смеси;

· называть способы разделения смесей;

· приводить примеры природных смесей;

· характеризовать свойства смесей.

В химии различают чистые вещества и смеси веществ. Выясним, чем чистое вещество отличается от смеси.

ЧИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА Если вещество чистое, то, кроме ее структурных частиц, другие частицы отсутствуют. Стоит помнить, что даже в химических лабораториях, не говоря уже о природные условия, абсолютно ЧИСТЫХ веществ не существует. Поэтому понятие чистого вещества применяют к веществам, в которых примесей настолько мало, что они заметно не влияют на свойства вещества.

Ученые пытаются выделять вещества в как можно более чистому виде для изучения их свойств и специального использования.

Чистое вещество - это вещество, не содержащее примесей других веществ.

СМЕСИ. В повседневной жизни вы в основном имеете дело не с чистыми веществами, а со смесями веществ или материалами, изготовленными из нескольких веществ.

Смеси получают сочетанием нескольких ЧИСТЫХ веществ.

Приведите примеры смесей, которыми вы пользуетесь в быту.

Па производстве также чаще всего имеют дело со смесями веществ. Знание свойств чистых веществ и их изменений под влиянием различных примесей чрезвычайно важное для правильного практического использования веществ.

В строительстве, косметологии и медицине, во время приготовления пищи, для стирки белья и тому подобное постоянно используют различные смеси. Существуют смеси и в природе. Вы знакомы с газообразными природными смесями - воздухом и природным газом, жидкими природными смесями - морской и минеральной водой, нефтью, молоком, твердыми смесями - грунтом, гранитом и тому подобное.

К веществам, из которых состоит смесь применяют название компоненты смеси. Смеси бывают однородные и неоднородные. Все зависит от размеров частиц компонентов смеси. В однородных смесях частицы одного вещества нельзя разглядеть среди частиц другого визуально (то есть с помощью зрения) или с помощью увеличительных приборов. Например, чистая вода и подслащенная сахаром снаружи и под лупой имеют одинаковый вид. Следовательно - это однородная смесь. Материал, из которого изготовлено оконное стекло (рис. 38) также является однородной смесью веществ, образованных в результате сплавления кварцевого песка, известняка и соды.

Гранит, грунт, смесь масла и воды - примеры неоднородных смесей. В них нетрудно обнаружить компоненты визуально или с помощью увеличительных приборов.

Смешиванием двух и более нерастворимых друг в друге веществ вы можете самостоятельно изготовить различные неоднородные смеси. Причем по вашему желанию их состав может быть разным.

СВОЙСТВА СМЕСЕЙ. Во-первых, смеси имеют произвольный состав. Так, на полках продуктовых магазинов можно увидеть сметану с разным процентом жира (15 %, 20 %, 30 %). Из сахара, высушенных листочков чая и воды вы готовите смесь под названием «чай». Вполне очевидно, что у кого-то из вас напиток будет слаще, в других - будет иметь темную окраску, но в каждом случае сахар не потеряет своего сладкого вкуса, а вещества чайной заварки - цвета. Сохранение вещества в составе смеси свои свойства - это еще одна характерная особенность смесей.

Рис. 38. Примеры однородных смесей (а - морская вода; б - водопроводная вода; - молоко; г - сок; д - стекло; е - бензин)

Количественный состав смесей произвольный. Вещества в смеси сохраняют свои индивидуальные свойства.

Благодаря сохранению индивидуальных свойств веществ в составе смеси их можно разделять на отдельные компоненты физическими методами.

Умение разделять смеси необходимо каждому человеку, независимо от того, будет она связывать свою будущую профессию с химией или нет.

СПОСОБЫ РАЗДЕЛЕНИЯ СМЕСЕЙ. Существует много способов разделения смесей, среди которых самые распространенные: отстаивание, фильтрование, выпаривание.

Отстаивание - это наиболее простой способ разделения неоднородных смесей, образованных из:

1) твердого вещества, что практически не растворяется в воде;

2) двух жидкостей, которые не смешиваются между собой.

Пример 1. Приготовим смесь песка и воды.

