История фразеологизма гонять лодыря. Значение слова «гонять. Игорь Харичев Гонять лодыря Иван Лодер

Судьба трёх суперлайнеров: "Титаника", "Британника" и "Олимпика"

В конце 1907 года компания "Уайт Стар Лайн" приняла решение построить на верфи "Харленд энд Воллф" в Белфасте, Северная Ирландия, три лайнера длиной 259 метров, шириной 28 метров и водоизмещением 52 тысячи тонн. На них предусматривались места для 2,566 тысячи пассажиров в каютах трех классов, причем пассажирам всех классов предоставлялись невиданные до этого удобства. Судна задумывались как конкуренты "Лузитании" и "Мавритании", принадлежавшим конкурирующей компании Кунард Лайн.

В 1908 и 1909 годах было начато строительство первых двух судов серии. Одно назвали "Олимпик", другое - "Титаник". Оба судна строились рядом, в одном цехе. Строительство третьего было запланировано на более поздний срок.

20 октября 1910 года "Олимпик" был спущен на воду, 31 мая 1911 года, после завершения достроечных работ, он вышел на ходовые испытания, а 14 июня отправился в свое первое плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк.

Руководство "Уайт Стар Лайн" отнеслось к первым рейсам "Олимпика" с большой ответственностью. Именно в этих рейсах были приняты решения о ряде улучшений на еще строящемся "Титанике": была слегка изменена планировка некоторых помещений, за счет уменьшения площади прогулочных палуб было увеличено количество пассажирских кают, появились каюты-апартаменты, всего две, создано кафе в парижском стиле, примыкавшее к ресторану. Наконец, первые рейсы показали, что часть прогулочной палубы лайнера недостаточно защищена от непогоды, поэтому на "Титанике" ее было решено сделать закрытой, с раздвижными окнами. В дальнейшем "Титаник" и "Олимпик" визуально можно было различить именно по этой прогулочной палубе.

В пятом рейсе случилась авария. Утром 20 сентября 1911 года, на выходе из Саутгемптонского залива, "Олимпик" столкнулся с британским крейсером "Хок" и получил 12-метровую пробоину в правом борту. Едва начавшийся рейс был прерван, и "Олимпик" вернулся в Белфаст на верфь для ремонта.

Этой аварии суждено было войти в морскую летопись как первой среди других подобных, в результате которой было обнаружено новое явление - взаимное присасывание кораблей и судов - одна из важных причин столкновения кораблей. Именно в связи с аварией крейсера «Хок» и лайнера «Олимпик» это явление было впервые изучено, и из него сделали вполне ясные и научно обоснованные практические выводы.

Ремонтные работы на "Олимпике" несколько задержали достройку и первый рейс "Титаника", который закончили строить в 1912 году. "Титаник" поражал своими размерами и архитектурным совершенством; газеты сообщали, что длина лайнера равна длине трех городских кварталов, высота двигателя - высоте трехэтажного дома, что якорь для "Титаника" по улицам Белфаста тащила упряжка из 20 самых сильных лошадей.

10 апреля 1912 года "Титаник" вышел в свой первый и последний рейс в Америку, взяв на борт более 2,2 тысячи человек. 14 апреля, на исходе четвертого дня пути, "Титаник" столкнулся с огромным айсбергом. Правый борт корабля был распорот от самого форштевня, длина пробоины составила 90 метров. На корабле началась паника, в тесноте и давке люди пытались пробраться на корму. Из 20 шлюпок две так и не удалось спустить. "Титаник" затонул в 2.20 15 апреля. Погибли, по разным данным, от 1,4 тысячи до 1,517 тысячи человек, спаслись около 700.

Во время гибели "Титаника" в ночь на 15 апреля 1912 года "Олимпик" находился в очередном рейсе из Нью-Йорка в Саутгемптон. Получив информацию о бедствии, "Олимпик" поспешил на помощь брату-близнецу, однако он находился на значительном расстоянии от места катастрофы, и спасшихся пассажиров подобрал лайнер "Карпатия". Капитан "Олимпика" предложил взять к себе на борт часть спасенных, однако от этой идеи было решено отказаться, поскольку возникли опасения, что появление копии "Титаника" вызовет ужас у находящихся в шоке людей. Несмотря на это, "Олимпик" попросили держаться в пределах видимости "Карпатии", поскольку мощности радиостанции этого корабля не хватало для того, чтобы связаться с берегом, а радиостанция на "Олимпике" имела достаточную мощность. Списки спасенных передавались радисту "Олимпика", который немедленно отправлял их на береговую радиостанцию. Через некоторое время "Олимпик", на котором находились сотни спешащих в Европу пассажиров, продолжил плавание по своему маршруту.

24 апреля 1912 года "Олимпик" по расписанию должен был отправиться в очередной рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк. Но поскольку на "Титанике" не хватило шлюпок, чтобы спасти всех людей, команда "Олимпика" отказалась выходить в море до тех пор, пока лайнер не обеспечат необходимым количеством шлюпок. Часть экипажа покинула корабль в Саутгемптоне. Рейс был сорван.

В том же году "Олимпик" прибыл на верфь "Харленд энд Воллф", где в течение шести месяцев была проведена его дорогостоящая реконструкция: приподнято второе дно и увеличена высота водонепроницаемых переборок. Эти меры были приняты по результатам гибели "Титаника". Теперь "Олимпик" мог удержаться на плаву даже в случае затопления шести отсеков. Лишь 2 апреля 1913 года "Олимпик" вышел в первый после реконструкции рейс.

Лайнер заканчивал очередной трансатлантический рейс, когда началась Первая мировая война. Увеличив скорость, "Олимпик" прибыл в Нью-Йорк раньше расписания. Было принято решение оставить лайнер на трансатлантической линии, тем более что с началом войны появилось очень много желающих уехать из неспокойной Европы. В октябре "Олимпик" спас моряков военного корабля "Одейшиес", который подорвался на мине у берегов Ирландии. С сентября 1915 года "Олимпик" стал транспортным судном для перевозки войск и получил название "T-2810". Судно было перекрашено в маскировочные цвета и оборудовано шестидюймовыми орудиями для защиты от подводных лодок.

В годы Первой мировой войны лайнер получил ласковое прозвище Old Reliable, «надежный старина».

В апреле 1917 года "Олимпик" был включен в состав военно-морского флота. За время своей военной службы знаменитый лайнер перевез через Атлантику 119 тысяч военных и гражданских лиц, четыре раза подвергался атакам подводных лодок, но всегда оставался невредим, а один раз невероятным маневром протаранил и потопил подводную лодку.

Такие открытки вручались солдатам Канадского экспедиционного корпуса, которые возвращались домой на «Олимпике» в начале июля 1919 года. Это был последний рейс «Олимпика» в качестве войскового транспорта; из Галифакса он проследовал в Ливерпуль, куда прибыл 21 июля.

«Войсковой транспорт Его Величества «Олимпик» покидает Саутгемптон.

КОРАБЛЬ, НА КОТОРОМ Я ВЕРНУЛСЯ ДОМОЙ

Канадский экспедиционный корпус, 1914-1919

Монс — Сен-Элуа — Нев-Шапель — Ипр-2 — Фестубер — Живанши — Ла-Бас — Лоо — Плогстеерт — Сен-Жюльен — Ипр-3 — Сомма — Курселет — Вими — Холм 70 — Пашендаль — Амьен — Аррас — Камбре — Валансьен — занятие Монса 11 ноября»

После окончания войны "Олимпик" вернулся к мирной работе на трансатлантической линии, а вскоре встал на очередную длительную реконструкцию, во время которой его двигатели были переведены с угля на мазут. Реконструкция продолжалась почти год, и только 25 июня 1920 года "Олимпик", который первым из крупных трансатлантических лайнеров начал использовать мазут в качестве топлива, вернулся к работе.

1920-е годы были звездным временем для "Олимпика". Забылась гибель его близнеца "Титаника". Лайнер завоевал репутацию чрезвычайно надежного судна. В эти годы судно регулярно пересекало Атлантический океан с пассажирами на борту и пользовалось большой популярностью.

Не обошлось и без аварии. 22 мая 1924 года в Нью-Йорке "Олимпик" столкнулся с лайнером "Святой Георгий", после чего ему пришлось заменить значительную часть кормовой обшивки.

В 1928 году были модернизированы пассажирские помещения лайнера. Но возраст начинал брать свое. Уже к 1930 году стали появляться механические проблемы и усталостные трещины в корпусе. Дошло до того, что в 1931 году судну был выдан сертификат годности к плаванию по состоянию корпуса всего на полгода. В дальнейшем он все-таки был продлен.

В 1930-е годы мировой экономический кризис обернулся серьезными проблемами для судоходных компаний. Чтобы остаться на плаву, "Уайт Стар Лайн" объединилась с другой британской компанией, "Кунард Лайн". В 1934 году появилась новая компания "Кунард - Уайт Стар", которой был передан весь пассажирский флот двух компаний, в том числе "Олимпик". Вскоре после этого, 16 мая 1934 года, "Олимпик" в густом тумане налетел на плавучий маяк Нантакет у побережья Канады и потопил его вместе с семью членами экипажа.

Тут же вспомнилась катастрофа "Титаника". Кроме того, шло строительство нового лайнера "Куин Мэри", рядом с которым "Олимпику" места уже не было. В условиях продолжающегося мирового кризиса это решило судьбу лайнера.

Несмотря на то, что расписание трансатлантических рейсов "Олимпика" на лето 1935 года было официально опубликовано, уже в январе 1935 года компания объявила об отмене рейсов лайнера. Свой последний рейс "Олимпик" завершил 27 марта 1935 года. Он остался ждать своей участи в Саутгемптоне. В сентябре того же года "Олимпик" был продан для разделки на металлолом.

11 октября 1935 года лайнер вышел из Саутгемптона и отправился в Шотландию для разделки. Месяцем позже в Лондоне состоялся аукцион, на котором в течение десяти дней распродавалось имущество с "Олимпика". До сих пор детали изысканной отделки лайнера можно увидеть в интерьерах некоторых британских отелей и ресторанов. Стенными панелями из ресторана "Олимпика" украшен ресторан круизного судна "Миллениум".

«Олимпик» входит в Нью-Йоркскую гавань. Открытка, напечатанная в Детройте.

А такие «шелковые» открытки продавали на борту самого лайнера в качестве сувенира.

"Олимпик" пересек Атлантический океан более 500 раз и остался в памяти пассажиров и моряков красивым, комфортабельным и надежным лайнером.

Судьба "Британника"

Во время Первой мировой войны погиб младший брат "Олимпика" и "Титаника", третье и последнее судно серии. Сначала планировалось, что новый лайнер получит название "Гигантик", но после гибели "Титаника" было решено выбрать ему более скромное и в то же время патриотичное имя "Британник". Он был заложен 30 ноября 1911 года и должен был выйти в первое плавание летом 1914 года, но конструктивные доработки, которые потребовалось сделать после гибели "Титаника", задержали выход судна с верфи. 26 февраля 1914 года "Британник" был спущен на воду.

Длина лайнера составляла 275,2 м, ширина 28,7 м, осадка 10,5 м, валовая вместимость - 50 000 р.т. Главный двигатель мощностью 50 000 л. с. Скорость 21,0 узлов.