Сначала она будет мутной (рис. 39а), но пройдет немного времени, и песок, имея большую плотность, чем вода, осядет на дно, а слой воды над ним станет прозрачным (рис. 396). После этого осторожно сольем воду в другую посудину.

И какими бы осторожными вы не были, полное разделение смеси отстаиванием провести не удастся. Какая-то часть песка все же попадет в другой сосуд, а некоторое количество воды останется в стакане и змочуватиме песок.

Пример 2. Из жизненного опыта вам известно, что масло в воде не растворяется. Поэтому смесь указанных веществ достаточно быстро расслаивается, и ее после отстаивания можно легко разделить на компоненты. Для этого в химических лабораториях пользуются делительной воронкой (рис. 40).

Посудите, в которой вещества - воды или масла - плотность большая.

Понятно, что нижний слой образован водой, а верхний - маслом (рис. 40а). Поэтому первой из делительной воронки через открытый край выльется вода (рис. 40б). Надо только вовремя его перекрыть, чтобы масло осталось в воронке.

Восстановите в памяти

Как на уроках природоведения вы наблюдать за приготовлением смесей учителем, сами изготовляли и разделяли смеси. Какие способы разделения смесей вы знаете?

Рис. 39. Разделение смеси нерастворимого твердого вещества и воды отстаиванием

Рис. 40. Разделение неоднородной смеси жидкости отстаиванием

РАЗДЕЛЕНИЕ СМЕСЕЙ ФИЛЬТРОВАНИЕМ Этим способом пользуются для разделения неоднородных смесей жидкости и нерастворимого в ней твердого вещества, например воды и мела (рис. 41). На лейку возложена фильтр, изготовленный из специальной пористой бумаги, который так и называют - фильтром.

Запомните! Края фильтра не должны выходить за пределы воронки, а быть на 0,2-0,5 см ниже ее краев. Следует следить, чтобы фильтр плотно прилегал к воронки (с этой целью внутреннюю стенку воронки предварительно смачивают водой).

Смесь осторожно выливают на фильтр по стеклянной палочке. Вода проникает сквозь поры фильтра в сосуд-приемник, а нерастворимая в ней мел остается на фильтре. Все, что прошло сквозь поры фильтра, называется фильтратом.

В быту фітльтром могут служить несколько слоев марли или другой ткани. Фильтром также может быть неплотный пучок ваты. Кстати, в домашних условиях, когда возникает необходимость в фильтровании, чаще всего пользуются ватным фильтром. Песчаные фильтры на водоочистных станциях (рис. 42), которые обеспечивают питьевой водой крупные города. Ныне в домашних условиях многие используют бытовые фильтры для очистки воды (рис. 43).

Рис. 41. Разделение неоднородной смеси воды и мела фильтрованием

Рис. 42. Использование фильтров на водоочистных станциях

Рис. 43. Бытовой переносной фильтр для очистки воды

Рис. 44. Пылесос (а) и респиратор (6) фильтруют воздух от пыли

Фильтрация - отделение твердого вещества от жидкости посредством пропускания смеси веществ через пористый материал, проницаемый только для жидкости. Оно является самым распространенным способом разделения неоднородных смесей жидкостей и твердых веществ.

Также существуют фильтры, разделяющие смеси воздуха с частицами пыли (рис. 44).

РАЗДЕЛЕНИЕ СМЕСЕЙ ВЫПАРИВАНИЕМ. Однородные смеси отстаиванием или фильтрованием разделить нельзя. Частицы всех компонентов в них настолько малы, что не оседают и без задержки проходят через поры фильтра. Чтобы убедиться, что это действительно так, попробуем профильтровать однородную смесь, изготовленную из воды и медного купороса (твердого вещества голубого цвета) (рис. 45). Одинаковый голубой цвет смеси и фильтрата свидетельствует, что разделить эту смесь фильтрованием не удалось. На фильтре осадка не осталось, все компоненты смеси перешли в фильтрат (рис. 45а). Аналогично себя будет вести и однородная смесь поваренной соли и воды (рис. 45(5). Для разделения таких смесей следует использовать другой способ - выпаривание.