При постройке судна были учтены уроки гибели лайнера «Титаник». Он получил двойное дно, что увеличило ширину корпуса на 2 фута, пространство между внешним и внутренним днищем было разделено шестью продольными переборками, которые должны были уменьшить размеры затопления в случае повреждения обшивки. Лайнер «Британник» получил 16 водонепроницаемых переборок, было увеличено количество шлюпок.

Не отличаясь от своих старших братьев внешне, по комфорту для пассажиров "Британик" был лучшим из серии. На нем появилась еще одна парикмахерская, детская игровая комната, гимнастический зал для пассажиров второго класса, четвертый лифт. Разработчики запомнили, что радисты "Титаника" из-за своей занятости не всегда успевали передавать на мостик радиограммы, связанные с навигационной обстановкой, и на "Британнике" появилась пневматическая почта, связывавшая радиорубку и мостик.

26 февраля 1914 года этот огромный трехвинтовой корабль спустили на воду. Но ему так и не удалось оказаться на линии Саутгемптон - Нью-Йорк, для которой его и строили: началась Первая мировая война. Роскошный лайнер был сразу реквизирован Британским Адмиралтейством, которое распорядилось переименовать его в "Британник" и переоборудовать в госпитальное судно. И уже в таком качестве лайнер вышел в свое первое плавание в конце 1915 года.

Великолепные дорогие интерьеры круизного корабля стали общежитиями и операционными. Приемная первого класса и обеденный салон служили отделением интенсивной терапии. Остальные помещения стали больничными палатами для раненых солдат и матросов, до трех тысяч которых судно могло взять на борт.

Наиболее роскошные каюты "Британника" стали персональными кабинетами докторов. Для защиты от вероятных атак на корпус лайнера нанесли зеленую полосу и шесть красных крестов, подчеркивающих медицинское и гуманитарное предназначение судна.

В ноябре 1915 года гигантский 275-метровый плавучий госпиталь зачислили в состав флота, и "Британник" отправился в Средиземное море. За время войны лайнер совершил пять успешных рейсов в Эгейское море и к Балканам, откуда вывез 15 тысяч солдат Британской империи. Но шестой рейс оказался роковым.

Утром 21 ноября лайнер «Британник» вошел в пролив Кеа в Эгейском море, направляясь к Лемносу. Но примерно в 8.00 огромный корабль содрогнулся от страшного удара. Лайнер «Британник» подорвался на мине, поставленной немецкой подводной лодкой U-73, и сразу начал погружаться носом. Капитан Чарльз Э. Бартлетт приказал радистам подать сигнал бедствия. Экипаж работал слаженно и спокойно. Немедленно были спущены шлюпки, поэтому из 1066 человек, находившихся на борту в момент взрыва, погибли только 30. Это произошло потому, что две шлюпки были спущены слишком поспешно и их разнесло на куски огромными винтами лайнера.

Через 55 минут после взрыва лайнер «Британник» высоко задрал корму и ушел под воду. Он затонул на глубине 106,5 м, поэтому уперся носом в дно моря еще до того, как окончательно скрылась под водой корма. Сигнал бедствия был принят британскими военными кораблями, и вскоре на место катастрофы прибыл эсминец «Скодж». Чуть позже эсминец «Фоксхаунд». С их помощью спасательные шлюпки добрались до маленького островка Мальта (не та, разумеется). Там экипажу лайнера «Британника» пришлось ждать госпитальное судно, которое доставило моряков в Марсель. Капитан Чарльз Э. Бартлетт последним покинул тонущее судно.

Остается неясным, почему лайнер «Британник», несмотря на все усовершенствования, затонул так быстро, даже быстрее лайнера «Титаник». Скорее всего, это произошло потому, что медсестры открыли большинство иллюминаторов, чтобы проветрить отсеки перед приемом раненых. Когда пароход сел носом, открытые иллюминаторы оказались в воде. Если бы они были закрыты, то лайнер «Британник», скорее всего, уцелел бы.

Вопрос о том, где же точно он покоится, долгое время интересовал многих людей. В 1975 году ответ на загадку дал легендарный исследователь морских глубин Жак Ив Кусто. После трехдневных поисков подводный радар на его судне "Калипсо" обнаружил корпус "Британника" на глубине 120 метров.

Исследователи выяснили, что:

1) Лайнер лежит на правом борту и имеет пробоины от взрыва.

2) Ни одна из дымовых труб не осталась на месте (лежат рядом с лайнером).

3) По грунту разбросан уголь и части интерьера судна (больничные койки, другое оборудование).

4) Деревянные части "Парадной Лестницы" (которая таковой к последнему плаванию уже не являлась) сгнили (более поздние экспедиции выяснили, что стеклянный купол поврежден частично).

После экспедиции знаменитого французского океанографа туда еще 68 раз спускались водолазы. Они подняли на поверхность сотни артефактов, которые теперь выставлены во многих музеях мира.

Капитан же, благодаря правильным действиям которого было спасено множество жизней, продолжил карьеру, закончил войну, вышел в отставку и скончался 15-го февраля 1945 года в возрасте 76 лет.

Экология жизни. Люди: Феноменальное везение невезучей Вайолетт Джессоп, пережившей три кораблекрушения. Возможно, имя этой женщины не сохранилось бы в истории, если бы не ее феноменальная способность выживать в самых страшных катастрофах. Несчастья преследовали ее с самого детства, но ей каким-то чудом удавалось найти выход из самых сложных ситуаций.

Феноменальное везение невезучей Вайолетт Джессоп, пережившей три кораблекрушения

Возможно, имя этой женщины не сохранилось бы в истории, если бы не ее феноменальная способность выживать в самых страшных катастрофах.

Несчастья преследовали ее с самого детства, но ей каким-то чудом удавалось найти выход из самых сложных ситуаций.

Вайолетт Констанс Джессоп довелось работать на трех самых известных океанских лайнерах – «Олимпике», «Титанике» и «Британике». Каждый из них потерпел крушение, но Вайолет осталась жива.


Вайолетт Констанс Джессоп работала на пассажирских лайнерах

Врачи предрекали смерть Вайолетт еще в раннем детстве. Тогда она заболела туберкулезом, от которого в то время умирало большое количество людей.

Но девочка не только выжила, но и полностью вылечилась от страшной болезни. Школу она не смогла закончить, так как из-за смерти отца и болезни матери вынуждена была заняться поиском работы.

Она выбрала ту же профессию, что и ее мать, – устроилась стюардессой на судах кампании «White Star Line», осуществлявшей трансатлантические рейсы.


*Олимпик* и *Хоук* после столкновения

В 1910 г. 23-летняя Вайолетт оказалась на огромном лайнере «Олимпик» – первом из трех судов такого класса кампании «White Star Line». Через год громоздкий «Олимпик» в результате неудачного маневрирования столкнулся с крейсером «Хоук».

14-метровая пробоина была выше ватерлинии, и судно осталось на плаву. К счастью, столкновение обошлось без человеческих жертв, но лайнеру был нанесен серьезный урон.


*Титаник*


Крушение *Титаника*

Вайолетт продолжала работать на «Олимпике» после того, как судно отремонтировали, но тут построили новый лайнер, и ей предложили на него перейти. Так Вайолетт отправилась в первый и последний рейс на «Титанике».

В ночь с 14 на 15 апреля 1912 г. лайнер столкнулся с айсбергом. О последствиях этой катастрофы вскоре узнал весь мир – из 2224-х человек спастись удалось только 711-ти. В их числе была и Вайолетт, которой досталось место в шлюпке №16.

Когда она садилась в шлюпку, какой-то мужчина попросил ее позаботиться о его ребенке. С малышом на руках спустя два часа девушка поднялась на борт «Карпатии», первой прибывшей на место кораблекрушения.


Вайолетт Констанс Джессоп

Во время Первой мировой войны Вайолетт работала медсестрой британского Красного Креста. В этом качестве она отправилась в рейс на борту госпитального судна «Британик» – последнего и самого большого из трех океанских лайнеров.

В ноябре 1916 г. судно подорвалось на мине, во время эвакуации две шлюпки затянуло под работающие винты тонущего корабля. В одной из них находилась Вайолетт, которой снова чудом удалось выжить.


*Титаник* под водой


*Титаник* под водой

Вайолетт прожила долгую жизнь и умерла от сердечной недостаточности в возрасте 83 лет. 42 года она проработала на пассажирских лайнерах, совершила 2 кругосветных путешествия и пережила многих погибших во время крушений «Титаника» и «Британика».

Военная служба

Война имела серьёзное воздействие на судостроительную промышленность. Верфям, имевшим контракты с Адмиралтейством, уделяли самое пристальное и первостепенное значение и также большую часть доступного сырья. Адмиралтейство ничего не заказывало «Харланд и Вольф», делая их способными продолжить их гражданские контракты, но, в значительно более медленном темпе. К сентябрю «Британник» был помещен в сухой док для установки винтов. Порт Саутгемптона был реквизирован вооруженными силами для использования его в качестве основной отправной точки для отправки войск во Францию. Уайт Стар Лайн была вынуждена переместить свой порт приписки обратно в Ливерпуль . Кроме того, многие из судов компании были реквизированы Адмиралтейством. «Океаник (III) », «Селтик», «Седрик» и «Teutonic » были переоборудованы в коммерческие крейсера , а «Мегантик» и «Лаурентик » служили как военный транспорт . Большие «Британник» и «Олимпик» были оба поставлены на прикол до возникновения необходимости. 3 ноября «Олимпик» прибыл в Белфаст , где он провел следующие десять месяцев вместе со своим младшим братом.

Настал 1915 год , 1 сентября «Олимпик» был реквизирован как военный транспорт, а «Британник» все ещё стоял незаконченный в Белфасте.

К этому времени война, которая должна была закончиться к Рождеству 1914 года, почти вышла из-под контроля. В Средиземноморье количество жертв увеличивалось, главным образом из-за Дарданелльской кампании . Кунардеры «Аквитания» и «Мавритания» уже служили госпитальными судами , но их требовалось больше, и 13 ноября 1915 года «Британник» был реквизирован Адмиралтейством как госпитальное судно.

Работы по преобразованию незаконченного лайнера шли полным ходом. Каюты на верхних палубах были превращены в палаты, поскольку пациенты должны были быть как можно ближе к шлюпочной палубе. Обеденный зал и гостиная первого класса были переоборудованы в операционные и главную палату из-за их центральных местоположений. Хирурги, доктора и медсестры жили бы в каютах на палубе B, чтобы они были всё время близко к пациентам. Когда закончилось преобразование в госпитальное судно, на «Британнике» могли поместиться 3309 пациентов, только «Аквитания» могла вместить больше, 4182 человека.

Внешне не все пошло, как было запланировано. Не было времени, чтобы оснастить корабль шлюпбалками-кранами. Поэтому было установлено пять пар шлюпбалок-кранов и 6 стандартных пар, которые не могли держать больше 2 шлюпок, так что было установлено меньшее количество шлюпок.

Судно было окрашено в международные цвета госпитального судна: белый борт, зеленая полоса вдоль корпуса, прерываемая в трех местах на каждом борту красными крестами . Трубы были окрашены в горчичный цвет, похожие трубы были у «Уайт Стар Лайн», но не было черной верхушки. Эти цвета гарантировали судну статус неприкосновенного для всех военных судов согласно Женевскому Соглашению. 14 декабря 1915 года капитану Чарльзу Бартлетту дали под командование «Госпитальное Судно Его Величества Британник» под номером G618. К Рождеству он был готов к первому плаванию.