Рис. 45. Пропускания однородных жидких смесей через фильтр

Рис. 46. Разделение смеси поваренной соли и воды выпариванием

Для выпаривания необходимые спиртовка или другой нагревательный прибор, лабораторный штатив, фарфоровая чашка.

При нагревании смеси воды и соли (рис. 46а. (7) жидкий компонент (вода) испаряется, а твердое вещество (поваренная соль) остается на стенках и дне чашки (рис. 46.).

Разделить смесь - значит выделить из нее отдельные вещества. Разделение можно провести фильтрованием, отстаиванием, выпариванием и некоторыми другими способами.

1. Что называют чистым веществом, а смесью?

2. Какие виды смесей вам известны?

3. Чем однородная смесь отличается от неоднородной?

4. Приведите 2-3 примеры природных смесей, назовите их компонент.

5. Какие способы разделения смесей вы знаете?

6. Заполните таблицу (все необходимые сведения вы найдете в тексте параграфа). Используйте также самостоятельные примеры.

7. Установите соответствие между правой и левой колонками:

8. Какую смесь можно разделить фильтрованием, а какую выпариванием:

а) смесь мела и соли;

б) морскую воду?

9. Из приведенного перечня выпишите отдельно названия чистых веществ и смесей: сахар, минеральная вода, мед, молоко, углекислый газ, уксус, пищевая сода.

3 географии вам известно, что вода после испарения с морей и океанов возвращается на землю в виде дождя или снега. Тогда почему дождевая вода и снег не соленые?

В повседневной жизни каждый из нас сталкивается со множеством смесей веществ, имеет дело не только с чистыми, но и загрязненными веществами . Важно уметь различать данные понятия и уметь определять по конкретным признакам, с чем имеешь дело: чистым или загрязненным веществом, индивидуальным веществом или смесью веществ. Ведь человек хочет употреблять только ту воду, которая не содержит вредных примесей. Дышать мы хотим воздухом, не загрязненным вредными для здоровья газами. В медицине и производстве лекарственных препаратов проблема получения и использования чистых веществ особенно актуальна.

Познакомимся с основными терминами урока.

Смесь – это то, что образуется при перемешивании двух и более различных по свойствам веществ.

Вещества, составляющие смесь, называют компонентами. Например, воздух – смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и других.

Если масса одного компонента в десятки раз меньше массы другого компонента смеси, то его называют примесью. Говорят, что вещество загрязнено. Например, воздух может быть загрязнен угарным газом, продуктом неполного сгорания органических соединений, в частности бензина. Кстати, бензин – это смесь органических веществ – углеводородов.

КЛАССИФИКАЦИЯ СМЕСЕЙ

Смеси отличаются друг от друга по внешнему виду. Например, соленая вода (смесь поваренной соли и воды) и смесь речного песка и воды. В первом случае нельзя увидеть границы раздела фаз твердое-жидкое. Такую смесь называют однородной (или гомогенной). Другими примерами однородных смесей являются уксус (смесь уксусной кислоты и воды), воздух, сахарный сироп.

Смесь речного песка и воды относят к неоднородным (или гетерогенным) смесям, т.к. состав такой смеси неодинаков в разных точках объема. Неоднородными являются смеси глины и воды, бензина и воды.

Степень чистоты вещества

Если примеси не обнаруживаются при использовании вещества в технических целях, то вещество называется технически чистым. Например, вещество, из которого делают фиолетовые чернила, может иметь в своем составе примеси. Но если эти примеси никак не влияют на качество чернил, то оно - технически чистое.

Если примеси не обнаруживаются с помощью химических реакций , то вещество относят к химически чистым. Например, это дистиллированная вода.

Признаки индивидуальности вещества

Чистое вещество иногда называют индивидуальным веществом, т.к. оно обладает строго определенными свойствами. Например, только дистиллированная вода имеет температуру плавления 0 С, температуру кипения 100 С и не имеет вкуса и запаха.

Список литературы

1. Химия: 8-й класс: учеб. для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005.(§3)

2. Химия: неорг. химия: учеб. для 8 кл. общеобр. учреждений / Г.Е. Рудзитис, ФюГю Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009. (§2)

3. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред.В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта, 2003.