23 декабря «Британник», отправился в первое плавание, направляясь в порт Мудрос на греческом острове Лемнос . Пять дней спустя он достиг Неаполя , единственный порт для взятия угля и воды перед Мудросом. Достигнув Мудрос в Канун Нового года , он начал прием жертв на борт, что заняло 4 дня. 9 января «Британник» прибыл в Саутгемптон и начал высаживать пациентов. Было сделано еще два рейса, но к весне 1916 года ситуация в Средиземноморье успокоилась и госпитальные суда более пока не требовались. «Британник» был поставлен на прикол в Саутгемптоне он был на пути в.

В 8:12 утра судно внезапно сотряслось от взрыва в носу с правого борта. Майор Гарольд Пристлай немедленно принял командование и приказал медсестрам продолжать завтрак, так как капитан не давал приказа покинуть судно. Немногие думали, что ситуация была очень серьёзна, и некоторые шутили, что протаранили подлодку. Тем временем капитан Бартлетт думал, как спасти судно, ведь оно уже кренилось на правый борт и погружалось носом в воду. Он приказал задраить переборки и начать рассылать сигналы SOS . Взрыв разрушил переборку у форпика , и, кроме того, пожарный туннель был также поврежден, таким образом, вода могла проникнуть в котельные. С затопленными четырьмя передними отсеками «Британник» все еще мог оставаться на плаву. Но ситуацию ухудшило то обстоятельство, что дверь в переборке между котельными № 5 и № 6 была не в состоянии закрыться, позволяя воде проходить дальше. Также тем утром по правому борту были открыты иллюминаторы для проветривания кают - теперь через них заливало палубу.

Зная это, капитан Бартлетт принял решение попробовать выбросить судно на мель у близлежащего острова Kea. Он быстро отказался от этой идеи, так как в движущееся судно вода попадала быстрее. Первостепенным вопросом была эвакуация . Помощь была в пути, сигналы бедствия были приняты несколькими судами. Британский корабль «Scourge», вспомогательный крейсер «Heroic» и британский корабль «Foxhound» были одними из кораблей, принявших сигнал бедствия.

На борту «Британника» продолжалась эвакуация. Было несколько случаев паники; один из них, когда группа пожарных взяла шлюпку без спроса. Немногие шлюпки были спущены, но, так как судно все еще двигалось, команда отказалась спустить лодки, пока судно не остановится. Несмотря на эту предосторожность, произошёл несчастный случай - две лодки были спущены на воду и затянуты все еще вращающимся гребным винтом. Под винтом погиб 21 человек. Плюс еще 9 человек погибли на судне.

В 9:07 утра судно опрокинулось на правый борт и затонуло через 55 минут после взрыва. Капитан Бартлетт, который оказался в воде, подплыл к шлюпке, и его вытащили из воды. К 10:00 «Scourge» достиг места гибели и начал подбирать оставшихся в живых.

Всего спаслись 1036 человек.

История после

Было большое число вопросов, которые остались без ответа. Прежде всего: как мог «Британник», который был безопаснее, чем «Титаник», тонувший почти 3 часа, уйти на дно всего за 55 минут? Были и дебаты о том, вез ли корабль оружие, но Адмиралтейство это отрицало. И действительно ли это была мина или торпеда? Первым человеком, который искал ответы, был Жак Ив Кусто , который, в сотрудничестве с Историческим Музеем Титаника, 3 декабря Интересные факты

  • На борту «Британника» была медсестра Вайолетт Джессоп - одна из спасшихся при катастрофе «Титаника». Она была в шлюпке, которую затянуло под винт тонущего судна, и выжила. Что еще более удивительно, так это то, что В. Джессоп была стюардессой на «Олимпике » (старшем брате обоих лайнеров), когда тот в порту Саутгемптона столкнулся с крейсером «

Трагическая судьба «Британика»

«Британник» - госпитальное судно, третье и последнее судно класса «Олимпик», которое было заказано компанией «Уайт Стар Лайн» судостроительной компании «Харланд энд Вольф».

Корабли класса «Олимпик»

После введения в эксплуатацию лайнеров «Олимпик» и « » «Уар Стайт Лайн» стала обладателем самых больших лайнеров в мире. Конкуренты остались далеко позади, когда 20 октября 1910 г. «Олимпик» был спущен на воду. А в дальнейшем, когда появится и «Титаник», казалось, что понадобится много времени, чтобы превзойти их.

В скором времени после введения «Олимпика» в строй были выявлены некоторые недочеты в его конструкции, которые и были устранены на «Титанике». Это делало «Титаник» немного больше и роскошней, чем «Олимпик». И теперь, когда было начато строительство третьего и последнего судна класса «Олимпик», оно должно было объединять в себе все достоинства своих предшественников и не иметь их недостатки. Однако самые обширные изменения к проекту нового судна ждали его в будущем.


1912 год, 14 апреля — лайнер «Титаник» столкнувшись с айсбергом во время первого плавания, затонул всего за 2 ч 40 мин. Погибло больше чем 1500 человек. Мир был потрясен. Выяснилось, что правила безопасности для кораблей безнадежно устарели, и они были немедля изменены. «Олимпик» сразу отослали в Белфаст для изменений в его проекте и установки дополнительных спасательных шлюпок. После пяти месяцев работ, 2 апреля 1913 г., «Олимпик» возвратился к службе на северной Атлантике.

Строительство же третьего судна решили немедленно остановить, а намеченное имя «Гигантик» заменили на «Британник». Хотя «Уайт Стар Лайн» отрицала, что корабль первоначально хотели назвать «Гигантик», утверждения в прессе перед гибелью «Титаника» были другие. Лайнеры должны были называться в честь древнегреческих персонажей: олимпийцев, титанов и гигантов. Но, согласно легенды титаны и гиганты погибли в битве с олимпийцами, и называть новое судно «Гигантик» было бы такой же дерзостью, как в случае с «Титаником». Потому судно было названо «Британник».

«Олимпик» «Британник» и «Титаник»

«Самое непотопляемое» судно Британик

Инженерами начали делаться изменения в проекте. Потому как строительство было все еще в ранней стадии, гораздо легче было включить новые требования безопасности. Переборки проходили и через пассажирские помещения. Была добавлена дополнительная переборка в электрическом машинном отделении, таким образом, судно делилось на 17 водонепроницаемых отсеков, а не 16. Это, теоретически, делало его «самым непотопляемым» кораблем, способным выжить с шестью затопленными передними отсеками. Сконструировали двойные борта в местах, где были котельные. На корме строящегося лайнера перекрыли колодец между надстройкой и ютом. Таким образом палуба Б теперь была целой и прерывалась только на носу.

Визуально самой поразительной новой особенностью были спасательные лодки. Вместо того чтобы добавить шлюпки по длине шлюпочной палубы, по две на одну пару шлюпбалок, было решено установить 8 пар шлюпбалок-кранов, намного больших, чем шлюпбалки на «Титанике» и «Олимпике». Каждая могла держать до 6-ти шлюпок и всего позволили бы «Британнику» нести 48 спасательных шлюпок, из которых две оснащались собственными двигателями и телеграфом. Спасательные шлюпки были также установлены на корме корабля друг над другом. Была добавлена и пневматическая почта от мостика до радиорубки.

Техническая характеристика судна Британик

Водоизмещение — 48158 тонн;
Длина — 269 м
Высота — 18,4 м
Ширина — 28,65 м
Осадка — 10,6 м
Мощность силовой установки — 50 тысяч л.с.
Количество паровых котлов — 24
Скорость — 23-25 узла
Количество пассажиров — 2570 человек
Экипаж — 860 человек
После переоборудования — 675 кают
Количество спальных мест — 3300
Медицинский персонал — 489

Спуск на воду

Работа над «Британником» длились на протяжении 1912 года, но медленней, чем ожидалось. Спуск откладывался несколько раз, и только 26 февраля 1914 г. «Британник» был спущен на воду. В соответствии с традицией Уайт Стар Лайн, церемонии с разбитием бутылки шампанского о борт судна не было.

1914 год, август — началась Первая мировая война. «Британник» и «Олимпик» были поставлены на прикол, до возникновения необходимости. 1915 год, 1 сентября — «Олимпик» реквизировали как военный транспорт, а «Британник» все еще стоял незаконченный в Белфасте.

Переоборудование в госпитальное судно

1915 год, 13 ноября — «Британник» был реквизирован Адмиралтейством как госпитальный корабль. Каюты на верхних палубах были переоборудованы в палаты, потому как пациенты должны были быть как можно ближе к шлюпочной палубе. Обеденный зал и гостиную первого класса переделали в операционные и главную палату из-за их центрального местоположения. Хирурги, доктора и медсестры жили бы в каютах на палубе B, чтобы они были все время рядом с пациентами. Когда было закончено преобразование в госпитальное судно, на «Британнике» могли быть размещены 3309 пациентов, только «Аквитания» могла вместить больше, 4182 человек.

Не было времени, для оснащения судна шлюпбалками-кранами. Потому было установлено 5 пар шлюпбалок-кранов и 6 стандартных пар, которые не могли держать более 2-х шлюпок, потому установили меньшее количество лодок.

Корабль был окрашен в международные цвета госпитального корабля: белый борт, зеленая полоса вдоль корпуса, которая прерывалась в трех местах на каждом борту красными крестами. Трубы окрасили в горчичный цвет, похожие трубы были у «Уайт Стар Лайн», но не было черной верхушки. Эти цвета давали кораблю статус неприкосновенного для всех военных судов, согласно Женевскому Соглашению. 1915 год, 14 декабря — капитану Чарльзу Бартлетту дали под командование «Госпитальное Судно Его Величества Британник» под номером G618. К Рождеству он был приготовлен к первому плаванию.

Первое плавание

23 декабря «Британник» пошел в свое первое плавание, держа курс в порт Мудрос на греческом острове Лемнос. Через 5 дней он достиг Неаполя, единственного порта для взятия угля и воды перед Мудросом. Дойдя до Мудроса в Канун Нового года, он начал прием больных на борт, на что ушло 4 дня. 9 января «Британник» прибыл в Саутгемптон и начал высаживать пациентов. Было сделано еще 2 рейса, однако к весне 1916 г. обстановка в Средиземноморье стала поспокойней и госпитальные суда больше пока не требовались. Судно «Британник» поставили на прикол в Саутгемптоне 12 апреля и он стоял без дела на протяжении последующих 5-ти недель.

Тогда из-за финансовых неприятностей решили, что «Британник» будет возвращен к коммерческому обслуживанию «Уайт Стар Лайн». 18 мая он прибыл в Белфаст и 6 июня был освобожден от правительственного обслуживания. Однако к сентябрю 1916 г. еще раз усилилось наступление в Средиземноморье, и было очевидно, что большие лайнеры вновь будут необходимы в качестве плавучих госпиталей.

Возвращение на войну

1916 год, 4 сентября — капитану Бартлетту снова дали под командование «Британник», и 24 сентября он был на пути в Средиземное море в 4-й раз. Еще один рейс был совершен между 20 октября и 6 ноября, но обстановка в Средиземноморье требовала, чтобы он возвратился туда практически незамедлительно. В воскресенье, 12 ноября, в 14 ч 23 мин он отправился в шестой раз в Мудрос.

Последний рейс

28 октября немецкая субмарина «U-73» под командованием Густава Зисса поставила мины в канале Kea - между островом Kea и материковой Грецией. Во вторник утром, 21 ноября судно «Британник» приближалось к этим водам на скорости в 20 узлов. В 8 ч 12 мин утра судно неожиданно сотряслось от взрыва в носу с правого борта. Майор Гарольд Пристлай немедля принял командование и приказал медсестрам продолжать завтрак, так как капитан не давал приказа покинуть корабль.

Немногие думали, что ситуация была очень серьезной, и некоторые шутили, что протаранили подводную лодку. А в то время корабль кренился на правый борт и погружался носом в воду. Капитан отдал приказ задраить переборки и начать рассылать сигнал SOS. Взрыв разрушил переборку у форпика, и, кроме этого, пожарный туннель оказался тоже поврежденным, таким образом, вода могла проникнуть в котельные. С затопленными четырьмя передними отсеками «Британник» все еще мог держаться на плаву. Однако ситуацию ухудшило то обстоятельство, что дверь в переборке между котельными № 5 и № 6 была не в состоянии закрыться, давая возможность воде проходить дальше. Также тем утром по правому борту были открыты иллюминаторы для того что бы проветривались каюты - теперь через них заливало палубу.

Капитан Бартлетт решил попытаться выбросить корабль на мель у близлежащего острова Kea, но отказался от этого намерения, потому как в движущийся корабль вода попадала быстрей. Помощь была в пути, сигналы бедствия приняло несколько кораблей. На борту «Британника» продолжалась эвакуация. Было несколько случаев паники и один из них, когда группа пожарных взяла шлюпку без спроса. Немногие лодки были спущены, но, так как корабль все еще двигался, команда отказалась спустить шлюпки, пока судно не остановится. Несмотря на такую предосторожность, произошел несчастный случай - две шлюпки были спущены на воду и их затянули под судно все еще вращающимся гребным винтом. Под винтом погиб 21 человек. 9 человек погибли на корабле.

В 9 ч 7 мин утра корабль опрокинулся на правый борт и затонул спустя 55 мин после взрыва. Капитан Бартлетт, который оказался в воде, подплыл к шлюпке, и его вытащили из воды. К 10 часам корабль «Scourge» добрался до места гибели и начал подбирать оставшихся в живых.
Всего спаслось 1036 человек.

Причины трагедии

В скором времени после трагедии правительство Британии выдвинуло две официальные гипотезы: кораблю был или торпедирован, или подорвался на немецкой мине.

Историки, по сей день, не уверены в истинных причинах крушения «Британника». Судно опрокинулось и затонуло всего за 55 мин, но благодаря хорошо организованной спасательной работе из 1136 раненых и членов экипажа, находящихся на борту, погибло только 30 человек. Согласно одной из версий, мина, оставленная немецкой подлодкой, и на которую напоролось судно, попросту не могла бы причинить лайнеру большого урона. Но «Британник» умудрился наткнуться на нее отсеком с углем. Взорвалась угольная пыль, проломившая в левом борту огромную пробоину. По еще одной из версий корабль перевозил оружие. Из-за этого судно и было торпедировано субмариной противника.

Подводные исследования

1976 год — Жак Кусто в 64 км южней Афин смог обнаружить точное местонахождение останков «Британика». Корабль (около 270 м. в длину и водоизмещением 48 тыс. тонн) лежит на боку на глубине 119 м. практически целое. Хорошо виден разлом, который был вызван ударом о дно.

Кусто обнаружил, что судно находится на расстоянии 6,75 морских миль от места, объявленного британским адмиралтейством в 1916 году. По словам Саймона Миллза, оператора и морского историка-любителя, купившего обломки за 25 тыс. $. в 1996 году у другого коллекционера останков кораблекрушений Марка Бамфорда, это несовпадение породило несколько теорий. Дошли до того, что некоторые из исследователей даже предположили, что британское правительство само потопило судно в качестве пропагандистского шага для вовлечения в войну США.

Начальник одной из 5-ти экспедиций Ник Хоуп уверял, что он не обнаружил следов от взрывов немецкой мины. Один из членов команды Хоупа смог проникнуть в кочегарный тоннель, чтобы удостовериться, были ли задраены герметичные люки в переборках судна. Он обнаружил, что один люк был открытым. «Еще по одной версии, - говорит Хоуп, - иллюминаторы около ватерлинии были открытыми…»

На борту судна Британник, была медсестра Вайлет Джессоп. Она была в лодке, которую затянуло под винт тонущего корабля, и выжила. Также девушка смогла благополучно пережить гибель старшего брата «Британника» - «Титаника». Что еще более удивительно, так это то, что Вайлет Джессоп была стюардессой на «Олимпике» (старшем брате обоих лайнеров), когда тот в порту Саутгемптона столкнулся с крейсером «Хоук».


Гибель "Британика".

28 октября 1914 г. немецкая подлодка U-73 под командой Густава Зисса поставила мины в канале Kea — между островом Kea и материковой Грецией.

12 ноября 1914 года лайнер "Британик", переоборудованный в госпитальное судно,покинул Саутгемптон и отправился в Мурдос (Средиземноморье) для эвакуации раненых английских солдат. В 12 часов ночи 15 ноября лайнер прошел Гибралтарский пролив, а 17 ноября достиг Неаполя. Там корабль сделал остановку для дополнительной загрузки угля и воды. Первая стадия его миссии была завершена. Покинуть Неаполь "Британику" не давал шторм, но вскоре погода улучшилась и капитан повел лайнер дальше.

21ноября 1916 года "Британик" достиг пролива между Грецией (Мыс Sounion) и островом Кеа. В 8 час.12 мин.утра судно внезапно сотряслось от взрыва в носу с правого борта.За ним последовал еще один, более мощный. Он буквально разорвал левый борт корабля в нескольких местах. Медсестры и обслуживающий персонал сразу выбежали из столовой, где по расрорядку дня был накрыт завтрак.

Капитан Бартлетт и Старший помощник Хам стояли на капитанском мостике и сразу же поняли серьезность всей ситуации.Капитан мгновенно взял инициативу в свои руки и принялся руководить ходом спасательной операции. Он приказал закрыть водонепроницаемые переборки и подготовить к спуску все спасательные шлюпки. Первые сообщения о масштабах взрыва были пугающими: передние 4 отсека быстро заполняются водой.Ситуацию ухудшило то обстоятельство, что дверь в переборке между котельными № 5 и № 6 была не в состоянии закрыться, позволяя воде проходить дальше. Также тем утром по правому борту были открыты иллюминаторы для проветривания кают.Всем стало ясно, что "Британик" скоро затонет.

Спасательные работы велись четко по служебным инструкциям, все было направлено на недопущение паники. Расчет капитана состоял в том, чтобы как можно быстрее дойти до острова Кеа и посадить корабль на мель. "Британик" стремительно погружался носом, одновременно кренясь на правый борт. Сигналы бедствия приняли несколько судов, 4 корабля уже шли на помощь. Шлюпки загружались должным образом, всем еще хорошо помнилась трагедия "Титаника", который являлся братом-близнецом "Британика".

Вот из воды показались огромные винты корабля. Они продолжали вращение, так как в топках еще горел огонь. 2 шлюпки, спущенные без ведома 3-го помощника капитана Дэвида Лоса, не смогли далеко отплыть от представляющих большую опасность лопастей, были затянуты водоворотом и в конце концов разрублены на части. Увидев это, капитан приказал немедленно остановить ходовые винты, так как третью шлюпку уже несло на них. Список жертв мог бы пополниться, но внимательность капитана спасла людей в шлюпке. Прошло около часа со времени подрыва на плавающей немецкой мине. "Британик" уже начал задевать носовой частью дно Эгейского Моря (глубина в том месте была около 120 метров, длина Британика- больше 250 метров). Но вдруг корабль пошатнулся и стал стремительно заваливаться на правый борт. Начали с невыносимым скрежетом рушиться дымовые трубы... В 9:07 утра судно опрокинулось на правый борт и затонуло через 55 минут после взрыва. Капитан Бартлетт, который оказался в воде, подплыл к шлюпке, и его вытащили из воды.Через минуту лайнер исчез в бездне. Через час на место катастрофы подошли 4 судна, принявших сигналы бедствия. Было спасено 1036 из находившихся на борту "Британика" 1066 человек.Под винтом погиб 21 человек. Плюс еще 9 человек погибли на судне.

В 1976 году Жак-Ив Кусто в 64 километрах южнее Афин открыл точное местонахождение останков «Британика». Судно лежало на боку на глубине 118 метров практически целое. Хорошо был виден разлом, вызванный ударом о дно. Кусто обнаружил, что корабль находится на расстоянии 6,75 морских миль от места, объявленного британским адмиралтейством еще в 1916 году. Это несовпадение породило несколько теорий. Дошло до того, что некоторые исследователи даже предположили, что британское правительство само потопило корабль в качестве пропагандистского шага для вовлечения в войну Соединенных Штатов.

Однако в 2003 году международная команда дайверов раскрыла секреты корабля.

«Единственное видимое повреждение "Британика" — это большой разлом в передней части носа, идущий через весь корпус к левому борту. Разлом появился, когда судно ударилось носом о дно. Доказательством тому является огромное вздутие, возникшее в результате повреждения конструкций судна при мощном ударе лайнера о морское дно... На глубине 118 метров видимость была просто фантастической, и лучи света освещали самый большой из затонувших океанских лайнеров во всем его величии... Огромные винты лайнера, лежащего на морском дне с креном на правый борт и освещенного ярким греческим солнцем, — пугающая картина, которую забыть просто невозможно». Это слова фотографа Лэя Бишопа, участника исследовательской группы.

На протяжении всего прошедшего времени,с монента гибели "Британика",немцы утверждали, что установили мины по всему району, и ни в коем случае не торпедировали «Британик» в ноябре 1916 года, в то время как он совершал рейс в качестве госпитального судна. Экспедиции удалось обнаружить минное поле прямо по курсу «Британика» — именно там, где указывали немецкие архивные документы. Сонар показал даже взорванную мину с закрепленной на ней якорной цепью.Теперь можно с уверенностью утверждать, что «Британик» был потоплен немецкой миной.

Участник экспедиции Ричард Стивенсон проник внутрь судна и проверил герметичные двери. Ричард осуществил погружение в котловую номер шесть. Эта задача потребовала всех его навыков в подводной спелеологии, он использовал ребризер Inspiration, позволяющий избежать повреждения конструкций пузырьками воздуха и их обрушивания, а также помогающий сохранить анаэробную среду внутри судна. Для безопасности и связи был проложен сигнальный конец. В котловой его цифровая камера четко показала дорожки между подставками для котлов и угольные тачки, составленные в углах. Само его присутствие в этом черном, как смоль, помещении на глубине около 114 метров доказывает, что он прошел через открытые двери, расположенные в переборках.Была достигнута одна из основных целей экспедиции. «Британик» действительно затонул из-за того, что все переборочные двери были открыты и вода заполнила все отсеки в течение считанных минут.

Фантастический факт:-Медсестра Вайолетт Джессоп сумела выжить после того, как лайнер "Британик"в ноябре1916 года подорвался на немецкой мине, а шлюпку, в которую она села для эвакуации, затянуло под вращающийся гребной винт. Четырьмя годами ранее эта же медсестра находилась на борту «Титаника» — корабля того же класса — и также сумела выжить. А в 1911 году Вайлетт была на борту «старшего брата» этих двух лайнеров — «Олимпика», когда тот столкнулся с крейсером «Хоук», хотя в той аварии никто не пострадал.